Мировая политика
Правильная ссылка на статью:
Хлопов О.А. — Военно-политическая стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе: китайский фактор // Мировая политика. - 2019. - № 3. DOI: 10.25136/2409-8671.2019.3.30912 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=30912
Военно-политическая стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе:китайский фактор
Хлопов Олег Анатольевич
кандидат политических наук
доцент, кафедра американских исследований, Российский государственный гуманитарный университет
125993, ГСП-3, Россия, Москва область, г. Москва, Миусская площадь., 6
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
Аннотация.
Предметом исследования являются американо-китайские отношения в области безопасности. Объектом исследования выступают особенности, современное состояние, тенденции и перспективы развития американской стратегии относительно увеличивающегося и расширяющегося военно-стратегического влияния Китая на динамику процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Автор подробно рассматривает содержание американо-китайских проблем, степень конфликтности и противоречий в области военной безопасности в тихоокеанском регионе. Особое внимание уделяется анализу эволюции двухсторонних отношений в области военной политики и военно-политических доктрин США и КНР. Теоретико-методологической основой исследования является парадигма политического неореализма, основополагающие принципы которой исходят из того, что акторами международных отношений выступают суверенные государства, а мировая политика и международные отношения трактуются с точки зрения их системности. Основным методом анализа является системный подход. Для раскрытия современного содержания американо-китайских военно-политических отношений применяются сравнительный и исторический методы исследования. Основными выводами проведенного исследования являются утверждение о том, что США стараются не допустить ревизии сложившегося в регионе порядка ввиду возвышения Китая и усиления его влияния, путем сохранения и расширения военных альянсов, вовлечения КНР в систему военного сотрудничества. На фоне существующих экономических и военно-политических противоречий, и разного понимания будущего мироустройства, политики обеих стран стараются избегать прямых военных конфликтов на основе поддержания баланса сил и неизбежной стратегической конкуренции в тихоокеанском регионе.
Ключевые слова: АТР, Китай, США, национальные интересы, международные отношения, военные альянсы, безопасность, военное сотрудничество, оборона, армия
DOI:
10.25136/2409-8671.2019.3.30912
Дата направления в редакцию:
06-10-2019
Дата рецензирования:
01-10-2019
В течение последних четырех десятилетий характер американо-китайских военных отношений менялся от дружественных и партнерских со стабильными открытыми диалогами до конфликтных и сложных. Основные проблемы остались прежними: проблема Тайваня, расхождение интересов в Южно-Китайском море, региональное соотношение сил, наличие альянсов США в архитектуре региональной безопасности Аазиатско-Тихоокеанского региона (АТР), конкуренция в новых условиях и возможностях постбиполярного мира, сложное геостратегическое противостояние в условиях глобализации.
Объектом исследования данной статьи является военно-политические отношения между США и КНР как неотъемлемый элемент системы международной безопасности в АТР. Предметом исследования выступают особенности, современное состояние, тенденции и перспективы развития американской стратегии относительно увеличивающегося и расширяющегося военно-стратегического влияния Китая на динамику процессов в АТР. Цель исследования данной работы состоит в том, чтобы определить содержание американо-китайских проблем, степень конфликтности и противоречий в области военной безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе.
Теоретико-методологической основой исследования является парадигма политического неореализма, основополагающие принципы которой исходят из того, что акторами международных отношений выступают суверенные государства, а также анархичной природы международных отношений и приоритета национальных интересов, выраженных в терминах силы, мощи и власти (power), а мировая политика и международные отношения трактуются с точки зрения их системности [1, 256"1.
Основным методом при анализе американо-китайских военно-политических отношений является системный подход. Для раскрытия современного содержания американо-китайских военно-политических отношений применяются сравнительный и исторический анализ.
