Научная статья на тему 'Волостное земство в Псковской губернии'

Волостное земство в Псковской губернии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волостное земство в Псковской губернии»

О-1. ^. Никитина

Волостное земство в Псковской губернии

Вопрос перестройки органов самоуправления в сельской местности в период перехода России от монархической формы правления к республиканской, а именно в эпоху Временного правительства, детального освещения в исторической литературе не нашел. Данное обстоятельство можно объяснить, прежде всего, кратким периодом деятельности всесословного волостного земства, продолжавшимся всего несколько месяцев. В то же время выборы в данные органы, а также их недолгая деятельность дают любопытную информацию для анализа крестьянской ментальности и проблемы крестьянской общины в России.

Проблема организации местного самоуправления в сельской местности волновала земских и общественных деятелей еще с 1860-х гг., когда было создано волостное и сельское самоуправления на основе сословного начала. В начале 1880-х гг. комиссия для обследования органов местного самоуправления, возглавляемая М.С.Кахановым, высказала также предложение о создании органов сельского самоуправления на основе всесословного принципа. В эпоху Александра III данная идея отошла на второй план. Возвращение к предложению о создании мелкой земской единицы произошло на Аграрном съезде в Москве в 1901 г., а в феврале 1907 г. Вторая Дума рассматривала проект П.А. Столыпина о волостном земстве. При его обсуждении поднимался вопрос о взаимодействии земства и местных органов власти, однако проект не получил тогда своего законодательного воплощения. Только 21

Никитина Наталья Павловна - кандидат исторических наук, декан исторического факультета Псковского госпедуниверситета им. С. М. Кирова. Статья подготовлена при поддержке РГНФ (грант № 10-01-26108а/в)

мая 1917 г., уже Временным правительством, было принято Положение о волостном земстве.

Материалы деятельности волостных земств в Псковской губернии представлены в Государственном архиве Псковской области ( ГАПО): в фонде Новоржевского уездного комиссара Временного правительства (ф.Р-745). Комиссаром являлся Н. Рокотов, представитель старинного дворянского рода, талантливый земский деятель. Комплекс документов, хранящийся в данном фонде разнообразен, и включает в себя протоколы избирательных комиссий, заседаний волостных земских собраний и управ, переписку уездного комиссара Временного правительства с губернским комиссаром и волостными учреждениями.

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство занялось решением проблемы, связанной с изменением системы органов местного самоуправления в сельской местности. 19 марта 1917 г. было подписано его Постановление о ликвидации института земских начальников и передаче их обязанностей уездным комиссарам. Одновременно этим же Постановлением было объявлено о создании волостных исполнительных комитетов.1 Материалы переписки Новоржевского уездного комиссара с губернским комиссаром свидетельствует о том, что Временное правительство рассматривало волостные комитеты как временный орган на период «...до завершения работы по устройству волостных земств.»2. Именно этим комитетам передавались функции волостного правления, причем рекомендовалось при создании их опираться на уже существующие на волостном уровне организации: продовольственные комитеты, попечительства, а также кооперативные организации, и любые

другие, «.учитывая, какие из этих организаций по местным условиям являются более жизненными, работоспособными и внушающими доверие населения».3 Данное обстоятельство указывает на тот факт, что в условиях формирования новых органов местного самоуправления Временное правительство ориентировалось на структуры, которые поддерживались местным населением и были неформальны в своей деятельности. В рекомендациях при формировании волостных комитетов имелись и пожелания о социальном составе данных комитетов, в частности о включении в них представителей интеллигенции и землевладельцев.

23 марта 1917 г. было созвано особое совещание при МВД для создания соответствующего законодательного проекта.4 В течение 5 и 6 апреля 1917 г. в Пскове прошло совещание уездных комиссаров Временного правительства, на котором было указано о создании временной волостной управы. Данное совещание определило состав управы. В него вошли председатели волостных милиционных и продовольственных комитетов, волостного попечительства по призрению семей призванных на войну, волостного суда и волостной старшина.5 Такую структуру управы рекомендовало Временное правительство. В состав управы вошли, таким образом, лица, избираемые ранее в волостное крестьянское правление, за исключением помощников волостного старшины, кандидатов в волостные старшины и сборщиков податей. Это были лица, избираемые представителями только от крестьян, в то время как Особое совещание предполагало, что новая земская управа должна представлять интересы всего населения волости.

