90 Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, № 4 (48), с. 90-97
УДК 316.45
ВОЛОНТЕРСТВО В ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЯХ ПРОФЕССИОНАЛОВ
ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА
© 2017 г. М.В. Певная, А.А. Кузьминчук
Певная Мария Владимировна, д.соц.н., доц.; заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург
Кузьминчук Анна Александровна, к.соц.н.; старший преподаватель кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2017 Статья принята к публикации 24.10.2017
Представлены результаты исследования профессионального развития профессионалов некоммерческого сектора, в чьих жизненных стратегиях феномен волонтерства занимает особое место и играет смыслоопределяющую роль. Анализируются данные глубинных полуформализованных интервью с руководителями и сотрудниками государственных социальных учреждений, волонтерами социально ориентированных некоммерческих организаций различных типов Свердловской области, которые продолжительное время занимаются добровольческой деятельностью (N=27, 2014-2015). Авторская типология жизненных стратегий позволяет увидеть не только траектории жизненного пути профессионалов, но и понять определенные смыслы, которыми они наполняют свои решения и действия в профессиональной деятельности и продвижении определенных интересов и идей.
Ключевые слова: социальная работа, жизненные стратегии, волонтерство, добровольчество, некоммерческий сектор.
Актуальность исследования
Важность в современном обществе феномена волонтерства очевидна и не вызывает никаких сомнений. Несмотря на постоянство социально-экономических, политических трансформаций, состояние жизненной неопределенности на глобальном, национальном и локальном уровнях социального взаимодействия, добровольческие инициативы не исчезают, со сложностями и трудностями развивается некоммерческий сектор.
Становление гражданского общества и развитие некоммерческого сектора в России происходит по особому сценарию. В работах отечественных исследователей подчеркивается специфика его развития. При наличии острой потребности в продвижении структур и форм гражданских отношений западного образца прямое их копирование не приведет к ожидаемым результатам, столкнувшись с российской действительностью [1]. Несмотря на политические события, экономические ограничения, «третий сектор» в нашей стране все же развивается, возрастает роль профессионалов этого направления, повышается значение некоммерческих организаций в оказании социальных услуг населению. Об этом свидетельствуют результа-
ты исследований НИУ ВШЭ, согласно которым 79% россиян, принявших участие в исследовании, считают, что некоммерческие организации должны участвовать в решении социальных проблем в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и социального обеспечения наряду с государственными учреждениями [2, с. 12].
Вполне закономерно растет и заинтересованность государства в развитии третьего сектора, налаживании партнерских взаимоотношений с некоммерческими организациями, способными заполнить его «провалы» и обеспечить повышение эффективности реализации социальной политики. Именно поэтому в нашей стране в последние годы особое внимание уделяется поддержке некоммерческого сектора. Исследователи отмечают, что сегодня уже сформировался целый спектр различных форм финансовой (предоставление субсидий, налоговых льгот и имущества в безвозмездное пользование или аренду на льготных условиях) и нефинансовой (информационной, консультационной и образовательной) поддержки некоммерческих организаций [3, с. 40]. Растет и число людей, профессионально занятых в этом секторе. В соответствии с докладом Минэкономразвития РФ о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций
(СОНКО), ассигнования федерального бюджета на поддержку СОНКО в 2015 г. составили 7.2 млрд рублей, что в 1.7 раза больше, чем в 2014 г. В 2016 г. в Российской Федерации также принят комплекс мер, направленных на расширение доступа СОНКО к оказанию населению услуг в социальной сфере за счет бюджетных средств [4]. В ежегодном послании к Федеральному собранию Президент РФ отметил: «Необходимо снять все барьеры для развития волон-тёрства, оказать всестороннюю помощь и социально ориентированным некоммерческим организациям <...> Все мы заинтересованы в том, чтобы активный приход НКО в социальную сферу вёл к повышению её качества ...» [5].
Связь добровольчества, третьего сектора и государственной политики очевидна. Эффективное развитие некоммерческого сектора невозможно без активного участия в этом процессе государства, работающего над созданием благоприятных нормативно-правовых, инфраструктурных, информационных и иных условий. По мнению исследователей, «нигде и никогда гражданское общество без участия государственной власти не создавалось» [6, с. 7].
