Научная статья на тему 'Военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля (1950-е первая половина 1960-х гг. )'

Военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля (1950-е первая половина 1960-х гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
512
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАЛИЗАЦИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / "ДОКТРИНА ХАЛЬШТЕЙНА" / NORMALIZATION OF RELATIONS BETWEEN STATES / MILITARY COOPERATION / HALLSTEIN DOCTRINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сайнакова Вера Сергеевна

Рассматриваются основные факторы, которые способствовали и препятствовали установлению военно-технического сотрудничества ФРГ и Израиля, особенности его развития в указанный период, а также значение военно-технического сотрудничества для обоих государств, его роль в нормализации отношений между ФРГ и Израилем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the main prerequisites and obstacles for military cooperation, the specific features of its development in 1950s early 1960s, the significance of military cooperation for both the states and its role in the process of normalisation of relations between the FRG and Israel.

Текст научной работы на тему «Военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля (1950-е первая половина 1960-х гг. )»

В. С. Сайнакова

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФРГ И ИЗРАИЛЯ (1950-е - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1960-х гг.)

Рассматриваются основные факторы, которые способствовали и препятствовали установлению военно-технического сотрудничества ФРГ и Израиля, особенности его развития в указанный период, а также значение военно-технического сотрудничества для обоих государств, его роль в нормализации отношений между ФРГ и Израилем.

Ключевые слова: нормализация межгосударственных отношений; военно-техническое сотрудничество; «доктрина Халь-штейна».

На германо-израильские отношения влиял и продолжает влиять негативный опыт политики национал-социалистов в отношении еврейского населения Европы. В конце 1940-х гг. любые контакты между Западной и Восточной Германией, с одной стороны, и Израилем - с другой, казались невозможными. Однако 1950-е - первую половину 1960-х гг. можно охарактеризовать как период нормализации отношений между ФРГ и Израилем на межгосударственном уровне, который привел к взаимному признанию и установлению между этими государствами дипломатических отношений в 1965 г. Отношения между ГДР и Израилем, напротив, не были нормализованы вплоть до конца существования ГДР.

Разный характер взаимоотношений обеих частей Германии с Израилем был обусловлен международной обстановкой в тот период - «холодной войной», германо-германскими противоречиями. С 1950-х гг. западногерманское правительство во внешней политике, в том числе на Ближнем Востоке, придерживалось «доктрины Хальштейна». Одной из важнейших задач политики ФРГ на Ближнем Востоке было не допустить ухудшения отношений с арабскими государствами, признания ими ГДР, что в конечном счете означало бы укрепление восточного блока в регионе. Другой важной внешнеполитической задачей Федеративной Республики была нормализация отношений с Израилем, которая служила цели реабилитации немцев в глазах международного сообщества. В условиях арабо-израильского конфликта эти задачи противоречили друг другу, часто ставя политическое руководство ФРГ перед дилеммой. Западная Германия была вынуждена предоставлять помощь в развитии арабским государствам и одновременно предпринимать шаги по нормализации отношений с Израилем. Некоторые сферы сотрудничества с Израильским государством, такие как военнотехническое сотрудничество, сотрудничество спецслужб, некоторые виды финансовой помощи Израилю, были засекречены не только в интересах Израильского государства, но и Западной Германии, которая опасалась резкого ухудшения отношений с арабскими государствами. Восточная Германия, в свою очередь, стремилась расширить круг государств, с которыми она поддерживала дипломатические отношения, что относилось и к ближневосточному региону. В арабоизраильском конфликте позиция ГДР определялась политикой всего восточного блока, это означает, что она была антиизраильской и проарабской.

Кроме того, правительства ФРГ и ГДР заняли разные позиции по вопросу об ответственности немцев за национал-социалистические преступления, в частно-

сти, преступления против евреев. Западная Германия взяла на себя ответственность за преступления национал-социалистов и признала требование Израиля о реституции еврейской собственности, конфискованной национал-социалистами. Восточная Германия, напротив, не признала ответственности перед еврейским народом и отклонила требование Израильского государства о возмещении ущерба.

