_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-9-13 УДК 316.4
Attribution
сс by
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН В КОНТЕКСТЕ НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
Неделько П.С.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация. В статье представлен взгляд на волонтерское движение через призму неоинституционального подхода. Автор подчеркивает, что волонтерскому движению свойственны одновременно черты организации и рынка. Волонтерское движение как организация обладает такими свойствами как целенаправленность, внутренняя структура, иерархия. Одновременно волонтерскому движению свойственны рыночные черты: равенство, самоорганизация, свобода. Как организация волонтерское движение может быть представлено как целевая группа, как экосистема, как совокупность правил. Волонтеры могут обладать организационным и рыночным сознанием, на основании чего могут выбирать стратегии личностного развития («карьеристы» или «предприниматели»). Автор выделяет наличие противоречий, обусловленный различиями рыночного и организационного подходов, что приводит к необходимости поиска баланса при принятии управленческих решений во взаимодействии волонтерского движения и государства.
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, волонтерское движение, неоинституциональный подход, организация, рынок, социальное управление, управление волонтерами.
Abstract. The article presents a view of the volunteer movement through the prism of the neo-institutional approach. The author emphasizes that the volunteer movement has both features of an organization and a market. Volunteer movement as organization has such properties as purposeful-ness, internal structure, hierarchy. At the same time, the volunteer movement has market features: equality, self-organization, freedom. As an organization, the volunteer movement can be represented as a target group, as an ecosystem, as a set of rules. Volunteers can have organizational and market consciousness, on the basis of which they can choose strategies of personal development («career-ists» or «entrepreneurs»). The author highlights the presence of contradictions caused by the differences between market and organizational approaches, which leads to the need to search for a balance when making managerial decisions in the interaction between the volunteer movement and the state.
Keywords: words: volunteering, volunteerism, volunteer movement, neo-institutional approach, organisation, market, social management, volunteer management.
Введение. мулированным в рамках неоинституционального
VOLUNTEER MOVEMENT AS A SOCIAL PHENOMENON IN THE CONTEXT OF NEO-INSTITUTIONAL APPROACH
Pavel S. Nedelko
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
подхода.
Волонтерское движение в последнее время стало важнейшим социальным феноменом современного общества. Волонтеры представлены практически во всех областях социальной деятельности от спортивных мероприятий, по помощи в период пандемии и в военных конфликтах.
Статья построена, прежде всего, на анализе научных источников, литературы и нормативно-правовых актов. Кроме того, использованы фрагменты интервью экспертов из сферы волон-терства.
Методика.
Значимость и массовость волонтерского движения заставляет обратить на себя внимание государственных органов власти, приводит к необходимости организовывать взаимодействие и регулировать этот процесс.
Согласно концепции С.А. Баркова. существуют три наиболее распространенных подхода к изучению организаций:
Обсуждение. Результаты.
Управление волонтерским движением имеет определенные сложности, в решении которых может помочь обращение к положениям, сфор-
1) организация как целевая группа;
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
2) организация как экосистема;
3) организация как совокупность правил [1].
Волонтерское движение может быть представлено как целевая организация, как группа людей с единой целью. В одиночку человек, зачастую, не способен в короткие сроки решить сложную общественно важную проблему даже на локальном уровне. Возьмем, к примеру, уборку мусора на побережье водоёма. Одному инициативному неравнодушному активному здоровому гражданину понадобиться значительное количество времени, усилий и материальных ресурсов на очистку части побережья. В случае, если данный участок побережья является популярным местом отдыха не всегда сознательных местных жителей, то подобная инициатива может оказаться бесполезной.
При таком подходе организация является механизмом достижения цели.
Цели волонтерского движения можно декомпозировать в зависимости от уровня формирования организации.
Организация как группа, действующая для определенной заданной цели, строится на формальных взаимоотношениях. При этом другие связи и
элементы организационной структуры, включая человеческие и социокультурные аспекты, остаются без должного внимания или считаются менее значимыми.
Согласно идеям Д. Муни и А. Рейли, организация должна следовать определённым правилам и принципам, где основное внимание уделяется результату или цели. Координация между различными частями организации предполагает поиск наиболее эффективных методов объединения усилий сотрудников, отделов и подразделений. Это достигается с помощью скалярного процесса, который устанавливает иерархию уровней, создавая пирамидальную структуру. Скалярный процесс позволяет координировать действия многих людей для достижения общей цели [2, с. 223].
