Научная статья на тему 'ВОЕННЫЙ НАЛОГ В РОССИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ВОЕННЫЙ НАЛОГ В РОССИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
704
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоги / сборы / подати / специальный налог / экстраординарный налог / военные действия / военное дело / фискальная функция / компенсационная функция / taxes / dues / extraordinary tax / special tax / extraordinary tax / military actions / military affairs / fiscal function / compensatory function

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сморчкова Лариса Николаевна

В статье представлен краткий обзор динамики становления в отечественной истории военного налога, как специального (чрезвычайного) сбора, а также авторский анализ фактов введения военного налога на территории России, его предпосылок и содержания. Актуальность исторического обзора обусловлена дискуссией о возможности введения военного налога в период проведения специальной военной операции. В выводах представлены постоянные и перманентные свойства военного налога, выявленные автором как наиболее исторически характерные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAR TAX IN RUSSIA: A BRIEF HISTORICAL OVERVIEW

The article presents a brief overview of the dynamics of the formation of the military tax as a special (extraordinary) levy in the national history, as well as the author's analysis of the facts of the introduction of the military tax on the territory of Russia, its prerequisites and content. The relevance of the historical review is due to the discussion about the possibility of introducing a military tax during the period of a special military operation. The conclusions present the constant and permanent properties of the military tax, identified by the author as the most historically characteristic.

Текст научной работы на тему «ВОЕННЫЙ НАЛОГ В РОССИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

УДК 94(47).08 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-278-282

СМОРЧКОВА Л.Н. ВОЕННЫЙ НАЛОГ В РОССИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Ключевые слова: налоги, сборы, подати, специальный налог, экстраординарный налог, военные действия, военное дело, фискальная функция, компенсационная функция.

В статье представлен краткий обзор динамики становления в отечественной истории военного налога, как специального (чрезвычайного) сбора, а также авторский анализ фактов введения военного налога на территории России, его предпосылок и содержания. Актуальность исторического обзора обусловлена дискуссией о возможности введения военного налога в период проведения специальной военной операции. В выводах представлены постоянные и перманентные свойства военного налога, выявленные автором как наиболее исторически характерные.

SMORCHKOVA, L.N.

WAR TAX IN RUSSIA: A BRIEF HISTORICAL OVERVIEW

Keywords: taxes, dues, extraordinary tax, special tax, extraordinary tax, military actions, military affairs, fiscal function, compensatory function.

The article presents a brief overview of the dynamics of the formation of the military tax as a special (extraordinary) levy in the national history, as well as the author's analysis of the facts of the introduction of the military tax on the territory of Russia, its prerequisites and content. The relevance of the historical review is due to the discussion about the possibility of introducing a military tax during the period of a special military operation. The conclusions present the constant and permanent properties of the military tax, identified by the author as the most historically characteristic.

В период частичной мобилизации, проведенной осенью 2022 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», депутаты Государственной Думы выступили с предложением ввести в России военный налог. По мнению депутатов, такой налог должен носить компенсационный характер. В качестве налогоплательщиков рассматриваются лица, не попадающие по разным причинам под мобилизацию, и именно невозможность выполнить свою конституционную обязанность по защите Отечества физически они должны компенсировать материально. На сегодняшний момент это предложение отдельных депутатов Государственной Думы не получило официальной поддержки, однако напомнило гражданам о том, что военный налог вводился в нашем государстве ранее неоднократно. В то же время оказалось, что далеко не все наши современники имеют представление об истории военного налога в России, что и стало поводом для написания настоящей статьи.

Под военным налогом обычно понимают специальный государственный сбор, взимаемый со всего совершеннолетнего населения государства либо с его части в форме обязательных платежей или посредством введения надбавок, устанавливаемый временно в связи с ведением войны или на периоды военных действий. Основная цель военного налога - частичное покрытие военных расходов.

Военный налог является одним из эффективных методов по мобилизации средств на поддержание и развитие военной экономики, чаще всего непосредственно во время ведения войны. Военный налог, как правило, является временной мерой, что обусловлено преимущественно конечным по времени осуществлением военных действий. Довольно часто военный налог действительно носит компенсационный характер, поскольку им облагаются лица, не привлекаемые непосредственно к осуществлению военных действий

Военный налог водился во многих государствах в различные исторические периоды. В международной практике военные налоги известны с древнейших времен. В качестве одного из самых ярких исторических примеров можно привести сбор эйсфоры - экстраординарного налога на военные нужды, который являлся одним из важнейших инструментов в осуществлении экономической политики афинского государства в V-IV вв. до н.э. Введение эйсфоры каждый раз требовало одобрения народного собрания, исходя из чего специалисты предполагают, что взимаемая сумма не была фиксированной, а каждый раз определялась в соответствии с тем, какие расходы рассчитывало покрыть государство за счет этих сборов [1, с. 57; 2, с. 25].

