Научная статья на тему 'ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ'

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волонтёрская деятельность / волонтёрство / добровольность / добровольчество / благополучатели / духовно-нравственное воспитание молодёжи / воспитание / молодёжное движение / молодёжное объединение / volunteer activity / volunteering / voluntary / volunteerism / beneficiaries / spiritual and moral education of youth / education / youth movement / youth association

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Синчинова Анастасия Константиновна, Папуша Елена Николаевна

В данной статье рассматривается сущность волонтёрской деятельности как средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, необходимого для создания благоприятной среды, влияющей на формирование и развитие личности учащихся, а также их социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITY AS A MECHANISM FOR THE FORMATION OF LIFE VALUES AMONG SCHOOLCHILDREN

This article examines the essence of volunteer activity as a means of spiritual and moral education of the younger generation, necessary to create a favorable environment that affects the formation and development of the personality of students, as well as their socialization.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371+364

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ

Синчинова Анастасия Константиновна

студент магистратуры факультета педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования « Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск E-mail: aksinchinova@bk.ru

Папуша Елена Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной работы

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск E-mail: aksinchinova@bk.ru

VOLUNTEER ACTIVITY AS A MECHANISM FOR THE FORMATION OF LIFE VALUES AMONG SCHOOLCHILDREN

Sinchinova Anastasia Konstantinovna

master's degree student

of the Faculty of Pedagogy and Psychology

Federal State

Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I.N. Ulyanov»,

Ulyanovsk E-mail: aksinchinova@bk.ru

Papusha Elena Nikolaevna

candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Pedagogy and Social Work

Federal State

Budgetary Educational Institution of Higher Education Ulyanovsk State Pedagogical University Named After I.N. Ulyanov,

Ulyanovsk E-mail: aksinchinova@bk.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность волонтёрской деятельности как средства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, необходимого для создания благоприятной среды, влияющей на формирование и развитие личности учащихся, а также их социализации.

Abstract. This article examines the essence of volunteer activity as a means of spiritual and moral education of the younger generation, necessary to create a favorable environment that affects the formation and development of the personality of students, as well as their socialization.

Ключевые слова: волонтёрская деятельность, волонтёрство, добровольность, добровольчество, благополучатели, духовно-нравственное воспитание молодёжи, воспитание, молодёжное движение, молодёжное объединение.

Keywords: volunteer activity, volunteering, voluntary, volunteerism, beneficiaries, spiritual and moral education of youth, education, youth movement, youth association.

Сложившаяся в настоящее время ситуация безнравственного поведения молодёжи требует от российских образовательных организаций и учреждений дополнительного образования детей по-новому взглянуть на духовное воспитание подростков и вынуждает пересмотреть методы по его формированию.

Следовательно, приоритетной задачей современного воспитательного процесса является ликвидация безнравственности подрастающего поколения.

В связи с этим, важная роль в духовно-нравственном воспитании детей легла на деятельность детских творческих объединений и движений, которые создают условия для формирования социального опыта в процессе творческой деятельности и межличностного общения [2, с. 27], располагают богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого, становятся хорошим подспорьем в воспитании.

Сегодняшние детские движения и объединения используют столетний опыт пионерской организации и первых шагов детского движения в России, основанный на традиционной системе воспитания, для которой характерно нравственное и духовное развитие ребёнка, где духовная составляющая превалирует над материальной.

На наш взгляд, не менее важной формой вовлечения подростков в социальную активность может стать и волонтёрское движение, которое даёт детям возможность реализовать себя, воспитывает ответственное отношение к окружающему миру, создаёт условия для формирования духовно-нравственных ценностей и патриотизма у ребят.

Дадим характеристику основным понятиям, связанным с добровольческой сферой.

Волонтёрская деятельность - добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в интересах благополучателей [6].

В различной литературе можно встретить иные названия волонтёрской деятельности, например, добровольчество или волонтёрство.

Говоря о благополучателях - это лица, получающие помощь от волонтёров (добровольцев).

Историография вопроса о российском волонтёрстве уходит в далёкое прошлое и связана с историей благотворительности на Руси, когда оказание помощи нуждающимся становится традицией. Ярким примером является переговорный процесс князей Олега и Игоря с Византией о выкупе пленных, упоминаемый в «Повести временных лет» [4].

С момента принятия христианства и вплоть до времени правления Петра I новой формой благотворительности становится милостыня (ритуал для спасения души). После чего под влиянием идей гуманизма возникает светская благотворительность, направленная на проявление сочувствия и сопереживания личности [3, с. 294].

