Научная статья на тему 'ВОЛЬНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА И ПЕТР ЛЕСГАФТ'

ВОЛЬНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА И ПЕТР ЛЕСГАФТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
46
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЛЬНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА / УЧЕНЫЙ-ЭНТУЗИАСТ / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / АВТОНОМИЯ И АВТОРИТАРНОСТЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПРОПЕДЕВТИКА / FREE HIGHER SCHOOL / ENTHUSIAST SCIENTIST / SOCIAL AND PEDAGOGICAL MOVEMENT / AUTONOMY AND AUTHORITARIANISM OF HIGHER SCHOOL / PROPEDEUTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Евгений Акимович

Статья посвящена становлению и развитию Вольной высшей школы, созданной под руководством выдающегося ученого-энтузиаста Петра Францевича Лесгафта. Лесгафт - один из первооткрывателей доступного всем желающим вольного высшего образования в России. Игнорируя весьма популярное у молодежи высшее учебное заведение с эффективной организацией учебного процесса, власти закрыли Вольную высшую школу, а Лесгафт и его соратники были принуждены искать другую работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE HIGH SCHOOL AND PETER LESGAFT

The author devoted this article to the formation and development of the Free Higher School, created under the leadership of the outstanding enthusiast scientist Peter Franzevich Lesgaft. Lesgaft is one of the first responders of free higher education available to everyone in Russia. Ignoring the very popular higher education institution among young people with effective organization of the educational process, the authorities closed the Free Higher School, and Lesgaft and his associates were forced to look for other work.

Текст научной работы на тему «ВОЛЬНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА И ПЕТР ЛЕСГАФТ»

doi:

УДК 37(075.8) 10.20310/1810-231X-2019-19-4(42)-77-81

ВОЛЬНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА И ПЕТР ЛЕСГАФТ

Князев Евгений Акимович

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Россия, г. Москва e-mail: evknyazev@gmail.com

Статья посвящена становлению и развитию Вольной высшей школы, созданной под руководством выдающегося ученого-энтузиаста Петра Францевича Лесгафта. Лесгафт -один из первооткрывателей доступного всем желающим вольного высшего образования в России. Игнорируя весьма популярное у молодежи высшее учебное заведение с эффективной организацией учебного процесса, власти закрыли Вольную высшую школу, а Лесгафт и его соратники были принуждены искать другую работу.

Ключевые слова: Вольная высшая школа, ученый-энтузиаст, общественно-педагогическое движение, автономия и авторитарность высшей школы, пропедевтика

В отечественной истории неоднократно реализованы амбитендентные варианты реконструкций: реформы и контрреформы высшего образования, сформирован колебательный ритм преобразований: автономная модель самоуправления регулярно сменялась авторитарным управлением. При монотонной цикличности перехода от тенденций либерализации академической жизни к бюрократическому режиму фактор прогресса высшей школы представляется весьма проблематичным. Проблема взаимоотношения общества, государства и высшей школы решалась с позиции «кто для кого?», что существенно схематизировало поиски вариантов разнообразия форм и методов развития системы и сводило их решение к утилитарному управленческому подходу. Реформы направлены на создание независимой саморазвивающейся, децентрализованной, автономной модели высшей школы, тогда как контрреформы трансформируют ее в авторитарную, формальную, централизованную модель, подчиненную жесткому бюрократическому диктату.

Процесс исторического противоборства амбивалентных авторитарной и автономной тенденций составляет сущность механизма социокультурной эволюции отечественной «государесообразной» высшей школы [2]. Монополия государства при жесткой политической детерминированности обусловила колебательный ритм амбитендентной эволюции

высшей школы. Исторический процесс трансформации централизованной, бюрократической, авторитарной модели в децентрализованную, либеральную, автономную регулярно завершался ретроградным возвратом к прежней модели, что позволяет констатировать маятниковую траекторию развития отечественного высшего образования.

Признание за образованием собственной аксиологии осуществлялось отнюдь не тривиальными социокультурными способами, как в правительственной сфере, так и в медленно эволюционирующем социуме. Проблема самоуправления профессорско-преподавательского сообщества приобрела сакраментальный характер, ибо ее решение определяло не только самостоятельность существования науки и высшего образования, но и степень социального и политического доверия, ей оказываемого. При этом отчетливо выявляется тривиальная корреляция: в период господства бюрократии высшей школе навязывался авторитарный личностно-отчужденный режим, неизбежно приводящий к стагнации, тогда как в эпоху либеральных преобразований манифестирует эгалитарная автономия и происходит переход к персоналистско-аксиоло-гической парадигме, что стимулирует энергичное развитие высшего образования.

