Научная статья на тему 'ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК УГРОЗА ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ'

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК УГРОЗА ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / АГРЕССИВНАЯ ВОЙНА / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галачиева М.М.

Военные преступления на сегодняшний день представляют угрозу для международного мира и безопасности человечества. Военные преступления носят международный характер и масштабы. Особенность военных преступлений состоит в том, что за нарушение определенных норм международного права соответствующее наказание непосредственно несет лицо, совершившее это деяние или отдавшее преступный приказ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галачиева М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAR CRIMES AS A THREAT TO INTERNATIONAL PEACE AND SECURITY

War crimes today pose a threat to international peace and human security. War crimes are of an international nature and scope. The peculiarity of war crimes is that for the violation of certain norms of international law, the corresponding punishment is directly borne by the person who committed this act or gave a criminal order.

Текст научной работы на тему «ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК УГРОЗА ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ»

Юридические науки

57

УДК 343.337

ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК УГРОЗА ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

DOI: 10.34905/PC.2020.62.65.008

Галачиева М. М., кандидат юридических наук, юридический факультет, доцент кафедры уголовного права и процесса,

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ Е-mail: madina.galachieva@mail.ru

Военные преступления на сегодняшний день представляют угрозу для международного мира и безопасности человечества. Военные преступления носят международный характер и масштабы. Особенность военных преступлений состоит в том, что за нарушение определенных норм международного права соответствующее наказание непосредственно несет лицо, совершившее это деяние или отдавшее преступный приказ.

Ключевые слова: военные преступления, военные действия, агрессивная война, общественная безопасность, вооруженные конфликты.

WAR CRIMES AS A THREAT TO INTERNATIONAL PEACE AND SECURITY

Galachieva M. M, сandidate of Legal Sciences, Faculty of Law, Associate

Professor of the Department of Criminal Law and Procedure, North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University), city of Vladikavkaz E-mail: madina.galachieva@mail.ru

War crimes today pose a threat to international peace and human security. War crimes are of an international nature and scope. The peculiarity of war crimes is that for the violation of certain norms of international law, the corresponding punishment is directly borne by the person who committed this act or gave a criminal order.

Key words: war crimes, military actions, aggressive war, public security, armed conflicts.

При изучении процесса развития международных преступлений можно прийти к выводу о том, что мировое сообщество далеко не сразу сумело признать губительное влияние таких преступлений и важность наказания лиц, причастных к их совершению.

Современное международное уголовное законодательство делит подобные преступления на преступления, которые совершались в отношении мира и общественной безопасности, а также на преступления, имеющие выраженный международный характер [1, с. 306].

Перейдем к ознакомлению с самыми распространенными видами военных преступлений международного масштаба.

1. Ведение агрессивных военных действий. Процесс развязывания агрессивных военных действий расценивается в качестве самого тяжкого международного преступления. При этом, такие действия имеют непосредственную связь с таким понятием как «противоправное использование силы». В тексте Устава OOH от 1945 года указано, что под данным понятием необходимо понимать, осуществление действий, связанных с применени-

ем военной силы, политического, экономического, прочих видов давления в отношении других государств, при этом, такие действия должны посягать на территориальную целостность и политический строй таких государств [2, с. 89].

Сам термин «агрессивные военные действия» невозможно встретить в существующих нормативных международных правовых актах. В таких нормативных документах, имеющих международное значение, вместо этого термина зачастую используются такие понятия, как: «агрессия», «применение военной силы», «военный конфликт» и так далее.

Само понятие «агрессивная война» структурно состоит из следующих элементов: термин «война» и термин «агрессия». Данные термины находятся в тесной взаимосвязи. Сама же война может быть развязана лишь путем осуществления агрессивных действий одной из сторон конфликта. При этом, термин «агрессия», согласно принятой в 1974 году Резолюции Генассамблеи OOH имеет целый ряд отличий от сути термина «война». Стоит отметить, что современное право, имеющее международное значение, не имеет четкого, общепризнанного объяснения такому понятию как «война». В статье 6 Устава Международного воинского трибунала указано, что к преступлениям против мира следует отнести: осуществление работы по составлению планов, осуществлению подготовительных действий, а также агрессивных военных действий, которые будут строго нарушать существующие международные соглашения, законы, нормы, а также участие в заговоре с целью осуществления действий, имеющих подобный противоправный характер.

