Научная статья на тему 'ВОПРОС ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ПОЛУОСТРОВА КРЫМ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА'

ВОПРОС ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ПОЛУОСТРОВА КРЫМ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2245
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / УКРАИНА / КРЫМСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ / ПРАВОМЕРНОСТЬ / КОНСТИТУЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMEA / RUSSIAN FEDERATION / UKRAINE / CRIMEAN PENINSULA / SELF-DETERMINATION OF PEOPLES / ACCESSION / LEGITIMACY / CONSTITUTION / INTERNATIONAL LAW / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ушаков В.Н., Ефимова Е.В., Игнатьева И.В.

Настоящая статья посвящена изучению вопроса принадлежности территории полуострова Крым, определению правомерности выхода из состава Украины и присоединения данной территории в 2014 г. к Российской Федерации. Территория Крыма с древних времён является достаточно спорной в плане принадлежности тому или иному государству. Связано это с удачным географическим положением и уникальными природными условиями полуострова, а также с тем, что данная территория в разные временные отрезки входила в состав нескольких государств. После присоединения в 2014 г. Крымского полуострова к Российской Федерации некоторые представители мирового сообщества не раз признавали данный переход незаконным. В частности, часто говорится об аннексии Крыма Россией. Украина, в состав которой входила территория полуострова Крым с 1954 до 2014 гг., также не признаёт правомерность факта этого присоединения, обосновывая свою точку зрения национальным законодательством, в частности Конституцией Украины. Кроме того, Украинские власти на сегодняшний день определяют данную территорию как временно оккупированную. Итог проведённого исследования показал, что после произошедшего государственного переворота на Украине, сопровождавшегося насилием над мирным населением, жители Крыма в условиях невозможности дальнейшего существования в составе данного государства, решили войти в состав Российской Федерации. Авторы считают данное присоединение правомерным, основываясь на нормах международного права, главным образом, на праве на самоопределение народов. Кроме того, авторами высказано мнение, что данное присоединение также правомерно, несмотря на противоречие нормам национального законодательства государств. В статье приводятся многочисленные исторические факты, имеются ссылки на национальное законодательство, как Российской Федерации, так и Украины, а также на различные нормы международного права, договоры и соглашения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ушаков В.Н., Ефимова Е.В., Игнатьева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTION OF BELONGING TO THE TERRITORY OF THE CRIMEA PENINSULA AS A CONTEMPORARY PROBLEM OF INTERNATIONAL LAW

This article is devoted to studying the issue of belonging to the territory of the Crimea Peninsula, determining the legality of leaving Ukraine and joining this territory in 2014 to the Russian Federation. The territory of Crimea since ancient times has been a rather controversial issue in terms of belonging to a particular state. This is due to the successful geographical position and unique natural conditions of the peninsula, as well as the fact that this territory was part of several states in different time periods. After the accession of the Crimean Peninsula to the Russian Federation in 2014, some representatives of the world community have repeatedly recognized this transition as illegal. In particular, it is very often said about the annexation of Crimea by Russia. Ukraine, which included the territory of the Crimea peninsula from 1954 to 2014, also does not recognize the legality of the fact of this accession, justifying its point of view mainly with its national legislation, in particular the Constitution of Ukraine. In addition, the Ukrainian authorities today define this territory as temporarily occupied. The result of the study showed that after the coup d'état in Ukraine, accompanied by violence against the civilian population, the inhabitants of Crimea, in conditions of impossibility of further existence in this state, decided to become part of the Russian Federation. The authors consider this accession to be legitimate, based on international law, mainly on the right to self-determination of peoples. In addition, the authors expressed the view that this accession was also lawful, despite contradiction with the rules of national legislation of States. The article contains numerous historical facts, references to national legislation, both of the Russian Federation and Ukraine, as well as various norms of international law, treaties and agreements.

Текст научной работы на тему «ВОПРОС ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ПОЛУОСТРОВА КРЫМ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

ВОПРОС ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТЕРРИТОРИИ ПОЛУОСТРОВА КРЫМ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Аннотация

Настоящая статья посвящена изучению вопроса принадлежности территории полуострова Крым, определению правомерности выхода из состава Украины и присоединения данной территории в 2014 г. к Российской Федерации. Территория Крыма с древних времен является достаточно спорной в плане принадлежности тому или иному государству. Связано это с удачным географическим положением и уникальными природными условиями полуострова, а также с тем, что данная территория в разные временные отрезки входила в состав нескольких государств.

