УДК 323.383:316.663.23
UDC 323.383:316.663.23
C.B. НИКИФОРОВ
студент 3 курса, факультет международных отношений, МГИМО (У) МИД РФ
S.V. NIKIFOROV
Third year student, International relations faculty, MGIMO
University
ВОЛНЫ ЭТНОГЕНЕЗА. ИНЫЕ ГЕНЕЗЫ ЭТНОСФЕРЫ. КОНЦЕПЦИЯ ГЕОХОМОГЕНЕЗОВ: В РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ И ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА
WAVES OF ETHNOGENESIS. OTHER GENESES OF THE ETHNOSPHERE. THE CONCEPT OF GEOHOMOGENESES: IN THE DEVELOPMENT OF L. N. GUMILEV'S THEORY OF PASSIONARITY AND ETHNOGENESIS
В статье на основе теории пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева выстраивается авторская концепция волн этногенеза, иных генезов этносферы, геохомогенезов, дается анализ исторических событий 20 и 21 веков и делается исторический прогноз на ближайшее будущее.
Ключевые слова: пассионарность, генезы этносферы, волны этногенеза, этногенез, геохомогенез, фоедоге-нез, трибогенез, ноосферогенез.
In the article on the basis ofL. N. Gumilev's theory ofpassionarity and ethnogenesis the author's concept of the waves of ethnogenesis, other geneses of the ethnosphere and geohomogeneses is built; the analysis of the historical events of the 20th and 21st centuries is given and a historical prediction for the nearest future is made.
Keywords: passionarity, geneses of the ethnosphere, waves of ethnogenesis, ethnogenesis, geohomogenesis, phoedogenesis, tribogenesis, noospherogenesis.
Согласно теории пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева, в этносфере нашей планеты происходит процесс, способствующий зарождению, росту, старению и угасанию народов, цивилизаций, культур, - всего того, что может быть названо этносом или какой-либо иной этнической системой. Однако так ли однообразны процессы этносферы, ограничивается ли процесс жизни человеческих сообществ сферой, охватывающей социальные, экономические, культурные, духовные, правовые, политические и все прочие процессы, объединяющие людей в системы, одним лишь этногенезом? Не является ли сам этногенез лишь одним из уровней более глобального процесса или хотя бы одним из элементов системы процессов?
Этногенез в концепции Гумилева1 объясняет причины расцвета и упадка отдельных этнических систем, однако системные процессы и явления в истории человечества таким образом оказываются затронуты лишь частично. На наш взгляд, их возможно объяснить и понять через выявление общего системного процесса. Достаточно предположить, что образование государств, формирование систем международных отношений, мирового хозяйства, международных организаций, возникновение мировых войн, выход человечества в космос, развитие идей глобализации и достижения великих географических открытий - все это звенья одной цепи, одного процесса, следствием которого может также являться и развитие правовых норм и институтов, каче-
1 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли/Zhttp://
gumilevica.kulichki.net/EBE/index/html
ственные скачки в философской, естественно-научной и творческой мысли, что были характерны для всего человечества. Например, формирование международного права, развитие философии космизма, открытие и эксплуатация энергии ядерного распада, возрождение изобразительного искусства в Средневековье.
Более того, свидетельством существования процесса более глобального, чем этногенез, может служить эволюционное развитие самих этнических систем. От малых этнических субстрат или субэтносов - до этноса. От этноса - до суперэтноса. А от суперэтноса, вероятно. - и до суперэтнической системы. Что такое «суперэтническая система»? Мы предлагаем использовать данное определение для обозначения предположительного суперэтнического объединения, то есть фактически некоего симбиоза цивилизаций, который, вероятно, вот уже несколько столетий зарождается на глазах всего человечества. Наиболее очевидным доказательством этому является развитие международных отношений как особого института и способа взаимодействия между различными суперэтносами. Возникновение и смена моделей системы международных отношений (Вестфальской, Версальско-Вашингтонской и Я лти не ко-По гс да мс ко й). проведение международных конгрессов, создание Лиги Наций. ООН и иных международных организаций. Начиная с XX века и на сегодняшнем этапе это также создание различных интеграционных объединений, союзов и альянсов по идеологическому принципу, например. сторонники фашизма и антифашисты, капиталисты и коммунисты, приверженцы концепции мировой
© С. В. Никифоров © S.V. Nikiforov
M
империи-гегемона и защитники идеалов многополярного мира. Кстати, стоит отметить, что крайне интересно формирующееся в наши дни деление на «своих и чужих» по принципу отношения к религии и духовности. Так, уже сейчас отчетливо видны три основных условных идеологических центра, вокруг которых могут начаться процессы интеграции суперэтносов в суперэтнические системы - фоеды (от лат. «1ое(1их» - союз, союзный, клятвенный договор): центр максимального либерализма - США, центр радикального фундаментализма
- Исламское государство и, вероятно, прорисовывающимся уже сейчас центром умеренного консерватизма может быть названа Россия.