Особую роль в процессе нормализации отношений между ФРГ и Израилем сыграло военно-техническое сотрудничество, которое создавало для руководителей обоих государств целый комплекс проблем.

С одной стороны, военное сотрудничество противоречило интересам ФРГ с точки зрения реальной политики. Огласка контактов между Западной Германией и Израилем могла привезти к ухудшению отношений с арабскими странами вплоть до разрыва экономических и дипломатических отношений. Поставки вооружений Израилю противоречили законодательству ФРГ - ст. 26 Основного закона, запрещающей действия, которые могут нарушить мирное сосуществование народов, и допускающей поставки оружия только с разрешения правительства [1], Закону о контроле над оружием 1961 г., конкретизирующему данную статью [2], и Закону о внешней торговле 1961 г., параграф 7 которой предусматривает ограничение торговых операций в интересах безопасности и мирного сосуществования народов [3]. Кроме того, поставки оружия Израилю могли нанести ущерб усилиям западно-германского правительства по формированию образа «другой Германии», стремящейся содействовать мирному сосуществованию государств.

С другой стороны, военно-техническое сотрудничество с Израилем имело свои положительные стороны для Западной Германии, оно могло сыграть большую роль в сближении между двумя государствами. Во второй половине 1950-х гг. премьер-министр Израиля Д. Бен-Гурион активно принимал меры по сближению с ФРГ. 27 июня 1957 г. на пресс-конференции он публично выразил надежду на скорейшее установление дипломатических отношений с Западной Германией и в дальнейшем неоднократно повторял свое заявление [4. С. 465]. Однако западно-германское руководство отказывалось от формализации отношений с Израилем, опасаясь реакции арабских государств. Поставки оружия могли «компенсировать» Израилю отсутствие дипломатических отношений, поскольку в военных поставках Израильское государство нуждалось больше, чем в экономической помощи и дипломатическом признании со стороны ФРГ, что подчеркивал в феврале 1965 г. в интервью журналу «Шпигель» Ш. Перес, ко-

торый в тот момент был министром обороны Израиля [5. С. 38]. Кроме того, для руководителей ФРГ поставки вооружений Израилю имели важное военностратегическое значение, поскольку усиление Израильского государства в военном плане создавало противовес влиянию Советского Союза на Ближнем Востоке [6. С. 137].

Военно-техническое сотрудничество с ФРГ отвечало национальным интересам Израиля. В этот период военный и стратегический баланс на Ближнем Востоке складывался не в пользу этого государства. После заключенного в 1955 г. договора между Египтом и Чехословакией, в арабские страны стала поступать советская военная техника. Д. Бен-Гурион настойчиво, но безуспешно пытался добиться гарантий безопасности от Соединенных Штатов или, по крайней мере, поставок оружия. Однако преобладающим в администрации Д. Эйзенхауэра было мнение о необходимости поддержания дружественных отношений как с арабскими странами, так и с Израилем. Понимание важности Израиля как стратегической и военной опоры Запада на Ближнем Востоке возникло в 1958 г. в связи с государственным переворотом в Ираке и возникшей угрозой политическим режимам Иордании и Ливана, а крупномасштабное военное сотрудничество с Израилем началось только после Шестидневной войны 1967 г.

Во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. единственным крупным поставщиком оружия Израилю была Франция. Но франко-израильское военное сотрудничество стало сокращаться в связи с обострением конфликта в Алжире в конце 1950-х гг., предоставлением Францией независимости Алжиру в 1962 г. и ее постепенной переориентацией на арабские страны, а с введением Ш. де Голлем эмбарго на поставки оружия в Израиль в декабре 1968 г. полностью прекратилось. Поставки вооружений Израилю осуществляла также Великобритания, но нерегулярно, небольшими партиями и по высоким ценам [4. С. 486].