Несамостоятельный характер эволюции высшей школы исторически обусловил монотонное чередование авторитарной и автоном-

ной моделей, при нисходящем типе преобразований, всецелой зависимости темпов и направлений развития системы от регулярно сменяющихся амбитендентных политических курсов. При этом контрреформы носили откровенный антиобразовательный характер и имели явную декларируемую цель элитарного, замкнутого, сословного обучения, т. н. «непросвещающего просвещения», недоступного большинству населения [2].

Выдающийся анатом, врач, педагог, Петр Францевич Лесгафт посвятил свою жизнь организации доступного всем желающим демократического вольного образования. По окончании Медико-хирургической академии, П. Ф. Лесгафт получил степень лекаря и звание уездного врача [2]. В 1865 г. он блестяще защитил диссертацию, а в 1868 г. стал экстраординарным профессором Казанского университета, где заслуженное уважение студенчества вызвало преследование властей. В 1871 г. министр Д. А. Толстой уволил Лес-гафта без права преподавания. Ученый открыл домашние общеобразовательные анатомические курсы - прообраз будущей Вольной высшей школы. Лесгафт призывал исследовать важнейшее научное направление, познать человека, «...направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных» [4].

В эпоху Великих реформ естественнонаучная мысль развивалась под знаком борьбы за освобождение личности и человеческой мысли от всяких пут и предрассудков. «Есть в человечестве только одно зло - невежество; против этого зла есть только одно лекарство -наука; но это лекарство надо принимать не гомеопатическими дозами, а ведрами и сороковыми бочками», - заявлял Д. И. Писарев [3]. Ученому, связывавшему психические процессы с физиологическими, министр «затмения» поспешил запретить чтение публичных лекций [3]. Ратуя за свободное образование, Лесгафт сформулировал особое требование: щадить личность своего воспитанника, и не сваливать свои неудачи ни на пресловутую «наследственность». Автор «Школьных типов» и «Семейного воспитания ребенка и его значения», ученый исследовал детские характеры и создал типологию учеников: угнетенный, злостно-забитый, заласканный, лицемер-

ный, честолюбивый, добродушный. Среди активных типов с «деятельно-повышенными проявлениями» он выделял лицемерный (отраженно-опытный), честолюбивый (подражательно-рассудочный с повышенным чувством первенства), добродушный (разумно-самостоятельный с преобладанием умственной деятельности). К числу пассивных с «инертно-угнетенными проявлениями» - относил мягко-забитый (рефлекторно-опытный), злостно-забитый (подражательно-рассудочный), угнетенный (разумно-исполнительный с преобладанием физической деятельности) [6].

Увлеченный благородной идеей «физического образования» и гимнастики, Лесгафт служил «гимнасиархом» - преподавателем гимнастики военной гимназии и вел занятия по разработанной им самим системе. Изучил методику подготовки учителей гимнастики, он написал исследование «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». Стремясь воплотить замысел воспитания всестороннего физически, умственно и духовно развитого человека, Лесгафт неутомимо трудился в Академии, в Главном управлении военно-учебных заведений способствовал открытию и становлению гимназии М. Н. Стоюниной. Директор Педагогического музея А. Н. Макаров пригласил отвергнутого казенной школой Лесгафта читать лекции по анатомии в переполненных аудиториях Педагогического музея и на домашних курсах [4].

В 1893 г. один из слушателей И. М. Сибиряков, брат известного промышленника, пожертвовал Лесгафту 200 тыс. наличными и здание стоимостью 150 тыс. руб. Ученый получил возможность организовать на основе принципов автономии и свободы научного творчества независимую исследовательскую, преподавательскую и просветительскую деятельность. В подаренном И. М. Сибиряковым здании Лесгафт открыл Биологическую лабораторию в 1894 г., в которой изучали анатомию, физиологию, зоологию, ботанику и эмбриологию [4].

Живой отклик научного сообщества и молодежи встретила организация двухлетних учебных курсов по подготовке руководительниц и воспитательниц физического образования под руководством Лесгафта. В 1896 г. более ста слушательниц принялись изучать циклы учебных дисциплин: методику проведения гимнастических упражнений, основы анатомии и физиологии, гигиену, теорию пластики,

зоологию, ботанику, психологию и педагогику, историю, литературу и др. предметы. Вскоре курс обучения увеличили до трех лет и включили в него: историю психологии, историю педагогики, физические упражнения, теорию движений, фехтование.