В рамках ранее существовавшей на территории CCCP доктрины, война рассматривалась в качестве межгосударственного или же межклассового вооруженного противостояния, являющегося частью политики, реализуемой такими государствами или представителями таких классов [3, с. 59]. Согласно марксистско-ленинской теории война может иметь лишь два вида: война за справедливость (освободительные, незахватнические войны), войны не справедливые, которые направлены на захват чужих территорий.

Сам по себе акт агрессии состоит из следующих элементов: а) особенности характера совершенного преступления; б) уровень серьезности или же плана; в) масштабы такого преступления. Согласно статье 2 Устава OOH совокупность таких

элементов акта агрессии будет расцениваться в качестве грубейшего нарушения.

2. Акции, имеющие агрессивный вооруженный характер. К числу самых распространенных преступлений международного масштаба можно отнести акции, имеющие вооруженный и выраженный агрессивный характер. Стоит отметить, что акции подобного рода, не будут отличаться наличием базовых признаков, которые являются характерными для агрессий ведению войны, имеющей агрессивный характер. Отдельно важно указать, что акции такого характера могут проводиться как в единичном формате, так и в многочисленном [4].

Одной из главных особеностей подобных акций является то, что они предполагают оказание давления с помощью оружия на государственный аппарат с целью истребования агрессором от государства выполнения определенных условий, включая свержение существующего властного, правового режима.

Как показывает практика, зачастую, такие акции имеют характер военных провокаций. При этом, нельзя не отметить, что в официальных справочниках и юридических документах не описывается суть понятия «военная провокация». В трудах профессора Д. Б. Левина данное понятие определяется следующим образом: «Военная провокация представляет собой действия враждебного характера, которые совершаются вооруженными подразделениями, принадлежащими одному государству в отношении другого государства с целью стимулирования его к осуществлению ответных агрессивных вооруженных действий, что будет являться поводом для начала полномасштабного военного конфликта» [5, с. 179]. Действия подлобного рода, как показывает практика, свойственны тем государствам, чье руководство считает международное право и интересы других стран менее значимыми чем интересы их государства [6, с. 210].

3. Преступления, которые ориентированы на посягательство на общественную безопасность. Согласно пункту 1 статьи 5 Римского статута к подобным преступлениям относятся наиболее серьезные преступления, которые провоцируют возникновение на международном уровне общественной обеспокоенности. При этом, такие преступления приводят к индивидуальной уголовной ответственности по причине совершения действий, являющихся недопустимыми согласно

военные преступления как угроза

для международного мира и безопасности

общепринятым нормам права. При этом в этом положении нет четкого перечня преступлений, направленных против человечности. Данная статья имеет сугубо обобщенный характер [7]. В статье 7 Римского статута к преступлениям, направленным против человечности отнесены следующие противоправные деяния: убийства; истребление людей; рабство; перемещение насильно народов; лишение прав и свобод людей в нарушении законодательства; пытки; изнасилования; сексуальное рабство; тяжкие формы сексуального насилия, включая принудительную стерилизацию; осуществление преследования людей на почве расовой, национальной, культурной, гендерной ненависти и прочие формы преследований групп людей, осуществляемые в нарушение существующих общепринятых норм; осуществление насильственных действий, направленных на исчезновение людей; преступления, связанные с апартеидом и прочими действиями, направленными на ущемление прав и свобод людей, исходя из их расовой, национальной, культурной принадлежности; прочие виды и формы бесчеловечных действий, имеющих подобный характер, которые заключаются в причинении умышленным образом другим людям или целым социальным группам людей серьезнейших моральных, физических страданий, причинение сильных физических повреждений, оказание действий, которые приводят к сильному нарушению психологического, физиологического состояния человека или групп людей.

