Научная статья на тему 'Вокруг великих озер Русского Севера'

Вокруг великих озер Русского Севера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ СЕВЕР / ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА РУССКОГО СЕВЕРА / «САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДЕРЕВНИ РОССИИ» / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО СЕВЕРА / RUSSIAN NORTH / WOODEN ARCHITECTURE OF THE RUSSIAN NORTH / “THE MOST BEAUTIFUL VILLAGES OF RUSSIA” / RECREATIONAL RESOURCES OF THE RUSSIAN NORTH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Томан Инга Бруновна

Статья посвящена малоизвестным широкому кругу туристов достопримечательностям Русского Севера и проблемам реставрации и сохранения памятников деревянной архитектуры. Кроме того, в ней речь идет о выставке «Русский Север», проходившей с 5 декабря 2018 по 20 мая 2019 года в Государственном историческом музее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Around the Great Lakes of the Russian North

The article is devoted to the sights of the Russian North that are unknown to a wide circle of tourists and the problems of restoration and preservation of wooden architecture monuments. In addition, it deals with the exhibition "Russian North", held from December 5, 2018 to May 20, 2019 in the State Historical Museum.

Текст научной работы на тему «Вокруг великих озер Русского Севера»

Вокруг великих озер Русского Севера Around the Great Lakes of the Russian North

Томан И.Б.

I. Toman

Статья посвящена малоизвестным широкому кругу туристов достопримечательностям Русского Севера и проблемам реставрации и сохранения памятников деревянной архитектуры. Кроме того, в ней речь идет о выставке «Русский Север», проходившей с 5 декабря 2018 по 20 мая 2019 года в Государственном историческом музее.

The article is devoted to the sights of the Russian North that are unknown to a wide circle of tourists and the problems of restoration and preservation of wooden architecture monuments. In addition, it deals with the exhibition "Russian North", held from December 5, 2018 to May 20, 2019 in the State Historical Museum.

Ключевые слова: Русский Север, деревянная архитектура Русского Севера, «Самые красивые деревни России», рекреационные ресурсы Русского Севера.

Key words: Russian North, wooden architecture of the Russian North, "The most beautiful villages of Russia", recreational resources of the Russian North.

С 5 декабря 2018 по 20 мая 2019 года в Государственном историческом музее проходила выставка «Русский Север». Напомним, что Русским Севером обычно называется север Европейской России, то есть территория Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской областей и республики Карелия. Некогда эти земли входили в состав Новгородской вечевой республики (XII-XV вв.). Несмотря на крайне суровые природные условия, это государство обладало высокоразвитой культурой и экономикой; грамотность здесь была уделом не только духовенства и знати,

но и простых людей, о чем свидетельствуют сотни берестяных грамот, служивших для повседневной переписки.

Основой процветания Великого Новгорода была свобода. Важнейшие дела решались на народном собрании - вече, власть князя была ограничена и, если он плохо выполнял свои обязанности, его изгоняли. Реальная власть в Великом Новгороде принадлежала нескольким влиятельным семьям, добившимся высокого положения в обществе благодаря неустанному труду и деловым качествам нескольких поколений. Нечто подобное существовало в древних Афинах, республиканском Риме, городах-государствах Италии эпохи Ренессанса.

Великий Новгород. Слева - Николо-Дворищенский собор (XII век), справа -церковь Успения на Волотовом поле(Х1У век)

История Новгородской республики закончилась в XV веке, с присоединением к Москве при Иване III. Желая истребить память о былой свободе, Иван III выселил множество новгородских семей в центральные районы России; его дело продолжил Иван Грозный, истребивший почти все население Великого Новгорода. Однако, несмотря ни на что, Русский Север оставался совершенно особым регионом в составе России. Объясняется это прежде всего отсутствием крепостного права, ибо помещики не стремились покупать малонаселенные земли, покрытые непроходимыми лесами и болотами. Кроме того, здесь, подальше от властей и произвола, селились

свободолюбивые, сильные духом и бескомпромиссные люди, стремящиеся не к разрушению, а к созиданию и упорному труду. Среди них значительную часть составляли старообрядцы. Приверженность древним традициям заставляла их бережно хранить старинные книги и иконы и лично, не полагаясь на государство, заботиться о начальном образовании и религиозно-нравственном воспитании детей. Вот почему старообрядцы, будучи, казалось бы, самой консервативной частью российского общества, отличались сравнительно высоким уровнем бытовой культуры, и именно из их среды вышли наиболее успешные российские предприниматели второй половины Х1Х-начала ХХ века.

