Научная статья на тему 'Военно-политический потенциал ОДКБ как противовес политике НАТО'

Военно-политический потенциал ОДКБ как противовес политике НАТО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
765
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EURASIAN INTEGRATION / NATIONAL SECURITY / COLLECTIVE SECURITY / CSTO / NATO / ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОДКБ / НАТО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новиков Андрей Вадимович

: В статье рассматриваются актуальные военно-политические аспекты взаимодействия ОДКБ, России и стран НАТО. Выявлены основные политические перспективы и сценарии развития коллективной безопасности стран ОДКБ в условиях евразийской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military and political potential of the CSTO as a counterbalance to NATO policy

This article discusses the current political and military aspects of cooperation of the CSTO, Russia and NATO countries. It presents some major political prospects and scenarios for the development of collective security of member States of the CSTO in the context of Eurasian integration.

Текст научной работы на тему «Военно-политический потенциал ОДКБ как противовес политике НАТО»

Необходимыми условиями решения указанных проблем являются:

• политическая воля руководства страны к модернизации государственной и муниципальной службы Кыргызской Республики;

• активная позиция Государственной кадровой службы;

• усовершенствование института статс-секретарей;

• усиление потенциала АГУПКР, выведение ее на новый качественный уровень образовательной деятельности;

• наличие других вузов, сети ведомственных учебных центров при государственных органах, а также частных образовательных организаций;

• заинтересованность доноров в укреплении кадрового потенциала органов государственного управления и местного самоуправления.

Таким образом, становление государственности является одной из ключевых задач современного Кыргызстана. И решение ее во многом зависит от лиц, работающих в государственных и местных органах власти — государственных и муниципальных служащих, от их профессионализма, компетентности.

Список литературы:

1. Дуйшеналиева А.Дж. Этапы и пути развития местного самоуправления в Кыргызской Республике. - Б.: КНУ им. Ж. Баласагына. - 2010. - С. 114-117.

2. Закон Кыргызской Республики «О муниципальной службе», 21 августа 2004 года № 165.

3. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года. - С. 111-113.

4. Муниципальная кадровая политика: Учеб. Пособие для вузов/А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.: Под общ. Ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева; 2-е изд. - М.: Муниципальнаый мир, 2003. - 256 с.

5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: БЕК, 1999. - 277 с.

6. Программа развития системы обучения государственных и муниципальных служащих КР на 2013-2017 годы.

7. Указ Президента КР «О Национальной стратегии устойчивого развития КР на период 2013-2017 годы» от 21 января 2013 года № 11.

8. Указ Президента КР «О некоторых вопросах реализации государственной политики в сфере местного самоуправления» от 17 февраля 2012 года № 44.

Novikov Andrey Vadimovich, Plekhanov Russian University of Economics, Chair of Political Science and Sociology E-mail: camouflage@yandex.ru

Military and political potential of the CSTO as a counterbalance to NATO policy

Abstact: This article discusses the current political and military aspects of cooperation of the CSTO, Russia and NATO countries. It presents some major political prospects and scenarios for the development of collective security of member States of the CSTO in the context of Eurasian integration.

Keywords: Eurasian integration, national security, collective security, CSTO, NATO.

Новиков Андрей Вадимович, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, лаборант кафедры политологии и социологии E-mail: camouflage@yandex.ru

Военно-политический потенциал ОДКБ как противовес политике НАТО

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные военно-политические аспекты взаимодействия ОДКБ, России и стран НАТО. Выявлены основные политические перспективы и сценарии развития коллективной безопасности стран ОДКБ в условиях евразийской интеграции.

Ключевые слова: евразийская интеграция, национальная безопасность, коллективная безопасность, ОДКБ, НАТО.

Military and political potential of the CSTO as a counterbalance to NATO policy

В свете серьезных внешнеполитических вызовов российскому государству и его союзникам, связанных с критическими трансформациями на постсоветском и европейском пространстве, ставится задача проведения единой совместной оборонной политики евразийских стран. Существующие источники нестабильности и потенциальной военной опасности требуют не только декларирования дипломатических методов решения конфликтов, но поддержания высокого уровня обороноспособности государств, членов ОДКБ.

