Научная статья на тему 'Военнопленные русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В Саратовском крае'

Военнопленные русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В Саратовском крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1045
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877-1878 ГГ / RUSSIAN-TURKISH WAR OF 1877-1878 / САРАТОВСКИЙ КРАЙ / SARATOV REGION / ВОЕННОПЛЕННЫЕ / PRISONERS OF THE WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тотфалушин Виктор Петрович

Статья посвящена малоизвестному эпизоду в истории Саратовского края пребыванию здесь военнопленных Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и их взаимоотношениям с местным населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISONERS OF THE RUSSIAN-TURKISH WAR OF THE 1877-1878 IN THE SARATOV REGION

The Article is devoted to the less famous episode in the history of the Saratov region the stay of prisoners of the Russian-Turkish war of 1877-1878 BC. And their relations with the local population.

Текст научной работы на тему «Военнопленные русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В Саратовском крае»

УДК 94(47+470.44-25)

ВОЕННОПЛЕННЫЕ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 ГГ. В САРАТОВСКОМ КРАЕ

В.П. Тотфалушин

Саратовский государственный университет, Институт истории и международных отношений, кафедра истории России E-mail: [email protected]

Статья посвящена малоизвестному эпизоду в истории Саратовского края -пребыванию здесь военнопленных Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и их взаимоотношениям с местным населением.

Ключевые слова: Русско-турецкая война 1877-1878 гг., Саратовский край, военнопленные.

PRISONERS

OF THE RUSSIAN-TURKISH WAR OF THE 1877-1878 IN THE SARATOV REGION

V.P. Totfalushin

Saratov State University

The Article is devoted to the less famous episode in the history of the Saratov region -the stay of prisoners of the Russian-Turkish war of 1877-1878 BC. And their relations with the local population.

Keywords: Russian-Turkish war of 1877-1878, the Saratov region, prisoners of the war.

Саратовская губерния, благодаря своему расположению вдали от театров военных действий, в Х1Х-ХХ вв. не раз становилась местом размещения военнопленных. Но если о пребывании здесь пленных Великой армии в 1812-1814 гг. читающей публике хорошо известно1, то о нахождении в Саратове пленных турок в 1877-1878 гг. знают, пожалуй, немногие.

1 См., например: Бессонов В.А.,Тотфалушин В.П. Военнопленные Великой армии в Саратовской губернии / / Проблемы изучения Отечественной войны 1812 года: материалы Всерос. науч. конф. Саратов, 2002.

Первым эту тему затронул Н.Ф. Хованский, опиравшийся в основном, на материалы периодической печати2. В дальнейшем его данные были использованы автором настоящей публикации при подготовке учебно-справочных изданий3.

Новым шагом в изучении темы стала студенческая работа А.А. Аржаных, подготовленная под руководством автора, в которой была предпринята попытка сравнительного анализа условий содержания пленных в Саратове и турецком г. Скугари4. Продолжением этого сотрудничества сталасовместная научно-популярная статья5.

Источниками настоящей заметки стали мемуары саратовского адвоката и общественного деятеля И.Я. Славина и будущего историка Саратовского края А.А. Гераклитова6, материалы местной периодической печати и отчасти Саратовского государственного архива.

После штурма русскими войсками крепости Никополь7 в плен было взято около шести тысяч турок, которых доставили в Кишинев, а затем по распоряжению Главного штаба направили во внутренние губернии, среди которых была и Саратовская8.

Мемуаристы сходятся в том, что первые пленные, попавшие в Саратов, действительно входили в состав никопольского гарнизона, но расходятся в определении времени их прибытия. И.Я. Славин вспоминал, что большие партии военнопленных турок начали прибывать в Саратов «с конца мая или с начала июня 1877 г.» По мнению А.А. Гераклитова, «прибыли они, должно быть, в августе

2 Хованский Н.Ф. Саратов и война 1877-1878 гг. // Тр. Саратовской ученой архивной комиссии. 1915. Вып. 32.

3 См.: Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов, 2002. С. 265; История Саратовского края с древнейших времен до наших дней: [учеб. пособие]. Саратов, 2008. С. 116 (2-е изд. Саратов, 2010. С. 116); Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, именах). 2-е изд., перераб. Саратов, 2011. С. 224.

4 Аржаных А.А. Военнопленные русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Саратове / / Новый век: история глазами молодых : сб. науч. тр. аспирантов и студентов истор. фак. СГу. Саратов, 2006. Вып. 5.

5 Мельник А., Тотфалушин В. Опустошение в дамских сердцах произвели в Саратове военнопленные русско-турецкой войны 1877-1878 годов / / Саратовские вести. 2009. 11 нояб.

6 Славин И.Я.Минувшее - пережитое. Воспоминания. Саратов, 2013; Гераклитов А.А. Воспоминания. Саратов, 2004.

7 Никополь (Никопол), город в Болгарии, на берегу реки Дунай.

8 См.: Саратовский справочный листок. 1877. 20 июня.

