ВОПРОС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Нурманова Ж.А.
РГКП «Алматинский областной центр санэпидэкспертизы» КГСЭН МЗ РК филиал по Талгарскому району
Резюме В статье рассмотрены вопросы обеспечения городского и сельского населения республики качественной питьевой водой. Сохранение водных ресурсов и централизованное водоснабжение населения ставит ряд проблем перед общественным здравоохранением, санитарно-эпидемиологической службой и политикой республики в целом. Ключевые слова питьевая вода, население регионов, водные ресурсы
PROVIDING DRINKING WATER FOR RURAL POPULATION IN KAZAKHSTAN
Nurmanova J.A.
Abstract Over 60% of the population in CA lives in rural areas and villages, many of whom do not have centralized water supply systems. People have to use water from tanks which are delivered by car. Such water is unsafe foe consumption and often becomes a source of infectious diseases. Built in late twentieth century, 60-80% of the water system is physically worn out by now, it does not meet the technical and sanitary standards. Water-related diseases due to poor water quality occur particularly in summer and are common in rural areas. In 2002, the Government of the Republic of Kazakhstan adopted a sectoral Drinking Water Programme for 2002-2010, which aims to improve access to potable water. At first, water supply systems have been reconstructed or newly constructed in cities and bigger villages. The article deals with issues of urban and rural population with quality drinking water. Conservation of water resources
and centralized water supply of the population raises a number of issues, public health, sanitary-epidemiological service and the policy of the republic as a whole. Keyword: potable water, rural population, water resources
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ АЙМА^ТАРЫНЫН Т¥РГЫНДАРЫН АУЫЗ СУМЕН КАМТАМАСЫЗ ЕТУ МЭСЕЛЕС1НЕ
ТYйiнМа^алада, республикамыздагы ^ала жэне ауыл тургындарын сапалы ауыз сумен ^амтамасыз ету мэселелерi ^арастырылган. Су ресурстарын жэне тургындарды ортальи^тандырылган сумен ^амтамасыз ету, ез кезепнде ^огамдыщ денсаулыщ са^тау, санитарлыщ-эпидемиологиялыщ ^ызмет жэне жалпы алганда республиканыц саясаты алдына бф^атар мэселе ^ояды.
ТYйiндi сездер ауызсу, айма^тардыц тургындары, су ресурстары
Наряду со всеми странами-членами ООН Казахстан подписал Декларацию по достижению целей тысячелетия и, тем самым, взял на себя обязательства по ее выполнению. Вопрос водоснабжения подразумевается во всех 7 целях развития тысячелетия и 11 задачах, что делает его неотъемлемой частью их выполнения [1].
Декларация тысячелетия содержит комплекс ключевых целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые прокладывают путь к миру без нищеты и лишений, связанных с бедностью:
Таблица 1
Цель 1 -Ликвидация крайней нищеты и голода
Цель 2 -Достижение всеобщего начального образования
Цель 3 -Поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин
Цель 4 -Снижение детской смертности
Цель 5 -Улучшение охраны материнства
Цель 6 -Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями
Цель 7 -Обеспечение экологической устойчивости
Для оценки выполнения этих целей были установлены критерии - 11 взаимосвязанных задач на определенный период времени (до 2015 года) и 31 показатель.
Для Казахстана ЦРТ являются долгосрочными целями, тесно связанными с национальной стратегией развития «Казахстан - 2030». 2015 год является удобной точкой для подведения итогов на полпути к реализации национальной стратегии «Казахстан - 2030»
Успешное осуществление намеченного курса государства связывают с повышением роли человеческого фактора. Люди являются не только главным элементом производительных сил общества, но и субъектом, носителем производственных отношений, оказывающим глубокое воздействие на общественное развитие. Соответствующая оценка роли человеческого фактора в настоящее время на практике приведет к
усилению социальной направленности развития экономики, выполнению принципа социальной справедливости. Все это не может не сказаться положительно на социально-экономическом развитии стран, на демографической ситуации и их оценке.
