УДК 94(410)
Шендыгаев Д.И., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ КАРДУЭЛЛА И ОТМЕНА ПАТЕНТОВ В БРИТАНСКОЙ АРМИИ
Статья посвящена проблемам военной истории Великобритании. Автором предпринимается попытка проанализировать и изучить влияние военных реформ, проводимых Эдвардом Кардуэллом, на армию и общий уровень профессионализм британских офицеров. Помимо прочего, в работе рассматривается вопрос об отмене патентов в британской армии и особенностях отношения британского общества и офицерского корпуса к традиции покупки офицерских званий. На примере реформы реорганизации военного министерства, рассматривается специфика взаимоотношений между главнокомандующим и его подчиненными, с одной стороны, и сторонниками реформ, с другой. Кроме того, были исследованы взгляды военных на стратегию и тактику британской армии во время реформ. Ключевые слова: Военные реформы Эдварда Кардуэлла, британская армия и военно-морской флот, отмена патентов в британской армии, британский офицерский корпус, военное министерство, главнокомандующий британской армии. БОТ: 10.22281/2413-9912-2018-02-01-164-171
Первая мировая война, вне всякого сомнения, является одним из ключевых событий в мировой истории XX века, следствием которого стали миллионы убитых и раненых. Великобритания играла одну из главных ролей в развязавшейся трагедии. За время войны один из оплотов Антанты претерпел серьезную реорганизацию вооруженных сил, был проведен принудительный призыв в армию и общая численность британских войск возросла [20, с. 77]. Обращаясь к основным причинам начала военного конфликта, необходимо обратить особое внимание на военно-морское соперничество между империями Британии и Германии. Однако во время конфликта основные боевые действия развернулись на суше. К моменту начала войны система подготовки британской армии имела, как ряд своих достоинств, так и недостатков. Однако фундамент британской армии и профессионализм английских офицеров, стали закладываться намного раньше, в Викторианскую эпоху, поэтому немаловажным и заслуживающим внимания явлением представляются проводимые в это время военные реформы.
Детальное изучение и анализ, происходивших изменений в британской армии, позволит составить более точное представление об особенностях военной подготовки и ее общем уровне, в том числе и на момент начала Первой мировой войны.
В рамках данной статьи была предпринята попытка подробно, с привлечением многочисленных сведений и материалов, изучить специфику и условия подготовки кадров бри-
танской армии. Осмыслить значение преобразований в военной сфере, привнесенных реформами Кардуэлла.
Говоря о военных реформах, проводимых в Британии в период первого премьерства Уильяма Гладстона, следует выявить, что именно стало побуждающим к столь радикальным изменениям, фактом. Главным образом, стоит сосредоточить внимание на одном из основных результатов Крымской войны: британская общественность стала говорить о необходимости реформ в армии, и необходимости обратить более пристальное внимание на собственные вооруженные силы, в целом. А через некоторое время, победы Германии над Данией, Австрией, а затем Францией, и тем самым образование Германской империи побудили руководство многих европейских стран принять тот факт, что Бисмарку удалось создать сильную, эффективную и высокопрофессиональную армию. Для политического руководства Великобритании успехи других держав были, едва ли не единственным стимулом для проведения военных реформ. Кроме того, правительство Великобритании, как и другие страны Европы, руководствуясь системой европейского равновесия, придерживалось принципов силовой политики, которые стали более бескомпромиссными, и в результате вылившиеся в кризис 1914 года, которому уже не суждено было разрешиться [19, с. 14]. На повестке дня стоял вопрос о создании действительно эффективной армии, на которую могли бы быть возложены функции по осуществлению стратегических целей, как на континенте, так и в
колониях, а также опасения, связанные с уровнем подготовки офицеров и их профессионализмом и все это требовало решительных реформ.