При этом мы можем фиксировать тенденцию мобилизации и самих акторов гражданского общества. Одним из актуальных и малоизученных примеров такой активности можно считать участие россиян в краудсорсинговых проектах. По данным исследования Фонда «Общественное мнение», 5-10% от взрослого населения нашей страны являются целевой аудиторией краудсорсинга. Эти активные пользователи сети Интернет маркируются исследователями как «новые волонтеры», рассматривающие крауд-сорсинг в качестве способа решения социальных проблем [7]. Таким образом, волонтерство во всех своих проявлениях стало одним из элементов институционального ядра «третьего сектора». Именно инициативные и неравнодушные люди, активно занимающиеся решением социальных проблем на добровольных началах, выступают основой развития некоммерческого сектора.
Цель данной статьи - выделить типы жизненных стратегий профессионалов социально ориентированных некоммерческих организаций Среднего Урала сквозь призму включения в эти стратегии опыта волонтерской деятельности.
Некоторые теоретические идеи о жизненных стратегиях профессионалов социально ориентированных некоммерческих организаций
Исследовательский концепт «жизненная стратегия» определяется интерпретацией спо-
собов трансформации, переустройства жизненных условий и ситуаций, исходя из ценностей личности и ее профессиональной деятельности, которые находят свое отражение в чувственно-эмоциональной сфере акторов. Жизненная стратегия профессионала напрямую связана с процессом профессионального самоопределения, постепенного достижения социально-психологической зрелости, формирования у человека способностей в решении жизненных противоречий. По мнению Г.В. Иванченко, «последние проявляются в умении соединять свои индивидуальные возможности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих» [8]. Они связаны с артикуляцией и достижением личностью жизненных целей, с сознательным способом конструирования ею собственной жизни.
Жизненные цели и понимание смысла жизни проявляются именно в трудовой деятельности каждого человека через его поведение, которое делает видимыми личностные ориентиры и приоритеты. Жизненные стратегии определяются постоянным выбором личностью альтернатив своего поведения, обусловлены прохождением ею определенных этапов социализации во временной перспективе. На каждом из этих этапов ситуативно возникают личностные смыслы и цели, а также проявляются «культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации» [9].
Вариативность социологического дискурса позволяет интерпретировать жизненную стратегию как колею (термин В.И. Ильина), в том числе профессиональную. Глубокие и быстро текущие процессы, в ходе которых теряется жесткая структурированность, обусловили утрату профессиональным пространством стабильности и предсказуемости. Именно поэтому структурное принуждение к выбору определенной жизненной траектории, укорененное в конфигурациях социального пространства, сопрягается с адекватным ему габитусом [10]. С одной стороны, специфические индивидуальные механизмы интеграции в социальное пространство формируются жизненным опытом индивида. С другой стороны, конкретно-исторические институциональные конфигурации социокультурного пространства повышают вероятность одних траекторий и понижают или исключают возможность других в личной жизни каждого человека.
В современных условиях развитие третьего сектора напрямую связано с тем, что социальная политика российского государства декларируется как «регулирование и согласование
взаимодействий разных секторов общества, интересов различных социальных групп, человека и общества с целью устойчивого и сбалансированного развития, в которое включено все население» [11]. В ситуации когда идет развитие некоммерческого сектора, его профессионализация, для акторов, имеющих опыт волонтерского участия, открываются новые возможности личностной и профессиональной самореализации.
В российском третьем секторе активно начинают выделяться социально ориентированные НКО. Постепенно деятельность специалистов этих организаций становится профессиональной социальной работой, так как характеризуется рядом критериев: профессиональной основой оказания услуг, каноническим знанием, рефлексивно-аналитическим применением навыков, методическими компетенциями и т.д. [12]. В отличие от социальной работы в государственном секторе, профессионалы социально ориентированных НКО более свободны в своих действиях. Они не скованы профессиональными стандартами, не ограничены формальными нормами, которые закреплены в государственных социальных учреждениях. В то же время развитие профессионалов в этом секторе напрямую оказывается связанным с накоплением профессионализма в ареале определенного вида деятельности. Профессионалы становятся социально значимой группой, когда приобретают некоторый властный ресурс. Профессиональная власть имеет особую социологическую структуру, основанную на «технической компетенции», интеллектуальных достижениях или моральном характере [13, с. 140-141]. В этом смысле гражданские инициативы становятся включенными в профессиональное развитие сотрудников социально ориентированных НКО. В данной логике профессионализм начинает противостоять любительству с точки зрения характеристик исполнения и организации деятельности, с позиции наличия у акторов багажа определенных профессиональных знаний, умений и навыков.
