Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 2. С. 13-20.
УДК 159.923
Л. И. Дементий, В. Е. Купченко
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ВОЛЕВОЙ СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ ВЫБОРА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Анализируется уровень волевого субъективного контроля и самоконтроля старшеклассников в условиях выбора профильного обучения. Субъективный волевой самоконтроль старшеклассников в условиях профильного обучения выражен на высоком уровне. Согласованность мнений школьников, не выбравших специализированный профиль, и учителей наблюдается по параметру «внимательность». Наибольшее расхождение в оценке параметров самоконтроля у старшеклассников, не определившихся с профилем обучения, выражено по параметрам «настойчивость» и «агрессивность». Абсолютно согласованными на высоком уровне являются оценки настойчивости школьников физико-математического профиля и внимательности школьников социально-экономического профиля. Значимая корреляционная взаимосвязь между уровнем самоконтроля и волевым субъективным контролем обнаружена в группе старшеклассников физико-математического профиля.
Ключевые слова: субъективный волевой контроль; самоконтроль старшеклассников; ситуация выбора профильного обучения.
L. I. Dementiy, V. E. Kupchenko
Omsk State University n. a. F. M. Dostoevsky
VOLITIONAL SUBJECTIVE CONTROL AND SELF-CONTROL OF SENIOR PUPILS IN A SITUATION OF CHOICE OF PROFILE TRAINING
This article analyzes the level of subjective volitional control and self seniors in terms of choice of profile training. A subjective self-willed high school student in terms of profile training is expressed at a high level. Consistency opinions without selecting a special profile, and teachers observed in the parameter «mindfulness». The largest discrepancy in the estimation of the parameters of self-control at senior undecided with the profile of learning, expressed in terms of the parameter determination and aggressiveness. Absolutely agreed at the highest level is the assessment of persistence of students physical and mathematical structure and care of pupils socio-economic profile. Significant correlations between the level of self-willed and subjective control found in a group of high school students physical and mathematical structure.
Keywords: subjective volitional control; self seniors; choice situation of special education.
Система современного российского образования включена в процесс модернизации и активной консолидации с международной системой обучения. Изменения в Законе РФ «Об образовании» и Типовое положение об образовательном учреждении обусловливают внедрение личностно-ориентированного и компетентностного подходов в образовании установки на практико-ориентированное обучение в условиях средней школы. Современные российские гимназии и лицеи на основе комплексно-целевых программ активно реа-
лизуют различные приоритетные направления, среди которых важнейшее место занимает «перевод образовательного процесса на профильное обучение в качестве средства дифференциации и индивидуализации обучения» [1, с. 9]. В современной доступной нам литературе отсутствуют данные об исследовании эффективности профильного обучения. Кроме того, проблема ранней профилизации весьма дискуссионная. Преимущества профильного обучения и достижение поставленных целей возможно при условии «готовности
© Дементий Л. И., Купченко В. Е., 2014
13
Л. И. Дементий, В. Е. Купченко
школьника к осознанному выбору своего дальнейшего образовательного и профессионального маршрута» [2, с. 324] в зависимости от уровня личностного и профессионального самоопределения старшеклассника, развития способности к самоорганизации. Ситуация осложняется тем, что выбор школьником профиля обучения во многом определяет его будущий профессиональный путь.
Ранняя профилизация, неготовность ученика к самостоятельному выбору направления подготовки, зачастую неконструктивные установки родителей, осуществляющих выбор за школьника, - все эти и другие проблемы остро ставят вопрос о поиске предикторов учебной и учебно-профессиональной подготовки учащихся. В ряде исследовательских работ в качестве личностных особенностей, позволяющих предсказывать успешность учебной деятельности, называют интеллектуальные способности, особенности темперамента и мотивационно-личностные переменные. Одним из актуальных исследовательских вопросов современной психологии является поиск психологических предикторов академической успешности школьников.
