СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ SOCIOLOGY OF EDUCATION
YAK 316.354.4 ББК 60.561.7
П.А. АМБАРОВА, Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ, М.В. ПЕВНАЯ
P.A. AMBAROVA, G.E. ZBOROVSKY, M.V. PEVNAYA
волонтерство как соуиокультурныи источник динамики образовательных обшностеи мегаполиса
volunteering as a social and cultural source of educational groups dynamics in megapolis
Статья подготовлена при поддержке Российским гуманитарным научным фондом
проекта № 16-03-00051 «Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности» и проекта № 16-03-00016 «Динамика российского волонтерства: перспективные практики, проблемы и возможности управления»
В статье осуществляется анализ волонтерства как одного из общественных движений и распространенного вида деятельности, характерного для ряда образовательных общностей, прежде всего студенчества и школьников. С позиций социологического и педагогического подходов к трактовке волонтерства доказывается, что оно является важным источником динамики этих общностей, способствует выполнению важных функций их жизнедеятельности. Именно по этой причине, делают вывод авторы, во-лонтерство образовательных общностей должно стать предметом, составной частью социального управления в мегаполисе.
In this paper the authors analyze volunteering as one of the social movements and a widespread activity in educational groups, preeminently among students and pupils. From the point of sociological and pedagogical approaches to define "volunteering" the authors prove that it is an important source of dynamics of these groups, and it contributes to essential functions performance of their life. Thus, the authors conclude that volunteering among members of educational groups must be a constituent of social management in a megapolis.
Ключевые слова: образовательные общности, нелинейная динамика образовательных общностей, волонтерство, образование.
Key words: educational groups, nonlinear dynamics of educational groups, volunteering, education.
Скорость изменений в системе российского образования обусловлена действием ряда факторов институционального (нормативно-правового), технологического и экономического характера. Количественные и качественные изменения, происходящие в ней и описываемые понятием нелинейной динамики [3], во многом определяются и социокультурными детерминантами - трансформацией ценностного сознания россиян, изменением представлений о функциях образования и формах образовательной деятельности, появлением новых ресурсов и форм знания.
Трансформация системы образования, образовательных практик и образовательных общностей - процесс чрезвычайно ресурсоемкий, требующий постоянного поиска новых источников социальной энергии, идей, активных и мотивированных социальных групп и общностей, выступающих «драйверами» изменений. Одним из таких источников нелинейного развития системы российского образования и образовательных общностей становится феномен волонтерства.
В разных странах, в том числе и в России, волонтерство развивается практически на всех уровнях системы образования. В соответствии с принципом рационального обмена ресурсами волонтерство открывает населению доступ к возможностям образовательной мобильности, что сегодня и начинает стихийно реализовываться в нашей стране. В 2015 г. при приеме абитуриентов многие российские высшие учебные заведения начали учитывать их индивидуальные достижения, в том числе в сфере волонтерской деятельности, начисляя за добровольчество дополнительные баллы [5]. Сегодня на макроуровне системы социального управления российским волонтерством запущен определенный механизм, требующий существенной технологической проработки управленческих методов и алгоритмов взаимодействия организаторов волонтерской деятельности с молодежью, претендующей на получение таких возможностей за счет добровольческого труда, в том числе в системе образования.
Социологические исследования показывают, что наиболее активны в сфере добровольчества представители молодежи, особенно студенты. Эта тенденция проявляется в волонтерском движении во всех странах мира: в 2010 г. волонтерами работали 79% американских и 80% канадских студентов, 71 % бельгийских, 85 % китайских, 51 % хорватских, 63 % английских студентов [11]. Не только организаторы волонтерского движения заинтересованы в локализации волонтерских центров в образовательных учреждениях (школах, колледжах, вузах), но и сами представители системы образования (преподаватели, руководители, специалисты по воспитательной работе) все больше рассматривают вовлеченность студенчества в волонтерские практики как ресурс развития его в качестве образовательной общности. Об этом взаимном интересе свидетельствует тот факт, что более 100 образовательных учреждений в России уже включены во Всероссийское добровольческое движение [8].
Образование является одним из наиболее значимых в управленческой перспективе ресурсом общности волонтеров. В различных исследованиях российских волонтеров выявлены закономерности, демонстрирующие склонность к волонтерской деятельности среди людей, имеющих более высокий уровень образования [10]. Интересно отметить, что ресурс образования добровольцев (особенно высшего) также оказывается значимым для их деятельности в общественных организациях. По данным всероссийского опроса общественного мнения, проведенного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», среди людей с высшим образованием оказывали за последний год безвозмездную помощь незнакомым людям 60 % респондентов, со средним специальным - 54 %, со средним общим - 48 % из числа ответивших в данных группах [4, с. 8].
