Научная статья на тему 'Военное творчество Высоцкого как средство формирования гражданственности'

Военное творчество Высоцкого как средство формирования гражданственности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1085
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. С. Высоцкий / Гражданское воспитание / патриотическое воспитание / Тема Великой Отечественной войны

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна

Статья посвящена воспитательному потенциалу военно-патриотических произведений В. С. Высоцкого. Автор показывает, что такие общекультурные компетенции, как чувство любви к родине и ответственности за свою страну, можно развивать в ходе обучения различным дисциплинам гуманитарного цикла (например, истории и политологии), используя творчество Владимира Высоцкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военное творчество Высоцкого как средство формирования гражданственности»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.035.6 Татьяна Александровна Абрамовских

Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина

ВОЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ВЫСОЦКОГО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Статья посвящена воспитательному потенциалу военно-патриотических произведений В. С. Высоцкого. Автор показывает, что такие общекультурные компетенции, как чувство любви к родине и ответственности за свою страну, можно развивать в ходе обучения различным дисциплинам гуманитарного цикла (например, истории и политологии), используя творчество Владимира Высоцкого.

Ключевые слова: В. С. Высоцкий, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, тема Великой Отечественной войны.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают.

И в песнях, и в стихах своих живут...

И. Тальков

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры несколькими словами, то самыми точными будут: «олицетворенная совесть эпохи». Поэтому и любимец народа, поэтому и море цветов у его памятника. При жизни он не был удостоен официальных наград и званий, но стал настоящим «народным певцом». И в XXI веке его песни, книги, стихи по-прежнему вызывают интерес. Особняком стоит военная лирика. Отчего?..

Меняющийся мир всегда стремится изменить свою историю. Добрались и до Победы. Договорились до того, что, если бы СССР проиграл войну, мы давно бы жили при демократии. Переписывание истории, ее искажение не создает сколько-нибудь цельной панорамы войны, ее глубокого прочтения и переживания. Однако на любую фальшь обязательно находятся достоверные факты, которые посредством песен, стихов, полотен, документальных и художественных фильмов доносятся до народа, и восстанавливается подлинная сущность истории. Одним из таких средств, в данном случае, являются военные песни Владимира Высоцкого. Его творчество заставляет вспомнить, поверить, понять, пережить, как свое, накрепко связывая тех, кто воевал, и тех, кто «не видел войны и родился значительно позже». Как же удалось Владимиру Семеновичу Высоцкому, не воевавшему и не дожившему до сегодняшнего дня, стать мостом не только между поколениями, но и между прошлым и будущим? На первый взгляд, кажется удивительным, что именно Владимир Семенович создал наиболее цельную и живую картину Великой Отечественной войны. Здесь срабатывает принцип «история видна на расстоянии». Для тех, кто воевал, часто мир войны был ограничен их взводом, ротой, батальоном. Г армошки в землянках пели о далеких милых, темной ночью в перерыве между боями вспоминали детскую кроватку, синий платочек. Солдаты, офицеры, генералы писали письма домой, уверяя, что они обязательно победят, вернутся и все будет хорошо. И дело не в военной цензуре, а в обычном человеческом желании - уберечь близких от лишней боли, которой и так было слишком много. Они не могли охватить, прочувствовать, осмыслить всего происходящего, а возможно, и не хотели, нет, тогда было не до осмысления громадности происходящего, просто всеми

© Абрамовских Т. А, 2011.

двигало желание победить и жить в мире. А вернувшись живыми, из всех сил старались вырваться из пережитого ужаса, окунуться в мирную жизнь:

.. .ну что с того, что я там был. Я забыл. Я все забыл.

Не помню дат, не помню дней, названий вспомнить не могу. [1]

Потребность вернуться в прошлое, вновь его прожить пришла позже. Иное дело - военные дети. Высоцкий говорил: «Мы - дети военных лет» [2]. Для них война стала осью, вокруг которой вращался мир. Высоцкому удалось уловить и выразить это чувство, сделав его потрясающе достоверным. Таким, что фронтовики соглашались: да, это было именно так. Отличительная особенность творчества Владимира Семеновича в том, что он не играл, не изображал - он жил и своими ролями, и своими песнями. Поэт проживал каждую песню так, словно она была последней. Высоцкий сотни раз умирал, воскресал и вновь умирал, вместе со своими героями, сгорая сам и заставляя, пусть на мгновение, вспыхнуть своих слушателей. «Песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни настоящих людей, людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким можно доверить и собственную жизнь и родину. Такие не подведут. Именно так и переходит от родителей к детям самые значительные, самые великие понятия.» (Р. Рождественский). Чего же удивляться, что ему верили и верят до сих пор? Верят старики-ветераны, верят ровесники, верят следующие поколения. Правда - вещь трудноуловимая и обоюдоострая. Она бывает объективная и субъективная, одни и те же события можно трактовать по-разному, меняя местами следствие и причину, раздувая одно и умалчивая другое. Без архивных документов ощущение правды и правоты дают песни Высоцкого. Владимир Высоцкий говорил: «.почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме? Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю.. Во-вторых, у меня военная семья.» [2]. Он не создает благостную ура-патриотическую картину, в его песнях есть место фронтовым сражениям, потерям, несправедливостям, крови, боли, отчаянию, но все это не зря, не бессмысленно. И это понимают все: от штрафников, до идущих в лобовую атаку летчиков и подводников. Представление Высоцкого о войне выражено четко и ясно, с ним можно соглашаться, против него можно возразить, но от него нельзя отмахнуться, нельзя выбросить из головы, объявить великорусской пропагандой. Почему же Высоцкий так актуален? Каким насущным потребностям нашего времени отвечают его стихи-песни? Смысл творчества Высоцкого могли определить слова из «Песни певца у микрофона» об ответственности перед собой и людьми:

Я освещен, доступен всем глазам Чего мне ждать: затишья или бури?

