УДК 316.3 DOI: 10.24412/2071-6141 -2021 -4-127-144
ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ В МИРЕ И В РОССИИ В ПЕРВУЮ ВОЛНУ COVID-2019
Ю.В. Ермолаева, А. А. Гречаная, О.А. Башева
На основе методики контент-анализа англо- и русскоязычных СМИ рассмотрены основные добровольческие практики в разных регионах мира (на примере стран Африки, Европы, Юго-Восточной Азии, США и России), направленные на помощь населению в первую волну пандемии COVID-19 (февраль-июль 2020 г.). Полученные данные позволили выделить основные практики и формы первичного реагирования и проследить механизмы формирования волонтерских групп в условиях новой реальности. В статье выделены следующие виды практик спонтанного реагирования на пандемию: реактивные, превентивные практики, гибридные (цифровые, реальные). Волонтерские практики разнятся в зависимости от ресурсов, заложенных в локальных социальных инфраструктурах, политического режима, ресурсов гражданского и волонтерского сектора, направления социальных инициатив (самоорганизация снизу или инициативы государства сверху), приоритетных социальных групп, которым оказывается помощь. Большинство стран сделали упор на масштабирование практик гуманитарной помощи, сопровождение и доставку необходимых вещей нуждающимся в помощи, построили схему реагирования, ориентируясь на витальные потребности пострадавших. На втором месте по степени частоты оказались практики, обеспечивающие психологическую и социальную помощь, на третьем - мониторинг и цифровой активизм.
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации (ЧС), реагирование на ЧС, волонтерские практики в критических ситуациях, COVID-19, Россия, Европа, Африка, Юго-Восточная Азия, США.
Статья подготовлена в рамках проекта «Волонтерство в чрезвычайных ситуациях как ответ на природные и техногенные вызовы в России», поддержанного РНФ, грант № 19-78-10052.
Неформальное волонтерство в кризисных ситуациях можно определить как разовое и краткосрочное реагирование на чрезвычайные ситуации (ЧС), бедствия и социально-политические кризисы силами гражданского сообщества [1]. Пандемия COVID-19, как и многие предшествующие кризисы, вызвала рост волонтерского движения: в некоторых регионах мира предложения помощи от волонтеров превысили спрос на них [2].
Как и любой другой вид добровольчества, волонтерство в условиях COVID-19 не отличается с точки зрения мотивационных установок: побуждения волонтеров происходят из чувства глубокого сочувствия и осознания полезности своих персональных ресурсов для блага общества [3]. Во время пандемии волонтеры вызвались поддержать общественное здравоохранение, обеспечивали нужды людей из групп высокого риска или поддерживали некоммерческие организации (НКО), распространяли просьбы о сборе средств, информацию о правилах безопасности [4]. Пандемия COVID-19 затронула традиционное волонтерство, заставив значи-
тельно изменить формы практик. Там, где требовался непосредственный физический контакт, были введены жесткие ограничения на мобильность граждан посредством принудительных мер изоляции. Из-за этого возникло сокращение потока межнационального, рутинного волонтерства и люди подстроились под задачи пандемии, непосредственно оказывая срочную помощь нуждающимся или вводя новые онлайн-практики взамен тех, которые выполнялись физически на местах.
Виртуализация деятельности волонтеров позволила лучше просвещать граждан, но также показала, что в условиях пандемии невозможно заменить реальную физическую работу. Обозначились новые вызовы для медицинского волонтерства, связанные с необходимостью обеспечить условия безопасности как для волонтеров, так и для реципиентов помощи. Среди проблем волонтерского менеджмента также обозначились: необходимость ускоренной адаптации волонтерского сообщества к условиям пандемии, проблема набора новых волонтеров, создание новой виртуальной и физической инфраструктуры (волонтерской сети, системы организации взаимодействия государственных структур и гражданского сектора) [5].
Кризис пандемии не только ускорил процесс цифровизации, но обозначил ряд новых проблем, таких как «цифровое выгорание», «цифровое неравенство» между сообществами, в зависимости от возможности подстроиться под новый формат работы. Обозначился «амбивалентный характер цифровизации во время пандемии, который был связан как с поддерживающими функциями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности некоммерческих структур, так и с еще большим усилением цифровых разрывов, особенно среди уязвимых и маргинализиро-ванных слоев населения» [6].
Волонтерские практики в каждой рассмотренной стране или регионе направлены на решение конкретной социальной проблемы, вызванной пандемией [7]. Волонтерский сектор обсуждается не только в связи с ростом общественной солидарности, моделями партисипативного участия, но речь идет также об инновациях в волонтерской среде, способности реагировать на потребности населения [8]. Истинная ценность волонтерства, согласно направлению гражданской экономики, заключается в его «революционной способности планировать», поэтому добровольческий сектор обладает потенциалом, который мог бы позволить волонтерам на равных участвовать в определении приоритетных мер оказания помощи и распределении ресурсов даже в ЧС таких масштабов, как пандемия COVID-19. В некоторых случаях волонтерство выполняет компенсаторную функцию, удовлетворяя общественные нужды, которые не могут быть реализованы официальными службами.
