Научная статья на тему 'Воля как сложное психическое явление'

Воля как сложное психическое явление Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1287
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воля как сложное психическое явление»

Общие вопросы психологии

ВОЛЯ КАК СЛОЖНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Доктор психол. наук, профессор Е. П.Щербаков,

Омский государственный педагогический

университет

Психолог ДЮСШ А.В.Малахова

г. Омск

Воля относится, по выражению Л.С.Выготского, к высшим психическим функциям. Сложное явление можно описать словами, выразить в виде модели графически или математическим способом. Пожалуй, наиболее выразительной моделью будет графическое изображение, в котором имеет место наглядное функциональное превосходство. Поскольку воля представляет собой сложное психическое образование, то сгруппируем отдельные элементы, присутствующие в определении (понятии) воли, отмеченные ее исследователями (8; 11; 12):

1) “моральные чувства” (И.М.Сеченов); “эмоциональные процессы, состояния, свойства” (В.И.Селиванов), “мотивы” (В.И.Селива-нов), “эмоциональный (мотивационный) компонент” (А.Ц.Пуни);

2) “разум” (И.М.Сеченов); “интеллектуальные процессы, состояния, свойства” (В.И.Сели-ванов); “ интеллектуальный (гностический) компонент” (А.Ц.Пуни);

3) “деятельная сторона” (И.М.Сеченов); “операционный компонент (умения)” (А.Ц.Пу-ни); “волевые процессы, состояния и свойства” (В.И.Селиванов). Наиболее целостной и непротиворечивой является вторая группа, а первая и третья нуждаются в дополнительном анализе.

Известно, что в структуре личности имеет место не только отражение реально существующей действительности, но и отношение к ней. Человек, прежде чем начать действовать, оценивает ситуацию, “имеет в голове” образ того,

чего он хочет добиться. Этот образ связан с моральной основой. Конечно, моральная основа связана с эмоциями. Однако если А.Ц.Пуни “эмоциональный” компонент воли уточняет “мотивационным”; то В.И.Селиванов разделяет эти психические явления.

Когда рассматривают волю, то всегда анализируют эмоции. Объясняется это тем, что максимальные действия, экстремальные условия обусловливают большое эмоциональное напряжение действующего лица. В настоящее время выделяют операциональную и эмоциональную напряженность (5). Первая связана с отношением человека к проявлению функциональных возможностей в основе самого процесса деятельности. Оба вида эмоциональной напряженности взаимосвязаны и трудно отделяются одно от другого.

Эмоции играют важную роль в первичной ориентировке, в оценке среды и условий, они участвуют в реализации целенаправленного действия и поведения. Они выполняют функции внутренней регуляции мышления и деятельности (2). Поэтому эмоции должны играть самостоятельную роль и занимать отдельное место в структуре воли. Обозначим этот элемент как “состояние”. Мотивы же следует отнести к направленности личности — к чему она стремится, что ее привлекает.

На протяжении многих лет в учебниках и учебных пособиях по психологии приводилась схема волевого акта (6; 10; 14) или этапов волевого действия, в которых выделялись: 1) борьба мотивов, когда побеждает наиболее сильный и имеющий возможности мотив реализации;

2) принятие решения; 3) исполнение принятого решения. Из этого следует, что необходимым компонентом воли является практическое действие. Последнее, естественно, зависит от его образа-цели, сформировавшегося на основе осмысления обстановки и состояния субъекта.

Учитывая все перечисленное, волю как сложное психическое явление можно представить в виде схемы-модели (рис.).

г

Д

Рис. Модель функциональной структуры воли.

В этой схеме: А — социальная и природная среда; блок Б — это ценностные ориентации, мотивы, интересы, потребности, идеалы, цели, программа деятельности, образы действий; блок В — эмоции, эмоциональная память, физическое развитие и физическая подготовленность; блок Г — знания, опыт, оценка обстановки, оценка себя, прогнозирование, составление программы, уточнение цели, принятие решения, подача команды на действия; блок Д — практические действия. Блок Г рефлексирует каждый блок — элемент системы и в то же время — самого себя. В процессе функционирования элемента Г осуществляются умственные или внутренние действия. Каждый из элементов имеет сложное строение и представляет собой функциональный блок.