На основе целевого подхода и скалярного процесса строится организация волонтерского движения на федеральном уровне в России. Фактически, в настоящее время руководство волонтерской деятельностью в России осуществляют Комитет Государственной Думы по молодежной политике, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) и НКО «Ассоциация волонтерских центров» (АВЦ). Организационная схема управления волонтерского движения в России представлена на рисунке 1.
Волонтеры
Рисунок 1 - Организационная схема управления волонтерским движением в России
По проекту АВЦ на региональном уровне основной точкой входа для инициативных граждан в волонтерское движение становятся Добро. Центры. Через них же осуществляется координация волонтерской деятельности. Добро. Центр можно открыть на базе благотворительного фонда, некоммерческой организации (в том числе автономной некоммерческой организации), государственного учреждения (например, высшего учебного заведения).
Единственными условиями для организаций является наличие юридического лица и помещения от 20 кв. м. Подразумевается, что организации, открывающие у себя Добро. Центры, уже зани-
маются общественно полезной деятельностью, и волонтерство становится её логичным продолжением. Данный механизм является бесплатной социальной франшизой федерального масштаба. Предусмотрено три пакета упаковки франшизы: «Базовый», «Стандарт», «Мастер». В зависимости от выбранного пакета, Добро. Центр берет на себя определенные обязательства по развитию волонтерского движения от информирования граждан до проведения социальных исследований и акселерации местных волонтерских проектов. Взамен Добро. Центры получают повышение статуса, включения в федеральное волонтерское комьюнити, дополнительную поддержку в виде доступа к платформе ДОБРО.РФ,
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
обучения команды, пиара, маркетинга, помощи по привлечению спонсоров и партнеров.
Волонтерское движение на федеральном уровне выступает дополнительным инструментом взаимодействия между обществом, государством и бизнесом, взаимодействуя в свою очередь с каждым институтов [3, с. 40].
Следует отметить, что модель организации как целевой группы может объяснить львиную долю того, как функционирует организация. Однако она имеет определенные недостатки.
Во-первых, цели разных элементов организации могут не совпадать и противоречить друг другу, что зачастую игнорируется в угоду основной цели организации.
Во-вторых, данная модель ставит во главу угла рациональность, как основное свойство организации, однако поведение человека, нельзя считать полностью рациональным.
Недостатки предыдущей модели призвана была решить модель организации как экосистемы.
Естественная модель организации возникла благодаря исследованиям представителей школы человеческих отношений. Они воспринимали организацию как сообщество, чем как целевую группу, фокусируясь на неформальных аспектах организационной реальности.
Ф. Селзник наиболее полно представил понимание организации как экосистемы [4, с. 28]. Согласно его точке зрения, главная цель организации - это простое существование или выживание.
При таком подходе сутью деятельности организаторов волонтерства является постоянное поддержание существования волонтерского сообщества как такового. Система рекрутинга, обучения, регулярные активности в виде форумов и слетов волонтеров являются потребностью волонтерского движения как экосистемы для выживания.
Следующей моделью организации согласно неоинституциональному подходу является организация как совокупность правил.
Неоинституциональный подход определяет организацию как противовес рынку и рыночным отношениям. Согласно этой теории, которая появилась ещё в XVIII веке и одним из основателей которой считается Э. Берк, в рамках организации действуют не только законы рынка, но и прямо противоположные правила и модели поведения людей [5, с. 79].
В соответствии с неоинституциональной интерпретацией, организация представляет собой набор поведенческих норм, противостоящих рынку как другому регулятору социально-экономических процессов. Организация является
экономическим, социальным и ментальным механизмом взаимодействия компонентов социальной системы и идей. Организация - это метод систематизации элементов на основе наиболее рациональных подходов. Особенности организации проявляются при сравнении с другим ключевым механизмом взаимодействия элементов социально-экономической системы современного общества - рынком.
Согласно нашему предположению, волонтёрское движение как социальная система включает в себя характеристики рынка и организации, что вызывает неизбежные внутренние противоречия и требует поиска баланса.
