I
SCIENCE TIME
I
ВОКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКОЕ АМПЛУА ЛУИДЖИ ЛАБЛАША
Чжан Исян,
Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, г. Казань, mail: 572901203@qq.com
Научный руководитель: Решетникова Светлана Владимировна, Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, Казань,
E-mail: lana-budilova@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена изучению творчества
Луиджи Лаблаша, именуемого в XIX веке лучшим basso cantante. В работе приводятся рецензии современников Лаблаша: знаменитого английского литератора Генри Чорли и русского критика Ростислава (Феофила Толстого) о его выступлениях. Выявляются особенности исполнительского стиля певца, которые заключались в актерском даровании и великолепной вокальной технике. В статье говорится о том, что за долгие годы работы на оперной сцене Луиджи Лаблашу блестяще удавалось воплощать образы комических и трагических персонажей.
Ключевые слова: опера, певец-актер, комические партии, драматические партии, basso cantante.
Луиджи Лаблаш (1794-1858) - знаменитый оперный певец (бас). Он получил музыкальное образование в одной из консерваторий Неаполя della Pieta dei Turchini, обучаясь игре на виолончели и контрабасе, а также пению. Его вокальный педагог Джованни Валези, обнаружил у Луиджи прекрасный голос - альт, который позднее, мутировав, преобразился в бас. В возрасте 18-лет он уже дебютировал в опере «Мельничиха» Джованни Паизиелло [6]. А через несколько месяцев, женился на Терезе Пинотти, дочери одного из театральных актеров. Этот брак оказался очень счастливым и благотворно повлиял на творческую судьбу Лаблаша. Жена, признавая его гениальность как певца и артиста, побудила покинуть театр Сан Карло и продолжить обучение. Именно это, в дальнейшем, и позволило Луиджи Лаблашу исполнять не только второстепенные, но и главные басовые партии [3].
Лаблаш обладал сценической внешностью, был очень высокого роста. Критик того времени Генри Чорли, упоминая о внушительности размеров Лаблаша не без иронии писал: «в одну из его перчаток можно было одеть
1 SCIENCE TIME 1
ребенка» [8, р. 79]. Ему вторили современники певца и отмечали, что мощный голос полностью соответствовал статной фигуре его обладателя. К 20-ти годам диапазон составлял уже две октавы: от ми-бемоля малой до ми-бемоля второй октавы [5].
Иллюстрация 1. Луидж и Лаблаш (Дулькамара) и Марио (Неморино) в Итальянском театре в Париже. Гравюра неизвестного автора. 1839 г. [3]
В начале карьеры Луиджи исполнял преимущественно буффонные роли второго плана: Дандини в «Золушке», Бартоло в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини. Однако, выступая даже в небольшой роли, он мог создать прекрасный и неповторимый образ. Русский музыкальный критик Ростислав писал о Лаблаше в роли Бартоло следующее: «Лаблаш сумел придать (второстепенной партии) особо важное значение... Он и смешон, и недоверчив, и обманут оттого только, что прост. Заметьте выражение лица Лаблаша во время арии дона Базилио la calunma. Из арии Лаблаш сделал дуэт, но дуэт мимический. Он не вдруг понимает всю низость клеветы, предлагаемой хитрым доном Базилио, - он вслушивается, удивляется, следит за каждым движением своего собеседника и все-таки не может допустить до своих простых понятий, чтоб человек мог покуситься на подобную низость» [2, с. 24].
В дальнейшем репертуар певца значительно расширился. Он начал исполнять главные партии basso cantante (довольно высокий и подвижный бас): комические и драматические, требующие серьезной вокальной подготовки. Мелодии комических партий часто расцвечивались богатой орнаментикой и
1 SCIENCE TIME 1
были подвластны обладателям подвижных голосов. А драматические партии, с наличием кантилены, исполняли певцы с мощными, плотными голосами. В репертуаре Луиджи Лаблаша были и первые и последние, что говорило о его вокальной универсальности.