Одна из функций волонтерства, включенного в систему образовательных отношений, заключается в формировании поколения людей, имеющих активную жизненную позицию. Помимо этой функции волонтерство способствует выработке социально значимых компетенций - коммуникативных, психологических, лингвистических и т. д. Отметим, что волонтерство рассматривается и как одна из форм профессиональной подготовки молодежи, поскольку обладает выраженным образовательным потенциалом для таких профессий, как социальная работа, психология, медицина, педагогика [6, с. 133].
В российской научной традиции связь волонтерства и образования рассматривается в рамках педагогического подхода. Суть этого подхода заключается в рассмотрении его как: одного из ключевых элементов воспитательного процесса подрастающего поколения; механизма социализации; техно-
логии профессиональной подготовки или обучения; неотъемлемой составляющей сферы воспитания и образования, где формируются основные качества личности. Как правило, подход затрагивает аспекты социализации молодежи, профессионализации молодых специалистов в таких сферах, как педагогика, психология, социальная работа, медицина и т. д. Он реализуется через оценку и технологизацию широко представленных в России волонтерских практик подростков и молодежи, направлен как на объяснение внутреннего педагогического потенциала самого волонтерства и исследование педагогической специфики обучения волонтеров, так и на включение в педагогический и воспитательный процесс различных образовательных институтов, имеющих отношение к этому феномену.
Педагогические исследования связаны с анализом волонтерства как социально-педагогического феномена, нацелены на объяснение его содержания как образовательной деятельности, способствующей формированию социальной компетентности, социальной ответственности молодых людей разного возраста. Данный подход позволяет получить представления о внутренней готовности молодежи эффективно исполнять роли добровольца при оказании помощи людям, а также активно действовать в сложных жизненных ситуациях, реализуя, наряду с профессиональными ролями, и свою социальную роль гражданина.
Педагогический подход к исследованию волонтерства выводит исследователей на проблемы организации волонтерской деятельности (цели, методы, педагогические технологии, результаты). Это приводит к проблема-тизации и рассмотрению сложностей осуществления трудового воспитания подрастающего поколения в новых социально-экономических условиях, формирования в разных образовательных средах нравственных качеств человека с помощью труда.
Еще одной проблемой в теории и практике профессионального образования, рассмотрение которой включает в себя педагогический подход, является исследование волонтерства как технологии профессиональной подготовки специалистов, работающих в социальной сфере. В этом контексте волонтерство анализируется как педагогический процесс, способствующий развитию в обучении профессиональных умений и навыков, способности целесообразно действовать на основе полученных знаний в профессиональной области, самостоятельно решать профессиональные задачи и оценивать результаты своей деятельности.
На институт образования сегодня возложена основная функциональная нагрузка по формированию традиций волонтерского труда в обществе. Так, при отсутствии нормативно-правового определения детского волонтер-ства в стране его идеология является составной частью системы патриотического воспитания в школе. Но если патриотизм может трактоваться сегодня по-разному, то волонтерство имеет однозначные этические основания. Так как в России практики детского и юношеского волонтерства носят преимущественно локальный характер, как правило, замкнуты на учреждениях-организаторах, они демонстрируют горизонтальную коммуникацию субъекта местного самоуправления, детских организаций, общественных объединений и волонтерских отрядов в рамках местного сообщества.
Данные качественного исследования, реализованного М.В. Певной с помощью метода глубинного интервью1, обозначили две основные проблемы использования потенциала волонтерского движения в системе образования.
1 Информантами выступали руководители ведущих некоммерческих организаций различных типов, расположенных в Екатеринбурге и Свердловской области (добровольче-скогодвижения,благотворительныхфондов,региональногопредставительствамеждуна-родной благотворительной организации, региональных некоммерческих организаций), руководители и сотрудники государственных социальных учреждений, различных служб, обладающие экспертным знанием в сфере управления деятельностью волонтеров, практическим опытом взаимодействия с ними (N=27, 2016 г.).
Прежде всего, опрошенные эксперты полагают, что внутри системы российского образования еще не сформирована организационно-управленческая вертикаль волонтерских инициатив, структур, практик взаимодействия. Об этом свидетельствуют следующие их высказывания:
«Мы своих ребят обучаем, готовим, мотивируем. Они уходят, им продолжать свою работу попросту негде дальше. Многие с нами остаются, приходят в наш отряд, хотя уже не наши студенты» (информант 17, 45 лет).
