УДК 34:[(470+571)+(87)]
https://doi.org/10.24158/pep.2019.9.6
Федотов Давид Сергеевич
кандидат политических наук, начальник отдела организации и планирования научной работы Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕНЕСУЭЛЫ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Fedotov David Sergeyevich
PhD in political sciences, Head of Department for Scientific Work Organization and Planning, Krasnodar Higher Military Aviation School
MILITARY AND POLITICAL SIGNIFICANCE OF VENEZUELA FOR THE RUSSIAN STRATEGIC OUTLOOK
Аннотация:
В статье на фоне современного состояния отношений между Российской Федерацией и Венесуэлой, ставшей при У. Чавесе и его преемнике последовательным политическим союзником и экономическим партнером России в Латинской Америке, рассмотрено военно-политическое значение Венесуэлы для развития стратегических интересов Российской Федерации в регионе, определены приоритеты противоборства с США. Стратегическое значение Венесуэлы обусловлено ключевым положением государства в регионе. В ходе исследования автор использовал общенаучные методы сравнительного и статистического анализа структуры и динамики. Проведен анализ возможных вариантов развития геополитической конфронтации России и США за утверждение своего влияния в Южной Америке, что позволяет сделать вывод о том, что присутствие России в Венесуэле определяется экономическими интересами в нефтедобывающей отрасли и стратегической близостью территории государства к границам США. По мнению автора, новыми подходами к развитию российско-венесуэльских отношений могут стать пересмотр существующей парадигмы «донорства венесуэльской экономики» и переориентирование поддержки изжившего себя политического режима Н. Мадуро.
Ключевые слова:
Боливарианский альянс (ALBA), Субрегиональный торгово-экономический союз (MERCOSUR), Организация американских государств (ОАГ), Группа Лимы, государственная компания PDVSA, стратегическая перспектива, Роснефть, Национальная ассамблея Венесуэлы.
Summary:
The paper examines military and political significance of Venezuela for development of strategic interests of the Russian Federation in the region and defines priorities of strategic confrontation with the USA on the setting of the current relations between the Russian Federation and Venezuela, that under H. Chavez and his successor has become a consistent ally and an economic partner of Russia in Latin America. The strategic significance of Venezuela is attributable to the key location of the state in the region. During the research, the author used general scientific methods of the comparative and statistical analysis of structure and dynamics. Possible scenarios of geopolitical confrontation of Russia and the USA for asserting their ascendancy in South America were analyzed. From this analysis it is possible to conclude that Russia's presence in Venezuela is determined by economic interests in the oil-extracting industry and strategic proximity of the territory of the state to the USA borders. According to the author, reevaluation of the existing paradigm of the "donation receiving economy of Venezuela" and reorientation of support of the political regime of N. Maduro that has outlived its usefulness may become the new approaches to development of Russia-Venezuela relations
Keywords:
the Bolivarian Alliance for the Peoples of Our America (ALBA), Southern Common Market (MERCOSUR), Organization of American States (OAS), Lima group, state-owned company PDVSA, strategic perspective, Rosneft, Venezuelan National Assembly.
Венесуэла занимает одно из ведущих мест в Боливарианском альянсе (ALBA) - субрегиональном интеграционном проекте. Российская Федерация продолжает оставаться одним из главных экономических партнеров Венесуэлы. Общий объем российских инвестиций в энергетический сектор превысил 20 млрд долл.
Причины настоящего экономического состояния в Венесуэле следует рассматривать в историческом аспекте, они уходят своими корнями к неэффективному расходованию денежных средств еще правительством Уго Чавеса. Первое обострение ситуации началось в 2014 г. с обрушением цен на нефть, после которого бюджет государства не стал справляться с поставленными и запланированными задачами по обеспечению жизнедеятельности страны. После относительной стабилизации обстановки в 2017 г. произошла активизация оппозиции, поддерживаемой Соединенными Штатами Америки, которые были заинтересованы в первую очередь в возвращении на нефтяной рынок Венесуэлы и его полном контроле [1].
