Научная статья на тему 'ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ'

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
317
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / AZERBAIJAN / КОМПОЗИТОР / COMPOSER / ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА / VOCAL SCHOOL / ВОСТОК / EAST / ЗАПАД / WEST / VOCAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давуди А.Х.

В статье анализируются типовое, жанровое и композиционное своеобразие, особенности азербайджанского вокального искусства с аспекта его синтеза в тесной связи с традициями вокально-исполнительской культуры Запада и Востока на примере исследования вокального творчества азербайджанских композиторов ХХ века - У. Гаджибекова, М. Магомаева, А. Зейналлы, К. Караева, Ф. Амирова, Дж. Джанхангирова, С. Рустамова и В.Адигезалова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Давуди А.Х. ©

Диссертант, кафедра музыкального обучения, Нахчыванский государственный университет (Азербайджан)

Аннотация

В статье анализируются типовое, жанровое и композиционное своеобразие, особенности азербайджанского вокального искусства с аспекта его синтеза в тесной связи с традициями вокально-исполнительской культуры Запада и Востока на примере исследования вокального творчества азербайджанских композиторов ХХ века - У. Гаджибекова, М. Магомаева, А. Зейналлы, К. Караева, Ф. Амирова, Дж. Джанхангирова, С. Рустамова и ВАдигезалова.

Ключевые слова: Азербайджан, композитор, вокальное творчество, вокальная школа, Восток, Запад.

Keywords: Azerbaijan, composer, vocal creativity, vocal school, East, West.

В период независимости Азербайджана значительный интерес вызывают материально-духовные ценности народа, среди них особое внимание исследователей-музыковедов привлекает пройденный путь азербайджанского вокального искусства, испытавшего на себя влияние вокально-исполнительской культуры Запада и Востока. Сформированная в ХХ веке азербайджанская композиторская школа имеет своеобразный стиль и богатые музыкальные традиции. Начав формироваться в начале века, азербайджанская вокальная исполнительность была тесно связана с вокальной музыкой композиторов. Стиль азербайджанской вокальной исполнительности сформировался в контексте развития вокальных музыкальных жанров, созданных на основе синтеза музыкальной культуры Востока и Запада. Благодаря творчеству талантливых и популярных исполнителей вокальная музыка азербайджанских композиторов стала признанной и любимой в мире.

Наши изыскания позволяют высказать мысль, что вокальные произведения азербайджанских композиторов сыграли важную роль в установлении путей развития азербайджанского профессионального вокального искусства, образованного на соединении традиций вокальной исполнительности Востока и Запада. Азербайджанское вокальное искусство, носящего в себя такие своеобразные исполнительские традиции, требовало и от исполнителей, и от композиторов специальную профессиональность. Каждый композитор, работающий в этой области, выделялся своим высоким профессионализмом, а индивидуальный подход к своей работе каждого из них служил обогащению азербайджанского вокального искусства. Поэтому, показывая особенности индивидуального творчества отдельных композиторов в развитии азербайджанского профессионального вокального искусства, можно высказать мысль о своеобразности азербайджанского вокального искусства, соединявшего в себя синтез вокального стиля Востока и Запада. Эта проблема частично рассмотрена в кандидатских диссертациях Н.Гусейновой (Формирование и развитие национальной вокальной школы в азербайджанском оперном искусстве, 2010), М.Бабаевой (Исполнительский стиль Рашида Бейбутова в контексте национальных и классических вокальных традициях, 2010) и др.

В настоящей статье мы поставили перед собой цель анализировать вокальное творчество азербайджанских композиторов с применением историко-теоретического метода, позволяющего

© Давуди А.Х., 2017 г.