В России одним из первых прототипов военного налога можно считать разовые сборы с населения в Киевской Руси, введенные XI в. в связи с чрезвычайными событиями - князь Ярослав боролся за княжеский престол и столкнулся с острой потребностью в значительных расходах. Он

приказал собрать с подвластного ему населения по 4 куны «от мужа», по 18 гривен с каждого боярина и по 10 гривен со старост, то есть со всех сословий. На эти деньги были наняты варяги, с помощью которых Ярослав и победил Святополка [3, с. 14].

В качестве «предвестников» специализированных (чрезвычайных) податей, связанных с состоянием войны, в отечественной истории были зафиксированы разного рода нерегулярные сборы, обусловленные необходимостью крупных расходов в период ордынского ига (XIV в.). Они предназначались преимущественно для откупов от разорительных набегов или выплаты контрибуции [4, с. 22].

Сборы на корм войска, на наем ратных людей (ратная повинность в денежном виде), на покупку огнестрельного оружия и содержание отрядов пищальщиков (пищальные деньги), на строительство укреплений (засечная повинность), на производство пороха (ямчужная повинность), на выкуп пленных (полоняничные деньги), на жалование ратным людям, осуществляемые в XVI в., В. Сергеевич именовал «тяглом по вооруженной защите государства» [5]. В XVII в. помимо этого стали взиматься сборы на содержание стрелецкого войска - стрелецкие деньги и стрелецкая подать, на содержание даточных людей (в особых солдатских и рейтарских полках), взимание десятой деньги и натуральные повинности в периоды военных действий.

В период правления Петра I на строительство флота и содержание армии была внедрена система кумпанств, введен специальный сбор на строительство кораблей, сбор десятой деньги с купечества, «запросы» на различные нужды, что во многом позволило не только отстоять и укрепить рубежи государства, но и в целом изменить жизненный уклад в России [3, с. 74-75; 6, с. 30;7, с. 86-87].

Однако все вышеупомянутые взимания скорее являются сборами и податями военного назначения, чем собственно военным налогом в том смысле, в котором он понимается в настоящее время.

Считается, что исторически первым в России военный налог был введен в 1887 году в отношении мусульманской части населения Кавказского региона, отказывавшейся от исполнения воинской повинности по религиозным соображениям [8, с. 42]. Ведение военного налога на Северном Кавказе стало возможно в связи с присоединением этого региона к Российской империи по окончании Кавказской войны 1817-1864 гг. Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет в качестве материальной компенсации своего освобождения от военной службы. При этом денежный налог мог быть заменен натуральным налогом.

В 1915 году время Первой мировой войны в России военный налог был введен уже на территории всего государства, он также носил временный характер был отменен в 1918 г. Им облагался мужской контингент в возрасте до 43 лет, освобожденный от мобилизации по различным основаниям: по физической непригодности, по семейному положению, старшие возрастные группы [9, с. 62]. То есть специальный военный налог носил явно выраженный компенсационный характер. Военное налогообложение не только обеспечивало дополнительные средства на ведение войны, но и способствовало установлению социальной справедливости посредством внесения денежных средств вместо отбывания воинской повинности [10, с. 65-66].

С ноября 1925 по 1931 гг. в СССР военный налог платили мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию, а зачисляемые в тыловое ополчение. Налог был введен совместным Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 6 ноября 1925 г. «О специальном военном налоге с граждан, зачисленных в тыловое ополчение». В соответствии с пунктом 6 указанного Постановления, поступления специального военного налога передавались соответствующим народным комиссариатам социального обеспечения и обращаются в фонд социального обеспечения, расходуемый исключительно на оказание помощи инвалидам Гражданской войны 1917-1922 годов. Примечанием к пункту 1 Постановления было особо подчеркнуто, что специальный военный налог взимается лишь в мирное время. Как известно, в период 1925-1931 гг. СССР действительно не вел военных действий, за исключением советско-китайского конфликта 1929 г.

