УДК - 936.36
ВОЕННОЕ ДЕЛО ГОТОВ
A.B. Федосов
Целью статьи является анализ военного дела готов в период с I по VI вв. Рассматривается эволюция вооружения и тактических приемов, а также основные войны и сражения, в которых участвовали готы. Основное внимание уделяется анализу устоявшегося мнения о готах как о славных, великих воинах, которые нанесли очень серьезный удар по Римской империи. Делается вывод, что данное мнение не соответствует исторической действительности и о достаточно слабом развитии военных структур готского общества.
Ключевые слова: готы, армия, флот, вооружение и снаряжение, война
В 378 г. под Адрианополем произошло крупное сражение между вестготами и римлянами, в результате которого готы одержали блестящую победу. Эта победа была настолько неожиданной и полной, что готов стали называть великими воинами. Возвеличивание готов, идеализация и романтизация их образа, имеет давние корни. Правопреемниками готских королей считали себя Габсбурги. На свою связь с готами указывали и короли Швеции, на их гербе одна из трех корон -это корона Готии. Шведский профессор из Упсалы Олаф Рудбек отождествлял готов с атлантами [1, с. 12 - 13]. Астурийцы считали себя дворянами на том основании, что все они происходят от вестготов. В отечественной историографии XVIII - XIX вв. также были попытки связать с готами происхождение Древнерусского государства [2]. Но дальше всех в воспевании и восхвалении готов пошли, конечно, политические и идеологические руководители Третьего рейха.
В послевоенную эпоху интерес к готам нисколько не уменьшился, и тем не менее, вопрос о военном деле готов ранее подробно не рассматривался [3]. И остается открытым вопрос: обладали ли готы какими-то особенными способностями к военному делу, действительно ли они были чем-то исключительным по доблести и воинственности, или такое представление сформировано потомками, которые руководствовались источниками, часто весьма предвзятыми.
Итак, победа под Адрианополем.
Немногим ранее готы, теснимые гуннами, попросили убежища на территории Восточной Римской империи. Римляне, вначале согласившиеся на это, затем создали им невыносимые условия для жизни [4, §134 - 135]. Доведенные до отчаяния, готы подняли восстание и дрались с такой яростью, что обученные и хорошо вооруженные войска Восточной Римской империи потерпели полное поражение. После этого слава о готах как о доблестных, непобедимых воинах распространилась среди римлян и варваров.
Однако, исход битвы решил не тактический гений готских руководителей, не сила оружия, а несогласованность действий римских войск, своевременный подход с тыла готской конницы.
Итак, до переселения в Северное Причерноморье, вооружение и тактика готов ничем не отличались от других германских племен. Основным оружием было копье - фрамея, длиной примерно 1,5 - 2 м [5, §6]. Впрочем, некоторые исследователи считают, что фрамея - это меч, что тоже сомнительно, т.к. производство металлов было еще в зачаточном состоянии, поэтому мечи были дорогим предметом вооружения даже и в более поздние эпохи. Кроме фрамей использовались своего рода дротики - заточенные и обожженные на конце колья. Из другого оружия использовались топоры, ножи, дубины. Мечи были достоянием самых богатых. Археологические исследования готских культур - вельбаркской и черняховской - позволяют сделать вывод, что оружия у готов было мало, и стоило оно дорого, его берегли и, скорее всего, поэтому в готских погребениях предметы вооружения встречаются очень редко, в отличие от погребений других германцев.
Основным элементом защитного снаряжения был щит, который, наряду с фрамеей, имел и символическое значение - их вручали юноше по достижении зрелости [5, §13]. Доспехи же были чрезвычайно редки из-за сложности изготовления, и потому дороги. Обычные воины имели лишь простейшее вооружение, многие вообще шли в бой обнаженными, демонстрируя тем самым своё бесстрашие и презрение к врагу.
Жизнь гота проходила в подготовке к войне или набегах, которые перемежались с периодами безделья [5, §14, 22]. При этом основой армии было племенное ополчение, которое
возглавляли отличившиеся на войне или охоте мужчины, а профессиональные дружины формировались вокруг удачливых военных вождей и были немногочисленны.