В целом ряде зарубежных работ доказано, что важнейшим фактором, определяющим успешность в широком классе жизненных сфер и ситуаций, является способность личности к самоконтролю. Лица с типично высоким самоконтролем эффективнее справляются с нежелательными импульсами [3], менее подвержены зависимому и девиантному поведению [4]. W. Mischel доказал, что дошкольники с низким уровнем самоконтроля по тесту хуже успевают в школе 10 лет спустя [3]. В работах Е. В. Кочергиной, Дж. В. К. Ная, Е. А. Орел значимыми предикторами академической успеваемости на выборке российских студентов оказались нейротизм и частично согласие и открытость опыту [5]. В. Е. Батоцыреновым получены новые данные о различиях в уровне сформированности волевого контроля и академических достижений: по результатам тестирования не обнаружены статистически значимые связи (0,167 (р > 0,05)) [6, c. 3]. В Психологическом институте Российской академии образования в исследованиях лаборатории психологии саморегуляции на самых разных видах деятельности, в том числе учебной, было показано, что «высокая продуктивность обеспечивается саморегуляцией» (цит. по: [7]). Так, выявлена
специфика влияния индивидуальных особенностей осознанной саморегуляции на успешность сдачи экзаменационных испытаний [8].
Учитывая, что самоконтроль выступает одним из важнейших предикторов способности человека управлять собой и собственной деятельностью, существует необходимость понимания принципов формирования и диагностики данного личностного качества, особенно в подростковом и юношеском возрасте. В ситуации подросткового и юношеского возраста личность закономерно ощущает значимость совершения жизненного выбора, в частности, выбора будущей профессии и профиля обучения. От степени развитости либо дефицита способности подростка к сознательной регуляции зависит осмысленность жизненного выбора и его соответствие личностным особенностям. Отечественные исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Элько-нин) при изучении произвольной регуляции особое внимание уделяли дошкольному и младшему школьному возрасту.
Таким образом, целью нашего исследования явилось изучение волевого субъективного контроля и самоконтроля у старшеклассников в условиях профильного обучения. Поставленная цель реализовывалась с помощью решения следующих задач:
1) определить уровень волевой саморегуляции и самоконтроля учащихся профильных классов и оценить их поведенческие проявления;
2) соотнести данные самоконтроля старшеклассников по стандартизированным опросникам с результатами самооценок школьников и оценок учителей;
3) изучить «вклад» настойчивости, внимательности, импульсивности, агрессивности, количества дисциплинарных проступков в общий уровень волевой саморегуляции и самоконтроля школьников профильных классов.
Для изучения общего уровня волевой саморегуляции мы использовали тест-опросник волевого самоконтроля (ВСК) Е. В. Эйдмана [9], для исследования самоконтроля - Brief Self-Control Scale Баумайстера [10]. Изучение самооценочных суждений о выраженности поведенческих параметров самоконтроля осуществлялось с помощью оценок школьниками и экспертного опроса учителей поведения школьников по шкалам «настойчивость», «внимательность», «импульсивность», «агрессивность», «дисциплинарные проступки». При
14
Волевой субъективный контроль и самоконтроль старшеклассников в ситуации выбора...
обработке полученных данных нами применены следующие методы математической обработки: первичная описательная статистика, сравнение независимых выборок с помощью подсчета критерия U Манна - Уитни, корреляционный анализ (коэффициент г-Пирсона), множественный регрессионный анализ обратным пошаговым методом
В качестве выборки выступили учащиеся старших классов, обучающиеся по физикоматематическому (41 чел.) и социально-экономическому профилю (20 чел.) и в универОсобенности волевого субъективного контро
сальном классе (18 чел.) одного из лицеев г. Омска. Общее количество - 79 человек. Профильными предметами являются математика, физика, информатика и ИКТ (в классах физико-математического профиля); математика, обществознание, экономика (в классах социально-экономического профиля).
Представим полученные результаты. На первом этапе обработки мы определили уровень выраженности волевой саморегуляции и самоконтроля у учащихся старших классов (табл. 1).