На временную волостную управу были возложены все функции волостного правления. Временная волостная управа являлась распорядительным органом, волостной старшина, как и ранее, выполнял исполнительные функции. В исключительных случаях, «.не допускающих отлагательства»6, (к сожалению более точного перечисления таких обстоятельств в документе нет), волостной старшина имел право принимать решение единолично. Председатель временной волостной управы избирался из числа

ее членов, и, таким образом, автоматического перехода обязанностей председателя земской управы к волостному старшине не было. Хотя вполне вероятно, что председателем временной волостной управы избирали именно волостного старшину, как это было, например, в Оршанской волости.7 Волостной писарь автоматически переводился на должность секретаря временной волостной управы.

Возможно предположить, что такие управы создавались на территории Новоржевского уезда в течение апреля-мая 1917 г.. Так, в частности 28 мая была создана Оршанская временная волостная управа.8 Но временные волостные управы просуществовали недолго. Еще 21 мая 1917 г. Временное правительство издало Постановление «О волостном и земском управлении», согласно которому на местах создавался орган местного самоуправления - волостное земство, которое должно было выражать интересы всего населения волости, а не только крестьян. Высшим распорядительным органом его являлось волостное земское собрание, которое формировалось на основе выборного начала. Избирательное право получили все жители волости - мужчины и женщины в возрасте старше 20 лет. Закон разрешал избирать в состав волостного земства и лиц, не проживающих в данной волости, но имеющих здесь «.домашнее обзаведение, или состоят на домашней службе, или имеют иные, связанные с волостью, определенные занятия».9 Монахи, лица признанные «безумными», а так же приговоренные судом к наказаниям, не имели права участия в выборах. Численный состав волостного земского собрания определялся в границах от 20 до 50 чел.10 Срок полномочий гласных волостного земства был таким же, как в уездном и губернском земских собраниях, а именно - три года. Волостное земское собрание из своего состава формировало исполнительный орган

- волостную земскую управу. Таким образом, структура волостного земства повторяла структуру уездного и губернского земства и соответствовала «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. Теперь, наконец, земские учреждения стали существовать на уровне всех административ-

ных единиц. Законодательство определяло: «Волостному земскому управлению предоставлен весь круг дел прежнего, волостного правления, а так же новые задачи: здравие, просвещение, развитие земледелия, промышленности, торговли, пути сообщения, безопасность и исполнение повинностей».11 Таким образом, и без того немалые функции крестьянского самоуправления еще больше расширялись. Однако теперь постановления волостного земства имели силу закона для всего населения волости, и материальное решение всех перечисленных вопросов ложилось не только на плечи крестьян. Предстояла довольно сложная работа - изменить существующую систему местного самоуправления в волости, освободить ее от опеки со стороны местных властей. В период, предшествующий выборам в волостные земства, на страницах журнала «Волостное земство» подробно и тщательно разъяснялся процесс организации выборов.

Для проведения выборов уездные земские управы собирали сведения о числе жителей в каждой волости, производили деление волости на избирательные округа, создавали волостные избирательные комиссии с участием представителей местных общественных организаций. Волостная избирательная комиссия создавала сельские избирательные комиссии, составляла избирательные списки, при этом разрешалось использовать посемейные списки.12 Так, в Новоржевском уезде к 11 августа 1917 г. была сформирована избирательная комиссия, и с 20 августа по 12 волостям уезда проходили выборы гласных в волостные земские со-брания.13 Состав волостных избирательных комиссий рассматривался и утверждался на волостных сходах. Так, например, Захонский волостной сход в состав избирательной комиссии включил членов продовольственного и земельного комитетов, волостного попечительства, Совета крестьянских депутатов, а также членов волостной и сельской милиции. Председателем избирательной комиссии был избран волостной старшина Семен Федорович Абаев, товарищем председателя

