Научная статья на тему 'Военное воспитание великих князей Николаевичей: мир материальный и нематериальный (личные фонды Романовых в гарф)'

Военное воспитание великих князей Николаевичей: мир материальный и нематериальный (личные фонды Романовых в гарф) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНОВЫ / НИКОЛАЙ I / ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ НИКОЛАЕВИЧИ / ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ИГРА / ИГРУШКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шапиро Бэлла Львовна

В настоящей статье раскрывается концепция военного воспитания, разработанная императором Николаем I совместно с В. А. Жуковским. Выявляются ключевые составляющие концепции, как нематериального, так и материального характера. Отмечается, что эти две стороны культуры были востребованы в их взаимодействии; так, военная игрушка служила для четырех сыновей императора не столько для игры, сколько для изучения военной истории и военной науки. Прослеживается динамика воспитательного процесса от рождения великих князей до их совершеннолетия. Выделяются ключевые персоналии, наибольшим образом повлиявшие на этот процесс: помимо Николая I, это воспитатели великих князей (георгиевские кавалеры, авторитетные люди с реальным военным и жизненным опытом). Основными источниками изучения, помимо «Плана воспитания» Жуковского, выступили дневники Романовых, их воспитателей и сверстников. Методологическая основа исследования историко-биографический и хронологически-проблемный подходы; их пересечение дает возможность выявить синхронные рубежные этапы жизненного пути молодых Романовых. Полученный результат дополняет известную историю военного воспитания в русской дворянской культуре. В качестве приложения впервые публикуются документы из личных фондов Романовых в ГАРФ, поясняющие основные положения исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY EDUCATION OF THE GREAT PRINCES NIKOLAEVICHS: TANGIBLE AND INTANGIBLE CULTURE (ROMANOVS PERSONAL FUNDS IN SARF)

The author addresses the conception of military education, elaborated by Emperor Nicholas I together with V. A. Zhukovsky. The study aims to detect key components of this conception belonging to the tangible as well as intangible culture. As the author notes these two aspects of culture were in demand in terms of their interaction. Thus, for instance, military toys served four emperor`s sons not only for game purposes, but also for study of the military history and military science. The paper traces the dynamics of the great princes` education from the birth to their adulthood and identifies the main personalities that influenced this process the most: besides the father-emperor, those were the tutors of the grand princes (reputable persons with a real military and life experience, St. George Cross holders). In addition to Zhukovsky’s “Plan of education,” the diaries of the Romanovs, their tutors and fellows served as the main sources of research. The biographical method and chronological and problematic approaches constitutes methodological basis of this research: their intersection allowed identifying synchronous boundary stages of the young Romanovs lives. The results obtained complement already well-known military education history in the Russian nobility culture. For the first time the study introduces, as an addendum, documents from the personal funds of the Romanovs in the SARF, illustrating key points of the research.

Текст научной работы на тему «Военное воспитание великих князей Николаевичей: мир материальный и нематериальный (личные фонды Романовых в гарф)»

DOI: 10.37816/2073-9567-2020-55-34-49 УДК 008+930.85+94(47).073 ББК 71.1+63.3(2)

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2020 г. Б. Л. Шапиро

г. Москва, Россия

ВОЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ НИКОЛАЕВИЧЕЙ: МИР МАТЕРИАЛЬНЫЙ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ (ЛИЧНЫЕ ФОНДЫ РОМАНОВЫХ В ГАРФ)

Аннотация: В настоящей статье раскрывается концепция военного воспитания, разработанная императором Николаем I совместно с В. А. Жуковским. Выявляются ключевые составляющие концепции, как нематериального, так и материального характера. Отмечается, что эти две стороны культуры были востребованы в их взаимодействии; так, военная игрушка служила для четырех сыновей императора не столько для игры, сколько для изучения военной истории и военной науки. Прослеживается динамика воспитательного процесса от рождения великих князей до их совершеннолетия. Выделяются ключевые персоналии, наибольшим образом повлиявшие на этот процесс: помимо Николая I, это воспитатели великих князей (георгиевские кавалеры, авторитетные люди с реальным военным и жизненным опытом). Основными источниками изучения, помимо «Плана воспитания» Жуковского, выступили дневники Романовых, их воспитателей и сверстников. Методологическая основа исследования — историко-биографический и хронологически-проблемный подходы; их пересечение дает возможность выявить синхронные рубежные этапы жизненного пути молодых Романовых. Полученный результат дополняет известную историю военного воспитания в русской дворянской культуре. В качестве приложения впервые публикуются документы из личных фондов Романовых в ГАРФ, поясняющие основные положения исследования.

Ключевые слова: Романовы, Николай I, великие князья Николаевичи, военная история, воспитание, игра, игрушка.

Информация об авторе: Бэлла Львовна Шапиро — кандидат исторических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия. E-mail: b.shapiro@mail.ru Дата поступления статьи: 16.05.2019 Дата публикации: 28.03.2020

Для цитирования: Шапиро Б. Л. Военное воспитание великих князей Николаевичей: мир материальный и нематериальный (личные фонды Романовых в ГАРФ) // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 34-49. DOI: 10.37816/2073-9567-202055-34-49

Процесс формирования «человека военного» в русской дворянской культуре не относится к числу забытых вопросов, что послужило к уверенному выделению основных составляющих этого процесса, как материального, так и нематериального ха-

рактера. Среди этого массива нужно, прежде всего, назвать «колоссальный пласт культуры, который создало человечество — воспитание принцев» [4, с. 3].

Один из периодов активного осмысления методов военного воспитания в России пришелся на конец XVIII - первую половину XIX вв.; пик активности был напрямую связан с личными склонностями императора Павла I и его августейших сыновей, прежде всего Николая I. «[Человек] должен быть военный в душе, без чего он будет потерян в нашем веке» [28, с. 76], — был убежден Николай Павлович, с детства предпочитавший военную культуру всем прочим. В результате императором была сформирована целая концепция, включающая взаимодополняющие друг друга материальную и нематериальную части.