Пожалуй, самым выдающимся политическим деятелем, с приходом которого ознаменовались тридцатилетние попытки военных реформ в Великобритании во второй половине XIX века, и, одновременно с этим, была подведена черта под эпохой Веллингтона в британской армии, являлся Эдвард Кар-дуэлл. Как военный министр, в правительстве Гладстона, Кардуэлл провел свои основные военные реформы, которые были связаны с реорганизацией военного министерства, реорганизацией вооруженных сил, созданием резерва в армии и отменой патентов [6, р. 8-16]. Главные трудности и основные проблемы профессионализма британских офицеров руководитель военного министерства связывал с системой покупки военных должностей и направлял свои преобразование на расширение социальной базы офицерского корпуса и армии в целом [18, с. 30].
Первым нововведением военного министра была отмена порки солдат в армии в мирное время. Это действие вызвало бурю негодований со стороны офицеров британской армии, которые цитировали герцога Веллингтона и считали, что отмена порки ухудшит дисциплину в армии [6, р. 9]. Одной из главных проблем, на которую пристальное внимание стал обращать военный министр, были большие расходы метрополии на содержании военных гарнизонов в колониях. С 1868 года самоуправляющиеся колонии начали сами, частично, заботится о своей защите, путем создания местных отрядов милиции и добровольцев. Впервые отряды добровольцев, как частичная помощь армии, появились в 1859-1860 гг., в связи с угрозой вторжения из Франции [10, р. 11]. Введение такой меры помогло сократить количество гарнизонов, разбросанных по территории всей британской империи и тем самым снизить расходы и увеличить эффективность и качество войск. Милиция и добровольцы стали играть более значимую роль и являлись заменой армии, но при необходимости, профессиональные войска, сконцентрированные в метрополии, с помощью флота, могли быть легко доставлены в пункт назначения [13, р.
110]. Данная реформа показала, что Кардуэлл осознавал все экономические выгоды для метрополии и выросший потенциал местных вооруженных сил и возможности правительств самоуправляющихся колоний в осуществлении задач собственной обороны. Так гарнизоны британской армии были ликвидированы в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Южной Африке [3, p. 226]. Уже в 18701871 гг. в Великобританию возвратилось около 20 000 солдат, благодаря данной реформе [6, p. 9].
Следующим шагом в политике военного министра стала реформа о сроках службы в армии. С конца наполеоновских войн и до закона 1847 года служба в тяжелейших условиях в армии составляла 21 год. После 1847 года служба в армии составляла 10 лет, но имела свои нюансы, и большое количество демобилизованных, после десятилетнего пребывания в армии возвращались назад, потому что не имели другой профессии и все их познания были тесно связаны с военной службой, кроме того, они могли получать пособие и пенсию. Реформа Кардуэлла (Army Enlistment Act 1870) заменяла срок службы в армии (долгосрочную службу, long service enlistment) на менее короткий срок (краткосрочной службой, short service). По новой схеме, сроки краткосрочной службы были определены в 6 лет в регулярной армии и 6 лет в резерве. Лорд Кардуэлл данной реформой хотел повысить профессионализм военных. Большинство служили 6 лет, и тем самым в армии оставались более молодые и крепкие мужчины, и одновременно с этим, удалось значительно уменьшить расходы на выплаты пенсий. Те же, кто хотел получить пенсию, должны были отслужить положенный для этого срок службы, продолжительностью в 21 год. Главной же заслугой военного министра было то, что благодаря данной реформе ему удалось создать резерв численностью в 60 000 человек [11, p. 82-83].
Реорганизация армии, уменьшенный срок службы и система локализации армии или система баланса полков, была выполнена реформаторами по прусскому образцу [12, p. 8]. Полковая система - это то, что было приоритетным направлением в политике Карду-элла для возможности быстрого набора войск. Великобритания и Ирландия должны были быть разделены на десять военных
округов, каждый из которых подразделялся бы на небольшие дистрикты. Из них 66 предназначалось для пехоты, 12 - для артиллерии, 2 - для кавалерии. Предполагалось, что в соответствии с локализационной схемой каждый дистрикт будет состоять из 2 полков регулярной армии, 2 милицейских батальонов, дополненных бригадами волонтеров. Полки должны были поочередно присутствовать в депо, обучая рекрутов, которые набирались из близлежащих районов, и, соответственно, поочередно нести службу в колониях [4, р. 122]. Новая схема была призвана обеспечить равное количество пехотных полков для обороны метрополии и для заграничной службы. Теория баланса полков рассматривалась реформаторами в качестве главного принципа, заложенного в основу военной организации империи. В 1872 году, когда локализационная схема была принята, британская регулярная армия состояла из 141 полка [18, с. 31].