В любой модели, описывающей сложное явление, компоненты модели и связи между ними являются потенциально возможными. Это значит, что не все они в равной мере участвуют в осуществлении каждого предметного действия. Например, Б и Г могут быть не связанными с непосредственными действиями. Четкое осознание отсутствует в действиях, доведенных до совершенства, если они выполняются в привычной обстановке. Вместо Б часто функционирует В, хотя, например, опрашиваемый не может объяснить, почему ему “нравится некто или нечто”, или, когда решение осуществляется только на основе чувства, интуиции. В определенные моменты блоки могут понижать свои функции и как бы выключаться из всей системы. Например, в сложной ситуации, когда нет вре-

мени для оценки обстановки, блок Д взаимодействует с блоком В самостоятельно, а затем включается блок Г.

Если будет функционировать только один элемент, то это не составит волю человека. В этих случаях можно отметить или действия, или интеллект, или мотивы и цели, или эмоции. Примером функционирования интеллекта может быть гоголевский Манилов, который строил мечты, но дальше этого ничего не делал. Сочетание двух элементов может отражать функцию воли, но при условии, что другие элементы модели функциональной структуры воли (МФСВ) в своей деятельности предшествовали этому моменту и готовы включиться в любой момент.

Побуждение к совершению волевого акта, к функционированию Б, В, Г, Д, конечным итогом будет Д, происходит в Б, В, или Г. Это побуждение формируется в форме потребности, которая существует в Б, Г и В, соответственно в форме представления образа или цели как конечного результата и его социальных последствий в Б, представления средств их достижения в Г, эмоционального переживания (состояния) этой потребности в В. Элементы Б и Г являются осознаваемыми, В — частично осознаваемыми, когда имеется отражение в Г.

Решение выполнить Д осуществляется в форме второй сигнальной системы в Г при сопоставлении А (условной среды) и состояния Б, В и Д. К подобным функциям МФСВ следует отнести усиление, ослабление и остановку Д.

Как известно (10; 13 и др.), речь является средством управления перцептивными и мыслительными процессами. Благодаря речи (инструкции) активизируются те первосигнальные центры, которые необходимы для деятельности; на речевой основе осуществляется функционирование обобщенных анализаторных связей (13). Язык является орудием сознания (высшего уровня отражения реального мира) и орудием осуществления произвольных актов человека, он также является средством регулирования и управления психическими процессами. Самосознание и самовыражение человека осуществляются через речь.

Воздействующие факторы природной и социальной среды образуют мотивацию, которая преобразуется в цель, в активно-действенное отражение. Если принимается решение на наблюдение, то включаются Г и В. При преимущественно физической деятельности решение осуществляется включением Д, при напряженном состоянии В, обусловливающем энергетические возможности, при преимущественно мыслительной деятельности — включением Г и понижением Б и Д. Напряжение структурнофункциональных элементов составит волевое усилие. Как известно (10), волевые усилия подразделяются на разные виды: а) соблюдение режима, б) мышечные напряжения, в) напряжение внимания, г) преодоление утомления, д) преодоление чувства страха, е) осуществление мыслительной деятельности, ж) поддержание оптимального и создание необходимого эмоционального состояния, з) осуществление определенного поведения.

Из всех элементов МФСВ, вероятно, прежде всего от элемента В зависит величина воли, если иметь в виду ее энергетический потенциал. Однако отдельный элемент МФСВ не может существовать сам по себе, независимо от других элементов, так как будут теряться его смысл и его назначение, но в то же время один из них может принимать наибольшее напряжение по сравнению с другими в МФСВ. Особенности сочетания напряженности отдельных элементов образуют свойства и качества.

Диалектический материализм объясняет активность и природными предпосылками, и социальными факторами. Последние в человеке, трансформируясь в биологическое, существенно видоизменяют первые. Согласно законам диалектического материализма, движущими силами развития являются противоречия: между личностью и социальной, природной средой; между состоянием отдельных элементов в МФСВ; между отдельным элементом и А, хотя отдельный элемент не может быть отделен от МФСВ, однако следует понимать преимущественное выделение и активность отдельного

элемента. Активность МФВС можно видеть на противоречии — расхождении между наличием информации, которая существует в А и которая кажется необходимой для принятия решения и подачи команды в необходимое время. Оно актуализирует активность Г в поиске сведений. В соответствии с этим перерабатывается поступающая информация, напрягается внимание, включается в активное состояние и элемент

В. Меняется состояние, мобилизуются резервы организма (эмоции, память, энергетика), принимается необходимое решение с включением интуиции.

Формами существования материи являются пространство и время. В общей теории систем (3; 4) этому положению соответствуют понятия экстенсивной и интенсивной структур, существующих в неразрывном единстве: экстенсивная структура развернута в пространстве, интенсивная — во времени. Экстенсивная функциональная структура является результатом ее интенсивного развития. По временному параметру вскрываются две формы проявления: то, что накапливается в длительном периоде, и то, что может проявиться на данный момент, т.е. потенциальное и актуальное.