осветить существенные историко-культурные аспекты вокального искусства Запада и Востока, одновременно выявить синтез и роль данной культуры в формировании и развитии азербайджанской вокально-исполнительской культуры. Данное направление требует комплексного подхода к проблеме, требующего историко-генетическим методом проследить этапы развития вокального искусства Азербайджана и Запада, а с помощю историко-реконструкционного метода - установить динамику развития азербайджанской вокально-исполнительской школы. Применение метода сравнительного анализа способствует демонстрацию влияния стилистических особенностей вокально-исполнительской культуры Запада и Востока на развитие азербайджанской вокальной школы.

Отметим, что в 20-х годах ХХ века, когда создавалась вокальная кафедра в Консерватории, востребовалось включить в учебную программу и вокальные произведения азербайджанских композиторов. В первую очередь, Узеир Гаджибеков рекомендовал использовать народно-песенные образцы в области организации вокальных и хоровых произведений в творчестве азербайджанских композиторов. Тогда также потребовалось создание крупнообъемнго жанра - опер классического типа. Примечательно, что в деятельности вокальной школы в учебную программу наряду с вокальными произведениями композиторов-азербайджанцев включались и программы русских и европейских вокальных школ. В тот период в соответствии с требованиями жизни перед композиторами ставились новые художественные вопросы - как и другие музыкальные жанры, обновились и романсы, расширялись круг их тем, они обогащались другими жанровыми особенностями.

Творческий путь создателя азербайджанской профессиональной музыки, основоположника оперного искусства, видного ученого, драматурга, педагога и общественного деятеля Узеира Гаджибекова (1885-1948) вполне отражает важный период создания музыкальной культуры Азербайджана и историю ее развития. Он многие годы своего созидательного творчества посвятил установлению своеобразности языка азербайджанской музыки, его классификации и показу путей исторического развития. Музыковеды едины в том, что У.Гаджибеков, как и во всех жанрах музыки, проделал огромную работу в создании и развитии вокального искусства, добился выскоих достижений в этой области [1,149]. Гениальный композитор У.Гаджибеков, воспользуясь азербайджанской народной музыкой, а также классической европейской музыкой, стал азербайджанским мыслителем, просветителем, заложившим основу национального вокального искусства.

У.Гаджибеков в статье «Вопросы просвещения азербайджанской музыки» так определил основные цели и задачи в организации музыкального обучения с европейским уклом в Азербайджане: «Азербайджанское население республики с целью знания произведений всемирно известных музыкантов - Баха, Моцарта, Бетховена требует изучать написанные ими для фортепиано, скрипки, флейты, человеческого голоса и др. сочинения, умения их исполнения» [2, 19].

А в своем выступлении «Об исполнении мугама и народных песен» на совещании, посвященном проблеме изучения нашей национальной музыкальной культуры, композитор считал очень важным вопрос о подготовке национальных вокальных кадров: «Европейское пение пока что для наших ушей звучит как-то чужое, неприятное, даже иногда настолько неприятное, что слушатели могут покидать театр, поэтому, когда я работаю над оперой, вовсе не хочу, чтобы часть зрителей, услышав и увидев первые сцены, тот час покинула зрелище» [3, 215]. Данное наставление У.Гаджибекова требовало тогда от профессионалов вести ряд подготовительных работ среди слушателей и заодно сочинять такие произведения, которые бы пришлись вкусу слушателей.

С другой стороны, это означает, что оно всегда с большой чувствительностью отражало общее развитие процесса истории вокальной музыки и продвинулось на почве самых активных поисков периода, порождаемого те или другие произведения. Как правило, образы

драматических произведений общаются между собой в зависимости от содержания текста, что в большинстве случаях отчетливо видно в их диалогах. А в музыкальных произведениях эти диалоги заменяют вокальные (пение голосом) ансамбли. Примером к тому можно привести жанры оперы, оперетты, оратории, кантанты. Поскольку хор и камерно-вокальные произведения, будучи программными сочинениями, по своей природе очень быстро выражают актуальные проблемы, жизнь народа, чувства и переживания периода, к которому они относятся.

