<<шушетим-ши©мак>>#щ17)),2©2© а physical education and sport
91
PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
УДК 796.325
Рябчук Александр Павлович Научно-исследовательский Ядерный Университет «МИФИ» DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11409 ВОЛЕЙБОЛ, КАК ВИД СПОРТА, В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗе
Ryabchuk Alexander Pavlovich
National Research Nuclear University (MEPhI)
VOLLEYBALL, AS A SPORT, IN A TECHNICAL UNIVERSITY
Аннотация.
В данной статье рассматривается понятие волейбола, как вида спорта в техническом ВУЗе. Рассматриваются основные задачи и особенности физической подготовки, принципы развития физических качеств студентов при овладении техникой игры в волейбол. Развитие личностных качеств студентов в процессе обучения игры в волейбол. Волейбол как средство подготовки студентов к производственному труду.
Abstract.
This article considers the concept of volleyball as a sport in a technical university. The main tasks and features ofphysical training, the principles of development of students' physical qualities while mastering the technique of playing volleyball. The development of students' personal qualities in the process of learning to play volleyball. Volleyball as a means ofpreparing students for production work.
Ключевые слова: волейбол, технический ВУЗ, спорт, физическое воспитание, спортивная секция.
Keywords: volleyball, technical university, sports, physical education, sports section.
Волейбол - один из самых популярных видов спорта в мире. Овладеть им на любительском уровне не самая трудная задача. Наибольшую популярность волейбол имеет среди молодых людей, хотя те, кому этот вид спорта сильно понравился, продолжают играть независимо от возраста.
Волейбол совершенствует, развивает физические качества и, как правило, в техническом ВУЗе, является частью программы физического воспитания студентов. Данный спорт является хорошим способом укрепить здоровье. За счет хорошего кровообращения во время игры укрепляется сердечнососудистая система. Постоянные тренировки оказывают воздействие на все группы мышц, повышают подвижность суставов, тем самым происходит укрепление костно-мышечной системы. Волейбол тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения. Также игра в волейбол развивает точность и ловкость. Тренируясь, человек вырабатывает у себя такие качества как: упорство, выносливость, настойчивость, смелость.
Чаще всего занятия проводятся по двум направлениям: в группах общефизической подготовки и в спортивных секциях по волейболу. В отличии от школьной программы, в ВУЗах студентам предоставляется возможность выбрать вид спорта, в котором он будет совершенствовать свои навыки. Это помогает повысить заинтересованность и активность студентов. Поскольку работа спортивных групп по волейболу стала, наряду с другими, одной из основных форм организации физического воспитания во многих технических ВУЗах, то особого внимания заслуживают вопросы планирования учебной работы, определения объема и содержания учебного материала, а также методики обучения.
Основной задачей физической подготовки студентов является укрепление здоровья, поддержание тела в тонусе, развитие физических качеств, таких как:, сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость. Для достижения новых спортивных результатов, необходимо поддерживать и улучшать физическую форму.
В группах общефизической подготовки волейболу обучают по принципу совершенствования. Студенты по результатам отбора попадают в группы в соответствии с их подготовленностью и с учетом желания заниматься волейболом. На занятиях студенты знакомятся с основами волейбола для последующего участия в массовых соревнованиях (первенство курса, факультета, вуза), а также повышают общефизическую подготовку
Организация учебно-тренировочной работы в секциях волейбола проводится по принципу спортивного совершенствования и направлена на улучшение технико-тактического мастерства и дальнейшее развитие двигательной и функциональной подготовленности. Занятия в спортивных секциях волейбола проводятся во внеучебное время. При большом количестве занимающихся создаются однородные по спортивной подготовке группы. При незначительном контингенте занимающихся волейболом студентов создаются группы из студентов различных факультетов и различного уровня подготовки. Лучшие спортсмены приглашаются в сборную команду ВУЗа, которая тренируется отдельно.
Сборная команда университета участвует в студенческих городских соревнованиях, отстаивая честь ВУЗа.
