Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность как инструмент подготовки педагогов-наставников образовательных проектов: на примере программы «Обучение служением»'

Волонтерская деятельность как инструмент подготовки педагогов-наставников образовательных проектов: на примере программы «Обучение служением» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектное обучение / обучение служением / наставничество / сервисное обучение / групповое проектное обучение / project training / service training / mentoring / PBL / group project training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загороднюк Татьяна Игоревна

Внедрение проектного обучения в образовательный процесс организации Российской Федерации предполагает оценку проектного результата с точки зрения трех измерений: проектный продукт и его качество, реализация командного взаимодействия, развитие проектных компетенций обучающихся. Однако в российской действительности актуальным становится также четвертое измерение: значимости образовательного проекта для общества. В статье рассмотрено значение программы «Обучение служением» для подготовки будущих педагогов-наставников образовательных проектных групп. Обучение служением – это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач. Кроме того, в рамках работы исследован и обобщен опыт внедрения общественно-значимой проектной деятельности в зарубежных образовательных организациях, а также представлено значение, которое данный формат подготовки студентов имеет для педагогов, образовательных организаций и обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AS A TOOL FOR TRAINING TEACHER-MENTORS OF EDUCATIONAL PROJECTS: THE EXAMPLE OF THE SERVICE-LEARNING PROGRAM

The introduction of project-based learning into the educational process of an organization in the Russian Federation involves evaluating the project result in terms of three dimensions: the project product and its quality, the implementation of team interaction, and the development of students’ project competencies. However, in Russian reality, the fourth dimension is also becoming relevant: the importance of an educational project for society. The article examines the importance of the “ Ministry Training” program for the training of future teachers-mentors of educational project groups. Ministry training is an educational approach in which students learn and simultaneously benefit society by applying their professional skills to solve real social problems. In addition, within the framework of the work, the experience of implementing socially significant project activities in foreign educational organizations is studied and summarized, and the importance that this format of student training has for teachers.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность как инструмент подготовки педагогов-наставников образовательных проектов: на примере программы «Обучение служением»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Волонтерская деятельность как инструмент подготовки педагогов-наставников образовательных проектов: на примере программы «Обучение служением»

Загороднюк Татьяна Игоревна,

преподаватель, Факультет бизнеса < федеральный университет E-mail: ktu1989@mail.ru

Капитаны», Южный

Внедрение проектного обучения в образовательный процесс организации Российской Федерации предполагает оценку проектного результата с точки зрения трех измерений: проектный продукт и его качество, реализация командного взаимодействия, развитие проектных компетенций обучающихся. Однако в российской действительности актуальным становится также четвертое измерение: значимости образовательного проекта для общества. В статье рассмотрено значение программы «Обучение служением» для подготовки будущих педагогов-наставников образовательных проектных групп. Обучение служением - это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач.

Кроме того, в рамках работы исследован и обобщен опыт внедрения общественно-значимой проектной деятельности в зарубежных образовательных организациях, а также представлено значение, которое данный формат подготовки студентов имеет для педагогов, образовательных организаций и обучающихся.

Ключевые слова: проектное обучение, обучение служением, наставничество, сервисное обучение, групповое проектное обучение.

Актуальность представленной темы обусловлена растущим запросом российского общества на социально-ответственное проектирование, отраженном поправках в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятых в конце 2023 года, отмечающих значение традиционных ценностей для системы российского образования. Авторы закона следующим образом пояснили его необходимость, заключающуюся в потребности российского общества в воспитании граждан в духе уважения к традиционным ценностям, сохранения исторической преемственности поколений, одновременно с развитием у обучающихся познавательной активности, инициативы, творческих способностей, формируя способность к труду и волонтерству, уважение к человеку труда. [1]

Одной из традиционных ценностей в Российской Федерации является помощь ближнему. Как отмечает президент Российской Федерации В.В. Путин, «с ценностями взаимопомощи, взаимовыручки, солидарности Россия живёт тысячу лет. И сегодня они - главная опора нашей государственности». [2] Одной из важных форм реализации взаимопомощи является волонтерство. Во-лонтерство, по мнению О.В. Холиной, можно отнести к одному из проявлений молодежной субкультуры. Данное социальное явление предполагает и самовыражение, и выработку гражданской позиции молодого человека. [12]

Однако для формирования привычки помогать ближнему, добровольчества, где под добровольчеством понимается деятельность граждан, направленная на решение социально значимых задач на основе добровольности, [8] как способа социального взаимодействия, волонтерства со школьной скамьи, требуется, чтобы данными навыками обладали педагоги, сопровождающие обучающихся в их общественно-значимой проектной деятельности.