После присоединения в 2014 г. Крымского полуострова к Российской Федерации некоторые представители мирового сообщества не раз признавали данный переход незаконным. В частности, часто говорится об аннексии Крыма Россией. Украина, в состав которой входила территория полуострова Крым с 1954 до 2014 гг., также не признает правомерность факта этого присоединения, обосновывая свою точку зрения национальным законодательством, в частности Конституцией Украины. Кроме того, Украинские власти на сегодняшний день определяют данную территорию как временно оккупированную.

Итог проведенного исследования показал, что после произошедшего государственного переворота на Украине, сопровождавшегося насилием над мирным населением, жители Крыма в условиях невозможности дальнейшего существования в составе данного государства, решили войти в состав Российской Федерации. Авторы считают данное присоединение правомерным, основываясь на нормах международного права, главным образом, на праве на самоопределение народов. Кроме того, авторами высказано мнение, что данное присоединение также правомерно, несмотря на противоречие нормам национального законодательства государств.

В статье приводятся многочисленные исторические факты, имеются ссылки на национальное законодательство, как Российской Федерации, так и Украины, а также на различные нормы международного права, договоры и соглашения.

Крымский полуостров в силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времен является спорной

территорией в плане принадлежности тому или иному государству. Связано это с тем, что полуостров Крым в разное время являлся частью многих

государств мира, таких как Россия, Турция, Греция и Украина.

Первые поселения появились на Крымском полуострове около двух миллионов лет назад. Благоприятные природные условия: короткая зима, долгое теплое лето, богатейшие флора и фауна с древности позволяют народам на этой территории заниматься охотой, рыбным промыслом, земледелием, скотоводством. Также, благодаря наличию многочисленных мест добычи рудных полезных ископаемых, здесь развивались ремесла, металлургия, горное дело.

Справедливости ради следует отметить и то, что Крым расположен практически в самом центре Черного моря. Это говорит еще и о важном стратегическом преимуществе для того, кто контролирует этот участок суши. Бухты Севастопольская и Балаклавская надежно укрыты с моря от непогоды и условного противника, узкие заходы в бухты могут быть надежно заблокированы относительно небольшими военными силами прикрытия.

Данную территорию завоевывали сначала греки, потом хазары. После, с разгромлением последних, князем Владимиром был взят Херсон (Корсунь), то самое место, где впервые русский князь принял христианство. Часть Крымского полуострова в XIII в. захватила Золотая Орда. После ее распада, в 1441 г. здесь начинается формирование крымско-татарского народа, с образованием Крымского ханства.

В 1783 г. Крымский полуостров был присоединен к Российской империи, после чего на его территории была образована Таврическая губерния. В период существования Советского Союза Крым входил в состав РСФСР, но по непонятным до сей поры причинам был передан Украинской республике в 1954 г. с формулировкой: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР»15.

В 1991 г., после распада СССР, Крым стал частью Украины как суверенного государства.

В ноябре 2013 г. Украину захлестнули массовые беспорядки, которые были вызваны отказом властей от принятия соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Начался политический кризис. Протесты перекинулись на многие города и области Украины. Но власть и население Автономной Республики Крым отказались поддерживать оппозицию.

22 февраля в результате государственного переворота власть на Украине перешла к оппозиции, президент Янукович был свергнут и вынужден покинуть Киев. Жители полуострова, не желая признавать новое украинское правительство, начали ответные акции протеста с основным требованием — отделить Крым от Украины.

27 февраля Верховным советом Республики Крым была назначена дата проведения референдума для

15 Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» // Ведомости Верховного Совета СССР, 09.03.1954, № 4, С. 64.

определения ее статуса — 25 мая. Событие несколько раз переносилось по причине отставки старого правительства и назначения нового под предсе-дательствованием С. Аксенова. Лидер партии «Русское единство» обратился к Президенту России за помощью по обеспечению порядка и стабильности во всех регионах полуострова. 1 марта Совет Федерации России дал согласие президенту Путину на введение Вооруженных сил РФ на территорию Украины до нормализации обстановки в этой стране. После этого дата референдума была перенесена на 16 марта.

