Научная статья на тему 'Военное образование в электронной среде'

Военное образование в электронной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Римашевский А. А., Ильин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военное образование в электронной среде»

пожароопасности по территориям, определить вероятность возгораний и пожара. Если текущее значение параметров объекта превышает некоторую критическую величину и имеется неблагоприятный прогноз, то на объект выдается предупреждение, после которого необходимо осуществлять управляющие воздействия, направленные на предотвращение пожара. Перечень таких воздействий, которые выполняются на объектах в зависимости от складывающейся ситуации, составляется на основе правил продукций, хранящихся в БЗ. Таким образом, зная значения гидрометеорологических параметров, в том числе их прогностические значения, их вероятность, тенденции изменения состояния объекта и критерии выработки решений, можно получить перечень мероприятий (рекомендаций) для выполнения на каждом объекте.

При ограничении времени и материальных ресурсов, которые могут быть выделены на решение задачи предотвращения пожаров, важнейшим вопросом является обоснование приоритетности рекомендуемых мер.

В зависимости от того, в каком состоянии находится природный объект, меняются и задачи информационной системы.

В нормальном состоянии интенсивность мониторинга снижается, и он направляется на выборочный контроль параметров состояния объекта и обнаружение отдельных возгораний.

В пожароопасном состоянии интенсивность мониторинга увеличивается. В его задачу входит поиск наиболее вероятных участков возгорания. В этом режиме первоочередная задача - выявление возможных воздействий среды на объект путем имитационного моделирования и выдача рекомендаций ЛПР, направленных на уменьшение или предотвращение этих воздействий.

В состоянии пожара система мониторинга выявляет наиболее вероятные направления распространения возникших пожаров, прогнозирует их интенсивность и скорость распространения, определяет зоны задымления и возможного ущерба.

Громадный объем информации о состоянии торфяных месторождений в масштабах региона требует больших вычислительных ресурсов для ее обработки, развитой системы непрерывного мониторинга для своевременной и достоверной оценки пожарной опасности торфяных месторождений и штабелей торфа, применения аэрокосмических методов исследования окружающей среды.

Список литературы

1. Ветров А.Н. Архитектура информационной системы управления пожарной безопасностью на базе технологий географических информационных систем // Программные продукты и системы. - 2004. -№3.

2. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. - М.: Наука, 1986.

3. Миронов В.А., Палюх Б.В., Ветров А.Н. Основы построения интеллектуальных информационных систем для прогнозирования, предупреждения и ликвидации торфяных пожаров: Монография. - Тверь: ТГТУ, 2004.

ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ

А.А. Римашевский, В.А. Ильин

Нарастающие в мире изменения геополитического, технологического экономического характера делают будущее более непредсказуемым. Расширяется общий спектр военных угроз, возрастает количество участников конфликтов, политические противоречия все чаще разрешаются с применением военной силы.

Завоевание и удержание господства в информационном пространстве, в воздухе (космосе) становится обязательным условием реализации всех оперативно-стратегических концепций боевых действий.

Особенностью, например, военно-морского образования является сложность военно-морских профессий. По нашему анализу, структура обязанностей командира корабля включает в себя составляющие около 15 военно-морских профессий.

При организации военно-морского образования необходимо также учитывать многопрофиль-ность управленческой деятельности специалистов ВМФ, сложность и сочетание сред в которых происходит эта деятельность (воздушно-космическая, надводная, подводная), высокую технологичность и наукоемкость военно-морского вооружения и военной техники.

Следовательно, получение образования должно быть непрерывным и доступным в любое время.

Человечество до настоящего момента придумало три формы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; заочное обучение, или экстернат.

Сейчас появляется новая форма обучения -дистанционная. Чаще всего под ней подразумева-

ют именно интернет-обучение, хотя это не совсем верно.

Дистанционное обучение - это, во-первых, корреспондентский метод (его еще называют кейс-технология), максимально приближенный к заочному обучению. В современных условиях в качестве доставки учебных материалов может использоваться электронная почта, а в качестве учебно-методических материалов могут выступать не только электронные учебники, но и обучающие компьютерные программы, различные тренажеры.

Второй метод дистанционного обучения - телевизионный. Основной его недостаток - отсутствие обратной связи.

Кроме интернет-обучения, может использоваться интранет-обучение, то есть использование для доставки информации локальной вычислительной сети, что наиболее приемлемо для военных учебных заведений, где определенную часть информации необходимо защищать.

Информатизация образовательного процесса военно-морских учебных заведений, или, более точно, организация образовательного процесса в электронной среде называется Е-Ьваттщ. Это комплекс технологий, включающий технические средства организации обучения, контент, процессы управления обучением, позволяющие наиболее эффективно организовать образовательный процесс.

Е-Ьеагп1щ - это система, которая в себя включает:

- систему управления обучением;

- систему хранения данных и знаний - репо-зитарий;

- информационные ресурсы - контенты;

- систему управления контентом;

- системы доставки контента.

Основа электронного образования - контент. Контент - это информационные ресурсы (содержимое, информационное наполнение, содержательная информация), совокупность текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, представленной слушателю для освоения учебной дисциплины.

Репозитарий - это средства хранения контента, обеспечивающие доступ к данным и знаниям обучающихся и обучающих.

Система управления контентом обеспечивает создание электронных курсов, их поддержание в актуальном состоянии и тиражирование. Она включает в себя программные средства создания контента и аппаратные средства разработчиков контента - преподавателей.

Система доставки контента - совокупность средств передачи знаний и данных обучающимся. Это могут быть сети типа Интернет (сайты обра-

зовательных учреждений и компьютеры пользователей) и Интранет (серверы образовательных учреждений и терминалы обучающихся), электронная почта, компакт-диски и другие носители электронной информации (кейс-технологии), средства мультимедиа.