Таким образом, в данном случае военный налог 1925-1931 гг. не несет в себе функцию сбора средств на военные нужды, не является прямой денежной компенсацией для лиц, не привлекаемых к военным действиям [11, с. 102], а имеет социально-целевую направленность в отношении военных событий прошедших лет и лиц, получивших в их ходе инвалидность, тем

самым снимая финансовую нагрузку с государства при сохранении государственной помощи указанной категории лиц.

В период Великой Отечественной войны военный налог являлся формой всеобщего участия советских граждан в ее финансировании. Военный налог был установлен Указом Президиума Верховного совета СССР от 29 декабря 1941 года «О военном налоге». Платили его все граждане СССР, достигшие 18 лет, начиная с 1942 года. Освобождены от уплаты налога были только пять категорий граждан: 1) военнослужащие рядового, младшего командного и младшего начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск; 2) военнослужащие среднего, старшего и высшего командного и начальствующего состава, находящиеся в действующей армии, в действующем Военно-Морском Флоте и пограничных войсках; 3) члены семей военнослужащих, получающих пособие от государства; 4) инвалиды 1 -й и 2-й групп инвалидности и пенсионеры, не имеющие дополнительных заработков; 5) граждане, не имеющие самостоятельных источников доходов: мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше.

Ставки военного налога дифференцировались по категориям плательщиков и размерам их доходов, при этом рабочие и служащие облагались по ступенчатой шкале ставок, а колхозники и единоличники уплачивали налог по твердым ставкам. Принцип подушно-подоходного налогообложения, заложенный в основу военного налога 1942-1945 гг., позволил отменить временные надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. А отказавшись от горизонтального подхода в пользу прогрессивной шкалы в расчете по ставкам военного налога, государство заметно облегчило тяжесть налогового бремени, которая выпадала на долю малоимущих граждан. Тем самым государство, по мнению ряда ученых, выражало заботу о наименее защищенных слоях населения даже в таких экстремальных экономических условиях, обусловленных войной [12, с. 141].

Согласно пункту 8 Указа для граждан, подлежащих по возрасту призыву на действительную военную службу или призыву по мобилизации в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и Военно-Морской Флот, но не мобилизованных или освобожденных от призыва, сумма военного налога увеличивалась на 50 процентов, что говорит не только о функции сбора средств на ведение войны, но также о компенсационном характере данного военного налога.

За неуплату налога устанавливалась ответственность вплоть до уголовной. За просрочку начислялась пеня в размере 0,2% за каждый день просрочки, при образовании недоимки применялись принудительные меры взыскания. За неудержание или неправильное удержание налога к ответственности привлекались главные бухгалтеры предприятий и организаций.

Военный налог, введенный в период Великой отечественной войны практически для всего населения страны, находящегося в тылу, был самым крупным и массовым налоговым платежом населения СССР. Специалисты отмечают, что обладал всеми признаками публичности, поскольку ему были присущи законность установления, обязательность, принудительность взимания, процедурный порядок уплаты, имущественный характер, абстрактность (нецелевой характер), индивидуальная безвозмездность, безвозвратность [13, с. 51].

Данный военный налог был отменен только по окончании войны в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1945 года «О порядке и сроках прекращения взимания военного налога»: начиная с заработка за август 1945 г. для некоторых категорий рабочих и служащих в соответствии с ведомственной принадлежностью их предприятий; с заработка за декабрь 1945 г. - для всех остальных категорий граждан.

В периоды Первой и Второй мировых войн военный налог вводился в наибольшем количестве государств. Например, в период Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) во Франции, Италии и других государствах он применялся в форме специально установленных платежей лиц, освобожденных от военной службы. В годы Второй мировой войны зарубежные государства применяли военный налог в форме специальных надбавок к прямым и косвенным налогам на основные товары массового потребления. В США, Великобритании и в некоторых других государствах в этот период также вводился военный налог на сверхприбыль монополий.

В наше время российские специалисты по налогообложению, специалисты по военному делу время от времени обращаются к историческому опыту введения военного налога на территории нашего государства в различные периоды времени и предлагают различные формы

использования военного налога или аналогичные конструкции как в фискальных целях, так и в компенсационных целях. В качестве примера можно привести рекомендации ввести военный налог в качестве денежной оплаты преференции на отказ от срочной военной службы, что может сгладить конфликтность при переходе вооруженных сил к контрактной службе в мирное время [14, с. 162].

Таким образом, военный налог представляет собой специальный налог, относящийся к чрезвычайным налогам, который может ввести государство, как правило, в периоды ведения войны или осуществления военных действий. Чаще всего военный налог взимается с физических лиц, освобождаемых от службы в армии (вооруженных силах).

