УДК 902/904
ВОЕННОЕ ДЕЛО НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕЙ АНГАРЫ В МОНГОЛЬСКУЮ ЭПОХУ
© 2018 г. П. О. Сенотрусова, П. В. Мандрыка
В Монгольскую эпоху у населения Нижнего Приангарья сформировался набор оружия, включающий как местные формы, так и общераспространенные в степном поясе Евразии предметы. Оружие дистанционного боя представлено находками деталей сложносоставных луков и наконечников стрел. Таежное население использовало луки с массивными концевыми накладкам-вкладышами, выполненными из рога. Ближайшие аналогии они находят в памятниках севера Западной Сибири. Среди наконечников стрел преобладают железные плоские и линзовидные в сечении изделия столь популярные в монгольское время, но также широко представлены специфичные шипастые и долотовидные проникатели. Древковое оружие представлено втульчатыми и черешковыми наконечниками копий. К средствам ведения ближнего боя относятся ножи, тесаки, палаши. Тесаки - это массивное режуще-рубящие оружие, известное только в таежной зоне Средней Сибири. Предметы защитного вооружения пока не найдены, поэтому нет оснований говорить о наличии тяжеловооруженных воинов. Наличие в погребениях удил разной конструкции и костей лошади на поселениях, позволяет предполагать у ангарского населения наличие конницы, хотя вероятно, в ограниченном количестве.
Ключевые слова: Нижнее Приангарье, развитое Средневековье, лесосибирская культура, военное дело, лук, наконечники стрел, наконечники копий, тесак, сабля, палаш.
Новые материалы по археологии Нижнего Приангарья первой половины II тыс. н. э. позволили определить хронологические и культурные маркеры памятников этого периода, проанализировать особенности хозяйства, выявить направления культурных связей. Вместе с этим военное дело населения региона продолжает оставаться слабоизученным. Восполняя этот пробел, рассмотрим имеющиеся материалы и попытаемся реконструировать некоторые особенности военного дела населения нижнеангарской тайги в начале II тыс. н. э. Предметы вооружения были зафиксированы в составе сопроводительного инвентаря погребений на памятниках Кода-2, Отика, Сергушкин-3, Усть-Тасеева, Скородум-ный Бык, большая часть материалов получена в ходе раскопок могильника Проспихинская Шивера-ГУ.
Дистанционное оружие представлено деталями сложносоставных луков и наконечников стрел. На нижней Ангаре были распространены луки с двумя концевыми врезными накладками-вкладышами уплощенно-треу-гольного сечения (известно не менее 30 экз.). В основании накладок расположен паз-пропил, на конце полукруглый вырез для тетивы. За пределами региона аналогичные изделия редки, известны, например, в Нижнем Прио-бье (Плеханов, 2014). Луки такой конструкции характерны для таежной зоны Сибири и отражают местную линию развития дистанционного оружия.
В Нижнем Приангарье известна единственная находка роговой фронтальной весло-образной накладки на кибить лука. Вероятно, здесь в ХШ-Х^ вв. появляются луки «монгольского» типа, но местные формы продолжают преобладать (Соловьев, 1987, с. 23).
Из оружия наконечники стрел из железа и рога (не менее 134 экз.) - самые многочисленные. Среди железных дистанционных поникателей преобладают плоские изделия, которые получают широкое распространение в начале II тыс. н. э. по всей Евразии (Соловьев, 1987, с. 45). Чаще встречаются ромбические наконечники и срезни, в том числе вильчатые, есть овально-крылатые экземпляры. У ангарского населения были распространены и наконечники стрел килевидной формы, а также других форм с ромбическим сечением пера. Характерной особенностью набора нижнеангарского лучника являются стрелы с шипами, среди которых преобладают шипа-стые долотовидные срезни.
В Нижнем Приангарье сохраняются некоторые архаичные формы наконечников стрел. К их числу относятся бесчерешковые железные проникатели с роговыми обоймами. Подобный способ крепления наконечника к древку через роговой посредник широко использовался в восточно-сибирской тайге еще в раннем железном веке (Привалихин, 1993: 21). Достаточно архаичными выглядят средневековые наконечники стрел из
рога. Заготовками для них выступали длинные тонкие пластины, что также продолжает традиции раннего железного века.
К снаряжению лучника следует отнести крюк напятиугольной плоской пластине с четырьмя заклепками. Такие предметы в степной зоне использовались для подвешивания колчана (Худяков, 1986, с. 190).
Среди оружия ближнего боя в нижнеангарский материалах отмечены наконечники копий, тесаки, пальма, сабля и палаш.
