Научная статья на тему 'ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА'

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
259
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АНГОЛА / ЖОАУ ЛОУРЕНСУ / ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ / РЫНОК ВООРУЖЕНИЙ / MILITARY-TECHNICAL COOPERATION / ANGOLA / JOãO LOURENçO / ARMS TRADE / ARMS MARKET

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дадаян Давид Степанович, Аникеев Григорий Владимирович

В статье представлены основные этапы военно-технического сотрудничества России и Анголы, в том числе особенности реализации последних двусторонних соглашений с учётом необходимости дальнейшего закрепления России на рынке вооружений Анголы, включая развитие системы обучения ангольских военнослужащих в российских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-TECHNICAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF ANGOLA

The article presents the main stages of military-technical cooperation between Russia and Angola. Attention is paid to the peculiarities of the implementation of the latest bilateral agreements in this area. It confirms the need for further consolidation of Russia in the arms market of Angola, taking into account the current security challenges of this country, including through the development of the system of training of Angolan serviceman in Russian universities

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА»

УДК 327 (470+673):339.92

Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации и Республики Ангола

Давид ДАДАЯН Григорий АНИКЕЕВ

Наследие войны

Военно-техническое сотрудничество традиционно остаётся одной из перспективных сфер российско-ангольского взаимодействия. Во многом оно является следствием налаженных экономических и военно-политических связей советского периода.

Начиная с конца 70-х годов правительство Анголы активно сотрудничало сначала с Советским Союзом, а затем и с Российской Федера-

цией, выступая в международных отношениях в качестве традиционного союзника на Африканском континенте. Благодаря столь тесным отношениям между двумя странами стало возможным списание в 1996 г. 3,5 из 5 млрд долл. долговых обязательств Анголы перед российской стороной [ 1]. По условиям подписанного соглашения остаток суммы должен быть возвращён до 2016 г. в виде векселей. Основную часть

ДАДАЯН Давид Степанович - доцент кафедры международных отношений и международного права Московского гуманитарно-экономического университета, кандидат политических наук. SPIN-код: 5191-3508, E-mail: diplomato@mail.ru

АНИКЕЕВ Григорий Владимирович - военный переводчик. E-mail: frunzak@mail.ru

Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, Ангола, Жоау Лоуренсу, торговля оружием, рынок вооружений.

1 Кому Россия прощала долги // Коммерсантъ. 2013. 10 декабря // URL: https://www. kommersant.ru/doc/2364889

долга составляли займы в счёт контрактов на поставку вооружения и военной техники в Анголу.

Значительная часть полученной из СССР сухопутной боевой техники, самолётов и вертолётов была потеряна во время интенсивных боевых действий, а также из-за тяжёлых условий эксплуатации и отсутствия качественного технического обслуживания.

К сфере военно-технического сотрудничества СССР и Анголы также следует отнести масштабную подготовку кадров - практически весь её офицерский корпус прошёл обучение в советских военных вузах. Финансирование поставок вооружения происходило из выданных советской стороной льготных кредитов, которые частично погашались поставками энергоресурсов и другой продукцией. Кроме того, Советский Союз получил право на размещение на территории Анголы морских пунктов базирования, а также на использование ангольских авиабаз для дозаправки самолётов дальней авиации.

С распадом СССР, а также с началом в Анголе процесса мирного урегулирования (1989-1992 гг.) объём военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Ангола существенно сократился. После отказа группировки П№.1ТА признать результаты выборов 1992 г. и возобновления боевых действий правительство Анголы обратилось к руководству России с просьбой о возобновлении сотрудничества. Однако российская сторона, отчасти

под давлением США, уклонилась от переговоров, заявив о необходимости развивать отношения на взаимовыгодной основе и напомнив Анголе о долге за поставленное в советское время оружие.

Освободившуюся нишу оперативно заняли поставщики из числа стран СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан) и Восточной Европы (Болгария, Словакия, Польша, Чехия). Очевидно, что приоритет в закупках вооружений ангольскими военными в период боевых действий отдавался подержанному оружию советского производства. И хотя Ангола, скорее всего, приобретала это вооружение по льготным ценам, тем не менее она продемонстрировала свою платёжеспособность. Это заставило российских экспортёров вернуться на ангольский рынок вооружений.

