Военнопленные на территории России в годы Первой мировой войны
Ю.И.Смирнов, М.И.Скрипникова
Статья посвящена положению военнопленных в России в годы I Мировой войны, учету военнопленных, использованию военнопленных на работах в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности.
Ключевые слова: I Мировая война, временное иностранное население в России, военнопленные в России
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 1 (22). С. 135-139.
Первая мировая война втянула в свою орбиту 34 страны с населением около 1 млрд человек [1]. В ходе войны происходило передвижение огромных людских масс как наступавших и отступавших армий, так и гражданского населения. Вследствие ряда обстоятельств Россия стояла на одном из первых мест среди воюющих держав как по общей численности, так и по разнородности национального состава оказавшегося в ее пределах временного иностранного населения: военнопленных, военнослужащих армий союзных держав, эмигрантов, иностранных рабочих, включавших представителей около 20 различных национальностей, являвшихся подданными (гражданами) более чем 10 государств Европы и Азии. Кроме того, во внутренних областях России находилось свыше 1,5 млн польских беженцев, эвакуированных во время войны с территории так называемого Королевства (Царства) Польского, а также около 0,5 млн солдат-поляков — военнослужащих русской армии. В социальном отношении иностранное население, оказавшееся в России, отражало классовую структуру стран, выходцами из которых оно являлось.
Наиболее значительную часть граждан зарубежных стран, находившихся в России, составляли военнопленные. Сведения о количест-
Смирнов Юрий Игоревич — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова. Адрес для корреспонденции: [email protected].
Скрипникова Марина Игоревна — старший преподаватель кафедры истории экономической науки Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова. Адрес для корреспонденции: [email protected].
ве военнопленных в пределах российских границ, содержащиеся в различных источниках и исторической литературе, весьма противоречивы. В условиях военного времени крайне затруднительно стало наладить и вести учет попавших в плен или сдавшихся в плен солдат и офицеров неприятельских армий. Для России эти трудности усугублялись сложной обстановкой в стране, сложившейся в результате двух российских революций (Февральской и Октябрьской). Учет военнопленных осуществлялся российскими государственными и военными учреждениями (самодержавной, буржуазной и советской) России; военными и правительственными органами Центральных держав; организациями Международного Красного Креста. Систематизация и анализ указанных групп источников были весьма затруднены. Во время военных действий и событий военнопленные весьма часто отправлялись военными властями в места их размещения (лагеря, производственные организации и т.д.) без составления подробных именных списков. Регистрация на местах затруднялась из-за отсутствия работников, знавших иностранные языки. Поэтому центральные органы, занимавшиеся централизованным учетом военнопленных, нередко не получали точных сведений с мест. В России, согласно «Положению о военнопленных» от 7 (20) октября 1914 г. учет военнопленных производился Центральным справочным бюро, делопроизводственными подразделениями Главного Штаба и штаба Московского военного округа и Центральным комитетом по делам военнопленных Российского общества Красного Креста. Российские революции внесли существенные коррективы в дело учета военнопленных. Революционные события и последующие за ними боевые и партизанские действия времен Гражданской войны и военной интервенции не могли не сказаться на учете военнопленных, находившихся в России, в том числе в Советской России.
Тем не менее анализ и обобщение сведений из различных источников дают возможность определить количество военнопленных, находившихся в России, с достаточной степенью достоверности и вероятности. К 1917 г. на Восточном фронте Германия потеряла пленными 165 тыс. солдат и 22 082 офицера, Австро-Венгрия — 1 670 395 солдат и 54 146 офицеров,Турция и Болгария — 50 200 солдат и 950 офицеров. На 1(14) января 1917 г. в пределах Московского военного округа находилось примерно 321 тыс. военнопленных; Казанского военного округа — 285 тыс., Омского военного округа — 199 тыс., Туркестанского военного округа — 155 тыс., Иркутского военного округа — 135 тыс. военнопленных и т.д. Россия была усеяна лагерями для военнопленных [2].