Одной из важнейших задач израильское руководство в лице Д. Бен-Гуриона считало расширение круга государств - поставщиков вооружений. В качестве возможного крупного поставщика он рассматривал Западную Германию, несмотря на то, что немецкие поставки оружия могли вызвать в Израиле моральное порицание и противодействие как оппозиционных партий, так и партнеров партии МАПАИ по коалиции. В своих аргументах в защиту сближения с ФРГ Д. Бен-Гурион подчеркивал, что основой политики в отношении этого государства должны быть интересы безопасности Израиля. Роль Западной Германии в международных отношениях возрастает, поэтому Израилю более выгодно поддерживать с ней дружественные отношения [4. С. 483]. Кроме того, Д. Бен-Гурион высоко оценивал преимущества от сотрудничества с ФРГ, говоря о том, что позиция этого государства оказывает влияние на отношения Соединенных Штатов с каким-либо другим государством [7. С. 476].

Первые контакты в военной сфере состоялись в ходе подготовки соглашения о возмещении ущерба Израилю. С марта 1952 г. директор Израильского государственного военно-промышленного предприятия Цви Дар вел в Западной Германии переговоры о воз-

можности получения в рамках соглашения товаров двойного назначения. Соглашение о возмещении ущерба было подписано в сентябре 1952 г. и ратифицировано в марте 1953 г. Оно не предусматривало поставок товаров, которые могли быть использованы в военных целях, однако такие поставки стали осуществляться. В декабре 1955 г. Цви Дар сообщил в Израильскую миссию в Кельне о том, что для оснащения государственного военно-промышленного предприятия из средств, поступающих по соглашению, было выделено 2,25 млн долл. [8. С. 356]. При налаживании военнотехнического сотрудничества с ФРГ Д. Бен-Гурион решал жизненно важные вопросы - вопросы безопасности Израильского государства, что обусловило активные действия израильской стороны. В установлении контактов с министерством обороны ФРГ во главе с Ф.-Й. Штраусом участвовали глава Израильской миссии в Кельне Ф. Шиннар и полковник А. Таль, который был направлен в Израильскую миссию осенью 1956 г. В результате в начале 1957 г. между министерствами обороны обоих государств была достигнута договоренность, согласно которой в ФРГ были направлены образцы советского оружия, захваченного израильской армией во время Суэцкого кризиса, и образец израильского пистолета-пулемета «Узи».

Другим направлением сотрудничества стала помощь в повышении квалификации, которую Западная Германия оказывала израильской армии. С ноября 1957 г. после одобрения западно-германского министерства обороны и получения виз израильские солдаты и офицеры стали проходить стажировку при французских оккупационных войсках на территории ФРГ. В феврале 1958 г. число стажирующихся израильских офицеров достигло 8, а солдат - 149, в то время как число солдат и офицеров из Ирака, Ливана, Эфиопии и латиноамериканских стран не превышало 10 [9. С. 473]. В 1960-е гг. молодые израильские офицеры стали проходить обучение при бундесвере [10. С. 143].

Более крупное по масштабам военно-техническое сотрудничество началось в конце 1950-х гг., в чем заметную роль сыграла Франция. Французское руководство, с одной стороны, следовало на тот момент дружественному курсу по отношению к Израилю и ФРГ. С другой стороны, его тяготил тот факт, что Франция играет роль единственного крупного поставщика вооружений Израилю, что создавало определенные внешнеполитические сложности, в особенности в отношениях с арабскими государствами. С начала 1957 г. по дипломатическим каналам при посредничестве французских официальных лиц готовилась встреча между Ф.-Й. Штраусом и Ш. Пересом, которая состоялась 27 декабря 1957 г. в обстановке полной секретности в резиденции Штрауса в Ротте. В переговорах также принимали участие глава израильской миссии по закупке оружия во Франции и будущий посол Израиля в ФРГ А. Б. Натан и командующий израильскими танковыми войсками во время Суэцкой компании Х. Ласков. Участники обсуждали возможность поставок в Израиль учебно-испытательных реактивных самолетов, транспортных самолетов «Норатлас» немецко-французского производства, противотанковых ракет, артиллерии, а также поставок в ФРГ израильских пистолетов-

пулеметов «Узи» [11. С. 347]. Договоренности, достигнутые в Ротте, стали основой для двусторонних военных поставок.