Кстати, важно отметить, что процесс фоедогене-за, выявляемый, прежде всего, через развитие международных отношений, коррелируется также с тем, что можно назвать «волнами этногенеза». Подробно это понятие было нами раскрыто (с точки зрения истории права) в статье «Право и метод Гумилева2», сейчас же остановимся лишь на ключевых моментах. Волны этногенеза можно выявить через анализ важнейших для человечества событий в сфере развития науки и культуры. Как правило, вначале гениальная идея впервые высказывается на акматической фазе этногенеза того или иного этноса, то есть тогда, когда в этнической системе присутствует больше всего пассионарности, однако, пройдя сквозь крайне энергозатратную фазу надлома, на практике идея воплощается в жизнь или обретает новое массовое звучание уже в рамках инерционной фазы
- периода, именуемого Л.Н. Гумилевым «золотой осенью» этноса.
Таким образом, соотнеся великие события в истории человечества с этногенезами, происходившими примерно в одно историческое время, можно обнаружить закономерность. Как правило, для этнических систем, возникших в результате одного-двух пассионарных толчков, будет характерен великий культурный вклад в историю человечества также на относительно небольшом с точки зрения истории промежутке времени. И вот этот самый промежуток времени, пользуясь терминологией метода Гумилёва, и можно назвать определенной волной этногенеза, для этносов которой будут характерны определённые общие особенности.связанные, например, со схожей социальной структурой общества, правовой структурой государства, созданными данным этносом. Сейчас же, вероятно, мы живем во времена Пятой волны этногенеза, к которой можно отнести, например, российский, османский, судя по всему, переживший в очередной раз пассионарный толчок, китайский Суперэтнос, а также находящиеся в начале пассионарного этногенеза этнические системы Латиноамериканского мира. На предыдущей волне фое-догенез, вероятно, находился в инкубационной фазе, теперь же, скорее всего, он уже перешел в фазу скрытого подъема, и воздействие его на этносферу в дальнейшие несколько столетий лишь только увеличится.
2 Никифоров С. В. Право и метод Гумилева// Альманах «Наука и право». 4.9. Орел. 2015. С.78-91.
Однако является ли процесс зарождения и жизни Суперэтнических систем - фоедогенез - конечной точкой в эволюционном пути человечества, был ли этногенез точкой начальной?Думается, можно говорить о наличии еще как минимум двух процессов в этносфе-ре нашей планеты. Но предлагаем вначале дать определение самим процессам этносферы. Геохомогенез, на наш взгляд, - термин, необходимый для обозначения всех генезов на нашей планете, касающихся этносферы. Введение данного термина позволит облегчить дальнейшие научные исследования, затрагивающие вопросы этногенеза, фоедогенеза и, возможно, иных генезов Земли. Таким образом, этногенез, фоедогенез - это геохомогенезы. Вероятно, не будет являться спорным утверждение о том, что этносы как таковые возникли не сразу, как только на земле появился человек, биологически практически идентичный человеку современному.
Однако на процесс адаптации в рамках занятого отдельной группой людей ландшафта, на создание собственных культурных традиций, религиозных верований, семейных устоев, способов хозяйственной деятельности, на выработку языка и норм естественного права - на все это нужно было время. И все это вполне может являться одним цельным процессом этносферы - процессом образования и жизни племени, который может быть условно назван «трибогенезом» (от лат. tribus «племя»).
Вероятно, трибогенез практически ушел в прошлое (если, конечно, история человечества спиралевидна, а не циклична). а значит, в свое время вслед ему могут исчезнуть как явления массовое этногенез3 и даже фоедогенез. Ведь, думается, история геохомогенезов если и не эволюционна. то как минимум спиралевидна. А значит, что-то должно прийти на смену старым этническим моделям. Как на смену племени пришел этнос, так на смену этносу, вероятно, сегодня приходит суперэтнос. Его заменит, судя по всему, уже известный нам фоед. Однако к чему приведет генез последнего? На наш взгляд, фоедогенез, в конечно счете, под действием все более и более тесного и взаимосвязанного человеческого сообщества приведет к формированию ноосферы. Когда каждый человек сможет сказать, что он не просто русский, китаец, индиец или что он не только часть большого фоеда, но - землянин, и, по сути, если он будет достаточно пассионарным, то готов пожертвовать собой во имя процветания единого великого отечества - Земли.