Система управления обучением обеспечивает администрирование и управление процессом обучения, взаимодействие с преподавателями и обучающимися.

В общем случае под контентом еще понимается один или несколько учебных курсов в целом. Обычно курс состоит из объектов трех типов: первый тип - статические объекты (текст, графика, звук, видеоматериалы). Обучающийся никак не влияет на них и лишь пассивно усваивает информацию;

второй тип - тесты, предназначенные для проверки усвоения теоретического материала;

третий тип - виртуальные лаборатории -эмулируют АРМы или оборудование, компьютерные тренажеры.

Наибольший интерес для военного дополнительного профессионального образования представляет интерактивный (тренажный) контент -компьютерные модели неких процессов или систем, взаимодействию с которыми или управлению которыми необходимо обучить слушателя. Обучающийся в интерактивном режиме может вмешиваться в процесс, управлять им, а модель во всех случаях вмешательства может адекватно реагировать в соответствии с реальным объектом моделирования. При этом очень важно, чтобы интерактивный контент оставался достаточно наглядным и доходчивым.

Современный компьютерный тренажер - это комплекс программно-аппаратных средств, предоставляющих обучающимся возможность выполнения практических действий с использованием средств имитации реальных или обобщенных систем и процессов.

Можно выделить следующие виды военного контента - обучающий и тренажный: обучающий содержит индивидуальную и групповую его формы; тренажный - индивидуальную, групповую и комплексную.

При этом индивидуальный контент обеспечивает получение знаний; групповой ориентирован на получение обучающимися в группе сходных фундаментальных знаний и умений взаимодействия в коллективе, а комплексный - на получение обучающимися умений и навыков действий и взаимодействия в иерархически организованной группе или боевом расчете.

Совокупность методов создания военного контента для образовательного процесса в электронной среде и его использования можно пред-

ставить в виде алгоритма:

— моделирование боевых действий;

— моделирование деятельности специалиста;

— моделирование образовательного процесса;

— моделирование деятельности педагога;

— моделирование процесса подготовки специалиста;

— проектирование контента;

— подготовка педагогов;

— использование контента - приобретение обучаемым знаний, умений, навыков.

Образовательный процесс в электронной среде весьма схематично включает в себя разработку контента, разработку электронных образовательных материалов (пособий, методических документов и тому подобное), создание модели деятельности педагога и подготовку педагогов к работе в Е-Ьваттщ.

Е-Ьваттщ обеспечивает переход от «классс-но-урочной» системы подготовки к управлению познавательной деятельностью обучающихся с помощью информационных технологий.

Применение системы электронного обучения требует специального построения организационно-образовательной структуры военно-учебного заведения. В такой структуре обеспечивается реализация целей, задач и содержания образования по всем дисциплинам специальности по единому плану, сценарию в строгой дидактико-логической последовательности, отвечающей содержательной части модели деятельности специалиста (командира). Причем управление образовательным процессом осуществляется в соответствии с моделью деятельности специалиста, содержанием его подготовки и требуемым уровнем подготовки.

Таким образом, создаются условия для реализации компьютерных технологий обучения в вузе как инструмента реализации содержания образования не только по одной теме, вопросу и т.п., а в целом по специальности.

При этом специально созданная организационно-образовательная структура военно-учебного заведения (надо отметить, что у каждого вуза она будет иметь свой вид) является важным условием создания электронной (информационной) образовательной среды. Это:

— аппаратные средства (компьютеры, мультимедийные средства и др.);

— общесистемное программное обеспечение -операционная система, СУБД, текстовые, графические и табличные редакторы;

— средства (редакторы) создания контента;

— контент.

Известно, в целом система электронного обучения представляет собой совокупность ап-

паратно-программных средств контента, дидактических и методических технологий (педагогики), системы управления образовательным процессом и человеческих ресурсов (обучающих и обучающихся). В системе электронного обучения происходит управление знаниями, умениями, навыками.

Безусловно, знания - это совокупность необходимой для решения задачи информации, получаемой за счет желания и способности эту информацию извлекать из огромного объема данных и интепретировать.

Тогда можно заключить, что управление знаниями - это управление информацией, циркулирующей в образовательном учреждении путем соединения целей, задач, содержания образования, структуры и возможностей (аккредитационных показателей) образовательного учреждения информационной культуры и образовательных способностей как обучающих, так и обучающихся.

Это общепринятое определение полностью совпадает с научно доказанным определением автоматизированной системы управления образовательным процессом (АСУ ОП) как целостной системы воплощенных принципов, правил, методов и способов реализации целей и содержания воспитания, обучения и развития в образовательном процессе с учетом аккредитационных показателей вуза.

Таким образом, уверенно можно констатировать тот факт, что в военно-морском образовании найден синоним понятию Е-Ьеагпщ - это и есть автоматизированная система управления образовательным процессом.

Внедрение обучения в электронной образовательной среде требует единства понимания процессов, единых форм представления информации, единых способов их обработки, обеспечения соответствующего качества электронных учебных материалов и образовательного процесса в целом. То есть требуется стандартизация образовательного процесса, электронных учебных материалов с последующей их сертификацией.

Главное преимущество подобной стандартизации в том, что она представляет обучающемуся знания на недостижимом другими средствами уровне.

Электронное обучение позволит:

— создать конкурентоспособную армию;

— дать военнослужащим возможности стать полноценными гражданами и быть конкурентоспособными на рынке труда после увольнения в запас;

— создать единую базу знаний, которая позволит сохранять и совершенствовать опыт ВМФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.