Научная статья на тему 'ВОЛОНТЕРСТВО - ГЛАВНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО МИРА'

ВОЛОНТЕРСТВО - ГЛАВНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова Татьяна Ивановна, Лебедев Александр Александрович, Садыкова Ксения Валерьевна

В наше время волонтерские организации становятся все более популярными, что способствует формированию тенденции на социальную ориентированность бизнеса посредством реализации программ корпоративного волонтерства. Рост популярности добровольческих проектов способствует появлению волонтерских центров во всем мире, а существенное влияние проектов волонтерской направленности побуждает подробнее углубиться в изучение этого явления. Кроме того, важно отметить, что в настоящий момент современное общество переживает активную стадию перехода от ситуативного добровольчества к более системной и осознанной деятельности. В статье авторами обосновано, что данный факт связан с глобальным развитием культуры корпоративной социальной ответственности как в нашем государстве, так и в целом по всему миру и, как следствие, с внедрением стандартов и принципов корпоративной социальной ответственности во внутреннюю среду организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Захарова Татьяна Ивановна, Лебедев Александр Александрович, Садыкова Ксения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AS A PRINCIPLE TREND IN TODAY’S WORLD

Nowadays volunteer organizations are becoming more and more popular, which promotes building the trend towards socially oriented business by implementation of corporate volunteering programs. The growth in volunteer projects number fosters volunteer centers emergence all over the world and a serious impact of volunteer projects motivates a deeper study of this phenomenon. It should be pointed out that at present society is going through an active stage of passing over from situational volunteering to more systematic and deliberate functioning. The authors show that this fact is connected with the global development of culture of corporate social responsibility in our country and in the world and therefore, with introduction of standards and principles of corporate social responsibility in the in-company environment of organizations.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЕРСТВО - ГЛАВНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО МИРА»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Б01: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2022-2-149-154

ВОЛОНТЕРСТВО - ГЛАВНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОГО МИРА

Т. И. Захарова, К. В. Садыкова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия А. А. Лебедев

ООО «Профессиональный союз военнослужащих»,

Ульяновск, Россия

В наше время волонтерские организации становятся все более популярными, что способствует формированию тенденции на социальную ориентированность бизнеса посредством реализации программ корпоративного волонтерства. Рост популярности добровольческих проектов способствует появлению волонтерских центров во всем мире, а существенное влияние проектов волонтерской направленности побуждает подробнее углубиться в изучение этого явления. Кроме того, важно отметить, что в настоящий момент современное общество переживает активную стадию перехода от ситуативного добровольчества к более системной и осознанной деятельности. В статье авторами обосновано, что данный факт связан с глобальным развитием культуры корпоративной социальной ответственности как в нашем государстве, так и в целом по всему миру и, как следствие, с внедрением стандартов и принципов корпоративной социальной ответственности во внутреннюю среду организаций.

Ключевые слова: добровольчество, корпоративное волонтерство, корпоративная социальная ответственность, внутренняя политика компании, социальный проект.

VOLUNTEERING AS A PRINCIPLE TREND IN TODAY'S WORLD

Tatiana I. Zakharova, Ksenia V. Sadykova

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia Aleksandr A. Lebedev

Professional Union of Military Personnel LLC,

Ulyanovsk, Russia

Nowadays volunteer organizations are becoming more and more popular, which promotes building the trend towards socially oriented business by implementation of corporate volunteering programs. The growth in volunteer projects number fosters volunteer centers emergence all over the world and a serious impact of volunteer projects motivates a deeper study of this phenomenon. It should be pointed out that at present society is going through an active stage of passing over from situational volunteering to more systematic and deliberate functioning. The authors show that this fact is connected with the global development of culture of corporate social responsibility in our country and in the world and therefore, with introduction of standards and principles of corporate social responsibility in the in-company environment of organizations.

Keywords: volunteering, corporate volunteering, corporate social responsibility, in-company policy, social project.

История волонтерства берет свое начало с XIX в., когда стали формироваться первые волонтерские организации, объединяющие людей для

решения общественных проблем. С этого момента данная деятельность активно развивалась, распространяясь по всему миру.

Сейчас добровольчеством люди занимаются практически по всей планете.

Само слово «волонтер» произошло от латинского слова voluntarius, что переводится как добровольный1. Наверное, поэтому в России понятия «волонтер» и «доброволец» очень схожи. По сути, волонтер - это человек, который выполняет определенную работу безвозмездно, преследуя некие иные намерения, начиная от самореализации и заканчивая структурированием своего времени или получением ценного опыта. Доброволец зачастую получает определенную поддержку в виде бесплатного проживания, питания, страховки и даже небольшой стипендии, однако важно понимать, что все это не является основной мотивацией субъекта деятельности.

