УДК 344.1
Закомолдин Руслан Валериевич,
научный сотрудник отдела научного обеспечения прокурорского надзора
и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных
отношений, противодействия экстремизму
НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации,
кандидат юридических наук, доцент,
ул. 2-я Звенигородская, д. 15, г. Москва, Россия, 123022,
e-mail: rus.zackomoldin@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-8829-0211
Данилов Петр Сергеевич,
старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, кандидат юридических наук,
ул. 50 лет Профсоюзов, д. 100/1, г. Омск, Россия, 644065, e-mail: danilov.peter@mail.ru ORCID: 0000-0003-4142-104X
ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
И ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ
Аннотация. Статья посвящена анализу обеспечения исполнения конституционной воинской обязанности уголовно-правовыми средствами. В частности, упорядочению, классификации общеуголовных и специальных преступлений, связанных с уклонением от прохождения военной службы, с уклонением от пребывания на военной службе и посягающих на нормальный порядок военного управления и несения военной службы, то есть наиболее оптимальной группировке и расположению норм, обеспечивающих исполнение воинской обязанности и в целом военную безопасность. Отмечается актуальность данной проблематики в связи с введением частичной мобилизации, объявлением военного положения на территории ряда субъектов, а также в связи с проведением специальной военной операции.
Ключевые слова: воинская обязанность, военная безопасность, военная служба, военнослужащие, частичная мобилизация, военное положение, специальная военная операция, уголовно-правовая охрана.
Zakomoldin Ruslan Valerievich,
Researcher of the Department of Scientific Support of Prosecutorial Supervision and
Strengthening of the rule of law in the field of federal security, interethnic relations, countering
extremism Research Institute of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,
15 2nd Zvenigorodskaya str., Moscow, Russia, 123022,
e-mail: rus.zackomoldin@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-8829-0211
Danilov Pyotr Sergeevich,
Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Candidate of Law,
50 let Trade Unions str., 100/1, Omsk, Russia, 644065, e-mail: danilov.peter@mail.ru ORCID: 0000-0003-4142-104X
MILITARY LIABILITY AS AN OBJECT OF CRIMINAL LEGAL PROTECTION
AND CRIMINAL ATTRACTIONS
Annotation. The article is devoted to the analysis of ensuring the execution of constitutional military duty by criminal legal means. In particular, the ordering, classification of ordinary and special crimes related to evasion from military service, with evasion from military service and encroaching on the normal order of military administration and military service, that is, the most optimal grouping and arrangement of norms that ensure the performance of military duty and military security in general. The urgency of this issue is noted in connection with the introduction of partial mobilization, the declaration of martial law on the territory of a number of subjects, as well as in connection with the conduct of a special military operation.
Key words: military duty, military security, military service, military personnel, partial mobilization, martial law, special military operation, criminal law protection.
Военная безопасность, в соответствии с пп. «а» п. 8 Военной доктрины РФ, утвержденной Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976, определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз военного характера, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризующееся
отсутствием военных угроз либо наличием способности им противостоять»1. Являясь краеугольным элементом национальной безопасности, она представляет собой сложную системную категорию, состоящую из безопасности военной службы, обороноспособности, воинского порядка, порядка прохождения военной службы, воинской дисциплины,
боеспособности, боеготовности, воинского уставного порядка и воинской обязанности
[1 ; 2 ; 3].
В целях обеспечения военной безопасности и обороны, защиты конституционного строя в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» формируется военная организация государства, включающая Вооруженные Силы, иные войска, воинские формирования и военизированные органы (Росгвардия,
пограничные органы и др.). В повседневном обороте в связи с этим используется собирательный термин «армия».
С учетом неоспоримой значимости для страны военной безопасности и безусловной роли армии в ее поддержании и укреплении, Конституция РФ в ст. 59 провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан РФ. В связи с этим воинская обязанность имеет конституционно-правовую природу. При этом долг есть категория морально-нравственная, предполагающая
общественно-полезное поведение.