Наша идея во многом соответствует воззрениям русских космистов4 и, разумеется, основывается, прежде всего, на концепции Вернадского5 о ноосфере, представлениях Федорова6 об идеально земном обществе и идеях
3 О чем, кстати, нередко говорят в условиях сегодняшнего дня некоторые ученые, утверждая, что по отношению к процессам современности теория пассионарности и этногенеза «устарела» ввиду НТП.
4 Русский космизм. М., 1993.
5 Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука. 1991.
6 Фёдоров Н. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982.
Циолковского7 о человеке космическом. Разумеется, говоря о ноосферогеиезе, нельзя не затронуть деление на «своих и чужих», проявляющееся через комплиментар-ность этнических систем. Думается, что к тому времени, как будет сформирована ноосфера Земли, человечество уже сможет освоить ближайшее космическое пространство достаточно для образования поселений и колоний на иных небесных телах (хотя всегда есть и более фантастичный вариант возникновения комплиментарности нового порядка - встреча с внеземным разумом), а значит, будут созданы иные этнические системы, с которыми землянам будет возможно противопоставить себя и, следовательно, самоидентифицироваться8.
Однако, возвращаясь к реалиям дня сегодняшнего, мы. вероятно, должны также сделать акцент и на практическом направление нашей научной работы. Мы считаем важным понять, каким образом в наше время и в ближайшем будущем проявит себя фоедогенез и как скоро могут стать «устаревшими» понятия «субэтнос» и «этнос». Нам представляется весьма важным описать возможные сценарии фоедогенеза, которые затронут ключевых игроков на современной геополитической карте мира, спрогнозировать ближайшие в исторической перспективе новые формы, институты и способы взаимодействия государств и суперэтносов в международных отношениях, проработать концепцию современной системы международных отношений и ее развития в недалеком будущем, миропорядка в рамках многополярной системы, используя при этом теорию пассионарности и этногенеза, а если быть еще точнее, методологию, созданную Л. Н. Гумилевым.
Разумеется, не может вызывать сомнений существование в XXI веке международной системы как самостоятельной, активно развивающейся единицы в рамках общественно-политический процессов, происходящих в этносфере, доказательством этому может вновь явиться наличие соответствующих правовых институтов и норм. Например, И. И. Лукашук отмечает: «Категория "международное сообщество" находит все более ощутимое отражение в праве. ...Народ России принял Конституцию, "сознавая себя частью мирового сообщества" (преамбула)», а «из Венской конвенции о праве международных договоров видно, что речь идет не просто о сумме государств, а об определенном социально-политическом образовании»9. Поэтому можно говорить о том, что фоедогенез реален, и развитие международных отношений через развитие мирового сообщества подтверждает данный факт. Уже сегодня мы видим несколько ключевых векторов-идеологий, вокруг которых может возникнуть база для нового этапа фоедогенеза: это и вопросы в области международною права - со-
7 Циолковский К. Э. Циолковский К. Э. Монизм Вселенной. Космическая философия // Русский космизм, М-, 1993. С. 274-275.
8 В связи с этим, идеи космохомогенеза, а также, например селенохомогенеза или аресохомогенеза, представляются крайне перспективными.
9 Лукашук И. И. Международное право: Особенная часть. Изд. 3. М., 2005 // http://lib.sale/pravo-mejdunarodnoe/lukashuk-mejdunarodnoe-pravo.html
отношения двух комплексов принципов и норм: первый образует те из них. которые определяют основные права и обязанности государств, а второй - принципы и нормы о правах человека, например, коллизия между верховенством прав человека и верховенством государственного суверенитета при решении острейших внешнеполитических проблем в международных отношениях и концепции нового миропорядка (однополяр-ная или многополярная системы), а также отношение к традиционным культурным и духовным цивилизацион-ным ценностям (максимально либеральное, радикально фундаментальное и умеренно консервативное).
Помимо этого также заметны новые идеологические линии, вокруг которых может пойти фоедогенез. Таковыми могут быть трансгуманизм и естественная эволюция человека, концентрация науки на развитие вовнутрь (освоение океанов, полюсов, пустынь, улучшение жизни человека на Земле) и вовне (освоение космического пространства, адаптация человека к внеземным условиям жизни), приоритет защиты земной экологии и активное использование земных ресурсов на благо «царей природы». Кроме того, разумеется, вполне может появиться идеологическое противопоставление на уровне новых глобальных философских идей общественного и государственного устройства, которые либо придут на смену, например, капитализму и коммунизму, либо разовьются из уже существующих идеологических концепций. Так или иначе, фоедогенез как данность и исторический факт будет реальным на следующей волне этногенеза, что и есть новая фаза ноосферогенеза.