Архангельская область, Каргопольский район. Слева - Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге (XVII век), справа - церковь Александра Свирского в Масельге (XIX век).

Выставку в Историческом музее нельзя назвать масштабной. Это даже не вершина айсберга великой ушедшей в небытие культуры. Скорее это несколько ее осколков, но зато каких! Почти каждый из них шедевр, представляющий собой целый микрокосмос и таящий бесчисленное множество смыслов, значительная часть которых забыта навсегда.

Вот миниатюрная серебряная шкатулка, а на ней - панорама Великого Устюга, и не только во всех подробностях видна архитектура каждой церкви

- каждая волна некогда полноводной и судоходной реки Сухоны плещется и играет на солнце. Прялка издалека кажется ярким восточным ковром, а посмотришь поближе - чего только на ней нет: среди ветвей цветущего райского дерева - пестрые сказочные птицы, единорог, олени, охотник, карета, девушки-рукодельницы у дома... На другой прялке - десятки солнц. Или, может быть, это колеса Фортуны? Женский традиционный костюм - это целый мир, зашифрованный посредством тайнописи орнамента. Его цель -не только украшение, но и защита. Здесь и птицы-фениксы, и солнца с лучами-цветами и лучами-руками, и грозный зверь, поднявший когтистую лапу. Народный лубок Русского Севера отражает религиозное сознание народа, где христианские и сказочные мотивы соединились в одно неразрывное целое. Здесь и райская дева-птица Алконост, и чистая душа в образе прекрасной девы на небесах, заливающей слезами адское пламя, и лестница жизни человеческой: двадцать семь ступеней вверх, двадцать семь

- вниз...

Экспонаты выставки «Русский Север». Слева направо: райская дева-птица Алконост, святой Николай, фрагмент орнамента женского традиционного костюма.

Нередко Русский Север ассоциируется со знаменитыми достопримечательностями. Среди них - Великий Новгород, Кижи, Соловки и Ферапонтов монастырь, входящие в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО,

а также Кирилло-Белозерский монастырь, Вологда, Великий Устюг, Валаам, Псков, Псково-Печорский монастырь, Пушкинские горы, Изборск и другие. Однако известные туристические объекты - это лишь красивая обложка великой книги, именуемой Русский Север. Многие страницы этой книги вырваны или рассыпались в прах, значительная часть текстов стерлась, а смысл тех, что остались, со временем затуманивается или видоизменяется до неузнаваемости, приобретая совсем иные значения, и все же нет более интересного занятия, чем листать уцелевшие страницы, хранящие память о стремительно удаляющейся от нас жизни. Ее суровый однообразный быт преобразуется в нашем сознании в одухотворенное возвышенное бытие, память о котором немного скрашивает существование в каменных джунглях мегаполисов. У каждого путешественника свой образ Русского Севера, каждый ищет и находит здесь нечто свое, единственное и неповторимое, возможно, некую потерянную и забытую часть своей души.

Слева - церковь Иоанна Златоуста в деревне Саунино (XVII век; Архангельская обл., Каргопольский район), справа - Успенская церковь в Кондопоге (XVIIIвек; сгорела 11.08.2018; фото 11.06.2018)

1.Южное Приладожье

Это может показаться странным: прибыть издалека в Петербург и, не останавливаясь, ехать дальше, причем не в Европу, а опять на восток, вглубь России. Мелькнули и скрылись во мраке зимнего утра великолепные дворцы спящего города, и вот уже расстилается перед нами бесконечная заснеженная

равнина. И, кажется, бесконечно будет продолжаться наше движение по необозримым ночным просторам, озаренным печальными одинокими огнями, подобными далеким неведомым планетам. И все же, если можно усомниться в реальности всего происходящего, остается одно бесспорно существующее - время. Незаметно синеет, рассеивается непроглядная тьма, светлеет небо, и печальный зимний пейзаж внезапно преобразился под лучами восходящего солнца. Еще немного - и во всем своем великолепии предстала перед нами Ладога - первая столица Русского государства.