По результатам проведенного референдума большинство жителей Крыма (96,7%) высказались за воссоединение с Россией16.

17 марта 2014 г. был провозглашен суверенитет Республики Крым. Указом высшего законодательного органа власти находящаяся на полуострове украинская госсобственность стала собственностью Республики Крым. Государственный совет также постановил, что с 17 марта в Крыму «не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады и иных государственных органов

Украины, принятые после 21 февраля 2014 г.»17.

18 марта был заключен Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Данный документ был подписан Президентом России В. Путиным, председателем Совета министров Крыма С. Аксеновым, главой Государственного совета Республики Крым В. Константиновым и главой города Севастополя А. Чалым18. С этого момента и по сегодняшний день Крым является территорией Российской Федерации.

Полагаем, что позиция России по данному вопросу известна всем. Как сказали представители МИДа Российской Федерации: «в соответствии со свободным и добровольным волеизъявлением народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 г. и Договором о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию от 18 марта 2014 г., на Крымском полуострове расположены субъекты Российской Федерации: Республика Крым и город федерального значения Севастополь, которые являются неотъемлемой частью Российской Федерации»19. Счи-

16 Протокол Комиссии Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума о результатах референдума от 17.03.2014 г. // Крым в истории России // Ы1р://кгут. rusarchives.ru/dokumenty/protokolkomissiiavtonomnoyrespublikikrympoprovedeniyuobshchekrymskogo-referendumao/, дата обращения 21.12.2020.

17 О независимости Крыма: Постановление ВР АРК от 17.03.2014 г. № 17456/14 // https://ru.wikisource. org/wiH/Постановление_ВР_АРК_от_17.03.2014_N^_17456/14/, дата обращения 21.12.2020.

18 Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов / Официальный интернетпортал правовой информации // http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201403180024, дата обращения: 21.12.2020.

19 Проблема принадлежности Крыма // https://ru.wikipedia.org/wiki/Проблема_принадлежно-сти_Крыма/, дата обращения 21.12.2020.

таем данную точку зрения правильной и достаточно обоснованной, так как в данном случае власти России ссылаются на нормы международного права.

В частности, право на самоопределение народов, о существовании которого напоминают Российские власти, наряду с другими основополагающими принципами международного права, закреплено в статье 1 Устава ООН: «... Организация Объединенных Наций преследует цели: развития дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов ...»20.

Данное право также было подтверждено в статье 1 Пакта 1966 г. о гражданских и политических пра-вах21, а также в статье 1 Пакта 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах22.

В целях реализации положений Устава ООН государства-участники единогласно приняли Декларацию 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. Согласно этой Декларации, «создание суверенного и

независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение»23.

Право на самоопределение было не раз подтверждено резолюциями Генассамблеи ООН, решениями Международного Суда и комментариями Комитета по правам человека.

Как видно, данная точка зрения вполне обоснована.

Рассмотрим позицию Украинских властей. По их мнению, в Крыму расположены исключительно административно-территориальные единицы Украины. К моменту распада Советского Союза Крым принадлежал Украинской ССР, поэтому односторонний выход Крыма из состава Украины невозможен и является нарушением принципа территориальной целостности. В этой связи, Верховная рада Украины объявила Автономную Республику Крым и Севастополь «временно оккупированными терри-ториями«.

20 Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. СанФранциско 26.06.1945) // СПС КонсультантПлюс.

21 Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.

22 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС КонсультантПлюс.

23 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.

Обосновывают свою точку зрения Украинские власти тем, что Конституция Украины, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривает права сецессии, соответственно, такой выход Крыма из состава Украины противоречит основному закону. Об этом говорит статья 34 Конституции Украины: «Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины.»24.

Кроме того, выход Автономной Республики Крым из состава Украины противоречит и Конституции самой Автономной Республики Крым 1998 г., согласно которой Автономная Республика Крым также является неотъемлемой составной частью Украины; при этом любые изменения, вносимые в данную Конституцию, должны утверждаться Верховной радой Украины25.

