Культурные парадигмы практик революции и эволюции: востоковедческий аспект
Н.А. Филин
Воплощение образа иранской Исламской революции 1979 г. в современной политической жизни страны
Произошедшая в 1979 г. Исламская революция в Иране стала первой в ХХ в. успешной попыткой реализации построения государства на религиозных, а не светских принципах. За прошедшие годы страна успешно смогла сохранить свою идеологию, одним из элементов которой было создание нужного образа революции в массовом сознании. Серьезный научный интерес вызывает ответ на вопросы: что собой представляет процесс воплощения этого образа в политической жизни страны и каким образом осуществляется это воплощение?
Ключевые слова: Иран, ислам, шиизм, революция, Рухолла Хомейни.
11 февраля 1979 г. в Иране произошла Исламская революция, приведшая к падению шахского режима. К власти пришла религиозная элита, возглавляемая аятоллой Рухоллой Хомейни. Это событие предварял год активных массовых протестов, количество которых в насильственных и ненасильственных формах составляло более 1300 случаев1. Произошедшее стало первым случаем в регионе Ближнего и Среднего Востока в ХХ в., когда изменение социально-политических приоритетов в отдельной стране произошло не на основании тенденций к секуляризации (начиная с Конституционной революции в Иране 1905-1911 гг., включая разнообразные попытки демократических и социалистических преобразований в арабских странах), а на религиозных принципах.
© Филин Н.А., 2017
Исследование выполнено при поддержке совета по грантам Президента Российской Федерации (грант № МК-5496.2016.6).
Образование Исламской Республики Иран является переломным моментом в истории ближневосточного региона в частности и мира в целом. Это была первая успешная попытка в истории ХХ в. создания теократического государства, построенного на принципах ислама шиитской направленности. В дальнейшем ислам стал одной из важнейших идеологических систем, на основании которой осуществлялись многочисленные политические проекты. В этом плане иранский опыт является примером долгосрочного существования государства, жизнь которого основана на теократических началах. Более того, за последние 38 лет, несмотря на американские санкции, противоречивое отношение к стране в мире, внутренние проблемы, Иран смог сохранить внутреннюю политическую стабильность.
Одним из ее элементов является создание и поддержание положительного образа Исламской революции, что осуществляется различными инструментами политической пропаганды.
Наиболее последовательно идею идеализации революционных событий 1978-1979 гг. воплощали высшие руководители страны, начиная с Рухоллы Хомейни. На рис. 1 приводится одно из его высказываний, наглядно характеризующих создание сакрального образа Революции.
Бывший президент Ирана Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани (1989-1997) называл победу Исламской революции под руководством аятоллы Хомейни величайшим чудом в современной истории. По его словам, «сегодня, вопреки пожеланиям врагов, Исламская революция в Иране крепка и стабильна и Иран уверенно идет по пути независимости и совершенствования, а корни Исламской революции настолько сильны и прочны, что мы не испытываем никакого беспокойства относительно ее будущего»2.
Следующий за ним президент Мохаммад Хатами (1997-2005) заявлял, что иранцы привязаны к исламской революции и исламу и должны защищать свой политический строй всеми силами. «Мы революционеры, и неважно, как нас называют другие, - говорил он. - Если, не дай Бог, мы упустим исламскую республику, это станет огромным несчастьем, и мы должны знать, что не можем забыть эту революцию с ее величием, поскольку она наша историческая сущность»3.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад (2005-2013) считал, что нет никакого беспокойства относительно будущего революции и страны. Исламская революция, по его мнению, есть продолжение движения божественных пророков и непрерывное историческое движение иранского народа для достижения высоких божественных и человеческих ценностей, т. е. установления единобожия,
Рис. 1. Текст: Я революционер. «Эту великую Божью благодать (Исламскую революцию) не отдавайте легко [букв.: задешево]». Имам Хомейни Фотография сделана в Тегеране 23 февраля 2016 г.