Таблица 1
и самоконтроля старшеклассников, в баллах
Профиль Универсальный Социально-экономический Физико-математический
Показатели контроля X I X X I
Волевой субъективный контроль 14,5 3,85 15,29 3,71 13,68 5,00
Настойчивость 10 3,0 10,79 2,86 9,46 3,46
Самообладание 7,56 1,6 7,64 1,6 7,15 2,50
Самоконтроль 116 12,95 117 15,74 116,7 19,69
Стандартизированные опросники предполагают ответы на вопросы о том, как ведет себя опрашиваемый в той или иной ситуации. Суждение о развитости того или иного волевого качества выносится на основе ответа о частоте проявления этого качества в различных ситуациях. По данным стандартизированных методик выраженность средних значений волевой саморегуляции и самоконтроля у старшеклассников, обучающихся по специализированному профилю, и учащихся универсального класса значимо не отличается. Причем общий уровень волевой саморегуляции изученных старшеклассников в общем является высоким, что характеризует в целом личность, обучающуюся в лицее, как эмоционально зрелую, активную, независимую, самостоятельную. Ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга является
обязательным личностным качеством для выполнения образовательной программы лицея. Корреляционный анализ показал наличие значимой прямой корреляционной взаимосвязи показателей волевой саморегуляции и самоконтроля у школьников физико-математического профиля (г = 0,57 при p < 0,05). Как мы видим из таблицы 1, у учеников физикоматематического профиля наибольший разброс показателей, что указывает на неоднородность развитости волевой саморегуляции у школьников данной категории.
Следующий этап обработки полученных данных предполагал соотнесение результатов стандартизированных методик с самооценкой школьниками собственных параметров самоконтроля и оценкой их учителями - классными руководителями. Данные результатов самооценки и экспертного опроса представлены в табл. 2, 3, 4.
Таблица 2
Самооценка параметров самоконтроля старшеклассниками и оценка учителями самоконтроля школьников, не выбравших специализированный профиль обучения, %
Параметры самоконтроля Точно присутствует Похоже присутствует Точно отсутствует
Мнение ученика Мнение учителя Мнение ученика Мнение учителя Мнение ученика Мнение учителя
Настойчивость 81* 39 19* 54 - 7
Внимательность 37,5 29 50 61 12,5 10
Импульсивность 37,5* 7 62,5 64 - 29*
Агрессивность 31* - 37,5* - 31* 100
Дисциплинарные проступки 25 28 62,5* 18 12,5* 54
15
Л. И. Дементий, В. Е. Купченко
Таблица 3
Самооценка параметров самоконтроля старшеклассниками и оценка учителями самоконтроля школьников физико-математического профиля, %
Параметры самоконтроля Точно присутствует Похоже присутствует Точно отсутствует
Мнение ученика Мнение учителя Мнение ученика Мнение учителя Мнение ученика Мнение учителя
Настойчивость 67 63 33 37 - -
Внимательность 43* 65 47 35 10 -
Импульсивность 23* 4 60 53 17 43
Агрессивность 6 - 37* 14 57* 86
Дисциплинарные проступки 20 - 43 27 37* 73
Таблица 4
Самооценка параметров самоконтроля старшеклассниками и оценка учителями самоконтроля школьников социально-экономического профиля, %
Параметры самоконтроля Точно присутствует Похоже присутствует Точно отсутствует
Мнение ученика Мнение учителя Мнение ученика Мнение учителя Мнение ученика Мнение учителя
Настойчивость 50* 22 50* 78 - -
Внимательность 50 43 50 57 - -
Импульсивность 28,5* - 43* 91 28,5* 9
Агрессивность 22* - 14 13 64* 87
Дисциплинарные проступки 7* 22 43* - 50* 78
Из данных табл. 2 следует, что согласованность мнений школьников и учителей наблюдается по параметру «внимательность», ее оценивают на среднем уровне. Наибольшее расхождение в оценке параметров самоконтроля встречается по параметрам «настойчивость» и «агрессивность». Ученики в большей степени убеждены, что они обладают настойчивостью в достижении поставленных целей по сравнению с мнением о них учителей. Полученные данные совпадают с результатами исследований Н. М. Сараевой (1979), А. Высоцкого (1973), зафиксировавших завышение оценок волевых усилий школьников у себя по сравнению с оценками учителей. Скорее всего, полученные данные указывают на неадекватность мнения учеников, слабо развитую самокритичность. В своих работах Е. П. Ильин высказал предположение о различиях в оценках школьника по сравнению с внешними оценками, связав проявление и оценку волевых качеств с мотивацией достижения и особенностями свойств нервной системы [12].