К III веку, в результате миграций в Северное Причерноморье, произошел контакт готов с местными развитыми иранскими племенами - остатками скифов и сарматами. Иранцы, ввиду особенностей рельефа (степи) и кочевого образа жизни, были, в основном, всадниками, которые достигали военной победы путем таранного удара конных копейщиков. Подобную тактику стали перенимать и готы [6, книга VIII (IV), гл. 32], хотя позволить себе коня, доспех и полноценное вооружение всадника могли себе позволить лишь немногие. И только вожди могли дарить такое снаряжение своим дружинникам, образуя немногочисленные конные отряды, которые стали ядром готской армии. Эти воины вооружались, на сарматский манер, длинной пикой-контосом (4,5 - 5 м), которую держали двумя руками и мечом-спатой с клинком до 100 см, которым было удобно наносить удары с коня благодаря смещенному к острию центру тяжести [7, с. 25 - 32]. Из защитного снаряжения использовались кольчуги, чешуйчатые и пластинчатые панцири, вес которых доходил до 25 кг, и шлемы типа 8ра^епЬе1т [8, с. 260]. Щиты не использовались всадниками передних линий, поскольку это мешало бы им держать пику. Стоящие в задних рядах могли пользоваться щитом, т.к. имели более короткие копья.
Несмотря на усиление роли конницы, пехота также оставалась важной и более многочисленной частью готской армии. Снаряжение пехотинца мало изменилось со времен начала миграций. Основным вооружением по-прежнему оставалось копье [5, § 261; 9, книга II, гл. 37]. Защитой воину служили щит и шлем. Пехота могла сражаться как в свободном, так и в плотном строю. Последний напоминал фалангу и назывался «стена щитов» - построение это идеально подходило для отражения атак конницы. Имелись в армии и легкие пехотинцы-застрельщики, вооруженные метательным оружием - дротиками, луками и пращами.
Тактика готского войска теперь сводилась к массированному таранному фронтальному удару конницы, приводящему врага в замешательство, за которым следовала пехота, которая должна была завершить разгром. Теоретически пехота могла связать противника боем, в то время как конница совершала охват вражеского фланга, однако готы обычно были не склонны к тактическим маневрам из-за недостатка дисциплины и слаженности действий. Кроме того, от сарматов готы позаимствовали еще одно тактическое новшество - использование повозок в качестве оборонительных сооружений (вагенбург). Повозками окружали свой лагерь и использовали их в качестве стен от атак врага.
С другой стороны, готы, так долго жившие по соседству с кочевниками, так и не научились толком стрелять из лука с коня. Возможно, они предпочитали не учиться этому сложному искусству самим, а нанимать тех, кто с детства привык ездить и сражаться на лошади, тех же сарматов и других кочевников.
Причерноморский период истории готов отмечен их необычайной военной активностью. Однако набеги готам удавались лишь в те периоды, когда в Империи царила нестабильность, а полководцы сражались между собой за власть.
Странно, что имея выход к морю, готы не имели ни собственного флота. Однако, в результате своих набегов, они захватывали с суши суда противника, и так как собственных специалистов для ведения боевых действий на море у них не было, они нанимали мореходов из племени боранов. И поскольку нападения с моря от них никто не ждал, этим и объясняются первоначальные успехи морских походов готов. При этом морских сражений они никогда не вели, используя корабли лишь как транспортное средство. То, что готы не обладали большими способностями к мореходству, говорят следующие факты: два раза пытались вестготы переправиться в Африку, и оба раза им в этом препятствовал шторм [5, §157 - 167]. Прокопий Кесарийский, упоминая об одном морском сражении, пишет: остготские корабли то сбивались в кучу, то, наоборот, слишком растягивали строй. В итоге, их флот был разгромлен, многие утонули [6, книга VIII (IV), гл. 23].
Последний крупный поход готов в III веке состоялся в 269 году и закончился их сокрушительны поражением при Наиссе (Ниш в Сербии). Поражение было, судя по всему, настолько тяжелым, что более крупных походов на территорию Империи готы не предпринимали. Западная часть готов - тервинги - находилась под постоянным контролем Империи и постепенно попала в полную от нее зависимость.
В то же время другая ветвь готов - гревтунги - не испытывала прямого влияния Империи, однако им пришлось встретиться с куда более страшным противником - гуннами, которые принесли с собой новое оружие - длинный, мощный сложносоставной лук, к которому
прилагались стрелы с бронебойными наконечниками.
Готы потерпели поражение от новых хозяев степи, поскольку практически не имели своих конных лучников, а угнаться за легкими всадниками противника готские катафракты попросту не могли из-за тяжести вооружения и малой маневренности, а потому не могли эффективно сопротивляться, когда их, обессиливших от погони, атаковала конница гуннов.
Желая взять реванш, Винитарий собрал новую армию, в которой были учтены новые тенденции ведения боя - массовое использование конных лучников. Новая тактика и новая армия были успешно опробованы на антах. В ответ гунны, опасавшиеся чрезмерного усиления готов Винитария, начали с ними войну. Поначалу они, усиленные отрядами верных им готов и антов, терпели поражения, однако когда против Винитария выступила главная орда короля гуннов Баламбера, готы были разбиты - сказалось преимущество гуннов в подготовке конных стрелков и их количестве.
