пожароопасности по территориям, определить вероятность возгораний и пожара. Если текущее значение параметров объекта превышает некоторую критическую величину и имеется неблагоприятный прогноз, то на объект выдается предупреждение, после которого необходимо осуществлять управляющие воздействия, направленные на предотвращение пожара. Перечень таких воздействий, которые выполняются на объектах в зависимости от складывающейся ситуации, составляется на основе правил продукций, хранящихся в БЗ. Таким образом, зная значения гидрометеорологических параметров, в том числе их прогностические значения, их вероятность, тенденции изменения состояния объекта и критерии выработки решений, можно получить перечень мероприятий (рекомендаций) для выполнения на каждом объекте.
При ограничении времени и материальных ресурсов, которые могут быть выделены на решение задачи предотвращения пожаров, важнейшим вопросом является обоснование приоритетности рекомендуемых мер.
В зависимости от того, в каком состоянии находится природный объект, меняются и задачи информационной системы.
В нормальном состоянии интенсивность мониторинга снижается, и он направляется на выборочный контроль параметров состояния объекта и обнаружение отдельных возгораний.
В пожароопасном состоянии интенсивность мониторинга увеличивается. В его задачу входит поиск наиболее вероятных участков возгорания. В этом режиме первоочередная задача - выявление возможных воздействий среды на объект путем имитационного моделирования и выдача рекомендаций ЛПР, направленных на уменьшение или предотвращение этих воздействий.
В состоянии пожара система мониторинга выявляет наиболее вероятные направления распространения возникших пожаров, прогнозирует их интенсивность и скорость распространения, определяет зоны задымления и возможного ущерба.
Громадный объем информации о состоянии торфяных месторождений в масштабах региона требует больших вычислительных ресурсов для ее обработки, развитой системы непрерывного мониторинга для своевременной и достоверной оценки пожарной опасности торфяных месторождений и штабелей торфа, применения аэрокосмических методов исследования окружающей среды.
Список литературы
1. Ветров А.Н. Архитектура информационной системы управления пожарной безопасностью на базе технологий географических информационных систем // Программные продукты и системы. - 2004. -№3.
2. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. - М.: Наука, 1986.
3. Миронов В.А., Палюх Б.В., Ветров А.Н. Основы построения интеллектуальных информационных систем для прогнозирования, предупреждения и ликвидации торфяных пожаров: Монография. - Тверь: ТГТУ, 2004.
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ
А.А. Римашевский, В.А. Ильин
Нарастающие в мире изменения геополитического, технологического экономического характера делают будущее более непредсказуемым. Расширяется общий спектр военных угроз, возрастает количество участников конфликтов, политические противоречия все чаще разрешаются с применением военной силы.
Завоевание и удержание господства в информационном пространстве, в воздухе (космосе) становится обязательным условием реализации всех оперативно-стратегических концепций боевых действий.
Особенностью, например, военно-морского образования является сложность военно-морских профессий. По нашему анализу, структура обязанностей командира корабля включает в себя составляющие около 15 военно-морских профессий.
При организации военно-морского образования необходимо также учитывать многопрофиль-ность управленческой деятельности специалистов ВМФ, сложность и сочетание сред в которых происходит эта деятельность (воздушно-космическая, надводная, подводная), высокую технологичность и наукоемкость военно-морского вооружения и военной техники.
Следовательно, получение образования должно быть непрерывным и доступным в любое время.
Человечество до настоящего момента придумало три формы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; заочное обучение, или экстернат.
Сейчас появляется новая форма обучения -дистанционная. Чаще всего под ней подразумева-
ют именно интернет-обучение, хотя это не совсем верно.
Дистанционное обучение - это, во-первых, корреспондентский метод (его еще называют кейс-технология), максимально приближенный к заочному обучению. В современных условиях в качестве доставки учебных материалов может использоваться электронная почта, а в качестве учебно-методических материалов могут выступать не только электронные учебники, но и обучающие компьютерные программы, различные тренажеры.
Второй метод дистанционного обучения - телевизионный. Основной его недостаток - отсутствие обратной связи.
Кроме интернет-обучения, может использоваться интранет-обучение, то есть использование для доставки информации локальной вычислительной сети, что наиболее приемлемо для военных учебных заведений, где определенную часть информации необходимо защищать.
Информатизация образовательного процесса военно-морских учебных заведений, или, более точно, организация образовательного процесса в электронной среде называется Е-Ьваттщ. Это комплекс технологий, включающий технические средства организации обучения, контент, процессы управления обучением, позволяющие наиболее эффективно организовать образовательный процесс.
Е-Ьеагп1щ - это система, которая в себя включает:
- систему управления обучением;
- систему хранения данных и знаний - репо-зитарий;
- информационные ресурсы - контенты;
- систему управления контентом;
- системы доставки контента.
Основа электронного образования - контент. Контент - это информационные ресурсы (содержимое, информационное наполнение, содержательная информация), совокупность текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, представленной слушателю для освоения учебной дисциплины.
Репозитарий - это средства хранения контента, обеспечивающие доступ к данным и знаниям обучающихся и обучающих.
Система управления контентом обеспечивает создание электронных курсов, их поддержание в актуальном состоянии и тиражирование. Она включает в себя программные средства создания контента и аппаратные средства разработчиков контента - преподавателей.
Система доставки контента - совокупность средств передачи знаний и данных обучающимся. Это могут быть сети типа Интернет (сайты обра-
зовательных учреждений и компьютеры пользователей) и Интранет (серверы образовательных учреждений и терминалы обучающихся), электронная почта, компакт-диски и другие носители электронной информации (кейс-технологии), средства мультимедиа.
Система управления обучением обеспечивает администрирование и управление процессом обучения, взаимодействие с преподавателями и обучающимися.
В общем случае под контентом еще понимается один или несколько учебных курсов в целом. Обычно курс состоит из объектов трех типов: первый тип - статические объекты (текст, графика, звук, видеоматериалы). Обучающийся никак не влияет на них и лишь пассивно усваивает информацию;
второй тип - тесты, предназначенные для проверки усвоения теоретического материала;
третий тип - виртуальные лаборатории -эмулируют АРМы или оборудование, компьютерные тренажеры.
Наибольший интерес для военного дополнительного профессионального образования представляет интерактивный (тренажный) контент -компьютерные модели неких процессов или систем, взаимодействию с которыми или управлению которыми необходимо обучить слушателя. Обучающийся в интерактивном режиме может вмешиваться в процесс, управлять им, а модель во всех случаях вмешательства может адекватно реагировать в соответствии с реальным объектом моделирования. При этом очень важно, чтобы интерактивный контент оставался достаточно наглядным и доходчивым.
Современный компьютерный тренажер - это комплекс программно-аппаратных средств, предоставляющих обучающимся возможность выполнения практических действий с использованием средств имитации реальных или обобщенных систем и процессов.
Можно выделить следующие виды военного контента - обучающий и тренажный: обучающий содержит индивидуальную и групповую его формы; тренажный - индивидуальную, групповую и комплексную.
При этом индивидуальный контент обеспечивает получение знаний; групповой ориентирован на получение обучающимися в группе сходных фундаментальных знаний и умений взаимодействия в коллективе, а комплексный - на получение обучающимися умений и навыков действий и взаимодействия в иерархически организованной группе или боевом расчете.
Совокупность методов создания военного контента для образовательного процесса в электронной среде и его использования можно пред-
ставить в виде алгоритма:
— моделирование боевых действий;
— моделирование деятельности специалиста;
— моделирование образовательного процесса;
— моделирование деятельности педагога;
— моделирование процесса подготовки специалиста;
— проектирование контента;
— подготовка педагогов;
— использование контента - приобретение обучаемым знаний, умений, навыков.
Образовательный процесс в электронной среде весьма схематично включает в себя разработку контента, разработку электронных образовательных материалов (пособий, методических документов и тому подобное), создание модели деятельности педагога и подготовку педагогов к работе в Е-Ьваттщ.
Е-Ьваттщ обеспечивает переход от «классс-но-урочной» системы подготовки к управлению познавательной деятельностью обучающихся с помощью информационных технологий.
Применение системы электронного обучения требует специального построения организационно-образовательной структуры военно-учебного заведения. В такой структуре обеспечивается реализация целей, задач и содержания образования по всем дисциплинам специальности по единому плану, сценарию в строгой дидактико-логической последовательности, отвечающей содержательной части модели деятельности специалиста (командира). Причем управление образовательным процессом осуществляется в соответствии с моделью деятельности специалиста, содержанием его подготовки и требуемым уровнем подготовки.
Таким образом, создаются условия для реализации компьютерных технологий обучения в вузе как инструмента реализации содержания образования не только по одной теме, вопросу и т.п., а в целом по специальности.
При этом специально созданная организационно-образовательная структура военно-учебного заведения (надо отметить, что у каждого вуза она будет иметь свой вид) является важным условием создания электронной (информационной) образовательной среды. Это:
— аппаратные средства (компьютеры, мультимедийные средства и др.);
— общесистемное программное обеспечение -операционная система, СУБД, текстовые, графические и табличные редакторы;
— средства (редакторы) создания контента;
— контент.
Известно, в целом система электронного обучения представляет собой совокупность ап-
паратно-программных средств контента, дидактических и методических технологий (педагогики), системы управления образовательным процессом и человеческих ресурсов (обучающих и обучающихся). В системе электронного обучения происходит управление знаниями, умениями, навыками.
Безусловно, знания - это совокупность необходимой для решения задачи информации, получаемой за счет желания и способности эту информацию извлекать из огромного объема данных и интепретировать.
Тогда можно заключить, что управление знаниями - это управление информацией, циркулирующей в образовательном учреждении путем соединения целей, задач, содержания образования, структуры и возможностей (аккредитационных показателей) образовательного учреждения информационной культуры и образовательных способностей как обучающих, так и обучающихся.
Это общепринятое определение полностью совпадает с научно доказанным определением автоматизированной системы управления образовательным процессом (АСУ ОП) как целостной системы воплощенных принципов, правил, методов и способов реализации целей и содержания воспитания, обучения и развития в образовательном процессе с учетом аккредитационных показателей вуза.
Таким образом, уверенно можно констатировать тот факт, что в военно-морском образовании найден синоним понятию Е-Ьеагпщ - это и есть автоматизированная система управления образовательным процессом.
Внедрение обучения в электронной образовательной среде требует единства понимания процессов, единых форм представления информации, единых способов их обработки, обеспечения соответствующего качества электронных учебных материалов и образовательного процесса в целом. То есть требуется стандартизация образовательного процесса, электронных учебных материалов с последующей их сертификацией.
Главное преимущество подобной стандартизации в том, что она представляет обучающемуся знания на недостижимом другими средствами уровне.
Электронное обучение позволит:
— создать конкурентоспособную армию;
— дать военнослужащим возможности стать полноценными гражданами и быть конкурентоспособными на рынке труда после увольнения в запас;
— создать единую базу знаний, которая позволит сохранять и совершенствовать опыт ВМФ.