Абсолютно согласованными на высоком уровне являются оценки настойчивости: сами ученики и учителя отмечают, что школьник, обучающийся по физико-математическому профилю, обладает навыками достижения поставленной цели и преодоления возникающих препятствий. Общий уровень самоконтроля
ученика, обучающегося в физико-математическом классе, взаимосвязан с высокой самооценкой настойчивости учеником (г = 0,37 при p < 0,05), а волевая саморегуляция - с выраженностью показателя внимательности (г = 0,43 при p < 0,05) и низким уровнем импульсивности (г = -0,32 при p < 0,05), по мнению ученика. Проведение множественного регрессионного анализа обратным пошаговым методом позволило нам определить взаимосвязи переменных и «удельный вес» каждой в формировании показателя самоконтроля и волевой саморегуляции. На основании самооценок ученика на показатели самоконтроля значимое влияние оказывает настойчивость (коэффициент Beta = 0,37 при p = 0,015). В реализации волевой саморегуляции действует комплекс личностных переменных: это прежде всего внимательность (коэффициент Beta = 0,53 при p = 0,000), низкий уровень импульсивности (коэффициент Beta = -0,44 при p = 0,002) и развитие агрессивности (коэффициент Beta = 0,35 при p = 0,014) (рис. 1). Факт отсутствия взаимосвязи показателей самоконтроля на основании самооценок ученика требует дополнительного исследования, предположительно, это может объясняться тем, что школьник при оценке основывался на своих поступках не только из учебной деятельности, но и из других сфер жизни.
16
Волевой субъективный контроль и самоконтроль старшеклассников в ситуации выбора...
Рис. 1. Результаты взаимосвязи оценок настойчивости, внимательности, импульсивности и агрессивности как предикторов волевой саморегуляции и самоконтроля старшеклассников физико-математического профиля обучения:
---► прямое влияние; ----- значимая прямая взаимосвязь
На основании оценок учителя обнаружена прямая взаимосвязь настойчивости и внимательности ученика ((г = 0,72 при p < 0,01), отрицательная взаимосвязь настойчивости и импульсивности (г = -0,6 при p < 0,01), а также количества дисциплинарных проступков (г = -0,54 при p < 0,01). Выявленные взаимосвязи говорят о том, что для педагога чем выше настойчивость школьника в достижении поставленных целей, тем больше он проявляет внимательности к процессу обучения, тем менее он импульсивен и более последователен, больше соответствует нормам. И наоборот, чем больше природной импульсивности
в качестве темпераментального свойства, тем больше вероятность нарушения дисциплины, отвлечения от учебной деятельности и недостижения поставленных целей.
Более согласованным по оценкам является внимательность как показатель самоконтроля старшеклассников социально-экономического профиля. Учитывая небольшой объем выборки, рассматриваем полученные результаты в качестве предварительных, требующих проверки на более широкой по численности выборки. Общий уровень волевой саморегуляции и самооконтроля в выборке старшеклассников, обучающихся по социально-
Рис. 2. Результаты взаимосвязи настойчивости, внимательности, импульсивности и агрессивности как предикторов волевой саморегуляции и самоконтроля старшеклассников социально-экономического профиля обучения:
---► прямое влияние; ----- значимая прямая взаимосвязь
17
Л. И. Дементий, В. Е. Купченко
экономическому профилю, не имеют значимой взаимосвязи. Общий уровень волевой саморегуляции старшеклассников данного профиля взаимосвязан с наличием дисциплинарных проступков, по мнению ученика, (г = 0,9 при p < 0,01), а самоконтроль - с высокой оценкой учеником у себя внимательности (г = 0,74 при p < 0,05) и признанием низкой импульсивности (г = -0,69 при p < 0,05). Импульсивность связана с высокой оценкой школьником у себя агрессивности (г = 0,65 при p < 0,05). По результатам множественно регрессионного анализа на самоконтроль старшеклассника оказывают влияние прежде всего импульсивность (коэффициент Beta = -1 при p = 0,000) и настойчивость (коэффициент Beta = 0,94 при p = 0,004).
