Научная статья на тему 'Вокальная подготовка специалистов музыкальной эстрады: исторический и теоретический аспекты'

Вокальная подготовка специалистов музыкальной эстрады: исторический и теоретический аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокальная подготовка специалистов музыкальной эстрады: исторический и теоретический аспекты»

Примечания

1. Колесов Д.В. О психологии творчества [Текст] /Д.В. Колесов/ /Психологический журнал. —1992. — № 6.

2. Искусство и школа. Книга для учителя [Текст] / сост. А.К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.-288с.

И.В. Сахнова

ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Музыкальная эстрада сегодня, как и в момент своего зарождения, продолжает оставаться жанром синтетическим, объединяющим в себе несколько видов художественного творчества: музыку, театр, хореографию, изобразительное искусство и др.

В рамках нашего исследования синтез искусств нас интересует как единство и взаимно обусловливающее сосуществование в рамках музыкальной эстрады инструментального и вокального исполнительства. Говоря о синтезе, в данном случае мырассматриваем его как «взаимообогащение и перевод его созданий из одного изобразительного ряда в другой» [4, с. 314], используя типологию, предложенную В.Г. Кузнецовым, относящим данный вид синтеза к третьему типу [4, с. 314].

Следует отметить, что, рассматривая проблемы синтеза искусства в профессиональной подготовке специалистов музыкальной эстрады, В.Г. Кузнецов опирается также и на второй тип синтеза, определяя искусство эстрады как «одно из составляющих художественного творчества группы синтетических искусств» [4, с. 314]. В контексте нашего исследования целесообразным выступает более узкий подход, связанный с рассмотрением лишь двух аспектов творческой деятельности, с учётом общих закономерностей развития и существования музыкальной эстрады как вида искусства в целом.

Вопросам сосуществования и взаимообусловленности развития двух видов музыкального творчества - инструментального и вокального - пристальное внимание в искусствоведении уделяется на протяжении уже нескольких столетий. В момент появления предпосылок зарождения музыкального искусства, по мнению большинства учёных, приоритет принадлежал именно «звучащему слову» (сочетанию произносимых звуков и слогов), первый музыкальный инструмент появился позже и именно как средство сопровождения [7, с. 14]. Уже на этом первобытном этапе прослеживается неразрывное единство двух интересующих насжанров музыкального творчества, при этом мы не умаляем значения других видов искусства, зарождавшихся параллельно и мирно сосуществовавших в рамках синкретического искусства того времени.

Подтверждение тому мы находим в большинстве научно-исследовательских работ, по-свящённых генезису музыкального творчества в музыкальной археологии и музыкальной историографии, где эволюционирующий и совершенствующийся человеческий голос полагается в качестве первого «музыкального инструмента»: человеческий голос привёл к созданию духовых инструментов, а хлопанье в ладоши и удары ног по земле при пляске - ударных и т.д.

Подобная реконструкция приведена в работе Т.В. Чередниченко: «Кастаньеты, откреплённые от ладоней, получают возможность вибрировать, подобно голосовым связкам, и, выстроившись по убывающей толщине или площади в ряд, аналогичный градациям мышечного напряжения гортани, образуют пластины ксилофона. Мембрана барабана вытягивается в струну, которую можно зажимать в разных местах, меняя высоту звука. Струна -аналог голосовых связок. Рука, зажимающая струну, - аналог мышц гортани. Рука, колеблющая струну (щипком или при помощи смычка), - аналог дыхательного столба. Корпус барабана, с которого снята мембрана, вытягивается в полую трубку - аналог дыхательного пути» [8, с. 28].

Н.Б. Нечаева, рассматривая генезис музыкального творчества в антропологическом аспекте, указывая на предпосылки формирования музыкальной творческой способности у человека на ранних стадиях его эволюции, говорит о появлении музыкальных инструментов (а следовательно, и процессе извлечения звуков - исполнительстве) как о появлении важнейшего культурного компонента музыки, появляющегося в момент основания зарождения музыкального сознания [6, с. 26].

Музыкальное образование

Следует отметить, что параллельно существует и иная точка зрения, согласно которой процесс зарождения и развития человеческого голоса и музыкального инструмента рассматривается как параллельный, а в качестве прообраза музыкального инструмента полагается человеческое тело, орудия труда, предметы быта, окружающей природы (морские раковины, свистульки из листьев, рога животных, куски дерева, камня и т.п.) [1, с. 7].

В контексте нашего исследования обе теории правомерны в доказательстве неразрывных природных связей между процессами вокального и инструментального творчества в рамках генезиса музыкального искусства, обусловленных культурно-антропологическими закономерностями становления и развития человеческого сообщества, именно поэтому, на наш взгляд, можно и нужно рассматривать их на антропологическом уровне (в рамках музыкальной антропологии).

В ходе культурно-исторического развития, с завершением процесса дифференциации в музыкальном искусстве, инструментальная музыка и вокальная музыка были признаны самостоятельными видами творчества, профессиональная подготовка к которым также была строго разделена (академическая система музыкальной подготовки), чему также способствовала и исполнительская практика. Лишь в музыкальной эстраде эти два вида творчества продолжали сосуществовать, что объясняется спецификой жанра: «лёгкой приспособляемостью к различным условиям публичной демонстрации, концентрированностью его художественных выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя» [5, с. 19], а также глубоким родственным связям с народной музыкой и, как следствие, демократичностью.

Однако глубоко укоренившиеся в музыкальной педагогике ортодоксальные традиции в подготовке музыкантов академических жанров оказали сильное влияние ина методику подготовки специалистов музыкальной эстрады (в момент становления последней как отрасли музыкальной педагогики). Это объясняется исторически сложившейся ситуацией в системе профессиональной эстрадной подготовки, проистекающей из «традиционного взгляда на профессию музыканта эстрады и джаза как нечто второстепенное по сравнению с академическим исполнительством» [3, с. 124].