В Нигерии, Перу, Гане, Филиппинах, Уганде, Руанде и Фиджи были использованы приложения WhatsApp и Zoom и другие онлайн-платформы
для мобилизации и информатизации волонтеров. В развивающихся странах особенно разителен контраст: вместе с цифровизацией популярность получили и традиционные волонтерские «практики прошлого»: распространение плакатов (Нигерия), использование радиопередач для общественности в образовательных целях (Нигерия, Руанда и Перу), а также использование уличных динамиков, установленных на мусоровозы для доставки сообщений об общественном здоровье и других сообщений сообществам (Перу) [9-10]. Росычук и др. [11] показали, что хорошо продуманная информационная политика (например, предоставление медицинской информации) положительно повлияла на желание добровольно участвовать в предотвращении пандемии [12].
В данной статье мы рассмотрим возможности и ограничения волонтерских практик в разных регионах мира.
Методы. Исследование построено на методике контент-анализа англо- и русскоязычных СМИ, где предметом выступили волонтерские практики в разных регионах мира в первую волну пандемии COVID-19 (февраль - июль 2020 г.), которые позволили выделить практики первичного реагирования и проследить механизмы формирования волонтерских групп, выделить инициаторов процесса. Приоритетными регионами выбраны Африка, Европа, США, страны Юго-Восточной Азии, Россия как макрорегион. Выборка публикаций составлялась с помощью поисковых запросов по следующим ключевым словам и словосочетаниям: «волонте-ры+коронавирус+страна (volunteers+coronavirus+country)»; «волонте-ры+пандемия+страна (volunteers+pandemic+country)»; «волонтеры+Covid-19+страна (volunteers+Covid-19+country)»; «официальный сайт правительства + страна»; «официальный сайт + название волонтерской организации на английском и русском языке». Для каждой группы стран предложены описания ключевых практик. Всего в конечную выборку попало 110 статей. В рассмотренных кейсах учтены задачи и проблемы региона, в рамках которых работали волонтеры.
Выделено два типа практик, которые могут быть реализованы волонтерами в городских ЧС в условиях пандемии, которые можно условно разделить на неотложные практики прямого реагирования (reactive), требующие немедленного вмешательства, и практики, ориентированные на предотвращение (prevention) заражения COVID-19 и работу с населением, стратегически снижая урон, наносимый пандемией. Наиболее эффективны гибридные формы практик (т.е. прямого реагирования и предотвращающих), которые реализуются и физически (офлайн), и удаленно - в формах цифрового активизма (онлайн).
Вместе с потребностями неспецифического / непрофессионального волонтерства возрастает потребность в новых его видах (высокоспециализированного, в том числе медицинского, в рамках доступной для волонтера деятельности, другие профессиональные навыки, работа с данными,
обучение граждан); также возрастает роль сетей и самоорганизующихся движений, особенно там, где высоко недоверие к правительству, слабая медицинская инфраструктура и оснащенность, удаленность коммуникаций, низкий уровень социального благополучия в целом. Основными социальными акторами выступают граждане (волонтеры, активисты и жители (social dynamics), государственные структуры и институты (governance networks), НКО, бизнес-сообщества и медицинские инстанции.
Критически важным для создания эффективного волонтерского сообщества было определение, оценка и оперативное выделение нуждающихся в помощи социальных групп, оценка преимуществ и недостатков в медицинской инфраструктуре, создание физических и виртуальных систем реагирования, создание и координация инициативных волонтерских групп, эффективное предоставление критически важных услуг, основанных на надежной мобильности и системной коммуникации. Волонтерское движение, созданное совместно или с первичной инициативой и поддержкой правительства (централизованная форма волонтерства, например, #МыВместе в России), было наиболее эффективно и быстрее набирало численность состава, двигаясь по принципу самоорганизации, и так же быстро становилось востребованным со стороны жителей. Такие глобальные движения, как Красный Крест, Красный Полумесяц, а также уже сформированные национальные гражданские и локальные организации подключались в первых эшелонах, локальные инициативы чаще создавались в онлайн-пространствах местных сообществ.
Африка. В странах Африки основным вызовом пандемии была необходимость физической работы с населением на местах, поскольку дезинформация о COVID-19 способствовала быстрому распространению вируса, люди игнорировали элементарные гигиенические правила. Поскольку цифровые коммуникации отсутствуют в некоторых регионах Африки, волонтерам важно было вживую донести до населения простые правила самозащиты, которые в первую очередь касались соблюдения гигиены, но которые так же тяжело соблюдать населению в условиях отсутствия водопровода и канализации. Кроме того, высокая плотность населения некоторых регионов умножает пандемические риски [13]. При этом в ЮАР на фоне пандемии участились случаи вандализма - разграбили 22 школы, и волонтеры осуществляли гуманитарную помощь и восстановительные работы [14], пекли хлеб [15].