Деятельность профессионалов третьего сектора постепенно приобретает классические очертания профессии, которые выделены социологами и описаны П. Романовым и Е. Ярской-Смирновой. Речь идет о сообществе, базирующемся на особом групповом членстве; о силе, работающей в интересах стабильности и свободы для противодействия усиливающейся промышленной и государственной бюрократии; о силе, способной поставить индивидуальные интересы на службу обществу и т.д. [14, с. 108].
Характеристики профессионалов третьего сектора как профессиональной общности обу-
словливают ее потенциал — идеологию, знания, умения и навыки ее членов, а также характер как внутриобщностных, так и внешних взаимодействий. За свою деятельность, как правило, основанную на профессиональном знании, практических навыках и методической компетенции, такие профессионалы получают заработную плату в своих организациях. Они не только принадлежат к определенному профессиональному сообществу, но и имеют закрепленный статус на рынке труда. Развитие профессионалов в секторе социально ориентированных НКО напрямую оказывается связанным с накоплением профессионализма в ареале определенного вида деятельности - социальной работы.
В третьем секторе наряду с профессионалами работают добровольцы, которые совместно с оплачиваемыми специалистами очень часто выполняют идентичные обязанности и функции. Волонтеры в отличие от профессионалов не получают за свой труд заработную плату, они включаются в деятельность социально ориентированных организаций на конкретные временные периоды и не всегда характеризуются определенным уровнем компетентности.
При наличии обозначенных выше отличий между профессионалами и добровольцами, есть очень много общего (от ценностных, идеологических оснований, до необходимых знаний, умений и навыков) в их труде именно как в профессиональной деятельности. По своему содержанию труд волонтеров и сотрудников некоммерческих организаций тесно сопрягается. Однако волонтеры могут расценивать свою деятельность не с позиции призвания, базирующегося на альтруизме и морали, но выстраивать свою профессиональную идентичность. У волонтера как потенциального социального работника и штатного сотрудника организации «создается представление о социальной работе в целом как о деятельности, хотя и низкооплачиваемой, требующей большой эмоциональной отдачи и подразумевающей множество рисков, но обладающей высоким моральным и общественным статусом» [15, с. 410]. Иначе говоря, волонтерство как жизненная практика может по-разному преломляться или «оставлять свой след» в профессиональном и личностном развитии конкретного человека.
Таким образом, в данной статье мы определяем жизненные стратегии профессионалов социально ориентированных некоммерческих организаций как объективные жизненные траектории их профессионального и личностного развития, отражающие определенную логику формирования у специалистов профессионализма в разных жизненных практиках, в кото-
рых выражены определенные ситуативно возникающие личностные смыслы, определяющие их действия как профессионалов. Одной из таких жизненных практик, на наш взгляд, может рассматриваться волонтерство.
Описание методики исследования и эмпирических данных
В данной статье мы обратились к материалам социологического исследования (применен метод глубинных полуформализованных интервью). В работе проанализированы субъективные оценки профессионалов, в жизненных историях которых волонтерство играло и играет очень важную роль (N=27, 2014-2015). Информанты являлись руководителями различных некоммерческих организаций Свердловской области (региональных представительств международных благотворительных организаций, добровольческих движений, благотворительных фондов и др.), руководителями и сотрудниками государственных социальных служб и учреждений, волонтерами, имеющими богатый практический опыт добровольческой деятельности. Отбор респондентов осуществлялся методом «снежного кома». В качественных исследованиях такой тип выборки имеет ярко выраженный целевой характер. Он строится не на социально-демографических критериях, а на типах практик, поведения информантов [16, с. 59]. В ходе каждого последующего интервью выявлялся новый тип, представителем которого данный информант не является. Риск ложного насыщения, связанный с ограничением выборки «снежного кома» пределами одного социокультурного поля микроуровня, был нивелирован через обращение исследователей к информантам, работающим в социально ориентированных НКО разных организационно-правовых форм, а также к тем, кто с ними непосредственно взаимодействует в государственном секторе.