Благодаря документам, обнаруженным в ГАРФ в личных фондах Романовых (ф. 672 — Николая I, ф. 678 — Александра II, ф. 722 — Константина Николаевича, ф. 646 — Николая Николаевича старшего и ф. 649 — Михаила Николаевича), появилась возможность представить систему более детально.

Известно, что сам Николай Павлович был зачислен в Лейб-гвардии Конный полк в четырехмесячном возрасте1, и с тех пор его детские костюмчики выполнялись в цветах, присвоенных Конной гвардии [22, с. 7]. В неполные три года он получил свой первый мундир (в апреле 1799 г.), малиновый мундир Конной гвардии. В три года великий князь получил 3-й гвардейский полк, что, по его собственным словам, «оставило в памяти ... живой след» [7, с. 23; 22, с. 6]; в пять лет — зеленый с золотыми петлицами мундир по форме Измайловского полка; в 16 лет, к совершеннолетию и присяге, — первый генеральский мундир [12, с. 254; 25, с. 20-21]. Первыми его игрушками были деревянное ружье, детские литавры и шпаги [25, с. 22], а сверстниками в играх — пажи лейб-гвардии Дворянской роты, созданной в 1810-1814 гг. для военного обучения Николая и Михаила Павловичей [2, с. 4].

Оригинальное развитие этой схемы мы можем наблюдать на примере четырех сыновей Николая I — цесаревича Александра (1818 г.р.), Константина (1827 г.р.), Николая (1831 г.р.) и Михаила (1832 г.р.)

Общая концепция воспитания великих князей Николаевичей, как известно, принадлежала В. А. Жуковскому, в основу плана которого были положены две известнейшие педагогические системы — французского просветителя Ж. Ж. Руссо и швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. Сходные в общей идее, они различались в выборе основных трансляторов культуры. Руссо придавал первостепенное значение общению ребенка с воспитателями, Песталоцци видел залог успеха в крепкой семье [23, с. 111].

Формирование ценностно-ориентационного мира личности начиналось с первого года жизни. Сразу при рождении великие князья зачислялись в полки и назначались в полковые шефы, получая право ношения мундира. Детскими подарками становились прежде всего вещи военной тематики: так, первыми рождественскими подарками цесаревича Александра Николаевича стали ящик с пистолетами, ружье, турецкая сабля, кавалергардский вицмундир и столовый сервиз с рисунками из русской военной истории [20, с. 42].

Уже тогда уточнялось направление будущей военной стези великих князей: Константин Николаевич был назначен генерал-адмиралом и шефом Гвардейского экипажа

1 ГАРФ. Ф. 672. Оп. 1. Д. 95. Л. 14. ГАРФ. Ф. 672. Оп. 1. Д. 95. Списки генералов и офицеров лейб-гвардии гусарского полка с 22 апреля 1818 по 1848 г. Приложена справка о назначении Николая I шефом этого полка. сентябрь 1848 г. Здесь и далее техническая подготовка текстов из ГАРФ — Д. С. Муравьева, РГГУ

в неполные четыре года (1831) [9, с. 21], получив домашнее прозвище «маленький генерал-адмирал» [17, с. 439].

Ранние годы великих князей проходили под присмотром лично отца-императора: сыновья сопровождали его в выездах, смотрах и разводах, присутствовали на кадетских и гвардейских учениях, маневрах. Известен случай, когда два младших сына-погодка Николая I в возрасте пяти и четырех лет во время учения кадет в Георгиевском зале Зимнего дворца находились в строю, обозначая линию равнения [29, с. 155].

Великих князей воспитывали, стараясь не отделять друг от друга [5, с. 99]; они много времени проводили вместе, ежедневно играя в военные игры — брали приступом игрушечные крепости, устроенные в Царскосельском Александровском парке по чертежам Николая I [18, с. 447; 19, с. 117], запускали «маленький флот» [15, с. 276] в игрушечной гавани Царскосельского пруда, который, по словам Жуковского, для императорских детей «легко можно было обратить в океан всемирный, [где] две маленькие яхты могут в один день совершить путешествие вокруг света»2. Правила таких игр мы можем видеть в небольшом документе из ГАРФ под названием «Законы нашей войны»3 (Приложение 1).

С шести-семи лет к великим князьям назначались воспитатели, согласно Жуковскому, авторитетные военные, которые могли бы «из игрушки сделать наставление полезное и умели бы забавою действовать на душу, пробуждая в ней спящие высокие качества <...>. Наставник должен понимать, что здесь в забаве детской таится героизм Мужа. Он должен быть не только знаком с механическими подробностями службы военной, но и с высоким идеалом воина, извлеченным из всемирной истории <...>. При выборе такого наставника надобно смотреть не на одни знания военные, но и вообще на просвещение и характер нравственный, дабы наставляя, он мог и воспламенять душу ко всему великому и героическому»4. Наставники находились при великих князьях до их совершеннолетия. Ими стали:

1) К. К. Мердер (воспитатель цесаревича Александра Николаевича в 1824-1834 гг., георгиевский кавалер, боевой полковник, затем генерал-майор и генерал-адъютант) [5, с. 102];

2) А. А. Кавелин (воспитатель цесаревича с 1834 г., георгиевский кавалер, генерал-адъютант и генерал-лейтенант);

3) С. А. Юрьевич (помощник воспитателя цесаревича с 1826 г., преподаватель военных наук в Первом кадетском корпусе, полковник, затем флигель-адъютант);

4) Ф. П. Литке (воспитатель Константина Николаевича в 1832-1848 гг., георгиевский кавалер, капитан 1 ранга, впоследствии контр- и вице-адмирал, генерал-адъютант, известный своими кругосветными и полярными экспедициями [8, с. 92]);

5) Ф. С. Лутковский (помощник воспитателя Константина Николаевича в 18391848 гг., георгиевский кавалер, участник двух кругосветных экспедиций и русско-турецкой войны 1828-1829 гг., капитан-лейтенант);

6) А. И. Философов (воспитатель Николая и Михаила Николаевичей в 1838-1852 гг., георгиевский кавалер, боевой генерал-майор, впоследствии генерал-адъютант и генерал-лейтенант).