Первые военные поставки стали осуществляться из Израиля в ФРГ в конце 1959 г. Они включали минометные боеприпасы, военную форму, рюкзаки, пистолеты-пулеметы «Узи», которые министерство обороны признало наиболее подходящими для вооружения бундесвера и полиции. К 1965 г. Израиль поставил в Западную Германию товары на сумму 250 млн немецких марок [12. С. 437]. Военные поставки из Израиля осуществлялись на фоне процесса перевооружения ФРГ. Для руководства Федеративной Республики, в особенности для К. Аденауэра и Ф.-Й. Штрауса, были важны поставки именно этого государства, поскольку факт участия Израиля в перевооружении можно было использовать в споре с противниками этого процесса, уменьшить к нему негативное отношение.

Вопрос о военно-техническом сотрудничестве с ФРГ, как и вопрос о взаимоотношениях с послевоенной Германией в целом, использовался в политической борьбе в Израиле. Дискуссии велись внутри правительственной коалиции между партией Д. Бен-Гуриона МАПАЙ и партиями МАПАМ и Ахдут Ха'авода. Две последние партии считали, что военно-техническое сотрудничество с Западной Германией противоречит морали и выступали против такого сотрудничества [13. С. 503]. Еще более сильное противодействие существовало со стороны оппозиционной партии Херут во главе с М. Бегином, которая также занимала антинемецкие позиции. Споры о военно-техническом сотрудничестве с Западной Германией вызвали два внутриполитических кризиса в Израиле: в декабре 1957 г. - в связи со встречей Ф.-Й. Штрауса и Ш. Переса - и в июне - июле 1959 г. - в связи с обсуждением военных поставок в ФРГ. Оба кризиса сопровождались острыми дебатами в Кнессете, роспуском и формированием нового правительства (практически в прежнем составе). В обоих случаях Д. Бен-Гурион добивался поддержки своего курса в отношении Западной Германии. Например, политический кризис 1959 г. закончился одобрением с минимальным перевесом количества голосов в Кнессете военных поставок в ФРГ.

Договоренности между Ф.-Й. Штраусом и Ш. Пересом легли также в основу секретного проекта поставок военной техники в Израиль, который разрабатывался министерством обороны ФРГ. Детали этого проекта оговаривались в ходе переговоров, которые велись в конце 1950-х - начале 1960-х гг. между Ш. Пересом, с одной стороны, и Ф.-Й. Штраусом и К. Аденауэром - с другой, а также уточнялись на встрече Д. Бен-Гуриона и К. Аденауэра, состоявшейся 14 марта 1960 г. в Нью-Йорке. Поскольку военно-техническое сотрудничество ФРГ и Израиля было засекречено, большинство договоренностей, по словам Ш. Переса, были устными [14.

С. 141].

Поставки Западной Германии в Израиль начались в конце 1959 г. Эти поставки имели для Израиля не только военное значение, они могли рассматриваться в качестве прямой экономической помощи. Первоначально предполагалось, что оплата военной техники будет отсрочена, но фактически поставки осуществлялись без-

возмездно - расходы несла Западная Германия. В бюджете министерства обороны ФРГ они проходили под заголовком «помощь в вооружениях» [15. С. 1559]. Вооружения направлялись в Израиль в обход немецкого бюджетного законодательства, требующего одобрения бундестага. С декабря 1962 г. К. Аденауэр для достижения большей легитимности поставок стал регулярно информировать ведущих представителей фракций бундестага о деталях сотрудничества с Израилем [18. С. 5]. Ф.-Й. Штраус в своих воспоминаниях писал: «Мы тайно достали из складов бундесвера обещанное Израилю снаряжение и оружие, а затем для отвода глаз заявили в полицию о некоторых случаях хищений. Вертолеты и самолеты без знаков государственной принадлежности перелетели во Францию и были доставлены на судах из Марселя в Израиль...» [11. С. 347]. Только часть поставляемой военной техники производилась в Западной Германии, остальные вооружения были произведены ФРГ совместно с другими государствами либо полностью производились за рубежом - во Франции, Швеции, США, Великобритании - и оплачивались ФРГ.