Сами по себе инициативы отдельных личностей так бы и остались незамеченными, если бы люди не начали объединяться. Благодаря такому объединению появились первые волонтерские организации, которые стали оказывать существенное влияние на общественность. Крайне важным их достижением можно назвать то, что их деятельность, их идеи стали заметными. Влияние подобных объединений росло, благодаря чему появились такие всемирно известные общественные организации, как Красный Крест, Армия спасения, WWF (Всемирный фонд дикой природы). Развитие волонтерства связывают в том числе с существенным ростом демократизации общества.

Сейчас организации, описанные выше, имеют значительный вес в обществе, а основная их деятельность - это реализация благотворительных проектов [3]. Стоит также отметить, как именно происходит реализация волонтерских проектов. Прежде всего определяется конкретная проблема, для устранения которой и была создана организация, после чего формируется пул различных проектов, реализация которых способствует приближению людей к

1 URL: https://dobro.ru/news/7023-obyasnyaem-po-punkta

конечной цели, т. е. к решению первоначальной проблемы в обществе.

Чтобы осознать важность существования волонтерских организаций, необходимо рассмотреть основных стейкхолдеров данной деятельности.

Основными бенефициарами реализации добровольческих проектов являются, безусловно, те, на кого они направлены, будь то бедные жители африканских стран, беженцы, бездомные или сироты. Благодаря деятельности волонтеров их жизнь улучшается, на них действительно начинают обращать внимание. Большое количество преимуществ в подобных проектах существует и для самих волонтеров. Помимо того, что уже было описано ранее, волонтеры могут получать рекомендаци-онные письма, международный опыт, новые знакомства, полезные контакты и др.

Государство также заинтересовано в подобной добровольческой активности, так как это повышает его международный рейтинг и представляет собой одно из проявлений демократии и сознательного общества. Кроме того, подобная деятельность помогает с минимальными затратами решать важные общественные проблемы, создавая дополнительные возможности для граждан.

Благодаря ошеломительному позитивному общественному резонансу крупные корпорации озаботились тем, чтобы их также стали ассоциировать с подобной активностью. После того как стало ясно, насколько сильно общественное мнение влияет на имидж брендов, многие крупные компании начали генерировать и реа-лизовывать свои проекты социальной направленности. На сегодняшний день реализация проектов совместно с волонтерскими организациями - не просто норма, а необходимая обязанность для каждой большой организации. Таким образом, волонтерская деятельность постепенно перешла из разряда зарождающегося общественного движения в общемировой тренд.

Основой формирования активного гражданского общества в мире во все вре-

мена выступала и продолжает выступать молодежь. Это происходит в результате того, что молодые люди являются инициаторами во многих сферах и обладают большим зарядом энергии и потенциалом развития в жизни. Одна из основных целей любого современного государства - воспитание такой молодежи, которая будет способна не только перенять весь социальный, культурный, экономический и иной капитал и опыт, но и в дальнейшем приумножить все это.

Основной задачей общественных институтов является правильное обучение и развитие молодого поколения, прививание правильных ценностей и норм морали, взращивание стойкой и активной жизненной позиции. Один из наиболее действенных способов решения данной проблемы в настоящее время состоит в привлечении молодых людей к добровольческой деятельности [4]. Волонтерству все возрасты покорны, однако наиболее частой целевой аудиторией организаторов добровольческих движений является молодежь в возрасте от 14 до 35 лет.

В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р) волонтерство определено как деятельность, предоставляющая простор для творческой инициативности и общественного творчества больших слоев общества, способствующая улучшению качества жизни людей.

Следует отметить, что в приведенной формулировке слово «волонтерство» описывалось не сразу. Изначально оно использовалось лишь в военной сфере. Еще в VII в. начали называть солдат-добровольцев волонтерами. Государство, не имея денег на содержание своих войск, находило людей, готовых воевать лишь за славу и военные награды. Поэтому волонтерство было всегда престижным и общественно одобряемым занятием. Кроме того, иногда

волонтерские войска могли даже составлять основные силы в бою.

В основе волонтерской деятельности лежат характерные особенности: отсутствие обязательного материального вознаграждения, добровольность, осознанная польза для отдельного человека или конкретных социальных групп.

Реализации потенциала молодых людей, формированию молодежной активности способствуют самые разные виды и формы добровольческой инициативы, например, уборка мусора в виде субботников, помощь пожилым людям, благоустройство какой-либо местности и др.