- учитель Леонид Васильевич Васильев.14 Таким образом, в Захонской волости состав избирательной комиссии оказался компро-

миссным, и включал в себя как представителей волостного правления и его структур, так и новых органов власти в лице Советов крестьянских депутатов и милиции. В то же время здесь оказалась соблюденной и рекомендация со стороны Временного правительства о привлечении к работе органов местного управления интеллигенции. Иногда состав избирательной комиссии вызывал недовольство у части избирателей. Например, при выборах в Дворицкое волостное земское собрание волостной старшина Дмитрий Данилов Баранов заявил о неправомерности выборов, т.к. председатель избирательной комиссии Василий Афанасьев не являлся жителем данной волости.15 Но кандидатура Василия Афанасьева была предложена в качестве председателя на том основании, что он более 20 лет проживал в деревне Фомино Дворицкой волости, имел «домашнее обзаведение» и являлся председателем Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Случалось, что в состав избирательных комиссий включались иногда и представители Русской Православной церкви, например, при выборах в Новинское волостное земское собрание - псаломщик В.Н. Иванов.16 К сожалению, документы ГАПО не дают представления о составе всех избирательных комиссий по Новоржевскому уезду.

Выборы гласных в волостное земское собрание проходили либо в здании волостного правления, или же школы. В соответствии с законом для удобства населения выборы проводились в праздничные дни с 8 час. утра до 8 час. вечера. Выборы были тайными, личность избирателя удостоверяли, делали отметку в избирательном списке. Избиратели, получив бюллетени, заполняли их и опускали в ящик. Закон разрешал оформление волеизъявления избирателя и дома, но при этом избирательные записки с помарками или несколько раз написанной фамилией одного человека, в расчет не принимались (а такое случалось ввиду неграмотности подавляющей массы населения). Подсчет голосов производился на следующий после выборов день, а для избрания в число гласных необходимо было получить более половины голосов. В противном случае организовывались дополнительные выборы, и тогда результат определялся по простому большинству голосов.

В ходе выборов в трех волостях Новоржевского уезда (Новинской, Дворицкой и Посадниковской) были зафиксированы разного рода нарушения. При выборах в По-садниковское земское собрание, например, отмечалось проведение агитации в помещении, где проходили выборы, а избирателям при входе давали заранее написанные бюлле-тени.17 В Новинской волости члены избирательной комиссии иногда не отмечали избирателей, и те, случалось, опускали в урну по несколько бюллетеней, тем более, что урна с бюллетенями оказалась на ночь не опечатан-ной.18 Скандальными оказались выборы по Дворицкой волости, где была предпринята попытка их срыва со стороны Дворицкого волостного старшины Дмитрия Даниловича Баранова. Старшина с небольшой группой лиц, состоящих из солдат и женщин, явился в здание Полянской земской школы, где проходили выборы, и высказал недоверие председателю избирательной комиссии, в результате чего взволнованные избиратели отстранили председателя от должности и избрали нового. После этого Д.Д. Баранов вскрыл ящик с бюллетенями, «.отыскивая нежелательных им гласных.»,19 при обнаружении записок с такими именами они изымались и уничтожались. Жена волостного старшины вела в это время агитацию в пользу мужа. В результате из 125 поданных записок волостной старшина получил 105 голосов и оказался избранным в гласные Дворицкого волостного земства. В своем протоколе, адресованном уездному комиссару, избирательная комиссия Дворицкой волости зафиксировала факт нарушения, указав, что Д.Д. Баранов еще до выборов на волостных сходах дезинформировал избирателей от имени Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, заявляя, что выборы должны быть открытыми, избирать в гласные можно только лиц, имеющих менее 3-х десятин надельной земли, а «.земских служащих выбирать не надо: их давно надо сбросить с крестьянской шеи».20 По мнению членов избирательной комиссии такое поведение старшины дезорганизовало избирателей, что сказалось на низкой их явке на выборы, а также привело к негативному их отношению к интеллигенции. Они характеризовали Д.Д. Баранова, как «совершенно

безнравственную личностью, почти безграмотного человека, едва умеющего нацарапать свою фамилию».

