Научная статья на тему 'Военно-спортивное воспитание молодежи Якутии в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны'

Военно-спортивное воспитание молодежи Якутии в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / WORLD WAR II / РАЗВИТИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА / DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ / TRAINING OF YOUNGER GENERATION / ЯКУТСКИЕ БОЙЦЫ-ЛЫЖНИКИ / YAKUT FIGHTERS-SKIERS / MILITARY SPORTS ACTIVITY / ГЕРОИЗМ ФИЗКУЛЬТУРНИКОВ И СПОРТСМЕНОВ / HEROISM OF RUSSIAN ATHLETES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SPORTS EVENTS / ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федоров Д.С., Кладкин Н.Н., Федоров М.А., Власова Л.Д.

В статье говорится о военно-патриотической направленности физического воспитания и спорта молодежи Якутии в период Великой Отечественной войны в Якутии. Подчеркивается общепедагогическая сущность самовоспитания в военно-спортивном и патриотическом духе и мобильности народных масс, особенно молодежи, в экстренной ситуации войны. Приводятся убедительные исторические факты усиления физкультурно-массовой, спортивной и оборонной работы среди молодежи, ее непоколебимой веры в победу. Одним из главных направлений в работе комитетов физкультуры и спорта было военно-патриотическое, физкультурно-спортивное воспитание учащихся, молодежи, студентов, бойцов Всевобуча. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденами и медалями. Многотысячная армия физкультурников и спортсменов Якутии первых призывов, направленных на передовые позиции действующих войск, беспощадно уничтожали фашистов. Среди них было немало бойцов, которые в боях за Родину умело сочетали воинское мастерство с физической закалкой. Именно физкультурники и спортсмены, будучи уверенными в своих силах и возможностях, всегда находились на передовых позициях, первыми рвались в бой, показывали примеры мужества и героизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-спортивное воспитание молодежи Якутии в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны»

ВОЕННО-СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ЯКУТИИ

в предвоенный период и в годы великой отечественной войны

УДК/UDC 796(091)

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Информация для связи с автором: kladkin@mail.ru

Д.С. Федоров1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Кладкин1 М.А. Федоров1 Л.Д. Власова1

1 Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

MILITARY SPORTS EDUCATION OF YOUNG PEOPLE OF YAKUTIA IN PREWAR PERIOD AND DURING GREAT PATRIOTIC WAR

D.S. Fedorov1

Ph.D., Associate Professor N.N. Kladkin1 M.A. Fedorov1 L.D. Vlasova1

1 Institute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация

В статье говорится о военно-патриотической направленности физического воспитания и спорта молодежи Якутии в период Великой Отечественной войны в Якутии. Подчеркивается общепедагогическая сущность самовоспитания в военно-спортивном и патриотическом духе и мобильности народных масс, особенно молодежи, в экстренной ситуации войны. Приводятся убедительные исторические факты усиления физкультурно-массовой, спортивной и оборонной работы среди молодежи, ее непоколебимой веры в победу. Одним из главных направлений в работе комитетов физкультуры и спорта было военно-патриотическое, физкультурно-спортивное воспитание учащихся, молодежи, студентов, бойцов Всевобуча. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденами и медалями. Многотысячная армия физкультурников и спортсменов Якутии первых призывов, направленных на передовые позиции действующих войск, беспощадно уничтожали фашистов. Среди них было немало бойцов, которые в боях за Родину умело сочетали воинское мастерство с физической закалкой. Именно физкультурники и спортсмены, будучи уверенными в своих силах и возможностях, всегда находились на передовых позициях, первыми рвались в бой, показывали примеры мужества и героизма.

Ключевые слова: патриотизм, Великая Отечественная война, развитие физкультуры и спорта, воспитание подрастающего поколения, якутские бойцы-лыжники, военно-спортивная работа, героизм физкультурников и спортсменов, традиции, спортивные мероприятия.

