Научная статья на тему 'Военно-учебная и военно-научная деятельность генерала С. Л. Маркова'

Военно-учебная и военно-научная деятельность генерала С. Л. Маркова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА / БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРМИИ / МАРКОВ С.Л. / МИХАЙЛОВСКОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ПАВЛОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914-1918) / РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА (18771878) / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА (1904-1905) / СКОБЕЛЕВ М. Д. / MARKOV S. L. / 1ST WORLD WAR (1914-1918) / RUSSIAN2TURKISH WAR (1877-1878) / RUSSIAN2JAPANESE WAR (1904-1905) / SKOBELEV M.D / JOINT STAFF ACADEMY / WHITE MOVEMENT / MILITARY GEOGRAPHY / MILITARY EDUCATION / MILITARY SCHOOLS / THE JOINT STAFF / HISTORY OF RUSSIAN ARMY / MIHAILOVSKOE ARTILLERY COLLEGE / PAVLOVSKOE MILITARY COLLEGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гагкуев Р. Г.

Статья повествует о военно-учебной и военно-исторической деятельности генерала С.Л. Маркова (1878-1918), участника Русско-японской (1904-1905) и Первой мировой войн (1914-1918), одного из основателей Белого движения. Рассказывается о его опыте преподавания в 1908-1914 гг. в военных училищах и Академии Генерального штаба, а также о создании им учебных курсов по военной географии и военной истории. Также внимание уделено военно-историческим работам автора, анализирующим опыт Русско-турецкой (1877-1878) и Русско-японских войн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military-training and military-historical activity of the general S.L. Markov

The key theme of the article is the military-training and military-historical activity of general S. L. Markov (1878-1918), the participant of the Russian-Japanese (1904-1905) and The First World war (1914-1918), one of the founders of the «White movement». Special attention is attended to his experience in teaching in 1908-1914 in military colleges and in the Joint Staff Academy, and also to the creation of training courses on military geography and a military history. The author also looks at Markov's military-historical works of, analyzing experience of Russian-Turkish (1877-1878) and Russian-Japanese wars.

Текст научной работы на тему «Военно-учебная и военно-научная деятельность генерала С. Л. Маркова»

Военно-учебная

рг гагкуев, канд.ист. наук и военно-научная

Институт российской истории ____ ___ _____

ран деятельность генерала

С.Л. Маркова

Статья повествует о военно-учебной и военно-исторической деятельности генерала С.Л. Маркова (1878-1918), участника Русско-японской (1904-1905) и Первой мировой войн (1914-1918), одного из основателей Белого движения. Рассказывается о его опыте преподавания в 1908-1914 гг. в военных училищах и Академии Генерального штаба, а также о создании им учебных курсов по военной географии и военной истории. Также внимание уделено военно-историческим работам автора, анализирующим опыт Русско-турецкой (1877-1878) и Русско-японских войн.

Ключевые слова: Академия Генерального штаба, Белое движение, военная география, военное образование, военно-учебные заведения, Генеральный штаб, история Русской армии, Марков С.Л., Михайловское артиллерийское училище, Павловское военное училище, Первая мировая война (1914-1918 ), Русско-турецкая война (18771878), Русско-японская война (1904-1905), СкобелевМ. Д.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Сергей Леонидович Марков (1878-1918) сегодня известен прежде всего как один из основоположников Белого движения на Юге России и создателей Добровольческой армии. Это, конечно, справедливо, но справедливо лишь отчасти. Талантливый русский военачальник, участник Русско-японской (1904-1905) и Первой мировой (1914-1918) войн, генерал-лейтенант (1917), Георгиевский кавалер, он еще до начала Гражданской войны в России был хорошо известен в военно-научных кругах. Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба Маркова, не разразись летом 1914 г. мировая война. К тому времени он был штатным преподавателем Николаевской академии Генерального штаба, Павловского военного и Михайловского артиллерийского училищ, а его перу принадлежали несколько учебников для военно-учебных заведений и работ по русской военной истории.

Военно-учебная и военно-историческая деятельность Маркова началась с окончанием Русско-японской войны. Молодой офицер, вернувшийся с фронта, стал активно публиковаться в военной периодике. По словам участника Русско-японской войны

генерала А.И. Деникина, «маньчжурская неудача послужила для большинства моральным толчком к пробуждению, в особенности среди молодежи. Никогда еще, вероятно, военная мысль не работала так интенсивно, как в годы после японской вой-

Страницы истории

159

ны. О необходимости реорганизации армии говорили,писали, кричали. Усилилась потребность в самообразовании, значительно возрос интерес к военной печати » [1]. И среди этих «писавших» и «кричавших» был и возвратившийся с фронта капитан Сергей Марков, начавший в скором времени свою преподавательскую деятельность. С 1908 г. Марков читал курсы по тактике, военной географии и русской военной истории в Павловском военном и Михайловском артиллерийском училищах [2]. С 1911 г. в возрасте 33 лет Марков начал работу штатным преподавателем в оконченной им семью годами ранее Николаевской академии Генерального штаба, где читал курс истории военного искусства.

