чительно сложна, многогранна, требует фундаментального, системного анализа. Очевидно и возможное исследование этой темы в её региональном измерении, с его спецификой.
Один из наиболее сложных аспектов изучения этой темы состоит в подведении итогов проведённых в России, её областях, краях, регионах реформ, их результатов, положительных и отрицательных, о цене достижений, успехов и потерь, о цене модернизационных процессов, о последствиях происшедших в России революций, двух мировых, гражданской братоубийственной войн, цене побед и поражений в них, в том числе - людских, о репрессиях, о годах тотального страха, влиянии их на менталитет российского социума, о степени приближения его к решению извечного стремления достигнуть социальной справедливости... Известный российский учёный, доктор философских наук, профессор С.М.Шалютин выделил среди наиболее важных достижений ХХ в. осознание всемирно-исторического заблуждения о возможности построить свободное, справедливое и благоденствующее общество через насильственную революцию и диктатуру пролетариата [15, 399].
... В среде крестьян Урала и Западной Сибири ещё в начале XIX в. распространилась весть о вольной изобильной стране - Беловодье, находящейся где-то за Алтаем, стране без повинностей, податей, рекрутчины, «татьбы, воровства», населению которой чужда национальная исключительность, свойственна веротерпимость, и которой управляют «народы и всех людей духовные власти». На Урале и в Сибири в 30-х гг. XIX в. даже появились списки «путешественников» в этот мифический край, и десятки крестьянских семей снимались со своих старых мест жительства в поисках Беловодья! [14, 239-242, 250-252, 265].
Нечто похожее происходило в жизни известного русского художника, археолога, писателя Н.К.Рериха, осуществившего несколько путешествий в Гималаи в 1920-х гг. в поисках такой же легендарной страны - Шамбалы и не нашедшего её!
Н.С.Хрущёв обещал советскому народу, что с 1980 г. он будет жить при коммунизме, т.е. в земном раю.
Список литературы
1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Изд-во
политической литературы, 1991.
2. Астафьева Л.А. Плотников С.В. Сужденное не случайно. - Юргамыш,
2001.
3. Главацкий М.Е. Экспатриация людей мысли из России в 1922 году:
историографический аспект //Социальные трансформации в российской истории.- Екатеринбург - Москва: Академкнига, 2004.
4. Краснов П.Н. Цареубийцы - Ростов-н/Д.: Изд-во Мапрекон. 1992.
5. Михайлов О., Лупырев А. Атаман Войска Донского и его роман
«Цареубийцы» // П.Н.Краснов. Цареубийцы. - Ростов - н/Д.: Мапрекон, 1992.
6. Мозин М.М. Осуждены по 58-й//Книга памяти жертв политических
репрессий Курганской области. Т.1. г. Курган, г. Шадринск. -Курган: Зауралье, 2002.
7. Там же.
8. Там же.
9. Непеин И.Г. Палачи и жертвы. - Челябинск: Челябинское полиграфи-
ческое объединение «Книга», 1997.
10. Петрушин А.А. На задворках гражданской войны: Книга I.- Тюмень:
Изд-во Мандр и К., 2003.
11. Сенявский А.С. Социальные трансформации в России в контексте
цивилизационной специфики (ХХв.) //Социальные трансформации в российской истории. - Екатеринбург - Москва: Академкнига, 2004.
12. Там же.
13. Там же.
14. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII
- XIX вв.- М.: Наука,1967.
15. Шалютин С.М. //Кто есть кто в Зауралье - на пороге XXI в. -
Курган: Зауралье, 2001.
Коновалов Сергей Сергеевич
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1860-1870-Х ГГ. НА УРАЛЕ: К ИСТОРИОГРАФИИ ВОПРОСА
Одной из самых слабо изученных сторон либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в. в России является история военных реформ указанного времени в ее регионах. Общероссийская историография военных реформ 18601870-х гг представлена относительно хорошо. Вместе с тем, в краеведческом плане просматривается отсутствие работ обобщающего характера. В данной статье мы рассмотрим состояние исторической мысли на примере Уральского края.
Исторические знания отечественных историков о подготовке, проведении, ходе и результатах военных реформ 1860-1870-х гг на Урале достаточно скудны. Начиная с дореволюционной историографии и по сегодняшний день не создано ни одной специальной работы по истории военных преобразований 60-70-х пг. XIX века в крае.
Дореволюционные историки Е.И. Краснопёров и А.А. Дмитриев в своих работах коротко и лаконично осветили введение всесословной воинской повинности 1874 г на территории Пермского края [9, 132-133, 298]. Тот материал, который был наработан учёными, носит поверхностный и фрагментарный характер. Авторы отмечали прогрессивность, необходимость и своевременность введения всесословной воинской повинности в Пермской губернии.