Старая Ладога. Слева - Георгиевский собор (XII век), реконструированная крепость и земляные валы; справа - Успенский собор (XII век).

По свидетельству некоторых списков Повести временных лет, именно здесь, в 862-865 гг. располагалась первая резиденция призванного на Русь варяжского князя Рюрика, и называлась она «Великим городом». Впрочем, задолго до Рюрика тут было довольно крупное поселение. Считается, что возникло оно около 753 года, однако еще в третьем тысячелетии до нашей эры здесь жили люди. Многие историки скептически относятся к идее считать Ладогу первой столицей России и самым древним русским городом. Впрочем, бесспорных и абсолютно точных доказательств ни за, ни против не существует.

Однако не ищите на карте город Ладогу. Его давно нет. Есть вытянувшееся вдоль реки Волхов село Старая Ладога и в 15 километрах от него, при впадении Волхова в Ладожское озеро, - город Новая Ладога. Город Ладога стал селом Старая Ладога в 1703 году, когда Петр I основал Новую Ладогу, принудительно переселив туда многих ладожан.

Главная улица Старой Ладоги - Варяжская, название которой напоминает о прежних обитателях здешних мест. Это самая древняя улица России. При впадении реки Ладожки в Волхов стоит крепость, главная достопримечательность которой - Георгиевский собор XII века, где сохранились фрески того же времени. Самой же крепости, основанной в IX веке, давно нет. Две мощные башни и прясло между ними - реконструкция 1970-х годов. От древних же времен сохранился лишь фрагмент земляной крепости XVI века. Чуть поодаль, тоже на берегу Волхова, стоит женский монастырь, архитектурной доминантой которого является еще один собор XII века - Успенский. В 1718-1725 гг. в этом монастыре была заточена первая жена Петра I Евдокия Лопухина; здесь суждено ей было оплакивать гибель единственного сына, приговоренного к смерти собственным отцом. Отсюда, после смерти Петра, она, по приказу бывшей прибалтийской служанки, превратившейся по воле венценосного супруга в первую российскую императрицу, была переведена в Шлиссельбургскую крепость. Другой известной узницей Успенского монастыря была Евдокия Андреевна Диопер - первая жена прадеда А.С.Пушкина А.П.Ганнибала. Выданная замуж против воли, она ненавидела супруга, который платил ей тем же. В конце концов А.П.Ганнибал, женатый к тому времени уже второй раз, заточил ее в монастырь.

На окраине Старой Ладоги высятся несколько древних курганов. По преданию, один из них - могила «вещего Олега». По свидетельству Новгородской летописи, князь был смертельно ужален змеей не в Киеве, а здесь, в Старой Ладоге. Новая Ладога, основанная в 1703 году на полуострове Медведец вокруг упраздненного Николо-Медведского

монастыря, - один их живописнейших русских городов. Величавый Волхов, Ладожское озеро, Старо-Ладожский и Ново-Ладожский каналы, проложенные для безопасного прохождения судов, обилие зелени - все это придает городу неповторимый облик.

В 1383 году над водами Ладожского озера явилась озаренная сиянием икона Богоматери. Впоследствии ее несколько раз видели жители окрестных селений, и в конце концов она остановилась на берегу реки Тихвинки. На этом месте построили деревянную церковь, а в 1560 году здесь был основан Успенский мужской монастырь, вокруг которого вырос город Тихвин.

Тихвин. Успенский монастырь

В 1920-е годы монастырь был закрыт, а икона оказалась в краеведческом музее. Во время немецкой оккупации она была передана в Псков, откуда впоследствии попала в Германию, а затем в США. С 1950 года икона находилась в Свято-Троицком соборе в Чикаго, а в 2004 году была возвращена восстановленному Тихвинскому Успенскому монастырю. Рядом с обителью - дом-музей Н.А.Римского-Корсакова, который родился и провел детство в Тихвине.

Тихвин. Слева - родной дом Н.А.Римского-Корсакова.

В Тихвине возрождается еще один монастырь - Введенский. Его история связана с именами женщин, против воли принявших монашеский обет. После нескольких лет месяцев брака сюда была отправлена Анна Колтовская, четвертая жена Ивана Грозного. Умерла она в возрасте семидесяти лет, из которых тридцать была настоятельницей этого монастыря. Среди других насельниц монастыря, нашедших здесь свой конец в «век Просвещения», была придворная дама Аграфена Петровна Волконская, честолюбивая и умная интриганка, навлекшая на себя гнев императрицы Анны Иоанновны; супруг же ее был обращен в шуты. В 1771 году тут умерла уже упомянутая первая жена А.П.Ганнибала Евдокия Андреевна Диопер.

