Научная статья на тему 'Военно-политическое взаимодействие России и Казахстана: состояние и основные направления развития'

Военно-политическое взаимодействие России и Казахстана: состояние и основные направления развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4337
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-политическое взаимодействие России и Казахстана: состояние и основные направления развития»

Касымова Б.К.

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Динамично развивающийся процесс взаимодействия субъектов политики в различных сферах общественной жизни в современной обстановке требует постоянного обновления качественных параметров его «объема» и «качества». «Объем» взаимодействия предполагает расширение его сферы, круга участвующих и т.д. Понятие «качество» означает, прежде всего: направленность, интенсивность, гармонию, комплексность, последствия и цели взаимодействия.

Следует отметить, что протекание процессов взаимодействия происходит неоднозначно. Это связано с возможностью применения субъектами политики различных средств воздействия друг на друга, как мирного характера, так и силового. Даже «мир» сегодня строится порой с помощью силы. Примеров тому в мировой практике немало (события в Косово, Югославии, Ираке, Афганистане и т.д.). В этой связи актуализируются и процессы взаимодействия государств основных субъектов международной политики, особенно связанных с принятием решений в политической и военной сферах. Учитывая их неразрывность, взаимовлияние друг на друга уместно вести речь о военно-политическом взаимодействии, во многом определяющем сегодня военно-политическую обстановку на планете.

Рассматривая двухстороннее взаимодействие на примере России и Казахстана в процессе создания системы коллективной безопасности в регионе, необходимо заметить, что при этом охватываются многообразные связи между государствами, а также создаваемыми ими организациями, связанными с решением проблем коллективной безопасности. Военно-политические реалии сегодня таковы, что ни Россия, ни Казахстан, ни СНГ в целом не могут помешать усилению НАТО и других блоков. В связи с чем должны быть приняты все необходимые и адекватные меры эффективного противодействия новым военным угрозам.

Существующие отношения в рамках военно-политического взаимодействия России и Казахстана формируются на нескольких уровнях: на международном, на межгосударственном и на уровне взаимодействия министерств и ве-

домств военно-силовых структур.

Реализация отношений на международном уровне осуществляется в рамках принятых международных договоров, главной целью которых, в плане развития военно-политического взаимодействия России и Казахстана, является повышение роли двух стран в обеспечении стабильности в Центрально-Азиатском регионе.

На международном уровне в формате Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС)1 Россия и Казахстан, оставаясь в сфере геополитических интересов мирового сообщества, постоянно сталкиваются с новыми угрозами и вызовами своей безопасности. Они проявляются в попытках определенного ущемления суверенитета государств, в росте влияния транснациональных корпораций, финансовых рынков, ужесточении конкуренции, затрагивающих не только экономику, но и политику, дипломатию и военное дело. Новые вызовы обостряют традиционные и порождают новые угрозы. Сепаратизм, политический и религиозный экстремизм, использование вооруженного насилия для достижения политических целей, сопутствующие им незаконный оборот оружия, наркотрафик, работорговля в новых формах и другие нетрадиционные угрозы, получают все большее распространение. Ни одна страна, даже самая могущественная, не способна в одиночку справиться с ними. Поэтому необходимо объединять совместные усилия многих стран, в том числе России и Казахстана.

Россия заинтересована в укреплении своего геополитического присутствия в Центральной Азии, так как это, во-первых, позволило бы противостоять центробежным силам в рамках СНГ, ядром которого она является; во-вторых, интересы России здесь представлены достаточно широко. Это обеспечение доступа к стратегическим природным ресурсам, сохранение рынка региона и пресечение элементов дестабилизации, таких как терроризм, экстремизм, наркотики, оружие.

Участие Казахстана в ШОС играет весомую роль в укреплении его позиций и позиций России в Центрально-азиатском регионе. Разумное использование своих военно-политических ресурсов и ресурсов дружественного ей Казахстана в рамках деятельности ШОС делают для России возможным достижение новых перспектив противодействия угрозам и вызовам современности, влияния на общую ситуацию в мире и регионе.

В процессе функционирования Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) накоплен определенный опыт развития военной составляющей Договора о коллективной безопасности - Коллективных сил быстрого

развертывания Центрально-Азиатского региона, которые в перспективе могли бы стать основой будущей региональной группировки войск на этом стратегически важном направлении. Военная сфера и военное взаимодействие объективно будут оставаться в центре политики Содружества. Об этом свидетельствуют, ставшие уже традиционными, встречи руководителей стран СНГ с министрами обороны.

Так, 22 июня 2006 года в г. Минске состоялось очередное заседание Совета министров обороны государств - участников Организации Договора о коллективной безопасности. На заседании речь шла о проекте Декларации государств -членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности ее деятельности; о Коллективных силах быстрого развертывания Центральноазиатского региона; о совместном комплексном оперативно-тактическом учении «Рубеж-2006»; о Плане совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил государств-членов ОДКБ на 2007 г. 13 марта 2007 г. в Астане прошло заседание Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству государств-участников ОДКБ. Особое внимание было уделено таким актуальным вопросам как производство, ремонт и модернизация продукции военного назначения3.