Благодаря финансированию Центров по контролю и профилактике заболеваний Африканского союза (Africa CDC), Amref Health Africa охватило 24 000 добровольцев из сферы общественного здравоохранения (CHV) и 2 000 медицинских работников в качестве волонтеров. Фонд Рокфеллера объявил о выделении Amref Health Africa («Африканскому медицинскому и исследовательскому фонду») гранта в размере 1 миллиона долларов на предоставление медицинского оборудования медицинским
работникам для усиления возможностей по борьбе с распространением COVID-19, поскольку во многих африканских странах возникла острая необходимость в аппаратах ИВЛ и препаратах. Готовность инфраструктуры стран Африки к реагированию на пандемию составляла всего 66 %, а наиболее значительные пробелы связаны с группами быстрого реагирования, профилактикой инфекций и просвещением населения. Системы здравоохранения континента были уже перегружены и до пандемии, а пациенты с COVID-19 повергли медицинскую инфраструктуру в настоящий коллапс [16]. НКО Amref Health Africa уже оказывала поддержку министерствам здравоохранения и ВОЗ во время эпидемий, включая вспышки лихорадки Эбола в Уганде в 2000 и 2012 гг., в Сенегале и Гвинее в 2014 г., а также вспышки холеры в Кении (2017 г.) и лихорадки Ласса в Нигерии (2018 г.).
Новые технологии предоставляли прекрасную возможность преодолеть барьеры в системе здравоохранения, чтобы увеличить доступ населения к медицинским услугам [17, 18]. В нескольких африканских странах, включая Уганду, Танзанию, Южный Судан, Малави, Замбию, Эфиопию и Сенегал, проводилось обучение медицинских работников по вопросам реагирования на COVID-19. Программа #DefyHateNow общественной организации, базирующейся в Южном Судане, с филиалами в Камеруне, Кении, Судане и Эфиопии создали коллектив #211CHECK, представляющий собой цифровое сообщество молодежи, работающей в различных областях, которые сотрудничают в борьбе с дезинформацией и повышают осведомленность о профилактике и защите от коронавируса, используя хэштег #COVID19SS. Их работа раскрывает ложные факты о COVID-19, спорные и необоснованные средства правовой защиты или лечения, подделанные изображения и любую информацию, которая может сбить с толку и ввести в заблуждение общественность [19].
Таблица 1
Волонтерские практики реагирования на COVID-19 в Африке
Регион, страна Основные акторы или инициаторы Волонтерские практики
Африка Кения Amref Health Africa в партнерстве с министерством здравоохранения Цифровой активизм. Мобильная обучающая платформа Amref для медицинских работников. Центр по контролю и профилактике заболеваний Africa CDC и Amref Health Africa охватили 24 000 добровольцев общественного здравоохранения (CHV) и 2 000 медицинских работников
Окончание табл. 1
Найроби Красный крест Просветительская работа. 160 000 волонтеров Кенийского Красного Креста по всей стране предоставили важную информацию о СОУГО-19, высокоинфекционном респираторном заболевании, вызванном новым коронавирусом. Основное внимание уделяется оказанию поддержки на фоне психологических последствий пандемии.
Эфиопия Министерство здравоохранения Медицинские работники, волонтеры и пенсионеры участвовали в общенациональных учениях. Эфиопия запустила общенациональную кампанию по контролю температуры, чтобы предотвратить и смягчить распространение коронавируса
ЮАР Министр здравоохранения Звели Мхизе Призвал людей добровольно участвовать в мерах правительства по борьбе с COVID-19 в Южной Африке. Были наняты вышедшие на пенсию врачи и медсестры, персонал общественных работ, общественные организации и неправительственные организации
ЮАР Гражданские активисты Раздача брошюр, гигиенических принадлежностей, мыла
Европа. Различные стратегии реагирования на ЧС в странах Европы подняли вопросы эффективности принимаемых мер. Обзор стратегий реагирования в странах ЕС показал, что существуют культурно обусловленные предпочтения в политике и стиле ответа на ЧС, которые зависят от возможностей мобилизации гражданского общества и его зависимости от власти, и приемлемого уровня «переживания неопределенности в обществе», в соответствии с чем были выделены средиземноморский, континентальный и либеральный стили реагирования. Средиземноморские страны (Италия, Франция, Испания) с высоким уровнем дистанции по отношению к институту власти и избегания ситуаций неопределенности имеют тенденцию решать ситуацию путем развертывания сильных автономных регулирующих систем, основанных на правилах, которые стремятся сохранить психологическую и социальную безопасность, общественный порядок, в то время как континентальный тип государств (Германия и Австрия) и либеральные страны (Нидерланды, Великобритания и Швеция) создают
такие институты гораздо реже, укрепляя системы реагирования на основе муниципальной и централизованной власти [20].
Украина. Добровольческое движение на Украине сформировалось с начала ситуации на Донбассе, и пандемия дополнительно укрепила волонтерский институт. Через штабы Красного Креста и онлайн-чаты люди могли почерпнуть информацию о потребностях других и оказывали посильную помощь. Позже был организован Национальный альянс волонтеров как совещательный орган (совет) при президенте, который мог координировать группы волонтеров и целые организации, появилась база НКО [21]. С 2014 года волонтерские движения превратились в полноценные общественные организации или благотворительные фонды [22].
Великобритания пережила вспышку добровольческой активности на волне COVID-19. За несколько недель карантина была создана миллионная сеть социальных добровольцев [23]. Правительство создало программу поддержки рабочих мест с «квалифицированными, опытными волонтерами» [24], [25]. До вспышки коронавируса количество добровольцев практически не менялось в течение многих лет, теперь добровольческий состав обновился [26].