Первоначально военные поставки включали грузовики, учебно-испытательные реактивные самолеты, вертолеты, самолеты связи, противотанковые пушки. Однако Д. Бен-Гуриона и Ш. Переса интересовало, прежде всего, получение тяжелой военной техники. 8 июня 1962 г. на встрече К. Аденауэра, Ш. Переса и М. Даяна, который был на тот момент министром сельского хозяйства, израильская делегация настаивала на включении в поставки зенитных орудий, подводных лодок, танков [12. С. 6].

В связи с секретным характером сотрудничества круг лиц, участвующих в принятии решений, был ограничен. В ФРГ решения принимал небольшой совет безопасности под руководством К. Аденауэра, в который входили представители ведомства канцлера, министерства обороны, министерства иностранных дел. В министерстве иностранных дел преобладало мнение о том, что в интересах ФРГ - не допустить ухудшения отношений с арабскими государствами, поэтому его представители критически относились к военнотехническому сотрудничеству с Израилем, что особенно проявилось после отставки Г. фон Брентано и вступления на должность министра иностранных дел Г. Шредера в ноябре 1961 г. Он настаивал на прекращении военных поставок и на обмене с Израилем торговыми миссиями, наделенными консульскими полномочиями [17. С. 1246].

В Израиле решения по военно-техническому сотрудничеству с Западной Германией принимали 7 человек - члены подкомитета обороны Кнессета, которые действовали без согласия самого Кнессета. Кабинет министров, в том числе министр иностранных дел Голда Мейр, зачастую не уведомлялись о деталях сотрудничества.

В середине 1960-х гг. военно-техническое сотрудничество с Израилем стало обременять ФРГ. Сообщения о сотрудничестве с конца 1950-х гг. неоднократно появлялись в прессе, что создавало для правительства Западной Германии внутри- и внешнеполитические сложности. Г. Шредеру и государственному секретарю

министерства иностранных дел К. Карстенсу приходилось давать объяснения представителям фракции СДПГ на заседаниях бундестага, а также арабским государствам. К. Аденауэр к этому времени пришел к выводу о необходимости замены обещанных поставок военной техники финансовой помощью. Однако новая американская администрация во главе с президентом Дж. Кеннеди приняла решение о расширении военной помощи Израилю. На К. Аденауэра было оказано давление с тем, чтобы Западная Германия расширила свои поставки за счет резервов НАТО. Канцлер ФРГ не сразу дал положительный ответ, но после подписания договора о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве между Советским Союзом и ГДР в 1964 г. руководство ФРГ нуждалось в гарантиях безопасности со стороны США и в вопросе о поставках вынуждено было уступить. Западная Германия согласилась поставить Израилю 150 американских танков М-48 через территорию третьего государства, где эти танки должны быть оснащены более современными моторами и орудиями [18. С. 196].

Расширение поставок военной техники спровоцировало кризис в отношениях ФРГ с арабскими государствами, которые развернули широкую кампанию за прекращение поставок, угрожая экономическим бойкотом ФРГ и дипломатическим признанием ГДР. 27 января 1965 г. египетский президент Г. А. Насер в качестве меры давления официально пригласил главу ГДР В. Ульбрихта.

