УДК 94(470.12).083 DOI 10.53115/19975996_2024_01_101_105
ББК 63.3 (2Рос-4Вол)53 -7
А.А. Гридина
ВОЛОГОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИСТСКИХ ПРОЦЕССОВ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Подводятся итоги изучения культуры Вологодской губернии первых лет ХХ в. как одного из локальных проявлений общерусского типа культуры эпохи раннего модернизма. Целью является выделение как региональных, так и единых для всех российских провинций характеристик процесса широкой социокультурной модернизации, проходившей в тот период в России и мире. Для этого на обширном материале публикаций губернских газет начала прошлого века были выявлены и рассмотрены новые и наиболее репрезентативные явления в разных сферах культуры: научно-технической (успехи авиации), социально-политической («женский вопрос»), духовно-нравственной (этические и эстетические проблемы «массовой культуры»), художественной (синематограф и художественный модернизм). Актуальность данного исследования связана с необходимостью освоения и сохранения многообразного культурного наследия русской провинции для обновления и укрепления российской культуры.
Ключевые слова:
Вологодский край, культура, модернизм, культурогенез, русская провинция, тип культуры, феминизм.
Гридина А.А. Вологодская губерния в контексте модернистских процессов русской провинции в начале ХХ века // Общество. Среда. Развитие. -2024, № 1. - С. 101-105. - DOI 10.53115/19975996_2024_01 _101 _105
© Гридина Анна Анатольевна - соискатель, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
История культуры России с включением всех ее 89 субъектов пока еще не написана, хотя в последние годы всё активнее инте-гративно изучались ее обширные историко-культурные регионы - Сибирь, Урал, Поволжье, Северо-Запад и др. [6]. Значительное число работ посвящено изучению отдельных республик, краев и областей, причем наибольший интерес исследователей вызывала, как правило, культура Средневековья и Нового времени, особенно период существования Российской империи. Огромное число работ написано о художественной культуре Серебряного века. В советский период преимущественное внимание уделялось революционным движениям начала ХХ в., а затем социалистическому культурному строительству в СССР. Знакомство с опытом обобщенного изучения истории культуры всего российского пространства показывает явную неравномерность культурологического освещения различных эпох и отдельных регионов. В этом отношении особенно показательной является недостаточная изученность куль-турогенеза российских провинций в период становления модернистских процессов начала ХХ в. Вследствие этого изучение такого рода лакун становится актуальным.
Кроме того, следует учитывать, что в настоящее время в России, в развитии всех сфер ее социально-культурной жизни возрастает роль региональных субъектов. Это
наблюдается не только в экономике, политике и управлении, но также в духовной и художественной областях. Существенно, что в наши дни в условиях перехода к новому миропорядку возрастает потребность в освоении многовекового культурного наследия регионов и его осмысления в целях использования лучших традиций российского народа в решении современных проблем развития культуры страны. Это актуально и в теоретическом плане - в плане познания особенностей современного культурогенеза, и в практическом отношении - необходимости создания эффективной государственной культурной политики в России в целом и ее конкретных регионах в частности.
Данная статья посвящена недостаточно изученной и актуальной теме - исследованию модернистских процессов в культуре Российской империи начала ХХ в. на материале Вологодской губернии. В центре внимания автора находится особый период культурогенеза российской провинции -переход культуры от эпохи позитивизма к становлению модернистского типа культуры. Культура понимается как целостный способ бытия человека, порожденный взаимосвязанным множеством различных видов человеческой деятельности и ее результатами, которые исторически эволю- о ционируют [2, 5]. Понятие «культурогенез» о трактуется как один из видов социально-и- 3е сторической динамики культуры, связан- о
о
ныи с порождением новых культурных форм и их интеграцией в существующие культурные комплексы, а также сложением новых культурных систем [11].