Сохранились немногочисленные воспоминания о Маркове-преподавателе, написанные много лет спустя в эмиграции. Одно из таких свидетельств относится к преподаванию курса военной географии, занимавшего в военно-учебной деятельности Маркова одно из ведущих мест. «Юнкера Павловского военного училища, готовящиеся стать офицерами, естественно, обращали большее внимание на такие предметы, как тактика, фортификация, артиллерия, чем на военную историю и географию, особенно на последнюю, так как она не находила в их представлении ясного практического применения, да и была, в сущности, малоинтересна, - вспоминал один из учеников Маркова. - Поэтому военная география проходилась юнкерами формально, лишь для получения хорошей отметки. Это был предмет, подсобный для основных и имевший второстепенное значение. Но преподавать его стал подполковник Марков, не терпящий формального отношения к делу, внесший в преподавание живой дух, связавший все, что давалось предметом военной географии, с реальной жизнью, с войной, со всеми деталями, с которыми столкнется офицер на войне. Начав с того, что он привлек внимание юнкеров к себе -видом, манерами, живостью и энергией, красивой речью, ее образностью, - посте-

пенно, но и быстро, он увлек юнкеров и самим предметом. Все - и местность, и жизненные ресурсы, и само население районов возможныхбоевых действий, все принимало важное значение. <...> Во время занятий подполковник Марков (в 1909 г. он был произведен в подполковники. - Р.Г.) задавал неожиданные вопросы, обращаясь то к одному, то к другому юнкеру. Беда, если юнкер не даст ответа, но хуже, если он что-то ответит, лишь бы ответить. Подполков-никМарков не стеснялся и отчитывал круто. Особенно страдными часами для юнкеров были репетиции, которые они должны были сдавать. Подполковник Марков не ценил формального запоминания предмета, а глубину его осознания и усвоения. Он признавал продуманные, серьезные ответы. Иные ответы вызывали с его стороны резкую отсылку юнкеров «на свое место» и постановку неудовлетворительной отметки. Особенно трепетали перед его добавочными вопросами» [3, с. 380-382].

Свою преподавательскую деятельность Марков дополнял выпуском учебных курсов. Наиболее проработанный из них - курс военной географии России - выдержал до начала Первой мировой войны два издания.

Первое издание учебника, написанного в соавторстве с полковником Генерального штаба Г.Г. Гиссером, - «Военная география России. Исследование отдельных театров военных действий» - вышло в 1909 г. [4] На титульном листе учебника Марков числится уже преподавателем Павловского военного училища; судя по предисловию, к этому времени он уже имел опыт педагогической деятельности. В дальнейшем учебник был доработан авторами в связи с изменениями в программе военно-учебных заведений и в 1911 г. переиздан [5].

Учебник выдержал конкурс в Главном управлении военно-учебных заведений и после рецензирования был принят для распространения в военных училищах. Сохранился отзыв подполковника Генерального штаба Н.Н. Алексеева на направленное ему для рассмотрения издание: «Небольшой по

160 Высшее образование в России • № 11, 2010

объему, но богатой по содержанию является разбираемая. книга: в ней кратко, без излишних подробностей, но, вместе с тем, весьма обстоятельно проведено исследование всей нашей пограничной полосы, с указанием самим порядком изложения приемов военно-географического исследования отдельных театров. Совершенно справедливо поступили составители, ограничившись в своих исследованиях отдельных театров характеристикой, в основу которой положено то значение, которое присуще ему по занимаемому положению. Легкость изложения в связи с отчетливыми схемами способствует изучению предмета. <...> В общем, книга эта является прекрасным пособием для ознакомления с нашей пограничной полосой и желательной для самого широкого распространения в училищах как учебник» [6].

Третье издание учебника было подготовлено в 1913 г. В число авторов вошел также подполковник Генерального штаба В.Р. Кан-ненберг [7]. Соглашение о создании учебника для военных училищ между авторами и Главным управлением военно-учебных заведений было заключено еще в 1912 г. В 1913-1914 гг. новый учебник, прошедший обсуждение, был готов, и осенью 1914 г. предполагалось отправить его в печать. Но разгоревшаяся мировая война помешала его выходу. «Возникшие военные обстоятельства дают повод предполагать, что как политическая жизнь почти всех государств Европы, их границы, а также и прочие данные, которые необходимо включить в курс военной географии, после окончания войны неизменно подвергнутся значительным изменениям, вследствие чего и издаваемый учебник военной географии будет подлежать некоторой переработке. <. > При таких обстоятельствах признается необходимым не приступать к изданию этого учебника до окончания войны», - заключал исполняющий должность начальника Главного управления военно-учебных заведений генерал-лейтенант Г.М. Яковлев [8]. При этом особой комиссией Главного управления во-

енно-учебных заведений было признано, что авторы выполнили свои обязательства и по окончании войны должны будут внести в текст учебника изменения, произошедшие в границах государств, после чего он будет наконециздан [9].