месяце...»9. Репортаж в саратовской газете подтверждает правоту последнего. Перваяпартия турок в количестве 500 человек, среди которых было 20 офицеров, прибыла в Саратов в субботу, 6 августа 1877 г., в пятом часу дня10.

Пленные, несмотря на потрепанность их костюма, состоящего из синих курток, красных фесок на голове и разбитых лаптей и поршней на ногах, имели довольно бодрый вид, среди них встречались рослые и мужественные люди. В числе пленных был один мулла и один араб, кроме того, было много унтер-офицеров и ефрейторов11.

Нижних чинов разместили в «так называемых Красных или Кайзеровских казармах12 на Камышинскойулице13 (между Михайловской14 и Б[ольшой] Казачьей)» и в доме Богданова15 на Московской площади16. Офицеры были помещены «в белом домике на Астраханской улице, где после была гостиница "Урал"»17 Кар-ташева18.

Прибытие турок вызвало большой интерес у саратовцев: «навстречу первой партии пленных в вокзале собралось очень много публики, среди которой в большинстве пестрели и выделялись изящные дамские, последней моды, костюмы»19. Большая толпа саратовцев, преимущественно из «простого народа», собралась посмотреть на прибывших пленных и к домам, предназначенным для их размещения20.

9 Славин И.Я.Указ. соч. С. 97; Гераклитов А.А.Указ. соч. С. 77.

10 См.: Саратовский справочный листок. 1877. 6 авг.

11 См.: Там же. 9 авг.

12 Имеются в виду три дома купца А.К. Кайзера, сдававшиеся в наем, которые до наших дней не сохранились. Сейчас на их месте девятиэтажный дом работников Приволжской железной дороги и Саратовский областной военный комиссариат.

13 Ныне имени В.Г. Рахова.

14 Ныне имени Н.И. Вавилова.

15 Дом мещанина И.П. Богданова находился на углу улиц Железнодорожной и Большой Казачьей.

16 Ныне наместе площади находятся корпуса Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и Саратовского юридическо-гоинститута МВД.

17 Сведений об этом объекте не обнаружено.

18 См.: Саратовский справочный листок. 1877. 6 авг.; Гераклитов А.А. Указ.соч. С. 77.

19 Славин И.Я.Указ. соч. С. 97-98.

20 См.: Саратовский справочный листок. 1877. 9 авг.

По воспоминаниям А.А. Гераклитова, «вся широкая улица была запружена любопытными, и из каждого окна огромного дома выглядывало по несколько добродушных, улыбающихся физиономий наших врагов. В один миг были забыты все ужасные рассказы про зверства башибузуков21, и российский человек тотчас же начал проявлять свое традиционное отношение к "несчастным", и эти несчастные с некоторой долей восточной хитрости таким отношением немедленно воспользовались»22. Газета «Саратовский справочный листок» писала об этом так: «Любопытные до позднего вечера осаждали окна помещений, где находились пленные, - подаяния в виде булок, яблок, а больше всего папирос сыпались им со всех сторон. Особенно турки были довольны папиросами, так что за протянутую с папиросой руку хватались десятки рук»23.

Однако излишне радушная встреча пленных в Саратове вызвала негодующие заметки в «Новом времени» и саратовская администрация нашла нужным напечатать опровержение, уверяя, что турок не встречали яствами и лакомствами, а имела место лишь шалость мальчишек, бросавших яблоки в окна казармы, где стили пленных24.

На следующий день турки в сопровождении русских солдат уже появились на базарах, покупая хлеб, овощи и прочее, а в дальнейшем «они свободно, целыми партиями ходили по городу и особенно по базару, где сердобольные торговки охотно и в изобилии снабжали их всякой зеленью и калачом...»25. Славин даже обзавелся знакомыми среди турецких офицеров, «которые ходили совершенно свободно и безо всякого надзора» по саратовским бульварам26.

Поскольку «организм турок плохо переносил черный хлеб, входивший в состав солдатского рациона, как, впрочем, и махорку», им выдавалось в сутки по 1,5 фунта белого хлеба и рис,

21 В переводе с турецкого языка «сорвиголовы» - название турецкой иррегулярной конницы, а также имя нарицательное для характеристики человека, способного на жестокое насилие.

22 Гераклитов А.А. Указ. соч. С. 77.

23 Саратовский справочный листок. 1877. 9 авг. О том же: Гераклитов А.А. Указ. соч. С. 77.

24 См.: Хованский Н.Ф. Указ. соч. С. 50.

25 См.: Саратовский справочный листок. 1877. 9 авг.; Гераклитов А.А. Указ. соч. С. 77.

26 Славин И.Я. Указ. соч. С. 98.

приправленный или бараниной, или коровьим маслом27. А с наступлением осени пленных обули в солдатские сапоги28.

Несколько прибывших турок оказались больными тифом. В этой связи в столичных газетах вскоре появилась корреспонденция о том, что с прибытием в Саратов пленных по городу начали гулять тиф и оспа, к этому добавлялось, что часть умерших якобы была зарыта неглубоко. По этому поводу в столице губернии было напечатано официальное опровержение, в сущности подтверждавшее факты нахождения в лечебных заведениях Саратова 20 тифозных турок, 42 случаев тифа среди жителей города, а также неглубокое захоронение умерших из числа больных29.