Я к микрофону встал, как к образам.

Нет-нет, сегодня точно - к амбразуре.

Эта тема продолжается и в других стихах, например в песне «Он не вернулся из боя»: Нам и места в землянке хватало вполне,

Нам и время текло для обоих.

Все теперь одному, только кажется мне,

Это я не вернулся из боя.

Такова гражданская позиция В. С. Высоцкого. Гражданским нервом его творчества была ответственность и правдивость - та острая и естественная реакция на общественные вопросы, что всех волновали, вызывали раздумья. Творчество Высоцкого в этом плане являло собой нормальную реакцию нормального человека, чуждого жизни с двойным дном (одно видим - говорим другое), возведенное художественным даром и талантом искренности в степень высокого искусства. Военное творчество поэта с его искренностью и правдивостью закладывало основы гражданского общества, когда идеология государства о нем не помышляла, это было чуждым существующей тогда системе.

Владимир Семенович был истинным гражданином своего Отечества, не заявляя об этом и не осознавая этого. Читаем: гражданином является «субъект жизни общества, активно влияющий на процесс его изменений». В рамках гражданского общества, понимаемого как коммуникативный процесс, понятие «гражданин» раскрывается через понятие «участие», т. е. через его деятельность в обществе [4]. Это про Высоцкого. Громадный, праведно настроенный внутренний мир самого поэта являлся средством для истинного объяснения того мира, который существует в нас и вне нас, - такова основа воздействия поэтического творчества Высоцкого на людей и таков критерий его значимости. Задача формирования гражданского общества на современном этапе развития человеческой цивилизации возведена в ранг государственной политики. Можно утверждать, что воспитание гражданина - социальный заказ общества. Ежегодно в рамках дисциплин история и политология провожу занятие, посвященное творчеству В. Высоцкого. Задолго до самого занятия студенты знакомятся с его поэзией, готовят презентации песен о войне. Разработанное содержание, выбор соответствующих средств освоения, форм и методов обучения способствует развитию гражданственности. Такие мысли высказывают студенты после проведенного занятия: «Высоцкий производит впечатление человека, непохожего на других. Как будто он человек с другой планеты. Его песни написаны с душой, от всего сердца, самое главное, что меня особенно тронуло, что он писал песни о войне. Высоцкий был сильным, честным человеком. Мне бы хотелось, чтоб таких людей было больше в нашем мире» [Макарова О., ЭУ-105]. «В детстве я не очень любила Высоцкого, так как мой папа является его огромным поклонником и очень часто включал его песни на полную громкость, что очень раздражало. После сегодняшнего занятия я изменила свое мнение о нем и его творчестве. Он ни на кого не похож, он рассказывает в своих произведениях историю страны, историю войны, которые заставляют размышлять, затрагивают душу» [Викулова М., ФК-105]. «Я думаю, что В. Высоцкий очень талантливый человек с глубокой душой. Особенно меня тронуло его творчество о войне. Это тяжелая правда о войне.» [Домрачева К., БУ-116]. «Он был человеком мирового масштаба, он просто был Человеком и Гражданином» [Черенкова В., МЭ-111]. В целом использование воспитательного потенциала дисциплин с широким применением активных форм и методов обучения, имеющих гражданскую направленность, формирует такие гражданские качества студентов, как активность, ответственность, способность отвечать за свои решения.

Трудно сказать, что было бы с Высоцким, доживи он до нашего времени, но он бы не отрекся ни от победы, ни от войны, ни от себя, ни от своей страны. Отрекаются, когда лгут, а Владимир Семенович не лгал. Иногда эпоха рождает человека, который становится ее голосом, зеркалом, способным показать ей истинное лицо. Таким избранником своей страны и своего времени стал Владимир Высоцкий, он ушел, не допев, не долю-бив, не дожив, не доиграв. Ушел и остался в своих песнях и в наших душах. Высоцкий приоткрыл нам Россию и войну, с той стороны, какие они есть на самом деле. Он, по его собственным словам, «по паспорту и по душе русский» приоткрывал Россию, в первую очередь для нее самой [3].

А нам нужно обязательно открыть Высоцкого для себя: бесспорно, такое творчество, такие личности лишают нас равнодушия и дают нам надежду на будущее.

Список литературы

1. Беляева, Н. Следует жить! Поэзия Ю. Левитанского [Электронный ресурс].-Н. Беляева. - http:// lit. 1 September. ru/ 2002/02/2. htm.

2. Высоцкий, В. Монологи [Текст] / В. Высоцкий // Юность. - 1986. - № 12.

3. Влади, М. Владимир или прерванный полет [Текст] / М. Влади. - М. : Прогресс, 1989.

4. Сунгуров, А. Структуры гражданского общества [Электронный ресурс] / А. Сун-гуров. - www.prof.msu. ru/ publ/book3/sung.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.