Современные концепции сотрудничества и определения внешних угроз наиболее полно отражаются в новой военной доктрине РФ, декларации ОДКБ от 2010 г. и «Программе национальной безопасности США», озвученной в феврале 2015 г. [1]. Рассматриваемые документы в значительной степени отражают векторы выстраивания как внешне и внутри политических, так и внутри блоковых отношений.

Сложившаяся военно-политическая обстановка на Евразийском континенте служит доказательством несовершенства существующей мировой системы безопасности. Окружив Россию средствами ядерного и неядерного сдерживания, США ставит под сомнение целесообразность соблюдения договоров об ограничении вооружений, поскольку Россия обеспечивает не только собственную безопасность, но и безопасность всех стран, присоединившихся к ОДКБ [2]. Несмотря на то, что Россия имеет несколько десятилетий положительного опыта сотрудничества с НАТО, и никогда не отказывалось от подобных контактов, по заявлению российского руководства, не существует полной уверенности в целесообразности миссии альянса в новых условиях [3].

Концепция развития НАТО, служащая основным фактором беспокойства российского руководства, унаследовала и модернизировала не только принципы периода «холодной войны», но и основные методы, сложившиеся при существовании однополярной системы. Ставя первоочередной задачей постепенное приближение инфраструктуры альянса к границам России, и ее партнеров по ОДКБ, много лет преследуются очевидные цели ослабления военно-политического потенциала этих стран [4]. Следует отметить, что стратегия, принятая на саммите в Ньюпорте в сентябре 2014 г., на официальном уровне объявляет Россию стратегическим оппонентом альянса. Период сотрудничества РФ и НАТО, пришедший на смену противостояния крупных военных блоков, остался в прошлом. На данный момент завершен переход к этапу жесткой конкуренции с преимущественным использованием дипломатических рычагов борьбы. Как результат — согласно военной доктрине РФ, сотрудничество с НАТО уже не является таким перспективным направлением в обеспечении региональной безопасности, как это было до украинского кризиса и введения санкций, возможности по сотрудничеству не исключаются, но отводятся на второй план.

Следуя выдвинутому З. Бжезинским плану по созданию «кольца Анаконды» вокруг России, Североатлантический альянс вместе со стратегическими союзниками, приступает к активному уплотнению интеграции армий союзников в единую систему [5, 44-50]. Реализуемые методы по «сдерживанию 2.0» не ограничиваются размещением систем ПРО в странах Восточной Европы, усилением авиационного патрулирования в Прибалтике, и переброске постоянных сил быстрого реагирования в Польшу. Кроме того, предполагается вовлечение территории Финляндии и Швеции, не входящих в НАТО, в место постоянного базирования дополнительных экспедиционных корпусов [6]. Облегчению реализации программы служит нагнетание антироссийских настроений в иностранных СМИ, параноидальных настроений в Прибалтике, внедрению в сознание граждан мифов о «русской угрозе» для суверенитета всех соседей РФ [7].

В связи с этим, необходимо отметить, что НАТО давно отошло от концепции прямого применения силы, завершился переход к сетевому типу ведения противостояния. С учетом того, что предпосылки для возникновения прямых вооруженных конфликтов в Европе малы как никогда, упор странами альянса будет делаться на информационные и экономические методы принуждения, в том числе на прямые и латентные санкции, скрыто дестабилизирующие баланс сил. Неготовность армии США и НАТО к серьезному противодействию наглядно показал случай с эсминцем «Дональд Кук» в Черном море, моряки которого после облучения системой наведения «Бастиона», размещенного в Крыму, и учебных атак СУ-24 массово подали рапорт об отставке [8].

Особое внимание следует уделить методам поддержания политического единства стран альянса. Для этих целей используются методы информационной борьбы. Широко известен случай двухнедельного поиска некой «русской подлодки» в водах Швеции, впервые за много лет поставивший вопросы интеграции в НАТО для укрепления собственной безопасности. «Запугивание» стран является одним из эффективных методов поддержания высоких расходов на оборону, позволяет обеспечивать внутри блоковое единство. Такими методами, руководство НАТО пытается не только политически сплотить своих партнеров, но и снять нагрузку с экономики США, переложить на союзников часть издержек на содержание и вооружение армии. Так, расходы всех стран в 2015 г. должны будут составить не менее 2 % ВВП, хотя данный принцип все еще не соблюдается большинством стран, кроме Эстонии, США и Великобритании [9]. Подобные методы воздействия крайне нецелесообразны для использования при реализации планов по укреплению ОДКБ.