Тем не менее чаще всего основными являются задачи, связанные с решением проблем общества, с которыми международное сообщество способно справиться исключительно посредством такого эффективного инструмента, как волонтерские движения. Добровольчество теперь выступает одной из приоритетных целей всемирных брендов, что способствует трансформации добровольческого энтузиазма в способ устойчивого развития общества и формированию глобального тренда развития корпоративного волонтерства.

Современное волонтерство представляет собой процесс добровольческой активности, где в роли одного субъекта выступает волонтер (человек, осуществляющий акт добровольчества) и один или несколько непосредственных бенефициаров данного действия.

Волонтерство по видам деятельности можно разделить следующим образом:

- событийное добровольчество;

- социальное волонтерство;

- проектная активность;

- экологическая деятельность.

Каждый из вышеперечисленных видов

активности подразумевает под собой уникальный набор характеристик. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Событийное добровольчество, или ивент-волонтерство, - такой тип деятельности, при котором добровольческая активность происходит одноразово для организации

того или иного события. Мероприятия с привлечением ивент-волонтеров могут затрагивать абсолютно разные сферы жизни. Например, есть очень успешный опыт организации в России чемпионата мира по футболу - 2018. Студенты и сотрудники РЭУ им. Г. В. Плеханова были частью большой команды волонтеров чемпионата. Все волонтеры данного события были разделены на две категории (волонтеры стадионов и городские волонтеры) и несколько подкатегорий, в зависимости от города, стадиона и непосредственного функционального направления. Направление «операционный маркетинг» на стадионе «Спартак» отвечало за такие виды добровольческой активности, как:

1. Брендирование точек продаж партнеров (Coca Cola, Visa, VIVO и т. д.).

2. Экипировка официальных лиц FIFA совместно с компанией Adidas.

3. Сопровождение лучшего игрока матча для получения приза.

4. Проведение экскурсий для гостей партнеров на английском языке.

5. Инвентаризация игрового имущества.

Чемпионат мира по футболу - 2018 стал одним из самых крупных событий с привлечением волонтеров. Официальными волонтерами турнира стали 17 040 человек из 85 регионов Российской Федерации и 112 стран мира.

Социальное волонтерство - вид активности, характеризующийся бескорыстной помощью волонтера какому-то конкретному человеку и/или социальной группе. Основная суть данной деятельности заключается в помощи с закрытием жизненно значимой потребности нуждающегося. Так, одним из примеров этого в 2020 г. стала акция «Санитайзер в дом», реализованная политической партией «Новые люди» и факультетом бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г. В. Плеханова. Основная цель акции -помочь людям обеспечить себя и своих близких антисептиками в разгар пандемии, когда спрос на данные средства индивидуальной защиты существенно уве-

личился, что повлекло за собой резкий рост цен. Механика акции заключалась в оформлении бесплатного заказа на сани-тайзер посредством заполнения соответствующей формы в официальном сообществе партии в каждом из 23 регионов Российской Федерации в социальной сети «ВКонтакте». После заполнения анкеты за выгодополучателем закреплялся волонтер, который связывался с ним и осуществлял доставку антисептика на дом, соблюдая все необходимые меры защиты, включая ношение средств индивидуальной защиты и соблюдение социальной дистанции. За время проведения акции в апреле - мае 2020 г. в Ульяновской области более 260 семей получили адресную помощь.

Проектная активность может быть комбинированным видом добровольческой деятельности. Основное отличие проектного подхода - продолжительность волонтерской акции (не менее 1 месяца, но чаще - от полугода до года). Проектная деятельность используется для решения одного из двух типов задач: адресная помощь гражданам, маркетинговая кампания более крупного проекта/организации или рекрутинговый набор последователей.

Волонтерство также можно рассматривать в ключе коммерческой составляющей. При реализации проектных программ добровольцы получают различного рода преференции, начиная от предоставления питания и заканчивая приглашением на оплачиваемую стажировку. Отдельно стоит отметить волонтерские агрегаторы, например, благотворительный проект «Твой час», в котором активно принимают участие преподаватели, сотрудники и студенты факультета бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г. В. Плеханова. Создатели платформы поделились основной идеей продукта - создание удобного агрегатора запросов о помощи и отклика на них посредством приложения в смартфоне. Любой желающий может стать добровольцем и помочь нуждающемуся человеку в выполнении задания, которое тот опубликовал на платформе. За помощь волонтер полу-

чает баллы активности, которые затем может обменять на сертификаты от партнеров проекта.

Экологическая деятельность волонтерского направления подразумевает непосредственное взаимодействие человека и окружающего мира, природы. Так, «Зеленое движение России «ЭКА»» в 2021 г. спустя несколько лет провело второй этап масштабной акции по лесопосадке деревьев. Первая итерация проекта проходила с 2010 по 2015 г. Благодаря ей было высажено более 10 млн деревьев по всей России. За время проведения повторной акции было посажено порядка 830 тыс. деревьев в 42 регионах Российской Федерации.