2 ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 168. Л. 11 об. ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 168. План воспитания и образования великого князя Александра Николаевича, составленный Жуковским В. А. 1825 г.

3 ГАРФ Ф. 649. Оп. 1. Д. 82. Л. 1. Условия военной игры великих князей Константина Николаевича, Николая Николаевича и Михаила Николаевича под заглавием «Законы нашей войны». Б/д.

4 ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 168. Л. 12.

К семилетию, по бытовавшей в семье Николая I традиции, великие князья получали свое первое оружие. «Пишу тебе <...> с благодарным к Богу сердцем <...>. Вот и семь лет тому протекло, и вместе с этим по принятому у нас в семье обычаю, получил ты саблю!!! Великий для тебя и для нас день! <.> ибо сим знаком посвящаем третьего сына на службу будущую брату и родине», — писал император своему сыну Николаю в день его рождения5 (см. Приложение 2).

Тогда же, задолго до официального зачисления в кадетские ряды, великие князья начинали знакомство с кадетским бытом [11, с. 13]. В восьмилетнем возрасте (цесаревич Александр в 1827 г., Константин — в 1837 г., Николай — в 1839 г. и Михаил в 1840 г. [10, с. 311]) великие князья поступали в ряды Первого кадетского корпуса для продолжения обучения; где, наравне с остальными, участвовали в разводах, строевых занятиях, маневрах [11, с. 12-14; 27, с. 41]. «Великий князь был бы в толпе людей, имел бы товарищей, наравне с другими нес бы тягость долга и службы: все это самым благодетельным образом могло бы действовать на его ум и сердце, развернуло бы в нем все чистое, человеческое», — отмечал ценность общения со сверстниками В. А. Жуковский6.

Именно кадеты были товарищами игр великих князей (кроме детей лиц ближайшего ко двору круга). Для этого от каждого кадетского корпуса (включая школу подпрапорщиков и пажеский корпус [16, с. 481]) выбирались по два-три человека «малого возраста» [11, с. 14], лучших по поведению и учению, «благовоспитанных, говоривших по-французски юношей» [27, с. 43]. Кадеты (обычно 30-40 человек, иногда менее, иногда и до сотни [16, с. 481; 27, с. 43]) приглашались по воскресеньям, зимой — в Зимний дворец, летом — по месту пребывания, в загородные дворцовые резиденции.

В шумных играх с кадетами, проходивших в простой обстановке, при свободном обращении к великим князьям на «ты» [3, с. 22], «стиравшем все различия» [6, с. 14], нередко участвовал сам Николай I. Более прочих участникам запомнилась военная игра, заключавшаяся во взятии Петергофского Большого каскада [1, с. 4]. Император «вышел пред кадетский лагерь, взял всех кадет и спустясь с ними к низу большого фонтана Самсона, приказал всем лезть вверх по уступному фонтану; все бросились, закричав ура! Мигом очутились на террасе грота; великий князь барахтался в воде, как и все прочие, и был из первых у цели», — вспоминал воспитатель цесаревича К. К. Мердер [16, с. 482]. Взятие фонтанов, столь полюбившееся его участникам, впоследствии вошло в число традиционных кадетских развлечений.

Воскресные военные игры продолжались во дворцах — там великие князья с товарищами «бегали с своими товарищами в больших залах, где представляли парад и конных ординарцев» [17, с. 434], а чаще делали артиллерийские учения «при маленьких пушках, из которых мы дымили немилосердно по всем залам дворца нарочно для этого заготовленными холостыми зарядами-хлопушками, — вспоминал А. В. Олсуфьев, один из детских товарищей великих князей Николая и Михаила Николаевичей. — Эти ученья проводились под наблюдением генерал-адъютанта А. И. Философова; ему помогал присяжный унтер-офицер при комнатах их высочеств» [18, с. 446].

Артиллерийские учения дополнялись конноартиллерийскими [17, с. 437], которые проводились армиями игрушечных солдатиков.

5 ГАРФ. Ф. 646. Оп. 1. Д. 347. Л. 3. Письмо Николая I сыну, великому князю Николаю Николаевичу. 27 июля 1838 г.

6 ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 168. Л. 11 об. - 12.

Игра в солдатики в первой половине XIX столетия была одной из самых модных забав для детей и взрослых. Ее истинным поклонником был Николай I, обладатель весьма объемной и постоянно пополнявшейся коллекции солдатиков — не только оловянных, но и свинцовых, фарфоровых [14, с. 548; 21, с. 90-91; 25, с. 25]. Чаще всего это были фигурки немецкого производства — с высокой степенью детализации, верной и точной раскраской (в коллекции Романовых также были солдатики французского, шведского, отечественного производства [21, с. 91]). Одним из самых частых сюжетов в играх была Отечественная война 1812 г.

Общие правила игры, как и сами солдатики, прибывали из Германии (см. Приложение 3)7. К николаевскому времени установилась традиция игры «кригшпиль» с расстановкой оловянной армии на топографических картах [21, с. 90]. Окончательно определилась и численность игрушечных воинских частей: пехотный полк обозначался двадцатью или двадцатью пятью фигурками солдатиков, кавалерийский — десятью [21, с. 10; 24, с. 86]. Армии составлялись из десятков тысяч фигур, и прибывшее из игрушечного магазина пополнение вызывало у великих князей бурные чувства [14, с. 548]. Места для такой игры требовалось много (так, воспроизведение одного только боя за батарею Раевского — одного из ключевых событий Бородинской битвы — требовал 16 кв. м. [24, с. 83]. «Так оловянная армия служила не столько детской игре, сколько освоению военной науки и военной истории, согласно словам великого русского полководца А. В. Суворова: «без светильника истории», — говорил он, — тактика потёмки» [26, с. 65].