Пропагандистская кампания арабских государств вызвала внутриполитические волнения в Западной Германии. В бундестаге фракция СДПГ, несмотря на то, что в других вопросах занимала произраильскую позицию, потребовала немедленного прекращения военных поставок в Израиль как нарушающих законодательство [19. С. 9]. В начале марта 1965 г. западногерманское правительство пришло к выводу о необходимости остановить шантаж со стороны арабских государств. Было принято решение о прекращении экономической помощи Египту и поставок военной техники в Израиль. Отказавшись от выполнения договоренностей с Израилем, федеральное правительство было вынуждено компенсировать свой отказ. Взамен обещанных поставок Израилю были предложены установление дипломатических отношений и экономическая помощь. Израильские политические лидеры пошли на компромисс. 7 марта Кнессет проголосовал за установление дипломатических отношений с ФРГ. 12 мая канцлер ФРГ Л. Эрхард и израильский премьер-министр Л. Эшколь объявили об установлении дипломатических отношений [20. С. 653]. Таким образом, военнотехническое сотрудничество послужило толчком нормализации отношений между ФРГ и Израилем.

По словам Ф.-Й. Штрауса, связь между двумя государствами не была дорогой с односторонним движением [11. С. 348], т.к. поставки вооружений осуществлялись как из Западной Германии, так и в обратном направлении. Однако немецкие поставки были более масштабными и включали качественно иные товары. Это означает, что военно-техническое сотрудничество имело большее значение для Израиля. В документах министерства иностранных ФРГ указывается, что сумма сделки с Израилем составила 239 млн немецких марок. К январю 1965 г. были осуществлены поставки на сумму 161 млн немецких марок и включали зенитные батареи, самолеты «Норатлас», вертолеты «Сикор-ский», грузовики, противотанковые пушки «Кобра», различную амуницию. Из 150 обещанных американских танков в Израиль было отправлено 90 [18. С. 195]. Ш. Перес отмечал большую роль европейских поставок оружия в победе израильтян в Шестидневной войне. Крупные партии оружия поставляла ФРГ, еще более крупные - Франция. Но, как утверждал Ш. Перес, немецкие поставки были лучше организованы [4. С. 624]. Важность немецких поставок для Израильского государства подтверждает тот факт, что для Д. Бен-Гуриона военно-техническое сотрудничество с Западной Германией было продиктовано прагматизмом, необходимостью обеспечения безопасности Израильского государства, укрепления его военной мощи. Эти принципы лежали в основе всей его политики в отношении ФРГ.

Что касается ФРГ, то военно-техническое сотрудничество с Израилем ставило ее в двойственное положение. Оно сыграло решающую роль в сближении с Израильским государством, что было одной из задач внешней политики ФРГ. Одновременно оно вызвало кризис в отношениях с арабскими государствами, который в Восточной Германии назвали провалом ближневосточной политики ФРГ [21. С. 755]. Большинство из них разорвали в 1965 г. дипломатические отношения с ФРГ и признали ГДР. В экономическом плане поставки военной техники в Израиль не принесли особой выгоды, поскольку осуществлялись за счет бюджета ФРГ, хотя и способствовали развитию отдельных отраслей военной промышленности. Однако военные поставки могли рассматриваться как одна из форм возмещения ущерба Израильскому государству, а потому имели большое значение в морально-этическом и эмоциональном плане. Как отметил посол ФРГ в Израиле Н. Ханзен, для Федеративной Республики поставки вооружений представляли собой большой внешнеполитический риск, они противоречили соображениям реальной политики и были обусловлены, в первую очередь, морально-этическими факторами [4. С. 496].

ЛИТЕРАТУРА

1. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland. Режим доступа: http://www.bundestag.de/parlament/funktion/gesetze/grundgesetz/index.htm

2. Ausführungsgesetz zu Artikel 26 Abs. 2 des Grundgesetzes. Режим доступа: http://bundesrecht.juris.de/krwaffkontrg/index.html

3. Außenwirtschftsgesetz. Режим доступа: http://bundesrecht.juris.de/awg/index.html

4. Hansen N. Aus dem Schatten der Katastrophe: deutsch-israelische Beziehungen in der Ära Adenauer und Ben-Gurion. Ein dokumentierter Bericht.