Annotation

The present paper refers to the military-patriotic orientation of physical education and sport of young people of Yakutia in the period of the Great Patriotic War in Yakutia. The general pedagogical essence of military-sports and patriotic self-studying and mobility of masses, especially the youth, in the extreme war environment is highlighted. Convincing historical facts on the intensification of mass physical culture, sports and defense activities among young people, their deep-seated faith in victory are provided.

One of the main directions in the work of the committees of physical culture and sport was the military-patriotic, physical culture and sports training of pupils, young people, students and soldiers subject to Universal military training. Many of them were awarded the title of Hero of the Soviet Union, were decorated with orders and medals. Army of many thousands of Russian athletes of Yakutia of the first call-up, directed to the firing line of active forces, mercilessly destroying the Nazis. Among them many soldiers fighting for their homeland skillfully combined military skills with physical fitness. These very gymnasts and athletes, being confident of their abilities and capabilities, have always been in the firing line, were the first to rush into battle, set an example of courage and heroism.

Keywords: patriotism, World War II, development of physical culture and sport, training of younger generation, Yakut fighters-skiers, military sports activity, heroism of Russian athletes, traditions, sports events.

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

Введение. За годы Великой Отечественной войны сложилась целенаправленная система традиционно-массовых, военно-спортивных мероприятий, которые сыграли определяющую роль в военно-патриотическом воспитании молодежи и подготовке бойцов-спортсменов как резерва Советской Армии.

Цель исследования - провести исторический анализ организации физкультурно-спортивной и военно-патриотической подготовки молодежи Якутии в предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны.

Результаты исследования и их обсуждение. В 1926 г. национальная рота была реорганизована в Якутскую национальную военную школу (ЯНВШ) и вела подготовку младше-

го командного состава, кадров оборонно-массовой работы. Школа внесла определенный вклад в воспитание национальных военных кадров. В нее представители коренных национальностей поступали добровольно. Курсанты проходили огневую, тактическую, противохимическую и физическую подготовку, изучали уставы и общеобразовательные дисциплины. В конце 20-х гг в этой школе обучались 100 человек, из них в отделении стрелков - 61, ручного пулемета - 39. По подсчетам Д. Д. Петрова, за 15 лет существования ЯНВШ подготовила около тысячи младших командиров, которые вели оборонно-массовую работу в республике и за ее пределами.

В 1930-е гг. в республике начало действовать Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству.

Его задачей было ведение оборонно-массовой работы и распространение первичных знаний военного дела. В 29 районах организацией оборонно-массовой работы занимались освобожденные председатели районного совета Осоавиахима. Обучение прошли 9068 человек с целью подготовки стрелков, пулеметчиков, кавалеристов, артиллеристов, связистов. Организовано 364 группы ПВХО с участием 6000 человек. Эти группы организовывали обучение населения и в течение 1940 г нормы ПВХО I ступени сдали 4390 человек, II ступени -117, детские - 1324. Проведены противогазовые тренировки с привлечением 1404 человек, 7 химических соревнований первичных организаций Осоавиахима, в которых участвовало 3000 человек. На 1 апреля 1940 г охват людей военным обучением первичные организации Осоавиахима выполнили на 90 %, план выпуска пулеметчиков - на 49,3 %, радистов -на 28,5 %, младших командиров - на 50 0%, младших командиров запаса - на 77 %; подготовки значкистов ПВХО I ступени - на 59,4 %, II ступени - на 15,6 %.