«Меня на слет школьных добровольческих отрядов пригласили. Они начали понимать, что не развиваются. Все остается на уровне — собрались, развлеклись... Кто во что горазд, развития, перспективы какой-то нет. Хорошо, что хоть понимать начали, что ситуацию исправлять как-то нужно. Вопрос: кто и как это делать сегодня будет?» (информант 20, 40 лет).
Второй проблемой является отсутствие преемственности механизмов формирования культуры добровольчества в системе образования. Она влечет за собой случайный характер, фрагментарность и бессистемность деятельности волонтеров.
Между тем исследование показывает, что тех, кто имеет опыт волонтерской деятельности, отличают определенные личностные качества, внутренняя самоорганизация, работоспособность и удовлетворенность жизнью. Так, опыт волонтерства тесно коррелирует со способностями студентов планировать свое время. Кроме того, волонтерская деятельность, как правило, обусловливает трудовую занятость студентов и, соответственно, напрямую влияет на доходы молодых добровольцев. Успешно совмещать учебу, работу и волонтерство могут 49 % студентов Свердловской области, имеющих опыт волонтерства. Среди же студентов, которые никогда не принимали участие в волонтерских проектах, не имеют постоянной и временной работы 67 % респондентов [7].
В группе студентов с опытом волонтерской деятельности 13% респондентов отметили, что имеют существенный доход; практически каждый второй (49 %) из их числа имеет незначительный заработок; 37 % волонтеров не имеют постоянной работы и дополнительных заработков. Среди студентов без опыта волонтерства имеют постоянный доход лишь 9 % респондентов, 38 % отметили, что их доход незначителен, практически каждый второй (52 %) заявил о его отсутствии вообще.
Таким образом, можно говорить не только о воспитательной функции волонтерства в системе образования, но и о функции экономического развития образовательной общности студентов-волонтеров. Социокультурное же развитие студенчества как социальной общности, вовлеченной в волонтерское движение, осуществляется посредством модификации их свободного времени, затрачиваемого на добровольчество и трансформируемого в «серьезный досуг». В изучении данного аспекта взаимосвязи образования и волонтерства продуктивным является темпоральный подход.
Актуальность изучения темпоральных ресурсов студентов-волонтеров обусловлена поиском способов и механизмов, обеспечивающих успешность и результативность их образовательной и добровольческой деятельности. Мы видим эти возможности в умелом управлении социальным временем, имеющимся в распоряжении волонтеров. По нашему глубокому убеждению, если учитывать специфику временных ресурсов студентов-волонтеров при взаимодействии с ними, будет не только происходить количественный рост волонтерской общности, но и повышаться результативность ее труда. Для определения путей решения поставленной проблемы рассмотрим, что собой представляют темпоральные ресурсы студентов-волонтеров типичного российского мегаполиса, как они используются в их жизнедеятельности, каким образом время тратится на волонтерство, как данный ресурс сопрягается с учебной и досуговой деятельностью добровольцев.
Во-первых, темпоральные ресурсы можно рассматривать как социальное время, которое находит свое отражение в стратегиях поведения добровольцев. Информационное общество развило до логического предела идею социального времени как важнейшего ресурса или капитала, принадлежащего социальным общностям. Этим ресурсом они в состоянии управлять, распоряжаться, его обменивать и продавать. Его можно также потерять, упустить, неправильно распределить. Отношение студентов-волонтеров к социальному времени, особенности его использования отражаются в темпоральных стратегиях их поведения. Темпоральные стратегии поведения волонтеров представляют собой систему их жизнедеятельности, формы и способы которой ориентированы на определенные свойства и качества социального времени, необходимые для достижения каких-либо жизненных целей или преодоления жизненных трудностей.
Во-вторых, темпоральные ресурсы студентов-добровольцев проявляются в контексте обмена темпоральными благами в процессе осуществления ими разных видов деятельности: учебной, досуговой, волонтерской, - их пересечения или сопряжения в повседневных практиках отдельных представителей данной образовательной общности, отражающиеся в их мотивации и субъективных оценках того, что они делают. Цели использования времени в процессах социального обмена могут быть связаны со спецификой функционирования различных подгрупп волонтеров из числа студентов - приобретением тех или иных социальных благ, опыта, возможности достичь определенных моральных целей и состояний.
В-третьих, темпоральные ресурсы студентов-добровольцев связаны со свободой выбора и самоопределения. Ранее нами доказывалось, что свобода в распоряжении своим временем, навыками, профессиональными умениями является одной из основных сущностных характеристик волонтерства как социального феномена [1]. К. Бидерман описывает волонтерскую деятельность как время, посвященное бесплатному труду на благо других. Она отмечает, что «человеку необходимо сделать выбор, тратить ли на это время и если да, то каким видом деятельности заниматься» [2, с. 17]. Неотъемлемым признаком волонтера она считает обязательство тратить своё время и энергию на благо других людей.