Результаты оценок позволили выявить зависимость болезней органов дыхания от загрязнения воздушного бассейна в 98 административных районах (61%) и общей заболеваемости населения от недостаточного уровня качества питьевой воды в 77 административных районах республики (48%). В целом Республика Казахстан характеризуется низким уровнем экологической безопасности при напряженной степени обеспеченности населения питьевой водой и средним уровнем общей заболеваемости населения [2].
Заражением поверхностных вод республики, 56 куб. км которых формируется на территории Казахстана
и 44 куб. км поступают из внешней стран, болезнетворными видами организмов часто обусловлены эпидемии инфекционных болезней.
С качеством воды, её примесями и их количеством непосредственно связано распространение среди населения многих заболеваний. Ежегодно промышленные предприятия сбрасывают в реки более 10 куб. км сточных вод, что составляет 80% всех стоков. Специалисты подсчитали, что из громадных запасов воды на земном шаре только один процент годится для питья [3]. Поэтому Международной комиссией принят определенный стандарт чистоты питьевой воды. Качество питьевой воды в городах и сельских местностях контролируется Управлением водоснабжения и органами санитарно-эпидемиологической службы.
Принято считать, что культурный уровень населения можно характеризовать количеством воды, потребляемой одним человеком. Известно, например, что в средние века один горожанин употреблял в сутки два ведра (25 литров). Сейчас в крупных городах эта цифра выросла в 20 раз (до 500 литров на человека в сутки). В целом по республике удельное водопотребление на одного городского жителя составляет от 50 до 350 л в сутки, для жителей села от 25 до 250 л в сутки. Однако главную угрозу для водопользования в будущем представляет не увеличение потребления воды, а прогрессирующее загрязнение рек, озер и других водоисточников. Токсическое действие некоторых химических веществ, сбрасываемых в воду, полностью не изучено.
Загрязнение нарушает биологическое равновесие водной флоры и фауны, является основой многочисленных и неподдающихся легкому разрешению проблем: несоблюдение размеров водоохранных зон, образование стихийных бытовых свалок, стоки производственных и сельскохозяйственных объектов, размещение жилых и производственных объектов на берегах русел рек, аварии на канализационных сетях и др.
Централизованное водоснабжение позволило быстро поднять уровень санитарной культуры населения и улучшить его санитарное благополучие. По данным областных департаментов государственного санитарно-эпидемиологического надзора в целом по республике за последнее десятилетие имело место увеличение числа водопроводов. В 2007 г. проводилось строительство -реконструкция 368 объектов водоснабжения после предварительной санитарной экспертизы проектов и принято в эксплуатацию 167 объектов. Следует отметить, что по сравнению с 1998 г. только в Южно-Казахстанской и Атырауской областях наблюдалось уменьшение удельного веса водопроводов. Однако за последние два года увеличилась обеспеченность водопроводной водой населения Атырауской области за счет ввода в эксплуатацию магистральной водопроводной сети Тургызба-Шокпартогай-Аккистогай. Но, по-прежнему самая низкая обеспеченность населения водопроводной водой остается в Южно-Казахстанской, Жамбылской, Актюбинской, Северо-Казахстанской и Костанайской областях.