свободы и справедливости. Революция есть результат бесподобного жертвования собой народа, пришедшего в движение под руководством одного божественного человека. Создавшее историю движение нации взяло истоки из глубины его души, его духовного преобразования и совершенствования. Революция есть движение историческое и создающее будущее. Революция принадлежит иранскому народу, а ее результат есть божья милость в сочетании со стремлением иранцев защитить ее результаты и готовностью принести себя в жертву ради ислама. По его словам, «сегодня иранская нация еще более сознательна, революционна и решительна, чем в 1979 г. Пока есть Бог, есть имам Времени и народ, великая Исламская революция продолжается. Революция никогда не потерпит поражения и не исчезнет»4.
По словам нынешнего президента Ирана Хасана Роухани, сегодняшние проблемы в стране являются теми же самыми, что и во время Исламской революции, - прогресс, духовность, справедливость и свобода. Также к ним добавляются вопрос национальной целостности и достижение полноты исламского и республиканского правления. «Тот путь, который был пройден за последние 38 лет, мы должны продолжить большими шагами, чтобы достичь
окончательных целей. Исламская революция - поворотная точка в истории нашей страны. Революция 1979 г. освободила Иран от зависимости перед США и иностранцами и вручила судьбу народа в распоряжение самого народа»5.
Верховный лидер страны Али Хаменеи по поводу Исламской революции высказался следующим образом: «Молодые люди, которые не поняли эпохи победы Революции и не видели годы до победы, знайте, что если бы не было Исламской революции и нашего великого имама, не было ислама на знаменах революции и не было перемен в этой стране, не было бы никакой надежды, что ад, устроенный США и диктатурой правления жестокого Пехлеви, прекратится»6.
Большая часть иранского экспертного сообщества поддерживает высказывания своих лидеров. Исходя из преобладающих в научной мысли страны воззрений, Исламская революция есть движение, которое одновременно с возникновением оказало влияние на народные массы с помощью научной, экономической, культурной и интеллектуальной элиты, а затем, установив связь между элитами и народом, смогла охватить и политическую элиту страны. Благодаря этому идея Исламской революции была представлена мировой общественности в качестве цивилизационного подхода, а не идеологического, что включало в себя новую интерпретацию ислама и шиитских идей7.
Считается, что Исламская революция имеет нематериальную особенность, уходящую корнями в революционные и исламские ценности, которые она сохранила в течение всей истории Исламской Республики Иран. Дискурс Исламской революции смог противостоять вызовам, которые создали страны Запада, в особенности США со своей системой либеральных ценностей8.
Многие иранские политологи полагают, что Исламскую революцию можно назвать величайшим событием в развитии шиитского ислама ХХ и ХХ1 вв. Она способствовала становлению Ирана в качестве мирового шиитского геополитического центра, а также содействовала идейному и политическому росту и подъему шиитов в странах региона Ближнего и Среднего Востока, объединяя их с помощью идеологии сопротивления. Исламская революция, с одной стороны, обратила внимание мирового сообщества на шиизм, а с другой - укрепила веру в себя шиитского населения и способствовала их политической активности в различных мусульманских странах9.
Исламская Республика Иран в качестве источника распространения революции, основанной на религиозных и культурных учениях, отправила исламскому миру духовное и культурное
Рис. 2. Текст: Разрушения, возникшие во Франции. (На рисунке схематично изображено много убитых людей и схематично показана высылка: человек пинком выгоняет другого человека с чемоданом). Более полувека [после революции Франция] переживала волнения. В это время очень много людей было убито или выслано из страны. Разрушения, возникшие в Алжире. (На рисунке - машина для укладки асфальта и асфальтоукладчик за работой). Только через 19 лет улицы столицы начали асфальтировать. Разрушения, возникшие в СССР. (На рисунке - большая фигура человека с пистолетом, справа от него много убитых). Много людей было убито, и снова возник царский режим [против которого революционеры боролись]. Сталин был настоящим царем. Разрушения, возникшие в Иране. (На рисунке - слева - немного убитых; справа - здание со слабыми разрушениями [или, может быть, это - строящееся здание?]). Уровень разрушений был гораздо меньше, чем в остальных революциях, и потраченное [на революцию] время также было гораздо меньше. Очень мало людей погибло.