Оловянные сражения были полны драматизма. Так, однажды один из сверстников цесаревича «послал свою артиллерию чрез дефиле без прикрытия, неприятельская кавалерия бросилась на нее, изрубила артиллеристов и взяла два орудия» [14, с. 546]. Часто они проходили при активном участии отца-императора, который внимательно следил за ходом игры, указывая маленьким полководцам «дурные следствия плохо соображенных маневров» [14, с. 543]. Здесь, как уже было верно замечено, «следует обратить внимание на то, что впервые в истории русской императорской семьи отец уделял такое количество времени сыновьям» [20 с. 42]. Необычным было и то, что Николай I играл вместе с детьми, принимая на себя подчиненную тому или иному полководцу штабную роль. «Государь император, придя в комнаты великого князя, чтобы присутствовать при сражении, приказал бросить жребий, чтобы решить, при ком из наших господ его величеству быть начальником штаба» [14, с. 530, 532]. Детали такой игры мы можем видеть в документе из ГАРФ под названием «Рапорты оловянной армии», где император упоминается под именем генерал-лейтенанта Николая, а остальные игроки — под «военными» прозвищами полковника Рубаки, полковника Легкобегова, генерал-майора Грозного, генерал-майора Удалого и т. п.8 (см. Приложение 4).

Маленькие великие князья играли в солдатиков почти ежедневно: летом в саду, там же, где строили свои редуты и крепости, в зимнее время или в плохую погоду — в комнатах, расставляя оловянные полки в боевые порядки на столах [25, с. 25]. «Павловск. Пятница. Дождь шел в продолжение целого дня <...>. Александр Николаевич играл у себя в комнатах, маневрировал оловянными солдатами, строил крепости, окружал оные и брал штурмом. Все это делается с лицом весьма серьезным», — вспоминал

7 ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 210. Л. 1-96. Описание военной игры. 1831 г.

8 ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Д. 32. Л. 1, 3, 5, 6. Записки великого князя Константина Николаевича по проведению военных игр. В пакете с надписью: «Рапорты оловянной армии». Б/д.

воспитатель цесаревича К. К. Мердер [13, с. 356-357]. В другой день цесаревич и его наставник «по причине дурной погоды остались дома и в кабинете императрицы разбирали вновь присланных из Берлина оловянных солдат» [16, с. 487]. Игры в солдатики продолжались почти до совершеннолетия великих князей, когда завершалось их военное воспитание.

Завершающим штрихом введения нового поколения в военную культуру служило потешное войско из будущих соратников и сподвижников молодых Романовых. «Петр Великий имел свой потешный полк: он находил в нем одну забаву, но эта забава, быть может, образовала Полтавского героя и Создателя русской армии, — замечал Жуковский9. Так в начале 1840-х гг. в Зимнем дворце был сформирован Преображенский «потешный взвод» для Николая и Михаила Николаевичей из детей близкого им дворянского круга и придворных чинов, с добавлением около дюжины кадетов Первого кадетского корпуса (из числа приглашаемых к великим князьям по воскресеньям). Взвод действовал на протяжении нескольких зим, с ноября по май; он получил полную парадную зимнюю форму, включая тяжелые кивера с высокими султанами, амуницию (без ранцев), тесаки и кремневые ружья кадетского образца [18, с. 443-448]. Занятия проходили каждое воскресенье; Николай I лично участвовал в них, исполняя обязанности инструктора, фельдфебеля и барабанщика: «.сам проверил ранжир, стойку каждого, сделал расчет на шеренги и отделения, и затем начал ружейные приемы» [18, с. 444-445].

Так в процессе введения великих князей Николаевичей в пространство военной культуры новому поколению были задействованы обе ее стороны — и материальная, и нематериальная — в их взаимодействии, представляя уникальный по своей полноте опыт трансляции культуры.

Приложение 1

ГАРФ. Ф. 649. Оп. 1. Д. 82. Условия военной игры великих князей Константина Николаевича, Николая Николаевича и Михаила Николаевича под заглавием «Законы нашей войны». Б/д. 1 л.

Законы нашей Войны

1. Партии воюющие разделяются по ранжиру.

2. Каждая партия избирает себе начальника.

3. Разделение армии на инфантерию и кавалерию зависит от главнокомандующих.

4. Каждая воюющая армия имеет свой лагерь.

5. Кого притащат в неприятельский лагерь, считать пленником.

6. Те из пленных, которые не дают лестного слова — оставаться в плену, имеют право убегать ежели часовые не досмотрели.

7. Те, которые изменят или давшие лестное слово оставаться в плену, убегать будут выключены из игры, и к следующему воскресенью не будут приглашаться.

Председатель Законодательной Комиссии Константин Члены Законодательной Комиссии Николай

Михаил

9 ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 168. Л. 11.

Приложение 2

ГАРФ. Ф. 646. Оп. 1. Д. 347. Письмо Николая I сыну, великому князю Николаю Николаевичу. 27 июля 1838 г. 3 л. Л. 3 — Л. 3 об.

27 июля 1838 9 августа Теплиц

Пишу тебе в первый еще раз, любезный Низи, с благодарным к Богу сердцем, вспоминая, что тобою наградил нас Господь в минуты самые тяжелые для нас, как утешение и предвестник конца наших разнородных бедствий. Вот и семь лет тому протекло, и вместе с этим по принятому у нас в семье обычаю, получил ты саблю!!!10

Великий для тебя и для нас день! Для нас, ибо сим знаком посвящаем третьего сына на службу будущую брату и родине. Для тебя же тем, что получаешь первый знак твоей будущей службы. В сабле и мундире офицера ты должен чувствовать, что с сей минуты вся будущая твоя жизнь не твоя, а тому принадлежит, чьим именем получил ты сии знаки. С сей минуты ты постоянно должен не терять из мыслей, что ты беспрестанно стремиться должен, постоянным послушанием и прилежанием быть достойным носить сии знаки, не по летам тебе данные, но в возбуждение в тебе благородных чувств и с тем чтобы некогда достойным быть своего звания. Молись усердно Богу и проси его помощи. Люби и почитай своих наставников, чти твоих родителей и старшего брата и прибегай к их советам всегда и с полною доверенностью и тогда наше благословение будет всегда над твоей дорогой головой. Обнимаю тебя от души, поручаю тебе поцеловать братцев и поклониться от меня искренно Алексею Илларионовичу.

Бог с тобой твой верный друг папа.

Н.