Франция. Чтобы остановить распространение эпидемии, французское правительство решило закрыть всю несущественную коммерческую деятельность в стране и ввести строгие правила в отношении любого передвижения людей вне дома. Когда правительство объявило о своих планах, мэрии вышли на фонды «Солидарность». Фонд охватывает волонтеров от небольших местных инициатив до более крупных, - так стали появляться инициативы по оказанию помощи нуждающимся во время изоляции, включая помощь инклюзивным сообществам бездомных и беженцев [27]. Коронавирус способствовал кооперации сообществ внутри мигрировавших граждан и французов. В марте, когда началась общенациональная изоляция, фонд координировал свои действия с десятком других медицинских работников-мигрантов (из Сирии и др.), которые были членами группы Facebook «Сирийские врачи и фармацевты во Франции», они помогали Министерству здравоохранения, также приняло участие Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, «отдав» значительную долю сирийских волонтеров в знак благодарности Франции [28]. Социально-политическая миссия волонтерской помощи была оценена правительством высоко. К локальному волонтерству присоединились центры распределения продовольственной помощи в мечети города Монфермей, чтобы продемонстрировать солидарность с нуждающимися, предложив бесплатный ифтар, чтобы не допустить голода в момент Рамадана, здесь же раздавали гуманитарную помощь и средства индивидуальной защиты [29].
Италия. Департамент гражданской защиты Италии намеревался создать рабочую группу из 300 врачей со всей страны для оказания помощи пациентам в наиболее пострадавших регионах Ломбардии и Эмилии-Романьи. В ведомстве сообщили, что в течение 24 часов после звонка организаторы получили более 7 900 заявлений [30]. С самого начала ЧС скаутское движение доставляло покупки и лекарства пожилым людям. Более 100 000 волонтеров ANPAS (итальянские ассоциации, оказывающие помощь населению) продолжают производить экстренную транспортировку необходимых вещей и медикаментов по всей стране, они играли немаловажную роль в операционных центрах обработки вызовов и региональных целевых группах, устанавливая палатки для осмотров в больницах, проверяли температуру пассажиров в аэропортах, доставляли домой лекарства и товары первой необходимости. Более 11 000 добровольцев участвовали в программе. Каждый день продовольственные банки по всей стране собирали продукты и раздавали их 7 500 благотворительным организациям, оказывая помощь полутора миллионам человек, живущим за чертой бедности. Врачи и медсестры из Emergency («Служба спасения») управляли отделениями интенсивной и субинтенсивной терапии в новом полевом госпитале COVID-19 в северном городе Бергамо. Их опыт борьбы со вспышкой лихорадки Эбола в Сьерра-Леоне был показательным в том, какой вес имеет добровольческий вклад в проектирование общественной системы здравоохранения.
Остальные инициативы на момент описания волонтерских практик в данном регионе не были оформлены в массовый сектор, однако встречались отдельные инструменты или акции первостепенного реагирования, в основном виртуального или игрового характера. Так, в Норвегии группа людей, выздоровевших от COVID-19, присоединилась к волонтерскому движению и осуществляла ту деятельность, которая была недоступна другим волонтерам. В Белграде (Сербия) волонтеры организовали виртуальные утренние кофе и консультации по кризисным ситуациям. Студенты в в Праге (Чехия) присматривали за детьми врачей и медсестер. Сообщества граждан в Дублине (Ирландия) изобрели «балконное бинго»: звонящий сидит на площади между многоквартирными домами с большим динамиком, а игроки сидят на своих балконах и записывают числа. По всему миру группы врачей, техников, инженеров и хакеров занимались краудсорсин-гом для сбора статистики и недостающего оборудования. В Латвии программисты организовали 48-часовой хакатон, чтобы разработать самые легкие компоненты защитной маски, которые можно было изготовить с помощью 3D-принтера [31].
Таблица 2
Волонтерские практики реагирования на COVID-19 в Европе
Регион, страна Основные акторы или инициаторы Волонтерские практики
Украина Благотворительный фонд «Корпорация Монстров», «Красный Крест помогает» Координировали запросы со стороны населения и обеспечивали пропитанием, оказывали разные виды гуманитарной помощи. Волонтеры занимались ремонтом ИВЛ, пожертвованиями, доставляли врачей в больницы, покупали респираторы и ИВЛ, кормили бездомных, шили маски, обеспечивали врачей средствами самозащиты, кооперировались с сетью супермаркетов, которая позволяла социальным работникам покупать продукты, не дожидаясь очереди.
Великобритания Министерство здравоохранения 3 млн человек участвовали в «учреждениях здравоохранения, общественного здравоохранения и социальной помощи». 750 000 человек добровольно вызвались помочь Национальной службе здравоохранения страны (NHS). К волонтерам присоединились 11 000 бывших практикующих врачей и 24 000 студентов, которые в настоящее время учатся последний год в медицинской школе [32]. Была организована доставка лекарств, сопровождение пациентов на прием к врачу и обратно, общение с изолированными пациентами.
Окончание табл. 2
Франция Индивидуальное волонтерство и организации, правительство, движение «Солидарность», Религиозные организации Сбор и доставка продуктов нуждающимся, психологическая помощь. Сообщества создали свои собственные местные схемы - от предоставления продуктовых наборов до выполнения индивидуальных поручений, которые были объединены на правительственном сайте. Сайт предлагает четыре категории поддержки: раздача продуктов питания и других предметов первой необходимости тем, кто в них нуждается, обеспечение ухода за детьми для ключевых сотрудников, доставка продуктов и других предметов первой необходимости для уязвимых, пожилых или больных людей и обеспечение социальной связи (по телефону или в Интернете) с уязвимыми людьми, которые испытывают трудности во время изоляции. [33].