Результаты качественного эмпирического исследования позволили нам, во-первых, оценить волонтерскую деятельность как жизненную практику. Во-вторых, массив качественных данных дал хорошую возможность выделить типы стратегий профессионального и личностного развития профессионалов социально ориентированных НКО. По мнению авторов, количество проведенных глубинных интервью является достаточным, так как каждое новое интервью не способствовало расширению представлений о возможных жизненных траекториях информантов как профессионалов, что вполне может свидетельствовать о полноте собранной информации.
В реализации качественного исследования нами была использована «спиралевидная модель» [16, с. 30]. На этапе сбора данных основные блоки программы исследования (характеристика профессионального пути информанта (факты, события, биографические сюжеты, отдельные жизненные практики и т.д.); характеристика организации и своей деятельности как профессиональной; субъективная оценка добровольчества (личности добровольца, деятельности, общности, организационного ресурса и т.д.)) дополнялись новыми вопросами, а возникающие у информантов мысли, идеи, интерпретации и гипотезы проверялись в каждом новом интервью. Таким образом, структура гайда интервью корректировалась в ходе исследования, поэтапно изменялась за счет дополнения списка вопросов, обсуждаемых с респондентами. В процессе проведения последующих интервью осуществлялась проверка гипотез, высказанных предыдущими информантами. Процедура сбора эмпирических данных отличалась достаточно высокой степенью свободы диалога, интервьюеру не всегда удавалось строго следовать тематическим блокам, заданным гайдом. Как нам кажется, такая характеристика исследования только способствовала повышению качества получаемой эмпирической информации.
В нашей логике эмпирического анализа информанты как состоявшиеся профессионалы обладают выраженной способностью к рефлексии своих жизненных практик, связанных с во-лонтерством. В субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях они давали определенную самооценку своим решениям, действиям и поступкам, анализировали возможности и результаты своего добровольческого участия, конкретные жизненные ситуации.
Типология жизненных стратегий
На материалах экспертного опроса в исследовании дана социологическая оценка доминирующих жизненных стратегий информантов как профессионалов социально ориентированных НКО. Она реализована через выделение экспертами жизненно важных этапов своего профессионального развития и включение в них опыта волонтерской деятельности. Исследовательские материалы наглядно демонстрируют, каким образом добровольчество может влиять на формирование человека как профессионала. Полученные в ходе исследования данные позволили выделить наиболее важные личностные характеристики профессионалов третьего сектора, сопряженные с их опытом добровольческой деятельности. Следует отметить, что характери-
стики, которые информанты давали другим, на наш взгляд, точно соответствуют тем, которыми они сами обладают. Наиболее значимыми, по мнению информантов, внутренними особенностями личности добровольца в ценностном измерении являются ответственное отношение к работе в целом, к волонтерам, совместно с которыми она реализуется, а также непосредственно к тем, кому оказывается помощь; высокая степень понимания значимости своей деятельности и отсутствие ожидания материального вознаграждения за нее. Таким образом, личностные характеристики, особенно ценные в профессиональном поле социальной работы, характерны не только профессионалам социально ориентированных НКО, но и могут проявляться и развиваться у добровольцев.
Обратимся к описанию добровольцев в интервью. Практически все эксперты убеждены в том, что настоящий волонтер имеет особенный внутренний мир, основой которого является чувственно-эмоциональная сфера. Преимущественно именно она определяет их отношение к тем, кто нуждается в помощи, формирует четкую ориентацию на помощь слабому и беззащитному. Принявшие участие в исследовании информанты называли такие характеристики, которые они пережили или чувствуют сами: потребность делать что-то во благо!; ...какая-то реализация, самоотдача, делать добрые дела, помогать;...колоссальное душевное состояние, может быть, даже развитие; ...определенная система ценностей, формирующая для большинства людей нехарактерное сегодня мироощущение, которое и определяет в дальнейшем поступки этих людей; ...особый взгляд на мир, какое-то мироощущение; .душевный порыв, желание сделать пользу другому.