В 1730-1735 гг. в монастыре томилась несчастная княжна Прасковья Григорьевна Юсупова, судьба которой до сих пор окружена тайной. Через две недели после смерти отца юная девушка была арестована и под конвоем отправлена в Введенский Тихвинский монастырь. В чем была ее вина, неизвестно до сих пор. В 1735 году ее сослали в женский монастырь в Тобольске, где содержали в кандалах, как опасную преступницу. Время и обстоятельства ее смерти неизвестны.

В Волховском районе, недалеко от поселка Зеленец, находится Троицкий Зеленецкий монастырь. Его основал в XVI веке преподобный Мартирий Зеленецкий на том месте, над которым он увидел однажды крестовидную зарю. В начале XIX века настоятелем Зеленецкого монастыря

был знаменитый историк Евгений (в миру Евфимий Алексеевич) Болховитинов (1767-1837). Он был потомственным священником, а в 1800 году, после смерти жены и троих детей, принял монашеский обет. Главный его труд - «Словарь русских писателей», содержащий сведения о более семистах литераторах с XI по начало XIX века. Е.Болховитинов - автор работ об истории Русской Православной церкви и памятниках древнерусской архитектуры; он руководил первыми археологическими раскопками в Киеве; в результате работы в монастырских архивах и библиотеках нашел и издал множество ценных исторических источников.

Троице-Зеленецкий монастырь.

2. Олонецкий перешеек

От Южного Приладожья мы направляемся на север, на Олонецкий перешеек, расположенный между Ладожским и Онежским озерами, которые соединяет река Свирь. Это территория республики Карелия, и потому данная местность называется также Карельским Межозерьем. Столица Карелии -Петрозаводск, основанный в 1703 году. Отсюда тысячи туристов отправляются на остров Кижи, где находится включенный в Список Всемирного наследия Кижский погост. Другие находящиеся поблизости достопримечательности - водопад Кивач и первый российский курорт Марциальные воды, основанный в 1719 год. Однако наш путь проходит в

стороне от торных дорог, а потому мы остановимся у города Олонца, находящегося у слияния рек Олонки и Мегреги.

Олонец. Слева - Смоленский собор (XIX век), справа - мост через Мегрегу.

Олонец старше Москвы на 10 лет: его первое упоминание в летописи относится к 1137 году. Когда-то Олонец был большим и процветающим городом, где велась бойкая торговля с иностранными купцами. Во второй половине XVIII века Олонец был центром Олонецкой губернии, однако, не выдержав конкуренции с Петрозаводском, утратил былое значение. Сейчас Олонец - тихий живописный город, где сохранилось немало уникальных памятников старины. Своеобразный облик городу придают многочисленные деревянные мосты. Большинство населения Олонца составляют карелы, об истории и культуре которых можно узнать в Олонецком национальном музее карелов-ливвиков.

Слева - картина Б.Д.Григорьева «Олонецкий дед» (1918), справа -олонецкая изба

В нескольких километрах от Олонца, близ села Мегрега, на лесном кладбище, сохранился редчайший памятник деревянной архитектуры начала XVII века - церковь Флора и Лавра. Ее не раз поновляли и реставрировали, но исключительно гармоничный силуэт церкви сохранился. В зимние сумерки, среди вековых елей, она подобна сказочному видению, молчаливому и бесконечно выразительному посланию из далекого прошлого.

Церковь Флора и Лавра в Мегреге(ХУП век).

Недалеко от Олонца - Александро-Свирский монастырь, основанный в 1485 году на берегу Рощинского озера преподобным Александром Свирским. Монастырь состоит из двух находящихся рядом монастырей - Троицкого и

Преображенского. Собор Троицкого монастыря построен на месте явления Александру Свирскому Троицы Ветхозаветной в образе трех ангелов. В соборе второго монастыря выставлены мощи Александра Свирского.

Александро-Свирский монастырь. Справа - Троицкий собор, в центре -фрагмент фрески, на которой изображен ангел, явившийся Александру Свирскому.