На основе данных рисунка 2 можно предположить, что развитие волевой саморегуляции старшеклассников основывается на импульсивности и настойчивости. Причем влияние данного природного фактора на волевую саморегуляцию учащихся социальноэкономического профиля оказалось больше. По другим предикторам волевой саморегуляции наблюдаются различия. На волевую регуляцию ученика физико-математического профиля обучения оказывают влияние внимательность и развитая агрессивность, а на волевую регуляцию ученика социально-экономического профиля обучения - настойчивость. На самоконтроль школьника социально-экономического профиля обучения значимое влияние оказывает внимательность (коэффициент Beta = -0,6 при p = 0,011) и низкая импульсивность (коэффициент Beta = -0,53 при p = 0,018).
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сформулировать следующие выводы:
1. Субъективный волевой самоконтроль старшеклассников в условиях профильного обучения выражен на высоком уровне.
2. Согласованность мнений школьников, не выбравших специализированный профиль, и учителей наблюдается по параметру внимательности. Наибольшее расхождение в оценке параметров самоконтроля у старшеклассников, не определившихся с профилем обучения, выражено по параметрам «настойчивость» и «агрессивность».
3. Абсолютно согласованными на высоком уровне являются оценки настойчивости школьников физико-математического профи-
ля и внимательности школьников социальноэкономического профиля
4. Значимая корреляционная взаимосвязь между уровнем самоконтроля и волевым субъективным контролем обнаружена в группе старшеклассников физико-математического профиля.
В предыдущих собственных работах нами выявлено, что на оценки по профильным предметам учеников оказывает различное влияние волевой субъективный контроль и самоконтроль в зависимости уровня развития формально-логического мышления и мотивации достижения, развития ответственности и выраженной потребности в познании [11].
Данное исследование содержит результаты, способные выступить основанием дальнейших детальных исследований самоконтроля:
1. Существуют расхождения в результатах самоконтроля старшеклассников, по данным стандартизированных отчетов, самооценочных суждений и оценки поведенческих проявлений экспертного опроса.
2. Степень совпадения / расхождения оценок самоконтроля различается в зависимости от профиля обучения: большее совпадение оценок самоконтроля, по данным самооценки учеников и оценки учителя, наблюдается у учащихся физико-математического профиля по сравнению с данными школьников социально-экономического профиля и универсального класса.
3. Более точно старшеклассники оценивают такой параметр самоконтроля, как «внимательность» по сравнению с оценкой параметров «настойчивость», «импульсивность», «агрессивность».
4. Не во всех группах старшеклассников, обучающихся по профилям, выявлена значимая корреляционная взаимосвязь волевого субъективного контроля и самоконтроля.
Как указывают J. P. Tangney, R. F. Bau-meister & A. L. Boone (2004), «для определения значения самоконтроля в жизнедеятельности личности необходимо владеть хорошим измерительным инструментом данного конструкта» [4]. Авторы указывают на ограниченность и устарелость методов диагностики самоконтроля в современной психологии, отмечая преимущество диагностики поведенческих проявлений самоконтроля по сравнению с применением самоотчетов. Ряд современных зарубежных методик диагностики само-
18
Волевой субъективный контроль и самоконтроль старшеклассников в ситуации выбора...