Однако в полной мере реформы не могли быть осуществлены в связи с существовавшей в Великобритании системой покупки воинских званий. Кардуэлл полностью поддерживал одного из своих соратников по проведению реформы об отмене патентов, капитана Ивлина Бэринга, и полностью разделял его мнение, что «существовавшая система патентов была краеугольным камнем в армии» [1, р. 187-188]. В викторианском общество звание офицера олицетворялось с аристократией и земельной собственностью. Начиная с эпохи Реставрации и фактически до конца XIX века, считалось, что война является «профессией знати и джентри». Аристократия и джентри являлись крупными земельными собственниками, и весь их доход был связан с землей, и они не находили смысла работать где-либо, поэтому их, зачастую, называли «праздный класс». Но в глазах общества они считались также и «сражающимся» классом, по долгу своей службы, защищающие остальные классы английского общества от иностранного вторжения: «Честь и слава, мужество и рыцарство, галантность и верность, руководство и верховая езда на лошади были неотъемлемыми атрибутами, которые прививались в загородных домах и охотничьих полях аристократии» [2, р. 264-265]. Сторонники данной позиции считали, что практика покупки чинов
в армии гарантировала стабильность политического режима, потому что для того чтобы стать офицером или продвинуться по службе, необходимы были немалые средства, что могли себе позволить только обеспеченные люди, которых в Великобритании, главным образом, представляла аристократия. Однако существовала незначительная группа людей, которые критиковали данное суждение и придерживались другого мнения. Эта группа считала, что сложившаяся система патентов, оказывала серьезное влияние на профессионализм военных, и не давала возможности людям с подходящими данными, но недостаточными материальными средствами, стать офицером. К тому же, при уходе в отставку, сложившаяся система патентов, позволяла возместить затраты на приобретение офицерских званий [16, р. 200]. Сам же Кардуэлл понимал, что в быстроменяющемся XIX веке, особенно в отношении военного дела, необходимо менять образ офицера в Великобритании, и он был, категорически, не согласен с мнением герцога Кембриджского, который считал, что «британский офицер должен быть джентльменом, в первую очередь, и только затем офицером» [2, р. 265]. Отменив систему патентов, полагал военный министр, офицеры будут получать звания, благодаря своим заслугам и опыту, тем самым можно будет сократить застой и повысить профессионализм офицерского корпуса.
Несмотря на то, что аристократия ассоциировалась с военной службой, на флоте служило значительно меньше выходцев из аристократического класса, нежели в армии. Контр-адмирал военно-морского флота викторианской эпохи сэр Эдмунд Фримантл, в своих воспоминаниях писал: «Каждая профессия имеет свои недостатки и главными в морском деле являются трудности и отрыв от домашней жизни. Для молодого англичанина перспектива приключений и даже опасностей, является стимулом для службы на флоте, и это служба для тех людей, кто не может сидеть дома, сложа руки» [9, р. 258]. Морская служба не требовала навыков, которые применялись в повседневной жизни, денежные перспективы были слишком отдаленными, а долгий период службы создавал условия, которые не удовлетворяли «празд-
ный класс» и система патентов в военно-морском флоте Великобритании исторически не сложилась. Все вышеперечисленное не отменяло того факта, что и во флоте требовались связи и деньги для того чтобы можно было продвинуться по карьерной лестнице. И, несмотря на то, что в викторианскую эпоху менее половины морских офицеров были выходцами из знати, многие важные должности на флоте занимали аристократы: сэр Генри Кеппел, командующий флотом у восточного побережье Южной Америки, Чарльз Эллиот на якорной стоянке в Норе, Джемс Друммонд в Средиземном море, Джордж Гревилл Уэлсли в Северной Америке [2, р. 265].