Консерватизм музыкально-педагогического мышления, сложившийся в России в процессе многовековой музыкальной практики и в ходе «унаследования традиций академического музыкального воспитания Европы» [3, с. 124], культивировал негативное отношение к музыкально-импровизационному искусству - эстраде и джазу, а следовательно, насаждал чуждую синтетической природе эстрадного жанра систему обучения и подготовки кадров.

Под влиянием академизма в систему профессиональной подготовки специалистов музыкальной эстрады с момента её становления в отечественном образовании (третья четверть XX века) были внесены изменения, разделившие в том числе процессы вокального и инструментального обучения, что, возможно, было справедливо и целесообразно, с одной стороны, но с другой - это разрушало издревле сложившуюся природную связь двух жанров (инструментального и вокального) в эстрадной музыке.

Данный подход в обучении также противоречит природе музыкального исполнительства и с точки зрения физиологии. Пение как разновидность процесса звукообразования является процессом высшей нервной деятельности человека. Для осуществления этого процесса требуется скоординированная деятельность многих органов и систем человеческого организма: органов дыхания, брюшного пресса, гортани, мышц полости рта, глотки и т.д. Координирует эту сложную деятельность голосового аппарата центральная нервная система, координационные центры находятся в больших полушариях головного мозга человека, причём центры, отвечающие за двигательную мышечную активность и процессы голосообразо-вания и речи, расположены в непосредственной близости. Моторная кора управляет движением, используя информацию, поступающую как по сенсорным путям от других отделов коры, так и от генерируемых в центральной нервной системе моторных программ, которые актуализируются в базальных ганглиях и мозжечке и доходят до моторной коры черезтала-мус, где они предварительно взаимодействуют [2, с. 237].

Произвольные движения человека - это сознательно регулируемые движения, они являются специфической человеческой функцией и тесно связаны с речью. У человека цели произвольных движений формируются с помощью речевых процессов. Произвольные движения, вызываемые инструкцией или внутренним побуждением человека, опосредованы внутренней речью, претворяющей замысел (цель) во внутренний план действий. Произвольные движения так же, как и непроизвольные, являются результатом сопряженной работы «когнитивного» и «эмоционального» мозга [2, с. 240], причём координация деятельности

высших мозговых центров и периферических отделов центральной нервной системы обеспечивает и стимулирует обратную связь.

Таким образом, вокальная подготовка специалистов музыкальной эстрады инструментального жанра выступает необходимым и существенным компонентом подготовки к будущей профессиональной деятельности, а теоретические и исторические аспекты рассмотрения данной проблемы дают нам право предположить целесообразность применения средств вокального обучения с целью повышения эффективности данного вида подготовки.

Примечания

1. Браудо, Е. М. Всеобщая история музыки [Текст] / Е.М. Браудо. - М.: Прометей, 1927. - 620 с.

2. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова. - М.: Учебная литература, 1997. - 322 с.

3. Кузнецов, В. Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России [Текст] : монография / В.Г. Кузнецов. - М.: Мелограф, 2005. -180 с.

4. Кузнецов, В. Г. Становление музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / В.Г. Кузнецов. - М., 2005.

5. Кузнецов, Е. М. Из прошлого русской эстрады [Текст] / Е.М. Кузнецов. - М., 1958. - 109 с.

6. Нечаева, Н. Б. Основания музыкального творчества как феномена культуры [Текст] / Н.Б. Нечаева. - Томск, 2003. - 131 с.

7. Попова, Т. В. Русское народное музыкальное творчество [Текст] / Т.В. Попова. - М., 1962.

- Вып. 1. - 214 с.

8. Чередниченко, Т. В. Музыка в истории культуры: курс лекций [Текст] / Т.В. Чередниченко.

- Долгопрудный: Аллегро-пресс, 1994. - Вып. 1. - 216 с.

О.Г. Ланщикова

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА АКТЕРСКО-РЕЖИССЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОКАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время содержание образования в общедидактическом плане не сводится только к сумме знаний, умений и навыков, а рассматривается широко - как совокупность деятельности, где для анализа содержания в качестве его единицы избирается «отдельный акт целенаправленной деятельности» [1, с. 44]. При этом каждый акт предполагает предварительное знание оее цели, способе и результате деятельности. Таким образом, моделируя содержание профессиональной подготовки специалистов вокального искусства, мы учитывали разработанные психологами и педагогами следующие структурные основные элементы:

- знания постоянно накапливающиеся и изменяющиеся. Это выражается в познании и осмыслении вокального исполнительства как особого типа художественного творчества;

- способы деятельности и опыт их осуществления, то есть совокупность уже известных способов деятельности, являющихся предпосылкой формирования профессиональных качеств личности студентов в изучении основ музыкального искусства;

- опыт музыкально-творческой деятельности, выражающийся в готовности к решению новых проблем, умении решать творческие задачи, предполагающие создание оригинального музыкально-художественного образа средствами исполнительского искусства;

- опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру, друг к другу, к музыкальной деятельности, проявляющийся в формировании эмоциональной культуры, ценностной ориентации в духовной, эстетической оценке действительности и музыкального искусства, развитии творческой активности и самостоятельности.

Анализ реальной практики организации учебного процесса в вузах культуры и искусств, научной литературы и теоретических исследований в области дидактики позволил нам определить содержание профессиональной подготовки специалистов вокального искусства как систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности, усвоение которой обеспечивает художественно-творческое развитие личности, формирование профессионально важных качеств будущих артистов музыкального театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.