В 90-е годы между Россией и Анголой был подписан целый ряд контрактов о поставках танков, бронемашин, артиллерийских систем, самолётов, вертолётов и прочего вооружения и техники [2]. Кроме того, по соглашению 2000 г. Россия возобновила обучение ангольских военнослужащих в российских военных вузах.

В конце 90-х годов Республика Ангола стала лидером среди государств Африканского континента по объёму импорта вооружения и военной техники, существенная часть которых была российская. Во многом этот арсенал позволил правительству Анголы реализовать решающее наступление на позиции П№ПА.

2 Сергеев В., Барабанов М. Характеристика рынка вооружений Анголы. Центр анализа стратегий и технологий // URL: http://cast.ru/products/articles/kharakteristika-rynka-vooruzheniy-angoly.html

Переход к мирной жизни

После гибели в 2002 г. лидера

UNITA Ж. Савимби гражданская война в Анголе, длившаяся в течение нескольких десятилетий, фактически завершилась. Ангола постепенно приступала к восстановлению разрушенного во время войны за независимость и гражданской войны хозяйства. В 2002 г. была принята долгосрочная экономическая программа, предполагающая широкий спектр мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, восстановление и модернизацию промышленности, в первую очередь нефте- и горнодобывающей. Военные расходы были значительно сокращены.

Стабилизация внутриполитической обстановки открыла возможности для значительных иностранных инвестиций. Этому во многом способствовал начавшийся рост цен на нефть и наличие солидных запасов полезных ископаемых. Всё это привело к быстрому экономическому росту.

На протяжении трёх лет, с 2005 по 2008 г., ежегодный прирост ВВП страны составлял около 20%, что делало Анголу лидером экономического роста среди стран Африки. Однако по мере стабилизации цены на нефть и её последующего снижения темпы роста ангольской экономики в последние годы сократились до уровня 3-5% в год. Уменьшение темпов роста экономики сопрово-

ждалось высоким уровнем рождаемости (население Анголы увеличилось примерно в два раза за последнее десятилетие). В итоге по показателям ВВП на душу населения Ангола продолжает оставаться в числе бедных стран, занимая 125-е место в мире [3].

Ключевой проблемой Анголы и ангольской экономики остаётся неравенство в доходах населения. Небольшая экономическая и политическая верхушка (несколько тысяч человек) аккумулирует большую часть прибылей от экспорта нефти и алмазов, при этом подавляющая часть населения остаётся далеко за чертой бедности. Результатом является сохраняющаяся общая отсталость страны: по индексу развития человеческого потенциала Ангола, по данным за 2018 г., находится на 147-м месте [4].

Несмотря на то что военные расходы Анголы после завершения гражданской войны были сокращены, но на военный бюджет приходится существенная часть государственных расходов, а вопрос о модернизации вооруженных сил сохраняет свою актуальность. Прежде всего это касается военно-морских сил, которые находятся в тяжёлом состоянии и перед которыми стоит задача охраны шель-фовых нефтяных месторождений.

Новый этап в развитии двусторонних отношений начался с ви-

3 ВВП на душу населения стран мира 2018 // URL: http://fmcan.ru/articles/51_wp-na-dushu-naselenija-stran-mira-2018/

4 Индексы и индикаторы человеческого развития. Обновлённые статистические данные 2018 год / Программа развития ООН // URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_ human_development_statistical_update_ru.pdf

зита президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша в Россию (октябрь 2006 г.). В ряду документов было подписание межправительственного соглашения о военно-техническом сотрудничестве. Это свидетельствовало о том, что Республика Ангола продолжает ориентироваться на советскую/российскую военную технику, однако её масштабные закупки остались в прошлом. Кроме России на ангольский рынок вооружений всё активнее стали проникать другие страны.