5 апреля 1870 года сэром Эдвардом Кардуэллом была собрана комиссия, под председательством будущего премьер-министра Новой Зеландии сэра Джорджа Грея, для решения вопроса по отмене системы покупки воинских званий в Великобритании. Во время своей работы комиссия смогла приблизительно установить период, когда практика продажи военных званий была узаконена, и указывала на 1719 года, когда появилось первое королевское разрешение [5, р. 68]. В результате своей работы комиссия пришла к выводу, что система покупки званий сильно сказывалась на профессионализме офицеров, т.к. в с воем большинстве, молодые люди из аристократии, становясь офицерами, не обладали большим желанием учиться и оттачивать свои навыки как военных. Большинство армейских офицеров тратило свое время не на изучение технических вопросов, а на развлечение и попросту тратя время. Многие их тех, кто решили стать офицерами понимали, что тратя деньги на покупку воинских званий они могли приобрести известность и престиж [17, р. 268]. Система покупки воинских званий в Великобритании действовала следующим образом: для того чтобы стать офицером, кандидат платил, установленную государством, сумму предыдущему держателю патента, а для дальнейшего продвижения по службе и более высшего звания, он платил дополнительные и большие средства за следующий ранг, в свою очередь, он имел право продать свой патент на предыдущее звание другому человеку. Такая система продажи званий в британской армии существовала
вплоть до звания Lieutenant-Colonel (подполковника), последующие звания невозможно было приобрести за деньги [7, p. 65].
Таблица № 1. [14, p. 204]. Стоимость офицерских должностей в пехоте и лейб-гвардии армии Великобритании об-
разца 1855 г. (в фунтах стерлингов)
Разница в стоимости
Звание Стоимость должности продаваемых и приобретаемых должностей
Лейб-гвардия
Lieutenant-
Colonel 7250 1900
(Подполковник)
Major (Майор) 5350 1850
Captain (Капитан) 3500 1715
Lieutenant 1785 525
(Лейтенант)
Cornet (Корнет) 1260 -
Пехота
Lieutenant-
Colonel 4500 1300
(Подполковник)
Major (Майор) 3200 1400
Captain (Капитан) 1800 1100
Lieutenant 700 250
(Лейтенант)
Ensign (Младший лейтенант) 450 -
(Стоимость £1.00 в 1855 г. ~ £ 99.00 в 2016 г.) [21]
Несмотря на все недостатки этой системы на протяжении всего XIX века у нее находились защитники. Так в 1833 году герцог Веллингтон высказывался за покупку званий и превозносил достоинства данной системы [5, р. 71]. В 1841 году премьер-министр Великобритании Уильям Лэм хвалил систему за возможность защиты и поддержки офицеров при выходе на пенсию [6, р. 10]. Большинство защитников системы покупки воинских званий фокусировали свое внимание только на положительных моментах. К примеру, защитники системы утверждали, что такое положение дел позволяло полностью исключить, в офицерской среде, фаворитизм и влияние «сильных» личностей при продвижении офицеров по службе [8, р. 79]. Осознавая, насколько глубоко данная система пустила свои корни в английском обществе, Кардуэлл понимал, что ему будет сложно привести в жизнь, задуманную им реформу. Он знал, что
ему предстоит столкнуться лицом к лицу со многими представителями английского общества: с членами парламента, офицерами и главнокомандующим британской армии герцогом Кембриджским Георгом и помимо всего с королевой Викторией [8, р.7 9]. Однако королева Виктория понимала всю важность задуманной реформы и говорила, что полностью поддержит правительство в проведении реформы, если все ключевые моменты будут проводиться с согласия офицеров британской армии [15, р. 112-119]. Эдвард Кардуэлл готовил проект проведения реформы все лето и осень 1870 года и в феврале 1871 года сильно удивил британскую армию и всю страну своим Биллем о реорганизации армии, главной целью которого являлась отмена системы покупки воинских званий в армии Великобритании [16, р. 203]. Военный министр «нашел армию в залоге у офицеров и имел желание выкупить ее» [16, р. 204]. В соответствии с проектом, для того чтобы отменить систему покупки воинских званий и компенсировать затраты, офицерам, которые уходят в отставку, либо тем, кто приобрел патент на звание и не успел продать, правительству необходимо было затратить около £ 7,000,000 [13, р. 121]. После ожесточенных дебатов в Палате общин по многим вопросам о реорганизации британской армии билль проследовал в Палату Лордов [22, р. 1381-1482]. Однако спустя некоторое время Палата лордов не приняла Билль и реформаторы, во главе с премьер-министром Гладстоном, убедили королеву Викторию воспользоваться королевским правом отменять указы, касающиеся армии и отменили систему покупки воинских званий. По понятным причинам такое действие правительства вызвало бурю возмущений в английском обществе. Оппозиция полагала, что правительство, путем таких нечестных действий, смогла превратить свое поражение в победу, Палата лордов считала, в особенности Бенджамин Дизраэли, что таким образом «премьер и его кабинет, подрывали авторитет верхней палаты» [16, р. 206], а сторонники реформаторов были недовольны вмешательством королевской власти в решение таких серьезных вопросов [18, с. 41].