Курсы П. Ф. Лесгафта ширились и вырастали в уникальную Вольную высшую школу, где создавалось демократическое, единственное в своем роде автономное гуманитарное, естественнонаучное, антропологическое образование [3]. Слушательницы отличались подлинным энтузиазмом, ибо государственных дипломов на курсах Лесгафта не выдавали. Подлинный авторитет ученого и его соратников обеспечивали научно-организованный учебный процесс - вот что привлекало многочисленных слушательниц. «Лесгафтички» получали общее и профессиональное образование, лишенное казенщины и шаблонности [3].

В 1901 г. Лесгафт принял участие в составлении «Протеста 99-ти» против расправы над студентами у Казанского собора в марте того года. На сей раз, власти не только отстранили его от преподавательской деятельности, но министр внутренних дел предписал ему высылку из Петербурга на два года, в Финляндию, в Териоки. В прошении на высочайшее имя П. Ф. Лесгафт писал: «Мною создано три общественных учреждения, до такой степени тесно связанных с моей личной судьбой, что наложенное на меня наказание будет, в сущности, гибельно для моего дела». «Оставить без последствий и ответа» - так начертал царь. В МВД считали, что организованные им курсы воспитательниц и руководительниц физического образования созданы как «подготовительная революционная школа под руководством самых серьезных эмигрантов-революционеров» [1].

В 1905 г. «неблагонадежность» перестала быть причиной преследований со стороны полиции, ибо вся страна стала «неблагонадежной». Выдающийся социолог, автор научного труда «Происхождения современной демократии» М. М. Ковалевский, историк Е. В. Тарле, ученые И. П. Долбня, Н. М. Книпович и многие другие читали лекции в Высшей вольной школе Лесгафта [3]. Осознавая разницу между непросвещенной радикальной публикой, обреченной зайти в политический тупик, Лесгафт предпочитал организовать высшее образование для передовой демократической молодежи, стремящейся к познанию высших ценностей

науки. Его ровесник, отставной генерал-майор А. Л. Шанявский в том же году начал осуществлять замысел всей своей жизни - Вольный университет в Москве. Эти два шестидесятника стремились в меру своих сил и возможностей предотвратить бессмысленный и беспощадный русский бунт. Отметим идентичность замыслов создания вольного высшего образования многих представителей общественно-педагогического движения России. Общественная потребность формулировалась как: общеобразовательная высшая школа, доступное образование для всех стремящихся к науке и просвещению, «вне зависимости от пола, возраста, национальности и вероисповедания, социального и имущественного положения». Создатели негосударственной школы стремились создать для молодежи возможность беспрепятственно получить современное научное образование [3].

Вольная высшая школа Лесгафта состояла из: курсов воспитательниц и руководительниц физического образования; отделения биологических наук и отделения социального, по аналогии с Вольной русской школой общественных наук, открытой в Париже М. М. Ковалевским. Министерский надзор все-таки не желал допустить «вольности», однако, столоначальники на время утратили контроль за ситуацией. Вольной высшей школе приходилось каждодневно противостоять бюрократическому нажиму: «Сила кулака, штыка, вера без рассуждения» - вот те явления, где мысль человеческая играет мизерную роль, где нет человека. Вольная высшая школа стремится дать возможность всем желающим научно мыслить, найти в себе человека...» [2].

В 1905 г. полторы тысячи человек начали учиться на курсах у Лесгафта. На второй год -из более чем трех тысяч желающих принято было меньше трети: не хватало помещений. Открыли народное отделение - Коломенские рабочие курсы, разработанный П. Ф. Лесгаф-том прообраз той системы обучения, которая в СССР будет называться «рабфаком». Тысячи рабочих приходили слушать воскресные общедоступные публичные лекции. М. М. Ковалевский писал: «Люди не менее меня занятые, с учеными степенями или с одними только научными работами, люди, заканчивающие свое педагогическое поприще или только начинающие его, давно известные всей России, как Н. И. Кареев, И. И. Постников, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Н. А. Котляревский, или едва

заявившие о себе работами и лекциями... сменяли друг друга в одном и том же зале, буквально окруженные толпой слушателей» [4].

Стоит ли говорить, что власти поспешили закрыть Вольную высшую школу уже в июле 1907 г. Лесгафт обивал пороги ведомств с прошением возобновить преподавание, ему постоянно отказывали. В который раз его лишили возможности заниматься любимым делом, запрещая уникальные лекции, давшие многим молодым людям истинные ориентиры в науке, спасшее многих людей от полной безысходности. Никакие аргументы не могли смягчить каменные сердца блюстителей порядка. Энтузиаст-ученый открывает источники знания, а они всегда находят причину их закрыть.