Административный суд Новоржевского уезда в итоге отменил результаты выборов по Новинской и Дворицкой волостям, а в По-садниковской признал их состоявшимися, т.к. факты о нарушениях в ходе проверки подтверждения не нашли.21 В Дворицкой и Новинской волостях были объявлены перевыборы, в результате которых 14 октября 1917 года в Дворицкое волостное земство в качестве гласного вновь был избран волостной старшина Д.Д.Баранов22. (Видимо, авторитет его среди избирателей был высоким).

Вновь сформированные земства приступили к работе в конце сентября - начале октября 1917 г. Раньше всех на первое заседание собралось Оршанское волостное земство - 24 сентября 1917 г., гораздо позже - из-за проводивших перевыборов - Новинское: 19 октября 1917 г. Деятельность волостных земств Новоржевского уезда продолжалась до конца декабря 1917 г.: последнее заседание Посадниковского собрания датируется 23 декабря 1917 г. Таким образом, срок деятельности волостных земств оказался очень коротким.

Поступившая 22 сентября 1917 г. в Псковскую губернию телеграмма из МВД определяла первоочередные задачи волостного земства:23 ликвидация всяких волостных комитетов и организация контроля за продовольственным делом. Таким образом, на плечи волостного земства было возложено разрешение самого трудного вопроса военного времени - продовольственного. Но сфера деятельности данных органов местного самоуправления им не ограничивалась, что подтверждают сохранившиеся 33 журнала заседаний волостных земских собраний Новоржевского уезда. Интенсивность работы каждого земского волостного собрания была различной. Из 12 земств в пяти было проведено по четыре заседания, в шести - по два, а в Дворицкой волости только одно, что объясняется более поздними выборами его состава. В течение сентября состоялось 9 заседаний земских собраний, пик активности пришелся на октябрь месяц - 14 заседаний, в дальнейшем активность работы снижается,

и на ноябрь приходится только семь заседаний, а на декабрь - лишь одно, что связано было со сменой власти в стране в результате Октябрьской революции и перестройкой системы государственного управления. Явка гласных на волостные земские собрания была достаточно высокой - от 15 до 28 чел. (в каждое волостное земство было избрано по 31 гласному). Отдельные журналы собраний фиксируют время их открытия и завершения. Например, чрезвычайное собрание Горского волостного земства, состоявшееся 8 ноября 1917 г., началось в два часа дня, а завершилось в час ночи.24 Такая продолжительность объясняется насыщенной повесткой дня (7 вопросов )и их актуальностью: собрание обсуждало вопросы финансового положения волости, организации суда, выбирало сборщика податей, и др., что требовало не просто обсуждения, но и принятия по возможности компромиссных решений.

Первое заседания волостного земства открывали председатели избирательных комиссий, а повестка дня их была, как правило, одинаковой: гласные, прежде всего, приводились к присяге на служение Родине (в Горской волостном земстве присяга не проводилась, т.к. гласные были старообрядцами, вместо этого они давали торжественное обещание.), 25 а затем проходили выборы председателя волостного земского собрания и секретаря. ( Везде, кроме Аполинского земства, председателями были избраны председатели волостных избирательных комиссий.) После этого рассматривалась предложенная уездным земством на три месяца 1917 г. смета расходов. Половина волостных земских собраний согласилась с данной сметой, включавшей жалование должностным лицам волостного самоуправления: председателю, двум заместителям, секретарю, помощнику секретаря, двум рассыльным, двум писцам и сторожу. Интересно, что в предложенной смете размер жалования секретаря равнялся размеру жалования председателя волостной земской управы и составлял 600 руб:26 роль секретаря в волостном земстве была велика! Уездное земство предусмотрело в смете и канцелярские расходы, в целом на три месяца расходы по волостному земству в соответствии с проектом составляла 5340 руб.

