УДК 34.341.24 М. В. Тимец
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
127051, Москва, Большой Каретный пер., д. 10а
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия
125047 Москва, Миусская пл., 9
* e-mail: [email protected]
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В результате работы были определены международно-правовые аспекты, относящиеся к правовому режиму волонтерской деятельности и правовому статус волонтера. При её написании использовались источники международного публичного права, в частности документы европейского права. Итогом исследования стал вывод о месте волонтерской деятельности в системе международно-правовых отношений.
Ключевые слова: международное право, Европейский Союз, Совет Европы, волонтеры, волонтерская деятельность, международно-правовое регулирование.
Юридический анализ особенностей правового регулирования волонтерства и волонтерской деятельности невозможен без описания их характерных признаков, свойственных именно этому виду социальных отношений. В этом контексте основные вопросы следующие. Кто такой волонтер и чем он занимается? Как отличить волонтера от иных лиц, совершающих поступки «по доброй воле»?
Для поиска ответов на заданные вопросы обратимся к текстам международных документов, непосредственно регулирующих правовое положение волонтеров и устанавливающих соответствующие права и обязательства государств и международных организаций. Рассмотрим многосторонний и двусторонний международные договоры - Европейскую конвенцию о содействии транснациональной долгосрочной добровольной службе молодежи (БТБ № 175) 2000 г. и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о деятельности Корпуса мира Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации 1992 г. а также акт международной региональной интеграционной организации Европейского Союза - Директиву № 2004/114/ЕС Совета Европейского союза об условиях допуска граждан третьих стран в целях образования, обмена учащимися, неоплачиваемой профессиональной подготовки или волонтерской деятельности .
В ст. 2 «Определения» Европейской конвенции о содействии транснациональной долгосрочной добровольной службе молодежи (БТБ № 175) 2000 г. (далее Конвенция БТБ № 175) стороны согласовали единый подход к предмету ее регулирования. В пар.1 этой статьи вводится понятие «доброволец». Под ним понимается «человек, на законных основаниях проживающий на территории одной из Сторон, который на законных основаниях находится
на территории другой Стороны без перерыва в течение не менее трех месяцев и не более двенадцати месяцев для осуществления добровольной службы полный рабочий день».
П. 1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о деятельности Корпуса мира Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации 1992 г. к добровольцам (волонтерам) относит сотрудников только участников движения Корпуса мира. «Правительство Соединенных Штатов предоставит таких добровольцев Корпуса мира, которые могут быть запрошены Правительством Российской Федерации и одобрены Правительством Соединенных Штатов для выполнения взаимосогласованных задач в Российской Федерации».
Текст Директивы № 2004/114/ЕС Совета Европейского союза об условиях допуска граждан третьих стран в целях образования, обмена учащимися, неоплачиваемой профессиональной подготовки или волонтерской деятельности (далее Директива № 2004/114/ЕС) не содержит положений в отношении определения «волонтер». Попробуем выделить существенные признаки волонтера в праве
ЕС.
Во-первых, международно-правовой статус волонтера (добровольца) предоставляется только физическому лицу. Например, «человек» в Европейской конвенции о содействии транснациональной долгосрочной добровольной службе молодежи. Во-вторых, такое лицо действует как частное лицо. Абз. «с» ст. 11 Директивы № 2004/114/ЕС содержит условие о наличии договора между добровольцем и волонтерской организацией. «Гражданин, который ходатайствует о своем участии в программе волонтерской деятельности,
должен... предоставить договор с организацией». В-третьих, это лицо является иностранцем по отношению к стране места нахождения. Упомянутое выше положение Директивы № 2004/114/ЕС -«гражданин третьей страны», или человек, «который на законных основаниях находится на территории другой Стороны» (Конвенция БТБ № 175). В четвертых, иностранный гражданин - волонтер находится на территории иностранного государства на законных основаниях.