Приложение 3

ГАРФ. Ф. 678. Оп. 1. Д. 210. Описание военной игры и приложение к нему. 1831 г. 96 л. Описание военной игры, изобретенной прусской гвардейской артиллерии поручиком Рейсвицом. Берлин 1824. Перевод с немецкого его императорского высочества великого князя Михаила Павловича (оглавление).

ОТДЕЛЕНИЕ I

§1 Описание плана и масштаба §2 Описание знаков для войск

§3 Описание масштаба и циркуля для определения расстояний в движениях §4 Описание масштаба служащего для определения дальности выстрелов §5 Описание косточек

ОТДЕЛЕНИЕ II Правила для употребления знаков в маневрах

ГЛАВА I. Приготовление к игре и общий ход оной

§6 Должность Доверенного

§7 Назначение играющих к должностям

§8 Отношение, в каком находятся играющие к Доверенному

10 Выделено в оригинале.

ГЛАВА II. О построении войск

А. Строй пехоты §9 Построение пехоты развернутым фронтом §10 Батальон, идущий рядами на право и налево §11 Батальон зашедши по отделениям или повзводно §12 Густая колонна по отделениям §13 Густая взводная колонна

§14 Переправа по отделениям из середины батальона без дистанций между отделениями

§15 Колонна из середины из одного или нескольких батальонов §16 Построение застрельщиков

В. Строй кавалерии

§17 Развернутым фронтом §18 Рядами §19 По три

§20 и 21 По шести, по полувзводно и повзводно, с полными дистанциями

§22 Полувзводная густая колонна

§23 Взводная густая колонна

§24 Полк в густых дивизионных колоннах

§25 Полк в густой эскадронной колонне

§26 Фланкеры

С. Строй артиллерии §27 При интервалах между орудиями от 18 до 24 шагов §28 При интервалах от 7 до 10 шагов

§29 Колонны по орудию, равно как и колонны взводных и дивизионных с дистанциями

§30 Взводная густая колонна

§31 Дивизионная густая колонна

§32 Густая колонна по 8 орудий из нескольких рот

§33 Места для зарядных ящиков в сражении

ГЛАВА III. О движениях войск

§34 Таблица показывающая скорость движения войск в различных случаях §35 Порядок наблюдаемый на марше §36 Переправа и вздвоивание на походе

§37 Переправа через понтонные и другие мосты во время сражения наведенные или исправленные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§38 Построение из колонн фронта посредством поворота или захождения, или выдвижения взводов вперед на линию §39 Движение застрельщиков и фланкеров §40 Скорость движения патрулей и малых отрядов §41 Время потребное для доставления приказаний и сведений

ГЛАВА IV. Правила для сражения

§42 Общие правила для открытия сражения §43 Ружейный огонь

§44 Действие артиллерии

§45 Действие артиллерии против неприятельских колонн и линий

§46 Действие артиллерии во фланге неприятеля

§47 Действие ружейного огня и артиллерии против войск, находящих в закрытом

расположении

§48 Действие гранат для произведения пожара

§49 Действие бреш-батарей

§50 Действие артиллерии при разрушении мостов

§51 Определение и означение на плане, понесенной в сражении войсками потери

§52 Атака холодным оружием

§53 Приготовление к атаке

§54 Определение последней атаки, когда силы с обеих сторон неравные

§55 Движения кавалерии в виду неприятеля

§56 Атака на фронте неприятельской, во фланге и в тыле

§57 Атака колонн линией и обратно

§58 Влияние второй линии на успех сражения

§59 Преследования неприятеля после удачной атаки

§60 Направление, по которому отступление может быть производимо

§61 Похождение назад через линию

§62 Вторичная атака на войска, которые уже были разбиты

§63 Забирание в плане таких войск, которые приперты к непроходимым препятствиям местности

§64 Положение разбитых войск, которые отступили за местные препятствия

§65 Атака на батареи

§66 Атака и оборона городов, деревень, лесов и проч.

§67 Внезапное нападение

§68 Определение и выражение понесенной потери

§69 Забирание в плане целого корпуса и конвоирования оного

§70 О ночных стычках и сражениях

ГЛАВА V. О мостах и бродах

§71 Наводка понтонных мостов §72 Наведение моста из плотов §73 Моста на козлах §74 Разрушение мостов §75 Починка мостов §76 Порча бродов

ГЛАВА VI

§77 Переправа войск на судах §78 Переправа в плаве

Приложение 4

ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Д. 32. Записки великого князя Константина Николаевича по проведению военных игр. В пакете с надписью: «Рапорты оловянной армии». Б/д. 7 л.

Л. 1_

Командиры

Генерал-майор Стременцов Генерал-майор Безухов Полковник Рубака 1-ый Командующий Подполковник Рубатской 3-ий Генерал-майор Чепорный Подполковник Лихачев

Майор Гром Генерал-майор Веселый Генерал-майор Грозный Полковник Степенный Подполковник Мазур Генерал-майор Удалый Подполковник Крепкий

Майор Украинцев Генерал-майор Смелый Генерал-майор Храбрый Подполковник Донской

Майор Уральский Генерал-майор Казбек Командующий Полковник Бешау Подполковник Элбарус

Генерал-майор Верской Полковник Шикин Полковник Учинский

Л. 3

Главный Командующий Союзными войсками Генерал-фельдмаршал

Звание войск Командиры

Пехота: 1ой Бригады: Лейб-гвардии гренадерского полка Фельдмаршала графа Паскевича полка 2ой Бригады: Фельдмаршала герцога Веллингтона полка Цесарского полка 3Л Бригады: Принца Оранского полка Волонтерского егерского полка Генерал-лейтенант Николай Генерал-майор Чернобровкин Полковник Прелесный Полковник Македонский Генерал-майор Быстрый Полковник Веленов Полковник Безобразов Генерал-майор Левицкий Подполковник Дерозубов Полковник Легкобегов

Кавалерия: 1ой Бригады: Кирасирского князя Пожарского полка Драгунского Сусанина полка 2ой Бригады: Уланского Минина полка Гусарского Ермака полка 3Л Бригады: Казачьего Платова полка Горский Цицианова полка Генерал-лейтенант Михайлов Генерал-майор Стременцов Генерал-майор Безухов Генерал-майор Чопорный Генерал-майор Веселый Генерал-майор Грозный Генерал-майор Удалой Генерал-майор Смелый Генерал-майор Храбрый Генерал-майор Казбек