В октябре 2013 г. между правительствами России и Анголы было заключено двустороннее соглашение «О реализации Программы военного, военно-технического сотрудничества и сотрудничества по вопросам правоохранительной деятельности между Российской Федерацией и Республикой Ангола на 2014-2020 годы» [5].

По этому соглашению ангольские вооружённые силы должны были получить технику на общую сумму около 6 млрд долл. (причём эти деньги Ангола взяла в кредит у российского банка ВТБ).

В соглашение были включены самолёты: Су-30К, МиГ-29СМ, Ил-76, Ан-140, Як-130; вертолёты: Ми-28, Ка-52, Ми-24П, Ми-171; зенитно-ракет-ные комплексы дальнего и ближнего рубежей; корабли: патрульные корабли береговой охраны, патрульные и сторожевые катера.

Все силовые структуры должны были получить новое стрелковое и автоматическое оружие, гранаты, средства защиты, грузовые и служебные автомобили, множество единиц инженерной техники.

Бронетехника, уже находящаяся на вооружении ВС Анголы, должна была пройти модернизацию и ремонт.

Помимо поставок оружия и техники, согласно Программе, Россия должна была построить заводы по изготовлению стрелкового оружия, бронетанкового и артиллерийского вооружения, создать центральные командные пункты для ВС и национальной полиции, пограничный центр подготовки, произвести подготовку кадров для ВС и многое другое. Контракт такого масштаба мог бы вывести ангольскую армию на передовые позиции не только в регионе, но и во всей Африке.

Одним из пунктов этого соглашения является поставка Анголе 18 самолётов Су-30К (истребители, которые были возвращены Индией после их плановой замены). Ожидалось, что поставки самолётов начнутся в 2018 г. и станут основной ударной силой истребительной авиации страны [6]. Однако в 2014 г. мировые цены на нефть значительно упали, соответственно, бюджет Анголы сократился из-за падения цен на энергоресурсы. В итоге соглашение 2013 г. остаётся пока частично реализованным.

5 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о реализации Программы военного, военно-технического сотрудничества и сотрудничества по вопросам правоохранительной деятельности между Российской Федерацией и Республикой Ангола на 2014-2020 годы (7 октября 2013 г., Луанда) // URL: http://docs.cntd.ru/ document/499065188

6 Angola negoceia com Rússia nova compra de avioes militares // Vivenciaspressnews. 2017. 23 júlho // URL: https://vivenciaspressnewsxom/angola-negoceia-com-Rú ssia-nova-compra-de-avioes-militares/

Сохраняя преемственность

В последние годы регулярными

стали встречи руководителей оборонных ведомств России и Анголы. 1 августа 2015 г. нынешний президент Анголы Жоау Лоуренсу, в то время занимавший должность министра обороны, посетил Москву для встречи со своим российским коллегой С. Шойгу. На встрече были обсуждены вопросы сотрудничества двух стран в военной сфере. Министр обороны России подчеркнул, что сильные Вооружённые Силы Анголы являются гарантом стабильности и безопасности в Южноафриканском регионе и Россия готова содействовать этому в полной мере [7].

Готовность к максимальному развитию военного и военно-технического сотрудничества между двумя странами была подтверждена в ходе переговоров заместителя министра обороны России А. Фомина с государственным секретарём по оборонной политике и международному сотрудничеству Республики Ангола адмиралом гашпаром душ Сантушем Руфину (август 2018 г.).

Логическим продолжением этой серии переговоров стал официальный визит в Россию нового президента Анголы Ж. Лоуренсу (апрель 2019 г.). Несмотря на то что нынешний президент Анголы активно борется с коррупционным наследием предыдущего президента Эдуарду

душ Сантуша, в отношениях с Россией он продолжил традиционную линию на поддержание дружественных отношений. На переговорах на высшем уровне стороны, наряду с прочими договорённостями, условились об укреплении взаимодействия в сфере безопасности и обороны, в частности, за счёт активизации консультаций между компетентными органами России и Анголы [8].

В эксклюзивном интервью ТАСС президент Ж. Лоуренсу отметил, что хотел бы укрепить сотрудничество в области здравоохранения, образования, военно-технического сотрудничества и в сфере безопасности.