Фотография сделана в Тегеране 24 февраля 2016 г.
послание и на этом пути использовала различные маршруты и инструменты, чтобы суметь донести нужное послание исламским странам. Исламская революция, предоставляя образец правления на основе ислама, поставила под вопрос образцы западного и восточного устройства. «Ее победа в Иране привела к тому, что народ, который не был осведомлен о своем могуществе, пришел в движение, основываясь на правильном исламе, движение, охватившее не только шиитов, но и суннитов, поскольку послание Имама Хомейни
Рис. 3. Текст: Изменения, произошедшие в Алжире. С самого начала [революция] отклонилась [от правильного пути]. Изменения, произошедшие в СССР. С самого начала [революция] отклонилась [от правильного пути]. Изменения, произошедшие во Франции. Через 11 лет к власти пришел король по имени Наполеон. [Таким образом, в результате революции] всего лишь изменился король. После Наполеона снова приходили и уходили Бурбоны; пришли к власти и коммунисты, но быстро ушли! Пока в конце концов после 100 с небольшим лет Французская Республика не взяла управление страной в свои руки. Изменения, произошедшие в Иране. Имеют очень прочное основание, [страна] понесла [букв.: увидела] минимальный ущерб.
Фотография сделана в Тегеране 24 февраля 2016 г.
было обращено ко всему миру и единству мусульман. Важнейшим достижением Исламской революции для мусульманских народов мира, для угнетенных народов мира было воспитание нового человека, способного выстоять против гнета»10.
Победа Исламской революции в Иране по разным причинам нашла широкое отражение в регионе Ближнего и Среднего Востока. Во-первых, революция, произошедшая в Иране, сравнима с революциями во Франции и России. Во-вторых, она обладает международным и трансграничным размахом. В-третьих, по причине стратегического положения Ирана в регионе, т. е. в Персидском заливе и Среднем Востоке, любые структурные изменения в Иране оказывают влияние на весь регион11.
Подобное сравнение революций в разных странах с Исламской революцией 1979 г. является одним из приемов официальной пропаганды в Иране, ставящей целью описать преимущество иранского опыта. В феврале 2016 г. в Тегеране в разных частях города, а также в общественном транспорте можно было наблюдать наличие плакатов, подтверждающих уникальность собственной революции. Примером может служить рис. 2, который называется
Рис. 4. Текст: Мероприятия, проведенные в Алжире. Надпись на схеме: Революционная, антиимпериалистическая позиция была отброшена. Основной текст: На президентских выборах победили мусульмане, но после переворота все они были брошены в тюрьмы. [На самом деле, здесь ошибка: в 1991 г. в Алжире состоялись парламентские, а не президентские выборы, но, впрочем, на них действительно победил Исламский фронт спасения (ИФС), и премьер-министр действительно отменил их результаты и арестовал лидеров ИФС]. Мероприятия, проведенные в СССР. Надпись на схеме: Сотни тысяч людей были казнены, лидеры были казнены или бежали. Основной текст: Все главные (букв.: первого уровня) лидеры революции сразу были казнены теми людьми, которые потом стали их наследниками, или бежали, и часть их была убита в изгнании. Мероприятия, проведенные во Франции. Выдающиеся революционеры - почти без исключения, - были казнены! Отдавшие приказ об их казни были людьми, которые обвинили первых революционеров в соглашательской политике и лишили их жизни. Мероприятия, осуществленные в Иране. Написание Конституции за короткое время и вынесение ее на голосование. Выборы президента. Ежегодное проведение выборов [разного уровня] при [большом] участии народа.
