Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность как важнейшее условие нравственного воспитания современной молодежи'

Волонтерская деятельность как важнейшее условие нравственного воспитания современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
391
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / VOLUNTEERING / VALUES / MORAL EDUCATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дворникова Елена Викторовна, Кошелева Анна Владимировна

В данной статье рассматривается волонтерская деятельность как процесс воспитания у современной молодежи нравственных и ценностных ориентаций в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дворникова Елена Викторовна, Кошелева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность как важнейшее условие нравственного воспитания современной молодежи»

Волонтерская деятельность как важнейшее условие нравственного воспитания современной молодежи Дворникова Е. В. , Кошелева А. В.

1 Дворникова Елена Викторовна /Dvornikova Elena Viktorovna - кандидат педагогических наук,

старший преподаватель;

2Кошелева Анна Владимировна /Kocheleva Anna Vladimirovna - кандидат политических наук,

старший преподаватель,

кафедра социальных технологий, факультет социально-политических наук,

Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова, г. Ярославль

Аннотация: в данной статье рассматривается волонтерская деятельность как процесс воспитания у современной молодежи нравственных и ценностных ориентаций в жизни.

Abstract: this article discusses volunteering as a process of formation of the modern youth moral and value orientations in life.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, ценностные ориентации, нравственное воспитание, молодежь.

Keywords: volunteering, values, moral education, youth.

Нравственное воспитание современной молодежи - важнейшая составляющая общественного развития, реализующаяся через всю систему образования. Нравственное здоровье общества имеет огромное значение для успешного решения социально-экономических программ государства.

Процессы нравственного, гражданского, патриотического, интернационального воспитания всегда находились в центре внимания исследователей. В разные годы над этой темой работали А. В. Барабанщиков, М. А. Завацкая, В. М. Шепель, А. Л. Забуйраев, Ю. С. Васютин, И. А. Верба, Н. М. Конжиев, Б. Т. Лихачев, Н. X. Мухтаров, В. В. Неверов, Р. Ф. Филиппов и многие другие. Нравственность является интегративным качеством личности и представляет собой совокупность гражданских, правовых, нравственных, национально-этнических характеристик, проявляющихся в неразрывном единстве и составляющих основу личности [1]. Усвоение ценностей, по мнению многих авторов (Леонтьев Д. А., Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. и т. д.), происходит в поступках и формируется поступками. Так, по словам И. С. Кона, человек, не бывавший в сложных жизненных переделках, еще не знает ни силы своего «Я», ни реальной иерархии исповедуемых им идей и принципов. Поэтому, справедливо говорить о том, что именно в действиях и поступках складывается система ценностей молодого поколения.

На наш взгляд, именно общественно-полезная деятельность является тем типом деятельности, которая обеспечивает нравственное становление и воспитание личности. Общественно-полезная деятельность способствует наиболее полному усвоению норм человеческих взаимоотношений, социально значимых ценностей, формированию новых, гуманистических мотивов деятельности и принятию общественных потребностей. Примером такой деятельности выступает волонтерская деятельность.

Волонтерская деятельность - это добровольная деятельность людей на безвозмездной основе, направленная на достижение социально значимых целей и решение проблем общества. В настоящее время волонтерская деятельность - один из наиболее распространенных видов общественной активности населения, получивший признание во всем мире. Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости [2]. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

Анализ направлений деятельности различных добровольческих организаций позволяет выделить следующие наиболее актуальные для современной молодежи формы и направления волонтерской деятельности: просветительские беседы, направленные на профилактику здорового и безопасного образа жизни; защита окружающей среды - посадка цветов, газонов, кустов и деревьев; экологические марши, уборка мусора и загрязнений; благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; творческая и благотворительная деятельность - организация свободного времени детей и подростков; помощь в проведении благотворительных акций; помощь животным, работа в приютах для животных, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам; трудовая деятельность - трудовые лагеря и бригады, направленные на восстановление и сохранение исторических и природных памятников; социальное краеведение.

Эффективность воспитательного потенциала волонтерского движения мы проверили с помощью изучения динамики изменения ценностных ориентаций молодых людей. Нами была использована методика, разработанная Е. Б. Фанталовой «Изучение ценностных ориентаций и построения жизненных перспектив».

В исследовании приняли участие 180 человек, студенты ФСПН ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Одну группу (90 чел.) составляли студенты, вовлеченные в различные формы волонтерства (экспериментальная группа -ЭГ), а во вторую входили студенты (90 чел.), не занимающиеся волонтерским движением (контрольная

группа - КГ). Цель исследования заключалась в определении разницы между жизненными целями и интересами молодых людей, занимающимися добровольчеством, и молодыми людьми, не имеющими отношения к волонтерскому движению.

Наиболее важными для детей КГ (вне зависимости от половой принадлежности) оказались следующие жизненные ценности: «любовь» (40 %); «свобода как независимость в поступках и действиях» (20 %); «материально-обеспеченная жизнь» (20 %); «безопасность» (13 %), «интересная работа» (7 %). При этом большая часть перечисленных жизненных ценностей была проигнорирована молодыми людьми. Например, такие как: «активная, деятельная жизнь», «здоровье», «красота природы и искусства», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе», «познание», «творчество». Многие из них определяются студентами как малодоступные, труднодостижимые для них в будущем. Кроме того, молодые люди считают, что такие жизненные ценности, как, например, «хорошие и верные друзья» ими могут быть легко достигнуты в будущем.

Другие результаты были получены в ЭГ. Наиболее важными для молодых людей, занимающихся волонтерством, оказались следующие жизненные ценности: «здоровье» (33 %); «наличие хороших и верных друзей» (27 %); «активная, деятельная жизнь» (20 %); «интересная работа» (13 %) и «уверенность в себе как отсутствие сомнений» (17 %). Полученные данные говорят о том, что молодые люди ЭГ более уверены в себе и в будущем, чем студенты КГ. Они могут ставить перед собой цели и намечать пути их преодоления. Их жизненные ценности выше, чем поставили перед собой молодые люди, не занимающиеся волонтерским движением.

Полученные в исследовании результаты использовались в практической работе. Они обсуждались со студентами как в групповой, так и индивидуальной форме. Так, молодые люди ЭГ более контактны, они легко согласились принять участие в нашем тестировании, а затем приняли участие в обсуждении методики, где не боялись высказывать своё мнение. Молодые люди КГ неохотно шли на контакт, принимали малоактивное участие в беседе, не всегда отвечали на поставленные вопросы. Анкета не вызвала у них интереса.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные свидетельствует о том, что, осуществляя волонтерские дела, молодые люди приобретают уверенность в собственных силах, навыки общения и социального поведения, учатся преодолевать препятствия и стрессовые ситуации, их жизненные цели стали выше, а ценностные ориентации приобрели общественную значимость.

Литература

1. Смирнова Е. В. Тынникова А. Н. / Духовно-нравственное воспитание студентов средствами краеведения на иностранном языке. // Проблемы современной науки и образования. 2015. №. 5. С. 93-96.

2. Методические рекомендации по развитию добровольческой деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.molodezh67.ru (Дата доступа 22.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.