На наш взгляд, именно эмоциональные оценки информантов в отношении мотивации добровольцев, ценности содержания деятельности, ее последствий для общества и конкретных людей, наряду с личностными характеристиками, важными для профессионального поля социальной работы, определяют логику формирования профессионализма в жизненных стратегиях профессионалов социально ориентированных некоммерческих организаций.
В своем профессиональном развитии наши информанты достигают определенных профессиональных позиций, описывают свою деятельность через типичные для всех них ощущения. Практически все эксперты отдают волонтерству должное как одной из важнейших жизненных практик, как определяющему сюжету своей жизни. Если субъективное восприятие своего
волонтерского участия, его ценности в личностном и профессиональном развитии практически всеми экспертами характеризуются в одном и том же смысловом поле, то с объективной точки зрения их жизненные стратегии имеют разные траектории. В то же время рассматриваемые стратегии позволяют выделить именно тот тип личности, который сохраняет определенные, существенные и важные для настоящего профессионала третьего сектора, а также для волонтерства как социального явления, деятельности, черты личности актора вне времени, несмотря на внешние условия и обстоятельства.
Первая стратегия — от профессионального образования через волонтерство в профессию — описывает становление специалистов, в профессиональном развитии которых одну из ведущих ролей играет добровольчество [17, с. 259]. Волон-терство в соответствии с данной стратегией понимается акторами не как профессия, а скорее является определенным жизненным этапом, связанным с подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Чаще всего эти практики разным образом включаются в процесс обучения в вузе по определенным специальностям, таким как психология, социальная педагогика, социальная работа и т.д. Благодаря волонтерской деятельности в одних случаях у добровольцев появилась реальная возможность трудоустройства по профессии:
Допустим, моя волонтерская деятельность плавно перетекла в мою профессиональную, то есть я пришла сюда волонтером, сейчас я здесь работаю уже как специалист (менеджер НКО, 28 лет).
В других случаях добровольчество оказало существенное влияние на развитие у волонтеров профессиональных навыков, их профессиональное становление в осуществлении конкретных практик:
Я какое-то время работала волонтером, и моя специальность «психология» позволила как-то расширяться, кроме того, что ходить в детские больницы... Когда запустился новый проект и в детские больницы стали ходить не только волонтеры, но и массажист и психолог, то я стала ходить как психолог, работать как специалист (психолог благотворительного фонда, 25 лет);
Начинала просто помогать детдомовским, когда учились на социальной работе, собирала разных неравнодушных... Теперь этим занимаюсь профессионально... (руководитель НКО, 28 лет).
Результаты исследований ФОМ, свидетельствующие о том, что гражданские активисты не отрицают утилитарного интереса к добровольчеству, во многом подтверждают распростра-
ненность данной поведенческой стратегии. «Они открыто заявляют о том, что, хотя и не получают материального вознаграждения за свою деятельность, но она дает им различные нематериальные активы (в том числе и профессионально полезные знания), которые в перспективе могут оказаться полезными для дела» [18, с. 75].
Вторая стратегия - от общественной деятельности в школе, в вузе к профессиональной деятельности в некоммерческом секторе - иллюстрирует сопряженность общественно-массовой работы с добровольчеством [17, с. 260]. Приведем следующие высказывания информантов:
Я со школы общественной деятельностью занимаюсь, регулярно и с удовольствием (руководитель НКО, 45 лет);
На первом курсе института стала вливаться во внеучебную деятельность, делала много и разного. Познакомилась с волонтерами, работала с ними. Активно начала эту деятельность, не могу сказать, когда был переломный момент, и я поняла, что нужно прийти туда работать профессионально... (сотрудник добровольческого движения, 24 года).
