Научная статья на тему 'Военно-политическое сотрудничество России и Армении'

Военно-политическое сотрудничество России и Армении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
178
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / АРМЕНИЯ / ARMENIA / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ORGANIZATION OF THE COLLECTIVE SECURITY TREATY / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киракосян Нарек Абрамович

В статье анализируются военно-политические аспекты сотрудничества России и Армении. Рассматриваются результаты двустороннего взаимодействия Российской Федерации и Республики Армения в рамках Содружества Независимых Государств и Организации Договора о коллективной безопасности, а также договоры, заключенные по итогам двусторонних встреч глав государств. На основе проведенного анализа сделаны выводы о дальнейших перспективах развития межгосударственных отношений России и Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military and political cooperation of Russia and Armenia

The article examines the political and military aspects of cooperation between Russia and Armenia. A dissemination of the results of bilateral cooperation between the Russian Federation and the Republic of Armenia in the framework of the Commonwealth of Independent States and the Organization of the Collective Security Treaty is formulated, as well as the treaties concluded on the basis of bilateral meetings of Heads of State. Based on such analysis conclusions about the future prospects of the development of bilateral relations between Russia and Armenia are ventilated.

Текст научной работы на тему «Военно-политическое сотрудничество России и Армении»

Нарек КИРАКОСЯН

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

России и Армении

Основа межгосударственного взаимодействия Российской Федерации и Армении была заложена в сложных геополитических условиях в период распада Союза Советских Социалистических Республик. Государства, которые в связи с распадом Советского Союза обрели независимость, столкнулись с необходимостью решения экономических проблем и проблем безопасности. Важным событием в геополитике постсоветского пространства, которое способствовало становлению и развитию межгосударственных отношений новых суверенных стран, стало подписание 15 мая 1992 года Договора о коллективной безопасности (ДКБ)1. В дальнейшем именно этот документ лег в основу ряда нормативно-правовых актов, на основе которых в 2002 году был создан новый военно-политический союз - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). У его истоков стояли Россия и Армения, остальными странами-участницами стали Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Одним из необходимых условий создания организации, способной занять заметное место на мировой арене, по мнению экспертов, является «налаживание и укрепление межгосударственного сотрудничества России и Армении» [Товмасян, 2009. С. 10].

Регион Закавказья уникален, так как расположен на пересечении торговых путей из Европы на Восток, и с одной стороны граничит с Россией (на севере), а с другой - (на юге) с Ираном и Турцией. Ситуация в странах этого региона (Грузии, Азербайджане, Армении) осложнена также проблемами социально-экономического характера и рядом затяжных этнополити-ческих конфликтов. В частности, ситуацией с Нагорным Карабахом, а также с республиками Абхазией и Южной Осетией, суверенитет которых признан лишь некоторыми странами мира. Эксперты подчеркивают, что «мировой финансовый кризис и августовские

Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года// http://www.odkb-csto.org/documents/detail. php?ELEMENT_ID=126

события 2008 года существенным образом изменили весь политический расклад сил в регионе» [Элибегова, 2009. С. 4]. Все эти факторы существенно влияют на положение Республики Армения и актуализируют вопросы обеспечения стабильности и безопасности страны, в связи с этим первостепенными направлениями межгосударственного сотрудничества для нее являются военное, военно-техническое, военно-политическое, на наиболее важных аспектах которого и сосредоточено внимание автора статьи.

Следует заметить, что взаимодействие России и Армении осуществляется не только на уровне международных организаций, но и в двустороннем формате. Такое надежное партнерство призвано учитывать интересы обеих стран по обеспечению стабильности и безопасности в Закавказье. Двустороннее сотрудничество государств подкреплено обширной нормативно-правовой базой, начало которой было положено заключенным 29 августа 1997 года Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения. Здесь описаны и закреплены механизмы осуществления права на коллективную самооборону, обеспечения взаимной безопасности, оказания военной помощи, устранения угроз: совместная охрана границ Республики Армения, совместное обеспечение безопасности, расширение взаимодействия национальных вооруженных сил, военно-технического сотрудничества. Политологами подчеркивается его особое значение для Республики Армения, так как ни с одним другим государством никогда не было подписано подобного документа [Аса-трян, 2009. С. 16]. Следующий этап взаимодействия стран обусловлен подписанием 26 сентября 2000 года Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированным в XXI век, где отношения государств определены как «стратегическое партнерство». В январе 2002 года вступило в силу Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам совместного планирования применения

Нарек Киракосян, аспирант кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Москва, Ленинские горы, 1). E-mail: narekazzi@mail.ru Аннотация: В статье анализируются военно-политические аспекты сотрудничества России и Армении. Рассматриваются результаты двустороннего взаимодействия Российской Федерации и Республики Армения в рамках Содружества Независимых Государств и Организации Договора о коллективной безопасности, а также договоры, заключенные по итогам двусторонних встреч глав государств. На основе проведенного анализа сделаны выводы о дальнейших перспективах развития межгосударственных отношений России и Армении.