Правовое регулирование воинской обязанности осуществляется
специальными федеральными законами от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другими
нормативными актами.
В частности, в силу ст. 1 Закона о военной службе воинская обязанность включает в себя определенный перечень элементов: воинский учет; обязательную
1 Российская газета. 2014. 30 декабря.
подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, граждане имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, что также урегулировано специальным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе» и рассматривается в качестве альтернативной, но равнозначной формы исполнения воинской обязанности (осуществляется взамен военной службы по призыву) [4].
Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества также путем добровольного поступления на военную службу, заключая контракт с Минобороны России в порядке, предусмотренном законодательством о воинской обязанности и военной службе.
Граждане наделяются специальным статусом военнослужащих и проходят военную службу либо по призыву, либо по контракту. Соответственно, в зависимости от правового основания они подразделяются на две категории: призывники и контрактники
(п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 г. № 11 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы») 1.
Закрепление конституционной
воинской обязанности лежит в основе запрета гражданам отказываться от поступления на военную службу, а военнослужащим - уклоняться от пребывания на военной службе.
Принятие Федерального закона от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ2 дифференцировало порядок исполнения воинской обязанности в зависимости от обстановки и времени. Предусмотрены такие особые периоды, как период
мобилизации, период военного положения, военное время. В данные периоды воинская обязанность определяется специальным законодательством и включает призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время [5].
В Военной доктрине РФ отмечается, что в современной геополитической обстановке «сохраняются, а в отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников». Армия должна быть подготовлена к отражению внешнего нападения и защите от агрессии по отношению к России, а также к военному разрешению внутренних вооруженных конфликтов [6], поскольку значимость надлежащего исполнения воинской обязанности в особых условиях возрастает, а общественная опасность ее неисполнения качественно усиливается [7]. Поэтому надлежащее исполнение воинской обязанности критически важно.
Государственный механизм
обеспечения готовности армии является сложным и, по меньшей мере, содержит в себе меры воздействия как позитивного (добровольного), так и негативного (принудительного) характера. Большое место в нем уделено административным и дисциплинарным мерам воздействия, однако государство в целях системной охраны соответствующих отношений вынуждено прибегать и к уголовно-правовым мерам воздействия.
В целях формализации и правового урегулирования вопросов обеспечения военной безопасности и обороны РФ установлен порядок прохождения военной службы, относимый уголовным законом к родовому объекту составов преступлений против военной службы (разд. XI УК РФ).
Российская газета. 2023. 2 июня.
2 Собрание законодательства РФ. 2022. № 39. Ст. 6535.
В данном случае по смыслу УК РФ предусматриваются специальная
противоправность таких преступлений и специальный объект посягательства [8].
При этом «порядок прохождения военной службы подразделяется на конкретные сферы военно-служебной деятельности, где решаются конкретные задачи обеспечения военной безопасности, и которые являются видовыми объектами отдельных групп однородных
преступлений против военной службы: преступления против порядка воинских уставных взаимоотношений (ст. 332-336 УК); преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. 337339, 352.1 УК); преступления против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340-344 УК); преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. 345-348 УК); преступления против порядка
эксплуатации военно-технических средств (ст. 349-352 УК)» [9 ; 10].
В связи с этим целесообразно в разделе XI УК РФ выделить соответствующие главы, решив таким образом не только проблему родового и видового объектов преступлений против военной службы, исключив дальнейшие споры, но и разрешив вопрос структуры указанного раздела УК РФ [11], тем самым, систематизировав как положения уголовного закона, так и формализовав классификацию данных преступлений.
При этом в рамках установленного порядка прохождения военной службы, как указано выше, в качестве его элемента выделяется отдельная сфера военно-служебной деятельности в виде порядка пребывания на военной службе. Основной целью введения уголовной
ответственности за нарушение последнего является пресечение уклонения от военной службы и поддержание дисциплины в армии. Более того, без уголовно-правовой охраны установленного порядка пребывания на военной службе видится бессмысленной защита иных сфер военно-
служебной деятельности, потому как уклонение от военной службы изначально исключает возможность исполнения иных воинских обязанностей, что делает данный порядок ключевым.