Данное умозаключение на самом деле легко оспариваемое. Образование государства и его вхождение в состав другого государства — это процессы, которые всегда должны регулироваться не внутренним законодательством стран, а международным правом. Ведь, как известно, нарушение внутреннего законодательства государства автоматически не влечет за собой нарушение международного права.

Так, в меморандуме США, представленном в Международный Суд ООН по делу о соответствии меж-

дународному праву односторонней декларации о независимости Косово, отмечается, что «декларации независимости могут и по своей сути часто нарушают внутреннее право, ... однако это не означает, что имело место нарушение международного права».

Сам Международный Суд согласился с этим подходом и при анализе соответствия международному праву декларации о независимости Косово даже не стал исследовать вопрос о действительности этой декларации в свете Конституции Сербии или Конституции СФРЮ26.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что постановка вопроса о несоответствии Конституции Украины процесса присоединения Крыма Россией в конечном счете не влияет на признание такого присоединения правомерным, так как руководствоваться в этом случае нужно именно нормами международного права.

Несмотря на это, позиция по поводу легитимности и законности данного события до сих пор остается предметом споров и обсуждений российских представителей современного международного права и их западных оппонентов, склонных рассматривать его как насильственную аннексию, проведенную в одностороннем порядке. Российскими же исследователями ситуация определяется как

24 Конституция Украины // https://iportal.rada.gov.ua/uploads/documents/27396.pdf, дата обращения 21.12.2020.

25 Конституция Республики Крым // https://zakon.rada.gov.Ua/krym/show/rb076a00292#Text, дата обращения 21.12.2020.

26 Правовые обоснования позиции России по Крыму и Украине // http://www.russianunesco.ru/ rus/artide/1636, дата обращения 21.12.2020.

реализация добровольного решения жителей Крыма, в основе которого лежит право на самоопределение [Та-ева, 2017: 9-17].

С нашей точки зрения, смену власти на Украине в 2014 г. следует рассматривать как вооруженный государственный переворот, санкционированный США и ЕС — «нашими западными партнерами», как их называет президент В. Путин. Они, нарушив принцип невмешательства во внутренние дела государства, активно поддерживали установление нелегитимного и абсолютно незаконного режима на Украине, который в дальнейшем серьезно нарушал права этнических русских и русскоязычного населения Крыма. В силу этого крымчане обладали несомненным правом на самоопределение, которое они реализовали путем законного референдума, где подавляющим большинством высказались за вхождение в состав России. Так считают и многие Российские исследователи, юристы, правоведы, политологи.

При этом многие страны Запада смену руководства на Украине не классифицируют как государственный переворот. Считая новую украинскую власть легитимной, опровергают утверждения об истинной угрозе русскоязычному населению Крыма как ничем не подтвержденные и необоснованные. Они продолжают рассматривать территорию Республики Крым как часть Украины и не признают ее отделения. В декабре 2016 г. Генассамблея ООН заявила, что референдум проведен незаконно и не может быть основанием для изменения статуса Крыма и Севастополя.

Мнение о том, что Россия, принимая Крым, нарушила многие международные документы, мотивировано политически и никоим образом не основано на международном праве.

Что касается военного вмешательства, то российские исследователи рассматривают участие российских войск в Крыму в 2014 г. как направленное на реализацию и защиту волеизъявления народа, а также для защиты граждан России и своих соотечественников в рамках доктрины гуманитарной интервенции.

Обсуждая, допускает ли международное право иностранное военное вмешательство для защиты граждан за рубежом, западные исследователи отвергают утверждения о серьезных гуманитарных проблемах, которые могли бы обосновать гуманитарную интервенцию, а также отвергают правомочность аргумента о вмешательстве по приглашению, так как законный президент В. Янукович был лишен фактической власти. Но то, что это произошло в результате государственного переворота, их, по всей видимости, не смущает.

Кроме того, на простом отрицании правового присоединения Крыма к России «наши Западные партнеры» не остановились. Европейский союз начал вводить санкции в отношении нашей страны, видимо надеясь на то, что Россия, в противовес решению населения Крыма, добровольно отдаст его Украине. Решение о том, что «в случае отсутствия разрядки напряженности в Крыму» Евросоюз будет применять «меры давления на Россию», было принято на экстренном саммите ЕС 6 марта 2014 г.