Первым признаком рынка является формальное равенства всех элементов системы, отношения между которыми выстраиваются на основе сложных договорных отношений. Волонтерство в качестве основной ценности постулирует равенство. Все участники волонтерского движения в равной степени имеют право на получение безвозмездной помощи так и право её оказывать.
Вторым основополагающим признаком рынка является свобода. Свобода лежит и в основе волонтерского движения. Волонтеры абсолютно свободны в выборе своих действий и участвуют в волонтерском движении на добровольных началах, никто не может принудить их совершать те или иные поступки.
Стоит отметить, что позитивным проявлением свободы в классических рыночных отношениях свобода является прогресс на основе рационального поведения субъектов, к негативным -можно отнести зависть и недобросовестную конкуренцию. Применительно к волонтерскому движению, такое явление как конкуренция свойственно в меньшей степени, так как оно основано наоборот на кооперации, консолидации и взаимопомощи, и проявляется скорее в виде развития творческого потенциала, поиска новых решений социальных проблем.
Для рынка также свойственно определяющее значение монетарных оценок, сравнение на основании цены. Подобный подход достаточно сложно применить к волонтерскому движению, так как его суть состоит в безвозмездном оказании помощи. Для оценки деятельности волонтеров больше характерны внематериальные оценки, такие как регулярность участия, личные качества, приверженность ценностям, доверие и т.д., что является характерной чертой организации нежели рынка.
К признакам волонтерского движения как организации можно отнести наличие определенной иерархии. В серьезных волонтерских организациях, если их деятельность подразумевает решение важных долгосрочных задач, всегда руководители и подчиненные. В волонтерских организациях такие отношения, конечно, менее жесткие по сравнению с государственными или коммерческими организациями , однако последствия
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
невыполнения решения руководства для «рядовых» волонтеров могут привести к определённым негативным последствиям: от общественного осуждения, до исключения из организации и отказа от дальнейшей совместной работы.
Изучение волонтерского движения в контексте неоинституционального подхода подводит нас к рассмотрению ментальных структур, характерных для рынка и организации, а именно организационного сознания и рыночного сознания. Некоторые исследователи отмечают, что для волонтерского движения характерна определенная неравномерность, что оно разделено. Отмечаются различия в мотивации людей к участию в волонтерской деятельности. Мы в настоящей работе постараемся доказать, что внутренние различия, свойственные для волонтерского движения, определяются в том числе различием систем мысли - организационного и рыночного сознания.
Основным отличием организационного сознания от рыночного является отношение к богатству. Рыночное сознание определяет социальный статус субъектов в зависимости от уровня богатства. Однако, такой взгляд работает не всегда, особенно когда дело касается таких явлений как наука, искусство и др., ценность которых не всегда исчисляется материальными показателями. Применительно к волонтерскому движению, термин «богатство» разумнее заменить на термин «ресурсы», который может включать в себя как материальные ресурсы (деньги, движимое и недвижимое имущество), так и нематериальные (время, власть, авторитет и т.д.).
Но сознание - это не только отношение к богатству, но и отношение к механизмам взаимоотношений в обществе, принятие правил, установленных между элементами системы. Рыночные механизмы строятся на контрактах, организационные - на приказах.
О.Н. Яницкий разделяет волонтеров на «гражданских» и «государственных» [6]. Отличительным признаком первых он называет «самоорганизацию» [6, с. 81], вторых - это «подчинение организующей и направляющей воле государства» [6, с. 81].
О.Н. Яницкий замечает, что государственные волонтёры не производят нового «социально-экологического» [6, с. 82] знания. Он считает, что государственные волонтеры работают исключительно по инструкции, и их мотивирует только одобрение кураторов и продвижение по карьере.
В качестве примера автор приводит Универсиаду в Казани, куда массово привлекали волонтеров, и подчеркивает, что, с теоретической точки зрения, «Универсиада была не организмом, а искусственно сконструированным механизмом, срок жизни которого был ограничен двумя неделями, а волонтёры лишь были нацелены на его поддержание» [6, с. 84].