Политические расчеты обеих сторон привели к установлению двухсторонних дипломатических отношений в 1979 г. включая сотрудничество в военной области. Еще до установления официальных связей правительственные чиновники США, делегации конгресса, военные, представители оборонной промышленности и технологических учреждений посетили Китай, чтобы проконсультироваться с правительством Китая и Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Соединенные Штаты призвали своих союзников по НАТО вооружить НОАК и содействовали экспорту военной техники. В 1980-х гг. были созданы механизмы обмена разведданными и механизмы сотрудничества, чтобы помочь общим союзникам в противостоянии Советскому Союзу, что заложило
основу для более крепких военных контактов. Советское вторжение в Афганистан в декабре 1979 г. предоставило обеим странам дополнительные стимулы для укрепления своих военных связей. В январе 1980 г. министр обороны США Гарольд Браун впервые посетил КНР, провел переговоры с военными НОАК, в ходе которых были определены направления сотрудничества: визиты на высоком уровне и стратегические диалоги, взаимные обмены в военных областях, продажа оружия и передача оборонных
технологий
В течение почти двух десятилетий военные отношения межу США и КНР были плодотворными. Частые визиты военных помогли укрепить доверие и создать атмосферу, которая способствовала расширению связей и обмена. США перестали воспринимать Китай как врага ввиду стратегического расчета и на основе своей оценки ограниченных возможностей НОАК, не угрожающей интересам США. Соединенные Штаты также согласовали с Китаем военные меры по борьбе с региональными кризисами в Южной Азии.
Десятилетие тесного политического сотрудничества прекратилось из-за политических потрясений 1989 г., когда США приостановили все военные обмены, отменили соглашения о продаже оружия и наложили эмбарго на поставки военных технологий Китаю. Однако роспуск Организации Варшавского договора и распад Советского Союза коренным образом изменили международный контекст.
Несмотря на то, что озабоченность США по поводу безопасности Китая возросла, но по сравнению с проблемами распространения оружия массового уничтожения (ОМУ), глобальным терроризмом и возрождением России как равного противника, «угроза Китая» имела более низкий приоритет. Устойчивый социальный и экономический прогресс Китая и отказ от гегемонистских устремлений создали новые стимулы для возобновления китайско-американских отношений.
Начиная со времени нормализации и восстановления двухсторонних отношений в 1979г. расширение военных связей вошли в повестку встреч на высшем уровне. Во время неофициальной встречи в Саннилендс в 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин предложил президенту США Б. Обаме установить новый тип военных отношений между Китаем и Соединенными Штатами в соответствии с «новым типом отношений с основными державами».
Однако по мере того как Китай укреплял и модернизировал свой военный потенциал и армию, северокорейская ядерная программа снова вошла в повестку дня глобальной политики, а споры в Восточном и Южно-Китайском морях не исчезли. Усиление экономической и политической мощи КНР, повышение спроса на углеводородные ресурсы и их экспорт из зоны традиционных и интересов США стран Ближнего Востока
активная внешняя политика России в Тихоокеанском регионе, ядерная проблема КНДР - все это повлияло на то, чтобы США предприняли шаги по адаптации своей стратегии и политики в АТР и впервую очередь по отношению к Китаю.
В 2015 г. министр обороны США Эштон Картер объявил, что реализация стратегии «восстановления равновесия в АТР» вступила в новый этап, и что министерство обороны США сосредоточит свои усилия на углублении альянсов и партнерств, оптимизации развертывания вооруженных сил, укрепление и развитие военной мощи США
В целом была скорректирована система альянсов США в АТР. Во-первых, внешние и военные стратегии США стали соответствовать интересам союзников, чтобы обеспечить
полное политическое признание и поддержку. Во-вторых, развертывание вооруженных сил США в основном зависит от баз союзников и соответствующей материально-технической поддержки. Наконец, из-за существующих политических разногласий, экономических проблем и различных угроз глобальной безопасности США могут развернуть лишь ограниченный потенциал вооруженных сил в АТР. Таким образом, было заявлено, что США нуждаются в своих союзниках, увеличении военных инвестиций, укреплении боеготовности и боевого потенциала в сотрудничестве со своими союзниками.
В 2015 г. США и Япония пересмотрели руководящие принципы сотрудничества между США и Японией в области обороны, а Япония также внесла поправки в соответствующие законопроекты о национальной безопасности, что еще больше укрепило американо-японский союз и расширило сотрудничество США и Японии в сфере военной безопасности.
После того, как руководство Филиппин официально утвердило Соглашение о расширенном оборонном сотрудничестве, США вновь получили право использовать военную базу на Филиппинах. В 2016 г. США организовали учения «плечом к плечу» с Филиппинами, и американский ударный самолет A-10 и вертолеты HH-60, участвовавшие в учениях, были размещены на авиабазе Кларк и начали совершать круизы вокруг
острова Хуанъянь в Южно-Китайское море ^ США также предоставили филиппинскому правительству помощь на сумму более $40 млн. в соответствии с Инициативой по безопасности на море в Юго-Восточной Азии в целях обмена информацией, выявления угроз и сотрудничества в решении проблем в соответствующих морских районах [6].