Втульчатые наконечники копий (20 экз.) - ромбические в сечении, перо вытянуто-шестиугольное или узкое ассиметрично-ромбическое. Пять наконечников крепились к древку с помощью четырехгранных штырей. У двух копий втулка украшена геометрическим орнаментом. Длина наконечников варьирует от 18,0 до 45,0 см, есть один миниатюрный экземпляр, длиной 12,6 см. Линзо-видно-ромбические в сечении втульчатые наконечники копий были распространены по всей Сибири как в раннем Средневековье, так и в конце I - начале II тыс. (Худяков, 1980, с. 53; Соловьев, 1987, с. 100).
Черешковые наконечники копий (дротиков?) (4 экз.), ромбовидные в сечении, с выделенным ребром. Перо асимметрично-ромбическое, узкое, вытянутое. По окончанию черешка выделяются два подтипа: с вильчатым или прямым основанием. Их длина от 17,0 до 29,0 см. В Западной Сибири подобные черешковые копья представлены единичными экземплярами. По мнению А.И. Соловьева, распространению изделий этого класса способствовали опыт применения пальмы и инновации, привнесенные в Сибирь русскими (Соловьев, 1987, с. 99). В таежной зоне Средней Сибири такие копья, вероятно, появляются существенно раньше.
К древковому оружию следует отнести лезвие «пальмы», к которому условно отнесен массивный прямообушковый втульчатый клинок. Втулка несомкнутая, прямая, лезвие треугольное, узкое, короткое. Размеры изделия 26,5^3,1x0,4 см, длина втулки 15,5 см. В Приольхонье подобные предметы бытовали в Х-ХШ вв. (Харинский и др., 2001, с. 141). Известны они и среди находок на острове Сосновом в верховьях Ангары (Асеев, 1980, с. 90). Близко по форме навершие «пальмы», зафиксированое во впускном захоронении IX - начала XI в. на комплексе Хавцал II в Монголии (Харинский и др., 2010, с. 323).
Наиболее характерной формой клинкового средневекового оружия нижней Ангары
являются тесаки (известно не менее 36 экз.). Это массивные изделия, длиной более 17,5 см, шириной более 2,5 см (Тесаки..., 2007, с. 4). Они прямообушковые, с прямоугольной в сечении рукоятью, которая плавно зауживается к загнутому окончанию. Лезвие массивное, с односторонней заточкой, часто несколько расширенное в центральной части. Наиболее поздние подобные изделия известны у якутов, которые они называли «батыайт», и использовались как рубящее оружие (Гоголев, 1986, с. 66).
В Нижнем Приангарье также был найден палаш, сопоставимый по форме с вышеописанными тесаками. Он отличается от них более вытянутыми пропорциями. Длина палаша 58,0 см, ширина лезвия 3,0 см.
На сегодняшний день в нижнем течении Ангары зафиксирована единственная сабля со слабоизогнутым клинком и с железным напускным ладьевидным перекрестием-гардой. Найдена она была в могильнике Проспихинская Шивера-ГУ. Клинок сабли трехгранный в сечении, со слегка отогнутым окончанием, которое на длину 20,0 см оформлено двулезвийным острием. Пластинчатый черенок сужается к концу, он подпрямоуголь-ный в сечении, расположен с клинком на одной оси. В средней части черенка сохранилась крупная железная заклепка, служившая для крепления обкладки рукояти. Общая длина сабли 88,5 см, ширина клинка 2,7 см, толщина лезвия около 0,5 см. Подобное оружие известно в Среднем Причулымье, где слабоизогнутая сабля с ромбическим перекрестием отмечена в материалах Змеинкинского могильника и датируется в пределах Х^ХШ вв. (Беликова, 1996, с. 76). Похожие сабли появляются у енисейских кыргызов не ранее Х в. и используются до монгольского времени включительно (Худяков, 1980, с. 45).
Таким образом, в ходе изучения археологических памятников развитого Средневековья в нижнем течении р. Ангары получена выразительная коллекция предметов вооружения, включающая в себя оружие дистанционного и ближнего боя, предметов амуниции. Выделяется ряд изделий, которые характеризуют местную лесосибирскую культуру: луки с концевыми врезными накладками-вкладышами из рога, наконечники стрел с роговыми обоймами, шипастые наконечники стрел, массивные тесаки и палаши с загнутой рукоятью, втульчатые «пальмы», черешковые наконечники копий (дротиков?). Ангарское население для изготовления наконечников
стрел широко использовало рог, оружие часто украшалось простым геометрическим орнаментом. Вместе с этим в монгольское время в тайге появляются инновации, проникнувшие из районов степного пояса Евразии. Здесь появляются плоские широкие наконечники стрел разных форм, лук монгольского типа, сабля.