Самой длительной и тяжелой войной, которую вели готы (остготы) была война с Восточной Римской империей (Византией) за Италию. В этой войне и проявилась отсталость военной машины готов: их армия не отличалась гибкостью, была неспособна вести долгий позиционный бой, ей не хватало дисциплины и слаженности действий. А готские военачальники не могли тягаться в тактическом и стратегическом искусстве с византийскими полководцами -Велизарием, Нарсесом и другими. Отдельные успехи готов в этой войне связаны скорее с медлительностью, разобщенностью действий различных византийских командиров, а также тем, что Византия долгое время не могла отправить в Италию крупные воинские силы. В основном готы полагались исключительно на свою храбрость и доблесть, однако храбрость и доблесть их быстро улетучивались, если первый натиск на врага не приносил успеха, и лишь полное отчаяние, как во время последней битвы при Везувии, могло заставить их стоять насмерть.
В этой войне проявилась также неспособность готов вести осаду. Они и раньше не отличались особыми талантами в этом искусстве, полагаясь исключительно на то, что голод вынудит защитников сдаться [10, книга XXXI, гл. 15]. Хотя они и использовали различные осадные приспособления, но очень неумело. Прокопий Кесарийский описывает курьезный случай, произошедший при первой осаде Рима: готы, соорудив осадную башню, запрягли в нее быков, чтобы те тащили ее к стене, вместо того, чтобы толкать впереди себя [6, книга V (I), гл. 21]. Естественно, византийцы перестреляли быков, и башня оказалась бесполезной.
Так были ли готы такими славными и непобедимыми воинами, какими они предстают часто в сказаниях и легендах? Готы не одержали ни одной крупной, сравнимой с Адрианопольской, победы над римскими войсками, готские полководцы опасались встречаться в открытом бою с римлянами, т.к. понимали: обученная и дисциплинированная римская армия, особенно если ей руководит способный военачальник, превосходит по боеспособности готское ополчение. Беда в том, что готы оказались неспособны воспринять богатые военные и политические традиции Западной Римской империи. Ни, политические, ни военные, ни гражданские, ни экономические структуры их государств не были развиты, поэтому в первых же серьезных военных столкновениях (с франками и Византией) они терпели тяжелые поражения. Однако слава о готах как о яростных и отважных героях еще долго жила в различных мифах и легендах, хотя они уже давно исчезли с лица Земли.
The article is aimed at analyzing the Gothic military art from I to VI cent. AD. The evolution of armament and tactics is considered, as well as the wars and battles which the Goths took part in. The main point is to analyze the entrenched opinion about the Goths as the great and glorious warriors, which inflicted great damage to the Roman Empire. The conclusion is made, that such an opinion is absolutely false and that the military structures of the Gothic society were weak and underdeveloped.
The key words: the Goths, army, fleet, armament and ammunition, war
Список литературы
1. Хервиг Вольфрам. Готы: от истоков до середины VI в. (опыт исторической этнографии), СПб: Ювента, 2003 г.
2. Е.А. Мельникова, В.Я. Петрухин. Обзор гипотез о происхождении термина «русь» (комментарии к книге Константина Порфирогенита «Об управлении Империей»). С сайта http://www.ukrhistory.narod.ru/texts/konstantin-1.htm.
3. По данной проблеме см., например, X. Вольфрам, указ. соч., стр. 145, 147, 148, 169, 170, 197; М.Б. Щукин. Готский путь, с. 259 - 263, СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2005; В.П.
Никифоров. Вооружение готов по данным греческих и латинских источников в III - VII вв. // Краеугольный камень: археология, история, искусство, культура России и сопредельных стран. РАН, Институт истории материальной культуры. Т. II, М.: Ломоносовъ, 2010; Peter J. Heather. The Goths. Blackwell Publishing, UK. P. 130 - 151
4. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. С сайта http://www.vostlit.info
5. Публий Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии. С сайта http://ancientrome.ru
6. Прокопий Кесарийский. Война с готами. С сайта http://www.vostlit.info
7. Новый Солдат. №61. Сарматы против Греции и Рима. 600 г. до н.э. 450 г. н.э. Военноисторический альманах. Г. Артемовск: Книга, 2002.
8. П. Коннолли. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории, М.: Эксмо-Пресс, 2000.
9. Григорий Турский. История франков. М.: Центрполиграф, 2009.
10. Аммиан Марцеллин. Римская история (Деяния). / Пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни под ред. Л. Ю. Лукомского. СПб: Алетейя. 2000.
Об авторе
Федосов A.B. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].