Вокальные партии (арии, ариозы, дуэты, хорные сцены и др.) оперы «Лейли и Меджнун» У.Гаджибекова, поставленной в 1908 году в Баку Оперной трупбой, имели огромное влияние на развитие массового вокального исполнения в Азербайджане [4, 18]. У.Гаджибеков считал, что перспективным путем развития вокального искусства в Азербайджане должно быть тот многовековый путь развития европейской музыки, характеризуемой пением в стиле белджанто [5, 329]. Данный стиль начал признаваться под названием сложного понятия «belkanto», где «bella» означает красиво, а «kanto» - пой. Основными принципами школы «belkanto» являются наличие во всех регистрах яркого и прозрачного, одновременно полного и бархатного тембра, богатства звуковых оттенков и обертонов, освоение таких важных вокальных условий, как широкий диапазон, различная динамика, нюанс и правильное соблюдение фраз.

Кроме того, равность звука, плавность тембра в различных силовых степеньях, а также в разных регистрах и не подвергание напряженности, объемности, мягкости, изящности и сладости, чистоты и точности с точки зрения гармонии также являются основными условиями. Интересно и то, что звук и высшие качества исполнительности составляли основу условий «классической вокальной исполнительности».

Имеющий значительную заслугу в развитии азербайджанского романса У.Гаджибеков своими двумя газелными романсами создал новые образцы данного жанра. Его творческий гений способствовал десятилетиями предвидеть и определить будущее развитие национальной музыкальной культуры, что явилось переворотом в области многовековой азербайджанской музыки. Композитору удалось органически сочетать традиции классического устного музыкального творчества с современными музыкальными жанрами. Именно в этом и проявилось новаторство его наследия, органически сочетавшего музыкальную культуру Востока и Запада, в результате чего музыкальное искусство Азербайджана завоевала общечеловеческое признание [6, 168].

В 1918-1920 годах, в период Азербайджанской Демократической Республики, были созданы песни в духе патриотического воспитания, такие как «Национальный марш» на слова У.Гаджибекова, «Марш Азербайджана» и «Бьется Черное море» - А.Джавада. Марш У.Гаджибекова в 1922 году был принят как Государственный Гимн Азербайджанской Республики и стал одним из ее государственных символов.

Таким образом, учитывая активную творческую деятельность У.Гаджибекова в области взаимосвязанного развития азербайджанской музыкальной культуры с музыкальными традициями Востока и Запада, можно высказать мысль, что благодаря его усилиям вокальное музыкальное искусство Азербайджана возвышалось до общеевропейского уровня. Последователи выдающегося композитора, обращаясь к вокальному жанру, основоположником которого считается У. Гаджибеков, как и во всех жанрах профессиональной музыки, достойно продолжают избранный им путь.

И у Муслима Магомаева (1885-1937), являющегося единомышленником Узеир бека, также были особые заслуги в данном направлении. М.Магомаев принадлежит к старшему поколению композиторов, кто начал свою деятельность еще до революции. Видный дрижер и композитор 30 лет своей жизни посвятив повышению музыкальной культуры азербайджанского народа, проделал огромную работу в этой области. Главная причина такого возвышения М. Магомаева заключается в том, что он, придерживаясь в своем творчестве принципам

народной музыки, как основного источника, с большим мастерством пользовался достижениями русской и Западноевропейской классической музыки. Этот выдающийся композитор, основываясь на классическую русскую музыку и на первые оперы У.Гаджибекова, значительно расширил жанрово-сюжетный круг азербайджанского оперного искусства. Неслучайно, что в творчестве М.Магомаева оперный и вокальный жанры особенно привлекают внимание музыковедов и исследователей.

