Научная статья на тему 'Воображая город. Изучение восприятия городского пространства на примере Ростова-на-Дону'

Воображая город. Изучение восприятия городского пространства на примере Ростова-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
809
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / СОЦИОЛОГИЯ / SOCIOLOGY / ГОРОДСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / URBAN STUDIES / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / URBAN SPACE / ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДА / CITY PLANNING / ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / URBAN INFRASTRUCTURE / УРБАНИЗАЦИЯ / URBANIZATION / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / MENTAL MAPS / ОБРАЗ ГОРОДА / IMAGE OF THE CITY / ГОРОДСКИЕ СИМВОЛЫ / SYMBOLS OF THE CITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лагодина Е.В.

Данная статья включает в себя результаты качественных методик исследования по изучению восприятия городского пространства в рамках диссертационной научной работы. Автор анализирует факторы, из которых складывается ощущение субъективного комфорта проживания в городе, пытается выявить положительные и негативные моменты. Результаты, приведенные в статье, получены при помощи структурированного глубинного интервью и метода ментальных карт. В процессе личного интервью респонденту предлагалось составить ментальную карту своего города. Данное задание формулировалось в качестве просьбы изобразить город графически таким, каким он его себе представляет, постаравшись отразить те части города, которые респондент знает. Результаты, полученные с помощью интервью, можно разделить на четыре тематических блока: оценка города с точки зрения субъективного комфорта, описание места жительства, городские символы, отношение человека к городу и проектирование идеальной среды для проживания. В статье наиболее отражены именно первые три аспекта, массив данных по последнему четвертому пункту достаточно объемен и требует отдельной публикации. Результаты глубинных интервью были проанализированы с помощью метода контент-анализа. В исследовании приняли участие 34 человека (17 женщин и 18 мужчин), жители города Ростова-на-Дону из трех возрастных групп (17-25 лет, 26-40 лет, 41 и старше). Для большей части респондентов город Ростов-на-Дону является родным, либо время проживания составляет больше пяти лет. Учитывая тот факт, что крупные российские города испытывают ряд достаточно серьезных и схожих проблем, автор полагает, что результаты данного исследования могут быть полезны и применимы не только в масштабе данной исследуемой локации. Автор убежден, что успешность решения стоящих перед городскими властями задач во многом зависит в первую очередь от готовности взаимодействовать с горожанами и интегрировать их в процесс принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imagining the City. The Study of the Perception of Urban Space on the Example of Rostov-on-Don

This article includes the results of qualitative research methods for the study of the perception of urban space as part of the thesis research. The author analyzes the factors that contribute to a sense of subjective comfort of living in the city, trying to identify the positive and negative aspects. The results, shown in this paper, were obtained using structured in-depth interviews and a method of mental maps. During the personal interview respondent was asked to make a mental map of the city. This task was formulated as a request to depict graphically the city as he imagined it, tried to reflect those parts of the city that the respondent knows. The results obtained through interviews can be divided into four thematic blocks: assessment of the city in terms of subjective comfort, a description of residence, urban character and man's relation to the city and engineering design ideal medium for a living. The article is most reflected the first three aspects, the array of data on the last quarter of the item is too complex and requires a separate publication. The results of in-depth interviews were analyzed using content analysis method. The study involved 34 people (17 women and 18 men), the inhabitants of the city of Rostov-on-Don of the three age groups (17-25 years, 26-40 years, 41 and over). For most of the respondents city of Rostov-on-Don is a native or residence time is more than five years. Given the fact that the large Russian cities are experiencing a number of rather serious and similar problems, the author believes that the results of this study may be useful and applicable not only in the scale of the study area. The author is convinced that the success of the decision facing the city of problems depends primarily on the willingness of citizens to interact with and integrate them into the decisionmaking process.

Текст научной работы на тему «Воображая город. Изучение восприятия городского пространства на примере Ростова-на-Дону»

ВООБРАЖАЯ ГОРОД. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПРИМЕРЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ

Лагодина Е. В.

Данная статья включает в себя результаты качественных методик исследования по изучению восприятия городского пространства в рамках диссертационной научной работы. Автор анализирует факторы, из которых складывается ощущение субъективного комфорта проживания в городе, пытается выявить положительные и негативные моменты. Результаты, приведенные в статье, получены при помощи структурированного глубинного интервью и метода ментальных карт. В процессе личного интервью респонденту предлагалось составить ментальную карту своего города. Данное задание формулировалось в качестве просьбы изобразить город графически таким, каким он его себе представляет, постаравшись отразить те части города, которые респондент знает.