В настоящее время волонтерство является показателем активной позиции граждан, общественной поддержки, актуальным и перспективным направлением в государственной политике развития страны. Таким образом, общественная инициативность личности становится мотиватором гражданина к удовлетворению выс-

ших потребностей человека, таких как самореализация и общественное признание. Благодаря этому инициативные люди проживают дополнительные особенные аспекты социализации личности. В современных экономико-политических реалиях корпоративное волонтерство является одной из важнейших составляющих социальной сферы жизни корпораций и общества в целом.

В Российской Федерации в 2018 г. был проведен Год добровольца. Это превосходный пример того, как можно нематериально поощрить и поблагодарить всех инициативных людей, кто каждый день помогает другим на общественных началах. Тем самым можно сказать, что правительство России подчеркнуло важность во-лонтерства в нашей стране и по достоинству оценило то, какое существенное влияние оно оказывает. На сегодняшний день ни один социально значимый проект не реализуется без приглашения группы инициативных добровольцев [1].

Список литературы

1. Бирюков Е. С., Захарова Т. И., Садыкова К. В., Кербер И. В., Вилкова Д. В. Корпоративное волонтерство как форма добровольческой деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2021. - № 3 (449). - С. 242-247.

2. Гришин В. И., Домащенко Д. В., Константинова Л. В., Кошкин А. П., Устюжанина Е. В., Штыхно Д. А., Шубенкова Е. В. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2020. - № 3 (111). - С. 5-18.

3. Зверева Н. И., Сурова Н. Ю. Регулирование социального предпринимательства в России / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2020. -№ 5 (101). - С. 101-109.

4. Устюжанина Е. В., Губарев Р. В., Искандарян Р. А., Лосяков А. В., Свечников В. А., Ярушев С. А, Евсюков С. Г. Социальная политика и ее влияние на производительность труда // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. -2020. - № 2 (110). - С. 51-65.

References

1. Biryukov E. S., Zakharova T. I., Sadykova K. V., Kerber I. V., Vilkova D. V. Korporativnoe volonterstvo kak forma dobrovolcheskoy deyatelnosti [Corporate Volunteering as a Form of Volunteer Work]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2021, No. 3 (449), pp. 242-247. (In Russ.).

2. Grishin V. I., Domashchenko D. V., Konstantinova L. V., Koshkin A. P., Ustyuzhanina E. V., Shtykhno D. A., Shubenkova E. V. Zhizn posle pandemii: ekonomicheskie i sotsialnye posledstviya [Life after the Pandemic: Social and Economic After-Effects]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2020, No. 3 (111), pp. 5-18. (In Russ.).

3. Zvereva N. I., Surova N. Yu. Regulirovanie sotsialnogo predprinimatelstva v Rossii [Regulation of Social Entrepreneurship in Russia]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2020, No. 5 (101), pp. 101-109. (In Russ.).

4. Ustyuzhanina E. V., Gubarev R. V., Iskandaryan R. A., Losyakov A. V., Svechnikov V. A., Yarushev S. A., Evsyukov S. G. Sotsialnaya politika i ee vliyanie na proizvoditelnost truda [Social Policy and its Impact on Labour Productivity]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2020, No. 2 (110), pp. 51-65. (In Russ.).

Сведения об авторах

Татьяна Ивановна Захарова

кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Zaharova.TI@rea.ru

Александр Александрович Лебедев

лауреат премии «Плехановская гордость -2021» в номинации «За заслуги в волонтерской деятельности», менеджер проекта ООО «ПСВ». Адрес: ООО «Профессиональный союз военнослужащих», 432030, Ульяновск, ул. Маяковского, д. 55/11. Email: a89175771980@gmail.com

Ксения Валерьевна Садыкова

кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры благотворительного фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство» РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Sadykova.KV@rea.ru

Information about the authors

Tatiana I. Zakharova

PhD, Assistant Professor of Basic Department of Charity fund for support of educational programs "Capitains" "Innovative Management and Social Entrepreneurship" of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Zaharova.TI@rea.ru

Aleksandr A. Lebedev

Award winner of "The Pride of the PRUE" in the nomination "For Merits in Volunteering", Project Manager in PSV LLC. Address: Professional Union of Military Personnel LLC, 55/11 Maykovskiy Str., Ulyanovsk, 432030, Russian Federation. E-mail: a89175771980@gmail.com

Ksenia V. Sadykova

PhD, Assistant Professor of Basic Department of Charity fund for support of educational programs "Capitains" "Innovative Management and Social Entrepreneurship" of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Sadykova.KV@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.