Таким образом, военное сотрудничество США со своими союзниками в АТРвышло за рамки традиционных двусторонних отношений и военных союзов. Спровоцированные новым раундом Северной Кореи испытания ядерного оружия и баллистических ракет заставили США, Японию и Южную Корею сформировать механизмы трехстороннего сотрудничества. Сотрудничество между США, Японией, Австралией, а также межу США, Японией и Филиппинами в Южно-Китайском море также стало более активно осуществляться посредством совместных учений и обменных визитов военных кораблей и военных самолетов.
С другой стороны, руководство КНР и китайские оборонные аналитики встревожены действиями со стороны военных США в Восточной Азии. Развертывание систем противоракетной обороны в Японии и Республике Корея, размещение стратегических сил на периферии Китая и вблизи Корейского полуострова, проход военных кораблей США и их союзников через Тайваньский пролив, в контексте территориальных споров с Китаем, также совместные военных учений в морях у южного и восточного побережья Китая, крупные продажи оружия соседним странам и изменения в провозглашенной политике
США в отношении возможного применения ядерного оружия - все это подпитывает недоверие, подозрения и антагонизм со стороны Китая и уменьшает стимулы для создания атмосферы доверия в этом регионе.
Стратегическая перестройка и боеготовность системы альянса США ведет Китай к несколько невыгодному положению. Очевидно, что это вынуждает Китай участвовать в военной конкуренции с США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Согласно оценкам экспертов военная политика Китая в начале XXI в. имеет оборонительный характер и является составной частью широкого комплекса мер, направленных на создание благоприятной обстановки в сфере безопасности вокруг
Китая, способствующей развитию страны. С 2006 г., опираясь на растущий научный потенциал, КНР реализует программу модернизации национальной обороны,
рассчитанную до середины XXI в.
Новая военная реформа, осуществляемая с 2015 г, направлена на укрепление централизации высшего военного управления и расширение полномочий высшего государственного органа руководства вооруженными силами - Центрального военного совета КНР. Цель реформы - создание условий для повышения эффективности взаимодействия всех видов вооруженных сил для ведения высокотехнологичных войн локального масштаба и проведения антитеррористических операций, при этом численность личного состава вооруженных сил сокращается до 2 млн. человек. Военная реформа играет важную роль и для внешней политики КН Р, в которой военный компонент политики национальной безопасности будет иметь ключевое значение
Военно-политические альянсы США и стратегия «перебалансировки» в АТР
Нынешняя система военно-политических альянсов США в АТРтесно связана с холодной войной. Противостояние между США и Советским Союзом, а также вызванные им изменения, кризисы и локальные конфликты привели к военному союзу между США и некоторыми странами региона.
Международные альянсы неоднократно формировались на протяжении всей современной истории, главным образом, из-за международной конкуренции, различий в силе и конфликтов интересов. До XX века, когда европейские государства доминировали в мире, на традиционные военные альянсы влияла географическая среда. Географическая близость между европейскими державами способствовала быстрой координации совместных действий в военное время и формированию военных альянсов. Союзники имели свои постоянные армии в мирное время, осуществляли стратегическую координацию в военное время.
Однако великие державы, действуя в АТР, должны были полагаться на дистанционное проектирование силы с целью своего военного присутствия в регионе. Например, в конце XIX в. военно-морской флот Великобритания находился у берегов Китая благодаря своим военно-морским базам в Сингапуре и Гонконге. Российский тихоокеанский флот и Транссибирская магистраль позволили России установить прочное военное присутствие и возможность проецирования своей мощи в АТР.
В отличие от Великобритании XIX в.США в первой половине XX в. не были активно вовлечены в дела Тихоокеанского региона. После предоставления Филиппинам в 1946 г. независимости у США не осталось базы, поддерживающей их военное присутствие в западной части Тихого океана. В результате, США стали полагаться только на военных союзников в АТР, чтобы поддерживать свое военное присутствие, выполнять обязательства альянсов и добиваться их доверия.