Порядок поступления на военную службу по призыву представляет собой элемент порядка военного управления, который при этом тесно взаимосвязан с военной безопасностью, включая воинскую обязанность. Соответственно,
посягательство на данный порядок (ст. 328 УК РФ) предусмотрено в главе 32 УК РФ, поскольку на основании ст. 1 Федерального закона о воинской обязанности органы военного управления (государственные и муниципальные органы публичной власти) уполномочены организовывать исполнение гражданами воинской обязанности. Таким образом, обеспечение исполнения воинской обязанности как в форме призыва лиц на военную службу, так и ее замены на прохождение альтернативной гражданской службы имеет собственную
организационную структуру, процедуры и мероприятия, сроки их выполнения, субъектов, наделенных властными административными функциями, на которых возлагаются полномочия по исполнению мероприятий по призыву, принятию необходимых распорядительных документов, решению иных задач обеспечения исполнения воинской обязанности, а, в итоге, обеспечению военной безопасности и обороны страны в целом [12].
Установленный порядок призыва на военную службу или поступления на альтернативную гражданскую службу в случае ее замены представляет собой элемент такого более широкого понятия, как порядок формирования и комплектования армии. Последний имеет публичный управленческий характер, так как невозможен без государственного административного аппарата, обладающего общегосударственными управленческими функциями [13 ; 14].
Соответственно, элементом военной безопасности является порядок
организации военного управления, который образован в целях формирования и комплектования военной организации государства и одновременно выступает частью порядка управления в стране в целом. Последний отнесен уголовным законом к родовому объекту преступлений, включаемых в главу 32 УК.
Из сказанного следует, что установленный порядок исполнения воинской обязанности включает:
порядок поступления на военную службу по призыву или на альтернативную гражданскую службу при ее замене;
порядок пребывания на военной службе.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что преступное уклонение от исполнения воинской обязанности может быть выражено в двух разновидностях деяний, различаемых по объекту посягательства и по субъекту ответственности:
общеуголовные составы преступлений, предусматривающие уголовную
ответственность граждан РФ за уклонение от призыва, то есть поступления на военную службу по призыву или от альтернативной гражданской службы при ее замене (ст. 328 УК РФ);
специальные составы преступлений, предусматривающие уголовную
ответственность военнослужащих за уклонение от пребывания на военной службе (ст. 337-339, 352.1 УК РФ).
При этом справедливо состав добровольной сдачи в плен (ст. 352.1 УК РФ), который обладает в том числе признаками воинского
изменнического преступления, относить к преступлениям, связанным с уклонением от исполнения воинской обязанности, поскольку данное деяние в первую очередь непосредственно посягает на порядок пребывания на военной службе. Совершая данное преступление, военнослужащие добровольно сдаются в плен к неприятелю,
тем самым полностью уклоняясь от несения своих служебных обязанностей [15].
Таким образом, среди преступлений, посягающих на военную безопасность как уголовно-охраняемое благо,
самостоятельное место занимают преступления против установленного порядка исполнения воинской обязанности, представляющие собой своего рода подсистему преступлений, посягающих на военную безопасность, включая порядок военного управления и воинскую обязанность [1].
Кроме того, на основании реформирования и эволюции
действующего военно-уголовного
законодательства [10] в связи с исключением положений ч. 3 ст. 331 УК РФ рассматриваемые преступления теперь следует подразделять на преступления, совершаемые в как в обычных, так и в особых условиях. В частности, особые условия характерны для периодов мобилизации, военного положения, военного времени, вооруженного конфликта, ведения боевых действий [16]. В свою очередь, обычные условия, наоборот, исключают наличие
перечисленных периодов. Таким образом, рассматриваемые преступления в зависимости от критерия времени и обстановки совершения подразделяются на преступления, совершаемые:
только в обычных условиях (ст. 328 УК РФ);
как в обычных, так и в особых условиях (ст. 337-339 УК РФ);
только в особых условиях (ст. 352.1 УК РФ).