Вологодский край всегда имел немаловажное значение в истории культуры Руси и России. Его земли выгодно располагались на стыке бассейнов Белого моря, Волги и Балтии. Это оценили еще в раннем Средневековье новгородцы, которым она принадлежала вплоть до завоевания этих земель Московским государством. Известно, что московские князья имели глубокие культурные связи с Вологдой -религиозные, торговые, управленческие, художественные. Иван III разместил здесь часть своей государственной казны. Сын его Василий III с супругой Еленой Глинской приезжали сюда на богомолье. Он давал щедрую милостыню и «велел молиться о чадородии, чтоб дал Бог - отрод у него был» [4, с. 24]. Бог был милостив, и в 1530 г. появился у Василия III наследник - будущий Иван IV (Грозный). Как отмечает современный исследователь, у Ивана IV «были все основания, чтобы предполагать свою духовную связь с Вологдой и ее чудотворцами» [10, с. 55]. Вологда стала даже «опричным центром», и Иван Грозный думал о переносе сюда своей резиденции. Летопись отмечает: «Лета 7074, на Вологде при себе Великий царь и Великий князь Иван Васильевич повелел заложить град каменный» [4, с. 56]. Однако это намерение не было осуществлено. В последующие периоды истории Российской империи, вплоть до ХХ в., Вологда, лежащая недалеко от Белозерья на линии тракта между Москвой и Петербургом, имела важное культурное значение в истории страны.
Историографические материалы показали, что история Вологодского края была освещена отдельными науками, преимущественно по отраслевым темам: хозяйственная деятельность крестьянства, революционные события, монастырская культура, северное деревянное зодчество, средневековый культурогенез, советское краеведение и т. п. Культурологические исследования по теме статьи не предпринимались. Вследствие этого культурологический анализ модернистских процессов начала ХХ в. на Вологодчине был предпринят впервые. Существенное значение имело освоение широкой источниковедческой базы - архивные и музейные материалы, объекты культурного наследия, фото-и кинодокументы, мемуарная литература и средства массовой информации - журналы, газеты, каталоги и другие документы.
Целью статьи явилось выявление локальных особенностей и типологических черт в социокультурных процессах Вологодской губернии в период становления модернистских форм культуры в России. Для достижения этой цели были применены сравнительный и системно-типологический метод анализа целого комплекса явлений культуры указанного периода -новые явления в философском мировоззрении, научно-технической культуре, социально-политической сфере, СМИ, а также в художественной культуре. Исследование культуры Вологодской губернии начала ХХ в. по указанным параметрам позволило прийти к следующим результатам.
В эпоху раннего модернизма в провинциях России доминирующий тип традиционной культуры сменялся на лич-ностно-креативный. Важное значение в культурных процессах стали приобретать личностный фактор, субъективность и связанные с ними такие явления, как культ свободы, критический настрой, инициативность в мышлении и творчестве людей. Локальный тип культуры Вологодской губернии в данный период также определялся содержанием и характером деятельности его субъектов-вологжан, их интересами, идеями и ценностями, активным отношением к проблемам бытия России и своего края, различиями интерпретации соотношения традиций и инноваций в вопросах модернизации общества и культуры в губернии, России и мире. Весьма показательными в этом отношении стали явления как индивидуальной, так и групповой творческой активности волог-жан, особенно в социально-политической и научно-технической сферах культуры.
Примером яркой, неординарной личности в истории Вологодской губернии рассматриваемого периода, в сознании и деятельности которой сфокусировались размышления о судьбе России, ее социальных и политических противоречиях, конфликтах, о противостоянии правых и левых сил в общественном движении, кризисных явлениях в духовной жизни и поисках ответа на вызовы трагически складывающейся социальной и культурной реальности стал крупный общественный деятель, политик и журналист Вологодской губернии Павел Александрович Барач, живший в Вологде с 1906 по 1910 г. Вместе со своей супругой М.Н. Барач и при содействии тогдашнего Вологодского губернатора А.Н. Хвостова он основал правую газету «Русский Север» и на протяжении всего периода ее дореволюционного суще-
ствования писал не только передовицы, но и большое количество актуальных статей самой разнообразной тематики, горячо отстаивая русские право-консервативные ценности и взгляды. Его обширное публицистическое наследие стало предметом особого исследования, и ему посвящена отдельная монография [9].