Одной из форм реализации воспитания и обучения студентов навыкам добровольчества является запущенная в университетах и колледжах программа обучения служением

Авторы программы рассматривают служение не просто как конкретный вид деятельности, а характер любой деятельности, подчиненной гуманистическим ценностям: «справедливость, человечность, искренняя любовь к ближнему». [9]

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Обучение служением - это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач. [7]

Теоретические основы обучения служением

Интерес к обучению служением возник в среде зарубежных авторов в 90-х годах XX века и стал ответом на зародившуюся практику создания общественно-значимых проектов студентам высших учебных заведений. Как отмечают D.E. Giles, Jr J. Eyler, нельзя однозначно утверждать, что в то время теория исследования сервисного обучения, а именно такое название носит образовательный инструмент, аналог обучения служением за рубежом, была необходима для социальной и политической легитимности такого вида обучения, появления данной теории стало естественным шагом эволюции сервис-обучения [6].

Одним из важных вопросов в исследовании сервисного обучения стало его значение для обучающихся. В частности, J. Eby выделялись следующие эффекты от реализации сервисного обучения: учащиеся развивают социальную ответственность, снижают уровень расизма, развивают лидерство и приобретают личные и социальные навыки. [5]

Как отмечают A.W. Astin, L.J. Vogelgesang, E.K. Ikeda, J.A. Yee, сервисное обучение способствует достижению четырех типов результатов: повышение чувства личной эффективности, повышение осведомленности о мире, повышение осознания своих личных ценностей и повышение вовлеченности в учебный процесс. Качественные результаты исследования свидетельствуют о том, что, как преподаватели, так и студенты, занятые в общественно-значимых проектах, развивают повышенное чувство гражданской ответственности и личной эффективности, а рефлексия пройденного обучения позволяет связать опыт реализации общественно-значимы проектов с академическими результатами, что позволяет студентам установить связь между опытом сервисного обучения и академическими материалами. [3]

Кроме того, исследование сервисного обучения и обучение педагогов данной технологии предполагает развитие общего словарного запаса (создание единого профессионального словаря общения педагогов) и академической честности, которая предполагает возможность применения на практике знаний, полученных во время обучения, и создание образовательных программ с учетом такой возможности практического применения. Сервисное обучение проводится способами, которые приносят пользу всем участникам: препо-° даватели находят, что их преподавание доставля-" ет больше удовольствия, студенты обнаруживают, g что их обучение улучшается, сообщества извле-~ кают выгоду из ресурсов студентов и преподава-jg телей, образовательные учреждения разрабаты-

вают дополнительные способы реализации своей миссии. [4]

Тем самым сервисное обучение стало одно из важных форм подготовки педагогов, как к реализации общественно значимых проектов самостоятельно, так и к наставничеству в образовательной проектной деятельности.

Обучение служению в подготовке наставников образовательной проектной деятельности

Достаточно сложно установить, когда впервые были реализованы образовательные проекты в России. Начало образовательной проектной деятельности связывают с ремесленными школами, существовавшими на Урале в XIX века, а также с трудами педагогов-экспериментаторов, таких как С.Т. Шацкий. Однако интерес к исследованию образовательной проектной деятельности вновь возник с конца 1990-х. Данной теме посвящено уже более 19 тысяч исследовательских работ. [10]

На новый уровень проектную деятельность в образовании выводит практика обучения служением.

Обучение служением - это технология проектного обучения, которая позволяет получать выгоду при реализации образовательных проектов четырем заинтересованным сторонам:

• Социальным партнерам, которые получают возможность утолить свой кадровый голод и реализовать социально-значимые проекты с минимальными затратами.

• Образовательным организациям, которые выстраиваю социальные связи с партнерами по реализации проектной деятельности и тем самым переводят знания, получаемые в процессе обучения в реальный практический опыт.

• Преподавателям, которые получают возможность реализовать свой потенциал в наставничестве в рамках образовательных проектов, самореализоваться через социально-значимые проекты и развить горизонтальные связи со студентами-участниками образовательных проектов.

• Студентам, которые получают возможность применить на практике полученные знания и навыки, реализовать значимые для общества проекты, получая тем самым общественное признание.