Италия Команды организации Médecins Sans Frontières (MSF) Медицинское волонтерство, организация сбора средств для больниц и групп добровольцев, помощи пожилым людям, организация просьб финансирования. Больницы организовали собственные кампании по сбору средств, например, Римский национальный институт инфекционных болезней имени Лазаро Спалланцани [34, 35].
Азия. Азиатский регион сосредоточился на формах индивидуального волонтерства. Китай сосредоточился на развитии форм цифрового активизма и оказался единственной страной, где наднациональные волонтерские организации (Красный Крест) оказались неэффективны ввиду развития коррупции внутри данного сообщества. Этот прецедент снизил дове-
рие даже к государственным организациям, спонсирующим НКО, однако данный кейс способствовал развитию небольших самоорганизующихся индивидуальных волонтерских инициатив. Люди делали покупки нуждающимся, напрямую жертвовали больницам, вместо того, чтобы отдавать ресурсы неправительственным организациям, в том числе организациям, управляемым государством» [36]. Были созданы локальные чаты в социальных сетях, поддерживающие местные сообщества, были организованы телемедицинские консультации, языковые переводы, услуги, удовлетворяющие особый спрос пожилых и недееспособных граждан. Однако, ввиду недоверия к НКО и особенностей культурной интеграции (высокий уровень индивидуальной социальной дистанции и ориентации на ближний круг), в Китае не было создано крупных инициативных добровольческих групп, однако пандемия привела к пониманию необходимости сформировать межкультуральный и «мультилингвальный» институт реагирования [7].
В Ухане (Китай), после остановки общественного транспорта водители-волонтеры создали свой транспортный добровольческий «флот», перевозили медицинских работников между домами и больницами.
Таблица 3
Волонтерские практики реагирования на COVID-19 в Азии
Регион, страна Основные акторы или инициаторы Волонтерские практики
Китай Blazing Youth (BY) Волонтеры выполняли роль «такси» и сопровождающих, создавали локальные группы WeChat для набора и организации добровольцев [37]
Малайзия Индивидуальное во-лонтерство Сшили 400 000 масок, сконструировали 2 000 ингаляторов и несколько сотен инкубационных боксов [38].
Индия Индивидуальное во-лонтерство Продовольственная помощь
Ближний Восток
Ливан. Активисты выступали с сообщением, что меры правительства по борьбе с вирусом поставили многих рабочих и их семьи на грань выживания и самостоятельно создали «Инициативу А'Кадна» [39]. На данный момент эта организация помогла 6 000 семьям, а в ее состав вошли знаменитости, журналисты, ученые и активисты. «Социальная солидарность - это наш долг. В то время, когда правительство Ливана не заботится о своем народе и не имеет плана противодействия гуманитарным кризисам и кризисам в области здравоохранения, таким как коронавирус», - отме-
чают главы общественных организаций, подчеркивая то, что ливанские общины на протяжении всей истории помогали друг другу во времена кризисов и лишений.
Иран. Иранское общество Красного Полумесяца (IRCS) с первого дня начало реагировать на эпидемию. Одним из направлений деятельности IRCS была попытка привлечь внимание общественности. Эта организация насчитывает более двух миллионов волонтеров, 8 000 сотрудников и 300 филиалов по всей стране. В Иране отлично реализованы возможности он-лайн-волонтерства, благодаря которым добровольцы помогали в условиях пандемии беженцам, осуществляли гуманитарную деятельность, оказывали психосоциальную поддержку, смогли привлечь также группы добровольцев, сталкивающихся с географическими ограничениями: квалифицированных иммигрантов, домохозяек, пенсионеров, лиц с физическими ограничениями и молодежь [40].
США. Волонтерская помощь в США разделилась на локальные инициативы по штатам и по волонтерству для целевых социальных групп. Основными своими задачами волонтеры видели обеспечение пострадавших продовольствием, помощь одиноким людям и психологическую помощь. Поскольку продовольственные банки столкнулись с растущим спросом на продукцию во время пандемии COVID-19, католическое движение Knights of Columbus («Рыцари Колумба») запустило многомиллионную кампанию по доставке еды, мобилизуя более 1,25 млн волонтеров в США, было охвачено 25 городов в 16 штатах США и Округе Колумбия, а также 4 канадские провинции. Основное внимание было уделено сообществу инклюзивных групп (цветных, инвалидов, ЛГБТ, ВИЧ- инфицированных и людей с низкими доходами), для которых создавались отдельные волонтерские группы и сети взаимопомощи, предполагалось, что у данных групп могут быть свои особенные запросы и потребности. Добровольчество долгое время продвигалось левыми партиями, под лозунгом «солидарность, а не только благотворительность», что создало идеологический перекос в политических кругах, однако волонтерство быстро стало продвигаться среди лидеров партий всех направлений [41].