О творческих объединениях провин-циалов-вологжан можно судить по техническим опытам Вологодского воздухоплавательного кружка (он же Вологодский кружок любителей авиации), основанного вологодской технической интеллигенцией в 1909 г. [7, 1909, № 613, 6 декабря]. Летом 1911 г. благодаря ему произошло личное знакомство горожан с авиацией и были организованы первые в истории города авиационные полеты. В июне 1911 г. в городе состоялся «авиамитинг» (так в то время называли это событие) с участием прославленного авиатора А.А. Васильева, ставшего тем же летом победителем первого в истории воздушного перелета из Санкт-Петербурга в Москву. Вологодские гастроли легендарного воздухоплавателя прошли триумфально и привлекли массу зрителей не только из самого губернского центра, но и из окрестных сел и деревень. Городская газета «Вологодский листок» всё лето регулярно освящала эту тему и публиковала подробные отчеты с места событий. Через год, летом 1912 г., любители авиации пригласили в Вологду молодого, но уже знаменитого летчика Максимилиана-Фридриха фон Лерхе. Праздник с его участием также имел большой успех у публики и получил широкое освещение в вологодской газете «Северное время».
Деятельность провинциалов в сфере науки и техники не ограничивалась развитием авиастроения и воздухоплавания, а проявлялась и в области мировоззрения - их увлечением идеями философии русского космизма. Здесь важно отметить и преимущественно позитивное отношение провинциалов-вологжан к научно-техническим достижениям того времени, что также в значительной степени является заслугой Вологодского воздухоплавательного кружка, занимавшегося активной популяризацией этой темы.
Помимо авиации, ярчайшим культурным событием эпохи раннего модернизма стало появление кинематографа. В художественной культуре провинции начала ХХ в. он обрел особое значение, вызвав огромный интерес широкой публики. Именно тогда в Вологде, а затем и в уездных городах губернии стали открываться первые
частные электротеатры. В 1910 г. в самом губернском центре уже работали 8 синематографов. Вологжане смотрели не только фильмы самых разных жанров от феерий до документальных и новостных, но и очень быстро получили возможность снимать на кинопленку городские мероприятия. Подробная фактография местной вологодской прессы первых лет ХХ в. демонстрирует не только повсеместную востребованность кинопродукции и жанровое разнообразие репертуара городских синематографов, но и возникновение и динамичное расширение сети очагов кинопроката с новым типом массового просвещения населения в городах и селах Вологодского края [3].
Важно отметить, что внимание к авиации и синематографу со стороны широкой публики не ограничивалось праздным интересом, а также было связано и с инженерным творчеством, стимулированным новыми впечатлениями и выразившимся в самостоятельном конструировании некоторыми вологжанами кустарных летательных и синематографических аппаратов. Так, один из членов Вологодского кружка любителей авиации г-н Вахрушин, при поддержке объединения занимался строительством летательного аппарата собственной конструкции [1, 1911, 2 сентября], а на сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставке, проходившей в Вологде в сентябре 1910 г., был экспонирован синематографический аппарат, сделанный крестьянином Тотемского уезда Александром Камгиным при помощи токарного станка «Фрезет» [1, 1910, 28 сентября]. В 1912 г. он уже крутил на нем в своей родной деревне Алекино киноленты фирмы «Патэ» [3, с. 14].
Появление «великой иллюзии» ознаменовало собой наступление новой эпохи - эпохи массовой культуры, массового человека, массового общества. В художественной культуре Вологодской губернии также происходило формирование массового и элитарного искусства. Так, кроме синематографа, очень популярным развлечением у широких слоев населения в то время повсеместно была цирковая борьба. Гастроли цирка в Вологде происходили регулярно, и он всегда имел своего многочисленного зрителя. Вологодский городской театр и кинематографы активно осваивали и предлагали зрителю такие новые жанры, как детектив, мелодрама, «ужасы», эротика. Появился и книжный рынок, развивающийся по коммерческим законам и предлагавший читателям разнообразный литературный суррогат, о чем много и с беспокойством писали вологодские га-
о
зеты. Следует подчеркнуть, что вологжа-нами в этом отношении предъявлялись строгие требования, в первую очередь, к нравственному содержанию произведений искусства, а также к профессионализму их авторов и исполнителей. В ценностных ориентациях в сфере искусства и культуры провинциальные рецензенты настойчиво и неустанно подчеркивали необходимость использования духовного опыта классической русской литературы. Вместе с тем и театральные критики, и вологодская публика весьма доброжелательно относились к классическим произведениям европейских авторов. Надо особо отметить, что мнения и предпочтения образованной части населения губернии выступали в качестве эталонных для остальных вологжан. Более того, местная элита добровольно взяла на себя функцию «цензора» общественных вкусов в отношении формирующейся массовой культуры. Этот контроль регулярно и последовательно осуществлялся ею через периодические издания, издаваемые в губернии.