контроля зачастую содержат вопросы, относящиеся к регуляции поведения в узкоспецифичной сфере, например, пищевого поведения (The Self-Control Questionnaire by Brandon, Oescher, and Loftin (1990)), патологии поведения (The Self-Control Schedule by Rosenbaum (1980)). Распространенной тенденцией в диагностике самоконтроля является использование результатов отдельных субшкал личностных опросников (Big Five Conscientiousness subscale, California Personality Inventory (CPI)), неоднородность пунктов которых, по мнению авторов, «отражает сложный характер самоконтроля» [4, с. 274]. Обзор исследований указывает на наличие ряда работ конца XX в., отражающих расхождения в возрастной динамике показателей волевых качеств школьников, измеренных экспериментальным путем и методом самооценок (Е. П. Ильин [12], Е. С. Махлах, И. А. Раппопорт [13]), расхождения в оценке собственных волевых качеств и волевых качеств другого (Е. К. Фещенко [14]). По мнению Е. П. Ильина, «изучение личностных качеств, в том числе и волевых, сводится к разработке методов получения L, Q, Т-'данных, где L (life record data) - это описание качеств по их “жизненным проявлениям”, Q
(questionnaire data) - данные, полученные методом опроса, Т (objective test data) - данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией» [12, с. 257-258]. Выявленные различия в оценках самоконтроля школьников с помощью различных методов в рамках нашего исследования может объясняться, во-первых, пониженной самокритичностью старших школьников, определяемой особенностями подросткового и юношеского возраста. Во-вторых, на оценку волевых качество способно оказать влияние развитие личностных переменных (например, мотивации достижения, свойств нервной системы, интеллекта и др.). В-третьих, не исключен факт влияния социальной желательности, желания соответствовать собственным идеальным представлениям и ожиданиям значимых взрослых. Кроме того, обобщенная оценка самоконтроля может складываться на основе различного субъективного веса составляющих самоконтроля для тех или иных людей, а также большей легкостью / трудностью оценки проявления того или иного волевого качества. Для получения однозначных ответов требуются дополнительные исследования
онтогенеза проявления волевых качеств, самоконтроля старшеклассников с различным уровнем самооценки и рефлексии, с определенными особенностями мотивации достижения, свойств нервной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лукьянович Т. С. Лицей на этапе модернизации российского образования // Педагогические инновации в лицее на этапе модернизации российского образования : сборник статей / под ред. В. Н. Бурьян. -Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - С. 7-13.
2. Сикорская Г. А. Анализ изменений педагогической системы при переходе к профильному обучению // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 11. - С. 323-331.
3. Mischel W., Shoda Y, Peake P. K. The nature of adolescent competencies predicted by preschool delay of gratification // Journal of Personality and Social Psychology. - 1988. -Vol. 54. - P. 687-696.
4. Tangney J. P., Baumeister R. F., Boone A. L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success // Journal of Personality. -2004. - Vol. 72. - P. 271-322.
5. Кочергина Е. В., Най Дж. В. К., Орел Е. А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования : электронный научный журнал. - 2013. - Т. 6. - № 26. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/ 776-kochergina27.html.
6. Батоцыренов В. Б. Соотношение влияния мотивации потока, личностных ценностей и волевого контроля на академические достижения студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5 (42). - С. 3-7.
7. Моросанова В. И. и др. Взаимосвязь мотива-
ции и осознанной саморегуляции учения // Психологические исследования : электронный научный журнал. - 2012. - Т. 5. - № 24. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/
2012v5n24/707-morosanova24.html.
8. Моросанова В. И., Фомина Т. Г., Ковас Ю. В. Взаимосвязь регуляторных, интеллектуальных и когнитивных особенностей учащихся с математической успешностью // Психологические исследования : электронный научный журнал. - 2014. - Т. 7. - № 34. -URL: http://psystudy.ru/index.php/num/ 2014v7n34/963-morosanova34.html.
9. Зверков А. Г., Эйдман Е. В. Исследование волевой саморегуляции. Психологические методики изучения личности : практикум. -
М. : Ось-89, 2007. - С. 100-106.
19
Л. И. Дементий, В. Е. Купченко
10. Baumeister R. F., Heatherton T. F., Tice D. M. Losing control: How and why people fail at self-regulation. - San Diego : Academic Press, Inc., 1994.
11. Дементий Л. И., Купченко В. Е. Самоконтроль и волевой субъективный контроль в системе личностных предикторов успешности старшеклассников в условиях профильного обучения // Журнал Сибирского федерального университета. - 2014. - № 12.
12. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб. : Питер, 2009. - 368 с.
13. Махлах Е. С., Раппопорт И. А. К вопросу об измерении волевого усилия и волевых качеств личности // Вопросы психологии. -1976. - № 2.
14. Фещенко Е. К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999.
20