Таблица 4
Волонтерские практики реагирования на COVID-19 в США
Основные акторы или инициаторы Волонтерские практики
Гражданские инициативы Армия спасения Психотерапевтическое волонтерство. Донорство крови. Организовано более 82 000 медицинских работников [42]. 15 000 из 56 000 отелей и мотелей организовали комнаты для медицинских работников [43]
Россия. В России централизованно появилось движение #МЫВМЕ-СТЕ. Акцию инициировали Общероссийский народный фронт, Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики», Ассоциация волонтерских центров и платформа DOBRO.RU. Региональные волонтерские штабы по помощи населению в ситуации коронавирусной инфекции заработали в 85 регионах РФ, объединили все волонтерские группы, университеты и организации, желающие оказывать помощь людям в условиях пандемии. Все региональные волонтерские штабы получали регламент работы, инструкцию для волонтеров по технике безопасности и средства защиты - маски, антисептики, перчатки.
ВЦИОМ подсчитано, что 38 % россиян имели опыт волонтерской деятельности, полученный в течение 2020 г. В условиях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции были реализованы следующие практики [44]:
- помощь в снабжении людей из групп риска товарами первой необходимости;
- помощь в медицинских учреждениях, поддержка медицинского сообщества;
- психологическая помощь и поддержка заболевшим коронавирусом и тем, кто находится в состоянии тревоги;
- юридическая помощь заболевшим коронавирусом и членам их семей.
Портрет волонтера в пандемию: преимущественно люди 18-40 лет (38 %) с хорошим здоровьем, которые ведут активную онлайн-жизнь, оптимистичны, любят помогать людям, с высоким уровнем доверия другим, чувствуют себя успешными в жизни [45]. Задача волонтерского движения «Мы вместе» - создать волонтерский ресурс, обозначить четкую координацию с государством, ^-технологиями [46].
Выводы. Практики в условиях пандемии создали несколько важных сдвигов в волонтерском менеджменте: развитие и координация онлайн-технологий, более глубокая цифровизация волонтерского сообщества, обновление волонтерского состава за счет включения гражданских сил, обновление навыков самозащиты.
В зависимости от групп стран и политического устройства, доверия к НКО строился волонтерский менеджмент в условиях COVID-19. Можно выделить несколько основных схем. Централизованная схема - участие НКО при главенстве правительства. Эта схема характерна для российских, украинских, европейских движений (Франция, Великобритания), которые среагировали наиболее быстро. Чем больше функций шло от государства, тем больше волонтеров подключались, абсолютно лидировала Великобритания, создав условия целостной социально-экономической поддержки волонтерам.
Схема на базе существующего международного движения Красный Крест, действующие фонды в Африке, Красный Полумесяц на Ближнем Востоке - действовали по схожей схеме, с господдержкой. Однако в Китае такая схема не стала успешной из-за низкого доверия населения к сложившейся системе китайских НКО. Также в странах с преимущественно низким уровнем жизни и низким доступом к цифровым коммуникациям по понятным причинам цифровое волонтерство не распространялось, но росло фактическое участие волонтеров на местах. В США волонтерство в условиях COVID-19 получает наибольшую специализацию по группам населения, которым оказывается помощь, то есть появляются уникальные движения внутри общего волонтерского движения. США придерживались организации по федеральным самоорганизующимся движениям, объединявшиеся в мета-базы нуждающихся и волонтеров.
Список литературы
1. Trautwein S., Liberatore F., Lindenmeier J. Schnurbein G.Satisfaction With Informal Volunteering During the COVID-19 Crisis: An Empirical Study Considering a Swiss Online VolunteeringPlatform // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2020. V. 49 (6). P. 1142-1151
2. Simsa R., Rameder P., Aghamanoukjan, A., Totter, M. Spontaneous volunteering in social crises: Self-organization and coordination//Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2018. V. 48 (2S). P. 103-122.
3. Aguirre B. E., Macias-Medrano J., Batista-Silva J. L., Chikoto G. L., Jett Q. R., Jones- Lungo K. Spontaneous volunteering in emergencies. In D. H. Smith, R. A. Stebbins, & J. Grotz. The Palgrave handbook of volunteering, civic participation and nonprofit associations. Palgrave Macmillan, 2016.
4. Beardmore A. Jones M., Biddle M., White J., Ismail S., McClean S., Gibson A., Sabey, A. Apart but not alone: Neighbour support and the Covid-19 lockdown [UWEresearch project]. 2020, University of the West of England.
5. Seddighi H., Salmari I., Ermolaeva P., Basheva O., Sedeh S.M. The Challenges and Opportunities of Online Volunteering for COVID-19 Response in Iran: A Qualitative Study. Disaster Medicin and Public Health Preparedness. Preprint Posted 28 Jul, 2020. DOI: 10.21203/rs.3.rs-48770/v1
6. Башева О. А., Ермолаева П. О. Цифровизация деятельности российских волонтеров в чрезвычайных ситуациях: влияние пандемии или самостоятельный тренд развития? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 376-402. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1746.
7. Башева О. А., Ермолаева П. О. Феномен цифрового волонтерства в чрезвычайныхситуациях: сущность, виды, теоретические рамки // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 1. C. 49-71. https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.1.625.
8. Мерсиянова И. В., Брюхно А. С. Цифровые волонтерские платформы: готовность россиян и потенциал применения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 357-375.
9. COVID-19 and Volunteering for Development: Impacts, Innovations and Implications. 2020, IVCO PACIFIC.
10. Whittaker, J., McLennan, B., & Handmer, J. A review of informal volunteerism in emergencies and disasters: Definition, opportunities and challenges. International Journal of Disaster Risk Reduction. 2015. V. 13. P. 358368.