С ситуацией поверхностного отношения к социальным проблемам со стороны волонтеров участников мега-событий сталкивались многие волонтерские и благотворительные организации, что подтверждают фрагменты интервью экспертов:
«Потому что мы даже несколько раз потом сталкивались после Универсиады и всего остального, что к нам приходили ребята, которые «ой, я волонтер, я волонтер, я хочу». Мы: «А что ты делал?». Он: «Я на Универсиаде был». Мы: «А что ты там на Универсиаде делал?». Он: «Ну, я там флажками махал».
А когда ты им говоришь, что пойдемте одиноким пожилым бабушкам и дедушкам окна помоем, они уже начинают репу чесать. Типа, а чего это ? А где футболочка? Опять же это мёрч... Очень многие волонтерят за мёрч, за футболки, толстовки и всё остальное».
С нашей точки зрения, в описанных нами выше примерах взаимодействия гражданских и государственных волонтеров четко прослеживаются особенности организационного и рыночного сознания.
Мы можем видеть, что логика отдельного человека может по преимуществу принадлежать либо организационному сознанию, либо рыночному, в терминологии С.А. Баркова таких людей можно отнести либо к категории «карьеристов», либо «индивидуальных предпринимателей» [1].
Границы между организацией и рынком в экономическом пространстве могут сдвигаться в ту или иную сторону, создавая либо более либеральную, либо более организованную, упорядоченную модель экономики. Также, признаки организации могут проникать в рынок и наоборот. Примером может быть ситуация в российской экономике в конце XX - начале XXI века, когда после широкой либерализации рынок начинает постепенно упорядочиваться, в нем начинают возникать организационные элементы в виде государственного регулирования, государство возвращает себе контроль над экономикой. Те же тенденции мы можем видеть и в волонтерском движении. Если в 1990-е годы волонтер-ство развивалось самостоятельно, строилось на гражданской инициативе и самоуправлении, то в начале 2010-х гг. волонтерское движение начинает упорядочиваться, и в нем появляется государственное регулирование.
Вплоть до начала 2010-х годов, волонтерство воспринималось, в основном, как прерогатива некоммерческого сектора. Волонтеры представлялись в обществе как служители милосердия, помощники и защитники нуждающихся. Участие в волонтерских организациях для многих волонтеров было связано с глубоко личными мотивами, часто с трагическими ситуациями в жизни, либо с религиозными убеждениями. Деятельность волонтерских организаций строго не регламентировалась.
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Однако со временем ситуация начинает меняться, происходит институализация волонтерства на государственном уровне. Обращаясь к международному опыту, отметим, что документы, регламентирующие волонтерскую деятельность, изначально возникали в отдельных государствах. Так, например, в США в 1736 г. Б. Франклин издал специальных документ, который оформил организацию «добровольных пожарных Филадельфии». В 1961 году Конгрессом США утвержден Государственный закон № 87-293, регламентирующий реализуемые волонтерские программы, финансирование, взаимодействие с государственными органами. В 1997 году принят «Закон о защите волонтеров» [7, с. 132].
Далее, с возникновением массовости и глобальности волонтерского движения, стали появляться документы, принятые на международном уровне: на XI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Париж, 14.09.1990) была принята «Декларация добровольцев» [8]; 10 января 2002 года - Резолюция A/RES/56/38 «Рекомендации о поддержке добровольчества», принятая Организацией Объединенных Наций, в которой руководителям стран «настоятельно рекомендовано оказывать системное содействие развитию добровольчества» [9]. Ранее, ещё были приняты «Всеобщая Декларация Прав Человека» (1948 г.) [10] и «Международная Конвенция о Правах Ребенка» (1989 г.) [11], на принципах которых базируется волонтерское движение.
В Российской Федерации деятельность волонтерских организаций в настоящее время регламентируется рядом законов и нормативно-правовых актов [12-14].
Стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что государство в России уделяет значительное внимание волонтерскому движению, законодательная база, в отличии от тех же Соединенных Штатов Америки, где волонтерство как явление развивается уже около трехсот лет, еще относительно мала, фрагментарна и, как отмечают М.В. Пев-ная и А.А. Кузьминчук, имеет декларативный характер [7, с. 135]. Многие моменты, такие как меры поддержки волонтеров, стандарты помощи, волонтеров, порядок допуска к особо опасным объектам пока не прописаны в законодательстве.