Всё это свидетельствует о том, что волонтёрский труд всегда существовал в истории государства российского и с течением времени ни чуть не уменьшил своей ценности, а наоборот укрепил свои позиции, путём превращения в значимый ресурс развития общества, участие в котором могут принимать все желающие независимо от пола, возраста, вероисповедания, расовых или национальных принадлежностей.

Волонтёрская деятельность не потеряла своей популярности и в настоящее время. Она активно изучается различными исследователями, среди которых Н.И. Горлова, Г.Е. Зборовский, О.И. Холина, Б.А. Алиханова и другие.

Особое внимание видовому разнообразию волонтёрской деятельности в России уделили исследователи Н.М. Трофимова и Ю.В. Паршина (таблица 1) [5, с. 226-227].

Виды волонтёрской деятельности в современной России

Критерий Вид волонтёрской деятельности Описание

по времени, затраченному на волонтёрство длительную волонтёрскую деятельность участие в добровольческой работе длительное время, от года и больше, на регулярной основе по графику

краткосрочную волонтёрскую деятельность участие в непродолжительной добровольческой работе или участие в длительной волонтёрской работе на нерегулярной основе, время от времени

по месту работы местное волонтёрство добровольческий труд в пределах одной образовательной организации, или посёлка, или города, или страны

международное волонтёрство добровольческий труд на территории чужого государства

онлайн или виртуальное волонтёрство участие в волонтёрской деятельности через всемирную сеть Интернет

волонтёртво по принципу прямого общения реальное участие в волонтёрской работе, где добровольцы (волонтёры) общаются друг с другом и благополучателями по принципу «лицом к лицу»

по различным видам занятости социальное волонтёрство волонтёрская деятельность, охватывающая различные сферы жизни людей (медицину, культуру, спорт и т.д.)

Реализация детского волонтёрского труда российских школьников происходит через образовательные программы в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Ученики задействованы в волонтёрской деятельности различной направленности, которая имеет особые формы работы, благодаря чему у ребят формируются правильные духовно-нравственные ценности.

С помощью таблицы 2 рассмотрим основные направления волонтёрства, встречающиеся в школьной практике [1, с. 26-27].

Направления волонтёрской деятельности, встречающиеся в школьной практике

Направления волонтёрства Формы работы с обучающимися Ценностные ориентации волонтёров

патриотическое проведение патриотических акций и мероприятий, КВИЗов и квестов, посвященных истории страны формирование активной гражданской позиции, лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма, доброжелательности, уважение к другим людям, терпимости, уверенности в себе, жизнерадостности и чувства юмора; развитие и самосовершенствование личности; расширение знаний и взглядов

организация деятельности Почётной Вахты Памяти «Пост № 1»

уборка и восстановление памятников павшим героям

проведение бесед о героях

занятие краеведческой деятельностью

событийное помощь в проведении общественных мероприятий, акций и праздников

помощь с навигацией гостей

профилактическое проведении акций, бесед и выставок, направленных на пропаганду здорового образа жизни, спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек

распространение профилактической информации с помощью листовок, буклетов, брошюр и видеороликов

социальное забота о ветеранах Великой Отечественной войны и других боевых действий

помощь пожилым людям, детям с ОВЗ, приютам животных и всем нуждающимся

кормление птиц и изготовление кормушек

экологическое проведение субботников

сбор макулатуры

высадка деревьев

экологическое просвещение

помощь в проведении экологических флешмобов, игр, мастер-классов

Таким образом, волонтёрство является важным звеном воспитательного процесса. В ходе его деятельности подростки получают новые знания и навыки,

обогащаются жизненным опытом. Следовательно, чем раньше подрастающее поколение будет включено в волонтёрскую деятельность, тем активнее и нравственнее оно будет, а значит и главная воспитательная цель будет достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глазкова Е.А. Формы осуществления волонтёрской деятельности и виды волонтёрства / Е.А. Глазкова // Право и государство: теория и практика. -2019. - № 2 (170). - С. 25-28.

2. Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. Организация детских творческих объединений в условиях образовательного учреждения: основные аспекты / Г.И. Грибкова, Л.С. Рогачева // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 2. - С. 27-32.

3. Неволина Ю.С. История волонтёрского движения в России / Ю.С. Неволина // Молодой учёный. - 2022. - № 13 (408). - С. 293-295.

4. Повесть временных лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iHbrary.ru/text/4339/p.1/mdex.html (дата обращения: 14.08.2022).

5. Трофимова Н.М., Паршина Ю.В. Нравственное воспитание подростков в условиях волонтёрской организации (на примере АНО «Танаис», г. Воронеж) / Н.М. Трофимова, Ю.В. Паршина // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. -2011. - № 3 (10). - С. 225-230.

6. Федеральный закон от 05.02.2018 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42800 (дата обращения: 24.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.