Согласно рассматриваемой стратегии, общественная деятельность рассматривается и реализуется как профессиональная, она тесно сопряжена с добровольческими практиками. В такой жизненной истории волонтерство выступает элементом повседневности:
Я ставлю знак равенства между термином «волонтерство» и «общественная деятельность». Я ставлю знак равенства, особенно для России. Это добровольная, неоплачиваемая, сознательная деятельность во благо других (директор молодежного центра, 48 лет);
Я шел долго и по жизненному опыту понял, что не все меряется деньгами, и если у тебя есть возможность помогать людям бесплатно, то надо этой возможностью обязательно воспользоваться (руководитель НКО, 44 года).
Информанты преимущественно не обозначают для себя тех или иных различий между своей профессиональной и добровольческой деятельностью, они не видят принципиальной разницы между трудовым временем и свободным, оплачиваемой работой и безвозмездным трудом. Желание работать с людьми и возможность реализовать свои идеи, как правило, являются определяющими для них. Согласно результатам исследования ФОМ, среди добровольцев достаточно велика доля тех, кто, профессионально работая в НКО, параллельно работают в качестве волонтеров в проектах других организаций или помогают нуждающимся в индивидуальном режиме [18, с. 123].
Третья стратегия - от профессиональной работы в государственном учреждении в некоммерческий сектор - описывает развитие профессионализма с позиции его инновационного потенциала, который дает возможность оптимизировать систему социального управления или в российской практике подстраиваться под «государственную машину» [17, с. 261]:
Я же работала в государственной структуре - Комитете телевидения и радиовещания. Там специфика своя, ограничения всякие, все жестко, а здесь есть, где развернуться... В принципе, сфера деятельности почти та же (руководитель НКО, 39 лет);
Когда мы создавали свою организацию, мы все работали как волонтеры, как говорится, на добровольных началах. Но мы были свободны в своих действиях, нас никто не останавливал и не одергивал... (руководитель НКО, 39 лет);
В системе я чувствовала свое бессилие, все вижу, все понимаю, а сделать мало что могу (сотрудник молодежного некоммерческого центра, 42 года).
Рассматриваемая стратегия дает возможность модифицировать условия деятельности специалистов. Респонденты пытаются избежать формальных ограничений государственного сектора социальной работы, не меняя сферу деятельности как таковую, они стремятся уйти от чрезмерной бюрократизации своего труда через свою активность как волонтеров, постепенно занимая статусную позицию профессионала. В такой стратегии определяющим является прорыв в профессиональном плане, позволяющий достигать совершенно других результатов, нежели в государственной системе, используя новые технологии и подходы в профессиональной деятельности и ее организации.
Некоторые выводы
Судьба третьего сектора в России зависит от конкретных людей - профессионалов своего дела, в чьих жизненных историях опыт волон-терства занимает особое место. Выделенные в данной статье жизненные стратегии наглядно демонстрируют, как по-разному профессионалы развивают свои технические или профессиональные компетенции, в том числе посредством своего волонтерского участия, при этом обладая очень схожими личностными характеристиками. В одном случае профессионализм в жизненных стратегиях акторов третьего сектора является следствием воспроизводства профессионального знания и накапливается в процессе прохождения личностью определенных жизненных этапов профессионального самоопреде-
ления (обучения, трудоустройства и т.д.), в которые органично включаются волонтерские практики. В другом — жизненные стратегии профессионалов некоммерческого сектора обусловливаются противостоянием личности профессиональным рамкам или ограничениям, с которыми они сталкивались в своей деятельности в государственном секторе и уйти от которых смогли через свое волонтерское участие. В третьем случае профессиональные знание и опыт тесно сопрягаются с общественной деятельностью профессионалов, которые по духу на всю жизнь остаются волонтерами.
Рассматриваемые стратегии позволяют идентифицировать точки роста некоммерческого сектора, а также те зоны, где локализуются центры управления различными общественными инициативами, в том числе добровольческими. Жизненные стратегии наших респондентов демонстрируют осознание профессионалами важности волонтерского участия в своих жизненных историях, ценности тех изменений, которые предопределили их профессиональную колею. Как нам кажется, именно аспекты пересечения и взаимовлияния профессиональной социальной работы и добровольчества на разных уровнях (институциональном, общностном и личностном) во многом определяют специфику профессионального сообщества, реализующего себя в некоммерческом секторе в условиях социальной нестабильности и постоянной неопределенности.