Артиллерия:

Конно-артиллерийской бригады:

Батареи Легкой №1 Генерал-майор Верской

Батареи Легкой №2 Полковник Шикин

Батареи Легкой №3 Полковник Учинский

Конно-артиллерийской бригады:

Батареи Легкой №1

Батареи Легкой №2

Л. 5

Звание войск Командиры

1ая Бригада: Генерал Майор Чернобровкин

Лейб-гвардии Гренадерский полк Полковник Прелесный

Батальоны 1, 2, 3 Подполковник Тихий

Майор Урыв

Фельдмаршала графа Паскевича полк Майор Глупый

Батальоны 1, 2, 3 Полковник Македонский

Майор Лебедев

Подполковник Волков

Майор Фарлиф

2ая Бригада: Генерал Майор Быстрый

Фельдмаршала герцога Веллингтона полк Полковник Веменов

Батальоны 1, 2, 3 Подполковник Безносов

Майор Кривоносов

Цесарский полк Майор Тихонов

Батальоны 1, 2, 3 Полковник Безобразов

Подполковник Безруков

Майор Куропаткин

Майор Вилкоточкин

3ая Бригада: Генерал-майор Левицкий

Принца Оранского полк Майор Дергозубов

Батальоны 1, 2, 3 Майор Индейцев

Майор Косоглазый

Волонтерский полк Майор Кривой

Батальоны 1, 2, 3

Полковник Легкобегов

Подполковник Курицин

Майор Курчавый

1ая Артиллерийская бригада Майор Каменков

Батареи Легкая 1, 2, 3 Подполковник Пуженко

Полковник Забрзжинский

Майор Травер

Майор Коленкур

Л. 6

Звание войск Батальонов Батарей Генералов Штаб-офицеров Обер-офицеров Унтер-офицеров Музыкантов Рядовых Итого Число рядовых во взводах и число прислуги на оружие Число лошадей

Чины штаба 3 3 4 10

Союзный пехотный корпус

1ой бригады

Лейб-гвардии 3 4 19 111 67 384 586 По 8

Гренадерского полка рядовых

Фельдмаршала графа 3 4 27 111 68 384 594

Паскевича Ериванского //8//

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полка

2ой бригады

Фельдмаршала герцога Вел- 3 4 20 111 69 384 588 //8//

лингтона полка

Цесарского полка 3 4 22 111 59 384 580 //8//

3ей бригады

Принца Оранского полка 3 4 27 111 71 384 597 //8//

Волонтерского Егерского 3 4 24 111 82 384 605 //8//

полка

Итого 18 3 27 143 666 417 2304 3560

1ая Артиллерийская бригада

Батарея Легкой №1 1 1 1 12 3 36 54 По 9 16

Батарея Легкой №2 1 1 12 4 40 58 человек 32

Батарея Легкой №3 1 1 12 4 40 58 //10// 32

Итого 3 2 2 36 11 116 167 //10// 80

Всего 18 3 3 29 145 702 428 2420 3727 80

Орудий легких 12

Генерал-лейтенант Николай Рапорты оловянной армии

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Антонов А. Н. Первый Кадетский Корпус. К 235-й годовщине основания // Военная быль. 1967. № 84. С. 1-6.

2 Батушкина армия. Гатчинские войска великого князя Павла Петровича. СПб.: Галерея, 2008. 35 с.

3 Белякова З. И. Великие князья Николаевичи: в высшем свете и на войне. СПб.: Логос, 2002. 329 с.

4 Бим-Бад Б. М. Подготовка к власти: документальное повествование о политической педагогике. Ульяновск: Печатный двор, 2007. 140 с.

5 Божерянов И. Н. Детство, воспитание и лета юности русских императоров. СПб.: Тип. А. Бенке, 1915. 128 с.

6 Второе дыхание: Гатчина и Петергоф в эпоху императора Николая I. СПб.: Изд-во ГМЗ «Гатчина», 2011. 32 с.

7 Выскочков Л. В. Память об отце: Николай I и Павел I // Труды Исторического факультета СПбГУ 2013. Т. XI. С. 22-34.

8 Головнин А. В. Записки для немногих. СПб.: Нестор-История, 2004. 576 с.

9 Головнин А. В. Материалы для жизнеописания царевича и великого князя Константина Николаевича. СПб.: Д.А.Р.К., 2006. 368 с.

10 Грабарь В. К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. 580 с.

11 Жерве В. В. Генерал-фельдмаршал великий князь Николай Николаевич старший: исторический очерк его жизни и деятельности. 1831-1891. СПб.: Тип. М. О. Вольф, 1911. 248 с.

12 Зимин И. В. Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М.: Центрполиграф, 2011. 686 с.

13 Мердер К. К. Записки К. К. Мердера, воспитателя цесаревича Александра Николаевича. 1826-1832 // Русская старина. 1885. № 2. С. 343-364.

14 Мердер К. К. Записки К. К. Мердера, воспитателя цесаревича Александра Николаевича. 1826-1832 // Русская старина. 1885. № 3. С. 527-554.

15 Мердер К. К. Записки К. К. Мердера, воспитателя цесаревича Александра Николаевича. 1826-1832 // Русская старина. 1885. № 5. С. 265-280.

16 Мердер К. К. Записки К. К. Мердера, воспитателя цесаревича Александра Николаевича. 1826-1832 // Русская старина. 1885. № 6. С. 481-510.

17 Мердер К. К. Записки К. К. Мердера, воспитателя цесаревича Александра Николаевича. 1826-1832 // Русская старина. 1885. № 9. С. 429-444.

18 Олсуфьев А. В. Потешные императора Николая Павловича // Русский архив. 1910. № 11. С. 443-448.

19 ПервушинаЕ. В. Пушкин, Павловск, Петродворец. СПб.: Литера, 2003. 222 с.