Таблица 2- Сравнительные данные по обеспеченности водопроводной водой населения республики (%)
Территория 1998 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Республика Казахстан 75,2 73,0 74,0 73,7 75,1 76,4 77,4 78,7 79,4
Акмолинская 73,4 78,0 77,0 77,7 74,4 76,1 77,8 79,8 79,0
Актюбинская 74,8 73,6 75,8 76,2 71,3 71,0 71,3 71,7 71,9
Алматинская 76,9 72,3 77,6 75,9 79,5 81,0 78,6 79,7 80,1
Атырауская 70,3 62,7 61,9 63,8 65,6 67,0 68,9 73,5 81,2
ВКО 65,0 67,6 68,7 68,4 70,2 72,4 73,6 74,9 75,3
Жамбылская 68,3 57,7 60,6 61,4 64,7 65,5 67,0 68,2 68,2
ЗКО 57,0 58,2 56,8 61,2 63,8 65,3 71,7 74,3 76,9
Карагандинская 88,0 88,0 88,0 88,8 78,6 90,0 91,8 92,2 92,9
Костанайская 72,1 59,6 57,1 62,9 64,4 64,8 67,5 68,4 72,2
Кызылординская 75,0 74,1 74,4 76,5 82,4 84,3 86,3 86,7 87,0
Мангистауская 76,4 69,2 70,1 70,3 70,6 70,4 73,3 72,5 79,8
Павлодарская 74,1 74,7 75,4 76,8 73,9 74,4 73,6 75,5 76,7
СКО 58,0 48,3 51,2 52,3 55,5 56,9 63,2 64,6 71,9
ЮКО 73,6 67,4 61,1 62,5 63,7 65,5 65,7 67,5 67,5
Водные эпидемии могут быть обусловлены нарушениями централизованного и
децентрализованного водоснабжения. Например, установлена корреляционная зависимость между различными системами водоснабжения населения (централизованные и децентрализованные системы) и уровнями острых кишечных инфекций среди населения республики [4]. Получены достоверные данные о прямой сильной связи между обеспеченностью (в процентах) питьевой водой из децентрализованных источников и показателями заболеваемости группы ОКИ.
Методические основы выбора показателей для оценки качества воды базируются на единых показателях оценки ее качества, отражающих региональные особенности загрязнения водоисточников, на использовании минимальных наборов показателей, в наибольшей степени корреляционно связанных с опасностью их влияния на здоровье населения. Следует отметить, что наиболее неудовлетворительные показатели нестандартной питьевой воды регистрируются именно в тех регионах, где наблюдается рост заболеваемости кишечными инфекциями и вирусным гепатитом.
Наличие сильной обратной корреляционной связи между заболеваемостью ОКИ и обеспеченностью водопроводной водой в целом по Казахстану со значимой достоверностью Р < 0,05.
Методические основы выбора показателей для оценки качества воды базируются на единых показателях оценки ее качества, отражающих региональные особенности загрязнения водоисточников, на использовании минимальных наборов показателей, в наибольшей степени корреляционно связанных с опасностью их влияния на здоровье населения. Следует отметить, что наиболее неудовлетворительные показатели нестандартной питьевой воды регистрируются именно в тех регионах, где наблюдается рост заболеваемости кишечными инфекциями и вирусным гепатитом.
Таким образом, снабжение городского и сельского населения качественной водой, сохранение водных ресурсов ставит ряд проблем перед общественным здравоохранением, эпидемиологией, технологией и политикой республики. В Казахстане с 2000 года начали проводить ряд мероприятий в направлении единого водопользования. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан и Агентством РК по делам здравоохранения был издан Совместный приказ №118-П / 168 от 17-21 марта 2000 года «О программе ведения единой системы мониторинга за качеством питьевой воды». В настоящее время важное значение имеет реализация отраслевой программы «Питьевые воды»
2002 - 2010 гг. по улучшению состояния объектов водоснабжения и обеспечения всего населения доброкачественной питьевой водой. Требует скорейшего решения задачи взаимосвязанного обеспечения воспроизводства ресурсов и охраны природы, а также экологической безопасности существования общества.
Литература
1. Отчет / Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК. Проект ПРООН по интегрированному управлению водными ресурсами в Казахстане, 2006.
2. Семенова В.Г. Изучение количественных закономерностей влияния возраста, пола и географической среды на смертность в популяциях человека: Автореф. дис. ...канд. биол. наук. - 1989. - 22 с.
3. Амрин К.Р., Белозеров Е.С., Джасыбаева Т.С. Техногенные биогеохимические провинции Казахстана и здоровье населения // Современные проблемы оценки движущих факторов здоровья населения. - Алма-Ата, 1991. - С. 5 - 10.
4. Третьякова С.Н., Джуланова К.Н., Третьякова Л.Н., Хабдин К.Е. Методы в изучении воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья населения //Научный журнал Терра. - №2 (7). - 2009 - №1 (8). -2010. - С.34-40.