Другая половина волостных земских собраний выступила против предложенной сметы, сократив ее за счет уменьшения жалования председателя и членов управы.27 Так, например, Захонское волостное земство размер жалования председателя управы уменьшило почти в три раза, определив его в 175 руб., а секретаря в 200 руб.28 Собрания, наконец, избрали составы волостных земских управ: председателя и двух членов. Закон определял, что каждый из них должен быть старше 25 лет, а так же «.считается обязательным, что волостной голова (председатель) и члены волостной управы не находились в первых двух степенях родства, а так же не были супругами. Члены управы, пока при должностях, не имеют права принимать участие в подрядах, поставках и других договорах, заключаемых волостным земством, в котором они служат».29 Тем самым законодательство вносило серьезные ограничения индивидуальной предпринимательской деятельности членов волостной земской управы.

Примерно в половине волостей выборы состава земских управ проходили на собраниях путем открытого голосования, в остальных - тайным. При выборах в Новинскую и Аполинскую волостные земские управы собрание приняло решение о выборе вначале их поименного состава, а затем избранные члены распределили между собой обязанности председателя и членов. Интересно, что во всех волостях выборы являлись альтернативными. В Аксеновском волостном земстве, например, на должность председателя управы было выдвинуто 27 кандидатов, т.е. все прибывшие на собрание.30 Случалось, что несколько кандидатов на должность председателя получали одинаковое количество голосов, и тогда участники собрания прибегали к методу жере-бьевки.31 Альтернативность выборов, на наш взгляд, определялась не столько гражданской активностью населения, а тем, что члены управы после избрания получали отсрочку от службы в армии. (Это правило была характерно в свое время для волостного крестьянского самоуправления). В состав Дворицкой волостной земской управы, как редкое исключение, было избрана женщина - Ефросинья Петрова Маланенкова. Это было совершенно новым явлением: ведь еще во второй половине XIX

в. оно было немыслимым - тогда женщины даже не имели права участия в сельском сходе. В условиях же Первой мировой войны, когда значительная часть мужского населения была призвана на фронт, женщины взяли на себя функции глав семей, занимались обработкой земли, и роль их в местном самоуправлении усилилась.

Срок полномочий избранной волостной земской управы определялся до 1 января 1919 г. Члены управы обязывались нести дежурство в ее здании. Духновское волостное земство, например, в качестве присутственных дней определило четверг и установило плату за дежурство - 3 руб. в день.32 Захонское земство при определении регламента своей работы приняло решение о выходных днях для управы: воскресенье и православные двунадесятные праздники, т.к. «.праздник для всех должен быть равен».33 Волостные земские управы нередко занимали пустующие жилые помещения: так, Дух-новская волостная управа расположилась в пустующем доме доктора.

С особой осторожностью и тщательностью собрания подходили к избранию сборщика податей - должности, характерной для волостного и сельского крестьянского самоуправления. Она была хлопотной и не очень почетной: лица, ее занимавшие, льгот не имели. Вследствие этого в Оршанском волостном земстве, например, желающих занять данную должность вообще не нашлось, и выборы были отложены.

Для принятия материальных ценностей от волостного земского самоуправления собрания избирали составы ревизионных комиссий - численностью от 3 до 7 чел. Избрание их, как и заведующих военно-конскими участками, прошло во всем уезде без особых проблем. Были сформированы также попечительские комиссии, продовольственные и земельные комитеты. В большинстве случаев их состав был обновлен. Поскольку гласные волостного земского собрания жалования не получали, закон разрешал возмещение им расходов, связанных с проездом на собрание и проживанием на время заседаний: в Новоржевском уезде размер суточных составлял от 3 до 10 руб. И наоборот, за неявку на собрание Жадрицкое земство установило

штраф в 3 руб., который должен был поступать в фонд земской управы.34 Это еще одна новая мера, не характерная для крестьянского самоуправления.