Таким образом обучение служением позволяет реализовать третью миссию университета, которую большинство авторов рассматривают как вклад образования в социальный прогресс, когда университеты не только производят новые знания, но и участвуют в социальных и экономических процессах развития территории и страны [11]

Проект обучение служением реализуется на платформе ДОБРО.Рф, позволяющей совместить заказы на реализацию общественно-значимых проектов, размещенных некоммерческими организациями, лидерами социальных проектов, социальными предпринимателями и государственными учреждениями и студентов, го-

товых реализовывать данные проекты при содействии образовательных организаций. Кроме того, в России создается сеть Добро.Центров, которые занимаются развитием социальных и гражданских инициатив, выполняют функции проектного офиса и единого окна для установления социального партнёрства, помогают верифицировать партнёров и их задачи. [7]

Включение в образовательный процесс российских организаций высшего и среднего профессионального образования, готовящих будущих педагогов, инициативы «Обучение служением» позволяет вывести на новый уровень формирование проектных компетенций будущих педагогов-наставников образовательной проектной деятельности. В разрезе традиционной проектной деятельности педагог-наставник следит за реализацией проекта в трех изменениях: непосредственно проектный продукт, командная деятельность, развитие проектных компетенций обучающихся (методическая функция наставника) [13], обучение служением позволяет наставнику и образовательной проектной команде взглянуть на проект в четвёртом измерении - влияние проектного продукта на окружающую среду и общество. Тем самым формируется социально-ответственное проектное поведение.

Таким образом, участие будущих педагогов -студентов и обучающихся педагогических колледжей и вузов в программе обучение служением позволяет им:

• Применить на практике знания и навыки, полученные во время обучения.

• Обзавестись контактами с социальными партнёрами: предприятиями и волонтерскими организациями.

• Получить опыт реализации социально-значимым проектов.

• Приобрести опыт рефлексии проектной деятельности в четырех проекциях: проектный продукт, командная деятельность, развитие проектных компетенций и социальная значимость образовательных проектов.

Тем самым, обучение служением является инструментом подготовки наставников образовательных проектных групп в среде педагогов, позволяющим в дальнейшем педагогу не только сопровождать образовательные проекты, но и привлекать обучающихся к участию в проектной деятельности с внешним заказчиком и реализовывать оценку проектной деятельности с точки зрения ее общественной значимости.

Выводы

Взаимопомощь является важной национальной ценностью в Российской Федерации, а реализация взаимопомощи в формате волонтерства уже стало частью молодежной культуры. Однако для развития социально-значимой проектной деятельности в рамках образовательных организаций требуется подготовка наставников проектных групп в среде

педагогов. Формой подготовки наставников к работе с общественно-значимыми проектами является инициатива обучение служением, позволяющая педагогам рассмотреть проект с четырех ракурсов: проектный продукт, командная деятельность, методика реализации образовательных проектов, оценка социальной значимости проекта.

Обучение служением позволяет будущим педагогам-наставникам приобрести навыки реализации социально-значимых проектов, расширить список контактов с государственными и некоммерческими организациями, применить на практике полученные в процессе обучения знания.

Литература

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон № 685-ФЗ от 25.12.2023: принят Государственной Думой 12 декабря 2024 г. // [Электронный ресурс] -URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202312250094 (дата обращения - 22. 02.2023)

2. «С ценностями взаимопомощи, взаимовыручки, солидарности Россия живёт тысячу лет»: Главные цитаты выступления Путина перед совещанием с главами регионов. // [Электронный ресурс] -URL: https://iz.ru/1005466/izvestiia/ ugroza-ne-ischeznet-vezde-i-srazu (дата обращения - 22. 02.2023)

3. Astin, A. W.; Vogelgesang, L. J.; Ikeda, E. K.; Yee, J. A., "How Service Learning Affects Students" / A.W. Astin.; L.J. Vogelgesang, E.K. Ikeda, J.A. Yee// [Электронный ресурс] -URL: https:// digitalcommons.unomaha.edu/slcehighered/144 (дата обращения - 22. 02.2023)

4. Bringle R. G., Hatcher J.A. A., Service-Learning Curriculum for Faculty / Robert G. Bringle and Julie A.// Michigan Journal of Community Service Learning. - 1995. - N1. - С. 112-122

5. Eby, J.W. Why Service-Learning Is Bad / J W Eby. // [Электронный ресурс] -URL: https://ser-vicelearning.duke.edu/sites/servicelearning.duke. edu/files/documents/whyslbad.original.pdf (дата обращения - 22. 02.2023)

6. Giles D. E., Eyler J., The Theoretical Roots of Service-Learning in John Dewey: Toward a Theory of Service-Learning / D.E. Giles, J. Eyler // Michigan Journal of Community Service Leaming 1994. - N 1. - С. 77-85

7. Добро.ру // [Электронный ресурс] -URL: https:// sl.dobro.ru/ (дата обращения - 22. 02.2023)

8. Логинова, Н. В., Добровольчество как социальное явление: опыт презентации концептуального словаря / Н.В. Логинова// Политическая лингвистика - 2012. - № 3 - С 149-156

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

9. Обучение служением: Методическое пособие / Под редакцией О.В. Решетникова, С.В. Тетер-ского. - М.: АВЦ, 2020. - 216 с.