Военный налог - это прямой налог. В военном налоге обычно применяются элементы подушного обложения. От может выражаться как в денежной, так и в натуральной форме. Ставки налога фиксированные либо дифференцированы в зависимости от категории лица (например, принадлежность к сословию) или величины дохода (размера имущества). Военный налог может устанавливаться не только в военное, но и в мирное время.

Экстраординарный характер военного налога проявляется в том, что он вводится только в особых обстоятельствах, так или иначе связанных с ведением войны (осуществлением военных действий); по специальному решению управомоченного органа, при этом размер, виды налогооблагаемых субъектов ставки и условия взимания определяются своеобразно специально для каждого случая введения военного налога.

В период с начала XX века и по настоящее время на территории нашего государства военный налог вводился трижды: с 2014 по 2018 гг.; с 1925 по 1931 гг. и в период с 1942 по 1945. При том в первом и третьем случае в военное время, в во втором случае - в мирное.

Литература и источники

1. Верещагин С.Г. Экстраординарные налоги в древней Греции: историко-правовой аспект // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 9. - С. 55-58.

2. Цымбал О.Г. Фукидид о сборе эйсфоры: к вопросу о датировании введения экстраординарного военного налога в Афинах // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 24-26.

3. Захаров В.Н., Петров Ю.А., ШациллоМ.К. История налогов в России. IX - начало XX века. - М., 2006. - 294 с.

4. Поляков Н.Ф., Беспалова А.А. Налоги военного назначения // Налоговая политика и практика. - 2014. - № 8. - С. 22-23.

5. Сергеевич В. Древности русского права. Т. 3. Землевладение. Тягло. Порядок обложения. - М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2007. - 495 с.

6. Поляков Н.Ф., Беспалова А.А. Налоги военного назначения // Налоговая политика и практика. - 2014. - № 9. - С. 30-31.

7. Сергеева В.В. Петровские преобразования в России (предпринимательство, торговля и социальное расслоение в первой четверти XVIII века) // Труд и социальные отношения. - 2010. - № 2. - С. 86-94.

8. Поляков Н.Ф. Специальный военный налог // Налоговая политика и практика. - 2018. - № 7. - С. 42-43.

9. Муравьева Л.А. Финансовая политика царского правительства в годы Первой мировой войны // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 25. - С. 55-63.

10. Кравцова Е.С. Освобожденные от призыва облагались прямым налогом // Военно-исторический журнал. - 2008. - № 2. -С. 64-66.

11. Миллер Н.В. Особенности налоговой политики государства в период НЭПа // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2003. - № 1. - С. 100-104.

12. Лесничий В.В., Григорьев И.А. Военный налог как способ эффективной мобилизации средств на военную экономику. Исторический анализ военного налога в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. - 2019. - № 1. - С. 137-144.

13. Моисеенко М.А. Военный налог в налоговой системе СССР в период Великой Отечественной войны // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. - 2020. - № 20. - С. 50-52.

14. Кочетков Н.Д. Возможность применения налога на освобождение от воинской обязанности как компонента реформирования военной службы в России // Сборник статей XII Международной научно-практической конференции молодых налоговедов. - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2020. - С. 160-163.

References and Sources

1. Vereshchagin S.G. Ekstraordinarnye nalogi v drevnej Grecii: istoriko-pravovoj aspekt // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2017. - № 9. - S. 55-58.

2. Cymbal O.G. Fukidid o sbore ejsfory: k voprosu o datirovanii vvedeniya ekstraordinarnogo voennogo naloga v Afinah // Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki. - 2013. - № 3. - S. 24-26.

3. Zaharov V.N., Petrov Yu.A., Shacillo M.K. Istoriya nalogov v Rossii. IX - nachalo XX veka. - M., 2006. - 294 s.

4. Polyakov N.F., Bespalova A.A. Nalogi voennogo naznacheniya // Nalogovaya politika i praktika. - 2014. - № 8. - S. 22-23.

5. Sergeevich V. Drevnosti russkogo prava. T. 3. Zemlevladenie. Tyaglo. Poryadok oblozheniya. - M.: Gosudarstvennaya publichnaya istoricheskaya biblioteka Rossii, 2007. - 495 s.

6. Polyakov N.F., Bespalova A.A. Nalogi voennogo naznacheniya // Nalogovaya politika i praktika. - 2014. - № 9. - S. 30-31.