11. Rosychuk, R. J., Bailey, T., Haines, C., Lake, R., Herman, B., Yonge, O., & Marrie, T. J. Willingness to volunteer during an influenza pandemic: Perspectives from students and staff at a large Canadian university. Influenza and Other Respiratory Viruses. 2008. V. 2 (2). P. 71-79.
12. Brady, M. K., & Robertson, C. J. Searching for a consensus on the antecedent role of service quality and satisfaction: An exploratory cross-national study. Journal of Business Research. 2001. V. 51(1). P. 53-60.
13. Africa volunteers hand out soaps to curtail spread of covid-19 [Электронный ресурс]. URL: https://www.africanews.com/2020/03/22/s-africa-volunteers-hand-out-soaps-to-curtail-spread-of-covid-19/ (дата обращения: 03.09.2021).
14. Health minister encourages volunteering as hospitals labs expand and streamline capacity [Электронный ресурс]. URL: http://www.dailymaverick.co.za/ article/2020-04-09-health-minister-encourages-volunteering-as-hospitals-labs-expand-and-streamline-capacity (дата обращения: 03.09.2021).
15. Acts of kindness help keep the wolf of hunger from the door [Электронный ресурс] URL: https://www.dailymaverick.co.za/article/2020-05-20-acts-of-kindness-help-keep-the-wolf-of-hunger-from-the-door/ (дата обращения: 03.09.2021).
16. Amref wins 1 million grant from the Rockefeller foundation to boost covid-19 response [Электронный ресурс] URL: https://amrefusa.org/news/amref-wins-1-million-grant-from-the-rockefeller-foundation-to-boost-covid- 19-response/ (дата обращения: 03.09.2021).
17. Amref partners with kenyas ministry of health on covid-19 response [Электронный ресурс]/ URL: https: //amrefusa. org/news/amref-partners-with-kenyas-ministry-of-health-on-covid- 19-response/ (дата обращения: 03.09.2021).
18. Coronavirus deaths brazil reach daily record live updates [Электронный ресурс]. URL: https: //www.aljazeera.com/news/2020/05/coronavirus-deaths-brazil-reach-daily-record-live-updates-200519232823246.html (дата обращения: 03.09.2021).
19. Meet 10 young people leading covid-19 response their communities [Электронный ресурс]. URL: http: //www.un.org/africarenewal/web-features/coronavirus/meet- 10-young-people-leading-covid- 19-response-their-communities (дата обращения: 03.09.2021).
20. van der Voorn, T., de Jong, M. Cope or Perish? Managing Tipping Points in Developing Coping Strategies for Emergency Response during the First Wave of the COVID-19 Outbreak in Europe. COVID 2021. V. 1, P. 39-70. https://doi.org/10.3390/covid1010005
21. Многие волонтеры привозят гуманитарную помощь, но есть проблема с растаможкой [Электронный ресурс]. URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-polytics/2905317-natala-puskareva-upolnomocennyi-prezidenta-ukrainy-po-voprosam-volonterskoi-deatelnosti.html (дата обращения: 03.09.2021).
22. Volunteers Ukraine coronavirus response [Электронный ресурс] URL: https://www.opendemocracy.net/en/odr/volunteers-ukraine-coronavirus-response/ (дата обращения: 03.09.2021).
23. A million volunteer to help NHS and others during covid-19 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/society/2020/apr/13/a-million-volunteer-to-help-nhs-and-others-during-covid-19-lockdown (дата обращения 03.09.2021).
24. Coronavirus: Emergency legislation 'will protect NHS volunteers' [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/uk-51786936 (дата обращения 03.09.2021).
25. 750000 volunteers answer call to help uk health service manage coronavirus crisis [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbsnews.com/ne ws/750000-volunteers-answer-call-to-help-u-k-health-service-manage-coronavirus-crisis/ (дата обращения: 03.09.2021).
26. NHS coronavirus crisis volunteers frustrated at lack of tasks [Электронный ресурс]. URL: https://www.the guardian. com/world/2020/may/03/nhs-coronavirus-crisis-volunteers-frustrated-at-lack-of-tasks (дата обращения: 03.09.2021).
27. France sees army of volunteers step-up during coronavirus crisis [Электронный ресурс]. URL: https://www.thelocal.fr/20200325/france-sees-army-of-volunteers-step-up-during-coronavirus-crisis (дата обращения: 03.09.2021).
28. If France needs us we re ready migrant healthcare workers want to aid the fight against covid-19 [Электронный ресурс]. URL: https://www.infomigrants.net/en/post/24291/if-france-needs-us-we-re-ready-migrant-healthcare-workers-want-to-aid-the-fight-against-covid-19 (дата обращения: 03.09.2021).
29. France: Volunteers distribute free Iftar in Paris for Ramadan amid COVID-19 crisis [Электронный ресурс]. URL: https://ruptly.tv/en/videos/20200509-044 (дата обращения: 03.09.2021).
30. Italy: Red Cross volunteers entertain children with flash mob [Электронный ресурс]. URL: https://ruptly.tv/en/videos/20200406-041?search kev=e23ffla34-e3f4-4e40-90b5-3ba4fb 10eefc (дата обращения: 03.09.2021).