В конце 20-х и начале 30-х годов минувшего века композитор написал такие массовые песни, как «Весна», «Поле», «Наше село», «Нефть» и др., которые снискали любовь народных масс как характерные сочинения для творчества композитора. А его оперы «Шах Исмаил» и «Няргиз» прочно вошли в репертуар азербайджанского музыкального театра и заняли там почетное место. Характерно, что опера «Шах Исмаил», как одна из лучших мугамных опер, подытоживает путь всего развития азербайджанской оперы дореволюционного периода. А его опера «Няргиз», будучи одной из первых азербайджанских опер общеевропейского типа, стала важным творческим достижением в развитии национальной музыкальной культуры.

Отметим, что вторая опера М.Магомаева была написана на основе азербайджанских национальных музыкальных лад, что прежде всего связано с впервые принесением в азербайджанскую оперную сцену революционной темы, выступлением крестьянки, пастуха и рабочего как основных персонажей. Наряду с этими композитор привнес в азербайджанскую оперу и новые вокальные выразительные средства. Эти качества особенно заметны во многих ариях и дуэтах, региативах и хорных сценах оперы. Одним словом, музыка оперы «Няргиз» очень далека от импровизаций, присущих нашим первым операм, так как ее основу составляет естественный синтез развитых в техническом аспекте форм оперного искусства мира. Другая особенность музыкального языка оперы «Няргиз», написанной на основе традиций классической оперы, заключается в привитии ей интонаций азербайджанской народной музыки. Таким образом, Муслим Магомаев, обогащая мугамные оперы новыми, историко-героическими, лирико-драматическими сюжетами, значительно расширил жанровые пределы азербайджанского оперного искусства дореволюционного периода.

В творчестве Асафа Зейналлы (1909-1932) вокальные жанры также занимали важное место. Выпускник Азербайджанской Государственной Консерватории А. Зейналлы первый азербайджанский композитор, получивший профессиональное музыкальное образование. Он также является автором первых азербайджанских романсов, пьес для фортепиано и скрипки. Вокальные и камерно-инструментальные произведения композитора сыграли важную роль в развитии данных жанров в нашей стране. В своем творчестве А. Зейналлы особое значение придавал собиранию народных песен, взятию их на ноты и широкому исполнению.

Отметим, что романсы А.Зейналлы разные по своему жанру. Тема этих романсов в значительной степени определяет жанровые и стилистические особенности каждого из них. Так, его патриотический романс «Пограничник» является балладой; гимн о родине, родной природе «Моя страна» - приятным, лирическим монологом; «Чадра» - монологом, выражающим светлое, лирическое настроение; взволнованные, печальные, олицетворяющие образы драматической лирики «Вопрос» и «Сейран» - песенними романсами. Композитор также переписал в ноты песни «Ты не станешь моей возлюбленной» и «Араз», обработал их для звукового и вокального ансамбля.

В годы своей учебы в Консерватории, когда была модной написать песню для тенорного звука, А.Зенйналлы сочинил песню «Пограничник» на слова Расула Рзы. Но композитор при написании данной песни применил звук бас. Естественно, что с целью полного выражения мужества и смелости образа А.Зейналлы избрал данный тембр звука [7, 258].

Вокальное творчество А.Зейналлы снискало более популярности. В его песнях и романсах более отчетливо проявляют себя две характерные линии: патриотизм и лиричность. Большинство его вокальных произведений посвящено героической и патриотической теме. Так,

посвященные патриотической теме романсы «Моя страна» и «Вопрос», будучи образцами первых национальных романсов, одновременно являются произведениями, отшлифующими типические элементы народных песен - искусства мугамной исполнительности с Европейскими и русскими музыкальными традициями. Вообще, основу жанра профессиональной лирической песни в Азербайджане составляют первые лирические романсы А.Зейналлы, музыка которого отражала новаторство, современность и лирико-психологическое настроение периода. К примеру, в его романсе «Моя страна» особенности человеческой речи в естественной форме описывается в мелодии. Здесь партия фортепиано носит не только значение аккомпонирования, а имеет равностепенное значение с вокальной партией.