20 Подделкова П. Е. Детские игрушки великих князей // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. № 4 (29). С. 40-44.

21 Рогулин Н. Г. Оловянный солдатик // Родина. 2004. №. 3. С. 90-92.

22 Романов Н. П. Воспоминания о младенческих годах императора Николая Павловича, записанные им собственноручно. СПб.: Тип. Р. Голике и А. Вильборг, 1908. 21 с.

23 Сидорова А. Н. Развитие «приятных талантов» (литература и искусства в процессе воспитания детей императора Николая I) // Культура и искусство в эпоху Николая I. Мат. VI науч. конф. из цикла «Императорская Гатчина», 23-24 октября 2008 г. СПб.: Алина, 2008. С. 111-128.

24 Стволинский Ю. Оловянная рать полковника Люшковского // Коллекция служит людям. Л.: Лениздат, 1973. С. 81-87.

25 Столетие военного министерства. 1802-1902. Императорская главная квартира. История государевой свиты. Царствование императора Николая I. СПб.: Тип. М. Вольф, 1908. Т. 2. Ч. 1. 478 с.

26 Суворов А. В. Наука побеждать. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. 304 с.

27 ХимшиевН. В. Дом Романовых в истории Первого кадетского корпуса. СПб.: Военная тип., 1913. 81 с.

28 Чернуха В. Г. Александр Второй: воспоминания, дневники. СПб.: Пушкинский фонд, 1995. 418 с.

29 Шапиро Б. Л. Николай Николаевич Романов старший: кавалерист, коннозаводчик, коллекционер (личный фонд Н. Н. Романова старшего в ГАРФ) // Genesis:

исторические исследования. 2018. № 12. С. 152-167.

***

© 2020. Bella L. Shapiro

Moscow, Russia

MILITARY EDUCATION OF THE GREAT PRINCES NIKOLAEVICHS: TANGIBLE AND INTANGIBLE CULTURE (ROMANOVS PERSONAL FUNDS IN SARF)

Abstract: The author addresses the conception of military education, elaborated by Emperor Nicholas I together with V. A. Zhukovsky. The study aims to detect key components of this conception belonging to the tangible as well as intangible culture. As the author notes these two aspects of culture were in demand in terms of their interaction. Thus, for instance, military toys served four emperor's sons not only for game purposes, but also for study of the military history and military science. The paper traces the dynamics of the great princes' education from the birth to their adulthood and identifies the main personalities that influenced this process the most: besides the father-emperor, those were the tutors of the grand princes (reputable persons with a real military and life experience, St. George Cross holders). In addition to Zhukovsky's "Plan of education," the diaries of the Romanovs, their tutors and fellows served as the main sources of research. The biographical method and chronological and problematic approaches constitutes methodological basis of this research: their intersection allowed identifying synchronous boundary stages of the young Romanovs lives. The results obtained complement already well-known military education history in the Russian nobility culture. For the first time the study introduces, as an addendum, documents from the personal funds of the Romanovs in the SARF, illustrating key points of the research.

Keywords: The Romanovs, Nicholas I, Grand Dukes Nikolaevichs, military history, education, game, toy.

Information about the author: Bella L. Shapiro — PhD in History, Russian State

University for the Humanities, Miusskaya Sq. 6, 125993 Moscow, Russia. E-mail:

b.shapiro@mail.ru

Received: May 16, 2019

Date of publication: March 28, 2020

For citation: Shapiro B. L. Military education of the Great Princes Nikolaevichs: tangible and intangible culture (Romanovs personal funds in SARF). Vestnik slavianskikh kul'tur, 2020, vol. 55, pp. 34-49. (In Russian) DOI: 10.37816/2073-9567-2020-55-34-49

REFERENCES

1 Antonov A. N. Pervyi Kadetskii Korpus. K 235-i godovshchine osnovaniia [The First Cadet Corps. To the 235th anniversary of the Foundation]. Voennaia byl', 1967, no 84, pp. 1-6. (In Russian)

2 Batushkina armiia. Gatchinskie voiska velikogo kniazia Pavla Petrovicha [Batushkin's army. Gatchina troops of Grand Duke Pavel Petrovich]. St. Petersburg, Galereia Publ., 2008. 35 p. (In Russian)

3 Beliakova Z. I. Velikie kniaz'iaNikolaevichi: v vysshem svete i na voine [Grand Dukes Nikolaevichs: in high society and in war]. St. Petersburg, Logos Publ., 2002. 329 p. (In Russian)

4 Bim-Bad B. M. Podgotovka k vlasti: dokumental'noe povestvovanie o politicheskoi pedagogike [Preparing for power: a documentary narrative of political pedagogy]. Ul'ianovsk, Pechatnyi dvor Publ., 2007. 140 p. (In Russian)

5 Bozherianov I. N. Detstvo, vospitanie i leta iunosti russkikh imperatorov [Childhood, education and young years of Russian emperors]. St. Petersburg, Tipografiia A. Benke Publ., 1915. 128 p. (In Russian)

6 Vtoroe dykhanie: Gatchina i Petergof v epokhu imperatora Nikolaia I [Second wind: Gatchina and Peterhof in the era of Emperor Nicholas I]. St. Petersburg, Izdatel'stvo GMZ "Gatchina" Publ., 2011. 32 p. (In Russian)

7 Vyskochkov L. V. Pamiat' ob ottse: Nikolai I i Pavel I [Memory of his father: Nicholas I and Paul I]. Trudy Istoricheskogo fakul'teta SPbGU, 2013, vol. XI, pp. 22-34. (In Russian)

8 Golovnin A. V. Zapiski dlia nemnogikh [Notes for the few]. St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ., 2004. 576 p. (In Russian)

9 Golovnin A. V. Materialy dliazhizneopisaniia tsarevicha i velikogo kniaziaKonstantina Nikolaevicha [Materials for the biography of Tsarevich and Grand Duke Konstantin Nikolaevich]. St. Petersburg, D A R K. Publ., 2006. 368 p. (In Russian)

