Научная статья на тему 'ВОКАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ ОПЕРЫ М. ГЛИНКИ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»'

ВОКАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ ОПЕРЫ М. ГЛИНКИ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
оперное творчество / Глинка / ария / оперные партии / Руслан и Людмила / operatic works / Glinka / aria / opera parts / Ruslan and Lyudmila

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюн Эрлунь, Семенова Д.А.

В статье рассказывается о феномене оперного творчества русского композитора М. Глинки. Автор рассматривает историю создания оперы. В тексте статьи дана общая характеристика оперы «Руслан и Людмила» и приведены примеры фрагментов вокальных партий оперы, вошедших в фонд классического вокального наследия России. Подробно рассмотрены арии и характеристики главных персонажей оперы «Руслан и Людмила».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCAL CHARACTERISTICS CHARACTERS OFM. GLINKA'S OPERA «RUSLAN AND LUDMILA»

The article describes the phenomenon of operatic creativity of the Russian composer M. Glinka. The author examines the history of the creation of the opera. The text of the article gives a general description of the opera “Ruslan and Lyudmila” and provides examples of fragments of the opera’s vocal parts included in the classical vocal heritage of Russia. The arias and characteristics of the main characters of the opera “Ruslan and Lyudmila” are examined in detail.

Текст научной работы на тему «ВОКАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ ОПЕРЫ М. ГЛИНКИ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»»

УДК 008 Сюн Эрлунь, Семенова Д.А.

Сюн Эрлунь

студент магистратуры департамента музыкального искусства института культуры и искусств Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)

Научный руководитель: Семенова Д.А.

доцент, к.п.н. Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)

ВОКАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ ОПЕРЫ М. ГЛИНКИ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Аннотация: в статье рассказывается о феномене оперного творчества русского композитора М. Глинки. Автор рассматривает историю создания оперы. В тексте статьи дана общая характеристика оперы «Руслан и Людмила» и приведены примеры фрагментов вокальных партий оперы, вошедших в фонд классического вокального наследия России. Подробно рассмотрены арии и характеристики главных персонажей оперы «Руслан и Людмила».

Ключевые слова: оперное творчество, Глинка, ария, оперные партии, Руслан и Людмила.

Вокальное наследие Михаила Глинки включает в себя как камерное вокальное творчество, так и оперы. Огромным островом среди музыкального наследия возвышается опера «Руслан и Людмила». Это произведение по праву уже больше 200 лет входит в репертуарные списки большинства оперных театров

мира.

Обратимся к истории создания оперы. Композитор обратился к тексту поэмы А. Пушкина и даже начал обсуждать свою идею с ним, но дальнейшему сотрудничеству не суждено было случится. Поэт трагически погиб. К особенностям создания музыки оперы можно отнести то, что музыкальное содержание произведения создавалось без готового либретто. Само либретто значительно отличается от оригинального текста поэмы - исключены и заменены персонажи, некоторые сюжетные линии заменены. Композитор разрабатывал либретто вместе Нестором Кукольником, Валерианом Ширковым, Николаем Маркевичем. Работа над оперой шла в течение 5 лет. Премьера оперы состоялась в 1842 году в Петербурге и по началу была встречена публикой холодно, но затем после сокращений объема имела грандиозный успех.

Среди действующих лиц оперы мы можем обнаружить следующих персонажей:

Светозар, великий князь киевский, - бас.

Людмила, его дочь, - сопрано.

Руслан, витязь, жених Людмилы, - баритон.

Ратмир, князь хазарский, - контральто.

Фарлаф, витязь варяжский, - бас.

Горислава, пленница Ратмира, - сопрано.

Финн, добрый волшебник, - тенор.

Баян, сказитель, - тенор.

Наина, злая волшебница - меццо-сопрано.

Черномор, карлик, злой волшебник, - роль без слов.

Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, няни и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ, девы волшебного замка, арапы, карлы, рабы Черномора, нимфы и ундины.

Действующие лица оперы включают себя персонажей как человеческой природы, так и мифических персонажей (Наина, девы волшебного замка, арапы, карлы, рабы Черномора, нимфы и ундины). Также характерным

драматургическим ходом композитора можно считать столкновения двух миров - добра и зла.

Вокальные характеристики персонажей оперы также разграничены композитором с помощью различных средств музыкальной выразительности.

Рассмотрим вокальные характеристики женских персонажей оперы.

Начнем с самой главной героини - Людмилы. Ее партия была написана для легкого лирико-колоратурного сопрано. Композитор рисует образ лирической и шаловливой красавицы в двух основных ариях. Первая каватина -ее музыкальный портрет. Каватина делится на несколько частей. Первая часть -это лирический монолог «Грустно мне, родитель дорогой...». Второй раздел -обращение главной героини к претендентам на ее руку и сердце контрастен первой и третьей части и содержит обращения к каждому гостю, изменяясь мелодически в соответствии с его характером. В третьей части возвращается игривый, легкомысленный характер мелодии героини. Виртуозная мелодия, обогащенная большим количеством фиоритур и пассажей, задействующих максимальный диапазон исполнительницы этой арии требует большой вокальной состоятельности от исполнительниц. Уверенные верхние ноты, а также большая подвижность голоса и точность интонирования на протяжении всего диапазона являются обязательными при исполнении этой каватины. Вторая ария Людмилы из четвертого действия «Ах, ты доля, долюшка» - насыщенная эмоциональная характеристика, рисующая сначала печаль, которая затем трансформируется в решительный протест, негодование характеризует Людмилу как персонажа действующего, борющегося за свое счастье.