Сочинения А. Зейналлы бесценны в процессе формирования и развития азербайджанской музыкальной культуры как одной из ее важных ветв. В своем творчестве он органически сочетал формы и жанры западной музыки со средствами выражения азербайджанской народной мелодии, добился их успешному синтезу. Таким образом, он вместе с У.Гаджибековым и М.Магомаевым заложил фундамент азербайджанского национального композиторского стиля [8, 15].

После данного тезиса следует констатировать, что азербайджанскую музыкальную культуру на уровень мировой музыки возвышал наш всемирно известный композитор Кара Караев (1918-1982), творчество которого органически было связано с традициями многих мировых классиков, особенно его любимых композиторов, таких как Бах, Бетховен, Чайковский и др. Также можно утвердить, что на его творчество также положительно повлияла деятельность С.Прокофьева и Д.Шостаковича.

В апреле 1938 года на итоговом концерте декады азербайджанского искусства, проведенного в Москве, было озвучено одно произведение 20-летнего молодого азербайджанского композитора: это была кантанта «Душевная песня», написанная на стихи Расула Рзы для хора, симфонического оркестра и танцевального ансамбля [9, 59]. Среди музыкальных сценических произведений композитора следует особо выделить его оперу «Родина», написанную вместе с У.Гаджибековым и обогатившую национальное оперное искусство. Написанная с большим патриотическим духом данная поэма, идейно перекликаясь с нашей современной независимой и суверенной жизнью, воспевает патриотизм, прививает молодежи Азербайджана чувства верности к родине. И совсем неслучайно, что за оперу «Родина» 28-летний композитор был удостоен Государственной премии СССР.

Либеретту оперы «Родина», где говорится о полных героизмом событиях Великой Отечественной войны, написал видный театральный деятель Азербайджана И.Гидаятзаде. В ее сюжете и музыке обвиваются две источники - героико-драматический и лирико-психологический. Бесконечная верность к родине, хорные сцены и песни, арии и ариозолы готовых сражаться до последнего дыхания воинов создают полную гармонию, что в свою очередь отражает сложный внутренний мир любящих и страдающих, передающихся воспоминаниям, или переживающих глубокие чувства героев.

В 1972 году Кара Караев второй раз обратился к оперному жанру и в отличие от первой оперы, посвященной героической теме, вторая его опера «Нежность», сюжет которой взят от одноименной новеллы известного писателя ХХ века Анри Барбюсь, отличается глубоким проникновением в сложный психологический мир современного человека. Написанные в 1959 году музыка на драму «Маскарад» М.Ю.Лермонтова и романс Нины также нужно относить к его произведением вокального жанра. Хотя по теме данный романс написан на музыке элегии, и композитор сохранил свои персональные штрихи, по духу чувствуется близость романсов Даргомижского и Глинки. Вокальные произведения К. Караева условно можно делить на несколько групп: 1. Лирические романсы; 2. Произведения, написанные для хора; 3. Сочинения на массовые и эстрадные жанры. К таковым относятся романсы «Фокстрот», «Песня о мире»,

«На холмах Грузии», «Я вас любил», последние два из которых посвящены 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина и написаны для хора и симфонического оркестра.

Одновременно с К.Караевым жил и творил другой азербайджанский композитор Фикрет Амиров (1922-1984), завоевавший большие достижения в области вокальной музыки и отличающийся от творчества первого своим стилевым аспектом. «Творчество Караева и Амирова расширило эстетические границы в целом азербайджанской, а шире - советской музыки: они выдвинули новый смысл Восточной и Западной категорий, испытали новые ракурсы их взаимосвязей. Именно здесь, на стыке Востока и Запада, расходились кардинальные пути Караева и Амирова, установились разницы их творческих, жанровых и стилистических приоритетов, тем самым показалась линия дуализма «Запад» и «Восток» азербайджанской музыки» [10, 197].