Во взаимодействии государства и волонтерства существует ряд неразрешенных концептуальных проблем, ряд которых лежит в плоскости развития гражданского общества в России, часть имеет общечеловеческий характер. Во многом, суть волонтерского движения, как одного из ключевых механизмов формирования гражданского общества и важнейшего общественного института, определяет существование противоречий в отношениях его с государством.
Общественные инициативы часто сталкиваются с бюрократическими барьерами, государственные и коммерческие интересы ставятся выше
общественных и личностных [15, с. 583]. При этом государство всячески подчеркивает важность развития гражданского общества и волонтерства [16, с. 297], на волонтерские проекты выделяются значительные денежные средства, тем не менее, это не приводит к значительным системным изменениям и носит точечный характер. Такое положение дел может быть объяснено, с одной стороны, молодостью гражданского общества, которое по мнению С.Б. Котлярова, «не возрождается, а только формируется» [17, с. 63], с другой стороны, укладывается в рамки теории «добровольческих провалов», предложенной М. Саламоном [18, с. 111].
М. Саламон обозначает так называемые «добровольческие провалы» в контексте благотворительности, но мы считаем, что их можно применить ко всей волонтерской детальности:
1) благотворительная недостаточность - отсутствие системной благотворительности и слабое вовлечение населения в деятельность организаций третьего сектора, в т.ч. в качестве волонтеров. Относительно России здесь можно сослаться на ряд исследований [19; 20], которые говорят, о довольно низкой вовлеченности граждан в волонтерскую деятельность, несмотря на высокий процент декларируемой готовности в ней участвовать;
2) благотворительный партикуляризм и фаворитизм выражается в поддержке и развитии только определенных направлений волонтерской деятельности. В России, в частности, это можно проиллюстрировать фрагментарным и выборочным законодательным регулированием и грантовой поддержкой, когда приоритетом пользуются одни направления волонтерской деятельности (например, спортивное, патриотическое, социальное) в ущерб другим (например, правозащитное). Государственный аппарат не рассматривает формирующиеся структуры гражданского общества как равноценных партнёров, что может объясняется недостаточной инициативой и низкой гражданской активностью населения, а также традиционной вертикальной системой управления, основанной на патриархальных принципах, которая использует директивный подход без возможности диалога. Это приводит к довольно слабой обратной связи и решениям, не отвечающим реальным интересам третьего сектора. Власть предлагает третьему сектору роль второстепенного участника, самостоятельно определяя приоритеты, «выделяя пространство», «приглашая в проект» [21, с. 51]. При этом исследователи отмечают, что институциональная поддержка, в том числе государственная, очень важна для волонтерства. Но некачественная, плохо организованная поддержка может дать обратный эффект, и в таком случае, лучше никак не поддерживать волонтеров, чем сделать это плохо [22];
3) благотворительный патернализм - зависимость благотворительных и волонтерских орга-
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
низаций от ограниченного количества спонсоров и жертводателей, которая является следствием их неспособности находить дополнительные источники дохода, отсутствием налаженной фандрайзинговой системы. Здесь стоит добавить, что территория Российской Федерации является весьма рискованным местом для развернутой фандрайзинговой деятельности, т.к. ее возможности весьма ограничены;
4) благотворительный дилетантизм проявляется в низком качестве подготовки волонтеров, отсутствии необходимой квалификации, которые не позволяют волонтерским организациям адекватно справляться с возникающими чрезвычайными ситуациями. Решение данной проблемы возможно путем обучения руководящего состава волонтерских организаций и волонтеров, а также отменой ряда законодательных ограничений.
Заключение.
Одним из основных положений неоинституционального подхода является противопоставление
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
рынка организации. Рассматривая волонтерское движение в этой теоретической парадигме, следует отметить, что ему, в той или иной степени, свойственный черты как рынка, так и организации.
Волонтерское движение как организация обладает определенными целями, имеет внутреннюю структуру и иерархию. При этом волонтерское движение можно представить как целевую группу, как экосистему и как набор правил.