В связи с изложенным уголовный закон дифференцирует ответственность за неисполнение воинской обязанности в зависимости от особых условий, касающихся обстановки и времени. Такая дифференциация исходит из правового регулирования отношений,
складывающихся на военной службе в настоящее время.
Резюмируя сказанное, можно сформулировать ряд ключевых выводов и предложений.
1. Военную безопасность необходимо рассматривать в качестве родового объекта преступлений против военной службы (разд. XI УК РФ). В связи с этим целесообразно военную безопасность закрепить в перечне уголовно-охраняемых благ, для чего ч. 1 ст. 2 УК РФ следует изложить в следующей редакции: «1. Целью настоящего Кодекса является обеспечение национальной безопасности. Для достижения данной цели ставятся задачи по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя и военной безопасности Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений» [17], а раздел XI УК РФ - назвать «Преступления против военной безопасности».
2. Раздел XI УК РФ необходимо систематизировать и структурировать путем выделения в нем глав и разновидностей соответствующих преступлений в зависимости от критерия их посягательства на те или иные сферы военно-служебной деятельности:
преступления против порядка воинских уставных взаимоотношений (ст. 332-336 УК);
преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. 337339, 352.1 УК);
преступления против порядка несения специальных (охранных) видов военной службы (ст. 340-344 УК);
преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. 345348 УК);
преступления против порядка эксплуатации военно-технических средств (ст. 349-352 УК).
3. Нормативным выражением военной безопасности является установленный
порядок прохождения военной службы, который регулируется воинским законодательством и включает различные сферы военно-служебной деятельности. Данное обстоятельство оказывает воздействие на нормы всех статей УК РФ о преступлениях против военной службы. В частности, по своему содержанию они являются бланкетными и отсылают к соответствующим актам воинского законодательства и могут применяться только на основании содержания последнего.
4. Добровольную сдачу в плен (ст. 352.1 УК РФ) следует относить к преступлениям, связанным с уклонением от исполнения воинской обязанности, так как данное деяние в первую очередь непосредственно посягает на установленный порядок пребывания на военной службе.
5. Учитывая особую значимость для страны военной безопасности и первостепенную роль армии в ее обеспечении, защита Отечества признается конституционным долгом и обязанностью граждан и именуется воинской обязанностью. Последняя в равной степени возлагается как на граждан, подлежащих призыву на военную службу, так и военнослужащих, находящихся на действительной военной службе (проходящих ее). Из этого следует, что установленный порядок исполнения воинской обязанности включает:
порядок поступления на военную службу по призыву или на альтернативную гражданскую службу в порядке замены военной службы;
порядок пребывания на военной службе.
6. Уголовный закон включает нормы о составах преступлений, связанных с уклонением от исполнения воинской обязанности, которые составляют подсистему, включающую деяния, направленные против военной безопасности и против порядка военного управления. Данная подсистема содержит
две разновидности деяний в зависимости от критериев объекта посягательства и субъекта ответственности:
общеуголовные составы преступлений против установленного порядка поступления на военную службу по призыву (в том числе в порядке мобилизации) или на альтернативную гражданскую службу в связи с заменой, совершаемые гражданами, подлежащими призыву (ст. 328 УК РФ);
специальные составы преступлений против установленного порядка пребывания на военной службе, совершаемые военнослужащими,
находящимися на действительной военной службе (ст. 337-339, 352.1 УК РФ).
7. Преступления, связанные с уклонением от исполнения воинской обязанности, в зависимости от критерия времени и обстановки их совершения подразделяются на преступления, совершаемые:
только в обычных условиях (ст. 328 УК РФ);
как в обычных, так и в особых условиях (ст. 337-339 УК РФ);
только в особых условиях (ст. 352.1 УК РФ).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Зателепин О. К. Уголовно-правовое обеспечение военной безопасности Российской Федерации (вопросы теории, законодательства и практики) : монография. Вып. 135. Москва : За права военнослужащих, 2013. 192 с.