Фотография сделана в Тегеране 24 февраля 2016 г.
«Сравнение великих революций мира»: французской, алжирской, русской и иранской.
Этой же теме посвящены рис. 3 и 4, которые также называются «Сравнение великих революций мира».
В целом можно констатировать политику полной сакрализации и идеализации образа Исламской революции 1979 г. в современной политической жизни страны, что происходит как на официальном уровне, через речи ведущих политических деятелей страны, так и на уровне ведущих политологов и экспертов. Также этому способствует наглядная агитация.
Сам образ революции лишен недостатков, однако часто это не распространяется на современную действительность, которая становится объектом сравнения с революционными событиями 1979 г. не в положительную сторону. Это подчеркивается в высказывании Мохаммада Хатами: «Более ста лет народ Ирана движется к своим целям, и Исламская революция была главной вехой на пути их достижения. Однако было бы несправедливо сказать, что после революции не произошло никаких изменений. Они произошли. Но полностью ли мы достигли своих целей? Искоренены ли бедность, неравенство? Установилась ли в обществе настоящая свобода? Если мы достигли всего, то для чего мы строим планы [дальнейшего развития страны]. Значит, все еще есть расстояние до целей и необходимо стараться их достичь»12.
Таким образом, воплощение сакрального образа революции несет в себе не только функцию ее идеализации для легитимации существующей власти через напоминание населению о случившемся долгожданном «благословенном Богом» событии, являющимся истоком становления современной политической системы, но и функцию идеального примера, который должен как побуждать население к нужному политическому действию, так и не допускать нежелательного поведения.
Примечания
1 См.: Rasler K. Concessions, Repression, and Political Protest in the Iranian Revolution // American Sociological Review. Vol. 61. № 1. 1996. Febr. P. 133.
2 См.: Президент: Попытки врагов устремлены не допустить перенятие исламским миром образца Исламской революции [Раис джомхури: талашэ шиатин джелоу-гири аз ольгуе энгэлабэ эслами аст] // Ежемесяч. журн. Адабестан. Тегеран: Этэ-лаат, 1994. № 6. С. 6.
3 См.: Сейед Мохаммад Хатами: мы - революционеры [Сейед Мохаммад Хатами: Ма энгэлаби хастим] // Информационное агентство Энтэхаб, 23.03.2014. Код новости: 15734 [Электронный ресурс] URL: http://www.entekhab.ir/fa/ news/157340/%D8%B3%DB%8C%D8%AF-%D9%85%D8%AD%D9%85%D8%AF-%D8%AE%D8%A7%D8%AA%D9%85%DB%8C-%D9%85%D8%A7-% D8%A7%D9%86%D9%82%D9%84%D8%A7%D8%A8%DB%8C-% D9%87%D8%B3%D8%AA%DB%8C%D9%85 (дата обращения: 01.04.2017).
4 См.: Ахмадинежад: нет никаких переживаний касательно будущего революции и страны [Ахмадинежад: дарбарэе аяндэе энгэлаб ва кешвар негярани воджуд надарад] // Информационное агентство ИСНА, 09.02.2017 [Электронный ресурс] URL: http://www.isna.ir/news/95112115031/%D8%A7%D8%AD%D9%85%D8% A F % D B % 8 C - % D 9 % 8 6 % D A % 9 8 % D 8 % A 7 % D 8 % A F - %
D8%AF%D8%B1-%D8%A8%D8%A7%D8%B1%D9%87-%D8%A2% DB%8C%D9%86%D8%AF%D9%87-%D8%A7%D9%86%D9%82%D9%84%D8% A7%D8%A8-%D9%88-%DA%A9%D8%B4%D9%88%D8%B1-%D9%86%DA%A F%D8%B1%D8%A7%D9%86%DB%8C-%D9%88%D8%AC%D9%88%D8%AF-% D9%86%D8%AF%D8%A7%D8%B1%D8%AF (дата обращения: 01.04.2017).