Столь подробное перечисление преступных деяний как бы «отождествляет» обычное уголовное преступление, предусмотренное уголовным законодательством государств, и преступления против человечности, предусматривающие ответственность не только конкретных физических лиц, чья вина очевидна и доказана, но и государств, проводивших данную преступную политику [8, с. 59].

Если сравнить виды преступлений, указанных в главе 34 УК РФ и ст. 7 Римского статута, то мы увидим некоторое разночтение. Отдельные виды преступлений присутствуют в одном перечне, но отсутствуют в другом. Более того, во многих учебниках международного права под преступлением против мира и безопасности человечества понимаются деяния лиц, воплощающие преступную политику государства, т. е. агрессия, колониализм,

геноцид, экоцид, расовая дискриминация, акты международного терроризма. Этот перечень расходится с перечнем уголовного законодательства РФ [9, с. 245].

Нам представляется, что основным отличием преступлений против человечества является то, что они совершаются по умыслу преступной политики руководителей государств, по заранее продуманному плану и тщательно планируются [10]. В Проекте 1996 года говорится: «Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказываются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву» (ч. 2 ст. 1).

4. Военные преступления в ходе вооруженных конфликтов. В наше время, когда вооруженные конфликты охватили многие регионы земного шара и связаны с использованием современных видов оружия, наносящих чрезмерный ущерб мирному населению, многие люди сомневаются в том, что нормы международного права и внутригосударственные законы могут регулировать поведение людей в такой исключительной, анархической, жестокой ситуации, как вооруженный конфликт, ссылаясь на то, что практически во всех государствах национальное законодательство запрещает внутренние вооруженные конфликты, а международное право вне закона.

В Уставе Нюрнбергского военного трибунала были определены следующие виды военных преступлений [11, с. 74]:

- нарушения законов и обычаев ведения войны, в том числе убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории;

- убийства либо истязания военнопленных или лиц, находящихся в море во время кораблекрушения;

- убийства заложников;

- бессмысленное разрушение городов или других населенных пунктов;

- разорение объектов жизнедеятельности людей, не оправданное необходимостью, и другие преступления.

Военные преступления, совершенные в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, не могут быть оправданы, ибо в международном праве не существует критериев, позволяющих разделить военные преступления на «законные» и «незаконные» [12, с. 183]. Нормы

Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 года и дополнительных протоколов к ней 1977 года являются общепризнанными нормами международного права и применяются безотносительно статуса вооруженного конфликта.

Особенность военных преступлений состоит в том, что за нарушение определенных норм международного права соответствующее наказание непосредственно несет лицо, совершившее

это деяние или отдавшее преступный приказ. Установление личной уголовной ответственности объясняется тем, что без этого невозможна эффективная борьба с наиболее тяжкими международными преступлениями. Таким образом, личная ответственность непосредственно по международному праву установлена лишь в отношении преступлений против мира и безопасности человечества [13, с. 188].

ЛИТЕРАТУРА

1. Дипломатический словарь: в 4 т. М., 1960. Т. 1.

2. Документы ООН. РС!\!!СС/2000/1/Ас1с1.2.

3. Левин Д. Б. Международное право и сохранение мира. М., 1971.

4. Дипломатический словарь: в 3 т. М., 1985.

5. Левин Д. Б. Международное право и сохранение мира. М., 1971.

6. Российский ежегодник международного права. Спец. выпуск. СПб., 2020.

7. Сборник законодательства РФ. 2000. № 17. Ст. 3844-3861.

8. Черниченко С. В. Теория международного права: в 2 т. М., 2019. Т. 2.

9. Хлестов О. Н. Новые рубежи: прогноз развития международного права // Международное право. 2011. № 3.

10. Кортунов С. В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М., 2009.

11. ПолторакА. И. Нюрнбергский процесс. М., 1966.

12. Аргументы и факты. 2014. № 44. 29 окт. - 4 ноября.

13. Абашидзе А. Х., Солнцев А. М. Международное право. М., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.