Достаточно интересная работа принадлежит перу бывшего председателя уездного по воинской повинности Присутствия И.М. Белоусова. Исследователь рассмотрел исполнение воинской повинности на территории Пермского уезда по данным призывов 1874-1885 годов. Работа содержит богатый статистический и этнографический материал о ходе реализации реформы 1874 года и является серьёзным источником о численном составе населения призывного возраста. По данным исследователя, в среднем ежегодно призывалось 1675 человек [1, 6]. Благодаря научным изысканиям автора, мы имеем представление о сословном положении призываемых, их вероисповедании, составе, семейном положении, грамотности, здоровье, занятиях и т.д. [1, 7-21]. Вся информация, собранная автором, была занесена в статистические таблицы. К сожалению, ни в одном из изученных нами историографических источников нет ссылок на работу И.М. Белоусова. Между тем, она может стать важным подспорьем для изучения хода военных реформ 1860 - 1870-х годов на территории Урала.
В советской историографии вплоть до начала 50-х гг. ХХ века не было серьезных работ, непосредственно относящихся к истории военных реформ не только на Ура-
ле, но и в России в целом. Конец 40-х - начало 50-х гг ХХ в. ознаменовались целым рядом интересных статей П.А. Зайончковского, а в 1952 г, вышла монография ученого «Военные реформы 1860-1870-х годов в России». Для нас его труд интересен тем, что в нём помимо общероссийского материала фрагментарно затрагивается проведение военных преобразований на Урале [6, 2327, 81-82,145,150-153,179,237,239,246].
М.Д. Рабинович рассмотрел преобразования в области военного дела на территории Башкирии. Среди целого комплекса военных реформ 1860-1870-х гг. наибольшее внимание он уделил введению всесословной воинской повинности [12,163-164]. К сожалению, ничего не сказано о военных реформах 60-70-х гг XIX века на Урале у авторов вышедшей в 1963 г. коллективной монографии «История Урала». В 1976-1977 гг вышло 2-е издание этой книги, но и там вопрос о военных преобразованиях обойдён молчанием [8, 273-279, 217-223].
Неотъемлемой частью военных реформ 1860-1870-х гтг являлось развитие русской артиллерии. Н.Я. Пеньков и В.А. Косогов рассмотрели формирование и историю Оренбургской артиллерийской бригады [7, 97-100, 111-112].Су-щественное внимание они уделили парковой службе артиллерии, включавшей в себя мероприятия для производства текущего ремонта вооружения, выполнения лабораторных и других необходимых работ по содержанию в исправности орудий, а также организацию артиллерийских складов в Оренбургском военном округе.
Коротко и лаконично проведение военных реформ 60-70-х гг XIX в. на Урале затронула Г.А. Кулагина. Впервые, хотя и в очень тезисной форме, прозвучал ответ на вопрос о том, какие же все-таки преобразования в военной сфере были проведены на Урале. Основное внимание историк уделила созданию военно-окружной системы и введению на Урале всесословной воинской повинности [10, 67-68].
Постсоветская историография военных реформ 6070-х гг. XIX в. на Урале также незначительна. Вышедший в последние годы ряд работ по военной тематике затрагивает лишь частные и фрагментарные аспекты рассматриваемой нами проблемы. Обобщающей работы по военным реформам 60-70-х гг XIX в. на Урале до сих пор не создано.
Введение всеобщей всесословной воинской повинности 1874 г. на территории Южного Зауралья рассмотрел В.Г. Савельев [13, 272-279] . Ученый рассмотрел социальный состав призывников, вопросы распределения их в войска и ополчения, организацию и функционирование сдаточных пунктов для снабжения армии лошадьми.
В ряде работ последних лет существенное внимание уделяется развитию военного производства на Урале в контексте преобразований 1860-1870-х годов. Речь идёт о перевооружении армии. Программа перевооружения предусматривала в первую очередь замену гладкоствольного оружия нарезным: чугунных гладкоствольных артиллерийских орудий - стальными нарезными орудиями, кремневых гладкоствольных ружей - нарезными винтовками [3, 433]. Наибольший вклад в разработку данного вопроса внесли Д.В. Гаврилов, С.И. Сметанин, И.В. Худякова, В.П. Шевелёв [4, 432-437, 130-134, 44-54, 87-92].
Реформу военного управления в Оренбургском крае в 60-80-е гг. XIX в. осветила Н.Л. Семёнова [14, 343-346]. Изучение этого вопроса позволило историку не только определить особенности и основные тенденции в становлении российского управленческого аппарата в Оренбургском крае, но и проследить влияние новых политических институтов на местное население.