Курс военной географии России не был единственным учебником, в написании которого принял участие С.Л. Марков. В 1911 г. вышел учебник «Военная география иностранных государств », составленный им в соавторстве с подполковником Г.Г. Гис-сером [10]. Он состоял из двух частей: «Военная организация Германии, Австро-Венгрии, Румынии, Турции, Китая и Японии» и «Краткий обзор иностранных пограничных театров», и также был принят в качестве учебника для военных училищ. Уже в ходе войны, в 1915 г., был выпущен еще один учебник по военной географии, в создании которого принимал участие Сергей Леонидович, - «География внеевропейских стран» [11].

Между тем военная география была не единственной темой военно-учебной деятельности Маркова. По курсам тактики, военного искусства и военной истории им изданы «Записки по истории Русской армии », в которых давался анализ проводив-

Страницы истории

161

шихся в России в XIX веке военных реформ

[12]. Предметом его интереса была и Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Немало места в его работах уделено анализу военных событий, политической обстановки, а также причин, вызвавших войну. Особое внимание автор обращал на «самобытные национальные черты нашей армии и русского солдата, гибкие формы боевого порядка, развитие духа» [3, с. 383].

Помимо учебных пособий, в 19071912 гг. Марков выпустил в свет ряд книг, посвященных военной истории России. В 1907 г. под его редакцией вышел в свет сборник приказов М.Д. Скобелева - знаменитого «белого генерала», охватывающий период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

[13]. Очевидно, что знакомство Маркова со скобелевскими приказами произошло в 1907 г., когда он служил старшим адъютантом штаба 16-й пехотной дивизии, которой в Русско-турецкую войну 18771878 гг. командовал М.Д. Скобелев. В 1912 г. к открытию в Москве памятника Скобелеву Марковым была выпущена брошюра о судьбе «белого генерала». Небольшое жизнеописание, в котором видна неподдельная любовь автора к своему герою, свидетельствует о том, кто был идейным вдохновителем, примером в жизни и учителем в военном искусстве для одного из наиболее известных участников Белого дела. В уже упоминавшихся «Записках по истории Русской армии» среди главных военных деятелей второй половины XIX века личности М.Д. Скобелева уделено больше всего места. Подробно описаны Марковым и его действия при изложении хода Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. [14].

Не оставлял Марков и тему другой войны - Русско-японской - тему, горькую для него и всего русского офицерства. В 1911 г. вышла его книга «Еще раз о Сандепу», целиком посвященная разбору операции Русской армии под Хейгоутаем [15]. Кроме того, Марков публикует в военной периодике статьи, где дается анализ причин поражения России в минувшей кампании. Еще в 1906 г.

Генеральным штабом был выпущен сборник «Русско-японская война в сообщениях академии Генерального штаба» под редакцией профессора академии по кафедре русского военного искусства А.И. Баиова [16]. Наряду с такими уже известными авторами, как полковники Н.А. Данилов, Н.П. Вад-больский, В.Ф. Новицкий и другие, тогда еще капитан Марков написал статью о действиях Восточного отряда генерала Г.К. Штакельберга на реке Шахэ [17]. В предисловии редактор сборника особо отмечал статью молодого офицера: «Кроме сообщений, сделанных в академии, в первую часть сборника, в видах полноты и цельности описания событий войны, включена также и статья Генерального штаба капитана Маркова. <.. .> Статья эта не сделалась предметом сообщений только лишь по недостатку времени. Академия искренне благодарна капитану Марковуза доставленную им возможность сделать настоящий сборник более полным и полезным. ».

К сожалению, вихрь революций и войн не позволил Маркову в полной мере проявить свой талант военного ученого и преподавателя. Размеренный ход жизни Сергея Леонидовича с многочисленными экзаменами, заседаниями, комиссиями, рассмотрениями и т. д. был прерван в августе 1914 г. начавшейся Первой мировой войной, получившей у современников название Второй Отечественной, или Великой. Началась новая страница его жизни. Отправляясь на фронт, Марков едва ли мог себе представить, что ему не суждено уже будет вернуться к полновесной преподавательской деятельности, и следующие, последние, четыре года своей жизни он проведет почти целиком на фронтах двух войн -Первой мировой и Гражданской.