Результаты, полученные с помощью интервью, можно разделить на четыре тематических блока: оценка города с точки зрения субъективного комфорта, описание места жительства, городские символы, отношение человека к городу и проектирование идеальной среды для проживания. В статье наиболее отражены именно первые три аспекта, массив данных по последнему четвертому пункту достаточно объемен и требует отдельной публикации. Результаты глубинных интервью были проанализированы с помощью метода контент-анализа. В исследовании приняли участие 34 человека (17женщин и 18 мужчин), жители города Ростова-на-Дону из трех возрастных групп (17-25 лет, 26-40лет, 41 и старше). Для большей части респондентов город Ростов-на-Дону является родным, либо время проживания составляет больше пяти лет. Учитывая тот факт, что крупные российские города испытывают ряд достаточно серьезных и схожих проблем, автор полагает, что результаты данного исследования могут быть полезны и применимы не только в масштабе данной исследуемой локации. Автор убежден, что успешность решения стоящих перед городскими властями задач во многом зависит в первую очередь от готовности взаимодействовать с горожанами и интегрировать их в процесс принятия решений.

Ключевые слова: психология, социология, городские исследования, городское пространство, планирование города, городская инфраструктура, урбанизация, ментальные карты, образ города, городские символы.

Проблематика городского пространства вызывает в последние несколько лет все больший интерес российских исследователей и чиновников. Тема городского обустройства стала не просто популярной, но даже модной. И это, в общем, не удивительно, учитывая

общемировые тренды. Однако если мы хотим понять в полной мере специфику современного российского города со всеми его сложностями и проблемами, необходимо вспомнить несколько ключевых исторических аспектов. Города создавались как военные и административные

поселения, а их развитие в качестве полноценных промышленных, финансовых и культурных центров сильно ограничивало крепостное право. Как целостное образование город начал развиваться со 2-й половины XIX в. При этом основная часть населения была социализирована и сформирована в рамках крестьянской культуры [3, 6, 7].

На современный облик и устройство среднестатистического российского города большое влияние также оказала и советская эпоха. Населенные пункты были в первую очередь индустриальными центрами, обслуживающими нужды экономики, и их интенсивный рост требовал типовых, хорошо масштабируемых решений. Советского человека никто не спрашивал: нравится ли ему новый жилой массив, реконструкция исторической застройки или новая набережная. Он просто встраивался в некие заданные условия, приспосабливался, впитывал с их помощью идеалы новой жизни. Вместе с закатом советского периода наступил конец города как тотального государственного проекта. Советское планирование, как и многие явления этого времени, имели не только слабые, но также сильные стороны. Оно, безусловно, было директивным, но в отличие от современного планирования оперировало большими масштабами и развивало системный подход к территории, что оказалось совершенно забыто после «перестройки». Точечная застройка, обветшание исторического центра, визуальная и архитектурная дисгармония, инфраструктурные проблемы - та реальность, с которой столкнулись российские города, выйдя из череды сложных перевоплощений. В связи с растущей конкуренцией, развернувшейся в последнее время в экономической, культурной, туристической, интеллектуальной сферах, вопрос уникальности и благоустроенности города встает весьма очевидно.

Теперь городу недостаточно просто быть населенным пунктом, ему необходимо выделяться, чтобы иметь шанс преуспеть в борьбе за экономические и человеческие ресурсы, из чего возникает большое количество вопросов, ответы на которые пока совсем не очевидны. До настоящего момента российский город существовал в некой параллельной реальности относительно своих жителей. Каким он

будет теперь? Сможет ли эволюционировать из города-декорации и города-символа в город для жизни?