Составной частью военных реформ 1860-1870-х годов являлись преобразования в военно-учебной сфере. К.Л. Бусыгин рассмотрел историю создания военно-учебных заведений в Пермской губернии. Интерес представляет обращение учёного к открытию в 1869 г. Пермской военной прогимназии, в которой обучалось 200 воспитанников [2, 122]. Он проиллюстрировал состав учащихся, перечень преподаваемых предметов и занятий вне классного времени. Кроме того, заслуживает внимания обращение исследователя к судьбе выпускников прогимназии после её окончания и констатация того, что по Царскому Указу в 1872 году военная прогимназия была закрыта.
Краткий и отрывочный материал о военных преобразованиях 60-70-х гг XIX в. на Урале содержат научные изыскания Р.И. Хафизовой. Ею затрагивается главным образом призывное обеспечение армии и образование военно-конских участков на территории Уфимской губернии [15, 19] .Историк подчеркнула важность, своевременность и необходимость преобразований в военной сфере пореформенного времени.
История военно-учебных заведений Урала в рамках военных реформ 60-70-х гг. XIX в. рассмотрена В.Н. Грасько [5, 46-48]. По мнению историка, центром военного образования на Урале являлся Оренбург, длительное время представлявший интересы страны на востоке. При этом он отметил, что военное образование в Оренбурге имело ярко выраженную специфику, так как Оренбуржье считалось территорией казачьей.
Проведение и результаты преобразований в военной сфере в 60-70-е годы XIX в. на территории Башкирии изучил Н.И. Леонов [11, 62-76] . Значительный интерес в работе ученого представляет его обращение к персонам, стоявшим у истоков проведения военной реформы 1874г. на Южном Урале. Интересно выглядит попытка историка реконструировать внешний облик русского солдата последней четверти XIX в. на Южном Урале.
Необходимо подчеркнуть отрывочность и фрагментарность исторической литературы о военных преобразованиях 60-70-х годов XIX века на Урале. Вполне закономерным может считаться ожидание обобщающей работы, так как, вне всякого сомнения, к этому есть определенные стимулы. Научный материал, наработанный историками по проблемам военных реформ 60-70-х гг. XIX в. на Урале, на наш взгляд, обозначил тот круг вопросов, который с одной стороны нуждается в более детальной и подробной разработке, а с другой способен привлечь ученых к региональной истории военных реформ 18601870-х гг.
Список литературы
1.Белоусов И.М. Пермский уезд по данным 12-ти призывов 1874-1885 годов к исполнению воинской повинности (статистические и этнографические материалы). - Пермь, 1895.
2.Бусыгин К.Л. Создание военно-учебных заведений в Пермской губернии. // Взгляд на историю Прикамья на пороге XXI века: Тезисы докладов научно-практ. конф. - Пермь, 1997. - С. 120-123.
3.Гаврилов Д.В. Горнозаводской Урал XVII - XXвв.: Избранные труды. -Екатеринбург, 2005.
4. Гаврилов Д.В. Развитие военного производства на Урале в XVI - начале
XX вв. // Гаврилов Д.В. Горнозаводской Урал XVII - XX вв.: Избранные труды. - Екатеринбург, 2005. - С.432-437; Сметанин С.И. Из истории Мотовилихинского артиллерийского завода. // Исследования по истории Урала. - Пермь, 2005. - С.130-134; Худякова И.В. Развитие государственной оборонной промышленности на Урале в пореформенные десятилетия XIX века // Страницы истории Урала: Сборник статей и информационных материалов. Вып.3. - Пермь,1998. - С.44-54; Шевелёв В.П. Судьба пушек Каменского завода // Первые Невьянские Демидовские чтения. - Екатеринбург, 2000. - С.87-92.
5.Грасько В.Н. Из истории военного образования на Урале XIX-начала
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 2
63
XX вв. // Первые Чупинские краеведческие чтения. - Екатерин-бург,2001. - С46-48.
б.Зайончковский П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России. -М.,1952.
7.История отечественной артиллерии. Т.2.Артиллерия русской армии в эпоху капитализма (60-е гг. XIX в. - 1917 г.)/ Под ред.
К.П. Казакова. - М.-Л.,1966.
8.История Урала. Т.1. -Пермь, 1963. - С.273-279. То же. 2-е изд., перераб. и доп. - Пермь,1976. - С.217-223.
9.Красноперов Е.И. Двадцатипятилетие Пермского края со времени отмены крепостного права царем-освободителем императором Александром II (историко-статистический очерк). - Пермь,1886. С. 132-133; Дмитриев А.А. Очерки из истории губернского города Перми с основания поселения до 1845 г. с приложением летописи города Перми с 1845 до 1890 г. - Пермь,1889.-С.281-315.
10.Кулагина Г.А. Буржуазные реформы 1860-1870 гг. // История Урала в период капитализма. - М.,1990.- С.61-68.
11.Леонов Н.И. Буржуазные реформы 60-70-х гг. в Башкирии. -Уфа, 1993. - С. 62-76.