Ключевые слова: Российская Федерация, Армения, Организация Договора о коллективной безопасности, Содружество Независимых Государств.

выношу НА ЗАЩИТУ

войск в интересах обеспечения совместной безопасности, заключенное 27 сентября 2000 года.

Не стоит забывать, что пребывание российских войск в Закавказье исторически обусловлено, еще в начале XIX века российская армия утвердилась в Армении. В постсоветский период на территории независимого государства Республика Армения была создана 102-я российская военная база на основании российско-армянского Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года. База подчинена Группе российских войск в Закавказье Южного военного округа Российской Федерации и на сегодняшний момент входит в состав Объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО) Содружества Независимых Государств. В распоряжении 102-й военной базы имеются три полигона. «Нубарашен» используется для огневой подготовки со всех видов стрелкового оружия и стрельбы штатным выстрелом танков. «Камхуд» - только для стрелкового оружия. «Алагяз» - для стрельбы штатным выстрелом артиллерией. В октябре 2012 года в Армении прошли совместные российско-армянские учения, позволившие отработать взаимодействие родов войск в сложных условиях горной местности. Численность базы около 5000 человек, часть из которых контрактники. В ее состав входят следующие воинские подразделения: 124-й и 128-й мотострелковые полки в Гюмри, 123-й мотострелковый полк в Ереване, 992-й артиллерийский полк, 116-й отдельный танковый батальон, 988-й зенитно-ракетный полк, в Эребуни находится 426-я авиационная группа и 772-й отдельный разведывательный батальон2. По протоколу о продлении пребывания российской базы в Гюмри 2010 года срок продлен до 2044 года. Отдельно следует упомянуть о присутствии российских пограничников в Армении, так Россия взяла на себя обязательства по охране границ государства с Турцией и Ираном. Погрануправле-ние Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Армении включает четыре отряда, а также отдельный контрольно-пропускной пункт в международном аэропорту Еревана.

Военно-техническое сотрудничество успешно расширяется, учитывая интересы обеих стран в обеспечении безопасности и стабильности в Закавказье, создается прочная нормативно-правовая основа межгосударственного взаимодействия. Так в 2004 году были подписаны Соглашения о взаимодействии при подготовке кадрового состава войск. Согласно этому документу, с 1 сентября 2005 года военнослужащие Армении проходят обучение в российских военных учебных заведениях на бесплатной основе. Сотрудничество в области военно-промышленного комплекса (ВПК) и оборонной промышленности имеет важное

2 Все российские базы// Коммерсантъ Власть. 2007. №19 (723). 21 мая.

значение для военно-политических отношений России и Армении. С конца 1996 года ряд предприятий военно-промышленного комплекса Армении вошел в состав созданной в Москве межгосударственной финансово-промышленной группы. Важнейшая роль военно-политического направления сотрудничества двух стран подчеркивается сохранением военного присутствия Российской Федерации в Республике Армения и расширением военно-технического сотрудничества стран. Создана Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) Организации Договора о коллективной безопасности, в ходе работы которой предпринимаются совместные шаги по координации оборонных отраслей промышленности государств, участвующих в импорте-экспорте вооружений и военной техники. Нормативно-правовая база для создания подобных совместных предприятий обсуждается и разрабатывается в рамках Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству Организации Договора о коллективной безопасности (МКВЭС), так как это эксперимент по созданию совместных предприятий.

В ходе переговоров на высшем уровне в 2010 году подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области создания на армянской территории сертифицированных сервисных центров и совместных предприятий по ремонту и техобслуживанию вооружения и военной техники. На сегодняшний момент некоторые центры уже функционируют, например, центр по обслуживанию автомобильной техники Вооруженных сил Республики Армения. Также в ходе оптимизации 102-й военной базы, и согласно договоренностям, достигнутым в 2010 году, 10 военных объектов решено передать Армении. В 2013 году начались переговоры о расширении 102-й военной базы, в частности, увеличении авиационной группы. Именно перспективы в области развития военно-воздушных сил и противовоздушной обороны представляют для Армении особый интерес, так как сложные отношения с Турцией вынуждают считать Вооруженные силы этой страны одной из угроз безопасности государства.

Важно понимать, что военно-техническое сотрудничество Республики Армения и Российской Федерации носит многосторонний характер. Помимо поставок военного назначения оно включает и обеспечение функционирования и развития оборонных отраслей промышленности страны, что вызывает экономические эффекты: создаются новые рабочие места, развиваются производственная и научно-техническая сферы. Здесь можно отметить такие заводы, как «Марс», «Арменал» и «Наирит», имеющие перспективы модернизации и расширения ассортимента продукции при участии Российской Федерации.