Еще два женских образа представлены в опере Глинки. Горислава -пленница Ратмира. Ее ария «Какие сладостные звуки / Ко мне неслись в тиши!» полна тоски и сожаления о разлуке с любимым, наполнена распевными, лирическим напевами. Исполнение этой арии потребует от певицы крепкого уверенного звучания в средней тесситуре и умения управлять грудным регистром, также необходима подвижность голоса и достаточный по объему диапазон звучания.

Еще один женский персонаж оперы - злая волшебница Наина. Это персонаж раскрывается композитором в сцене дуэта Фарлафа и Наины. Необходимо отметить, что для изображения отрицательных образов в опере композитор использует скудные музыкальные выразительные средства. Мелодии Наины в основном речитативного характера, в них отсутствует теплота и близость народный песне, присущая вокальным характеристиками главных персонажей оперы. Продолжим рассмотрение.

Персонаж главного героя оперы Руслана охарактеризован автором оперы в главной арии персонажа «О, поле, поле» из второго действия.

Яркими характеристикам наделены и персонажи-соперники Руслана. Так одним из самых популярных номеров оперы является комическая ария Фарлафа «Близится час торжества моего», который исполняется басом. Быстрый темп, речитативный характер мелодии, яркие штрихи и динамика помогают создать комический эффект. Одним из самых известных исполнителей этой арии является Ф. Шаляпин.

Образ Ратмира контрастен Фарлафу - пылкий влюбленный показан в опере с помощью специальной оперной краски травести - тембра женского контральто. Мелодические характеристики мужских героев также различны. Образ Ратмира содержит восточный колорит. Таким образом композитор противопоставляет русский и восточный характер мужских персонажей.

Среди сказочных персонажей оперы мы находим еще одного мужского персонажа - Финна. Его партию исполняет тенор. Известный драматический номер оперы - баллада Финна. Он представляет собой отвлеченный от основной линии сюжета материал и может использоваться как самостоятельное произведение для исполнения вне контекста оперы.

Еще один персонаж оперы - Баян также исполняется тенором. Характеристика этого персонажа вносит в оперу дополнительный контекст былинности, эпичности, который впоследствии будет использоваться русскими композиторами при создании опер на сказочные и исторические сюжеты. Например, у Н. А. Римского-Корсакова в его «Снегурочке» и «Садко».

Завершая обзор вокальных характеристик оперы «Руслан и Людмила» хочется сказать о том, что вокальный стиль композитора опирается во многом на традиции русского народного мелоса, особенности ладового склада русских народных песен. Лабораторией для формирования авторского композиторского стиля композитора являлись его многочисленные романсы, в которых композитор вырабатывал те черты, которые получили свое наивысшее воплощение в оперных характеристиках персонажей «Руслана и Людмилы». Вокальные номера оперы представляют собой необходимую часть репертуара современного студента-вокалиста и могут помочь ему совершенствовать технику и мастерство вокального искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асафьев Б.В. Глинка. - М., -Л., 1950. - 313 с;

2. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX в. - М., 1979. - 324 с;

3. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. - «Лань», «Планета музыки», 2020. - 476 с;

4. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки. - Л., 1968. - 66 с;

5. Глинка М.И. Литературное наследие. Т.1. - Л., -М., 1952. - 512 с;

6. Глинка М.И. Полное собрание сочинений. Т. 11. Вокально-педагогические сочинения. - М., 1963. - 483 с;

7. Канн-Новикова Е. М.И. Глинка. Новые материалы и документы. М., 1950. - 120 с;

8. Попова Н.А. Феномен русского бельканто в оперном творчестве М.И. Глинки // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 2021. № 3. С. 166-175

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 6 (75) Том 4. ИЮНЬ 2024 г. Xiong Erlun, Semenova D.A.

Xiong Erlun

Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

Scientific advisor: Semenova D.A.

Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

VOCAL CHARACTERISTICS CHARACTERS OF M. GLINKA'S OPERA «RUSLAN AND LUDMILA»

Abstract: the article describes the phenomenon of operatic creativity of the Russian composer M. Glinka. The author examines the history of the creation of the opera. The text of the article gives a general description of the opera "Ruslan and Lyudmila " and provides examples of fragments of the opera's vocal parts included in the classical vocal heritage of Russia. The arias and characteristics of the main characters of the opera "Ruslan and Lyudmila " are examined in detail.

Keywords: operatic works, Glinka, aria, opera parts, Ruslan and Lyudmila.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.