На последующих заседаниях волостного земства рассматривались и другие, жизненно важные для волостей вопросы. Жадрицкое волостное земское собрание, например, следуя традиции волостного крестьянского самоуправления, выбрало (открытым или тайным голосованием) волостных судей и их заместителей - всего в количестве 8 чел. Горское волостное собрание, назначив вознаграждение судьям по 5 руб. за заседание за счет тяжущихся сторон, в то же время приняло решение: «Суд не производить до организации твердой народной власти».35 В Жадрицкой волости актуальным оказался вопрос о конокрадстве, и для борьбы с ним было принято решение провести с помощью волостной милиции перепись всех лошадей. Для изыскания средств на данное мероприятие решили с каждого владельца лошади собрать по 50 коп.

Волостное земское самоуправление могло исполнять возложенные на него функции только при наличии денежных средств. Земские деятели опасались больших поборов с населения, т.к. могло случиться, что вследствие этого оно не сможет платить уездные земские повинности. В итоге было определено, что «.на волостные нужды земство может взимать не более 30% того, что взимает уездное земство».36 В решении проблемы изыскания средств для своей деятельности волостное земство шло по традиционному пути крестьянского самоуправления. Например, Захонское волостное земское собрание приняло решение об обложении частновладельческих земель мирским сбором в размере 30 коп. с десятины на нужды волостной земской управы, указав, что основная масса расходов идет на содержание служащих.37 Горское волостное земство обложило налогом торговцев, установило сбор в сумме 50 коп. с одного надела как надельной, так и собственной земли, и приняло решение о займе денег в размере 3750 руб. в уездной земской управе.38 Духновское волостное земство в качестве одной из статей доходов ввело сбор за торговлю в ярмарочные дни в размере от 5 до 10 коп.39

Ряд волостных земских собраний на своих заседаниях рассмотрели возможные статьи доходов на 1918 год. Например, Горское земство предложило формировать свой бюджет не только за счет налогообложения земли, но использовать косвенные налоги: за выдачу паспорта (1 руб.), за проданную лошадь (25 коп.), за торговлю в палатках (от 20 коп. до 5 руб.), за охотничье свидетельство (5 руб.), за паспорт для лошади (50 коп.).40 Жадрицкое волостное земство имело счет в сберегательной кассе при Новоржевском казначействе в сумме 181 руб. 22 коп., доставшееся ему от волостного крестьянского самоуправления.41

В годы Первой мировой войны достаточно остро стоял продовольственный вопрос, поэтому волостные земства тщательно отслеживало все операции с хлебопродуктами. Так, Жадрицкое волостное земское собрание, узнав о попытке продажи двумя крестьянами данной волости хлеба в другой уезд, приняло решение об изъятии его в пользу продовольственного комитета, а продавцам оставили хлеб только на пропитание.42 Помимо этого данное земство установило караул на «Опочецкой большой дороге», чтобы препятствовать вывозу хлеба в соседний уезд. Духновское земство, выявив факты укрывательства хлеба тремя хозяевами, приняло решение: «спрятанный хлеб отбирать за половинную цену».43 К укрывателям подошли по всей строгости: почти весь хлеб

был конфискован, а им выдавался лишь паек. Горское волостное земство для решения продовольственного вопроса закупило в Полтавской губернии два вагона ржаной муки, определив ходоков-закупщиков хлеба, и одновременно вело переговоры с Ашевским потребительским обществом, имеющим лавку, о получении других продуктов.44 Духновское земство предприняло попытку фиксирования цен на сахар в потребительской лавке. К сожалению, источник умалчивают об эффективности принимаемых мер.

Волостное земство уделяло внимание и вопросам благоустройства волости, например, состоянию путей сообщения. Гласные Жадрицкого и Захонского волостных земских собраний, например, заговорили о необходимости починки проселочных дорог и ремонта моста через р. Уду, Жадрицкое

земство возложило обязанности по починке дорог на владельцев, а контроль за работой

- на волостную управу и милицию. Для тех, кто уклонялся от выполнения этих обязанностей, устанавливались штрафные санкции в размере от 3 до 25 руб.45 Для ремонта дорог уездного значения обратились за помощью к уездному земству. Починка моста требовала еще более серьезных капиталовложений, поэтому решено было создать комиссию для рассмотрения данного вопроса.