Впрочем, наиболее ценными памятниками архитектуры в онежско-ладожском межозерье являются деревянные церкви. Большинство из них находится в труднодоступных местах, в постепенно вымирающих деревнях, где едва теплится жизнь, возрождающаяся лишь летом.

Слева - Гоморовичи. Никольская часовня (XVIII век). Справа - Маньга. Часовня Рождества Богородицы (XVIII век.)

Начиная с 1970-х годов эти храмы реставрируются и внешне находятся в удовлетворительном состоянии, но качество реставрационных работ, особенно последних лет, не всегда отличается высоким уровнем.

Впрочем, даже самая лучшая реставрация неизбежно ведет к утрате подлинности, ибо ради спасения памятника приходится заменять старые подгнившие бревна на новые. В результате древняя церковь выглядит порой подозрительно новой, как будто только что построенной, но что делать: это единственный способ предотвратить ее разрушение. Кроме того, данный недостаток поправимый; за несколько лет церкви вновь обретают древний, «аутентичный» облик.

Слева - Гимрека. Церковь Рождества Богородицы. Справа - Щелейки. Церковь Дмитрия Солунского (XVIII век).

Находящиеся в глуши памятники деревянного зодчества абсолютно беззащитны и могут погибнуть от любой случайности. Это стало одной из основных причин организации в нашей стране музеев деревянной архитектуры под открытым небом, куда свозились памятники из опустевших деревень. Однако церковь, разлученная с родной землей, неизбежно утрачивает значительную часть своей красоты, ибо природа и русская традиционная архитектура неразрывно связаны между собой.

Слева - Важины. Воскресенская церковь XVII-XIX вв. Справа - Согиницы. Никольская церковь. XVII век.

Храм является гармоничной неотъемлемой частью русского пейзажа и в то же время сам утрачивает многое, будучи разлучен с той местностью, для которой был создан. В Онежско-Ладожском межозерье церкви веками стоят на своих местах. Древнейшая из них - Георгиевская церковь в Юксовичах, заложенная в конце XV столетия.

Слева - Юксовичи. Георгиевская церковь. XV век. Справа -Заозерье. Часовня Петра и Павла. XVIII век.

Однако самой красивой церкви Олонецкого перешейка уже нет: Успенская церковь XVIII века в Кондопоге сгорела дотла 10 августа 2018 года. Ее гибель освещалась в российских СМИ куда меньше, чем пожар в соборе Парижской Богоматери, и вызванное ею потрясение оказалось не столь сильным. Это и понятно: Париж и Кондопога - понятия несопоставимые, но для русской культуры трагедия в Кондопоге -невосполнимая утрата. Это была одна из самых гармоничных и прекрасных церквей нашей страны, подлинный шедевр деревянной архитектуры XVIII века, равному которому не было и нет ни в России, ни в мире. Подобно тому, как нельзя воскресить мертвого, невозможно воскресить и памятник архитектуры. Однако есть идея восстановить храм в Кондопоге, поддерживаемая и профессиональными реставраторами. В ее пользу говорит, во-первых, наличие документации, необходимой для точного воссоздания облика храма (его готовили к реставрации и провели все обмеры здания), и, во-вторых, то, что церковь в Кондопоге является одним из символов Русского Севера, и восстановление ее является делом чести для россиян, не равнодушных к судьбе своей культуры. Однако пока что денег на это нет, а наши состоятельные соотечественники интересуются иными проектами. Сохранение историко-архитектурного наследия во многом связано с социальными и экономическими проблемами. Большинство памятников деревянного зодчества находится в исчезающих деревнях, а потому их дальнейшее существование прежде всего связано с восстановлением или хотя бы предотвращением дальнейшего упадка сельской жизни. Трудно сказать, возможно ли это в принципе в современном мире, однако кое-что в данном направлении делается и приносит некоторые результаты.

В 2014 году была создана Ассоциация самых красивых деревень и городков России, являющаяся членом Федерации самых красивых деревень земли. Активную поддержку ей оказывает Ассоциация самых красивых деревень Франции и посольство Франции в России. Как указывается на ее сайте, она « объединяет сельские населенные пункты, обладающие

выдающимся историко-культурным и природным наследием, в целях содействия сохранению (...) этого наследия, развитию сельского туризма, вовлечению сельских жителей в процессы саморазвития и повышению привлекательности сельских территорий. Присоединиться к Ассоциации могут «живые» ( не музеефицированные) (...) сельские населенные пункты, численностью населения не более 2000 человек, сохранившие, хотя бы отчасти, сельский уклад жизни».