Именно этими факторами, объясняется активизация военных учений стран НАТО и их партнеров в Восточной Европе, Балтийском и Черном море. В целом, интенсивность предполагаемых учений в 2015 г. должна вырасти на 30 %, что, учитывая боевые действия на Украине,

сохранение споров по Карабахскому вопросу, усугубляет напряженность в регионе. Поэтому в новой военной доктрине РФ основными военными угрозами в первую очередь названы демонстрации военной силы в ходе проведения учений на сопредельных территориях [10]. Планы по размещению и поддержанию действующих баз НАТО в Средней Азии также серьезно подрывают достигнутый ранее положительный опыт сотрудничества.

В ходе конкуренции со странами НАТО существует потенциальная опасность вновь втянуться в губительную для национальной экономики «гонку вооружений», однако по заявлениям российского руководства основой военной политики России является тактика симметричных ответов на возникающие угрозы. Но необходимо учитывать, что подобная конкуренция создает также благоприятную атмосферу для развития ОПК, технологии которого подтолкнут к модернизации частный сектор экономики, что повлечет увеличения доли на мировом рынке российского вооружения. Подобные шаги позволят, в рамках договоров о перевооружении, оснастить все армии стран ОДКБ современным и дешевым оружием, в полной мере реализовать обязательства по военно-техническому сотрудничеству.

Принятые программы предполагают неядерное сдерживание, что в первую очередь должно обеспечиваться высокой боеспособностью российской армии. В свою очередь, увеличение активности совместных военных учений, учащение патрулирования воздушного пространства, является одними из инструментов ассиметричного ответа на политику стран НАТО [11]. Примерами ассиметрич-ных мер может служить и решение размещение в 2015 году комплексов «Искандер» в Калининграде, СЯС и стратегических носителей ЯО в Крыму [12].

Противовесом действиям Североатлантического альянса в перспективе могло бы стать более плотное сотрудничество стран ОДКБ. Можно сказать, что ОДКБ является самым мирным военным союзом, страны которого ни разу не участвовали в совместных операциях. Но в существующей ситуации альянс, долгое время служивший лишь одним из инструментов противодействия терроризму и наркоторговле в Средней Азии, со временем должен постепенно переформатироваться в главный фактор сдерживания военных конфликтов [13]. Укрепление общей системы коллективной безопасности, в рамках договора, и наращивание его военно-политического потенциала, заложено в новую военную доктрину РФ. Тактика внезапных проверок и внеплановых учений, эффективно себя показавшая в Вооруженных силах РФ, вскоре будет принята для объединенных Коллективных сил ОДКБ [14]. Несмотря на то, что расходы стран ОДКБ и НАТО на оборону несоизмеримы, существующий военно-политический потенциал ОДКБ позволил бы устранить асимметрию в соотношениях вооружений. Тем более что на сегодняшний день структура НАТО схожа со структурой ОДКБ, и является лишь набором национальных армий, правительство стран которых нередко отказывается выполнять решения

единого командования альянса и участвовать в совместных операциях. Свидетельством тому также служат также предложения по реорганизации всех вооруженных сил ЕС в единую армию, которая на практике будет являться альтернативой существующим силам НАТО.

При анализе перспектив ОДКБ, можно выделить несколько сценариев его развития:

Первый сценарий предполагает сохранение существующего статуса ОДКБ и его пассивной роли в решении региональных конфликтов, с сохранением высокой эффективности в противодействии потокам террористов, наркотрафика из Афганистана и обеспечению общей информационной безопасности. С учетом длительности интеграционных процессов на евразийском пространстве вероятность именно этого сценария на сегодняшний день является наиболее высокой.

Вторым вариантом является возвращение союза на уровень договора ДКБ от 1994 г., не способным противостоять возможным внешним и внутренним угрозам национальной безопасности. В целом реализация данного варианта возможна только при кардинальной смене вектора развития руководством какой-либо из стран участников, как это произошло при попытке создания альтернативного блока ГУАМ.