В поле внимания земских собраний попали и вопросы, связанные с контролем за деятельностью должностных лиц. Например, Захонское земство рассмотрело вопрос о работе начальника волостной милиции Василия Семеновича Богданова, который, по мнению гласных «.находится не на высоте своего положения, никогда на сход не является, никаких мер, как начальник милиции, к наведению порядка в районе волости не принимает. Повсеместно идет сильное пьянство, картежная игра и кроме того в волостную управу на дежурство он не является. Вообще, он старается не водворять порядка, а наоборот развращает, говоря народу, что теперь судов нет и можно что угодно делать».46 Таким образом, волостное земство волновала проблема морального облика людей, наделенных властью, а Бежаницкое волостное земское собрание обратило внимание на такое распространившееся в условиях войны явление, как самогоноварение: за изготовление самогона оно решило взять под арест Августа Берзина и Александра Логинова, а для тех, кто торговал самогоном, вдвое уменьшило размер выдаваемого продовольственного пайка. Оно же закрыло чайные лавки, торговавшие самогоном.47 В упоминавшемся случае в Захон-ской волости земское собрание ходатайствовало перед начальником уездной милиции об увольнении Василия Богданова, и даже предложило новую кандидатуру на должность начальника волостной милиции - Спиридона Архиповича Коротенкова. Аналогичным образом 19 ноября 1917 г. Духновское волостное земское собрание утвердило в должности начальника волостной милиции старшего милиционера Карла Стульчинского.48

Волостное земство не могло не реагировать на обращения граждан, и Горское

волостное земское собрание, например, создало для этого специальную группу. Оно же контролировало поведение своих гласных, рассмотрев 8 ноября 1917 г. вопрос о распространении гласным Наумом Васильевым ложных сведений о деятельности земства, потребовав от него объяснения причин такого поведения.49

Как и в уездном земстве, в сферу интересов волостного земства были включены вопросы образования и здравоохранения. Например, Горское волостное земство ходатайствовало перед уездным земством о назначении врача в Ашевскую земскую больницу,50 а ряд волостных земств - о введении всеобщего обязательного бесплатного обучения в школах51. Земство приняло решение о благоустройстве школ: отопление школьных зданий производилось за счет земства, а доставка дров до школы ложилась на плечи родителей.

Волостные земства не обошли стороной и вопрос, связанный со страхованием. В частности, его подняло Духновское волостное земское собрание, предложив размер страховки жилых и нежилых построек от 7 до 15 руб.

Для того, чтобы быть в курсе событий в стране, ряд волостных земств, например, Горское, приняло решение о подписке на демократические газеты, ассигновав для этого 100 руб.52 ( Такая практика была характерна и для крестьянского самоуправления), оно же задумало создание сельскохозяйственной библиотеки на паритетном начале с уездным земством при условии финансирования по 200 руб. с каждой стороны.53 То же Горское земство уделило внимание и развитию экономики волости, разработав при этом программу- минимум на ближайшее время и максимум на период после окончания войны: создание передвижного маслобойного пункта, оборудование зерноочистительного пункта. Эти вопросы определялись в качестве первоочередных, а решить их можно было только путем долевого финансирования совместно с уездным земством. Волостное земство предполагало выделить на данные

цели 700 руб., а от уездного земства просило 1500 руб. и сельскохозяйственную технику с Ашевского склада.54 В качестве дальней перспективы предусматривалось строительство маслодельного завода в имении Финьково и кожевенного завода.