2. Зателепин О. К. Военная безопасность Российской Федерации как объект уголовно-правовой охраны // Обеспечение национальной безопасности -приоритетное направление уголовно-правовой, криминологической и уголовно-исполнительной политики : материалы XI Рос. Конгресса уголовного права, 31 мая - 1 июня 2018 г. Москва : Юрлитинформ, 2018. С. 368-370.
3. Закомолдин Р. В. О разграничении национальной, государственной и военной
безопасности в контексте уголовно-правовой охраны // Реакция государства на преступное поведение, уголовно-правовое воздействие и уголовная ответственность в системе мер обеспечения национальной безопасности : сборник материалов Круглого стола, г. Тольятти, 24 ноября 2020 г. / редкол. В. К. Дуюнов, Р. В. Закомолдин ; Ин-т права Тольяттинского гос. ун-та. Самара, 2020. С. 24-27.
4. Корякин В. М., Лагашкина Ю. В. Альтернативная гражданская служба как форма исполнения гражданами конституционной обязанности защищать Отечество // Военное право. 2020. № 2 (60). С. 106-114.
5. Меркурьев В. В., Агапов П. В., Закомолдин Р. В. Об уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в порядке мобилизации // Военно-юридический журнал. 2023. № 1. С. 5-8.
6. Закомолдин Р. В. Уголовно-правовое обеспечение исполнения конституционной обязанности по защите Отечества // Конституционные основы уголовного права : материалы I Всерос. Конгресса уголовного права, посвящ. 10-летию Уголовного кодекса РФ. Москва : ТК Велби : Проспект, 2006. С. 198-200.
7. Боев В. И., Кочубей М. А., Новиков А. П. Война и уголовный закон. Москва : Норма, 2009. 208 с.
8. Закомолдин Р. В. Специальная бланкетная противоправность как признак преступлений, нарушающих специальные правила (на примере статей 340-344 УК РФ) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2019. № 1 (40). С. 510.
9. Закомолдин Р. В. Уголовно-правовое воздействие на военнослужащих в механизме обеспечения военной безопасности // Военно-юридический журнал. 2021. № 3. С. 7-10.
10. Данилов П. С., Сенокосова Е. К. Новый период эволюции системы преступлений против военной службы //
Юридические исследования. 2023. № 7. С. 54-70.
11. Закомолдин Р. В. О формальном аспекте регламентации уголовно-правового воздействия в отношении военнослужащих в УК РФ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2021. № 1 (40). С. 511.
12. Соколова О. В. О некоторых вопросах уголовно-правовой охраны законодательных положений ст. 59 Конституции РФ // Конституционные основы уголовного права : материалы I Всерос. Конгресса уголовного права, посвящ. 10-летию Уголовного кодекса РФ. Москва : ТК Велби : Прогресс, 2006. С. 563-565.
13. Янковский М. Проблемы квалификации уклонения от призыва на военную службу // Законность. 2001. № 3. С.33-35.
14. Рамазанов Г. Р. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2005. 21 с.
15. Закомолдин Р. В. О месте состава добровольной сдачи в плен в системе преступлений против военной службы // Ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, совершенные националистическим режимом Украины, дискредитацию органов государственной власти и Вооруженных Сил Российской Федерации : сб. материалов науч.-практ. семинара (Москва, 26 апр. 2023 г.) / науч. ред. В. В. Меркурьев, П. В. Агапов. Москва, 2023. С. 36-40.
16. Мелехин А. В. Особые правовые режимы Российской Федерации : монография. Москва : Акад. управления МВД России, 2008. 143 с.
17. Закомолдин Р. В., Дуюнов В. К. О необходимости закрепления категорий «национальная безопасность» и «военная безопасность» в уголовном законе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 3 (42). С. 26-31.