К 2018 г. Венесуэла оказывается в полной внешнеполитической изоляции, с ней разрывают отношения большинство не только европейских, но и латиноамериканских государств. Так, Организация американских государств (ОАГ) одной из первых поддержала Хуана Гуайдо и оппозицию. В отместку на это МИД Венесуэлы 27 апреля 2019 г. заявил о выходе из Организации американских государств. Группа Лимы (Аргентина, Бразилия, Гайана, Гватемала, Гондурас, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Люсия, Чили), созданная 8 августа 2017 г., также поддержала Национальную ассамблею во главе с Х. Гуайдо [2].
В январе 2019 г. долгий политический кризис в Венесуэле перешел в свою острую стадию, спикер Национальной ассамблеи Х. Гуайдо провозглашает себя исполняющим обязанности президента, а президент Николас Мадуро огласил все происходящее как попытку государственного переворота, разорвал дипломатические отношения с США. Данные внутренние противоречия в Венесуэле вызвали мощную поляризацию мирового сообщества. Так, Х. Гуайдо поддержали и признали США, государства Европейского союза, государства Группы Лимы (кроме Мексики), Организация американских государств, Австралия, Израиль и ряд других государств. Н. Мадуро поддержали Китай, Куба, Никарагуа, Мексика, Иран, Турция, Сальвадор, ЮАР, Россия, Боливия [3].
Сегодня нефтяная промышленность Венесуэлы находится на грани краха. Экспорт нефти после введения санкций США против государственной компании PDVSA сократился почти вдвое [4].
Еще одной отрицательной стороной на международной политической арене является массовое выращивание листьев коки венесуэльским наркокартелем «Лос Солес», который имеет глубокие связи с политическим режимом Н. Мадуро. Так, международная организация Insight Crime, проводящая расследования в сфере мировой организованной преступности, отмечает глубокое сращивание кокаиновых наркокартелей с политическим руководством Венесуэлы - государственные чиновники обеспечивают распространение наркотиков не только внутри страны, но и за ее пределами [5].
Глубокая коррупция, поразившая государственное управление и все сферы жизнедеятельности страны, отрицательно сказывается на общественном развитии и ведет к деградации по основным направлениям общественной жизни. Состояние бедности пропагандируется властью многие десятилетия. Глобальная нищета и бедность, дефицит продовольствия и товаров первой необходимости, а также гиперинфляция, поразившая страну, порождает опасные тенденции общества к недовольству существующей властью и режимом правления Н. Мадуро. Так, по данным Международного валютного фонда, уровень инфляции в Венесуэле за 2018 г. составил 1 370 000 % [6]. Уже сейчас количество покинувших страну превышает 3,5 млн чел., ожидается, что концу 2021 г. при таких темпах их число достигнет 5,5 млн, что грозит соседям Венесуэлы гуманитарной катастрофой. Венесуэла входит в число опасных для проживания государств. Так, столица Каракас ежегодно возглавляет рейтинг самых опасных городов мира: 111 убийств на 100 тыс. чел. [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что Венесуэла за льготные кредиты и поставку военной техники оказывает геополитическую поддержку России в международных организациях, в частности ООН. С 2014 г. Боливия, Никарагуа, Венесуэла и Куба проголосовали против резолюций ООН, затрагивающих российские интересы в Сирийской Арабской Республике и Крыму.
Актуальность российского военного присутствия в Латинской Америке возросла в последние годы в первую очередь из-за целенаправленной политики США по дисбалансу сил в регионе в их сторону. Соединенные Штаты Америки начиная с 2016 г. развернули активную деятельность по противодействию правлению режима Н. Мадуро, применяя различные меры воздействия в виде экономических санкций, которые ослабили Венесуэлу в первую очередь изнутри, привели к затяжному социально-экономическому кризису. Добыча нефти упала на 38 % по сравнению с прошлым годом - до 1,15 млн баррелей в сутки. Национальная валюта стремительно девальвировалась к доллару на 41,5 %, в два раза увеличился государственный долг. Возросший уровень бедности и криминогенная обстановка стимулировали социальные протесты, вылившиеся в 2017 г. в ожесточенные столкновения с полицией [8]. Н. Мадуро смог удержаться у власти, в том числе благодаря серьезным инвестиционным вливаниям со стороны России, Китая и Турции.