В творчестве Ф. Амирова, открывшего новые яркие страницы в национальном искусстве, как первые образцы, можно отметить лирическую оперу «Севиль» и вокально-хореографическую поэму «Насими», посвященные теме современности. Многие его песни, написанные на драматические произведения, в последующем как самостоятельные песни, занимали своеобразное место в репертуарах многих певцов. Созданные им в этот период камерно-инструментальные и вокальные произведения и поныне сохраняют свою свежесть. Однако задушевность, чистота и эмоциональный дух мелодий больше проявляются в его вокальной лирике, за что он, в буквальном смысле слова, был признан композитором-мелодистом.

Ф. Амиров особо подчеркивал важность создания новых опер в данном жанре и наставлял, что «каждый жанр создается по требованию народа и живет с его любовью. В самом деле опера вовсе не является жанром прошлого, я бы сказал этот жанр самый срвременный и самый трудный среди других тем, что он развивает в себя вокальное искусство» [11, 45].

Учитывая значение сказанного, композитор создал на одноименную пьесу азербайджанского драматурга Дж.Джабарлы оперу «Севиль», ставшую важным событием в музыкальной жизни Азербайджана. С первых шагов принятая театральной общественностью как высокосодержательная опера, «Севиль», выдерживая испытания времени, и поныне считается самой успешной оперой, созданной после «Кероглу». «Севиль» Ф.Амирова, посвященная актуальной проблеме периода - освобождению женщин, вошла в историю азербайджанской музыки и как первая национальная лирическая опера на современную тему.

Хотя песни «Ты моя весна» (слова С. Вургуна) и «Улыбнусь, если ты улыбнешься» (слова М.С.Ордубади) переданы в другой эмоциональной окраске, все же выражают лирическое начало. В этих песнях-романсах преобладет открытая искренность, порождаемая от полноты жизненной любви, чувства человеческой радости. Вот почему обе песни звучат как гимн жизни, наслаждение бытием, воспевание любви. Видимо, композитор под влиянием классических русских вокальных произведений здесь танцевальные ритмы использовал как средства портретных особенностей. Обаятельная песня «Ты моя весна», написанная на легком, летательном движении вальса, как раз относится к таковым. Однако, обращаясь к формуле ритмического жанра, Ф. Амиров с большим мастерством раскрывает особенности своеобразия национальной поэзии, что подтверждается музыкальностью и пластичностью мелодического стиля, который органически сливаясь словами, отражает не только общий характер стиха, но и его структурные особенности.

Хотя на первый взгляд кажется, что песня носит традиционный харктер, в самом деле она отличается своей национальной своеобразностью, оригинальностью, нежным музыкальным олицетворением стиха. Слова в припеве обуславливает выбор формы музыкальных строк [12,23]. Определенную группу вокальных миниатюр составляют лирические песни, воспевающие Родину. Чувство любви к Родине наиболее искренне и полно выражано в песне «Азербайджан».

В изданный в 1958 году в редакции Бюлбюля сборник «Азербайджанские народные песни» включились и многие песни Ф.Амирова, некоторые из которых в последующем были обработаны для фортепиано и голоса в разнообразном современном стиле, присущем композитору. Так, обработка исполненных всемирно известным певцом Рашидом Бейбутовым песен «Дома их клетчатые», «Улицу опрыскивал водой», «Сона ханум» под названием «Лирический танец» для фортепиано ясное проявление сказанного [13, 28].

Вместе с Фикретом Амировым Джахангир Джахангиров (1921-1992) также был одним из самых достойных и талантливых представителей азербайджанской композиторской школы. Созданные им вокальные произведения снискали широкую популярность по своей актуальностью, полнотой выражения, сочетаемости с народной музыкой, ярким мелодизмом. Интерес Дж.Джахангирова к вокальному, особенно хорному искусству, предопределил в его творчестве ведущую роль данной сферы. Многие характерные черты музыки композитора, прежде всего вокальная природа его мелодики, пораждена от особенностей указанной сферы. Первым его композиционным опытом была обработка народных песен по образцу обработок хора У.Гаджибекова, а сочиненная им в годы Великой Отечественной войны песня «416-я дивизия» написана на патриотическую тему.