Таким образом, система военных альянсов США в АТР, сформировавшаяся в период холодной войны, была подвержена влиянию трех факторов. Во-первых, холодная война обеспечила стратегическую потребность США в создание альянсов. Во-вторых, необходимость эффективного сдерживания Советского Союза заставили США создать систему военно-политических альянсов и поддерживать тесное военное сотрудничество со своими союзниками. В-третьих, из-за влияния географических факторов США вынуждены были размещать войска на территориях своих союзников и использовать эти базы для поддержания безопасности союзников.
Даже после окончания холодной войны традиционные проблемы безопасности, такие как военная конкуренция и морские территориальные споры в АТР сохранились, и они создают напряженность, политическую атмосферу для поддержания США системы военных альянсов, сохраняя обязательства перед своими союзниками, поддерживая тесное военное сотрудничество с ними и тем самым обеспечивая свое военное присутствие.
На позднем этапе холодной войны, США имели абсолютное военно-морское преимущество над всеми странами АТР, включая Китай. С окончанием холодной войны США стали единственной сверхдержавой, которая пытается сформировать международный порядок под своим руководством без какого-либо намерения кардинально изменить свою систему альянсов в АТР и сохранить статус-кво.
В декабре 2000 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь в своем выступлении на расширенном заседании Центральной военной комиссии отметил, что «развивающиеся страны отстают от развитых стран в военной технике и это ведет к серьезному новому дисбалансу военной мощи» [10,157].
В 1997 г. США и Япония внесли изменения в Руководящие принципы сотрудничества между США и Японией в области обороны и добавили соответствующие положения о «периферийных событиях», и подчеркнули обязательства Японии в области материально-технического обеспечения, сбора информации и разминирования.
Из-за войн в Афганистане и в Ираке после терактов 11 сентября 2001г. и финансового кризиса 2007 г., США сократили свое внимание к проблемам АТР. Китай, благодаря долгосрочному экономическому росту, быстро увеличил свое влияние в регионе, включая модернизацию вооруженных сил, которые постоянно укрепляются, что
заставило стратегов США говорить об «угрозе Китая» -t11".
При администрации Б. Обамы США усилили своевлияние в АТР в рамках осуществления стратегии «перебалансировки» (rebalance), чтобы отреагировать на подъем Китая, не потерять свое военно-стратегическое преимущество и получить больше выгод от расширяющихся экономических связей. Эта стратегия основана на трех основных принципах: 1) поддерживать политический консенсус по основным целям альянсов; 2) обеспечить гибкость и адаптивность альянсов к решению новых задач и использовать новые возможности; 3) сдерживать военные провокации со стороны государств и негосударственных акторов
В 2016 г. заместитель госсекретаря США Тони Блинкен заявил на слушаниях в Комитете по иностранным делам Палаты представителей, что стратегия «перебалансировки» направлена на углубление стратегических, экономических и дипломатических связей США со странами АТР соразмерных с важностью этого региона для США. США реализуют стратегию «перебалансировки», главным образом, поддерживая своих союзников, углубляя взаимодействие с новыми державами, включая Китай, укрепляя АСЕАН и другие региональные институты, усиливая свое военное положение, продвигая торговлю и инвестиции, демократические реформы и создавая новые сети трехсторонних
отношений и многосторонние партнерства --13".
Пока что Азиатско-Тихоокеанская стратегия «перебалансировки» направлена на сдерживание Китая, а не на всеобъемлющее военное противостояние с Китаем и
подготовку к масштабной войне с Китаем И4!.
Стратегия США направлена на то, чтобы укрепить свое лидерство в АТР с помощью военных альянсов. Кроме того, беспокойство союзников по поводу подъема Китая и эскалации морских территориальных споров было использовано США для консолидации своих военных альянсов. Союзники США в АТР считают, что им необходимо и дальше
укреплять отношения с США Наконец, США вынуждены реагировать на различные угрозы в АТР, включая северокорейскую программу создания ядерного оружия и ракет большой дальности, стихийные бедствия и другие нетрадиционные угрозы безопасности.
Таким образом, система военных альянсов является одним из средств «восстановления равновесия» в АТР. Тем не менее, всестороннее противостояние с Китаем не является стратегической целью США и их союзников, и система военного альянса США не ставит цель иметь всестороннюю конфронтацию с Китаем, как НАТО во время холодной войны против Сов е тс ко г о Союз а.