В ответ на большое количество артикулируемых проблем в сфере городского развития и планирования все чаще звучит немного туманный термин «городское благоустройство». Что именно оно собой представляет? Как оценить его эффектность? И кто определяет комплекс мер, заложенных в благоустройство конкретного города или территории? Дискуссий, разворачивающихся вокруг будущего российских городов, достаточно много, как и тех задач, которые предстоит решить, но что удивительно, - проходят они в основном на уровне экспертов и чиновников, в последнее время - иногда с включением городских активистов. Однако главное заинтересованное лицо всех будущих и настоящих городских обустройств остается в стороне, оказывается вовсе исключенным из этого диалога. И это главное звено в решении проблем городского пространства - простой горожанин, человек, день за днем соприкасающийся с невымышленной, вполне реальной городской действительностью, перемещающийся, проживающий ее, имеющий свое к ней отношение, систему символов, связанных с этой средой.

В своем исследовании мы попытались рассмотреть городское пространство именно с точки зрения субъективного восприятия; понять, из чего складывается ощущение психологического комфорта и достижимо ли оно в условиях городской жизни. Как и по каким критериям люди оценивают городскую среду, каковы их потребности, какие значимые символы и ассоциации связывают они со своим городом, - все эти вопросы легли в основу нашего исследования.

В исследовании приняли участие 34 человека (17 женщин и 18 мужчин), жители города Ростова-на-Дону. Для большей части респондентов город Ростов-на-Дону является родным, либо время проживания составляет больше пяти лет. В исследовании были использованы глубинное интервью и метод ментальных карт. Результаты глубинных интервью были проанализированы с помощью метода контент-анализа.

В процессе интервью респонденты отвечали на вопросы, которые можно сгруппировать в следующие тематические блоки:

1. Оценка города с точки зрения субъективного комфорта (оценка города по пятибалльной шкале: что нравится и не нравится, были ли мысли о переезде и т. д.).

2. Описание места жительства (место проживания респондента, его оценка, что нравится, что не нравится, количество времени, проводимое в этой части города и по каким поводам).

3. Городские символы и отношение человека к городу (ассоциации, достопримечательности, любимые места и т. д.).

4. Проектирование идеальной среды для проживания (идеальное место проживания, инфраструктура в этом районе, ваш дом, что находится рядом с ним и т. д.).

Также в процессе интервью респонденту предлагалось составить ментальную карту своего города. Данное задание формулировалось в качестве просьбы изобразить город графически таким, каким он его себе представляет, постаравшись отразить те части города, которые респондент знает. Метод ментальных карт является одним из наиболее информативных и широко используемых методик для изучения городского пространства. Ментальная карта - это отражение внутреннего образа города, базирующегося на его объективных характеристиках (географическое положение, планировка, административное деление и т. д.), но вместе с тем этот образ субъективен и содержит много значимой, личной информации (отношение к городу, значимые объекты и места, ассоциации, связанные с городом, и т. д.).

Респонденты разного возраста, проживающие в разных частях города, оценивают г. Ростов-на-Дону с точки зрения субъективного комфорта достаточно низко - 3 балла из 5. Такое единодушие в низкой оценке говорит о невысоком общем уровне удовлетворенности горожан. Желание переехать в другой город явно выражено у двух первых возрастных групп (17-25 лет - 64 %, 26-40 лет - 80 %) и отсутствует у людей более старшего возраста (22 %), что, судя по их ответам, связано с привычкой, устоявшимся образом жизни, близостью родственников и друзей. Респонденты старшего возраста (41 и старше) чаще других затрудняются ответить на вопрос, что им нравится в городе. Их ответы редко совпадают и среди них преобладают субъективные факторы (нравится

конкретное место жительства в городе, какие-то конкретные места, все знакомо, поздно).

В качестве негативных факторов в оценке города жители выделяют проблемы, связанные с городским трафиком и общественным транспортом (35 % опрошенных), а также работой структур ЖКХ на уровне города (12 %) и на уровне отдельных локаций (5 %). Горожанам небезразличен внешний вид той городской среды, в которой они живут. Об этом говорит наличие недовольства относительно архитектурной политики властей - об этом говорят 8 % опрошенных. Также 12 % респондентов отрицательно высказываются об уровне развития городской инфраструктуры, 14 % не удовлетворены количеством и качеством парковых зон, их удаленностью от места проживания, 8 % указывают на недостаток пешеходных зон и неблагоприятный климат. По положительным факторам мнения респондентов разных возрастных категорий расходятся.

18 % респондентов в возрасте 17-25 лет отмечают, что им нравится старый центр.

Респонденты в возрасте 26-40(33 %) положительно отмечают то, что в городе в последнее время происходят изменения, 27 % опрошенных также нравится старый центр.