Все это приводит не только к углублению двустороннего взаимодействия России и Армении, но и поддерживает интеграционные процессы среди стран-участниц Организации Договора о коллектив-

Военно-политическое сотрудничество России и Армении 119

ной безопасности, создавая основу для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества в целях формирования эффективной системы коллективной и региональной безопасности. Очередным шагом в сближении стран в пространстве Организации Договора о коллективной безопасности стал подписанный Беларусью, Россией и Казахстаном 29 мая 2014 года в Астане Договор о создании Евразийского экономического союза3. Ожидается, что в течение 2014 года к нему присоединится и Армения, ведь вступление в Евразийский экономический союз гарантирует свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в границах стран-участниц.

Не следует забывать, что в регионе Закавказья велики и геополитические интересы Соединенных Штатов Америки. В этой стране именно «армянское лобби» признано экспертами одним из наиболее эффективных этнических лобби [Brzezmski, 2006. Р. 63]. Так, например, председателем комитета Сената по военным делам является его представитель - Карл Левин, сенатор от штата Мичиган, член Демократической партии. Очевидно, что вероятность интенсификации взаимоотношений Армении и Соединенных Штатов Америки в военно-технической и военно-экономической сферах в ближайшем будущем мало вероятна. Но интерес представляет то, что, несмотря на отказ Республики Армения от Соглашения об ассоциации в зоне свободной торговли, Соединенные Штаты Америки намерены продолжить со страной широкое взаимодействие в экономической сфере.

Закавказье всегда было регионом, представляющим для Российской Федерации особый интерес. Военное присутствие на территории Республики Армения, которая имеет значимую позицию в современной ге-

ополитической ситуации в Закавказье, стратегически важно для России. Для Армении необходимо сотрудничество обеих стран в военно-техническом и военно-экономическом направлении, так как это позволяет гарантировать безопасность границ и высокий уровень обороноспособности государства. Именно партнерские отношения Республики Армения и Российской Федерации гарантируют стабильность и безопасность в этом регионе. Договоренности, достигнутые в 2013 году, частично реализованные договоренности прошлых лет, постоянное взаимодействие на уровне межпарламентских и межправительственных комиссий позволяют говорить о дальнейшем укреплении и развитии двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Армения в военно-политическом направлении. Именно их развитие способствует интеграционным процессам в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, что делает этот военно-политический союз значимым игроком мировой геополитики.

Литература

Асатрян Ю.С. Геополитическая роль Армении в контексте интересов Российской Федерации на Кавказе: автореф. дисс... канд. полит. наук, Нижний Новгород. ННГУ. 2009. 19 с. Товмасян В.В. Российско-армянские отношения: политологический анализ: автореф. дисс. канд. полит. наук. М. Российская академия государственной службы при Президенте РФ. 2009. 26 с.

Элибегова А.Г. Геополитика Закавказья: политические процессы и перспективы: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. М. РУДН. 2009. 26 с.

Brzezinski Z. A Dangerous Exemption // Foreign Policy. 1 July. 2006. p. 63

Договор о создании Евразийского экономического союза подписан в Астане // РИА Новости. 29 мая 2014. URL: http://ria.ru/economy/20140529/1009834276.html

Дополнительная литература

Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа[The Geopolitics of the Caucasus]. М.: Международные отношения, 2003. 464 с.

MILITARY AND PoLITicAL cooPERATioN of RussiA AND ARMENIA

Narek Kirakosyan, postgraduate student of regional problems in world politics, faculty of world politics of the M.V. Lomonosov Moscow State University (1 Lenin Hills, Moscow 119991). E-mail: narekazzi@mail.ru

Summary: The article examines the political and military aspects of cooperation between Russia and Armenia. A dissemination of the results of bilateral cooperation between the Russian Federation and the Republic of Armenia in the framework of the Commonwealth of Independent States and the Organization of the Collective Security Treaty is formulated, as well as the treaties concluded on the basis of bilateral meetings of Heads of State. Based on such analysis conclusions about the future prospects of the development of bilateral relations between Russia and Armenia are ventilated.

Keywords: Russian Federation, Armenia, Organization of the Collective Security Treaty, the Commonwealth of Independent States.

references

Asatrian Iu.S. Geopoliticheskaia rol' Armenii v kontekste interesov Rossiiskoi Federatsii na Kavkaze: avtoref. diss... kand. polit. nauk [The geopolitical role of Armenia in the context of the interests of the Russian Federation in the Caucasus: abstract. diss. cand. of politology], Nizhniy Novgorod, NNGU, 2009, 19 p.

Brzezinski Z. A Dangerous Exemption // Foreign Policy, 1 July, 2006, p.63.

Elibegova A.G. Geopolitika Zakavkaz'ia: politicheskie protsessy i

perspektivy: avtoref. diss. kand. polit. nauk [The Geopolitics of the Caucasus: political processes and perspectives: Author. diss. cand. of polit. sciences], Moscow, RUDN, 2009. 26 p.

Tovmasian V.V. Rossiisko-armianskie otnosheniia: politologicheskii analiz: avtoref. diss. cand., of polit. sciences [Armenian-Russian relations: political analysis: abstract diss. cand. of polit. Sc., Moscow, Rossiiskaia akademiia gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente RF 2009, 26 p.

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.