7. Sergeeva V.V. Petrovskie preobrazovaniya v Rossii (predprinimatel'stvo, torgovlya i social'noe rassloenie v pervoj chetverti XVIII veka) // Trud i social'nye otnosheniya. - 2010. - № 2. - S. 86-94.

8. Polyakov N.F. Special'nyj voennyj nalog // Nalogovaya politika i praktika. - 2018. - № 7. - S. 42-43.

9. Murav'eva L.A. Finansovaya politika carskogo pravitel'stva v gody Pervoj mirovoj vojny // Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. - 2014. - № 25. -S. 55-63.

10. Kravcova E.S. Osvobozhdennye ot prizyva oblagalis' pryamym nalogom // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 2008. - №2 2. - S. 64-66.

11. Miller N.V. Osobennosti nalogovoj politiki gosudarstva v period NEPa // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika». - 2003. - №2 1. - S. 100-104.

12. Lesnichij V.V., Grigor'ev I.A. Voennyj nalog kak sposob effektivnoj mobilizacii sredstv na voennuyu ekonomiku. Istoricheskij analiz voennogo naloga v Sovetskom Soyuze vo vremya Velikoj Otechestvennoj vojny // Nauchnye problemy material'no-tekhnicheskogo obespecheniya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. - 2019. - № 1. - S. 137-144.

13. Moiseenko M.A. Voennyj nalog v nalogovoj sisteme SSSR v period Velikoj Otechestvennoj vojny // Vestnik Akademii Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii. - 2020. - № 20. - S. 50-52.

14. Kochetkov N.D. Vozmozhnost' primeneniya naloga na osvobozhdenie ot voinskoj obyazannosti kak komponenta reformirovaniya voennoj sluzhby v Rossii // Sbornik statej XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh nalogovedov. - M.: Finansovyj universitet pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2020. - S. 160-163.

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (l.smorchkova@mail.ru).

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (l.smorchkova@mail.ru).

УДК 342.51 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-282-287

ГЛАЗУНОВА И.В.

ПЕРЕДАЧА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

Ключевые слова: полномочие, делегирование, орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, компетенция, административная реформа, функция, формы и методы регулирования, взаимодействие.

В статье показано, что функции и полномочия органов исполнительной власти определяют выбор методов и форм их действий и деятельности, при этом все большее место среди них занимают формы взаимодействия субъектов управления. Одним из востребованных и получивших широкое применение стал такой метод (инструмент) управления, отражающий взаимодействие субъектов, осуществляющих управление, как передача полномочий. Автор отмечает, что объем делегируемых полномочий может варьировать в широком диапазоне, представлена классификация оснований передачи полномочий.

GLAZUNOVA, IV.

TRANSFER OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL POWERS BETWEEN EXECUTIVE AUTHORITIES

OF DIFFERENT LEVELS

Key words: authority, delegation, executive authority, local self-government body, competence, administrative reform, function, forms and methods of regulation, interaction.

The article shows that the functions and powers of the executive authorities determine the choice of methods and forms of their actions and activities, while an increasing place among them is occupied by the forms of interaction between management subjects. One of the most demanded and widely used was such a method (tool) of management, which reflects the interaction of entities exercising management, such as the transfer of authority. The author notes that the volume of delegated powers can vary in a wide range, a classification of the grounds for the transfer of powers is presented.

Создание оптимальной системы отношений между органами единой системы публичной власти, в первую очередь органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, необходимо основывать не только на современных представлениях об отношениях органов государственного управления и органов местной власти, но и с учетом исторического опыта, прежде всего, отечественного. Зарубежный опыт в современных условиях уже не имеет решающих ориентиров для выбора стратегии взаимодействия публичной власти в России, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

Кроме того, предпочтение ученых-исследователей и управленцев отдается определению аутентичного курса политического развития институтов публичной власти и гражданского общества России, причем с учетом особенностей каждого отдельно взятого региона страны. Такие предпочтения сегодня обосновываются уникальными национальными особенностями политической системы России, сложившейся в последние десятилетия и складывающейся в текущий момент времени. Ориентир на собственный национальный опыт развития, национальные интересы и укрепление институтов гражданского общества строится на основе анализа определенных исторических событий России, и прослеживается в политике государства последних нескольких лет.

Рассматривая проблематику реализации такого инструмента административно-правового регулирования в сфере экономической деятельности как делегирование полномочий в ходе административного реформирования постсоветского периода российской истории,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.