«В последнем случае нам хотелось бы не просто покупать российские вооружения и военную технику, но и разместить отдельные виды военного производства на нашей территории», - подчеркнул ангольский лидер [ 9].

Одним из итогов этого визита стало создание Делового совета Россия - Ангола (март 2019 г.), направленного на развитие деловых контактов между двумя странами. Возглавил Совет генеральный директор АЛРОСА С. Иванов. Очевидно, что создание данного Совета призвано активизировать двустороннюю торговлю, показатели которой начиная с 2016 г. стабильно падают (в 2018 г. товарооборот России с Анголой составил 79,5 млн долл., в том

7 Россия и Ангола активизируют военно-техническое сотрудничество // Информационное агентство EuroAsiaDaily. 2015. 1 августа // URL: https://eadaily.com/ru/news/2015/08/01/ rossiya-i-angola-aktivrnmyut-voenno-tehmcheskoe-sotrudnichestvo

8 Совместное коммюнике по итогам официального визита Президента Республики Ангола в Российскую Федерацию. 2019. 4 апреля // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5398

9 Интервью президента Анголы Жоау Лоуренсу // ТАСС. 2019. 4 апреля // URL: https:// tass.ru/interviews/6229077

числе экспорт из России - 49,5 млн, а импорт из Анголы - 30 млн долл.) [10]. Анализ этих данных демонстрирует две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, идёт резкое сокращение российского экспорта в Анголу, но с другой - постепенное наращивание ангольского импорта. Такой порядок цифр -следствие сокращения закупок российской военной техники и вооружений. Однако сторонам удалось найти новый драйвер роста взаимной торговли в форме развития сотрудничества в алмазной сфере, разработке месторождений, добыче и обработке драгоценных камней и металлов.

Между тем активизировать российско-ангольские отношения можно за счёт традиционных сфер сотрудничества. В преддверии официального визита президента Анголы министр обороны страны Сальвиану де Хесус Секейра подчеркнул роль России в формировании нескольких поколений ангольских военнослужащих, а также то, что техника и военная доктрина, которыми обладает Ангола, в основном из России. Он заявил, что страна продолжает готовить кадры в России и что в настоящее время много студентов поступают в российские военные учебные заведения [11].

В этой связи следует особо отметить успешную подготовку анголь-

ских военных кадров в профильных российских учебных заведениях.

По данным на 2018 г., в российских высших учебных заведениях обучалось более тысячи ангольских граждан, в том числе в вузах Минобороны России проходят обучение 623 военнослужащих из Анголы. Кроме того, МВД России осуществляет обучение ангольских полицейских по программам высшего образования.

В конечном счёте, как определил президент России В. Путин, «...это ещё одно убедительное свидетельство качества нашего высшего военного образования» [12].

В Анголе работает представительство государственной корпорации «Ростех», обеспечивая интересы «Рособоронэкспорта». Необходимо отметить, что данные о поставках продукции военного назначения в целом в африканские страны имеют закрытый характер. Поэтому нет возможности оперировать конкретными цифрами и дать точный анализ соотношения финансовых объёмов поставок по линии «Рособоронэкспорта», а также экспортёров из других государств мира. Тем не менее информация из открытых источников позволяет утверждать, что «Россия на этом рынке занимает одно из первых мест.

Доля нашей страны в поставках только в страны Африки южнее Сахары является самой значительной и составила за период 2011-2015 годов

10 Торговля между Россией и Анголой в 2018 г. Внешняя торговля России. 2019. 9 февраля // URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-angoloy-v-2018-g/

11 Joäo lourenço na rnssia para reforco da cooperaçào // Journal de Angola. 2019. 1 abril // URL: http://jornaldeangola.sapo.ao/politica/joao-lourenco-na-russia-para-reforco-da-cooperacao

12 Выступление Президента РФ В. Путина на совещании по вопросам развития системы военного образования, 15 ноября 2013 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/19631

42

GБGЗРEВАTEЛЬ-OBSERVER

8/2019

около 30 процентов» [13]. При этом, по данным Центра анализа мировой торговли оружием, показатель соотношения военных расходов Анголы и ВВП этой страны с 2010 по 2017 г. составил 4,01%. Это наиболее высокий показатель среди африканских стран южнее Сахары (если не брать в расчёт Эритрею - 4,07%). В то же время в последние годы данное соотношение постепенно уменьшается и в 2017 г. равнялось 2,5%, что лишь немного выше усреднённого общемирового показателя (2,16%) [14].