Наложенные санкции по решению ЕС в дальнейшем будут продлены до

23 июня 2021 г. Ограничения включают запрет на импорт товаров из Республики Крым и Севастополя в Евросоюз, на инвестиции и оказание туристических услуг. Также под ограничения попадает экспорт из Европейского союза товаров и услуг для использования на территории Крыма: в транспортном, телекоммуникационном, энергетическом секторах, а также для добычи полезных ископаемых.

Важно отметить, что такие компании, как «Сбербанк», «Газпром», «Лукойл», чтобы не попасть под санкции, отказываются работать на крымской территории.

Опуская вопрос санкций, необходимо сказать, что признание Крыма субъектом РФ рядом стран, а также ООН за 6 лет так и не произошло. Но все же официально Крым субъектом РФ признали такие страны, как Венесуэла, Куба, Никарагуа, КНДР, Сирия, Судан, Палестина, Афганистан.

24 марта 2014 г. президент Белоруссии А. Лукашенко заявил: «Крым — это фактически Россия, от того, признавать или не признавать этот факт, ничего не изменится».

Таким образом, подводя итог, мы приходим к следующим выводам.

После произошедшего государственного переворота на Украине, сопровождавшегося насилием над мирным населением, жители Крыма в условиях невозможности дальнейшего существования в составе данного государства, решили войти в состав Российской Федерации. С одной стороны, считаем данный переход правомерным и соответствующим нормам международного права, в частности праву на самоопределение и присоединение к тому или иному государству, которое закреплено в Уставе ООН и других международных документах.

Но, с другой стороны, мы понимаем рвение Украинских властей по этому вопросу. В данном случае такой самовольный выход Крыма равносилен выходу из состава Российской Федерации любого ее субъекта, например, Иркутской области. Естественно, такие сецессии недопустимы, как по Конституции Украины, так и по Конституции России. Но не следует забывать о том, после чего и в каких условиях был осуществлен данный выход, а именно после государственного переворота, осуществление которого, в принципе, наверняка противоречит законодательству любого государства мира, в том числе и законодательству Украины.

Список литературы

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов / Официальный интернет-портал правовой информации // http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201403180024, дата обращения 21.12.2020.

Конституция Республики Крым // https://zakon.rada.gov.ua/krym/show/rb076a002-92#Text, дата обращения 21.12.2020.

Конституция Украины // https://iportal.rada.gov.ua/uploads/documents/27396.pdf, дата обращения 21.12.2020.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант Плюс.

О независимости Крыма: Постановление ВР АРК от 17.03.2014 г. № 1745-6/14 // https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_ВР_АРК_от_17.03.2014_N^_1745-6/14/, дата обращения 21.12.2020.

Правовые обоснования позиции России по Крыму и Украине // http://www. russianunesco.ru/rus/article/1636, дата обращения 21.12.2020.

Проблема принадлежности Крыма // https://ru.wikipedia.org/wiki/Проблема_при-надлежности_Крыма/, дата обращения 21.12.2020.

Протокол Комиссии Автономной Республики Крым по проведению общекрымского референдума о результатах референдума от 17.03.2014 г. // Крым в истории России // http://krym.rusarchives.ru/dokumenty/protokol-komissii-avtonomnoy-respubliki-krym-po-provedeniyu-obshchekrymskogo-referenduma-o/, дата обращения 21.12.2020.

Таева Н.Е. Реализация принципа равноправия и самоопределения народов в Республике Крым и Севастополе // Lex Russka. 2017. № 2. С. 9-17.

Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» // Ведомости Верховного Совета СССР, 09.03.1954, №4, С. 64.

Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС Консультант Плюс.

Address: Russian Federation, 664074, Irkutsk, ul. Ivan Franko, 23 a

V.N. USHAKOV,

expert of the East Siberian branch of the Russian State University of Justice

E-mail: ushakov-sl@mail.ru

Keywords:

Crimea, Russian Federation, Ukraine, Crimean peninsula, self-determination of peoples, accession, legitimacy, constitution, international law, legislation

E.V. EFIMOVA

expert of the East Siberian branch of the Russian State University of Justice

Address: Russian Federation, 664074, Irkutsk, ul. Ivan Franko, 23 a

E-mail: mail@esbrsuj.ru

I.V. IGNATIEVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of General Theoretical and State Legal Disciplines of the East Siberian Branch of the Russian State University of Justice