1939-1940 гг. для физкультурного движения были особенными. Гитлеровская Германия одну за другой оккупировала западноевропейские страны и вплотную приблизилась к границам Советского Союза. Вся работа по военно-физическому воспитанию была передана в ведение комсомола, комитетов по физической культуре, добровольных спортивных обществ и военных комиссариатов. С 1 января 1940 г в СССР был введен новый комплекс ГТО, составивший основу государственной системы физического воспитания. В нем была усилена военно-прикладная направленность в качестве одного из важных средств военно-патриотического воспитания. Спортивно-календарный год открыли физкультурники-лыжники, участники 3-го Всесоюзного кросса, проводившегося с 1 по 6 января 1940 г По всей республике за год в районных соревнованиях по лыжам приняло участие более 1200 человек. Было проведено более 100 лыжных агитационных походов на дистанции от 100 до 600 км внутри районов и в масштабе республики. Количество занимающихся в секциях достигло 2 609 человек, из них 350 человек - женщины. Впервые были присвоены спортивные разряды. Так, II разряд был присвоен 21 спортсмену-лыжнику, а III - 18. На втором месте по массовости была легкая атлетика. Общее количество занимающихся в секциях составило 2313 человек, из них женщин - 244.

Учителями физкультуры и военного дела в годы войны была проведена большая работа по начальной и допризывной военной подготовке учащихся школ, техникумов и студентов Якутского государственного педагогического, учительского институтов, рабфака. В этом деле большое значение имело Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 24 октября 1942 г. о введении с 1942/43 учебного года военно-физической и допризывной подготовки учащихся средних школ и техникумов. Хороших показателей в начальной и допризывной подготовке учащихся в годы войны добились многие учителя физкультуры и военного дела [2].

Профсоюзно-комсомольский кросс по лыжам в нашей республике, как и во всей стране, привлекал большие массы молодежи. В кроссе 1945 г. приняли участие свыше 27 тыс. лыжников, из них 81,6 % сдали нормативы комплекса ГТО и БГТО [4].

Год 1940-й был отмечен проведением ряда новых видов соревнований. Так, успешно прошли шлюпочный переход Якутск - Сангары - Якутск протяженностью 339 км в честь дня Военно-Морского флота. По отчетным данным, в 1940 г. было проведено 288 различных спортивных мероприятий, в которых приняли участие 5580 человек, только в Якутске было проведено 102 мероприятия с охватом 1675 человек. На различных семинарах и курсах был подготовлен 171 инструктор-

общественник, число физкультурников достигло 7701 человека. Число коллективов физкультуры увеличилось до 352, а число занимающихся в спортивных секциях - до 4943 человек. За год было установлено 13 новых рекордов республики по легкой атлетике и конькобежному спорту. В связи с введением нового комплекса БГТО и ГТО заметно активизировалась работа по подготовке значкистов. За 1940 год значкистов БГТО было подготовлено 304, ГТО I ступени - 420, ГТО II ступени - 12 человек.

В годы Великой Отечественной войны военно-массовая работа приобрела исключительно важное значение: война потребовала от каждого гражданина, способного носить оружие, чтобы он в совершенстве овладел военной техникой и в любую минуту был готов встать на защиту Отечества. Население, особенно молодежь, стало систематически заниматься сдачей норм на оборонные значки и активно участвовать в массовых военно-физкультурных мероприятиях -в стрелковых, химических, лыжных и других соревнованиях. Это дало Красной Армии тысячи грамотных в военном отношении бойцов. Достаточно сказать, что за время войны оборонно-физкультурными организациями республики было подготовлено несколько тысяч ворошиловских стрелков, значкистов «Готов к труду и обороне», «Готов к санитарной обороне» и других. В их подготовке большую работу сыграли массовые оборонные организации: Осоавиахим, Красный крест, добровольные спортивные общества. Массовый патриотизм, проявленный воинами, в частности, демонстрирует письмо П. М. Корнилова. Он, гвардии майор, писал: «... Сейчас такое историческое время, что мне, как коммунисту, стоять вне этих событий и не принимать в них непосредственного участия нельзя. Я во что бы то ни стало должен показать себя на деле.». Письмо было отправлено 12 августа 1941 г. П. М. Корнилов прошел всю войну и в мае 1945 г. писал уже так: «... Пишу настоящие строки из далекой побежденной Германии. Сам я жив и здоров. Радость победы над ненавистным врагом влила в меня новый приток силы и энергии. Я поправился, сил и энергии хоть отбавляй, работать хочется. Еще как бы работал» [3].

