Научная статья на тему 'ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ЗАБГУ'

ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ЗАБГУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
волейбол сидя / волевые качества / психологическая подготовка / студенческий волейбол / нравственные качества / sitting volleyball / volitional qualities / psychological training / student volleyball / moral qualities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

В статье описано констатирующее исследование по изучению волевых качеств (сила воли, терпеливость, упорство, настойчивость, склонность и готовность к риску) у студентов Забайкальского государственного университета – членов сборной по волейболу сидя. Автор статьи приходит к выводу, что волейбол сидя является эффективным средством развития волевых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITTING VOLLEYBALL AS MEANS OF DEVELOPING STRONG-WILLED QUALITIES IN STUDENTS OF ZABSU

The article describes a ascertaining study on the study of volitional qualities (willpower, patience, perseverance, perseverance, propensity and willingness to take risks) among students of the Trans–Baikal State University members of the sitting volleyball team. The author of the article concludes that sitting volleyball is an effective means of developing strong-willed qualities.

Текст научной работы на тему «ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ЗАБГУ»

УДК 796 Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

Непомнящих П.А.

студентка ФФКиС, Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

Клименко О.Е.

к.п.н., доцент кафедры педагогики Забайкальский государственный университет (г. Чита, Россия)

ВОЛЕЙБОЛ СИДЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ЗАБГУ

Аннотация: в статье описано констатирующее исследование по изучению волевых качеств (сила воли, терпеливость, упорство, настойчивость, склонность и готовность к риску) у студентов Забайкальского государственного университета - членов сборной по волейболу сидя. Автор статьи приходит к выводу, что волейбол сидя является эффективным средством развития волевых качеств.

Ключевые слова: волейбол сидя, волевые качества, психологическая подготовка, студенческий волейбол, нравственные качества.

Для достижения выдающихся спортивных результатов, наряду с физическими качествами, спортсмен должен обладать высоким уровнем развития волевых качеств. Такие волевые качества как сила воли, терпеливость, упорство, настойчивость, склонность и готовность к риску имеют большое значение для спортсменов на всех этапах подготовки, что подтверждается в исследованиях Е.Г. Назирова (2021), С.А. Носова (2021), Н.Е. Слинкиной (2021), И.М. Слободчикова (2022) и других.

Волейбол сидя - это адаптированная форма волейбола, которая отличается от классического волейбола тем, что игроки сидят на полу [1]. Игра в волейбол сидя полезна не только для физического развития, но также и для формирования волевых качеств. Спорт требует от игроков высокой силы воли, терпеливости, упорства, настойчивости и готовности к риску.

Цель исследования - оценить уровень развития волевых качеств у членов сборной ЗабГУ по волейболу сидя.

Для того, чтобы оценить уровень развития волевых качеств, было проведено констатирующее исследование среди членов сборной ЗабГУ. В исследовании приняли участие10 человек, среди них - 5 девушек, 5 юношей, возраст - от 18 до 24 лет.

Для изучения и оценки уровня развития волевых процессов, были использованы:

1) психологические методики: авторский опросник, позволяющий оценить себя по следующим параметрам: сила воли, терпеливость, упорство, настойчивость, склонность и готовность к риску,

2) метод функциональных проб (проба Штанге),

3) наблюдение с использованием карт наблюдения Н.Е. Слинкиной.

В ходе исследования участников попросили оценить свои волевые качества с помощью опросника, разработанного автором исследования.

Полученные результаты самооценки волевых качеств у членов сборной ЗабГУ мужского (Таблица 1) и женского (Таблица 2) пола представлены нами ниже.

Таблица 1. Результаты самооценки волевых качеств у волейболистов сборной

ЗабГУ.

Испытуемый Самооценка (баллы)

Сила воли Терпеливость Упорство Настойчивость Склонность и готовность к риску

Рез-т Оценка Рез-т Оценка Рез-т Оценка Рез-т Оценка Рез-т Оценка

1 15 С 13 С 19 В 17 В 13 С

2 17 В 14 С 19 В 16 В 16 В

3 14 С 15 С 15 С 16 В 13 С

4 15 С 16 С 13 С 14 С 16 В

5 19 В 18 В 18 В 19 В 14 С

Х ср. 16 В 15,2 С 16,8 В 16,4 В 14,4 С

Таблица 2. Результаты самооценки волевых качеств у волейболисток сборной ЗабГУ.