К выдержкам из материалов эмпирического исследования один из авторов данной статьи М.В. Певная обращается в своей диссертационной работе («Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход»: Дисс. ... д-ра соц. наук. Нижний Новгород: ННГУ, 2016. 368 с.).
Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 16-03-00016 «Динамика российского волонтерст-ва: перспективные практики, проблемы и возможности управления»).
Список литературы
1. Кирдина С.Г. Гражданское общество: уход от идеологемы // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 63-73.
2. Участие НКО в решении социальных проблем в цифрах / Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. 2015. Бюллетень № 3 (7). С. 6-12.
3. Громова М.Н., Мерсиянова И.В. Государственная поддержка НКО и проблема оценки ее эффективности // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 1. С. 39-43.
4. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций в 2015 году / Минэкономразвития РФ. 2016. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/7192c0d3-428f -4860-9b78-d535740d16bd/doklad%2087r.pdf?M0D= AJPERES&CACHEID=7192c0d3-428f-4860-9b78-d53 5740d16bd (дата обращения: 15.04.2017).
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 01.12.2016 // Официальный сайт Администрации Президента РФ. URL: http://krem lin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 13.04.2017).
6. Бондар А.В., Динес В.А. Об особенностях исследования гражданского общества в России // Власть. 2008. №12. С. 3-7.
7. Богомолова Е.В., Кот Ю.А., Паутова Л.А., Петренко Е.С. Участники крауд-проектов как «новые волонтеры» // Сайт Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. Режим доступа: URL: https://grans.hse.ru/data/2016/04/ 22/1130206855/N-11.2%20%D0%91%D0%BE%D0% B3%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE %D0%B2%D0%B0.pdf (дата обращения: 13.04.2017).
8. Иванченко Г.В. На пороге профессиональной карьеры: социальные проблемы и личностные стратегии выбора // Мир России. Социология. Этнология. 2005. №2. URL: http://cyberleninka.ru/artic le/n/na-poroge-professionalnoy-kariery-sotsialnye-probl emy-i-lichnostnye-strategii-vybora (дата обращения: 19.04.2017).
9. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 100-101.
10. Ильин В.И. Профессия как индивидуальная жизненная колея: концептуализация категории // Журнал исследований социальной политики. 2015. Том 13. № 4. С. 515-528.
11. Бочаров В.Ю. Человеческий потенциал в социальном государстве (Рецензия на книгу: Григорьева И.А. Современная социальная политика: возможности и ограничения: монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. 304 с.) // Журнал исследований социальной политики. 2012. Том 10. № 1. С. 138-141.
12. Боссонг Х. Зачем нужен профессионализм в социальной работе (размышления в контексте текущих исследований) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 1 (33). С. 14-17.
13. Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: Коллективная монография / Отв. ред. В.А. Мансуров. М.: ИС РАН, РОС, 2014. 404 с.
14. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», 2015. 234 с.
15. Клепикова А.А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал
исследований социальной политики. 2011. Том 9. № 3. С. 391-416.
16. Ильин В.И. Драматургия качественного исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006. 256 с.
17. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: Дисс. ... д-ра
соц. наук. Нижний Новгород: ННГУ, 2016. 368 с. [Текст из электронной базы данных РГБ, по подписке].
18. Отчет по проекту «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации». М.: ФОМ, 2012. 280 с.
VOLUNTEERING IN LIFE STRATEGIES OF THIRD SECTOR' S PROFESSIONALS
M. V. Pevnaya, A.A Kuzminchuk
Ural Federal University
The article presents the results of a study of the professional development of professionals in the non-profit sector. In their lives, the phenomenon of volunteerism occupies a special place and plays a meaningful role. The article analyzes the data of in-depth semi-formalized interviews with leaders of socially-oriented non-commercial organizations of the Sverdlovsk region, managers and employees of state social institutions, volunteers who have been engaged in volunteering activity for a long time (N = 27, 2014-2015). The typology of life strategies offered by the authors allows one to see life path trajectories of professionals and also to understand certain meanings of their decisions and actions in professional activities and in promoting certain interests and ideas.
Keywords: social work, life strategies, volunteering, non-profit sector, third sector.