Чудеса храбрости проявил молодой воин Г. Д. Протодьяконов, служивший в 13-й гвардейской дивизии генерала А. И. Родимцева. Он командовал орудийным расчетом. В бою за Мамаев Курган орудие Протодьяконова выдвинулось на переднюю линию для стрельбы прямой наводкой. Умело замаскировавшись, бойцы вели прицельный огонь и уничтожили 9 точек и 4 блиндажа противника. По воспоминаниям маршала Советского Союза В. И. Чуйкова, отважный якут уничтожил несколько танков противника, причем прицеливаясь через ствол орудия. Его образ запечатлен на знаменитой диораме «Сталинградская битва».

Неувядаемой славой покрыл свое имя сын якутского народа Ф. К. Попов. Он — первый якут, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза. О подвиге командир полка полковник Рыбченко и командир дивизии генерал-майор Баранов писали: «. Противник, укрепившись на выгодном рубеже, сильным артиллерийско-минометным огнем и авиацией не давал возможности переправиться нашим войскам на правый берег Днепра. Тов. Попов, презирая смерть, одним из первых бросился в воду и переплыл на правый берег. Первым вскочил в траншею противника, в схватке истребил 23 солдата и офицера противника. Тем самым способствовал переправе на правый берег реки Днепра наших подразделений». В свои 20 с лишним лет Федор был рослым и физически развитым, одним из активных организаторов Осоавиахима и оборонно-массовой работы в родном селе, всегда побеждал в различных спортивных соревнованиях районного и республиканского уровня [1]. К примеру, 19-я отдельная лыжная

№ 10 • 2015 Октябрь | October http://www.teoriya.ru 35

бригада была сформирована в основном из посланцев Якутии, и в ее составе было 597 якутян. Перед лыжной бригадой была поставлена задача форсировать по льду озеро Ильмень, предстояло пройти свыше 30 километров [5].

Заключение. Одним из главных направлений в работе комитетов физкультуры и спорта было военно-патриотическое, физкультурно-спортивное воспитание учащихся, молодежи, студентов, бойцов Всевобуча. Воспитание их в духе патриотизма, коллективизма, любви к Родине способствовало развитию у них стремления ее защитить, проявить отвагу, храбрость и героизм. Свидетельством этого являются героизм и храбрость, мужество и отвага физкультурников и спортсменов, которые они проявили на фронтах Великой Отечественной войны. Многие были удостоены звания Героя Советского Союза, награждены орденами и медалями. Многотысячная армия физкультурников и спортсменов Якутии первых призывов, направленная на передовые позиции, беспощадно уничтожали фашистов. Среди них было немало бойцов, которые умело сочетали воинское мастерство с физической закалкой в боях за Родину. Именно физкультурники и спортсмены, будучи уверенными в своих силах и возможностях, всегда находились на передовых позициях, первыми рвались в бой, показывали примеры мужества и героизма.

Литература

Кочнев В.П. Физическая культура и спорт в Якутии в годы Великой Отечественной войны / В.П. Кочнев, Д.С. Федоров. - Якутск, 2000. - 201 с.

Павлов А.А. Якутяне в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. / А.А. Павлов. - Якутск: ИПКРО, 2005. - 49 с. Петров Д.Д. Якутяне в боях на озере Ильмень / Д.Д. Петров. -Якутск, 2003. - 30 с.

Петров Ю.Д. В годы суровых испытаний (Якутский пединститут в 1941-1945 гг.) / Ю.Д. Петров. - Якутск, 2005. - 126 с. Токарев П.Н. История военного комиссариата Республики Саха (Якутия) / П.Н. Токарев. - Якутск, 2000. - 261 с.

References

Kochnev, V.P. Fizicheskaya kul'tura i sport v Yakutii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (Physical Culture and Sport in Yakutia during the Great Patriotic War) / V.P. Kochnev, D.S. Fedorov. - Yakutsk, 2000. - 201 P.