У респондентов старшего возраста положительные эмоции вызывают скорее те люди, которые живут в городе (тот факт, что рядом близкие, родственники; нравится сам типаж южного человека), нежели какие-то факторы, связанные с городским устройством. Относительно самого города затрудняются назвать, что им нравится.

79 % респондентов положительно оценивают свое место жительства в городе. Среди факторов, которые влияют на положительную оценку места жительства, респонденты выделяют следующие: шаговая доступность - 38 % опрошенных; развитая инфраструктура, наличие рядом с домом необходимых объектов (остановка, рынок, магазины, спортивные сооружения и т. д.) - 29 %; спокойный район - 24 %; наличие озеленения и парковых зон поблизости - 18 %; нравится дом, в котором респондент проживает (планировка, архитектура, надежность) - 15 %; красивый вид из окна - 7 %.

В качестве негативных факторов респонденты выделяют: транспортные проблемы и про-

блемы городского трафика (пробки, сложно выбраться из своего района и долго добираться в другую часть города, транспорт плохо ходит) - 18 % опрошенных, низкая эстетическая привлекательность окружающей среды - 15 %, загазованность - 12 %, низкий уровень развития инфраструктуры - 12 %, грязно - 9 %, проблемы с парковкой и отсутствие парковочных мест -9 %, постоянные проблемы в сфере ЖКХ - 9 %, пыльно - 9 %.

В своих ассоциациях с городом наиболее часто горожане разных возрастных групп упоминают исторический центр города (15 %) и реку Дон - также 15 % опрошенных. Также респонденты наиболее часто называют следующие варианты: набережная - 9 %, хамство -9 %, здание публичной библиотеки - 9 %, нет ассоциаций - 9 %. Ответы респондентов отличаются разнородностью и многочисленностью несовпадающих ассоциаций, из чего можно сделать вывод, что целостного образа города Ростова-на-Дону на данный момент просто не существует, однако судя по ответам, именно исторический центр мог бы стать ядром для формирования этого образа.

В качестве достопримечательностей ростовчане называют: здание театра драмы им. М. Горького - 38 % респондентов, набережная после реконструкции - 35 %, здание музыкального театра - 29 %, историческая часть города -24 %, здание публичной библиотеки - 24 %, собор на центральном рынке - 18 %, улица Пушкинская - 15 %, краеведческий музей - 15 %. Стоит отметить, что среди городских достопримечательностей чаще всего называются архитектурные объекты или пространства в городе, имеющие необычный или привлекательный внешний вид: театр драмы им. М. Горького является памятником конструктивизма и имеет форму трактора, городская набережная приобрела после реконструкции вполне европейский вид и стала любимым местом прогулок ростовчан, здание музыкального театра имеет форму белого рояля, современное здание публичной библиотеки также весьма необычно по своему внешнему виду и напоминает средневековую цитадель. По мнению 18 % респондентов, в городе нет достопримечательностей. Ростовчане разных возрастных групп считают, что существует такая проблема, как безликость спальных

районов. Эти жилые зоны не имеют интересных пространств и объектов.

Достопримечательность с точки зрения респондентов - это место, отражающее индивидуальность города, место для приезжих, и оно должно быть по-настоящему интересным, таким, которого нет больше нигде.

Судя по ответам респондентов, можно также заключить, что идеальное рекреационное место для них - это место, где есть природа, при этом благоустроенное - удобное для посещения, оборудованное тропинками и лавочками, нелюдное. Любимое место - это комфортное и приятное, где человек может отдохнуть, пообщаться и провести время так, как хочет. Чем больше возможных вариантов использования у места, тем более оно популярно. Это видно на примере улицы Пушкинской (47 %) и набережной (32 %), наиболее часто упоминаемых в качестве любимого места в городе. Респонденты указывают на их эстетическую привлекательность, на возможность в этих местах пеших прогулок, на то, что это места, где можно отдохнуть, отвлечься, а также использовать их для встреч и общения. Многие респонденты жалуются на нехватку мест для прогулок и определенную удаленность парковых зон, говорят о том, что им хотелось бы иметь возможность проводить время и гулять с детьми именно в «парке-лесу», естественном природном объекте, обустроенном для посещения, без навязчивого засилия аттракционов и громкой музыки.