Военный потенциал России и Казахстана является важнейшей составляющей военного потенциала ОДКБ, который во многом позволяет играть ему роль сдерживающего фактора от внешней агрессии. Геополитические условия, культурно-историческая близость России и Казахстана создают возможности развития реальных и выгодных для ОДКБ интеграционных процессов. Богатство минеральных ресурсов, которыми обладает Россия и Казахстан, является не только мощным экономическим, но и социально - и военно-политическим фактором развития стран ОДКБ. При ведущей роли России и Казахстана положительно решаются вопросы обеспечения повседневной деятельности Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона.

Во внешней политике России в ближнем зарубежье Казахстан представляет одно из ее приоритетных направлений, что обусловлено рядом геополитических, экономических и военных факторов.

В Евразии Российская Федерация и Республика Казахстан занимают особое, «связующее» между двумя континентами положение. В этих условиях необходима чрезвычайная взвешенность политических шагов и решений в военной

области, которые не повлекли бы за собой нарушения стабильности в Центрально-азиатском регионе.

Российской и Казахстанской сторонами наработана достаточно солидная правовая база военно-политического взаимодействия, координации усилий двух стран по вопросам военного строительства и развития двух армий, совершенст-

4

вования их организационной структуры .

Создание и становление Вооруженных Сил Республики Казахстан осуществлялось на основе богатого опыта строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Неоднократно рабочие группы Министерств обороны двух государств обсуждали конкретные вопросы двухстороннего военного взаимодействия. Главной задачей развития Вооруженных Сил Российской Федерации и Республики Казахстан было восстановление их боеспособности.

В своем интервью председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств Федерального собрания России Вадим Гус-тов сказал, что до первого июля 2007 г. должна быть разработана Концепция реформирования СНГ. В проекте концепции предлагается уделить особое внимание вопросам наращивания многостороннего сотрудничества в сфере укрепления безопасности, совместного противодействия преступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции и торговле людьми5.

Важным направлением совершенствования военно-политического взаимодействия России и Казахстана являются военно-политические контакты стран в военно-технической сфере. Это было подтверждено на встрече Министров обороны стран СНГ в Бресте в 2006 г., где велась речь о том, что содержать в боеготовности национальные армии, оснащенные вооружением и военной техникой советского производства, без помощи России сегодня не способно ни одно государство СНГ6.

Казахстанско-российские отношения в области военно-технического взаимодействия регламентируются рядом основополагающих документов, основным из которых является Соглашение о принципах взаимного технического и материального обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Казахстан от 22 января 1993 г., Соглашение о военнотехническом сотрудничестве от 28 марта 1994 г. и другие. В соответствии с принятыми документами, Россия и Казахстан проводят сконцентрированную военно-техническую политику, включая финансирование согласованных военных программ, взаимодействуют в проведении конверсии военной промышленности.

Такая же политика с соблюдением международных прав проводится в сфере экспорта и импорта военной технологии и оружия.

В январе 2004 г. Президентами России и Казахстана был подписан большой пакет двухсторонних соглашений, в том числе по эксплуатации космодрома Байконур. В соответствии с этими документами срок аренды космодрома Байконур был продлен для России до 2050 г. без изменения размеров арендной платы. Кроме того, главы государства договорились создать на Байконуре ракетнокосмический комплекс «Байтерек», который будет разработан на базе российского ракетно-космического комплекса «Ангара» . Статус этого проекта будет определен специальным межправительственным документом.

Кроме того, между Казахстанским инвестиционным фондом и Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева подписан контракт на создание и поставку на геостационарную орбиту телекоммуникационного спутника.

Казахстан планирует создать совместное казахстанско-российское предприятие по сборке вертолетов МИ моделей «Ансат» и «Актай». По словам председателя Комитета промышленности и научно-технического развития Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан: «ВПК - это тот сектор экономики, который может производить и гражданскую, и военную продукцию», поэтому планируемое СП будет выпускать вертолеты «в гражданских и военных целях».

В Семипалатинске, совместно с КамАЗом, должно быть создано СП по выпуску редукторов и других узлов и деталей для армейских автомобилей8.

Важной составляющей решения вопросов военно-политического взаимодействия являются официальные визиты. Так, 9 октября 2006 г. премьер-министр Казахстана, ныне министр обороны РК Даниал Ахметов и премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов договорились вооружить казахстанскую армию камазовской автотехникой в течение ближайших трех лет9.