Актерское дарование Луиджи Лаблаша проявлялось очень ярко. Один из современников певца, импресарио английского Her Majesty's Theatre Ламли писал о наличии у певца драматического таланта и отзывался о нем, как о «величайшем драматическом певце современности» [7, p. 262]. Вероятно отзываясь о роли графа Максимилиана фон Моора в опере Джузеппе Верди «Разбойники», специально созданной для Лаблаша. Однако он с не меньшим успехом выступал в ролях правителя (Генрих VIII в «Анне Болейн» Доницетти), шарлатана (лекарь Дулькамара в «Любовном напитке» того же автора), народного героя (Вильгельм Телль в одноименной опере Россини), слуги (Лепорелло в «Дон Жуане» Моцарта) [1].
Талант Луиджи Лаблаша вдохновлял композиторов XIX века на создание оперных творений. Партии, созданные для него мы представили в Таблице 1 [4].
Таблица 1
Основные оперные партии, созданные для Луиджи Лаблаша
Имя персонажа Название оперы, место и дата первого представления Автор оперы
Арнольдо «Элиза и Клаудио», Милан, La Scala, 1821 Саверио Меркаданте
Уолт он «Пуритане», Париж, Théâtre-Italien, 1835 Винченцо Беллини
Марино Фальеро «Марино Фальеро», Париж, Théâtre-Italien, 1835 Гаэтано Доницетти
Дон Паскуале «Дон Паскуале», Париж, Théâtre-Italien, 1843 Гаэтано Доницетти
Максимилиан фон Моор «Разбойники», Париж, Théâtre-Italien, 1836 Саверио Меркаданте
Максимилиан фон Моор «Разбойники», Лондон, Her Majesty's Theatre, 1847 Джузеппе Верди
Луиджи Лаблаш стал одним из лучших basso cantante своего времени и занял значимое положение в иерархии оперных исполнителей XIX века. Певец одинаково хорошо исполнял колоратурные и кантиленные басовые партии, что
»
15
1 SCIENCE TIME 1
удивляло и, одновременно, восхищало современников. Будучи прекрасным певцом-актером, Лаблаш неоднократно представал на сцене в образах комических и драматических персонажей. Его творчество вдохновляло композиторов эпохи романтизма на создание разноплановых оперных ролей, что существенным образом обогатило амплуа basso cantante.
Литература:
1. Решетникова С.В. Луиджи Лаблаш - primo basso романтической эпохи // Universum: филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2022. 6(96) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://7universum.com/ru/philology/ archive/item/13944 (дата обращения: 13.03.2023).
2. Самин Д. 100 великих вокалистов. - М.: Вече, 2004. - 480 с.
3. Amaduzzi A. Arte del Bel Canto Italiano e il portamento, figurini del Teatro dell'Opera, Filati, Legato, Luigi Lablache, metodi di Canto Ubicazione. Ravenna RA, Italia. 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belcantoitaliano-blogspot-com.translate.goog/20l6/06/il-metodo-di-bel-canto-del-basso.html? _x_tr_sch=http&_x_tr_sl=it&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 05.03.2023)
4. Lablache C. The Great Lablache: Nineteenth Century Operatic Superstar His Life and His Times. - Xlibris Corporation, 2009. - 723 p.
5. Marshal G. Lablache, Luigi. A Dictionary of Music and Musicians. Edited by George Grove [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikisource.org/ wiki/A_Dictionary_of_Music_and_Musicians/Lablache,_Luigi (дата обращения: 24.02.2023)
6. Mesa F. Opera: An Encyclopedia of World Premieres and Significant Performances, Singers, Composers, Librettists, Arias and Conductors, 1597-2000. -McFarland, 2015. - 474 p.
7. Robinson Rh. Lablach, Luigi // The Grove Book of Opera Singers. Macy L. W. (ed). - New York : Oxford University Press, 2008. - P. 262-263.
8. Sadie S. Lablach, Luigi / S. Sadie // The Grove concise Dictionary of Music / S. Sadie. Assistant Ed. A. Latham. - London: Macmillan, 1994. - P. 78-79.