США были искусственно обострены венесуэло-колумбийские противоречия по миграционной проблеме и вокруг вопроса о статусе венесуэльского залива. Была проведена серьезная дипломатическая работа с Аргентиной и Бразилией с целью внешнеполитической изоляции Каракаса в MERCOSUR. Многократно усилилось информационное давление на население Венесуэлы, образ президента государства в международных средствах массовой информации был многократно де-монизирован. Для России начала складываться опасная ситуация утраты влияния в Венесуэле из-за возможной смены власти и прихода проамериканских политических сил во главе с Х. Гуайдо.
Опасными препятствиями на пути спасения режима Н. Мадуро для России может стать и то, что, помимо полного господства на море со стороны ВМС США, а рядом с Венесуэлой расположено около 10 американских военных баз, не исключено осуществление наземной операции с применением вооруженных сил США [9].
Как мы видим, военного превосходства в Венесуэле Россия добиться не сможет. Создание же постоянного военного присутствия для нашего государства в Венесуэле является крайне неперспективной задачей, тем более основание регулярной военной базы. Оптимальным вариантом может являться временная дислокация на ее территории разведывательной авиации ВВС России или создание наземного разведывательного центра [10].
Сегодня ситуация в Венесуэле очень сильно похожа на положение дел перед началом боевых действий в Сирийской Арабской Республике, где ситуация также складывалась с гражданского противостояния и нежелания президента страны уходить из власти, а единственным усугубляющим моментом является то, что экономическая ситуация в Венесуэле гораздо хуже, чем в Сирии. Так, Венесуэла при наличии огромных запасов нефти переживает катастрофический дефицит товаров первой необходимости, тотальную нищету, инфляцию свыше одного миллиона процентов и теперь уже частичную блокировку нефтедоходов.
Новыми закономерностями в развитии современных международных политических процессов, связанных с изоляцией Венесуэлы, может стать помощь России в преодолении внешнеполитической изоляции на международной политической арене.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что геополитические интересы Российской Федерации в Венесуэле более значимые, даже чем в Сирии. Так, Россия инвестировала в венесуэльскую экономику более 20 млрд долл. и рассчитывает сохранить свою ведущую роль в нефтедобыче венесуэльской нефти. Величина российского военного импорта достигает 90 %. Уже более 10 лет Венесуэла является надежной союзницей России на международной арене, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, а также российского статуса Крыма. При этом опасность представляет то, что политический режим Н. Мадуро не может гарантировать как возврата инвестиций в полном объеме, так и полноценного контроля добычи нефти в Венесуэле из-за сложившейся политической и экономической ситуации.
России остается либо укреплять существующий политический режим и поддерживать венесуэльскую экономику своими денежными вливаниями, либо смириться со сменой политической власти в Венесуэле, прежде всего из-за того что в будущем не исключается возможный вариант военной интервенции США с привлечением государств Группы Лимы.
Новыми подходами к развитию двухсторонних российско-венесуэльских отношений, мы считаем, могут стать пересмотр существующей парадигмы «донорства венесуэльской экономики» и переориентирование поддержки изжившего себя политического режима Н. Мадуро. Российскому политическому руководству необходимо сделать ставку на новые политические фигуры, не запятнанные коррупцией и не являющиеся персонами нон грата в международном политическом пространстве.
Ссылки:
1. Дабагян Э.С. Уго Чавес: политический портрет. М., 2005. 119 с.
2. Кризис в Венесуэле: кто такой Хуан Гуайдо? [Электронный ресурс] // BBC. News. Русская служба. URL: https://www.bbc.com/russian/features-46987859 (дата обращения: 17.09.2019).