15-16 февраля 2007 г. в рамках двухдневной рабочей поездки в Москву министр обороны республики Казахстан Д. Ахметов встретился с генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт» С. Чемезовым. Стороны обсудили ряд вопросов, касающихся взаимодействия между казахстанским оборонным ведомством и российским государственным предприятием. Были затронуты темы поставок продукции военного назначения, создания интеграционной системы управления и контроля воздушного пространства Казахстана, а также автоматизиро-

ванной системы планирования действий сил и средств ПВО, авиации и сухопутных войск РК, сотрудничества в области информационных технологий. Д. Ахметов отметил стратегическую направленность российско-казахстанского партнерства, подчеркнув, что встреча с главой «Рособоронэкспорта» придаст импульс казахстанско-российскому военно-техническому взаимодействию.

Такая военно-техническая политика России и Казахстана обусловлена необходимостью поддерживать боеспособность своих армий на соответствующем уровне, для того чтобы противостоять внешним угрозам и нормализовать ситуацию в Центральной Азии и в других регионах постсоветского пространства.

Значимым фактором совершенствования военно-политического взаимодействия двух стран является расширение сотрудничества в области военного образования. В настоящее время, в условиях модернизации Вооруженных Сил России и Казахстана, их профессионализации, фундаментом армии должны стать подготовленные и высококвалифицированные кадры. Им должны быть присущи патриотизм, высокий интеллектуальный потенциал и профессионализм, умения и навыки управления современными и перспективными системами вооружения и военной техники, способность эффективно решать задачи в условиях современной войны.

Решение этой задачи предполагается осуществить комплексно. Безусловно, основная доля специалистов должна готовиться в вузах Казахстана. Однако есть военные специальности, по которым обучение и подготовку Казахстан пока осуществлять не может. Их необходимо готовить только в других странах. Это специалисты сил воздушной обороны, противовоздушных сил, Военно-морских сил, войск РХБЗ, топографы и др.

Для подготовки таких специалистов военно-политическим руководством стран предпринимаются конкретные шаги. В рамках достигнутых договоренностей между Президентами России и Казахстана реализуется обучение военнослужащих в вузах принимающей стороны по единым учебным планам и программам. Утвержден перечень военно-учебных заведений, в которых возможно совместное обучение кадров и специалистов, а также перечень военно-учетных специальностей для совместного обучения. Кроме того, впервые достигнута договоренность о подготовке казахстанских гражданских специалистов для Министерства обороны в таких российских вузах, как Московский высший техниче-

ский университет им. Баумана, Московский физико-технический институт, Международный финансовый институт.

Всего за период взаимодействия с 1994 г. в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации подготовлен 1761 казахстанский военнослужащий. В настоящее время в 42 вузах Минобороны России проходят обучение около 800 представителей армии Казахстана, что составляет более трети всех обучающихся военнослужащих стран СНГ. Из них по квотам обучается 392 человека10.

Подводя итог анализу военно-политического взаимодействия Российской Федерации и Республики Казахстан можно утверждать, что проблемы его совершенствования в современных условиях решаются согласованными действиями политического руководства стран и военно-политического руководства их армий. Однако это не означает полного отсутствия проблем и нерешенных задач. Перспективы конструктивного военно-политического взаимодействия требуют оптимизации отношений двух стран в политической и военной сферах, истоки которой лежат во взаимопонимании всей остроты современной военнополитической обстановки, складывающейся в мире и в регионе.

1 См.: Шанхайская Организация Сотрудничества - фундамент для многостороннего сотрудничества в Азии // htth://nw. dmz-web. Off.

2 См.: Казахстан сарбазы. 2006. 30 июня.

3 См.: Экспресс К. 2007. 14 марта.

4 См.: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и

Республикой Казахстан // Внешняя политика России: сб. документов. 1990-1992. М., 1993. С. 99 - 409; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве // Казахстанско-российские отношения 1991-1995 годы: сб. документов и материалов. Алматы-Москва, 1996. С. 167 - 175; Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о совместных усилиях в охране внешних границ // Там же. - С.225 - 229; Декларация о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированном в ХХ1 век // Российская газета. 1998. 7 июля; Договор о коллективной безопасности // Военное сотрудничество. Мн., 1994.

С.44 - 47; Законодательство Республики Казахстана об органах обороны, правосудия, безопас-

ности и правопорядка. Ч. 1. Алматы, 1996. С. 22 - 39; Казахстан сарбазы. 2001. 9 акпан.

5 См.: Тусупбекова Л. Содружества в партнерском измерении. Казахстанская правда. 2007. 17 марта.

6 См.: Крепость содружества // Российская газета. 2006. 24 нояб.

7 См.: Континент. 2004. 21 янв. - 3 февр. С. 12-13.

8 См.: Косаев К. Казахстан будет развивать обороно-промышленный комплекс с учетом иностранных инвесторов, в основном российских. Панорама. № 12. 2006. 31 марта.

9 См.: АбсалямоваН. Военные пересядут на КамАЗ. Эксперсс-Казахстан. № 190. 2006. 10 окт.

10 См.: Скворцов А. Договор о военном сотрудничестве - практическая реализация дружбы и добрососедства двух братских народов. // Багдар, 2004. № 2. С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.