Почему? Потому что тогда на смену нынешним этническим системам, родившимся хоть и в условиях тесно связанного, но не объединенного постоянными миграционными потоками, мировым хозяйством, массовой культурой и всемирными информационными системами мира, придут возникшие и выросшие в условиях глобализации этносы, содержащие в себе крайне разнообразную генетическую и культурную базу, что может явиться наиплодотворнейшей почвой для возникновения фоедов (суперэтнических/ межцивилизаци-онных систем).
В связи с этим, кстати, возникает вопрос о том, к какой волне этногенеза относится ряд «пограничных пассионарных всплесков», например, регенерация китайского этноса XX в. Ив случае отдельного исследования, ответив на данные вопросы, можно будет как сформировать особые прогнозируемые сценарии и по развитию, и по взаимодействию данных этнических систем, так и создать модели и формы поведения, действия и развития, предпочтительные для представителей, например, российского суперэтноса в подобных условиях.
Таким образом, стоит отметить, что Шестая волна этногенеза соответствует моменту возникновения фоедов. Это является закономерным элементом в предположительной системе геохомогенеза. направленного как минимум на ноосферогенез. Сам этнический геохомге-нез может быть изображен на указанной схеме. Причем
помешать воплощению данной концепции может разве что глобальная катастрофа или новая мировая война, которые могут отбросить человечество в эпоху «до великих географических открытий», что пока что кажется маловероятным даже в случае мирового конфликта, т.к. мир ныне стал настолько взаимосвязанным, что обрубить эти связи будет возможно, лишь разрушив его практически до самого основания, что, будем надеяться, в ближайшей перспективе из наших расчетов и исследований все же лучше исключить.
Ноосфера
Субэтяос или Ш этнический Я субстрат
■ Племя
И тем не менее, рассмотренные в данной статье вопросы касались естественного геохомогенеза этносфе-
ры и его составляющих, имеющих природное, можно даже сказать, эволюционное происхождения. По сути, все они формируются согласно теории Л. Н. Гумилева, под активным воздействием пассионарности, которая возникает вследствие проникновения космической энергии (особого излучения) в организм человека, и отвечают, прежде всего, на естественные нужды и потребности людей, объединенных в коллективы и системы в рамках этносферы. Важнейшим здесь является привязка этнических систем к вмещающему ландшафту - то есть, понятие родины и возникающее, вероятно, также и из этого чувства стремление к созданию государственных институтов, а также тот факт, что инициатива образования этнических систем, скорее, естественна и даже природна, а ключевые решения принимаются и осуществляются пассионариями из-за естественного хода геохомогенезов.
Однако, предположительно, существуют и процессы «искусственного геохомоегнеза», инициатором которых выступает не природа, а сам человек, но в отрыве от нее, вопреки оной. И вполне вероятно, что подобные процессы формируют искусственные этнические системы, создающие структуры, к естественной родине не привязанные и не полагающиеся на национальные интересы. И роль их сегодня также становится все более и более значимой.
Библиографический список
1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.
2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли// http:// gumilevica.kulicliki.net/EBE/mdex/litml
3. Лукашук II. II. Международное право: Особенная часть. Изд.З. М, 2005 // littp://lib.sale/pravo-mejdimarodnoe/liikasliuk-mej dunarodnoe-pra vo. html
4. Никифоров С.В. Право и метод Гумилева// Альманах «Наука и право». Ч. 9. Орел, 2015. С.78-91.
5. Русский космизм. М., 1993.
6. ФёдоровН. Ф. Сочинения. М: Мысль, 1982.
7. Циолковский К. Э. Монизм Вселенной. Космическая философия // Русский космизм. М., 1993. С. 274-275.
References
1. Vemadsky V. I. Scientific thought as a planetary phenomenon. M.: Nauka, 1991.
2. Gumilev L. N. Ethnogenesis and the biosphere of the earth// http:// gmiiilevica.kuhchki.net/EBE/index/html.
3. Lukashitk I. I. International law: Special part, Ed.3. M, 2005// http://lib.sale/pravo-mejdunarodnoe/hikashuk-mejdunarodnoe-pravo.html.
4. Nikifomv S.V. Law and Gimiilev's method// the Almanac "Science and law". Part 9. Orel, 2015. Pp. 78-91.
5. Russian cosmism. M., 1993.
6. Feimm-N. F. Works, M.: My si', 1982.
7. Tsiolkovsly K.E. Monism of the Universe. Cosmic philosophy //Russian cosmism. M., 1993. Pp. 274-275.