Третьим, и наиболее перспективным, сценарием развития могла бы стать полная переориентация ОДКБ в полноценный военно-политический союз. Первыми шагами по пути продвижения были сделаны еще в 2009 г. при создании КСОР, которые будут базироваться на территории РФ, состоять под единым командованием и обладать современным вооружением. На сегодняшний день именно КСОР является наиболее перспективным инструментом сохранения коллективной безопасности в регионе. По сути, силы ОДКБ будут являться дублирующей военно-политической опорой для ЕАЭС, который, хотя и является наиболее успешным региональным проектом, затрагивает исключительно экономико-правовые вопросы евразийской интеграции. Таким образом, стратегической целью ОДКБ будет являться военно-политическое прикрытие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.

Наряду с приведенными вариантами существует и альтернативный сценарий, предусматривающий создание единой армии на основе российских вооруженных сил. До недавнего времени иностранцам было запрещено служить в российской армии, даже несмотря на то, что на российской 201-й базе в Таджикистане довольно значительное число военнослужащих не имели российского гражданства. Однако с принятием указа «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы», практически любой иностранец может проходить военную службу в российских войсках и участвовать в боевых действиях [15]. Данный подход может фактически свидетельствовать о параллельном создании единой армии, сил ОДКБ, как одному из вариантов альтернативы национальным армиям.

Decline of Western civilization or the rebirth of Europe

Стоит отметить, что наличие высокой плотности как уже существующих, так и планируемых альтернативных интеграционных проектов в регионе, во многом дестабилизирует стабильность сотрудничество в ОДКБ. Недостаточная эффективность ОДКБ связана в первую очередь с сохранением приоритета национальной безопасности над коллективной, переоценкой государствами национального суверенитета в вопросах общей безопасности. Поэтому обозначение и реализация перспектив коллективного и равноправного

сотрудничества будет иметь решающее значение для укрепления ОДКБ.

На сегодняшний день, несмотря на существующую экономическую и военную асимметрию стран участников ОДКБ, данное объединение является одним из наиболее перспективных интеграционных проектов на территории постсоветского пространства. Не отказываясь от сотрудничества с НАТО необходимо продолжать выстраивать, с учетом интересов партнеров, собственную российскую систему безопасности в Евразии.

Список литературы:

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_secu-rity_strategy.pdf (дата обращения: 22.03.2016).

2. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-297б)//Российская газета. -№ 298. - 30.12.2014.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odkbcsto.org/international_org/detail.php?ELEMENT_ ГО=4104&8ЕСТЮ^ГО=132 (дата обращения: 22.03.2016).

4. Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. - М.: АСТ, 2015. - 703 с.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vz.rU/world/2015/3/19/604065.html (дата обращения: 22.03.2016).

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fast-news24.ru/v-mire/donald-kuk-i-su-24 (дата обращения: 22.03.2016).

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/trend/Sweden_submarine_20102014 (дата обращения: 22.03.2016).

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2014/02/04/5881565.shtml (дата обращения: 22.03.2016).

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vz.ru/news/2015A/29/726891.html (дата обращения: 22.03.2016).

10. "Военная доктрина Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976)//Российская газета. -№ 298. - 30.12.2014.

11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/1698449 (дата обращения: 22.03.2016).

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/trend/iskander_kaliningrad_anti_PRO (дата обращения: 22.03.2016).

13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/1698449 (дата обращения: 22.03.2016).

14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20150315/226874707.html (дата обращения: 22.03.2016).

15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70835522/(дата обращения: 22.03.2016).

Peshcherov Georgy Ivanovich, doctor of military sciences, professor, academician academy of military sciences E-mail: georgiy-p@yandex.ru

Decline of Western civilization or the rebirth of Europe

Аbstract: The article is devoted to the study of the socio-political development of the future prospects of "European civilization", which is now in the context of globalization and the expansion of the Catholic Church, Islam plays a leading role. With all the contradictions in the ongoing processes there are real positives for the population of Europe. However, the further Islamization of European countries can lead to the emergence of a new threat to mankind in the form of religious wars.

Keywords: Western civilization, the Catholic Church, the Orthodox faith, the truth of the criteria of modern religions, the expansion of the Western world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.