В 1949 году была озвучена вокально-симфоническая поэма «На том берегу Араза» -первое крупное произведение Дж.Джахангирова, где композитор, не довольствуясь симфонической музыкальной рамкой, создал вокально-симфоническую поэму, приобшившую в себя специфические особенности ораториальной и симфонической музыки - кантанты, считающейся новым жанром в азербайджанской музыке. Сочетание хора и соло вокальной музыки, имеющей связь с конкретным словом, с оркестром придавало поэме актуальные, резко показывающие себя с политически идейного аспекта глубоко убедительные признаки. Кроме того, в 50-х годах ХХ века композитор создал такие популярные песни, как «Назенин», «Каспий», «Дочери родины», «Пусть будет весна», «Песня урожая», «Песня весны» и др. Суита Дж.Джахангирова «Песня дружбы», написанная на слова Ислама Сафарли для хора, солиста, чтеца и оркестра, является обширным вокально-симфоническим произведением, воспевающим нерушимую дружбу Закавказских народов. Кроме многочисленных массовых, сольных и хоровых песен под аккомпонемент фортепиано или оркестра, композитор обращался и таким крупным и сложным вокальным формам, как суита и кантанта, оратория и опера.

Песни Дж. Джахангирова, как и другие вокальные произведения, отличают широко духовая мелодия, близость к языку народной музыки. Композитор своими двумя произведениями завоевал право прочно войти и вечно остаться в музыкальной культуре Азербайджана: одно из них - «Кантанта Физули», посвященная овековечению великого азербайджанского поэта, второе - песня «Мать», написанная на слова И. Сафарли [14, 25].

Одним из также поистине достойных представителей азербайджанской композиторской школы был Саид Рустамов (1907-1983), воспевавший человеческие души в своих бесчисленных песнях. Как и У. Гаджибеков, он в своих разножанровых произведениях с большим мастерством использовал народную музыку, ее неиссякаемые источники. Музыка, в том числе вокальные произведения С.Рустамова, выделяются своей неповторимой своеобразностью, композитор с любовью воспевал желания и стремительность, решимость мирного строительства, лирические чувства и переживания молодежи, поэтому его песни и поныне всеми встречаются сочувственно, что подтверждается десятками песнями, широко распространенными среди народа.

Действительно, С.Рустамов был совершенным мастером массовых песен, он навсегда остался верным своему персональному стилю, в его песнях мелодия отражает своеобразность, присущая только его песням, что дарит всему произведению бесподобную красоту. Его любовным песням присущи глубокий лиризм, выражающий нежные ощущения, а массовым вокальным произведениям - радостное и бодрое настроение, мобилизующие интонации.

Кантанта «Азербайджан» композитора, как вокально-инструментальное произведение, расширила образно-интонациооную структуру нашей музыки, привнесла ей новые оттенки. С.Рустамов, признанный как автор простых, искренних и заодно неповторимых мелодий, и в своих крупнообъемных произведениях остался верен своему почерку, особое внимание уделял песнеобразности мелодического языка. Ряд песен из драматических спектаклей, на которые он написал музыку, прямо со сцен нашел путь к сердцу зрителей и слушателей, получил «пропуск» в жизнь как самостоятельные вокальные миниатюры.

Особенно важным в творчестве С.Рустамова представляется тот факт, что композитор впервые переписал на ноты ашугскую музыку, что является очень ценным и полезным трудом с художественной и научной точки зрения. По этим перечисленным критериям творчество композитора является ярким примером для представителей современной азербайджанской композиторской школы.