Осенью 1916 г. Марков был вызван с фронта во вновь открывшуюся для подготовки офицеров Николаевскую академию Генерального штаба, где пробыл до начала 1917 г. «Все это, господа, вздор, только сухая теория! На фронте, в окопах - вот где настоящая школа. Я ухожу на фронт, куда

162 Высшее образование в России • № 11, 2010

приглашаю и вас!» - наставлял он слушателей академии, офицеров-фронтовиков, возвращаясь в действующую армию [3, с. 387].

Последовавшие вскоре революционные события 1917 г. привели к развалу фронта и началу братоубийственной Гражданской войны. Оказавшись в конце 1917 г. на Дону вместе с генералом Л.Г. Корниловым, Марков стал одним из организаторов Добровольческой армии. Первый Кубанский «Ледяной» поход Добрармии, совершенный зимой-весной 1918 г., сделал его имя легендарным среди добровольцев. И эта легенда оставалась с Добровольческой армией на протяжении всей Гражданской войны, несмотря на скорую гибель С.Л. Маркова 12 (25) июня 1918 г. в бою у станции Шаблиевка, в самом начале Второго Кубанского похода.

Литература

1. Деникин А.И. Путь русского офицера. Ста-

тьи и очерки на исторические и геополитические темы / Сост. Л.Ю. Тремсина; предисл. и коммент. Ю.А. Трамбицкого. М., 2006. С. 236.

2. Российский государственный военно-ис-

торический архив (РГВИА). Ф. 310. Оп. 1. Д. 123. Л. 316-317, 322-322 об.

3. Павлов В.Е. Марковцы в боях и походах за

Россию в освободительной войне 19171920 гг. Кн. 1. Париж, 1962. С. 380-382.

4. Гиссер Г.Г, Марков С.Л. Военная геогра-

фия России (прикладная часть). Исследование отдельных театров военных действий. СПб., 1909.

5. Гиссер Г.Г, Марков С.Л. Военная геогра-

фия России (прикладная часть). Исследование отдельных театров военных действий. 2-е изд. СПб., 1911.

6. РГВИА. Ф. 725. Оп. 46. Д. 1077. Л. 3.

7. РГВИА. Ф. 725. Оп. 48. Д. 677.

8. РГВИА. Ф. 725. Оп. 48. Д. 677. Л. 63.

9. РГВИА. Ф. 725. Оп. 48. Д. 677. Л. 53; 63-63 об.

10. Гиссер Г.Г, Марков С.Л. Военная география иностранных государств. СПб., 1910.

11. Бобин, Марков, Менжинский. География внеевропейских стран. Пг., 1915 (РГВИА. Ф. 725. Оп. 48. Д. 677. Л. 76).

12. Марков С.Л. Записки по истории Русской армии. Эпоха реформ (18561891 гг.). СПб., 1912; Марков С.Л. Записки по истории Русской армии. Новейшая эпоха с 1891 г. до наших дней. СПб., 1912; Марков С.Л. Атлас чертежей к курсу истории Русской армии. Курс арт. училищ. СПб., 1912.

13. Приказы генерала Скобелева в 1877-78 годах / Составление и редакция капитана С. Л. Маркова. [СПб.], 1907.

14. Марков С.Л. Записки по истории Русской армии. Эпоха реформ (1856-1891 гг.). С. 13-22.

15. Марков С.Л. Еще раз о Сандепу. 1-й Сибирский армейский корпус в боях под Хейгоутаем с 11 по 15 января 1905 г. Из дневника офицера, причисленного к Генеральному штабу. СПб., [1911].

16. Русско-японская война в сообщениях академии Генерального штаба / Под ред. А.И. Баиова. СПб., 1906.

17. Марков С.Л. Операция на реке Шахэ. Действия Восточного отряда генерал-лейтенанта Штакельберга // Русско-японская война в сообщениях Академии Генерального штаба. С. 305-339.

GAGKUEVR. MILITARY-TRAINING AND MILITARY-HISTORICAL ACTIVITY OF THE GENERAL S.L. MARKOV

The key theme of the article is the military-training and military-historical activity of general S. L. Markov (1878-1918), the participant of the Russian-Japanese (1904-1905) and The First World war (1914-1918), one of the founders of the «White movement». Special attention is attended to his experience in teaching in 1908-1914 in military colleges and in the Joint Staff Academy, and also to the creation of training courses on military geography and a military history. The author also looks at Markov's military-historical works of, analyzing experience of Russian-Turkish (1877-1878) and Russian-Japanese wars.

Keywords: Markov S. L., Joint Staff academy, White movement, military geography, military education, Military schools, the Joint Staff, history of Russian army, Mihailovskoe artillery college, Pavlovskoe military college, 1st World war (1914-1918), Russian-Turkish war (1877-1878), Russian-Japanese war (1904-1905), Skobelev M.D.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.