Стратегия администрации Д.Трампа в отношении КНР
В основных стратегических документах администрации Д.Трампа Китаю уделяется
достаточно внимания. «Стратегия национальной безопасности США» (2017) ,
«Стратегия национальной обороны США» (2018)[17], «Ядерная стратегия» 2018 г.
«Обзор противоракетной обороны» (2019) признают растущую тенденцию военной конкуренции в динамичной среде безопасности. В них отмечается, что Соединенные Штаты будут конкурировать с Китаем с позиции силы, и в то же время, поощряя Китай к сотрудничеству с США по тем вопросам безопасности, где интересы США и Китая
совпадают [19].
В ежегодном отчете Министерства обороны США Конгрессу за 2018 г. отмечается, что Китай использует различные методы для приобретения иностранных военных технологий, в том числе целевые прямые иностранные инвестиции, а также использует свои разведывательные службы, компьютерные вторжения и другие незаконные методы. В 2018 г. Китай предпринял усилия по приобретению технологий двойного назначения, военное оборудование из США, включая авиационные технологии и технологии для противолодочных боевых действий
В докладе также подчеркивается, что Китай продолжает проводить реформы, связанные с созданием пяти военных командований, каждое из которых отвечает за разработку военных стратегий: совместные оперативные планы и возможности противодействия конкретным угрозам и кризисам, а также охрану территориального суверенитета и поддержания стабильности.
Тайвань постоянно остается основным географическим «стратегическим направлением» военной и внешней политики КН Р. Другие стратегические направления включают Восточно-Китайское море, Южно-Китайское море и границы Китая с Индией и Северной Кореей. Общая стратегия Китая в отношении Тайваня продолжает включать элементы убеждения и принуждения. Хотя Китай выступает за мирное объединение с Тайванем, он никогда не отказывался от применения военной силы, и продолжает развивать свои военные возможности, необходимые для потенциального военного конфликта ¿^И.
В то же время Китай проявляет сдержанность в реализации военного фактора, о чем свидетельствует его позиция по решению тайваньской проблемы, в которой отдается предпочтение использованию мирных средств и демонстративными военными действиями по защите спорных островов без перевода ситуации в «горячую» фазу [22,84].
Такое поведение Китая основано на понимание совей двойственной идентичности как развивающейся страны и глобальной державы, Эта дихотомия отражена не только на практике, а также и в теоретических исследованиях китайский ученых I23!.
Поддержание конструктивного диалога с КНР, ориентированного на результаты является важной частью стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Военные связи США с Китаем полностью не прекратились, несмотря на торговые войны и жесткую позицию Д.Трампа по отношению к экономической политике КНР.
Контакты по линии министерств обороны США с Китаем проведенные в 2018 г. были предназначены для поддержки долгосрочных целей - прозрачности военных стратегий и формирование политики ненападения. Отношения Министерства обороны США с Китаем нацелены на снижение рисков и предотвращение возможных недоразумений во времена повышенного напряжения, на построение структуры и механизмов, необходимых для управления возможных кризисных ситуаций. В 2018 г. план Министерства обороны США по военным контактам с Китаем был сосредоточен на снижение рисков, которые уменьшают недопонимание или просчеты в китайско-американских отношениях в области безопасности в АТР.
Отношения с Китаем являются важной частью стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, направленной на построение конструктивного диалога с КНР.
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент США Д. Трамп согласились, что китайско-американские отношения должны основываться на сотрудничестве и стабильности. После встречи с Д.Трампом в рамках саммит ^-20", который состоялся в Японии в июне 2019 г., китайский лидер Си Цзиньпин заявил: «Один основной факт остается неизменным: Китай и Соединенные Штаты выигрывают от сотрудничества и проигрывают в конфронтации» I24!.
КНР пересматривает свой подход к идее совместного с США управления миром, разрабатывая стратегию вовлечения Америки в свой вариант разделения глобальной ответственности на основе принципов формирования «отношений нового типа», что означает ликвидацию конфронтации, взаимное уважение, поиск взаимовыгодных решений.