В связи с заболеваниями пленных в поездах по пути следования было приказано устроить на железнодорожных станциях лазаретные отделения, в которых можно было бы размещать снятых с поезда больных. Одно из таких отделений планировалось устроить в уездном городе Аткарск, отведя под него два из четырех домов, занятых местным военным лазаретом. Однако Аткар-ский распорядительный комитет обратил внимание командующего Казанским военным округом на то, что лазарет находится в центре города на базарной площади, и что помещение в нем заболевших турок может вызвать эпидемию по всему городу, и тот отменил это распоряжение, предложив отправлять больных в Са-ратов30.

Здесь большинство пленных лечилось в лазарете при казарме, который был отведен один из домов купца А.К. Кайзера со сметой 1033 рубля 31 копейка31, а небольшая часть - в городской больнице. Из 68 больных турок к концу 1877 г. умерло 1332.

Хотя в целом между победителями и побежденными существовала взаимная благожелательность, изредка случались инциденты, один из которых произошел в Саратове 8 октября 1877 года. В тот день два турка встретили на Большой Сергиевской улице33, близ театра «Приволжский вокзал» купца Г.И. Барыки-

27 См.: Гераклитов А.А. Указ. соч. С. 77; Хованский Н.Ф. Указ. соч. С. 50.

28 См.: Гераклитов А.А. Указ. соч. С. 77.

29 См.: Хованский Н.Ф. Указ. соч. С. 50.

30 См.: Там же. С. 50-51.

31 См.: Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 656. Оп. 1. Д. 122. Л. 105.

32 См.: Хованский Н.Ф. Указ. соч. С. 51.

33 Ныне имени Н.Г. Чернышевского.

на34, двух девушек и начали бесцеремонно приставать к ним с любезностями. Те подняли крик, на который сбежался народ, затем подоспел жандарм, который и положил конец своевольству безобразников.

Причину этого случая репортеры видели в том, что в Саратове турки оставались без всякого дела и свободно расхаживали по городу не только днем, но и ночью, когда представлялась еще большая возможность к погоне за прекрасным полом, до которого они были так падки35.

Однако и саратовские дамы были не без греха. И.Я. Славин вспоминал: «Пленные штаб- и обер-офицеры были приняты во многих домах и, по слухам, весьма достоверным, производили страшные опустошения в дамских сердцах. <...> Впрочем, это явление не было исключительно саратовским, а, кажется, всерос-сийским»36.

В декабре 1877 г. было решено, что по 100 пленных турок будут доставлены в уездные города Саратовской губернии Аткарск, Балашов, Вольск, Петровск, Царицын и Хвалынск. Одновременно они продолжали поступать и в сам Саратов, где, по подсчетам Н.Ф. Хованского, за время войны оказалось 1616 пленных (в том числе 1455 нижних чинов и 161 офицер), которые размещались в шести домах, снятых от города37. Однако они «уже не удостаивались столь торжественных и нарядных встреч»38.

С наступлением весны 1878 г. военнопленные вблизи полотна железной дороги, по направлению Пичугинского кладбища39, предавались разнообразным играм. Они бегали, кувыркались, играли в жмурки, в мяч и т. д., представляя собой зрелище, которым любовались жители Саратова40. Кроме того, за полотном железной дороги, близ пассажирской станции с ними проводили строевые учения под начальством их же унтер-офицеров41. Наконец, когда в городе сосредоточилось много турок, их стали привлекать на общественные работы, в частности, пленные мостили

34 Находился на углу современных улиц Бабушкин взвоз и имени Н.Г. Чернышевского.

35 См.: Саратовский справочный листок. 1877. 12 окт.

36 Славин И.Я. Указ. соч. С. 98. О том же: Гераклитов А.А. Указ. соч. С. 77.

37 См.: Хованский Н.Ф. Указ. соч. С. 50.

38 Славин И.Я. Указ. соч. С. 98.

39 Ныне Воскресенское кладбище.

40 См.: Саратовский дневник. 1878. 28 марта.

41 См.: Гераклитов А.А. Указ. соч. С. 78.

Соборную улицу42. Хотя, по уверению Гераклитова, из этого «при их неприспособленности к труду ничего путного не вышло»43.

Таким образом, несмотря на то, что Россия вела войну с Турцией, саратовцы не проявляли какой-либо агрессии по отношению к пленным, а наоборот, понимая их непростое положение, всячески старались облегчить их пребывание в чужой стране. По воспоминаниям А.А. Гераклитова, «благожелательность между победителями и побежденными была взаимная» и многие из турок затем «навсегда остались в Саратове, перекрестились, переженились, и теперь их дети и внуки, чай, уже и забыли о своем нерусском происхождении»44.

42 См.: Славин И.Я. Указ. соч. С. 98.

43 Гераклитов А.А. Указ. соч. С. 78.

44 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.