12.Рабинович М.Д. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. // Очерки по истории Башкирской АССР. Т.1.Ч.2.-Уфа,1959. С.156-167.
13.Савельев В.Г. Введение всесословной воинской повинности. // История Курганской области (1861-1917 гг.). Т.2. - Курган,1996. -С.272-279.
14.Семенова Н.Л. Реформа военного управления в Оренбургском крае в 60-80-е гг. XIX в. // Урал в прошлом и настоящем: Материалы научн. конф. Ч.1. - Екатеринбург,1998. - С.343-346.
15.xафизова Р.И. Государственное управление в Уфимской губернии во второй половине XIX-начале XX вв. - Уфа,1999.
Маслюженко Денис Николаевич канд. ист.наук, доц.
ПРОНИКНОВЕНИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ В ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (ПО ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ)
В период позднего средневековья территория Южного Зауралья последовательно входила в состав улуса Шибана и сформировавшегося на его основе Сибирского ханства Шибанидов, а также конкурентного Сибирского княжества Тайбугидов. Культура этого региона, в особенности ее конфессиональный контекст, практически не изучена исследователями. В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать реальную сложность религиозной ситуации в Деште после образования Монгольской империи. В этот период по степным маршрутам перевозили не только материальные, но и духовные ценности. Религиозные миссии как дуалистов, так и монотеистов в лице мусульман, буддистов и христиан различных конфессий стремились расширить свое влияние среди монгольской элиты и особенно представителей Золотого рода Чингис-каана. Возникает вопрос: могла ли в этой ситуации территория Сибири (для того времени так называли в широком смысле Урало-Иртышское междуречье, отличая его от северной Югры), через
которую проходило северное ответвление Великого Шелкового пути, остаться вне этих тенденций? В работе В.П. Костюкова предложен иной взгляд на этот вопрос [18, 121 и далее]. В целом автор данной статьи солидарен с большинством предложенных им выводов, однако некоторые поставленные проблемы требуют уточнения [25, 56-58].
Сложность интерпретации погребальных комплексов и выявления в них признаков тех или иных религиозных представлений не позволяет адекватно реконструировать верования средневекового населения Южного Зауралья. Так, В.П.Костюков отмечает, что «.археологические материалы для реконструкции конфессиональной ситуации на низовом, народном уровне оказываются практически бесполезными. Это относится, в первую очередь, к христианству и буддизму, т.е. к тем религиям, которые требуют участия в похоронах священника. Предписываемые ими правила кочующими прозелитами либо полностью игнорировались, либо включались в традиционный ритуал, не оставляя археологически регистрируемых следов» [18, 126].
Письменные источники или позднее записанная устная традиция, в частности связанные с поздними правителями из сибирской ханской династии или их конкурентами из числа сибирских князей, затрагивают лишь некоторые события истории «страны Сибир и Ибир» и, как мы увидим, весьма сложно поддаются однозначной трактовке. При этом религиозной проблематике уделялось лишь незначительное косвенное внимание, связанное с теми или иными особенностями внутренней или внешней политики. В результате часто de facto предполагается доминирование здесь языческих верований и значительное проникновение ислама в среду монгольской и татарской знати региона в результате деятельности Узбек-хана.
Хотя у нас нет данных о религиозных представлениях местного населения до прихода монголов, можно, очевидно, поддержать достаточно распространенный исследовательский стереотип о доминировании в регионе язычества (при всей неоднозначности трактовки самого понятия). Целью данной работы является исследование этапов проникновения в Южное Зауралье различных мировых религий по материалам письменных источников. Забегая вперед, необходимо отметить, что наибольшей активностью, по нашему мнению, отличались конфликтующие миссии ислама и различных конфессий христианства, хотя возможно, что в данном случае мы сталкиваемся со спецификой источниковой базы. Складывается такое впечатление, что средневековые авторы сами не всегда понимали разницу между различными религиозными верованиями и еще чаще выдавали желаемое за действительное, преувеличивая роль своей веры. Так, например, Гильом Рубрук считал, что несториане распространяют слухи («.говоря вдесятеро больше, чем согласно было с истиной») о принадлежности того или иного хана, поддерживающего христианство, к их вере, что не всегда соответствует действительности [34, 133], хотя и в это фразе можно увидеть определенную конкуренцию в Азии между различными христианскими группами. Рубрук, будучи послом римского папы, не мог ни обратить внимание на подобные моменты, уже в силу своих ментальных установок. Как бы то ни было, с учетом всех этих ограничений мы попытаемся проследить два потока проникновения столь традиционно враждебных религиозных групп, основываясь на анализе именно письменных источников.
Жан-Поль Ру считает, что после монгольских завоеваний ислам в Средней Азии и степях теряет свое былое