Среди других проектов также отметим участие АО «Рособроноэкспорт», ПАО РКК «Энергия» им. С. П. Королёва и АО «Росэксимбанк» в форми-

ровании системы спутниковой связи и вещания Анголы «Ангосат». В настоящее время ведётся работа по созданию спутника «Ангосат-2».

Отдельно можно сказать об участии Анголы в международных военных играх, проводимых в основном в России.

Танковые экипажи ангольских ВС участвуют в этом международном военном соревновании начиная с 2014 г. и, несмотря на слабую подготовку, с каждым годом улучшают свои показатели в общем зачёте и приобретают опыт применения боевой техники в различных условиях.

Перспективы

Говоря о перспективах военно-технического сотрудничества России и Анголы, в первую очередь надо отталкиваться от потребностей последней. Ангола на данный момент не имеет потенциальных противников, но внутренняя обстановка в соседних странах не всегда стабильна, и при смене политического руководства ситуация в стране может кардинально поменяться.

Периодически дают о себе знать проблемы с северо-восточными провинциями, где сильны сепаратистские настроения.

Неурегулированной остаётся ситуация с возвращением беженцев и временно перемещённых лиц, тех, кто вынужден был покинуть Анголу во время гражданской войны.

В связи с неутихающими конфликтами в соседних странах по периметру ангольских границ крайне остро встала проблема незаконной миграции.

Не менее актуальными остаются проблемы нелегального трафика алмазов и драгоценных металлов, оружия и наркотиков.

Наконец, правительство Анголы придаёт в последнее время особое значение защите своих экономических интересов в сфере эффективного контроля над своей исключительной экономической зоной и континентальным шельфом, а также борьбе с пиратством.

В то же время на современном этапе Вооружённые Силы Анголы являются одними из многочисленных и наиболее оснащённых в реги-

13 Интервью главного советника генерального директора Рособоронэкспорт Ю. Демченко ТАСС. 2016. 14 сентября // URL: http://roe.ru/press-centr/press-relizi/yuriy-demchenko-otvetil-na-voprosy-tass/

14 Ежегодник ЦАМТО-2018. Статистика и анализ мировой торговли оружием // URL: http:// www.armstrade.org/files/yearly_2018_1_1.pdf

оне. А во внешней политике Луанде удалось выстроить вполне прагматичные и стабильные отношения с ведущими центрами современного мира. Это обстоятельство несколько снижает актуальность угроз традиционного характера (имеется в виду возможность межгосударственных вооружённых конфликтов). Основной техникой армии Анголы являются устаревшие образцы советского производства, они смогут послужить стране еще максимум 10-15 лет, после чего их замена будет просто необходима.

Российско-ангольское межправительственное соглашение на поставку вооружения, военной техники, стрелкового оружия и пр., которое остаётся пока в подвешенном состоянии, могло бы практически разом решить эту проблему, и ангольские вооружённые силы могли бы планомерно пополняться новыми видами вооружения, подготовленными кадрами и начать собственное производство военной техники и боеприпасов.

Существуют также идеи превращения Анголы в неофициальную общеафриканскую «ремонтную базу»

советской техники, поскольку большое количество этой техники было поставлено в страны Африки как СССР, так и Российской Федерацией.