В своем исследовании стратегических амбиций Китая, американский исследователь Джонатан Уард опровергает утверждение о том, что процветающий и растущий Китай будет доволен интеграцией в западный международный порядок. Автор утверждает, что в задачи Пекина входит не что иное, как обновление этого порядка для удовлетворения собственным стратегическим интересам Китая и использовать западный капитала в
стимулировании подъема Китая [25!. Другие аналитики более скромно оценивают возможности КНР в будущем, отмечая ряд проблем и вызовов стоящие перед Си Цзиньпином (политические, экономические, социальные и международные), с которыми
он сталкивается, и каждая из которых связана со структурными трудностями I26!. Но все же большинство экспертов отмечают, что Китай стремиться навязать западным странам во главе с США свое видение будущего мироустройства.
Однако это не означает, что США с готовностью воспримут такой китайский подход к глобальному управлению. Очевидно, с большей вероятностью, США и КНРстанут долгосрочными стратегическими соперниками и конкурентами, им следует приложить усилия, чтобы противостояние между не привело к катастрофическим последствиям [27].
В академическом сообществе китайские ученые обсуждают усиливающуюся стратегическую конкуренцию между Китаем и Соединенными Штатами и ее последствия для китайской внешней политики, и некотороые даже беспокоятся о возможности новой холодной войны между США и Китаем. По мнению большинства китайских экспертов, стратегическая конкуренция между КНР и США неизбежна, т.к. Китай сокращает разрыв национальной мощи между собой и США, в то время, когда последние отставивают свое мировое первенство. Другие факторы, включая идеологические разногласия, могут подпитывать противоречия, которые распространяются на большинство аспектов американо-китайских отношений, где АТР является центром этой стратегической конкуренции. При этом ряд китайских экспертов ацентируют внимание на значение этой конкуренции за международный престиж и лидерство. Другие китайские аналитики не слишком пессимистично оценивают перспективы двухсторонних отношений и выдвигают рекомендации, направленные на управление стратегической конкуренцией межу США и КНР и формирование нового равновесия между ведущими державами мира [28].
За прошедшие годы военные двух стран установили механизм диалога о стратегической безопасности, который в 2017 г. был переведен на дипломатический уровень и консультации по вопросам безопасности. Возобновились постоянные обмены и сотрудничество военных. Отношения показывают вновь обретенную устойчивость к инцидентам и кризисам. В 2018 г., несмотря на провокационные операции «Свобода судоходства» в Южно-Китайском море и отстранение Пентагоном ВМС НОАК от многосторонних учений, министр обороны США Джеймс Маттис и министр обороны Китая Вэй Фэнхэ обменялись визитами.
Во втором десятилетии XXI века укрепилось и расширилось взаимодействие между военными двух стран. Относительно стабильные отношения стали не только желательными, но и необходимыми из-за растущих рисков обострения кризиса. В качестве примера можно привести следующие встречи и переговоры военных, состоявшихся в 2018 г. В мае 2018 г. рабочая группа министерств Обороны США и КНР встретилась в Гонолулу, чтобы обсудить проблемы морской безопасности через открытое общение между США и ВМС Китая и ВВС.
В декабре 2018 г. генерал-майор Хоакин Малавет, директор Стратегического планирования и политики, представители Индо-Тихоокеанское командования США (INDOPACOM), представители ВВС США, Тихоокеанского флота Африканского командования (АФРИКОМ) встретились с делегацией НОАК во главе с заместителем начальника штаба контр-адмиралом Ван Чжунцай. Стороны рассмотрели небезопасные инциденты за последние год и обсудили реализацию и оценку правил поведения в воздушном и морском пространствах.
В декабре 2018 г. исполняющий обязанности заместителя помощника Министр обороны США в Восточной Азии бригадный генерал Роберта Ши принимал участие в переговорах с генерал-майором КНР Хуан Сюэпином. Диалог был посвящен вопросам военных обязательств, мерам по укреплению доверия, ключевым вопросам обороны и практическим проблемам в области военного сотрудничества.
В мае 2018 г. Соединенные Штаты аннулировали программу совместных учений с НОАК в АТР в результате продолжающейся милитаризации со стороны Китая вокруг спорных территорий в Южно-Китайском море острова Спратли.
В ноябре 2018 г. солдаты НОАК и армии СШАучаствовали в учениях по управлению стихийными бедствиями в Нанкине. Командующий армией СШАТихоокеанского региона,
генерал Роберт Браун,встретился с генерал-лейтенантом Цинь Вэйцзяном, заместителем командира Восточного командования НОАК. Обмен был сосредоточен на решение проблем и совместных действий в случае землетрясения в третьем страна, в которой обе армии будут взаимодействовать как часть многонационального координационного центра.