Поступление огромных масс военнопленных побудило правительство России разместить их по всей территории страны. Всего в годы войны в России насчитывалось свыше 400 лагерей военнопленных. При этом, считая военнопленных немцев, австрийцев и венгров менее надежными, нежели пленных славянских национальностей и румын, российское правительство размещало, как правило: немцев, австрийцев и венгров за Уралом; пленных славянских и румынской национальностей — в европейской части России. При сопоставлении различных источников можно предположить, что в России количество военнопленных колебалось от 2 млн до 2,4 млн человек [3]. Около 1,5 млн человек использовались на работах в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности. Однако в начале войны к работам допускались, главным образом, военнопленные из славянских народов; австрийцы, венгры и немцы к работам совсем не допускались. И только в 1915 г., когда была проведена массовая мобилизация в России, российское правительство стало привлекать военнопленных всех национальностей к всевозможным работам. Всего, по неполным данным правительственных органов России [4], использовались на различных работах:
♦ в 1915 г. — 140 тыс. военнопленных;
♦ на 01.04.1916 — 648 792 военнопленных;
♦ на 01.04.1917 — 1 648 317 военнопленных;
♦ на 01.07.1917 — 1 000 241 военнопленный;
♦ на 01.10.1917 — 895 491 военнопленный.
Русские капиталисты и помещики жестоко эксплуатировали военнопленных. Никто по существу не заботился об обеспечении их питанием, жилищем, одеждой, об условиях их существования. Правительственные декреты допускали произвол над военнопленными. Их труд вначале, по мысли российских властей, вообще не должен был оплачиваться. Однако, учитывая предложения земств и предпринимателей, заинтересованных в повышении производительности труда военнопленных, российское правительство разрешило оплачивать работу военнопленных. Это разрешение предусматривало значительное отчисление от заработанных военнопленными денег в пользу российской государственной казны. С апреля 1916 г. эти отчисления были отменены, а военнопленным стали начислять денежную выдачу в размере до 50 коп. в день [5].
Дешевая рабочая сила военнопленных была существенным источником обогащения предпринимателей, посредников, комендантов лагерей. Весьма часто государственные органы России оскорбляли и унижали человеческое достоинство военнопленных. В ряде мест России
военнопленные работали совместно с уголовниками. Тяжелые условия работы, нечеловеческие условия жизни, систематическое недоедание, отсутствие квалифицированной медицинской помощи вызывали среди военнопленных тяжелые заболевания и высокую смертность. Так, в 1915 г. различными эпидемиями было поражено свыше 40 лагерей военнопленных, в 1916 г. — 52 лагеря, в 1917 г. — 33 лагеря. За годы войны военнопленных скончалось больше, чем погибло на русско-румынском фронте. На строительстве Мурманской железной дороги в районе Званска и Александровска, где работало свыше 80 тыс. военнопленных венгров, немцев и австрийцев, болело цингой, чахоткой и другими болезнями около 72 тыс. человек [6].
Много военнопленных, работавших на этом строительстве, погибло в болотистой мурманской тундре, в бурных порожистых реках Карелии. Недаром старожилы из местных жителей говорили, что Мурманская железная дорога была воздвигнута на человеческих костях. Пленные рыли каналы на Дону, использовались на лесозаготовках, работали на шахтах Урала и Донбасса, на военных заводах Ижевска и других городов. Вчерашние солдаты, испытавшие на себе жестокость войны, все чаще задумывались о причинах своих страданий. Их многочисленные жалобы на чудовищное и ужасное положение оставались не только без ответа, но порой служили дополнительным поводом для издевательства со стороны лагерного начальства. Безудержная эксплуатация и бесправное положение были не только источником тяжелого положения военнопленных, но и вызывали у них естественное чувство протеста, являлись мощным фактором их революционизирования. Вместе с тем использование труда военнопленных в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве создавало объективные условия для вовлечения их в революционную борьбу российских народных масс.
Литература
1. Россия в мировой войне 1914-1918 годов (в цифрах). М., 1925.
2. Смирнов Ю.И. Граждане зарубежных стран и их деятельность в Советской России в 1918-1920-е годы. М., 2008.
3. Батюк Л.И. Внешняя политика Российской Империи накануне I Мировой войны // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития сборник научных трудов. М., 2014. С. 8-11.
4. Аникст А. Применение труда военнопленных в России до 1918 г. М., 1920. С. 45.
5. Егоров С.Ю. Россия в Первой Мировой войне: уроки истории // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 7-8. С. 5-15.
6. Жаров Л.И., Устинов В.М. Интернациональные части в боях за власть Советов. М., 1960. С. 8.
Prisoners of war in Russia in the years of World War I
Smirnov Yury — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History of the Plekhanov Russian University of Economics Address for correspondence: [email protected]
Skripnikova Marina — senior lecture of the Department of History of Economic Sciences of the Plekhanov Russian University of Economics Address for correspondence: [email protected]
The article is devoted to the status of prisoners of war in Russia during the years of World War I, accounting for prisoners of war, using prisoners of war to work in agriculture, construction, industry.
Key words: World War I, temporary foreign population in Russia, prisoners of war in Russia
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 1 (22). P. 135-139.