Испытуемый Самооценка (баллы)

Сила воли Терпеливость Упорство Настойчивость Склонность и готовность к риску

Рез-т Оценка Рез-т Оценка Рез-т Оценка Рез-т Оценка Рез-т Оценка

1 14 С 16 В 14 С 14 С 10 Н

2 14 С 17 В 15 С 16 В 11 С

3 15 С 15 С 15 С 12 С 14 С

4 16 В 18 В 17 В 16 В 16 В

5 13 С 17 В 14 С 17 В 15 С

Х ср. 14,4 С 16,6 В 15 С 15 С 13,2 С

Самооценка волевых качеств показала следующие результаты: сила воли находится на высоком уровне у мужчин (16 баллов) и на среднем уровне (14,4 балло в) у женщин. Терпеливость у мужчин находится на среднем уровне (15,2) и на высоком (16,6) у женщин. Мужчины отличаются более высоким уровнем

упорства (16,8 баллов) по сравнению с женщинами (15 баллов - средний уровень). Высокий уровень (16,4 балла) настойчивости был отмечен у мужчин (высокий), и средний уровень у женщин (15 баллов). Исследование показало, что мужчины и женщины - члены сборной ЗабГУ - обладают средним уровнем готовности и склонности к риску, но среди мужчин данный показатель выше (14,4 балла у мужчина и 13,2 балла у женщин).

Для исследования терпеливости Н.Е. Слинкина предлагает использовать пробу Штанге [5], так как в ряде исследований, была выявлена «тесная корреляция между степенью развития терпеливости, зафиксированной в пробе с удержанием усилия, и степенью развития этого качества, обнаруженной в пробе с задержкой дыхания» [2, с. 176].

В Таблице 3 представлены результаты выполнения дыхательных проб. Т1 - время, когда испытуемому захотелось сделать вход. Т2 - время, когда испытуемый сделал вдох. Затем рассчитывается так называемый «процент терпеливости» или величина волевого усилия [5].

Таблица 3. Результаты оценки волевых качеств у спортсменов сборной ЗабГУ.

Испытуемый Мужчины Женщины

Т1 Т2 % Т1 Т2 %

1 56 65 16,1% 39 44 12,8%

2 61 74 21,3% 40 50 25,0%

3 62 73 17,7% 41 52 26,8%

4 59 69 16,9% 42 59 40,5%

5 59 70 18,6% 38 47 23,7%

Х ср. 59,4 70,2 18,1% 40 50,4 26,0%

Из представленных данных видно, что у женщин общий процент терпеливости (величина волевого усилия) выше по сравнению с мужчинами. Средний процент терпеливости у женщин составляет 26,0%, тогда как у мужчин - 18,1%.

Для того, чтобы оценить проявление волевых качеств спортсменов в тренировочном процессе, мы использовали карту наблюдения Н.Е. Слинкиной [5]. Оценка проводилась тренером команды.

Представим результаты наблюдения за волейболистами в ходе первой тренировки в Таблице 4.

Таблица 4. Результаты наблюдения за спортсменами в ходе первой тренировки.

Испыту Проявления воли

емый Целеустремле Настойчив Решитель Инициативн Выдержка Общая Урове

нность ость и ность и ость и и сумма нь

упорство смелость самостоятель самооблад баллов

ность ание

М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж

1 4 4 4 5 4 5 4 5 3 3 19 22 С В

2 4 4 4 3 5 3 4 3 3 5 20 18 В С

3 5 3 5 4 5 3 4 4 4 5 23 19 В С

4 5 4 5 3 4 4 5 3 4 4 23 18 В С

5 4 5 4 4 5 4 5 4 4 4 22 21 В В

Х ср. 4,4 4 4,4 3,8 4,6 3,8 4,4 3,8 3,6 4,2 21 19 В В

,4 ,6

Результаты наблюдений за спортсменами в ходе первой тренировки показали, что спортсмены мужского пола демонстрируют более высокие показатели настойчивости (4,4 балла у мужчин и 3,8 баллов у женщин), целеустремленности (4,4 балла у мужчин и 4 балла у женщин) и решительности (4,6 балла у мужчин и 3,8 баллов у женщин). Женщины, с другой стороны, продемонстрировали более высокий уровень самообладания (3,6 балла у мужчин и 4,2 баллов у женщин). Оба пола в среднем достигли высокого уровня проявлений воли (21,4 балла у мужчин и 19,6 баллов у женщин).

Наблюдение за спортсменами в ходе шестой тренировки показало следующие результаты (Таблица 5, рисунок 1).

Таблица 5. Результаты наблюдения за спортсменами в ходе шестой тренировки.