10. Попова, Т. А., Проектная деятельность в образовательном пространстве/ Т.А. Попова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2020. - № 3. - С. 252-264

11. Тавбулатова З. К., Чаплаев Х.Г., Третья миссия университета и ее роль в стратегическом процессе развития вуза / З.К. Тавбулатова, Х.Г. Чаплаев // Экономические исследования. - 2022. - № 2. - С. 1-6

12. Холина, О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества/ О.И. Холина // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. - С 23-26

13. Яцын, А. Руководство для наставников проектных команд / А. Яцын. - М.: КПК, 2017. - 29 с.

VOLUNTEERING AS A TOOL FOR TRAINING TEACHER-MENTORS OF EDUCATIONAL PROJECTS: THE EXAMPLE OF THE SERVICE-LEARNING PROGRAM

Zagorodnyuk T.I.

Southern Federal University

The introduction of project-based learning into the educational process of an organization in the Russian Federation involves evaluating the project result in terms of three dimensions: the project product and its quality, the implementation of team interaction, and the development of students' project competencies. However, in Russian reality, the fourth dimension is also becoming relevant: the importance of an educational project for society. The article examines the importance of the "Ministry Training" program for the training of future teachers-mentors of educational project groups. Ministry training is an educational approach in which students learn and simultaneously benefit society by applying their professional skills to solve real social problems. In addition, within the framework of the work, the experience of implementing socially significant project activities in foreign educational organizations is studied and summarized, and the importance that this format of student training has for teachers.

Keywords: project training, service training, mentoring, PBL, group project training.

References

1. On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and Article 2 of the Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation": Federal Law No. 685-FZ dated 12/25/2023: adopted by the State Duma on December 12, 2024 // [Electronic resource] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/docu-ment/0001202312250094 (date of application - 02/22/2023)

2. "Russia has been living with the values of mutual assistance, mutual assistance, and solidarity for a thousand years": The main quotes of Putin's speech before the meeting with the heads of regions. // [Electronic resource] - URL: https://iz.ru/1005466/ izvestiia/ugroza-ne-ischeznet-vezde-i-srazu (accessed 22. 02.2023)

3. Astin, A. W.; Vogelgesang, L. J.; Ikeda, E. K.; Yee, J. A., "How Service Learning Affects Students" / A.W. Astin.; L.J. Vogelgesang, E.K. Ikeda, J.A. Yee// [Electronic resource] -URL: https:// digitalcommons.unomaha.edu/slcehighered/144 (date of application - 02/22/2023)

4. Bringle R. G., Hatcher J.A. A., Service-Learning Curriculum for Faculty / Robert G. Bringle and Julie A.// Michigan Journal of Community Service Learning. - 1995. - N1. - pp. 112-122

5. Eby, J.W. Why Service-Learning Is Bad / J W Eby. // [Electronic resource] -URL: https://servicelearning.duke.edu/sites/service-learning.duke.edu/files/documents/whyslbad.original.pdf (date of application - 02/22/2023)

6. Giles D. E., Eyler J., The Theoretical Roots of Service-Learning in John Dewey: Towards a Theory of Service-Learning / D.E. Giles, J. Eyler //Michigan Journal of Community Service Leaming 1994. - N 1. - pp. 77-85

7. <url> // [Electronic resource] - URL: https://sl.dobro.ru / (date of request - 02/22/2023)

8. Loginova, N. V., Volunteerism as a social phenomenon: the experience of presenting a conceptual dictionary / N.V. Loginova// Political Linguistics - 2012. - No. 3 - From 149-156

9. Ministry training: A methodological guide / Edited by O.V. Re-shetnikov, S.V. Tetersky. - M.: ABC, 2020. - 216 p.

10. Popova, T. A., Project activity in the educational space / T.A. Popova // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. - 2020. - No. 3. - pp. 252-264

11. Tavbulatova Z. K., Chaplaev H.G., The third mission of the university and its role in the strategic process of university development / Z.K. Tavbulatova, H.G. Chaplaev // Economic research. - 2022. - No.2. - pp. 1-6

12. Kholina, O.I. Volunteering as a social phenomenon of modern Russian society/ O.I. Kholina // Theory and practice of social development. - 2011. - No. 8. - From 23-26

13. Yatsyn, A. A guide for mentors of project teams / A. Yatsyn. -M.: KPK, 2017. - 29 p.

о с

u

см о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.