Важной заслугой Эдварда Кардуэлла явилось то, что он смог одержать победу над
главнокомандующим британской армии, герцогом Кембриджским Георгом в вопросе важности и необходимости военных реформ, путем проведения реформы реорганизации военного министерства. Герцог был противником любых изменений в армии, плохо разбирался в вопросах стратегии и тактики, но был настоящим экспертом строевой подготовки. Он считал что дисциплина и честь мундира (esprit de corps) являются основой британской армии. Главнокомандующий, как многие генералы и офицеры, поддерживающие его, были полностью удовлетворены существующей системой и считали реформы военного министра пагубными для британской армии [1, p. 185].
Для проведения реформы реорганизации военного министерства было собрана комиссия под председательством заместителя военного министра Бэринга Томаса, графа Нортбрука [5, p. 43]. В то время существовало 2 военных института, занимающихся управлением британских вооруженных сил (военное министерство (War Office) и Королевская конная гвардия (Horse Guards)), однако они фактически дублировали друг друга и выполняли одну и ту же работу. Комиссия Нортбрука была собрана для упорядочивания схемы управления британской армии и занялась расследованием данного вопроса, отчеты по которому были предоставлены в парламент в 1869-1870 гг. [22]. В результате реформы 1870 года военное министерство стало полноценным компонентом британской армии, и это стало возможным, благодаря включению в военное министерство Королевской конной гвардии, вместе с главнокомандующим. До этого момента военной министерство управлялось гражданскими лицами, мало связанными с военной службой [11, p. 335]. После проведения реформы 1870 года, в военном министерстве появилось 3 департамента с руководителями, которые выполняли строго обозначенные функции. Главнокомандующий следил только за военными аспектами, генеральный инспектор снабжения был ответственен за поставку снаряжения и продовольствия, финансовый секретарь отвечал за смету расходов сухопутных войск и ассигнование, подсчет и аудит всех военных расходов [16, p. 190-191].
Можно, с одной стороны, говорить, что
Билль о реорганизации британской армии 1870 года и затраты на проведение данной реформы, во многом себя оправдали и положительно сказались на профессионализме английских офицеров. Влияние военных школ в обществе значительно возросло, и в 1875 году, правила по которым кандидат в офицеры кавалерии, пехоты, артиллерийских и инженерных войск, вступили в силу и регулировались исключительно результатами экзаменов. В 1881 году продвижение по службе в офицерской среде стало возможным только благодаря положительным результатам экзаменов, а профессиональные навыки и знания в офицерской среде имели не менее важное значение, чем деньги или связи [16, р. 210]. А с другой стороны, трудности в осуществлении реформы были обусловлены нежеланием офицерской элиты нарушать сложившийся баланс сил в офицерской среде [18, с. 45]. Помимо этого, многие военные реформы второй половины XIX века нельзя было назвать удачными, и они несли незавершенный характер. Сразу же после проведения реформы начала давать сбои локализационная система полковой организации армии. Из-за вовлечения Великобритании в серию, так называемых «малых колониальных войн», англо-ашантийской
войны 1872-1873 гг., англо-зулусской войны 1879 г., англо-афганской войны 1879-1880 гг., англо-бурской войны 1880-1881 гг., и англоегипетской войны 1882 г. удалось, без затруднений, нарушить систему попарно связанных полков. Так если в 1872 году соотношение между полками было 70 в метрополии и 71 в колониях, то в войне с Ашанти это превратилось в 69 к 72, а в 1879 году уже было 59 к 82 [10, р. 19]. Помимо всего прочего важной проблемой было качество набираемых солдат и их пригодность к службе в колониях. Несмотря на то, что удалось увеличить количество новобранцев и привлекательность военной службы в целом, оставалась проблема смертности, и возрос уровень дезертирства.