При этом всё ещё актуальной остаётся проблема относительно низкого уровня боевой подготовки личного состава. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения военно-технического сотрудничества с Россией, то можно с уверенностью сказать, что подготовка офицеров ВС Анголы в России - залог развития дружественных российско-ангольских отношений в будущем. Как известно, и бывший и нынешний президенты Анголы в своё время учились в советских и российских вузах. Поэтому обучение молодых ангольских офицеров в России формирует уже новое поколение военно-политической элиты Анголы в традициях дружбы и сотрудничества, помогает выстраивать горизонтальные связи как на официальном, так и на неофициальном уровнях. Всё это важно и с точки зрения развития сотрудничества по военно-технической линии, и для укрепления влияния России на Африканском континенте.

Таким образом, российским экспортёрам вооружений необходимо продолжить борьбу за этот перспективный рынок. Сегодня Россия уже не имеет на нём доминирующего положения, так как на ангольском рынке активно действуют Китай, Израиль, Италия, Португалия, Испания и другие страны - экспортёры вооружений. Однако Россия обладает обширной базой для экспансии: это и большой парк вооружения советского и российского производства, и обученный в СССР и России офицерский корпус.

При этом, разделяя мнение известных российских африканистов, заметим, что в рамках развития военно-технического сотрудничества со странами Африки следует в максимально возможной степени учитывать не только то, что мы можем предложить африканцам, но и то, что для них важно на данном этапе. Необходимо также применять и новые формы торгово-экономического сотрудничества, включая современные маркетинговые и финансово-расчётные механизмы. Выход на африканские рынки и завоевание

устойчивых позиций требует системной политико-дипломатической, кредитно-финансовой, правовой поддержки со стороны российского государства, задача которого - повысить шансы отечественного бизнеса на рынках Африки за счёт разработки таких моделей российско-африканского партнёрства, которые в оптимальной степени совмещали бы национальные и корпоративные интересы, государственные и предпринимательские возможности [15].

При наличии соответствующей политической воли и учёта российской стороной интересов и возможностей ангольских партнёров Россия способна вновь стать крупнейшим поставщиком оружия в Анголу на взаимовыгодных условиях и на долгосрочную перспективу. При этом прагматизм в выстраивании новых отношений с Анголой будет в большей степени отвечать интересам самой России.

Библиография • References

Абрамова И., Фитуни Л. Потенциал Африканского континента в стратегии развития российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 9. C. 24-35. [Abramova I., Fituni L. Potencial Afrikanskogo kontinenta v strategii razvitiya rossijskoj ekonomiki // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2017. № 9. S. 24-35|

ВВП на душу населения стран мира 2018 // URL: http://fincan.ru/articles/51_vvp-

na-dushu-naselenija-stran-mira-2018/ [VVP na dushu naseleniya stran mira 2018 // URL: http://fincan.ru/articles/51_vvp-

na-dushu-naselenija-stran-mira-2018/| Выступление Президента РФ В. Путина на совещании по вопросам развития системы военного образования, 15 ноября 2013 г. // URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/19631 [Vystuplenie Prezidenta RF V. Putina na soveshchanii po voprosam razvitiya sistemy voennogo obrazovaniya, 15 noyabrya 2013 g. // URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/19631] Ежегодник ЦАМТО-2018. ^ат^стика и анализ мировой торговли оружием //

URL: http://www.armstrade.org/files/yearly_2018_1_1.pdf [Ezhegodnik CAMTO-2018. Statistika i analiz mirovoj torgovli oruzhiem // URL:

http://www.armstrade.org/files/yearly_2018_1_1.pdf] Индексы и индикаторы человеческого развития. Обновлённые статистические данные 2018 год / Программа развития ООН // URL: http://hdr.undp.org/ sites/default/ffles/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf [Indeksy i indikatory chelovecheskogo razvitiya. Obnovlyonnye statisticheskie dannye 2018 god / Programma razvitiya OON // URL: http://hdr.undp.org/sites/default/ files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf] Интервью главного советника генерального директора Рособоронэкспорт Ю. Демченко ХА^. 2016. 14 сентября // URL: http://roe.ru/press-centr/press-relizi/yuriy-demchenko-otvetil-na-voprosy-tass/

15 Абрамова И., Фитуни Л. Потенциал Африканского континента в стратегии развития российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2017. № 9. С. 34.