В исследовании американских экспертов аналитического центра "RAND Coproration" проанализированны военные возможности Китая и США по двум сценариям (Тайвань и острова Спратли) с 1996 по 2017 гг. Исследователями отмечается, что современные тенденции в большинстве, но не во всех регионах, в АТР складываются не в пользу и противоречат интересам Соединенных Штатов. В то время как совокупная мощь США остается большей чем у Китае, расстояние и география влияют на окончательные результаты возможного военного конфликта между США и КНР. В результате анализа делается вывод о том, что Китай способен бросить вызов военному доминированию США не посредственно у своих границ , сила и охват его военной мощи, очевидно, будет расти в ближайшие годы и, следовательно, США не заинтересованны в прямом
вооруженном столкновении с КНР I29!.
В целом, политика администрации Д.Трампа внутренне противоречива. С одной стороны, огромный по объему китайско-американский товарооборот, гигантское кредитование экономики США со стороны КНР,контакты и диалоги между военными, с другой, продолжение политики сдерживания Китая, включая поставки вооружений Тайваню, и
угрозы возможной торговой войны l^Ol. Одновременно нарастают противоречия в области торговли и финансов, Китай не хочет отступать и много уступать США в войне тарифов и объемов экспорта и импорта товаров. Концепция Трампа «Америка прежде всего» (America First) является одним из ограничителей политики глобальных интересов США, которая может сдержать мирровый амбиции США а на фонеамерикано-китайской экономической конкуренции появляется возможность у обеих сторон формирования
прагматичного американо-китайского глобального взаимодействия 13Ü. Заключение
Система военных альянсов является важной опорой, на которой США сохраняют свое лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При реализации стратегии «восстановления равновесия» США усиливают свое влияние на основных союзников, продвигая собственную повестку дня в области торговли, инвестиций, реагируя на глобальные и региональные проблемы безопасности.
Следует отметить, что шаги США по укреплению Азиатско-Тихоокеанских альянсов ограничены внутренним развитием и стратегическим выбором США их азиатско-тихоокеанских союзников, что затрудняет проведение каких-либо кардинальных изменений в ближайшем будущем в стратегической концепции США в АТР.
Китай придерживается оборонительной национальной политики и стратегической концепции активной обороны. Система альянсов США в значительной степени является также оборонительной системой, направленной на поддержание статус-кво. Территориальные споры, существующие между Китаем и некоторыми союзниками США, не представляют угрозы для выживания любой вовлеченной стороны.
Несмотря на конкуренцию и разногласия, все вовлеченные стороны преследуют одну стратегическую цель - поддержание мира и предотвращение конфликтов в регионе. Сегодня Соединенные Штаты и Китай стараются избегать нежелательных конфликтов и
ненужной эскалации, т.к. у обеих сторон есть понимание, что любая форма вооруженного конфликта, случайная или преднамеренная, может привести к потенциальному ядерному столкновению.
Определенные усилия предпринимаются для предотвращения возможных военных конфликтов и осуществления контроля за кризисами. Тем не менее, китайские эксперты и аналитики выступаю с предложением о том, что в дополнении к существующим механизмам кризисной коммуникации между министерством обороны США и китайским министерством обороны, необходимо создать дополнительные каналы связи на уровне объединенного штаба, регионального командования, служб и фронтовых войск, чтобы обеспечить своевременную коммуникацию в кризисных ситуациях и способствовать снижению рисков.
Принимая во внимание, что военный аспект китайско-американских отношений является наиболее спорным по своей природе и трудным в обращении, ни одна из сторон не возлагает на него большие надежды. В то же время у обоих государств есть понимание того, что необходимо управлять этими отношениями, с целью уменьшить неопределенность, заверить в стратегических намерениях о не нападении друга на друга и укрепить уверенность в том, что два военных ведомства могут работать рука об руку для поддержания региональной и глобальной стабильности
США в ближайшем будущем будут по-прежнему играть доминирующую роль, поскольку они корректирует направление и интенсивность военных развертываний в АТР и решают вопрос о наращивании вооруженных сил своих союзников путем оказания военной помощи и политической поддержки, а система альянсов США будет оказывать длительное влияние на развитие китайско-американских отношений и поддержания баланса сил в регионе.