В пространственном параметре воля связана с телом человека, хотя с помощью определенных рычагов научно-технических достижений человек может иметь результаты своих достижений в космосе, на большой глубине под землей и под водой. Во временном параметре воля функционирует тогда, когда в активном состоянии находятся мотивы-цели, оценка и действия. До действия и после действия могут отсутствовать механические перемещения, однако в состоянии переживания осуществляются идеомоторные акты (7), когда функционируют отдельные элементы МФСВ. Таким образом, воля проявляется не только в период непосредственных физических действий, но до и после них.

МФСВ имеет свойство развития. Если ее рассматривать от детства до взрослого возраста, то можно отметить ее непрерывный рост. Когда человек рождается, у него функционирует элемент В, обеспечивающий основные жизненные функции. Элементы Б и Г еще не работают, Д проявляется импульсивно в связи с В. Развитие Г и Б будет зависеть от “нормального” уровня В (“нормально работающего мозга”) и от общения с А, т.е. от активной деятельности. Еще до трех лет ребенок начинает выделять свое Я. Функционирование Б, В, Г, Д обусловит рост и совершенствование воли, т.е. совершенствование личности. Для развития личности огромное значение имеет увеличение элементов Б, В, Г. К старческому возрасту понижаются жизненно важные функции организма,

т.е. снижается функционирование элемента В и, соответственно, снижается активность личности. В этом вскрывается значимость элемента В как базисного по отношению к МФСВ. Однако когда человек здоров, не думает о своем здоровье (что является недостатком), как не думает о чистом воздухе, когда он чистый и его вполне достаточно. Человек живет не для того, чтобы есть. Человек — существо социальное. Его помыслы, идеалы, мотивы связаны с социальными явлениями общества, в котором он живет. Поэтому уже в подростковом возрасте системообразующим фактором является элемент Б. Мы солидаризируемся с В.Г.Афанасье-вым (1), в том, что цель — это тот предполагаемый результат, на достижение которого направлено функционирование системы. В блоке Б закладывается целевая программа с долговременными и ближайшими непосредственными целями. Системообразующий элемент начинает связывать с собою, притягивать другие элементы: намерение, отношение, переживания цели связаны неразрывно с элементом В, так как отношения сопровождаются эмоциональными сдвигами.

Отдельные элементы и система в целом имеют ограниченные возможности. Это можно видеть по В, Г, Д. Если вся система неопределенно длительное время будет чрезмерно напряжена, то это приведет к ее энтропии. Систематически слабое функционирование будет определять соответствующий уровень развития и возможности всей системы. Субъект может иметь хорошо развитые элементы В, Г, Д и в то же время направленность по Б может не соответствовать целям организации или даже общества (А). Свобода воля составит тот период деятельности, когда все элементы МФСВ будут, и Д и в то же время направленность по Б может не соответствовать целям организации и даже целям функционировать в оптимальном режиме, будет хорошая эффективность, и личность станет испы-

тывать удовлетворение.

Модель функциональной структуры воли позволяет анализировать ее элементы и ее проявления в целом.

Литература

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. — 368с.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

3. Волков А.М., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. — М.: Изд-во мГу, 1989. — 216 с.

4. Ганзен В.А. Системный анализ психологических описаний личности // Вестник Ленинградского университета. Серия 6. — 1988. — Вып. 1. — С.45-49.

5. Наенко Н.И. Психическая напряженность. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 112 с.

6. Общая психология: Учеб. пос. для студентов пединститутов / Под ред. В.В. Богословского и др. — М.: Просвещение, 1973. — 315 с.

7. Пуни А.Ц. Полифункциональность — полимодальность представлений движения и произвольная регуляция двигательной активности // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — С. 123-131.

8. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1973. —

С. 144-162.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — 413 с.

10. Рудик П.А. Психология: Учебник. — М., 1974. — 512 с.

11. Селиванов В.И. Актуальные вопросы психологии воли // Вопросы психологии личности. — Вып. 2. — Рязань, 1975. — С. 4-26.

12. Сеченов М.И. Избранные философские и психологические произведения. — М.: Госполиздат, 1947. — 646 с.

13. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. — М.: Просвещение, 1967. — 327 с.

14. Якобсон П.М. Воля // Общая психология: Учебник. Изд. 2, гл. 15 / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1977. — С. 389-404.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.