Кроме этого, в сфере художественной культуры в центре внимания вологодской публики в тот период также находились и первые опыты модернизации театра и литературы, язык авангардистского искусства и их влияние на духовно-нравственное состояние провинциального общества. Подробные рецензии на постановки Вологодского городского театра и гастроли столичных артистов постоянно публиковались в местной прессе. Например, особо скандальный резонанс в Вологде вызывали пьесы Леонида Андреева, ставившиеся на сцене городского театра [7, 1909, 11 ноября]. Произведения иностранных авторов-модернистов вызывали у русских современников-провинциалов более позитивные эмоции. Так, вологодская публика высоко оценила постановку «Синей птицы» М. Ме-терлинка, которой городской театр порадовал детей и взрослых на Рождественские праздники 1911 г. [55, 1910, 19 декабря]. Но всё же в целом к модернистским явлениям в искусстве у жителей Вологодской губернии сложилось стойкое и солидарно негативное отношение вне зависимости от их политических взглядов. Это было обусловлено целым рядом причин: элитарностью новых художественных форм, подозрением в непрофессионализме и недоверием к экспериментам; пониманием модернистской трансформации искусства как чужеродного русским явления, стимулированного западной культурой; осознание искусства модернизма как одного из разрушитель-
ных кризисных факторов современной культуры.
Начиная с XIX в., тема феминизма также стала одним из ярких феноменов социальной модернизации. В первые годы ХХ в. на фоне революционных событий в социально-политической сфере русского провинциального сознания важное место занял скандальный «женский вопрос» и проблема эмансипации в модернистской культуре. Духовной основой, определявшей отношение людей той эпохи к теме в России, была русская классическая литература и запечатленный в ней хрестоматийный образ женщины. На страницах вологодских газет активно обсуждались все многообразные аспекты феминизма: новый женский образ в модернистском искусстве; первое появление на улицах города женщины в брюках [1, 1911, 17 апреля]; проблема развода на примере скандального дела Екатерины Бутович [7, 1909, 15 августа]; покушение на убийство местного чиновника, совершенное женщиной в вологодском театре [1, 1911, 17 апреля]; вольные нравы политических ссыльных женщин в Вологодской губернии; особенности женской эмансипации в европейских странах и Северной Америке и многое другое. Но в целом можно констатировать, что широкое заинтересованное обсуждение темы феминизма и сопряженного с ней круга проблем не привело к формированию в русской провинции однозначно солидарного и устойчивого общественного мнения. Более того, страстный дискурс разделил русское провинциальное общество на две части в зависимости от исповедуемых одними правых убеждений, где преобладало преимущественно скептическое или негативное, а в целом консервативное отношение к феминизму, и сторонников левых взглядов, которых отличал позитивный настрой на феминистское решение «женского вопроса».
Особую роль в начале ХХ в. стала играть периодическая печать и новые средства массовой информации той эпохи. Синематограф и разнообразная доступная пресса отражали широкий спектр и своеобразие общественных взглядов вологжан, а также различия в их отношении к модернизаци-онным процессам. В этом смысле интересна и показательна острая полемика, развернувшаяся между право-монархическим изданием «Русский Север», выходившим в городе в дореволюционный период с 1907 по 1910 г. и ставшим рупором и проповедником консервативных взглядов в городе, и лево-либеральной газетой «Вологодский справочный листок» (с 1909 по 1918 г. - «Во-
логодский листок»), которая исповедовала, условно говоря, прогрессивные идеи.