8/2019

0Б0ЗPEBАTEЛЬ-0BSERVER

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45

[Interv'yu glavnogo sovetnika general'nogo direktora Rosoboroneksport YU. Demchenko TASS. 2016. 14 sentyabrya // URL: http://roe.ru/press-centr/press-relizi/yuriy-demchenko-otvetil-na-voprosy-tass/] Интервью президента Анголы Жоау Лоуренсу // ТАСС. 2019. 4 апреля // URL:

https://tass.ru/interviews/6229077 [Interv'yu prezidenta Angoly ZHoau Lourensu // TASS. 2019. 4 aprelya // URL:

https://tass.ru/interviews/6229077] Кому Россия прощала долги // Коммерсантъ. 2013. 10 декабря // URL: https://

www.kommersant.ru/doc/2364889 [Komu Rossiya proshchala dolgi // Kommersant». 2013. 10 dekabrya // URL: https://

www.kommersant.ru/doc/2364889] Россия и Ангола активизируют военно-техническое сотрудничество // Информационное агентство EuroAsiaDaily. 2015. 1 августа // URL: https:// eadaily.com/ru/news/2015/08/01/rossiya-i-angola-aktiviziruyut-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo [Rossiya i Angola aktiviziruyut voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo // Informacionnoe agentstvo EuroAsiaDaily. 2015. 1 avgusta // URL: https://eadaily. com/ru/news/2015/08/01/rossiya-i-angola-aktiviziruyut-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo]

Сергеев В., Барабанов M. Характеристика рынка вооружений Анголы. Центр анализа стратегий и технологий // URL: http://cast.ru/products/articles/ kharakteristika-rynka-vooruzheniy-angoly.html [Sergeev V., Barabanov M. Harakteristika rynka vooruzhenij Angoly. Centr analiza strategij i tekhnologij // URL: http://cast.ru/products/articles/kharakteristika-rynka-vooruzheniy-angoly.html] Совместное коммюнике по итогам официального визита Президента Республики Ангола в Российскую Федерацию. 2019. 4 апреля // URL: http://www.kremlin. ru/supplement/5398 [Sovmestnoe kommyunike po itogam oficial'nogo vizita Prezidenta Respubliki Angola v Rossijskuyu Federaciyu. 2019. 4 aprelya // URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/5398]

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ангола о реализации Программы военного, военно-технического сотрудничества и сотрудничества по вопросам правоохранительной деятельности между Российской Федерацией и Республикой Ангола на 2014-2020 годы (7 октября 2013 г., Луанда) // URL: http://docs.cntd.ru/document/499065188 [Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Angola o realizacii Programmy voennogo, voenno-tekhnicheskogo sotrudnichestva i sotrudnichestva po voprosam pravoohranitel'noj deyatel'nosti mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Angola na 2014-2020 gody (7 oktyabrya 2013 g., Luanda) // URL: http://docs.cntd.ru/document/499065188] Торговля между Россией и Анголой в 2018 г. Внешняя торговля России. 2019. 9 февраля // URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-angoloy-v-2018-g/ [Torgovlya mezhdu Rossiej i Angoloj v 2018 g. Vneshnyaya torgovlya Rossii. 2019. 9 fevralya // URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-angoloy-v-2018-g/] Joäo lourenço na russia para reforco da cooperaçao // Journal de Angola. 2019. 1 abril // URL: http://jornaldeangola.sapo.ao/politica/joao-lourenco-na-russia-para-reforco-da-cooperacao

46

GБGЗРEВАTEЛЬ-OBSERVER

8/2019

Angola negoceia com Rússia nova compra de avioes militares // Vivenciaspressnews. 2017. 23 júlho // URL: https://vivenciaspressnews.com/angola-negoceia-com-Rússia-nova-compra-de-avioes-militares/

Статья поступила в редакцию 18 июля 2019 г.

Requirements for materials,

submitted to the editorial board "06o3peBaTenb-0bserver", are published on the site:

http://observer.materik.ru

For more details see website of the Higher Attestation Commission:

http://vak.ed.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.