Последним существенным признаком волонтера (добровольца) является его волонтерская деятельность по месту нахождения и ее условия. Под ней понимают «транснациональная долгосрочная добровольная служба» (Конвенция БТБ № 175), «программой волонтерской деятельности» (ст. 2 Директивы № 2004/114/ЕС). Текст Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о деятельности Корпуса мира Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации не содержит прямых указаний на вид деятельности, осуществляемый Корпусом мира. В нем есть указания на ее безвозмездный характер деятельности.
В первом случае - это «означает работу, добровольно осуществляемую за рубежом без какого-либо вознаграждения для добровольца и обеспечивающую взаимный неформальный образовательный процесс для добровольцев и для тех, с кем они сотрудничают». Цель «добровольной службы» - получение новых знаний или навыков. В качестве ее объекта выделено межкультурное обучение, осуществляемое в пределах территорий соответствующих государств (пар. 1 ст. 1 «Объект и цели добровольной службы» Конвенции БТБ № 175). У нее всего два основных принципа:
- отсутствие какого-либо вознаграждения;
- свободный личный выбор добровольца (пар. 2 ст. 1 Конвенция БТБ № 175).
Кроме того, «добровольная служба», осуществляемая иностранными гражданами имеет иную правовую природу, любая другая национальная служба и не рассматривается в качестве замены работы за вознаграждение (пар. 3 ст. 1 Конвенции БТБ № 175). Например, ее срок не учитывается при расчете государственных социальных выплат.
Во втором «понимается программа деятельности по оказанию практической солидарности, которая проводится в рамках национальной программы или программы Сообщества.» Ее цели носят общий характер (абз. «Г» ст. 2. Директивы № 2004/114/ЕС). К принципам волонтерской деятельности можно отнести отсутствие вознаграждения и законность нахождения на территории Европейского союза (абз. «Г» ст. 3 «Сфера применения» Директивы № 2004/114/ЕС). Нормы Директивы № 2004/114/ЕС воспроизводят соответствующие положения Конвенции БТБ № 175 в отношении учета сроков при расчете государственных социальных выплат (ст. 24 Директивы № 2004/114/ЕС).
Кроме иностранных волонтеров принимают участие в добровольческой деятельности «направляющие или принимающие организации» и «координационные органы», например, молодежные организации, а именно неправительственные организации, работающие в интересах молодежи или руководимые ею.
Обеспечивает взаимодействие внутри «добровольной службы» обеспечивает
«координационный орган». Его правовой статус установлен правилам ст. 4 «Координационные органы» Конвенции БТБ № 175. Он назначается Стороной и на него возлагается решение задач по созданию условий реализации Конвенции БТБ № 175. «Каждый координационный орган или орган, назначенный последним, выдает свидетельства на право быть направляющими или принимающими организациями его страны... » На координационный орган относят утверждение мероприятия транснациональной долгосрочной добровольной службы на территории его страны и контроль над соответствием положений национального права и ст. 6 Конвенции БТБ № 175.
Координационный орган осуществляет информационное сопровождение добровольческой деятельности и защиты ее от рисков, а также обеспечивает соответствующий надзор и оценку мероприятий транснациональной долгосрочной добровольной службы (пар. 4 ст. 4 Конвенции БТ8 № 175).
Для достижения цели международной добровольческой деятельности Стороны согласовали взаимные обязательства (ст. 3 Конвенции БТБ № 175).
Другими участникам волонтерской деятельности в праве Европейского союза являются организации, ответственные в соответствующем государстве-члене за программу волонтерской деятельности (абз «Ь» ст. 11 «Специальные условия, подлежащие применению волонтерам» Директивы № 2004/114/ЕС). На подобные организации возложены обязанности по страхованию гражданской ответственности волонтера. Они в полной мере выступают гарантом волонтерам на всем протяжении срока его пребывания - обеспечение его расходов на существование, здравоохранение и возвращение (абз. «с» ст. 11 Директивы № 2004/114/ЕС).
