4. Писаренко A.B., Юрчик Ф.Д., Старков Е.А. Исследование системы двустороннего действия для подводного манипулятора // Сборник докладов 57-й международной молодежной научно-технической конференции «МОЛОДЕЖЬ - НАУКА - ИННОВАЦИИ», посвященной 200-летию транспортного образования в России, 25-26 ноября 2009 г.' в 2 т. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2009.-Т. 1.С. 181-184.
Ляпунова Н И.
ВОЛЬТАМПЕРОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТИОНИНА НА ФОНЕ
ГОМОСЕРИНА
Настоящая работа является продолжением проведенных ранее исследований [1] вольтамперного поведения серосодержащих а - аминокислот (АК). Установлена электрохимическая активность метионина (Met) и цистеина (Cys) в анодной области потенциалов на Pt- электроде. Изучена природа тока окисления, сняты зависимости величины предельного тока (I) от концентрации деполяризатора (С0). Для аналитических определений оказались пригодны только волны окисления Met.
Не смотря на сложный характер электродного процесса с участием Met (наличие включенных химических реакций, а также адсорбция деполяризатора и продуктов окисления), существование прямо пропорциональной зависимости I - С0 позволило разработать вольтамперометрическую методику его определения на Pt- электроде.
Целью данной работы является изучение вольтамперного поведения Met в присутствии другой аминокислоты - гомосерина (HSer) и разработка на основе проведенных исследований экспрессной селективной вольтамперометрической методики определения этих АК. Такая задача имеет прикладное значение. В процессе промышленного синтеза Hser из метилмеркаптана и акролеина образуется некоторое количество Met. После очистки Hser часто Met остается в конечном продукте Содержание остаточного Met колеблется от 2 до 5%
В производственном контроле за содержанием остаточного Met используют спектрофотометрический метод с нингидриновой реакцией при детектировании; процесс весьма продолжительный; нижняя граница определяемых содержаний составляет ~ n*10~5 М. Несмотря на достаточно высокую чувствительность методики, она имеет существенные недостатки. Так, перед спектрофотометрическими измерениями необходимо проводить концентрирование проб, так как реакция нингидрина с Met протекает количественно только при концентрациях Met > 4*104 М. Кроме того, спектрофотометрическая методика не селективна, так как нингидрин дает цветные реакции практически со всеми АК. В связи с этим перед определением проводят хроматографическое разделенине Hser и Met
Изучение вольтамперного поведения Met на Pt- электроде в присутствии Hser показало, что Hser не оказывает мешающего влияния на количественное определение Met (табл. 1). Относительное стандартное отклонение не превышает 0,05. Предлагаемая методика может быть использована для определения остаточного Met в препарате Hser.
Таблица 1
Вольтамперометрическое определение Met в присутствии Hser (Pt-электрод, 0,1 М ацетатный буфер, рН 3,8, п = 3)
Содержание Met В аликвоте, мкг/мл Молярное соотношение Met: HSer Найдено Met, мкг/мл sr
1 : 10 15 + 1,2 0,03
15,0 1 : 50 15 ± 1,5 0,04
1 : 100 15 + 1,8 0,05
ЛИТЕРАТУРА
1. Ляпунова Н.И Применение анодной вольтамиерометрии в анализе серосодержащих а -аминокислот. В сб.: Научная конф. Вологдинские чтения. Естественные науки, Машиностроение, Кораблестроение и океанотехника. Матер, конф. - Владивосток, изд-во ДВГТУ, 2007, с. 25 - 27.
Ляпунова Н.И., Вертинская Т.Э.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАУЧНОСТИ В КУРСЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Образовательный процесс в ВУЗе традиционно строится как дисциплинарный, не считая отдельных попыток проектирования его по модульному принципу. В рамках отдельных дисциплин студенты знакомятся не только с их содержанием и методами исследования, но и учатся структурировать учебный материал, систематизировать его в соответствии с внутренней логикой изучаемой науки, что создает условия для формирования научного мышления и обеспечения высокого уровня образованности.
Декларируемый при таком подходе принцип научности обучения представляет исключительную важность как для определении содержания обучения так и для организации учебно-воспитательного процесса. На основании этого принципа выработаны конкретные требования к обучению [1], главные из них:
■ системное представление учебного материала;
■ соответствие системы учебной дисциплины системе изучаемой науки;
■ отражение в содержании обучения специфики науки и ее современных достижений;
■ ознакомление учащихся с методами научного познания и динамикой научной деятельности;
■ акцентирование внимания студентов на мировоззренческих и экологических аспектах;
■ осуществление учебного процесса с учетом уровня подготовки обучаемых.
В данной работе проанализирована роль дисциплины "Аналитическая химия" (АХ) в подготовке химиков-технологов, сформулированы дидактические цели обучения в соответствии с принципом научности.
АХ относится к циклу естественнонаучных дисциплин и обеспечивает формирование не только фундаментальных, но и профессиональных знаний и умений. Так, например, умения осуществлять оперативный контроль за ходом технологического процесса, проводить анализы "in situ", обработка и представление результатов анализов составляют основу профессиональной деятельности технологов, но вырабатываются в процессе изучения АХ. Таким образом, вооружая выпускника интегральной (междисциплинарной) методологией решения реальных или моделируемых профессиональных проблем, АХ обеспечивает себе тем самым широкий круг возможностей самоактуализации и самореализации.
Эта область знаний характеризуется, прежде всего, практической направленностью, Фундамент АХ составляет бесчисленное множество методик анализа. По этой причине долгое время оспаривался ее научный статус. В настоящее время АХ определяют как науку о принципах, методах и средствах определения химического состава и строения химических соединений, веществ и материалов. В условиях "информационного бума" и "технологического взрыва" АХ претерпела существенные изменения, благодаря чему число аналитических методов, степень их сложности и масштаб их использования неимоверно возрос. Аккумулированные АХ знания во много раз превышают возможности рецептивного восприятия знаний отдельной личностью.
Очевидно, что вузовский курс АХ необходимо максимально освободить от излишнего фактологического материала, что позволит студентам осознать роль этой науки в структуре химического и естественнонаучного знания, ее функции, понять, что изучаемая ими дисциплина не просто "Химия", а специфическая со своими задачами междисциплинарная наука и уж совсем не сборник "кулинарных рецептов".