Кинерма - член Ассоциации самых красивых деревень России.

Одним из членов Ассоциации является деревня Кинерма. В настоящее время в ней всего шесть жителей (в начале ХХ века их было более ста), однако в летнее время деревня оживает. Сюда приезжают не только дачники, но и многочисленнее туристы, в том числе из-за рубежа, которые могут остановиться в гостевом доме и получить отдельные навыки сельской жизни. Есть здесь и музей быта карел-ливвиков - коренных жителей здешних мест. В общем, жизнь продолжается и развивается - не та, что прежде, это скорее ее идеализированный, созданный для уставших от суеты горожан, образ, но он лучше, чем забвение.

Кинерма

3. На землях Белозерского княжества

На западе Вологодской области, в бассейне реки Шексны, вытекающей из Белого озера и впадающей в Волгу близ нынешнего города Рыбинска, в ХШ-ХУ веках находилось Белозерское княжество. Центром его был город Белоозеро (с XVIII века - Белозерск), находившийся на берегу Белого озера у истока Шексны. Это один из древнейших русских городов. Он впервые упоминается в Повести временных лет в IX веке в связи с призванием трех братьев-варягов княжить на Руси. Как гласит летопись, старший, Рюрик, стал править в Новгороде, Трувор - в Изборске, а Синеус - на Белоозере. В XIV веке город был опустошен чумой и перенесен на семнадцать километров к западу, на свое нынешнее место.

í

Одна из главных достопримечательностей Белозерска - окруженный земляными валами кремль, где находится Спасо-Преображенский собор XVII

века. В соборе имеется иконостас 1801 года в виде триумфальной арки, сделанный, вероятно, в Петербурге по проекту Матвея Казакова или Василия Баженова.

Белозерск. Слева - Спасо-Преображенский собор, справа - фрагмент иконостаса.

Однако самого уникального памятника Белозерска - Ильинской церкви конца XVII века - больше нет, и стала она жертвой не поджога, а неудачной реставрации. В 2010 году ее разобрали, чтобы восстановить методом перекладки к юбилею города в 2012 году, но юбилей давно прошел, а церкви нет.

У истока Шексны, на месте прежнего Белозерска, находившегося здесь до XIV века, находилось большое село Крохино. В 1961 году, при создании Шекснинского водохранилища, ставшего частью Волго-Балтийского водного пути, село попало в зону затопления. О нем напоминают лишь находящиеся на маленьком островке руины церкви Рождества Христова XVIII века.

С 2010 года спасением церкви занимается благотворительный фонд «Центр возрождения культурного наследия «Крохино»». Он организует волонтерское движение и сбор средств, которые необходимы для предотвращения окончательной гибели этого уникального памятника истории. Кроме того, фонд занимается исследовательской и просветительской работой. В частности, в марте этого года в Музее архитектуры им. Щусева состоялся показ фильма «Незатопленные истории Белого озера».

Белозерский край называют нередко Северной Фиваидой. Странное это название связано с отождествлением здешних пустынных земель с пустынной местностью вокруг древнеегипетского города Фивы, где в поисках уединения селились первые христианские аскеты. С конца XIV века сюда, в суровый край непроходимых лесов и болот, потянулись те, кто, отказавшись от суеты и соблазнов жизни, искал Бога в самоотречении и тишине. Считается, что этот исход на Север отчасти связан с философией и духовной практикой исихазма, пришедшего на Русь из Византии в XIV веке. В соответствии с этим учением, Бог познается не в многолюдстве и

демонстративных проявлениях благочестия, а в тишине, сосредоточенности и неустанной безмолвной молитве. Надо освободиться от всего внешнего, от всех страстей и желаний и терпеливо ждать, и тогда, может быть, тебя озарит Божественный свет.

Одними из первых, кто пришел сюда в поисках спасения души, были шестидесятилетние монахи московского Симонова монастыря Кирилл (13371427) и Ферапонт (1337-1426), поселившиеся на берегу Сиверского озера.