В аспекте макроисторического исследования культуры Вологодской губернии как общероссийского явления был применен типологический метод. Благодаря этому были выявлены и обобщены устойчивые и повторяющиеся явления и процессы в культуре раннего модернизма, которые были распространены в других провинциях и в столицах России. Генерализация таких процессов и явлений была выполнена на основе ансамбля признаков, характерных для культуры этой эпохи (вера в безграничный прогресс в науке, технике, политике, искусстве, отказ от традиции и культ новизны, индивидуализм, культивирование свободы личности и др.). Так, надо отметить, что колыбелью отечественной космонавтики является провинциальная Калуга, где в те же самые годы скромный учитель К.Э. Циолковский, вдохновляемый новыми перспективами, появившимися перед его современниками, совершил не только ряд значимых научных открытий, вплотную приблизивших человечество к выходу за пределы Земли, в космос, но и разрабатывал основы новой, космической этики. Кроме того, многие исследователи истории русской провинциальной культуры указанного периода, такие, как Т.М. Гусева, Т.И. Кильдюшкина, Н.В. Кирьянова, Е.В. Полутина, Е.Б. Фирсова, А.Е. Ястребов и др., отмечают и выделяют такие общие для всех русских регионов процессы и явления, как широкую демократизацию культуры; особую, всё возрастающую роль не только общероссийской, но и местной периодической печати; деятельную позицию провинциальной интеллигенции,
выражавшуюся в возникновении большого количества творческих объединений с просветительскими целями; демократизацию и растущую популярность провинциального театра и пр. Таким образом, культура Вологодской провинции рассматриваемого времени отличалась высоким уровнем развития модернистских процессов, и в этом отношении она была показательной не только как локальный, но и как общерусский тип культуры России эпохи раннего модернизма.
Переход от эпохи позитивизма к становлению культуры модернистского типа, проходивший на рубеже веков, охватывал все сферы социокультурной жизни: научно-техническую, художественную, духовно-нравственную, политическую и др. Важно отметить, что именно в тот период провинция всё более активно включалась не только в общенациональные, но и мировые процессы, и эта ее новая роль стала одним из важных и показательных феноменов наступившей эпохи, а изучение культурной ситуации, складывавшейся в Вологодском крае в тот период, дало возможность проследить эти сложные изменения и явления в их взаимосвязи. Обращение к значительному корпусу местной и столичной периодической печати как к аутентичным и весьма информативным текстам позволило воссоздать своеобразные грани вологодской культуры этого времени, выделить основные ее характеристики, показать глубокие исторические корни и культурные традиции губернии, выявить активность членов местного сообщества в процессе ее становления, а также наличие опыта изучения, сохранения, трансляции и воспроизведения культурных ценностей этой земли.
Список литературы:
[1] Вологодский справочный листок / Ред.-изд. А.А. Виноградов. - Вологда, 1909-1911.
[2] Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.
[3] Канунова Т.Н. Кино Вологодчины / Предисл. О.А. Кувшинникова. - Вологда: Вологодский областной информационный центр, 2013. - 269 с.
[4] Лукомский Г.К. Вологда в ее старине / Репринтное воспроизведение издания 1914 г. - Вологда: Компьютерная информационно-издательская служба, 1991. - 368 с.
[5] Маркарян Э.С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / Отв. ред. и сост. А.В. Бондарев. -М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. - 656 с.
[6] Поликультурное пространство Российской Федерации: в семи книгах / Науч. рук. и гл. ред. Л.М. Мосолова. Книга V. Культура Северо-Запада России / Отв. ред. книги А.Ю. Чукуров. - СПб.: Петрополис, 2013. - 268 с.
[7] Русский Север / Ред.-изд. М.Н. Барач. - Вологда, 1907-1910.
[8] Северное время / Ред.-изд. Ф.К. Павлов. - Вологда, 1912.
[9] Собакина А.А. Революция как экзистенциальное переживание, или исповедь русского монархиста. Мировоззренческие взгляды одного из представителей движения правых в России начала ХХ века. - Вологда: Вологодский государственный технический университет, 2013. - 83 с.
[10] Спивак Д.Л. Метафизика Петербурга: Начала и основания. - СПб.: Алетейя, 2003. - 479 с.
[11] Флиер А.Я. Культурология для культурологов / Уч. пос. для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.