В изученных на сегодняшний день нижнеангарских памятниках пока нет свидетельств использования населением доспехов или кольчуг. Однако обилие массивных бронебойных проникателей указывает на то, что аборигены сталкивались с тяжеловооруженными войнами. Наличие в погребениях монгольского времени деталей конского снаряжения позволяет предполагать наличие всадничества, но пока не известно, насколь-
ко широко лошадь использовалась в военном деле.
Представленный набор вооружения и анализ его появления и развития показывают, что, вероятно, в предмонгольское и монгольское время в нижнем течении р. Ангары произошел рост военной напряженности. Подтверждение мы находим в появление городищ в районе ангарской стрелки (Мандры-ка, 2003), а также увеличение числа оружия в погребениях. Кроме военных действий, оружие широко использовалось аборигенным населением и для охоты как на крупных животных для получения мяса и шкур, так и пушных зверьков. Этим обусловлен универсальный характер целого ряда изделий, включая луки, тесаки, «пальмы», наконечники стрел и копий.
ЛИТЕРАТУРА
Асеев И.В. Прибайкалье в средние века (по археологическим данным). Иркутск: Наука, 1980. 150 с.
Беликова О.Б. Среднее Причулымье в X-XIII вв. Томск: Изд-во Том. ун-та., 1996. 272 с.
Гоголев А.И. Историческая этнография якутов (вопросы происхождения культуры). Якутск: Изд-во ЯГУ, 1986. 92 с.
Мандрыка П.В. Средневековое городище в енисейской тайге // Вестник НГУ. 2003. Т. 2. Вып. 3. С.89-91.
Плеханов А.В. Ярте VI - средневековое «городище» на р. Юрибей (п-ов Ямал). Екатеринбург: Деловая пресса, 2014. 124 с.
Привалихин В.И. Ранний железный век Северного Приангарья (цэпаньская культура). Автореф. дисс ... канд. ист. наук. Кемерово. 1993. 25 с.
Соловьев А.И. Военное дело коренного населения Западной Сибири. Эпоха средневековья. Новосибирск: Наука, 1987. 193 с.
Тесаки охотничьи, мачете туристические, разделочные, инструменты для восстановительных и спасательных работ. Общие технические требования и методы испытаний на безопасность. ГОСТ, 52737-2007. М.: Стандартинформ, 2007. 12 с.
Харинский А.В. Приольхонье в средние века: погребальные комплексы. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. тех. ун-та, 2001. 238 с.
Харинский А.В., Эрдэнэбаатар Д., Коростелев А.М. Херексур - универсальный объект погребальной практики // Культура как система в историческом контексте: Опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний. Материалы XV Международной Западно-Сибирской археолого-этногра-фической конференции (Томск, 19-21 мая 2010 г.). Томск: Аграф-Пресс, 2010. С. 322-324.
ХудяковЮ.С. Вооружение енисейских кыргызов VI-XII вв. Новосибирск: Наука, 1980. 176 с.
Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1986. 269 с.
Информация об авторах:
Сенотрусова Полина Олеговна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории археологии, этнографии и истории Сибири, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, Россия); [email protected]
Мандрыка Павел Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий сектором, Лаборатория археологии, этнографии и истории Сибири, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, Россия); [email protected]
MILITARY SCIENCE OF THE POPULATION OF THE LOWER ANGARA DURING THE MONGOLIAN ERA
P. O. Senotrusova, P. V. Mandryka
During the Mongolian era at the population of Lower Angara region the set of weapon including both local forms, and popular in a steppe belt of Eurasia objects was created. Weapon of remote fight is presented by finds of details of slozhnosostavny onions and tips of arrows. The taiga population used onions with massive trailer to slips inserts, executed from a horn. They find the next analogies in monuments of the North of Western Siberia. Among tips of arrows iron flat and linzovidny products in section so popular in the Mongolian time prevail, but also specific shipasty and dolotovidny pronikatel are widely presented. The polearm is presented by vtulchaty and petiolar tips of copies. Knives, hatchets, broadswords belong to means of conducting infighting. Hatchets are massive rezhushche-cutting the weapon known only in a taiga zone of Middle Siberia. Objects of protective arms aren't found yet therefore there are no bases to speak about presence of tyazhelo-vooruzhenny soldiers. Existence in burials of a bit of a different design and bones of a horse on settlements, allows to assume at the Angarsk population existence of a cavalry though it is probable, in limited quantity.
Keywords: Lower Angara region, the developed Middle Ages, the Lesosibirsk culture, military science, onions, tips of arrows, tips of copies, hatchet, saber, broadsword.
About the Authors:
Senotrusova Polina O. Candidate of Historical Sciences, Siberian Federal University. Svobodny Av. St., 79, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation; [email protected]
Mandryka Pavel V. Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor, Siberian Federal University. Svobodny Av. St., 79, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation; [email protected]