У многих респондентов на ментальной карте центр визуально больше других частей города (38 %), в отличие от других районов они изображают его детально (отмечают улицы, здания, достопримечательности). Респонденты, живущие в центре, изобразили на своей карте только его; спальных районов либо совсем нет на рисунке, либо они обозначены где-то в стороне, как бы в отрыве от общей карты. При этом все респонденты осведомлены о том, что эти районы есть, и во время интервью даже называют их. Спальные районы на всех рисунках как бы уходят за границы, либо просто обозначены контуром, 33 % респондентов вообще изобразили их отдельными островками, никак не связанными ни с центром, ни между собой.

Довольно редко респонденты включают в свои карты достопримечательности, всего

12 %, в то время как объекты личного характера встречаются значительно чаще - 24 % (дом, работа, значимые места). 53 % респондентов изобразили город в виде простой схемы, обозначив только основные его части и всего несколько улиц. Чаще всего респонденты начинают рисовать свою карту именно с реки Дон и центра города, реже, если они живут в спальном районе, - с этого района. Река Дон встречается в 59 % рисунков. Очевидно, респонденты склонны с большей детализацией прорисовывать те части города, которые интуитивно им более приятны. Манера изображения остальных частей города и интервью подтверждают, что эти зоны в восприятии респондентов являются «пустыми» и неинтересными. Спальные районы чаще всего изображают просто очертанием, иногда респонденты отмечают точкой или крестиком в них свой дом. В них мало каких-либо уникальных или визуально интересных объектов, они ассоциируются у людей в отличие от центра города просто с некой протяженностью.

Несмотря на специфику каждого конкретного города, проблемы российских городских пространств на данный момент весьма однотипны, и очевидно, что полученные результаты в наиболее ключевых аспектах справедливы и актуальны не только для г. Ростова-на-Дону.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веселкова Н. В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практики использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2010. -№ 31. - С. 5-30.

2. ВеселоваМ. Н. Пространственно-временной аспект взаимодействия человека с историческим городом // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 5.

3. ВиноградоваЕ. И. Представление о ментальных картах города Екатеринбурга // иРЬ: http://archvuz.ru/numbers/2006_22/k25

4. Глазков К. П. Ментальные карты: способы анализа, погрешность и пространственная метрика // Социология власти. - 2013. -№ 3.

5. Глазков К. П. Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города // Мониторинг общественного мне-

ния: экономические и социальные перемены. - 2013. - Т. 5. - № 117. - С. 136-151.

6. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. - М.: Наука, 1984. - 180 с.

7. Культура города: проблемы инноваций. Сб. науч. трудов / Под науч. ред. В. Л. Глазычева. -М.: Изд-во НИИ культуры, 1987. - 200 с.

8. Культура города: проблемы развития. Сб. науч. трудов / Под ред. В. Л. Глазычева. - М.: Изд-во НИИ культуры, 1988. - 187 с.

9. Линч К. Образ города. - М.: Стройиздат, 1982.

10. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве: пер. с англ. - М.: Стройиздат, 1986. - 264 с.

11. СмоловаЛ. В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. - СПб: Речь, 2008.

12. Смолова Л. В. Становление психологии взаимодействия с окружающей средой (исторический аспект) // 4-я Российская конференция по экологической психологии: Материалы конференции. Под общ. ред. В. И. Панова и А. В. Иващенко. - М.: РУДН, 2006. - С. 28-42.

13. Стрельникова А. В. Метод биографической прогулки: интервью в пространственном измерении / Сборник статей VI научно-практической конференции «Современная социология - современной России» // URL: www.hse.ru/pubs/share/ direct/document/76002574

14. Холодова Л. П. Образ города Екатеринбурга // Екатеринбург - вчера, сегодня, завтра: Материалы научно-практической конференции, посвященной 275-летию города. -Екатеринбург, 1998.

15. Штейнбах Х. Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства. - СПб.: Речь, 2004. - 239 с.

16. GiffordR. Environmental psychology. Principles and practice. - Victoria, Canada, 2002. -535 p.

17. Kitchin R.,DodgeM. Rethinking Maps // Progress in Human Geography. - 2007. - no. 31 (3). -pp. 331-344.

18. WolffL. A. New Mental Map of the World // The New York Times Opinion. - 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.