Не все, однако, складывалось так, как задумывали сторонники всесословной земской единицы в начале ее создания, считавшие волостное земство «.основой народной свободы и условием культурного процветания и подъемом народных сил нашей Родины».55 Эйфория от внедрения в жизнь закона о волостном земстве вскоре стала остывать, что обусловливалось трудностями в экономике, вызванными войной, нерешенностью главного для крестьян земельного вопроса, и тем, что для крестьян более привычными оставались общинное и волостное крестьянское самоуправление. Крестьяне не принимали «за своих» представителей интеллигенции и дворян, что подчеркивал журнал «Волостное земство»: «От волостного земства крестьяне стремятся отстранить землевладельцев и интеллигенцию. Земство носит сословно-крестьянский облик.Первые месяцы революции осложнили задачу нормализации. Не последнюю роль сыграли в этом комитеты - продовольственные, земельные, волостные. Они - очаги развала».56

Причина гибели волостного земства, по мнению ряда общественных деятелей, заключалась в том, что «.население, подстрекаемое темными личностями и возвращающимися с фронта солдатами, разгоняет волостные управы, в лучшем случае производит перевыборы в них.Восстанавливаются прежние крестьянские «волостные сходы», где все решают всем миром».57 Новое самоуправление оказалось крестьянам непонятным, а существовавшая в течение многих веков общинная система была для них более привычной и защищала их в кризисных ситуациях. В итоге крестьяне «ногами» голосовали за сохранение общины.

Примечания

1 Россия. Хроника основных событий IX - ХХ вв. М.,2002. С.330

2 ГАПО. Ф.Р-745. оп.1. д.49. л.4

3 Там же

4 Власть и реформы: от самодержавия к советской России. СПб.1996. С.665

5 ГАПО. Ф.Р-745. оп.1. д.50. л.2

6 Там же

7 Там же. Л.5

8 Там же. Л.4

9 Иванов А. Народный закон //Волостное земство. 1917. № 9-10. С.264

10 Власть и реформы. С.666

11 Кекуатов К. Административный судья //Волостное земство. 1917. № 17-18. С.341

12 Веселовский Б. Как выбирать волостных земских гласных //Волостное земство. 1917. № 11-12. Сс.287-288

13 ГАПО. Ф.Р-745. оп.1. д.41

14 Там е. же Л.43

15 Там е. же Л.13

16 Там е. же Л.3

17 Там е. же Л.23

18 Там е. же Л.24

19 Там е. же Л.13 об.

20 Там е. же Л.15

21 Там е. же Л.47

22 Там е. же Л.62

23 Там е. же Л.63

24 Там е. же 7 -3 6- .3 л. 3. .4 Д.

25 Там е. же Д.45. л.40

26 Там О * Л.2

27 Подсчитано на основании данных: ГАПО. Ф.Р-745. оп.1. д.45

28 Там же. Д.43. л.40 об.

29 Иванов А. Народный закон //Волостное земство. 1917. № 9-10. С.22

30 ГАПО. Ф.Р-745. оп.1. д.45. л.21

31 Там же. Л.37

32 Там же. Д.43. л.20

33 Там же. Л.41 об.

34 Там же. Л.44

35 Там же. Л. 16

36 На пороге волостного земства //Волостное земство. 1917. № 13-14. С.304

37 ГАПО. Ф.Р-745. оп.1. д.43. л.10-10 об.

38 м Там е. же Л.36

39 Там е. же Л.20

40 м Там же. Л.36 об.

41 Там же. б. о 3 .4 Л.

42 Там же. Л.8

43 м Там е. же Л.19

44 Там е. же Л.15

45 Там же. Л.7

46 м Там е. же б. о 3 3- Л.

47 м Там же. л. 4. .4 Д.

48 Там е. же .21 л. 3. .4 Д.

49 Там же. Л.37

50 Там же

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51 Там же. Л.47

52 Там же. Л.37

53 Там же. Л.46 об.

54 Там же. Л.46 об.-47.

55 Веселовский Б. Закон о волостном земстве //Волостное земство. 1917. № 8. С.226

56 Земец. Деревня и волостное земство //Волостное земство. 1917. № 19-20. С.452-453

57 Защитите волостное земство //Волостное земство. 1918. № 2. С.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.