5 См.: Роухани: во многих сферах мы в первой десятке стран мира [Роухани: дар бесияри аз заминэ ха джозве 10 кешварэ авале джахан хастим] // Информационное агентство Тасним, 10.02.2017. [Электронный ресурс] URL: https:// www.tasnimnews.com/fa/news/1395/11 /22/1324031 /%D8%B1%D9%88% D8%AD%D8%A7%D9%86%DB%8C-%D8%AA%D8%A7%D8%B2%D9%87-% DA%A9%D8%A7%D8%B1%D9%87%D8%A7%DB%8C-%D8%A2% D9%85%D8%B1%DB%8C%DA%A9%D8%A7-%D8%A8%D8%A7-% D8%B2%D8%A8%D8%A7%D9%86-%D8%A7%D8%AD%D8%AA% D8%B1%D8%A7%D9%85-%D8%B3%D8%AE%D9%86-%D8%A8% DA%AF%D9%88%DB%8C%D9%86%D8%AF-%D8%AF%D8%B1-% D8%A8%D8%B3%DB%8C%D8%A7%D8%B1%DB%8C-%D8%A7%D8%B2-% D8%B2%D9%85%DB%8C%D9%86%D9%87-%D9%87%D8%A7-% D8%AC%D8%B2%D9%88-10-%DA%A9%D8%B4%D9%88%D8%B1-% D8%A7%D9%88%D9%84-%D8%AC%D9%87%D8%A7%D9%86-% D9%87%D8%B3%D8%AA%DB%8C%D9%85 (дата обращения: 01.04.2017).
6 См.: Выступление на годовщине смерти имама Хомейни [Баяанат дар сальгярдэ эртэхале хазратэ имам хомейни] // Сайт Канцелярии духовного лидера Исламской Республики Иран Сейеда Али Хаменеи, 04.06.2002 . [Электронный ресурс] URL: http://farsi.khamenei.ir/speech-content?id=3126 (дата обращения: 01.04.2017).
7 См.: Дэхшири М.Р. Исламская революция и участие элиты [Энгэлабэ эслами ва таамоле нохбэган] // Мысль Исламской революции [Андишее энгелабэ эслами]. 2004. № 11, 12. Осень-зима. С. 34.
8 См.: Фирузабади Д., Джалаль С., Зебхи Р. Исламская революция в Иране и неблагоприятность существующей системы международных отношений [Энгэлабэ эслами ва адамэ матлюбиатэ назмэ моуджут] // Исследования исламской революции [Моталеатэ энгэлабэ эслами]. 2012. № 3. Зима. С. 87.
9 См.: Карими Дж, Хамиди А.Р., Хамиди Х.Р. Отражение иранской Исламской революции в геополитике шиизма [Базтабэ энгэлабэ эсламие иран бар жеопо-литике шие] // Исламские социальные исследования [Пожухэшхае эджтэмаие эслами]. 2011. № 91. Нояб.-дек. С. 159-160.
10 См.: Мусави С.Р. Исламское пробуждение и влияние на него на Среднем Востоке Исламской революции в Иране [Бидарие эслами ва таасирэ энгэлабэ эсламие иран бар ан дар хаварэмианэ] // Культура исследования [Фарханге пожухеш]. 2011. № 12. Осень. С. 95-122.
11 См.: Барзгар Э. Прогноз влияния Исламской революции в Иране на Средний Восток [Пишбиние таасиратэ энгэлабэ эсламие иран бар хаварэмианэ] // Политическое знание [Данэше сиаси]. 2009. № 9. Весна и лето. С. 34.
12 См.: Текст выступления Хатами в Тегеранском университете [Соханрание хатами дар данэшгахэ техран] // Информационное агентство Алеф, 25.12.2008. Код новости: 36659 [Электронный ресурс] URL: http://alef.ir/vdci3qap.t1aqw2bcct. html?36659 (дата обращения: 01.04.2017).