Address: Russian Federation, 664074, Irkutsk, ul. Ivan Franko, 23 a

E-mail: mail@esbrsuj.ru

QUESTION OF BELONGING TO THE TERRITORY OF THE CRIMEA PENINSULA AS A CONTEMPORARY PROBLEM OF INTERNATIONAL LAW

Abstract

This article is devoted to studying the issue of belonging to the territory of the Crimea Peninsula, determining the legality of leaving Ukraine and joining this territory in 2014 to the Russian Federation. The territory of Crimea since ancient times has been a rather controversial issue in terms of belonging to a particular state. This is due to the successful geographical position and unique natural conditions of the peninsula, as well as the fact that this territory was part of several states in different time periods.

After the accession of the Crimean Peninsula to the Russian Federation in 2014, some representatives of the world community have repeatedly recognized this transition as illegal. In particular, it is very often said about the annexation of Crimea by Russia. Ukraine, which included the territory of the Crimea peninsula from 1954 to 2014, also does not recognize the legality of the fact of this accession, justifying its point of view mainly with its national legislation, in particular the Constitution of Ukraine. In addition, the Ukrainian authorities today define this territory as temporarily occupied.

The result of the study showed that after the coup d'état in Ukraine, accompanied by violence against the civilian population, the inhabitants of Crimea, in conditions of impossibility of further existence in this state, decided to become part of the Russian Federation. The authors consider this accession to be legitimate, based on international law, mainly on the right to self-determination of peoples. In addition, the authors expressed the view that this accession was also lawful, despite contradiction with the rules of national legislation of States.

The article contains numerous historical facts, references to national legislation, both of the Russian Federation and Ukraine, as well as various norms of international law, treaties and agreements.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Declaration on Principles of International Law Concerning Friendly Relations and Cooperation among States in Accordance with the Charter of the United Nations (Adopted on 24.10.1970 by Resolution 2625 (XXV) at the 1883rd plenary Meeting of the UN General Assembly). (In Russ.)

Agreement between the Russian Federation and the Republic of Crimea on the Admission of the Republic of Crimea to the Russian Federation and the Formation of new Subjects within the Russian Federation / Official Internet Portal of legal Information // http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201403180024, accessed 21.12.2020. (In Russ.)

Constitution of the Republic of Crimea // https://zakon.rada.gov.ua/krym/show/ rb076a002-92#Text, accessed 21.12.2020.

The Constitution of Ukraine // https://iportal.rada.gov.ua/uploads/documents/27396. pdf, accessed 21.12.2020. (In Russ.)

International Covenant on Civil and Political Rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly). (In Russ.)

International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly). (In Russ.)

On the Independence of the Crimea: Resolution of the Verkhovna Rada of the ARC of 17.03.2014 No. 1745-6/14. // https://ru.wikisource.org/wiki/nocTaHOB.neHHe_BP_APK_ ot_17.03.2014_№_1745-6/14/, accessed 21.12.2020. (In Russ.)

The legal justification for the attitude of Russia in the Crimea and Ukraine // http://www. russianunesco.ru/rus/article/1636, accessed 21.12.2020. (In Russ.)

The problem of belonging to the Crimea // https://ru.wikipedia.org/wiki/ Problemprevention_Crimea/, accessed 21.12.2020. (In Russ.)

Protocol of the Commission of the Autonomous Republic of Crimea on the conduct of the All-Crimean referendum on the results of the referendum of 17.03.2014 // Crimea in the History of Russia // http://krym.rusarchives.ru/dokumenty/protokol-komissii-avtonomnoy-respubliki-krym-po-provedeniyu-obshchekrymskogo-referenduma-o/, accessed 21.12.2020. (In Russ.)

Taeva N. E. Implementation of the principle of equality and self-determination of peoples in the Republic of Crimea and Sevastopol // Lex Russiaca. 2017. No. 2. pp. 9-17. (In Russ.)

Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR of 19.02.1954 «On the transfer of the Crimean region from the RSFSR to the Ukrainian SSR» // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR, 09.03.1954, No. 4, p. 64. (In Russ.)

Charter of the United Nations (Adopted in San Francisco 26.06.1945) // SPS Consultant Plus. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.