В. М. Бехтерев в 1907 г. предложил семидесятилетнему профессору П. Ф. Лесгафту кафедру анатомии в только еще открывающемся Психоневрологическом институте. Однако читать лекции великий анатом уже не мог... Но он еще хотел вместе с М. М. Ковалевским участвовать в создании Петербургского Общественного университета в октябре 1909-го. Петр Францевич умер в ноябре 1909-го, в Египте, где надеялся вылечить хроническую болезнь почек. 120 лет назад похороны Лесгафта в городе на Неве превратились в многочисленную демонстрацию молодежи, студентов, курсисток, его слушателей и пациентов.

Неутомимость, беспокойность, целеустремленность - все это лишь слабые словесные формулировки для жизнеописания этого подвижника вольного высшего образования. Он понимал, что просвещение, образование, наука, свободная от формализма и казенщины вольная школа - таков единственный выход из затяжного кризиса системы народного просвещения. Отлично зная отношение столоначальников к науке и образованию, он не имел по этому поводу особых иллюзий.[3]. «Изучать человека» явно сложнее, чем им командовать: Лесгафт знал эту оборотную сторону романтической педагогики, которая чахнет в гулких казенных коридорах. У него был стимул в течение всей жизни противостоять «принудительному невежеству», упорно насаждаемому министерством «затмения», возможно, этим объясняется его особенная жизнестойкость, его стремительное восхождение на небосклон российской науки и образования.

Петр Лесгафт реализовал метафору лидера Реформации Лютера: «на том стою и не могу иначе». Его жизнь действительно напоминает подвиги великих подвижников эпохи Ренессанса. Реформатор российского образования, он преодолел колоссальный нажим со стороны чиновничества от просвещения, но ни сломить, ни согнуть его не удалось, ведь он сумел отыскать верный путь к истине: вольное образование для свободных людей. И по сей день Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья в Петербурге носит имя П. Ф. Лесгафта.

Литература

1. Государственный Архив Российской Федерации, ф. ДП.1904, Д. 2388, л. 40, 40 об.

2. Князев Е. А. История России. Вторая половина XIX-начало XX века. М., 2019.

3. Князев Е. А. История педагогики и образования. М., 2019.

4. Князев Е. А. История отечественной педагогики и образования. М., 2019.

5. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Избранные труды . М, 1987.

6. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Школьные типы (антропологический этюд). М., 1991.

References

1. Gosudarstvennyj АткЫу Rossijskoj Federatsii [State Archive of the Russian Federation], f. DP.1904, D. 2388, l. 40, 40 ob.

2. Knyazev E. А. Istoriya Rossii. Vtoraya polovina XlX-nachalo XX veka [History of Russia. Second half of the 19th-early 20th century]. Moscow, 2019. (In Russian).

3. Knyazev E. А. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya [History of pedagogy and education]. Moscow, 2019. (In Russian).

4. Knyazev E. А. Istoriya otechestvennoj pedagogiki i obrazovaniya [History of national pedagogy and education]. Moscow, 2019. (In Russian).

5. Lesgaft P. F. Rukovodstvo po fizicheskomu obrazovaniyu detej shkol'nogo vozrasta [Manual on Physical Education of School-Age Children] // Izbrannye trudy. - Selected Works. Moscow, 1987. (In Russian).

6. Lesgaft P. F. Semejnoye vospitaniye rebenka i ego znacheniye. Shkol'nye tipy (antropologicheskij etyud) [The child's family upbringing and its significance. School types (anthropological sketch)]. Moscow, 1991. (In Russian).

* * *

FREE HIGH SCHOOL AND PETER LESGAFT

Knyazev Evgeny Akimovich Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, Russia, Moscow e-mail: evknyazev@gmail.com

The author devoted this article to the formation and development of the Free Higher School, created under the leadership of the outstanding enthusiast scientist Peter Franzevich Lesgaft. Lesgaft is one of the first responders of free higher education available to everyone in Russia. Ignoring the very popular higher education institution among young people with effective organization of the educational process, the authorities closed the Free Higher School, and Lesgaft and his associates were forced to look for other work.

Key words: Free higher school, enthusiast scientist, social and pedagogical movement, autonomy and authoritarianism of higher school, propedeutics

Об авторе:

Князев Евгений Акимович, доктор педагогических наук, профессор Всероссийского института океанографии и рыбного хозяйства (ВНИРО), г. Москва

About the author:

Knyazev Evgeny Akimovich, Doctor of Pedagogics, Professor of Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.