Однако самым важным в военных реформах Эдварда Кардуэлла являлось то, что накануне Первой мировой войны британская армия была основана на принципах, заложенных военным министром первого правительства Гладстона. Резерв армии формировался на условиях краткосрочной службы, локализационная схема, до сих пор связывала полки с административными округами, существовала система баланса полков и основы военного искусства и профессионализма британских офицеров уходили корнями в 70-е годы XIX века [5, р. 135].
Список литературы
1. Byron Farwell. Queen Victoria's little wars. N.Y., London. 1985.
2. Cannadine David. The Decline and Fall of the British Aristocracy. London. 1990.
3. Clark G.N., Butler J.R.M., Bury J.P.T., Benians E.A. The New Cambridge Modern History. Vol. XI. Material Progress and World-Wide Problems. 1870-1898. London. 2008.
4. Clayton A. The British Officer. Leading the Army from 1660 to the Present. NY. 2007.
5. Dennis R. Dubs Edward Cardwell and the reform of the British Army, 1868-1874. University of Nebraska at Omaha.1966.
6. Ensor, R.C.K. England, 1870-1914. The Oxford History of England / ed. by Sir George Clark, 1936
7. Erickson, Arvel B. Abolition of purchase in the British Army // Military Affairs, Vol.23, No.2. Summer, 1959.
8. Erickson, Arvel B. Edward T. Cardwell: Peelite // Transactions of the American Philosophical Society, New Series, Vol. 49, No. 2, 1959.
9. Fremantle E.R. The Navy as I Have Known It. 1849-1899. London. 1904
10. French D. Military Identities. The Regimental System, the British Army, and the British People, c. 1870-2000. Oxford. 2005.
11. Harold E. Raugh, Jr. The Victorians at war, 1815-1914: an encyclopedia of British military history. Santa Barbara, California, 2004.
12. Kochanski H. Planning for War in the Final Years of Pax Britannica, 1889-1903. The British General Staff. Reform and Innovation c.1890-1939. London.2005.
13. Omond John Stuart. Parliament and the Army.1642-1904. Cambridge University Press. London. 1933.
14. Seaman L.C.B. Victorian England. Aspects of English and Emperial History 1837-1901. London and New York. 2003.
15. The letters of Queen Victoria. Vol.II. Second Series / ed. by George Earle Buckle, Vol. II, 1870-1878, London. 1926.
16. Wheeler Owen. The War Office Past and Present. Methuen & Co.Ltd. London. 1914.
17. Woodward, Ernest Llewellyn. The Age of Reform, 1815-1870. The Oxford History of England / ed. by Sir George Clark, 1962.
18. Егоров К.Б. Армейский офицерский корпус и имперская политика Великобритании во второй половине XIX века: дис...канд. истор. наук. СПб.2000.
19. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.
20. Лиддел Гарт Б.Г. Правда о Первой мировой. М.2010.