Одновременно, волонтерскому движению свойственны рыночные черты, такие как равенство, самоорганизация, свобода. Это может приводить к определенным противоречиям в деятельности волонтерского движения и управлении им. Особенно это проявляется во взаимоотношениях волонтерства и государства, что приводит к постоянному поиску баланса между свободой и самоорганизованностью волонтерского движения с одной стороны, и необходимостью регулирования - с другой.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Барков С.А. Социология организаций : учебник для бакалавров. М. : Издательство Юрайт, 2013. 395 с.
2. The principles of organization by James D. Mooney and Alan C. Riley / Harper & brothers. New-York, 1939. URL : https://openlibrary.org/books/OL16384084M/The_principles_of_organization (date of application 18.08.2024).
3. Зимин А.Э. Конструирование социальной реальности как фактор саморегуляции в социальных практиках волонтерства / А.Э. Зимин // Новые контуры социальной реальности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (XII Северо-Кавказские социологические чтения). Ставрополь, 15 ноября 2023 года. Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. С. 39-41.
4. Philip Selznick. Foundations of the Theory of Organization // American Sociological Review. Vol. 13. № 1 (Feb., 1948). P. 25-35. URL : https://www.jstor.org/stable/2086752?origin=crossref (date of application 18.08.2024).
5. Ковалёв М.А. Исторические взгляды Э. Бёрка (по материалам «Краткой истории Англии») / М.А. Ковалёв // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022. № 1. С. 76-85.
6. Яницкий О.Н. Волонтёры: гражданские и государственные / О.Н. Яницкий // СНиСП. 2014. № 1(05). С. 76-89.
7. Певная М.В. Социологический анализ нормативно-правового регулирования волонтерства в США и России / М.В. Певная, А.А. Кузьминчук // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 2(126). С. 131-139.
8. Всеобщая Декларация Волонтеров. Париж, 14 сентября 1990 года. URL : https://cb-korablino.rzn. muzkult.ru/media/2018/09/02/1231340916/Vseobshhaya_Deklaraciya_Volonterov.pdf (дата обращения 16.08.2024).
9. Резолюция ООН A/RES/56/38 от 10 января 2002 года «Рекомендации о поддержке добровольчества». URL : https://undocs.org/ru/AZRES/56/38 (дата обращения 16.08.2024).
10. Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.). URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decla rations/declhr.shtml (дата обращения 16.08.2024).
11. Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.). URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 16.08.2024).
12. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL : http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения 17.08.2024).
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_5142 (дата обращения 17.08.2024).
14. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-Ф3 (последняя редакция). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 7495 (дата обращения 17.08.2024).
15. Кулов Д.А. Волонтерство как ресурс решения социальных проблем / Д.А. Кулов // Перспектива - 2023. Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Нальчик, 25-28 апреля 2023 года. Том 1. RUS: Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова. 2023. С. 582-585.
16. Косинский В.В. Добровольчество (волонтерство) как практики гражданского общества / В.В. Косинский,
B.В. Бугаевская // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2023. № 5. С. 295-303.
17. Котляров С.Б. Поиск эффективной модели взаимодействия государства и институтов гражданского общества / С.Б. Котляров, О.В. Кукушкин, О.Е. Храмова // Социально-политические науки. 2016. № 2.
C. 61-65.
18. Salamon L. Partners in public service: the scope and theory of government nonprofi t relations / L. Salamon // The Nonprofi t Sector: a research handbook. New Haven : Yale University Press, 1987.
19. Волонтеры помогают пострадавшим от пандемии. 13 апреля 2020 г. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volontery-pomogayut-postradavshim-ot-pandemii (дата обращения 17.08.2024).
20. Певная М.В. Развитие волонтёрства в России: проблемы и противоречия / М.В. Певная // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 2(29). С. 230-238.
21. Никовская Л.И. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития / Л.И. Ников-ская, И.А. Скалабан // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 43-60.
22. Mason D.P. Can Institutional Support Improve Volunteer Quality? An Analysis of Online Volunteer Mentors. Voluntas / D.P. Mason, L.W. Chen, S.A. Lall. 2021. URL : https://doi.org/10.1007/s11266-021-00351-9
References:
1. Barkov S.A. Sociology of organizations: a textbook for bachelors. M. : Yurait Publishing House, 2013. 395 p.
2. The principles of organization by James D. Mooney and Alan C. Riley / Harper & brothers. New-York, 1939. URL : https://openlibrary.org/books/0L16384084M/The_principles_of_organization (date of application 18.08.2024).