Многогранное творчество Васифа Адигезалова (1935-2006) данного периода также сыграло большую роль в развитии истории азербайджанской музыки. Будучи одним из ярких представителей Кара Караевской школы, он в своем творчестве, создавая прекрасные и оригинальные произведения, практически обращался ко всем жанрам. Вот уже многие годы язык музыки вокального творчества В.Адигезалова занимает важное место в сокровищнице самых прекрасных достижений нашей национальной культуры, а песни и романсы композитора пользуются большой популярностью не только в нашей стране, но и далеко за ее переделами. Конечно, популярность многих его песен и романсов связана также с высоким исполнительским мастерством, тонкой интерпретацией таких прекрасных певиц, как Рашид Бейбутов, Мирза Бабаев, Шовкет Алекберова, Фидан и Хураман Касимовы, вокально-инструментального ансамбля «Гая». Романс «Гвоздика» В.Адигезалова, написанный на слова Натаван, является новаторским произведением в азербайджанской вокальной лирике тем, что он характеризуется не только обращением на наследие великой поэтессы, но и являет собой новым видом лирико-психологического жанра, где пленительная лирическая поэзия, повествующая о любви к цветку, как бы в музыкальной композиции находит олицетворение «синхронности», что достигается здесь с использованием «принципа стилистической иллюзии», связанной с понятием «обобщение посредством стиля». А это означает обращение к самым специфическим особенностям определенного периода.

Изучение вокального творчества азербайджанских композиторов показало, что азербайджанское вокальное искусство объединяет в себя самые лучшие традиции и Востока (национального), и Запада. В результате усовершенствования передовых традиций в истории художественного развития своеобразных национальных особенностей азербайджанское вокальное искусство достигло высокого современнего уровня. В работе прослеживается динамика развития азербайджанской вокальной школы, созданной на основе вокальных исполнительских традиций Востока и Запада в период с 20-30-х годов ХХ века до современности. Таким образом, хотя отдельные аспекты проблемы развития азербайджанского вокального искусства изучены разными исследователями, разработанность темы в контексте вокальных традиций Востока и Запада все же нелья считать исчерпанной.

Литература

1. Джаббари Р. - Взгляд на историю азербайджанского вокального творчества // Мир музыки - 2009. -

№ 3-4. - С.

2. Гаджибеков У. О музыкальном искусстве Азербайджана. Баку: Азернешр, 1966, 150 с.

3. Гаджибеков У. Избранные, II том, Баку: Издание Академии Наук, 1965, 412 с.

4. Керимов Р. Вокальное исполнительское искусство из истории музыкальной культуры Нахчывана.

Баку: Азернешр, 2006, 159 с.

5. Сафарова З. Азербайджанская музыкальная наука Х111-ХХ веков. Баку: 1998, 583 с.

6. Шириева М. - Исторический взгляд на эволюции азербайджанского романса // Мир музыки, - 2006.

- № 1-2 (27). - С. 166-169.

7. Гусейнов Р. Тысяча вторая ночь. Баку: Издательство «Ишыг», 1988, 405 с.

8. Муталлимова С. Взгляд на вокальное творчество Асафа Зейналлы // Консерватория. - 2010. - № 1. -С. 82-92.

9. Шушински Ф. Нардные музыканты Азербайджана. Баку: Язычы, 1985, 478 с.

10. Гусейнова А. Творчество Кара Караева и Фикрета Амирова в контексте дихотомии «Восток-Запад» // Проблемы искусства и культуры. 2007 - № 2-3 (20-21). - С. 196-204.

11. Амиров Ф.Дж. В мире музыки. Баку: Гянджлик, 1983, 270 с.

12. Магеррамова И. Стилистические особенности творчества Фикрета Амирова. Автореферат диссертации... на соискание ученой степени доктора философии по искусствоведению. Баку: 2004, 140 с.

13. Гасымова С., Абдуллаева З. Фикрет Амиров. Издательство «Дом сказки», Баку: 2004, 209 с.

14. Байрамова А. - К вопросу об истории национальной композиторской школы // Мир музыки. - 2010.

- № 3-4. - С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.