21. Bank of England. [Электронный ресурсу/URL: http://www.bankofeng-land.co.uk/Pages/home.aspx (Дата обращения 30.08.2017)
22. House of Commons Hansard Sessional Papers. [Электронный ресурс] //URL:https://parlipapersproquestcom.ezproxy.usr.shpl.ru/parlipapers/search/basic/hcppbasicsearch (Дата обращения 30.08.2017)
THE CARDWELL REFORMS AND ABOLITION OF PURCHASE IN BRITISH ARMY
This article is devoted to problems of military history of Great Britain. The author tried to analyze and explore influence of military reforms by Edward Cardwell on Army and general level of qualification of British officers. Besides, in the article considers the question of the abolition of purchase in British Army and special aspects of attitude of British society and Officer Corps towards tradition of purchase. The case of reform of the reorganization of the War Office considers specificity of relationships between Commander-in-chief with his people and supporters of reform. In addition, there were exploring the perceptions of military officers on strategic policy and tactics of British Army during the reforms. Keywords: the Cardwell reforms, the British Army and Navy, abolition of purchase in British Army, British Officer Corps, War Office, Commander-in-chief of British Army.
References
1. Byron Farwell. Queen Victoria's little wars. N.Y., London. 1985.
2. Cannadine David. The Decline and Fall of the British Aristocracy. London. 1990.
3. Clark G.N., Butler J.R.M., Bury J.P.T., Benians E.A. The New Cambridge Modern History. Vol. XI. Material Progress and World-Wide Problems. 1870-1898. London. 2008.
4. Clayton A. The British Officer. Leading the Army from 1660 to the Present. NY. 2007.
5. Dennis R. Dubs Edward Cardwell and the reform of the British Army, 1868-1874. University of Nebraska at Omaha.1966.
6. Ensor, R.C.K. England, 1870-1914. The Oxford History of England / ed. by Sir George Clark, 1936
7. Erickson, Arvel B. Abolition of purchase in the British Army // Military Affairs, Vol.23, No.2. Summer, 1959.
8. Erickson, Arvel B. Edward T. Cardwell: Peelite // Transactions of the American Philosophical Society, New Series, Vol. 49, No. 2, 1959.
9. Fremantle E.R. The Navy as I Have Known It. 1849-1899. London. 1904
10. French D. Military Identities. The Regimental System, the British Army, and the British People, c. 1870-2000. Oxford. 2005.
11. Harold E. Raugh, Jr. The Victorians at war, 1815-1914: an encyclopedia of British military history. Santa Barbara, California, 2004.
12. Kochanski H. Planning for War in the Final Years of Pax Britannica, 1889-1903. The British General Staff. Reform and Innovation c.1890-1939. London.2005.
13. Omond John Stuart. Parliament and the Army.1642-1904. Cambridge University Press. London. 1933.
14. Seaman L.C.B. Victorian England. Aspects of English and Emperial History 1837-1901. London and New York. 2003.
15. The letters of Queen Victoria. Vol.II. Second Series / ed. by George Earle Buckle, Vol. II,
1870-1878, London. 1926.
16. Wheeler Owen. The War Office Past and Present. Methuen & Co.Ltd. London. 1914.
17. Woodward, Ernest Llewellyn. The Age of Reform, 1815-1870. The Oxford History of England / ed. by Sir George Clark, 1962.
18. Egorov K.B. Armejskij oficerskij korpus i imperskaya politika Velikobritanii vo vtoroj polovine XIX veka: dis.. .kand. istor. nauk.[ The Officer Corps of Army and imperial policy of Great Britain in the second half of the XIX century] St. Petersburg. 2000.
19. Kissindzher G. Diplomatiya. [Kissinger H. Diplomacy] M.,1997.
20. Liddel Gart B.G. Pravda o Pervoj mirovoj. [Liddell Hart B.G. The real war 1914-1918] M., 2010.
21. Bank of England. [electronic source]// URL: http://www.bankofeng-land.co.uk/Pages/home.aspx (reference date 30.08.2017)
22. House of Commons Hansard Sessional Papers. [electronic source]// URL: https://par-lipapersproquestcom.ezproxy.usr.shpl.ru/parlipapers/search/basic/hcppbasicsearch (reference date 30.08.2017)
Об авторе
Шендыгаев Дмитрий Игоревич - аспирант кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: shendygaev@inbox. ru
Shendygaev Dmitriy Igorevich - postgraduate student of Department of World history, international relations and international law, Faculty of History and International Relations, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky (Russia), E-mail: [email protected]