3. Zimin A.E. Construction of social reality as a factor of self-regulation in social practices of volunteering / A.E. Zimin // New contours of social reality. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference (XII North Caucasian sociological readings). Stavropol, November 15, 2023. Stavropol : North Caucasian Federal University, 2023. P. 39-41.
4. Philip Selznick. Foundations of the Theory of Organization / Philip Selznick // American Sociological Review. Vol. 13. № 1 (Feb., 1948). P. 25-35. URL : https://www.jstor.org/stable/2086752?origin=crossref (date of application 18.08.2024).
5. Kovalev M.A. Historical views of E. Burke (based on the materials of the «Brief History of England») / M.A. Kovalev // Locus: people, society, cultures, meanings. 2022. № 1. P. 76-85.
6. Yanitsky O.N. Volunteers: civil and state / O.N. Yanitsky // SNiSP. 2014. № 1(05). P. 76-89.
7. Pevnaya M.V. Sociological analysis of legal regulation of volunteering in the USA and Russia / M.V. Pevnaya, A.A. Kuzminchuk // Bulletin of the Ural Federal University. Series 1. Problems of education, science and culture. 2014. № 2(126). P. 131-139.
8. Universal Declaration of Volunteers. Paris, September 14, 1990. URL : https://cb-korablino.rzn.muzkult.ru/ media/2018/09/02/1231340916/Vseobshhaya_Deklaraciya_Volonterov.pdf (date of application 16.08.2024).
9. UN Resolution A/RES/56/38 of 10 January 2002 «Recommendations on Support to Volunteering». URL : https://undocs.org/ru/AZRES/56/38 (date of application 16.08.2024).
10. Universal Declaration of Human Rights (1948). URL : https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara tions/declhr.shtml (date of application 16.08.2024).
11. International Convention on the Rights of the Child (1989). URL : https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/childcon.shtml (date of application 16.08.2024).
12. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (date of application 17.08.2024).
13. Civil Code of the Russian Federation (CC RF). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 (date of application 17.08.2024).
14. Federal Law «On Charitable Activities and Volunteering» of 11.08.1995 № 135-FZ (latest revision). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 7495 (date of application 17.08.2024).
15. Kulov D.A. Volunteering as a resource for solving social problems / D.A. Kulov // Perspective - 2023. Proceedings of the International Scientific Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists, Nalchik, April 25-28, 2023. Vol. 1. RUS: Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov. 2023. P. 582-585.
16. Kosinsky V.V. Volunteering as a practice of civil society / V.V. Kosinsky, V.V. Bugaevskaya // Land management, cadastre and land monitoring. 2023. № 5. P. 295-303.
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
17. Kotlyarov S.B. Search for an effective model of interaction between the state and civil society institutions / S.B. Kotlyarov, O.V. Kukushkin, O.E. Khramova // Social and political sciences. 2016. № 2. P. 61-65.
18. Salamon L. Partners in public service: the scope and theory of government nonprofi t relations / L. Salamon // The Nonprofi t Sector: a research handbook. New Haven : Yale University Press, 1987.
19. Volunteers help those affected by the pandemic. April 13, 2020. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/volontery-pomogayut-postradavshim-ot-pandemii (date of application 17.08.2024).
20. Pevnaya M.V. Development of volunteering in Russia: problems and contradictions / M.V. Pevnaya // Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2014. № 2(29). P. 230-238.
21. Nikovskaya L.I. Civic participation: features of discourse and trends of real development / L.I. Nikovskaya, I.A. Skalaban // Polis. Political studies. 2017. № 6. P. 43-60.
22. Mason D.P. Can Institutional Support Improve Volunteer Quality? An Analysis of Online Volunteer Mentors. Voluntas / D.P. Mason, L.W. Chen, S.A. Lall. 2021. URL : https://doi.org/10.1007/s11266-021-00351-9
Информация об авторе
Неделько Павел Сергеевич
старший педагог,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
https://orcid.org/0000-0001-9320-021X [email protected]
Pavel S. Nedelko
Senior Teacher,
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
https://orcid.org/0000-0001-9320-021X