3. Белянинов К. Против Николаса Мадуро выстраивают международную оппозицию [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3939859 (дата обращения: 16.09.2019).
4. Трегубова Е.С. Экономическое чудо рухнуло с нефтью. Как Венесуэле живется без Чавеса? [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/money/economy/ekonomicheskoe_chudo_ruhnulo_s_neftyu_kak_venesuele_zhivetsya_bez_chavesa (дата обращения: 17.09.2019).
5. История венесуэльского кризиса [Электронный ресурс] // Ящик Пандоры. URL: https://pandoraopen.ru/2017-08-21/is-toriya-venesuelskogo-krizisa/html (дата обращения: 16.04.2019).
6. Еремина Н. Мадуро бессилен: деньги России застряли в Венесуэле [Электронный ресурс] // Газета.Ru. URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/05/29/12382123.shtml (дата обращения: 16.09.2019).
7. Smith S. Isolation greets Maduro's new term as Venezuela's president [Электронный ресурс]. URL: https://www.ap-news.com/f1df9924783f49859874f5fc97f0f534 (дата обращения: 09.06.2019).
8. Herrero A.V., Specia M. Venezuela Is in Crisis. So How Did Maduro Secure a Second Term? [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com /2019/06/10/world/americas/venezuela-maduro.html (дата обращения: 10.06.2019).
9. Phillips T. Venezuela: opposition leader declares himself ready to assume presidency [Электронный ресурс] // The Guardian. URL: http://www.theguardian.com/world/2019/jan/11/html (дата обращения: 18.06.2019).
10. Венесуэла продолжит сотрудничество с Россией в военной сфере [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommer-sant.ru/doc/3938302 (дата обращения: 16.09.2019).
References:
'Crisis in Venezuela: Who is Juan Guaido?' 2019, BBC Russian Service, 24 January, viewed 17 September 2019,
<https://www.bbc.com/russian/features-46987859>, (in Russian).
'The History of Venezuela's Crisis' 2017, Yashik Pandory, 21 August, viewed 16 April 2019, <https://pandoraopen.ru/2017-08-21/istoriya-venesuelskogo-krizisa/>, (in Russian).
'Venezuela is to Continue to Cooperate With Russia in the Field of Military', Kommersant, 9 April, viewed 16 September 2019, <https://www.kommersant.ru/doc/3938302>, (in Russian).
Belyaninov, K 2019, 'International Opposition is Being Lined Up Against Nicolas Maduro', Kommersant, viewed 16 September 2019, <https://www.kommersant.ru/doc/3939859>, (in Russian).
Dabagyan, ES 2005, Hugo Chavez: Political Portrait, Moscow, 119 p., (in Russian).
Herrero, AV, Specia, M 2019, 'Venezuela Is in Crisis. So How Did Maduro Secure a Second Term?', New York Times, viewed 10 June 2019, <https://www.nytimes.com /2019/06/10/world/americas/venezuela-maduro.html>.
Phillips, T 2019, 'Venezuela: Opposition Leader Declares Himself Ready to Assume Presidency', The Guardian, viewed 18 June 2019, <http://www.theguardian.com/world/2019/jan/11/html>.
Smith, S 2019, 'Isolation Greets Maduro's New Term as Venezuela's President', AP News, viewed 9 June 2019, <https://www.apnews.com/f1df9924783f49859874f5fc97f0f534>.
Tregubova, ES 2018, 'Economic Miracle Crumbled With Oil. How is Venezuela Doing Without Chavez?', AIF, viewed 17 September 2019, <https://aif.ru/money/economy/ekonomicheskoe_chudo_ruhnulo_s_neftyu_kak_venesuele_zhivetsya_bez_chavesa>, (in Russian).
Yeryomina, N 2019, 'Maduro is Powerless: Russia's Money are Stuck in Venezuela', Gazeta.Ru, viewed 16 September 2019, <https://www.gazeta.ru/business/2019/05/29/12382123.shtml>, (in Russian).
Редактор: Хорева Людмила Николаевна Перевод: Жбан Екатерина Сергеевна