Pavlov, A.A. Yakutyane v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1Y941-1945 gg. (Yakutians during the Great Patriotic War of 1941-1945) / A.A. Pavlov. - Yakutsk: IPKRO, 2005. - 49 P. Petrov, D.D. Yakutyane v boyakh na ozere Il'men' (Yakutians in battles on Lake Ilmen) / D.D. Petrov. - Yakutsk, 2003. - 30 P. Petrov, Yu.D. V gody surovykh ispytaniy (Yakutskiy pedinstitut v 19411945 gg.) (During the ordeal (Yakut pedagogical institute in 19411945) / Yu.D. Petrov. - Yakutsk, 2005. - 126 P. Tokarev, P.N. Istoriya voennogo komissariata Respubliki Sakha (Yakutiya) (History of Military Commissariat of the Republic of Sakha (Yakutia) / P.N. Tokarev. - Yakutsk, 2000. - 261 P.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U .с Н

особенности динамики физического состояния студенток нефизкультурного вуза в результате занятий комплексными видами оздоровительного фитнеса

УДК/UDC

Поступила в редакцию 13.08.2015 г.

Г.Г. Антонова1

Кандидат педагогических наук, профессор М.Ю. Ростовцева2 1Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва 2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

(ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: занятия оздоровительным фитнесом, йога, пилатес, периодизация спортивной тренировки, физические качества.

Введение. Снижение уровня физической подготовленности и вследствие этого функционального состояния студенческой молодёжи отмечается в последние десятилетия. А это неизбежно сказывается на состоянии здоровья студентов. Успешное освоение учебного материала при ослабленном функциональном состоянии весьма проблематично и, несомненно, влияет на качество обучения и становления специалистов.

Цель исследования - разработка комплексной программы занятий со студентами, включающая различные виды фитнес-занятий, и проверка её эффективности.

Методика и организация исследования. В основу комплексной программы занятий были положены следующие виды групповых фитнес-занятий:

1. Оздоровительная гимнастика пилатес.

2. Йога.

3. Оздоровительная классическая аэробика.

4. Силовые тренировки с различным оборудованием.

Программа была рассчитана на учебный год и предназначена для студентов 1 -го курса экономического вуза. Динамика физической нагрузки в течение года была распределена на основе спортивной периодизации (недельные микроциклы), при этом каждый вид занятий проводился примерно следующее количество раз: силовые - 36 занятий, йога - 12, пилатес - 12. По обязательной программе занятия проводи-

лись 2 раза в неделю во втягивающих микроциклах, 3 раза в неделю - в периоды развивающих и поддерживающих (один раз факультативно, в зависимости от нагрузки).

Результаты исследования и их обсуждение. Регулярные занятия по разработанной программе позволили выполнить значительный объём физических нагрузок. Общее количество фитнес-занятий составило 90.

В ходе исследования выявлено, что наиболее значимые и статистически достоверные сдвиги произошли в следующих показателях: сила ног (приседания, р<0,01), сила мышц брюшного пресса (поднимание туловища, р<0,01), гибкость позвоночного столба (мост, р<0,01 и наклон вперёд, р<0,01); показателях выносливости (проба Генча, р<0,05).

В результате эксперимента была выявлена достоверная динамика ряда показателей физической подготовленности и функционального состояния у испытуемых студенток 1-го курса экономического вуза под воздействием регулярных занятий по комплексной программе фитнес-уроков в течение учебного года.

Вывод. Необходимы специальные комплексные программы занятий со студентками желательно с музыкальным сопровождением и с психорегуляцией, разнопланового воздействия на организм.

Использованная литература

1. Антипов В.М. Методические аспекты проведения физкультурно-оздоровительных занятий с девушками 18-20 лет / Е.М. Антипов // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 3. - С. 73.

2. Аэробика: теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для вузов физической культуры) / Под ред Е.Б. Мякинченко, М.П.Шестакова. - СпортАкадемПресс. - М., 2002. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.