Так возник монастырь, получивший известность как Кирилло-Белозерский.

Белозерский монастырь

Год спустя Ферапонт основал в нескольких километрах отсюда, на холме между Павским и Бородавским озерами, монастырь Рождества Богородицы, известный более как Ферапонтов монастырь.

Впоследствии Кирилло-Белозерский монастырь стал крупнейшей русской православной обителью; в настоящее время здесь располагается Кирилло-Белозерский музей-заповедник. По сравнению с ним Ферапонтов монастырь внешне кажется совсем небольшим и скромным, однако именно он входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Связано это с тем, что здесь в соборе Рождества Богородицы очень хорошо сохранились фрески прославленного иконописца Дионисия. Известно, что он расписывал многие

храмы, в том числе Успенский собор Московского Кремля, однако только здесь, в глуши, вдали от столичной суеты и праздных взоров, почти в полной неприкосновенности сохранился подлинный шедевр великого мастера.

Ферапонтов монастырь

Нередко повышенное внимание к памятнику искусства губит его, а забвение спасает до поры до времени. В XVII-XVIII веках монастырь беднеет и постепенно приходит в упадок, а в 1798 году был закрыт по решению Священного Синода. Благодаря этому его фрески не поновлялись и не записывались, как в других более богатых монастырях. Впрочем, к концу XIX века собор Рождества Богородицы, превращенный в приходской храм, сильно обветшал и, возможно, никто бы никогда не узнал о скрытом в нем шедевре Дионисия, если бы не сын священника близлежащего села Цыпино Иван Иванович Бриллиантов (1870-1934?), преподававший в Санкт-Петербургской духовной академии. Именно он был первым, кто прочитал древнюю надпись у входа в собор, свидетельствующую об авторстве Дионисия, и в 1899 году издал книгу о Ферапонтовом монастыре, став первооткрывателем одного из самых выдающихся памятников

древнерусского искусства. После революции И.И.Бриллиантов жил в Цыпино; здесь он был арестован в 1931 году и вскоре погиб в заключении. Та же судьба постигла и его брата, известного историка церкви А.И.Бриллиантова (1867-1933?).

Цыпино, родное село И.И.Бриллиантова, уже не существует, однако сохранилась деревянная церковь XVIII века, где служил его отец. В 2009 году была завершена ее реставрация. По мнению специалистов, она является одним из лучших образцов научной реставрации.

Цыпино. Церковь Ильи Пророка (XVIII век)

Русский Север - край великих озер. Величие их - не столько в размерах, сколько в духе людей, живших некогда на их берегах. О нем свидетельствуют памятники архитектуры, судьба которых, как и судьба человека, зависит от случая. Ни государственная охрана, ни мировая известность, ни выполненная на высочайшем уровне реставрация - ничто не гарантирует вечную жизнь произведения искусства, а потому спешите увидеть уходящую и неповторимую красоту Русского Севера.

Слева - Успенская церковь в Кондопоге (фото 11.06.2018), справа -церковь Рождества Христова в Крохино (фото 01.06.2017)

Автор благодарит членов правления Общества изучения русской

усадьбы Д.А.Заварюхину, А.В.Слезкина, А.В.Чекмарева и организаторов

проекта «Неизвестная провинция» М.В.Ильина и А.А.Кошелеву за

прекрасные путешествия и предоставленную информацию.

Литература

1. Архитектурный путеводитель по деревянному зодчеству Русского Севера. - М.: Институт наследия, 2018. - 380 с.

2. Бокарев А. Деревянные храмы Русского Севера в начале XXI века // http://hraniteli-nasledia.com/articles/nasledie-rossii/derevyannye-khramy-russkogo-severa-v-nachale-xxi-veka/ Время обращения: 29.05.19

3. Ассоциация самые красивые деревни России. Официальный сайт http://krasaderevni.ru/association/ Время обращения: 29.05.19

4. Благотворительный фонд ««Центр возрождения культурного наследия «Крохино»». Официальный сайт. http://krokhino.ru/ Время обращения: 29.05.19

5. Томан И.Б. Образы Каргополья // Путешествие по России, 2011, №4.-С.26-29!

6. Томан И.Б. Памятники истории и культуры России. Часть 1. Центральная Россия и Русский Север. М.: Гос.ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2016. -104 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.