Основными задачами по подготовке студентов в группе по волейболу являются:
PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / <<ШШЭ(МиМ-Ши®Ма1>>#Щ17)),2©2©
92
- укрепление здоровья, способствуя разносторонней физической подготовленности;
- развитие скорости, гибкости, ловкости, ско-ростно-силовых качеств;
- обучение перемещениям и стойкам в волейболе;
- обучение основам техники подачи, приема и передачи мяча, нападающего удара, блокирования;
- обучение тактическим действиям в нападении и защите;
- адаптация к условиям игры на площадке;
- выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Основными физическими качествами, которые необходимы студентам для игры в волейбол, являются: сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Упражнения с весом способствуют развитию силы будущих волейболистов. Длительный бег помогает развивать выносливость. Челночный бег и комплекс ускорений на короткие дистанции развивает быстроту игроков. Ловкость можно улучшить, регулярно тренируя акробатические упражнения.
Учитывая специфику волейбола, следует использовать быстрые перемещения в тех направлениях, которые чаще всего встречаются в игре, дополнять их имитационным ударом или приемом. Так же нужно добавить упражнения максимально приближенные по структуре к техническим приемам игры. Прыжки на скакалке с максимальной скоростью также способствуют развитию быстроты игроков. Также тренировку стоит включить спортивные игры и основные упражнения по технике игры. Волейбол предъявляет высокие требования к ловкости игроков. Неожиданные двигательные задачи требуют быстроты и четкости выполнения движений. Ловкость зависит от деятельности анализаторов пластичности, саморегуляции. В результате тренировок повышается координация деятельности, сокращение и расслабление мышц-антагонистов.
Во время игры в волейбол у студентов развиваются также и личностные качества. Это происходит из-за того, что в командных видах спорта, результат игры зависит от каждого игрока, а не от отдельного, как в индивидуальных играх, таких как настольный или большой теннис. Выигрывает и проигрывает вся команда, вне зависимости от игры отдельных студент. Волейбол сплачивает людей для достижения заветной победы, благоприятно влияя на обстановку в студенческом коллективе. Команду следует считать такой же целостной спортивной единицей, как и отдельных спортсменов в индивидуальных видах спорта. Каждый студент должен действовать на благо команды, а не в угоду личным интересам. При обратной ситуации ставится под угрозу существование команды. Данное качество необходимо воспитывать на начальных этапах становления команды, потому что даже игроки с хорошей подготовкой не смогут показать должные результаты без определенных установок и командного духа.
Также необходимо отметить, что игра в волейбол оказывает положительное влияние на психическое здоровье студентов. Любая командная игра
способствует социализации и преодолению комплексов, связанных с трудностью общения. Волейбол помогает бороться с депрессиями и стрессом. Благодаря выбросу в кровь эндорфинов, во время физической активности, поднимается настроение и это оказывает благотворное влияние на нервную систему.
Таким образом, в ВУЗах технического профиля занятия по физическому воспитанию следует организовывать в группах со спортивной направленностью с учетом желания и физических возможностей студентов. Это приводит к повышению посещаемости и активности на занятиях студентов, улучшению физического развития занимающихся. Игра в волейбол - это хорошее время для проявления и развития таких качеств как взаимовыручки, смекалки и других личностных качеств, приобретения и развития физической подготовки. Это во многом является причиной того, что волейбол широко распространён среди населения. Волейбол больше, чем просто вид спорта. Переведенные ранее методики помогают общему физическому развитию студента. Волейбол является средством подготовки студентов к производственному труду. Ведь, многое профессии требуют проявление определенных физических качеств, быстрого переключения внимания, скорости реагирования.
Список используемой литературы
1. Беляев А. В., Савин М. В., Волейбол /. А. В. Беляев, М. В. Савина, - М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. - 368 с.
2. Волейбол: учебник для студентов вузов физической культуры / [под общ. ред. А. В. Беляева и М. В. Савина]. - 4-е изд. - М. : ТДВ Дивизион, 2009. - 360 с.
3. Греховодов В.А. Анализ современных понятий в научных педагогических исследованиях/ В.А.Греховодов // Теория и практика физической культуры. -2013. -N0 9. -С. 58-60
4. Груцяк Н. Б. Волейбол: основы теории и практики обучения в вузе / Н. Б. Груцяк, В. А. Тем-ченко, Т. Е. Усова. - Х. : ХНУ имени В. Н. Кара-зина, 2014. - 229.
5. Губа В. П. Волейбол в университете. Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системе подготовки студентов в спортивном клубе / В. П. Губа, А. В. Родин. - М. : Сов. спорт, 2009. -164 с.
6. Конник Г. А. Современные тенденции организации физического воспитания студентов / Г.
A. Конник, В. А. Темченко, Т. Е. Усова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Х. : ХГАДИ, 2009. - N0 4. - С. 68-73.
7. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов,
B.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. X 73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с