Исп Проявления воли

ытуе Целеустремлен Настойчи Решительно Инициативн Выдержка Общая Урове

мый ность вость и сть и ость и и сумма нь

упорство смелость самостоятел самооблад баллов

ьность ание

М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж

1 5 4 5 5 4 5 4 4 4 4 22 22 В В

2 4 5 4 3 5 3 5 5 3 5 21 21 В В

3 5 3 5 4 5 4 4 4 4 4 23 19 В С

4 5 4 4 4 5 4 5 4 4 4 23 20 В В

5 4 5 4 4 5 4 4 5 4 5 21 23 В В

Х 4,6 4,2 4,4 4 4,8 4 4,4 4,4 3,8 4,4 22 21 В В

ср.

Для сравнения результатов волевых проявлений у спортсменов на первой и шестой тренировке рассмотрим изменения по каждой из оценок. Проанализируем как средние значения, так и изменение уровня волевых проявлений.

После проведения шести тренировок по волейболу сидя среди спортсменов среднегрупповой уровень целеустремленности, а также решительности и смелости вырос на 0,2 балла. Уровень настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности остался без изменений. Показатели выдержки и самообладания увеличились на 0,1 балл. Средний показатель общей суммы баллов увеличился на 0,5.

Среди спортсменок среднегрупповой уровень целеустремленности, а также инициативности и самостоятельности остался без изменений. Уровень настойчивости и упорства повысился на 0,2 балла. Уровень выдержки и самообладания повысился на 0,4 балла. На 0,2 балла снизился уровень решительности и смелости, что связано с результатами одной из спортсменок. Средний показатель общей суммы баллов увеличился на 0,5. В целом, уровень волевых проявлений спортсменок повысился.

6

Женщины

5 4,4*,6 4,44,4 4,44,4

■ Первая тренировка ■ Шестая тренировка

■ Первая тренировка ■ Шестая тренировка

Рисунок 1. Результаты наблюдений за спортсменами в ходе первой и шестой тренировок.

Анализируя результаты первой и шестой тренировок, можно отметить улучшение показателей волевых качеств. Мужчины продемонстрировали высокий уровень силы воли, упорства и настойчивости. Женщины также показали рост волевых качеств, в том числе, терпеливости и настойчивости.

Таким образом, волейбол сидя способствует развитию волевых качеств студентов. Во время занятий волейболом сидя развиваются не только физические, но и психологические качества - сила воли, терпеливость, упорство, настойчивость, склонность и готовность к риску, что подтверждают результаты самооценки, проб и наблюдения. Выводы исследования указывают на эффективность волейбола сидя как средства для развития волевых качеств студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гурьев, А.А. Волейбол сидя перспективы развития / А.А. Гурьев, В.В. Бандуков, А.Н. Овсянников // Ученые записки университета Лесгафта. - 2015. -№6 (124). - С. 58-62;

2. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - 2-е изд. - Санкт Петербург: Питер, 2009. - 368 с;

3. Назиров, Е.Г. Формирование морально-волевых качеств студентов средствами физического воспитания и спорта / Е.Г. Назиров, Д.Р. Ягудин // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего. - 2021. - №5. - С. 286-292;

4. Носов, С.А. Волевые качества спортсменов. Роль тренера в выработке волевых качеств спортсменов / С.А. Носов, А.Е. Насонов // Наука-2020. - 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- №2 (47). - С. 59-62;

5. Слинкина, Н.Е. Исследование волевых качеств у волейболисток женской студенческой сборной по волейболу / Н.Е. Слинкина, Е.А. Волкова // Наука-2020.

- 2021. - №3 (48). - С. 168-177;

6. Слободчиков, И.М. Физическое воспитание и спорт как инструмент формирования морально-волевых качеств студентов / И.М. Слободчиков, С.В. Ульянкин // Инновационная наука. - 2022. - №2-1. - С. 89-91

Nepomnyashchikh P.A., Klimenko O.E.

Nepomnyashchikh P.A.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

Klimenko O.E.

Zabaikalsky State University (Chita, Russia)

SITTING VOLLEYBALL AS MEANS OF DEVELOPING STRONG-WILLED QUALITIES IN STUDENTS OF ZABSU

Abstract: the article describes a ascertaining study on the study of volitional qualities (willpower, patience, perseverance, perseverance, propensity and willingness to take risks) among students of the Trans-Baikal State University - members of the sitting volleyball team. The author of the article concludes that sitting volleyball is an effective means of developing strong-willed qualities.

Keywords: sitting volleyball, volitional qualities, psychological training, student volleyball, moral qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.