Существенным условием статуса иностранного добровольца и осуществлением им волонтерской деятельности является наличие контракта. Пар.1 ст. 6 Конвенция БТБ № 175 содержит правило: «Вся служба определяется контрактом и осуществляется в соответствии с законодательством принимающего государства». Кроме того, пар.2 ст. 6 Конвенции БТБ № 175 отсылает к образцу контракта. Его копия контракта «хранится в координационном органе принимающего государства» или соответствующем органе (пар.3 ст. 6 Конвенции БТБ № 175). Содержание такого контракта определяется в пар.4. ст. 6 Конвенции БТБ № 175. «Контракт определяет
inter alia условия, на которых доброволец выполняет задания принимающей организации».
К числу существенных условий выполнения волонтерской деятельности относится здоровье волонтера и отсутствие у него заболеваний. Эти обстоятельства подтверждаются наличием у добровольца соответствующего медицинского сертификата. Ст. 7 Конвенции ETS № 175 «Медицинский сертификат» гласит: «Каждая Сторона гарантирует обеспечение направляющей организацией каждого добровольца медицинским сертификатом, выданным официальными органами здравоохранения не ранее чем за три месяца до начала добровольной службы, с оценкой общего состояния его здоровья».
В условия добровольческой деятельности входят права волонтеров. Ст. 9 Конвенции ETS № 175 сторонами согласован правовой статус добровольцев. Добровольцы вправе рассчитывать на обеспеченность «питанием и проживанием за счет принимающей организации» (пар. 1 ст. 9). Они должны иметь условия для получения соответствующих возможностей для «развития необходимых языковых, межкультурных и профессиональных знаний. В этих целях при выполнении заданий они обеспечиваются всем необходимым» (пар. 2 ст. 9). Добровольцам в обязательном порядке «предоставляется, как минимум, один полный выходной день в неделю, при этом не менее одного выходного дня в месяц по
выбору самого добровольца» (пар. 3 ст. 9). Их повседневные расходы оплачиваются
привлекающими организациями. «Добровольцы получают достаточную сумму денег на карманные расходы, размеры которой согласовываются между направляющей и принимающей организациями» (пар. 4 ст. 9). Объем прав предоставляемых сторонами Конвенция БТБ № 175 ограничен рамками «законодательства принимающего государства» (пар. 5 ст. 9).
Волонтерская деятельность (добровольная служба) - важный институт международного права. Иностранный гражданин - волонтер символизирует расширение транснациональных отношений публично-правового характера. В настоящее время мы являемся свидетелями его институализации в глобальном и региональных нормативных системах. Единый международно-правовой подход к волонтерам отражается в сложившейся доктрине, отразившей признаки и принципы волонтерской деятельности в соответствующих международно-правовых актах. К ним относятся безвозмездный характер деятельности, свобода в ее выборе для кандидата, приоритет норм, устанавливающих более выгодный режим для волонтеров. В каждом государстве-участнике соответствующей
волонтерской программы существует организация, ответственная за волонтерскую (добровольческую) деятельность.
Тимец Максим Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права, адвокатуры и нотариата ВГУЮ (РПА Минюста России), Россия, Москва; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О СОДЕЙСТВИИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ Н ДОБРОВОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ МОЛОДЕЖИ (ETS N 175) (ЗАКЛЮЧЕНА В Г. СТРАСБУРГЕ 11.05.2000)
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о деятельности Корпуса мира Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации 1992 г.
3. ДИРЕКТИВА 2004/114/ЕС СОВЕТА от 13 декабря 2004 г. об условиях допуска граждан третьих стран в целях образования, обмена учащимися, неоплачиваемой профессиональной подготовки или волонтерской деятельности
Timets Maxim Viktorovitch
All-Russian State University Justice (RPA Justice Ministry, Moscow, Russia. D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]
VOLUNTEER ACTIVITIES IN THE INTERNATIONAL LEGAL RELATIONS Abstract
As a result of identified international legal aspects relating to the legal regime of voluntary activity and the legal status of volunteers. In her writing used sources of public international law, in particular the documents of European law. The outcome of the study was the conclusion of the place of volunteering in the international legal system of relations.
Key words: international law, European Union, Council of Europe, volunteers, volunteer activities, international legal regulation.