В-четвертых, темпоральный ресурс волонтеров можно рассматривать как конструктивное использование свободного времени для организации досуга посредством осуществления волонтерской деятельности. Так, по мнению А. Стеббинса, в зависимости от регулярности занятий волонтерством можно выделить «карьерное» и «простое» волонтёрство. Первый вид волон-терства канадский исследователь относит к серьёзному досугу, позволяющему обменивать свободное время на специальные навыки, знания и получать возможность самореализации [9, с. 67].
Мы учитываем тот факт, что студенты-волонтеры являются одновременно представителями других городских общностей - профессиональных, культурных, возрастных и т. д. Это означает, что темпоральные стратегии их поведения складываются под влиянием условий жизнедеятельности, характерных для этих социальных общностей. Мы исходим из понимания во-лонтерства как символического обмена темпоральных ресурсов, имеющихся в распоряжении представителей этой общности, на иные социальные ресурсы. Востребованность различных социальных благ определяется мотивацией волонтеров к добровольческой работе: для одних это возможность удовлетворить альтруистические потребности, для других - получение определенного жизненного или профессионального опыта, для третьих - способ решения более прагматических задач (формирование социальных связей, получение рекомендаций, возможность путешествовать, посещать престижные спортивные и культурные мероприятия).
В свою очередь различные социальные субъекты - общество в целом, отдельные социальные общности, государство, некоммерческие организа-
ции - заинтересованы в получении различных темпоральных ресурсов, имеющихся в распоряжении студентов-волонтеров: прежде всего их времени, возраста, позитивного социального настроения в отношении настоящего и надежды на лучшее будущее. Объем и виды времени, которые волонтер может выделить на добровольческую деятельность, определяют ее качество, масштабы и продолжительность, а значит, детерминируют качество и самой социальной общности волонтеров (ее потенциал, устойчивость, опыт и другие параметры).
Цель управления волонтерами на уровне отдельного мегаполиса заключается в управлении темпоральными стратегиями их поведения путем обеспечения условий для адекватного обмена ресурсами и оптимального использования темпоральных ресурсов волонтеров для достижения социального эффекта, суть которого, на наш взгляд, заключается в согласовании интересов и задач всех субъектов взаимодействия в сфере добровольческой деятельности.
Эта цель должна быть реализована в стремлении субъектов управления (органов местного самоуправления, муниципальных служб, руководства образовательными учреждениями, различных социальных учреждений, некоммерческих организаций) превратить социальное время студентов как членов волонтерской общности в «серьезный досуг» и/или время волонтерского труда с учетом их потребностей, возможностей и мотивации.
Литература
1. Амбарова, П.А. Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения соиальных общностей [Текст] / П.А. Амбарова. - Екатеринбург : УрФУ, 2016. - 252 с.
2. Бидерман, К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании [Текст] / К. Бидерман ; пер. с нем. М. Сан-никовой, И. Мюллер. - М. : British association of settlements and social action centres, 1999. - 64 с.
3. Зборовский, Г.Е. Теоретические основания концепции динамики образовательных общностей в условиях социальной неопределенности [Текст] / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова // Социология образования. - 2016. - № 6. -С. 5-17.
4. Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора РФ. № 1 [Текст]. - М. : НИУ ВШЭ, 2014. - 24 с.
5. Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/2016 учебный год: приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 г. № 839. Ст. 44 [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168035/ (дата обращения: 01.12.2015).
6. Певная, М.В. Роль и значение волонтерства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного российского вуза [Текст] / М.В. Певная // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - № 3. - С. 131-138.
7. Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики [Текст] / М.В. Певная. - Екатеринбург : УрФУ, 2016. - 434 с.
8. Первушина, Е.А. Развитие волонтерской деятельности в высших учебных заведениях [Текст] / Е.А. Первушина // Высшее образование в России. -2014. - № 11. - С. 112-116.
9. Стеббинс, Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга [Текст] / Р.А. Стеббинс // Социологические исследования. - 2000. - № 7. - С. 64-72.
10. Шевченко, П.В. Социальная роль московского волонтерства [Текст] / П.В. Шевченко // Социологические исследования. - 2013. - № 8. - С. 60-71.
11. A cross-cultural examination of student volunteering: Is it all about resume building? [Text] / F. Handy [et al.] // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. -2010. - № 39. - P. 498-523.