31. Virus neighbours covid-19 [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/commentisfree/2020/mar/31/virus-neighbours-covid-19#img-1 (дата обращения: 03.09.2021).
32. Volunteer nhs covid-19 [Электронный ресурс]. URL:https://time.com/5809624/250-000-volunteer-nhs-covid-19/ (дата обращения: 03.09.2021).
33. France and elsewhere making face masks becomes mLssion[Электронный ресурс] URL: https://www.voanews.com/covid-19-pandemic/france-and-elsewhere-making-face-masks-becomes-mission (дата обращения: 03.09.2021).
34. MSF starts covid-19 coronavirus response activities hospitals italy [Электронный ресурс] URL: https://www.msf.org/msf-starts-covid-19-coronavirus-response-activities-hospitals-italy (дата обращения 03.09.2021).
35. Fundraisers volunteering and balcony singing how Italians are rallying together amid the coronavirus crisis[Электронный ресурс] URL: https://www.thelocal.it/20200313/fundraisers-volunteering-and-balcony-singing-how-italians-are-rallying-together-amid-the-coronavirus-crisis (дата обращения: 03.09.2021).
36. Wuhan volunteers coronavirus covid-19 china [Электронный ресурс]. URL: https://time.com/5789530/wuhan-volunteers-coronavirus-covid-19-china/ (дата обращения: 03.09.2021).
37. World Asia China [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/world-asia-china-51480926 (дата обращения: 03.09.2021).
38. Malaysian volunteers produce PPE home front lines [Электронный ресурс]. URL: https://www.voanews.com/covid-19-pandemic/malaysian-volunteers-produce-ppe-home-front-lines (дата обращения: 03.09.2021).
39. Lebanon activists launch coronavirus community support initiatives [Электронный ресурс]. URL: https://www.voanews.com/extremism-watch/lebanon-activists-launch-coronavirus-community-support-initiatives (дата обращения: 03.09.2021).
40. Seddighi H., Salmari I., Ermolaeva P., Basheva O., Sedeh S.M. The Challenges and Opportunities of Online Volunteering for COVID-19 Response in Iran: A Qualitative Study. Disaster Medicine and Public Health Preparedness, Preprint Posted 28 Jul, 2020. DOI: 10.21203/rs.3.rs-48770/v1
41. Mutual AIDS Covid -19 [Электронный ресурс] URL: https://www.vox.com/future-perfect/2020/3/24/21188779/mutual-aid-coronavirus-covid- 19-volunteering (дата обращения: 03.09.2021).
42. US medical volunteer to fight Covid - 19[Электронный ресурс]. URL: https://learningenglish.voanews.com/a/us-medical-workers-volunteer-to-fight-coronavirus-/5357706.html (дата обращения: 03.09.2021).
43. https://www.usatoday.com/story/travel/hotels/2020/04/27/coronavir us-hotels-become-barracks-health-care-workers/3031589001/ (дата обращения: 03.09.2021).
44. СОЦИОДИГГЕР. Гражданский активизм. 2021. ТОМ 2. № 3 (8).
45. Доступ к добру. Как 28-летняя москвичка основала фонд поддержки молодых онкологов и кормила врачей в пандемию. Forbes. 15.09.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/408783-dostup-k-dobrukak-28-letnyaya-moskvichka-osnovala-fond-podderzhki-molodyh. (дата обращения: 03.09.2021).
46. Мы вместе РФ [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1agazb5ah1e.xn--p1ai/ (дата обращения: 03.09.2021).
Ермолаева Юлия Вячеславовна, науч. сотрудник, mistelfrayard@,mail.ru, Россия, Москва, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН,
Гречаная Анна Александровна, ст. лаборант, [email protected], Россия, Москва, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН,
Башева Ольга Александровна, канд. социол. наук., [email protected], Россия, Москва, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
VOLUNTEER PRACTICES IN THE WORLD AND IN RUSSIA IN THE FIRST WAVE
OF COVID-2019
Y.V. Ermolaeva, A. A. Grechanaya, O.A. Basheva
Based on the methodology of media content analysis, the article examines the main volunteer practices in different regions of the world (using the example of Africa, Europe, Southeast Asia, the United States and Russia) in the first wave of the outbreak of the pandemic (February 2020-July 2020) in Russian-speaking and English-speaking Mass media, which made it possible to highlight the main practices of primary response and trace the mechanisms of the formation of spontaneous volunteer groups. The following types of practices of spontaneous response to a pandemic: reactive, preventive practices, in this case, hybrid (virtual, real); they differ depending on the resources of infrastructures and social communications, the regime of political power, the resources of the civil and volunteer sector (self-organization from below or initiatives of the state from above), priority social groups to whom assistance is provided. Most countries have focused on humanitarian aid, escort and delivery of essential items to those in need (vital needs). Practices providing psychological and social assistance remained in second place.
Key words: Emergencies, emergency response, volunteer practices in critical situations, COVID-19, Russia, Europe, Africa, Southeast Asia, USA.
Ermolaeva Yuliya Vyacheslavovna, research associate, mistelfrayard@,mail.ru, Russia, Moscow, Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences,
Grechanaya Anna Aleksandrovna, senior laboratory assistant, [email protected], Russia, Moscow,_Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences,
Basheva Ol'ga Aleksandrovna, сandidate of sociological sciences, [email protected], Russia, Moscow,,Federal Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences