К.Н. Айсин
ВОЕННОЕ КАПЕЛЛАНСТВО (На примере США и Великобритании)
Статья освещает специфику работы института военного капелланст-ва на примере армий США и Великобритании. Данные, приведенные в статье, позволяют составить общее представление о реализации права на свободу вероисповедания в ходе несения военной службы, статистика позволяет составить общее впечатление о конфессиональном составе армии. Дана характеристика основных аспектов службы военного капеллана.
Ключевые слова: армия, военно-религиозные отношения, капелланст-во, религиозные меньшинства.
Для реализации вероисповедных прав военнослужащих, как правило, привлекаются военные капелланы, которые могут быть как официально завербованными военнослужащими, имеющими штатную должность капеллана при Минобороны, так и гражданскими лицами, исполняющими эту миссию наряду с другими своими обязанностями.
Военные капелланы служат во всех видах вооруженных сил (ВС) - армии, флоте, военно-воздушных силах, а также во всех компонентах ВС - действительная служба, резервы, гражданский персонал и национальная гвардия. И хотя штатные капелланы считаются военнослужащими, они являются попсотЬа1аЩ - не имеют права носить и применять оружие.
Как представители своей группы верующих капелланы должны быть одобрены религиозной организацией, которая, в случае США, отвечает трем базовым критериям, установленным Минобороны. Во-первых, организация должна быть некоммерческой, во-вторых, обладать действующим кандидатом на должность военно-
© Айсин К.Н., 2012
го капеллана, в-третьих, иметь свою паству в ВС. Поскольку США в сфере религиозной жизни сейчас уходят все дальше от строгого деноминационализма к более неденоминационным, интердено-минационным или даже независимым религиозным движениям, Минобороны дало полномочия нескольким организациям, каждое из которых как «колпак» накрывает сразу ряд религиозных групп (Национальная ассоциация евангелистов, Альянс евангелических церквей, Всемирный совет независимых христианских церквей)1.
Создан ряд профессиональных организаций (Ассоциация профессиональных капелланов, Национальная ассоциация католических капелланов, Национальная ассоциация иудейских капелланов, Американская ассоциация христианских консультантов и др.2), способствующих обмену опытом среди капелланов. Каждая из них имеет свой «кодекс чести» капеллана, проводит регулярные мероприятия, способствующие профессиональному росту, обмену опытом и т. п. Членство в этих организациях - показатель высокого профессионального уровня капеллана, поэтому ряд организаций вводит период кандидатского членства, в течение которого молодого товарища наставляют и проверяют более опытные коллеги3.
Главная задача капелланов сейчас - поддержка и наставление военнослужащих, независимо от того, верит ли сам капеллан или его церковь в моральную правильность войны4.
Институт военных капелланов в Британской империи сложился в 1796 г.5 Изначально Департамент военных капелланов состоял только из представителей церкви Англии. Позже к ним присоединились католики, официально не входя в структуру департамента (1836), пресвитерианцы (1858), уэслианцы (1881) и иудеи (1892).
Согласно данным Минобороны США, должность капеллана в войсках была учреждена Конгрессом 29 июля 1775 г.6
В армии Великобритании в 2005 г. был организован специальный набор (на данный момент рекордный за последние 65 лет), в результате которого штат капелланов составляет 280 человек. Все рекруты - христиане. Однако ВС по мере надобности обращаются к гражданским капелланам, чтобы удовлетворить нужды религиозных меньшинств. Военнослужащие, исповедующие буддизм, ислам, сикхизм и индуизм, реализуют свои вероисповедные права с помощью капелланов, сотрудничающих с войсками, - эти должности были открыты в 2005 г. Все эти капелланы являются гражданскими лицами, они не служат в армии, не имеют воинских званий. В 2010 г. в войсках Великобритании проходило службу 440 буддистов, 120 сикхов, 690 индуистов, 600 мусульман, 80 иудеев.
В то же время военнослужащих-христиан пребывало на службе 162 140 человек7.
По сравнению с 2007 г. все категории (кроме уже названых, собирательная категория «христианская традиция», куда вошли среди прочих движение Христианская наука, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, свидетели Иеговы; собирательная категория «другие религии» - язычники, викканты, неодруиды, зороастрийцы, растафариане, бахаи, спиритуалисты; нерелигиозные и пожелавшие не разглашать свою религиозность), кроме христиан, возросли в численности, а количество христиан уменьшилось на 3,9%8.
Преподобный Дэвид Уилкес, методист и генерал капелланов Британской армии, высказывал мысль, что было бы замечательно в будущем иметь военных капелланов нехристиан на постоянной службе9.
Армия Великобритании старается идти навстречу требованиям вероучений религиозных меньшинств: в части специально поставляется халяльное и кошерное мясо. Солдатам, исповедующим ислам, выделяется специальная комната для совершения молитвы, а также им разрешено соблюдать пост в месяц рамадан, если это не мешает исполнению их прямых обязанностей.
Кроме того, капелланы вовлечены в работу по образованию солдат. Их задача - просвещать военнослужащих о различных религиях, воспитывать уважение к ним. В их обязанности входит также проведение служб по погибшим военнослужащим.
Чтобы присоединиться к британской армии, капеллан должен быть родом из Великобритании, государства Содружества наций или Ирландской республики - в последних двух случаях им должна оказывать поддержку Церковь Великобритании. Капелланы получают свои полномочия на три года, этот срок может быть продлен до пяти лет. По окончании его можно заключить новый контракт, но если капеллан не подходит по возрасту, он должен оставить службу в армии. Средний возраст капелланов - 38 лет.
Отбор кандидатов обычно проходит в три дня. Священники оцениваются психологически, физически и духовно, а также по навыкам командной работы. Будущие капелланы должны быть готовы к тому, что им придется работать в экстремальных условиях в чужих краях и сталкиваться с нуждами солдат, ежедневно смотрящих в лицо смерти.
Важную часть подготовки составляет тренировка взаимодействия с военнослужащими - не единоверцами, подготовка солдат к
возможной гибели или необходимости убийства. В среде священнослужителей, не являющихся капелланами, популярно мнение, что психологическая помощь солдату в готовности отнять чужую жизнь является предательством священнической миссии. Капелланы отвечают им, что война в этом несовершенном мире является последним средством, но все же средством для разрешения конфликтов и восстановления справедливости. Солдатам они обычно говорят, что если те идут на войну не со слезами на глазах и разбитым сердцем, значит, они не за правую сторону воюют. Чтобы сгладить некоторые углы, капелланы дают солдатам теологическое объяснение теории «справедливой войны», которое говорит, что есть условия, при которых жестокость и даже убийство могут быть оправданны10.
У капелланов своя специализированная система тренировок. Они проходят обучение в офицерском военном училище «Королевская военная академия Сэндхерст» (Sandhurst Royal Military Academy). Курсы длятся четыре недели. Священники должны привести себя в форму и получить необходимые знания о службе в армии. Их не обучают обращению с оружием. Специальные лекции читает старший капеллан.
Капелланам разрешено поднимать вопросы морали: если у священнослужителя возникают сомнения о некоторых планах командования, он вправе обсудить их с офицером.
Если капеллан чувствует, что его убеждениям противоречит дальнейшее несение службы (как, например, в случае изменившихся обстоятельств - развязавшейся войны), он вправе подать в отставку. Хотя большинство предпочитает остаться, чтобы служить солдатам, попавшим в ситуацию такой же моральной дилеммы.
Первая поправка к Конституции США запрещает издание закона, устанавливающего какую-либо религию в качестве обязательной или запрещающего свободное исповедание оной. Тем не менее Конгресс считает необходимым деятельность института капелланства в качестве баланса между свободным исповеданием религии и отказом от каких-либо законов, делающих ее обязатель-ной11. Таким образом, принимая на службу в армию священнослужителей различных вероисповеданий, правительство США не пропагандирует какую-либо религию, а всего лишь способствует адекватному исполнению гражданских прав и свобод военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Минобороны. Закон Соединенных Штатов запрещает капелланам злоупотреблять должностным и служебным положением или обстоятельствами в
целях евангелизации, прозелитизма или любой другой формы принуждения и воздействия на человека, чьи религиозные воззрения отличаются от взглядов капеллана12. Капелланы работают не только с военнослужащими и гражданским персоналом, но также и с членами семей военнослужащих13.
Окончательно правовой статус капелланства был определен совсем недавно, когда двое гарвардских студентов-юристов подали иск к армии США, в котором они заявляли, что институт военного капелланства противоречит Конституции и принципу отделения церкви от государства. Федеральный судья в итоге вынес решение, подтверждающее право военного персонала иметь возможность совершать богослужения и молиться вне зависимости от того, где они могут быть дислоцированы14.
Капелланы как субъекты права ответственны по всем международным договорам и конвенциям, ратифицированным США15.
В 1994 г., согласно данным капеллана Джозефа О'Доннелла, в армии США капелланами было представлено более 150 различных религиозных групп16. По данным на 2003 г. на службе в армии состояло 1400 капелланов. Кроме 30 раввинов и 15 имамов, все остальные были христиане17, представлявшие многочисленные христианские церкви и деноминации. Эта специфика США не раз вызывала интерес в исследованиях по военному капел-ланству. Если же обратиться к воспоминаниям капелланов, то в критических ситуациях границы религиозной принадлежности стираются и приходится взаимодействовать не только со «своими»18. Для военнослужащих с эксклюзивной религиозностью существуют программы работы с Distinctive faith group leaders: приглашают по мере надобности внештатные священнослужители, волонтеры, подшефные капелланам и работающие с теми военнослужащими, чьи нужды не может удовлетворить штатный священнослужитель19.
Участие в религиозных церемониях добровольное. Хотя в официальных документах делается пометка, что военнослужащие могут быть задействованы в обеспечении организационной поддержки проведения мероприятий религиозного характера. Поддержка проведения религиозных мероприятий из правительственных средств есть право солдат, членов их семей, пенсионеров, гражданского персонала Минобороны и другого полномочного персонала20.
Капелланы армии США (как и Великобритании) входят в структуру ВС и должны соблюдать субординацию, но все же они
продолжают подчиняться своей внутренней церковной иерархии, и религиозные организации, к которым они принадлежат, не теряют над ними контроль21.
Институт капелланства, согласно официальной позиции, предусмотрен в целях воспитания и практики религиозных верований, традиций и обычаев в плюралистичном обществе для поддержания духовной жизни солдат и их семей. Также капелланы должны помогать командованию профессиональным советом и консультациями по вопросам религии, морали и этики.
Чтобы присоединиться к программе кандидатов в капелланы, соискатель должен быть либо зачислен в качестве студента на выпускной курс богословия в квалификационное учебное заведение, определенное директивой Минобороны, либо являться выпускником такого учебного заведения. Он также должен быть вовлечен в полную профессиональную религиозную занятость, результатом которой будет сертификация кандидатами религиозных групп или организаций, и иметь одобрение от религиозной организации, зарегистрированной в Минобороны. Это одобрение служит лишь для вступления в кандидатскую программу и не гарантирует получение статуса армейского капеллана.
Подготовка капелланов происходит по следующей программе: ежегодные тренировки в составе своего подразделения; ежемесячные тренировки и обучение, не связанные с действительной военной службой (Inactive Duty Training); самостоятельные тренировки; повышение профессиональной квалификации; специализированные тренировки и курсы, включающие обучение прыжкам с парашютом, первой медицинской помощи, работу с семьями военнослужащих и т. п. В нее включаются также программы наставничества, самостоятельное чтение и любые другие одобренные тре-нировки22.
В отличие от Великобритании, обучение капелланов армии США может проводиться не только на военных базах, но и в светских учебных заведениях, имеющих соответствующую аккредитацию.
Во время исполнения религиозных церемоний капелланы должны носить военную униформу, облачение или иной наряд, предписанный уставом и практикой его религиозной организации. Епитрахиль, таллит и другие атрибуты могут носиться вместе с униформой23.
Капелланы в армии США пользуются поддержкой ряда правительственных и добровольных организаций, в числе которых От-
дел гражданских лиц армии, специалисты по религиозному образованию, специалисты по работе с молодежью, административный персонал, священнослужители религиозных меньшинств, лидеры самобытных религиозных течений, волонтеры. Эти участники военно-религиозных отношений осуществляют организационную и техническую поддержку капелланов.
Примечания
8 9 10
11 12
13
14
Paget N.K., McCormack J.R. The Work of the Chaplain. Valley Forge: Judson Press, 2010. P. 36.
С деятельностью организаций можно ознакомиться на веб-сайтах: Association of professional Chaplains (APC). URL: http://www.professionalchaplains.org National Association of Catholic Chaplains (NACC). URL: http://www.nacc.org National Association of Jewish Chaplains (NAJC). URL: http://www.najc.org: American Association of Pastoral Counselors (AAPC). URL: http://www.aapc.org. Paget N.K., McCormack J.R. Op. cit. P. 98.
Army Chaplains // Website BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/religion/religions/ christianity/priests/armychaplains_1.shtml (дата обращения: 23.12.2011). History of Army Chaplains // British Army Website. URL: http://www.army.mod. uk/chaplains/23350.aspx (дата обращения: 26.12.2011).
Army Chaplain Corps Activities. Washington DC: Headquarters. Department of the Army, 3 December 2009. P. 1 // U.S. Army Chaplaincy. URL: http://armypubs. army.mil/epubs/pdf/r165_1.pdf (дата обращения: 20.12.2011). Table 2.13 Strength of UK Regular Forces by Service and religion. UK Defence Statistics 2010 // Official web-site of DASA (Defense analytical services and advice). URL: http://www.dasa.mod.uk/modintranet/UKDS/UKDS2010/c2/ table213.php (дата обращения: 11.01.2012). Ibid.
Army Chaplains.
Dreher R. Ministers of War: The amazing chaplaincy of the U.S. military // National Review. 2003. Vol. 55. URL: http://old.nationalreview.com/dreher/dre-her200405111628.asp (дата обращения: 23.12.2011). Army Chaplain Corps Activities. P. 1. Paget N.K., McCormack J.R. Op. cit. P. 44. Army Chaplain Corps Activities. P. 1.
O'Donnell J.F. Clergy in the military - Vietnam and after: one chaplain's reflections // The Sword of the Lord. Military Chaplains from the first to the twenty-
2
5
6
7
first century / Ed. by D.L. Bergen. Notre Dame, Ind.: Univ. of Notre Dame Press, 2011. P. 227.
Paget N.K., McCormack J.R. Op. cit. P. 99. O'DonnellJ.F. Op. cit. P. 222. Dreher R. Op. cit.
Cm.: Rabbi Max B. Wall. "We will be": Experiencies of an American jewish chaplain in the Second world war // The Sword of the Lord. P. 187-214; O'Donnell J.F. Op. cit. P. 215-232.
Army Chaplain Corps Activities. P. 16-17.
20 Ibid. P. 9-10.
21 Ibid. P. 10.
22 Ibid. P. 22-24.
23 Ibid. P. 13.
19