10 Grabar' V. K. Vskormlennye s kop'ia. Ocherki istorii detskogo voinskogo vospitaniia [Spear-fed. Essays on the history of children's military education]. St. Petersburg, Izdatel'stvo SPbGU Publ., 2009. 580 p. (In Russian)

11 Zherve V. V. General-fel'dmarshal velikii kniaz' Nikolai Nikolaevich starshii: istoricheskii ocherk ego zhizni i deiatel'nosti. 1831-1891 [General field Marshal Grand Duke Nicholas Sr: a historical sketch of his life and work. 1831-1891]. St. Petersburg, Tipografiia M. O. Vol'f Publ., 1911. 248 p. (In Russian)

12 Zimin I. V. Tsarskie den'gi. Dokhody i raskhody Doma Romanovykh. Povsednevnaia zhizn' Rossiiskogo imperatorskogo dvora [The king's money. Income and expenses of the House of Romanovs. Everyday life of The Russian Imperial court]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2011. 686 p. (In Russian)

13 Merder K. K. Zapiski K. K. Merdera, vospitatelia tsesarevichaAleksandra Nikolaevicha. 1826-1832 [Notes by K. K. Merder, educator of Crown Prince Alexander Nikolaevich. 1826-1832]. Russkaia starina, 1885, no 2, pp. 343-364. (In Russian)

14 Merder K. K. Zapiski K. K. Merdera, vospitatelia tsesarevichaAleksandra Nikolaevicha. 1826-1832 [Notes by K. K. Merder, educator of Crown Prince Alexander Nikolaevich. 1826-1832]. Russkaia starina, 1885, no 3, pp. 527-554. (In Russian)

15 Merder K. K. Zapiski K. K. Merdera, vospitatelia tsesarevichaAleksandra Nikolaevicha. 1826-1832 [Notes by K. K. Merder, educator of Crown Prince Alexander Nikolaevich. 1826-1832]. Russkaia starina, 1885, no 5, pp. 265-280. (In Russian)

16 Merder K. K. Zapiski K. K. Merdera, vospitatelia tsesarevichaAleksandra Nikolaevicha. 1826-1832 [Notes by K. K. Merder, educator of Crown Prince Alexander Nikolaevich. 1826-1832]. Russkaia starina, 1885, no 6, pp. 481-510. (In Russian)

17 Merder K. K. Zapiski K. K. Merdera, vospitatelia tsesarevichaAleksandra Nikolaevicha. 1826-1832 [Notes by K. K. Merder, educator of Crown Prince Alexander Nikolaevich. 1826-1832]. Russkaia starina, 1885, no 9, pp. 429-444. (In Russian)

18 Olsufev A. V. Poteshnye imperatora Nikolaia Pavlovicha [Poteshnye of Emperor Nicholas Pavlovich]. Russkii arkhiv, 1910, no 11, pp. 443-448. (In Russian)

19 Pervushina E. V. Pushkin, Pavlovsk, Petrodvorets [Pushkin, Pavlovsk, Petrodvorets]. St. Petersburg, Litera Publ., 2003. 222 p. (In Russian)

20 Poddelkova P. E. Detskie igrushki velikikh kniazei [Children's toys of Grand Dukes]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (TerraHumana), 2013, no 4 (29), pp. 40-44. (In Russian)

21 Rogulin N. G. Oloviannyi soldatik [Tin soldier]. Rodina, 2004, no 3, pp. 90-92. (In Russian)

22 Romanov N. P. Vospominaniia o mladencheskikh godakh imperatora Nikolaia Pavlovicha, zapisannye im sobstvennoruchno [Memories of the infant years of Emperor Nicholas Pavlovich, written in his own hand]. St. Petersburg, Tipografiia R. Golike i A. Vil'borg Publ., 1908. 21 p. (In Russian)

23 Sidorova A. N. Razvitie "priiatnykh talantov" (literatura i iskusstva v protsesse vospitaniia detei imperatora Nikolaia I) [Development of "pleasant talents" (literature and art in the process of education of the children of Emperor Nicholas I)]. Kul'tura i iskusstvo v epokhu Nikolaia I. Materialy VI nauchnoi konferentsii iz tsikla "Imperatorskaia Gatchina", 23-24 oktiabria 2008g. [Culture and art in the era of Nicholas I. Proceedings of the VI scientific conference from the cycle "Imperial Gatchina", October 23-24, 2008] St. Petersburg, Alina Publ., 2008, pp. 111-128. (In Russian)

24 Stvolinskii Iu. Oloviannaia rat' polkovnika Liushkovskogo [The tin army of Colonel Lyushkovsky]. Kollektsiia sluzhit liudiam [The Collection serves people]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1973, pp. 81-87. (In Russian)

25 Stoletie voennogo ministerstva. 1802-1902. Imperatorskaiaglavnaia kvartira. Istoriia gosudarevoi svity. Tsarstvovanie imperatora Nikolaia I [Centenary of the war office. 1802-1902. The Imperial headquarters. History of the sovereign's retinue. The reign of the Emperor Nicholas I]. St. Petersburg, Tipografiia M. Vol'f Publ., 1908. Vol. 2. Part. 1. 478 p. (In Russian)

26 Suvorov A. V. Nauka pobezhdat' [The science of winning]. Moscow, OLMA Media Grupp Publ., 2014. 304 p. (In Russian)

27 Khimshiev N. V. Dom Romanovykh v istorii Pervogo kadetskogo korpusa [Romanov house in the history of The first Cadet corps]. St. Petersburg, Voennaia tipografiia Publ., 1913. 81 p. (In Russian)

28 Chernukha V. G. Aleksandr Vtoroi: vospominaniia, dnevniki [Alexander the Second: memories, diaries]. St. Petersburg, Pushkinskii fond Publ., 1995. 418 p. (In Russian)

29 Shapiro B. L. Nikolai Nikolaevich Romanov starshii: kavalerist, konnozavodchik, kollektsioner (lichnyi fond N. N. Romanova starshego v GARF) [Nikolay Nikolaevich Romanov Sr.: cavalryman, horse breeder, collector (personal Fund of N. N. Romanov Sr. in GARF)]. Genesis: istoricheskie issledovaniia, 2018, no 12, pp. 152-167. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.