Düsseldorf: Droste Verlag, 2002. 891 s.

5. Eine Grenze ist nicht mit Botschaftern zu verteidigen. Spiegel-Gespräch mit dem israelischen Minister für Verteidigung Schimon Peres // Der Spiegel.

1965. № 9. S. 38-40.

6. Ein Gespräch mit Franz-Josef Strauß // Vogel R. Der deutsch-israelische Dialog: Dokumenation eines erregenden Kapitels deutscher Außenpolitik.

München: Saur, 1987. S.136-140.

7. Dokument № 159. Auszug aus einer Rede von D. Ben Gurion auf einer Sitzung des MAPAI-Exekutivrates, Beit Berl, Tel-Aviv // Jelinek Y. Zwischen

Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumentensammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 475-478.

8. Dokument № 106. Kurzmitteilung von Zvi Dar, Direktor der staatlichen Militär-Industriegesellschaft an Dr. A.Bergman, Israel-Mission, Köln, über

Importzuteilungen im Militärbereich // Jelinek Y. Zwischen Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumentensammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 356.

9. Dokument № 158. Aufzeichnung von Karl Knoke, Vortragender Legislationsrats I. Klasse, AA, betr. Aufenthalt israelischer Soldaten bei französischen

Stationierungskräften in der BRD// Jelinek Y. Zwischen Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumentensammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 473-474.

10. Vereinbarungen zwischen dem Bundesverteidigungsminister und seinem israelischen Kollegen// Der deutsch-israelische Dialog: Dokumenation eines erregenden Kapitels deutscher Außenpolitik. München: Saur, 1987. S. 142-143.

11. Штраус Ф.-Й. Воспоминания. М.: Международные отношения, 1991. 556 с.

12. Aufzeichnung des Vortragender Legislationsrats I. Klasse Schirmer (103) // Akten zur Auswärtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1965. München: Oldenburg Verlag, 1994. Bd. I. S. 429-431.

13. Dokument № 172. Protokollauszug der Koalitionsverhandlungen zwischen MAPAI und Achdut Ha'avoda, Premierministeramt, Jerusalem // Jelinek Y. Zwischen Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumentensammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 503-506.

14. Auch Shimon Peres äußert sich dazu // Vogel R. Der deutsch-israelische Dialog: Dokumenation eines erregenden Kapitels deutscher Außenpolitik. München: Saur, 1987. S. 140-142.

15. Aufzeichnung des Ministerialdirektors Sachs (396) // Akten zur Auswärtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1964. München: Oldenburg Verlag, 1994. Bd. II. S. 1559.

16. Aufzeichnung des Staatssekretär Carstens (2) // Akten zur Auswärtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1965. München: Oldenburg Verlag,

1994. Bd. I. S. 6-12.

17. Bundesminister Schröder an Bundeskanzler Erhard (315) // Akten zur Auswärtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1964. München: Oldenburg Verlag, 1994. Bd. II. S. 1244-1248.

18. Staatssekretär Carstens an Botschafter Federer, Cairo (39)// Akten zur Auswärtigen Politik der Bundesrepublik Deutschland 1965. München: Oldenburg Verlag, 1994. Bd. I. S. 195-198.

19. Die Spannungen mit Ägypten und Israel. Nahost-Debatte im Bundestag // Das Parlament. 1965. № 4. S. 5.

20. Gemeinsame Regierungserklärung und Verlautbarung zur Aufnahme diplomatischer Beziehungen zwischen dem Staat Israel und der Bundesrepublik Deutschland// Jelinek Y. Zwischen Moral und Realpolitik: deutsch-israelische Beziehungen 1945-1965 (Eine Dokumentensammlung). Gerlingen: Bleich, 1997. S. 653-654.

21. Markowski P. Die Niederlage der Bonner Nahost-Politik // Deutsche Außenpolitik. 1965. № 7. S. 755-762.

Статья представлена научной редакцией «История» 11 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.