Библиография
1. Waltz K. Theory of International Politics. Waveland Press 2010. 256 p.
2. Yunzhu Ya. Sino-American Military Relations: From Quasi-allies to Potential Adversaries? // China International Strategy Review. June 2019, Volume 1, Issue. pp 85-98.
3. Хлопов О.А. Энергетическая политика и стратегия Китая // Вестник МГОУ. 2015, № 4. С. 118-128.
4. A Regional Security Architecture Where Everyone Rises, May 30, 2015. US Department of Defense. URL: http://www.defense.gov/News/Speeches/Speech-View/Article/606676/iiss-shangri-la-dialogue-a-regional-security-architecture-where-everyone-rises.
5. Pacific Air Forces A-10s, HH-60s Fly First Air Contingent Missions in Philippines. April 22, 2016 // US Pacific Command. URL:
http://www.pacom.mil/Media/News/tabid/5693/Article/741238/pacific-air-forces-a-10s-hh-60s-fly-first-air-contingent-missions-in-philippines.aspx.
6. Joint Press Conference by Secretary Carter and Secretary Gazmin in Manila, Philippines. April 14, 2016. US Department of Defense. URL:
https ://www.defense.gov/Newsroom/Transcripts/Transcript/Article/721687/joint-press-conference-by-secretary-carter-and-secretary-gazmin-in-manila-phili/
7. Nuclear Posture Review.2018. US Department of Defense. URL:
https ://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872886/-1/-1/1/2018-NUCLEAR-P0STURE-REVIEW-FINAL-REPORT.PDF.
8. Каменнов П. Б. КНР: военная политика на рубеже веков [Текст] : [монография] Российская акад. наук, Ин-тДальнего Востока. Москва : Ин-тДальнего Востока, 2008. 224 с.
9. Кокошин А. Военная реформа в КНР: военно-стратегические, политические и организационно-управленческие аспекты // Российский совет по международным делам 10.01.2017. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/comments/voennaya-reforma-v-knr-voenno-strategicheskie-politicheskie-i-organizatsionno-upravlencheskie-aspekt/ .
10. Mechanization and Informatization Are Dual Historical Tasks of Army Building, December 11, 2000, Jiang Zemin, Vol. III, Selected Works of Jiang Zemin (English edition), Beijing: Foreign Languages Press. 2013. Р.157.
11. Gertz B. The China Threat: How the People's Republic Targets America. Regnery Publishing. 2002. 280 p.
12. Clinton H. America's Pacific Century // Foreign Policy 2011. October 11. URL: https ://foreignpolicy.com/2011/10/11/americas-pacific-century/ .
13. Obama Administration Policy in the Asia-Pacific. April 28, 2016. // US Department of State. URL: http://www.state.gov/s/d/2016d/256694.htm .
14. Graham. A. Destined for War: Can America and China Escape Thucydides' Trap? Boston-New York: Houghton Mifflin Harcourt. 2017. 384 p.
15. Liff Ad. P., Ikenberry G. Racing Toward Tragedy? China's Rise, Military Competition in the Asia-Pacific and the Security Dilemma // International Security. Fall. 2014. Pp. 5291.
16. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. The White House. URL: https ://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
17. National Defense Strategy. 2018. Summary of the 2018 National Defense Strategy of the United States of America. Department of Defense. URL: URL;:
https ://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf
18. Missile Defense Review. Department of Defense. 2019. URL:
https ://media.defense.gov/2019/Jan/17/2002080666/-1/-1/1/2019-MISSILE-DEFENSE-REVIEW.PDF.
19. Nuclear Posture Review.2018. US Department of Defense. URL: https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872886/-1/-1A/2018-NUCLEAR-P0STURE-REVIEW-FINAL-REP0RT.PDF.
20. Military and Security Developments Involving the People's Republic of China. Annual Report to Congress. Department of Defense.2019. URL: https://media.defense.gov/2019/May/02/2002127082/-1/-1/1/2019_CHINA_MILITARY_P0W ER_REP0RT.pdf.
21. Каменов П.Б. КНР: военная политика в начале XXI века: монография. М.: ИДВ РАН, 2019. 248 с.
22. Клименко А.Ф., Каменов П.Б. Военная политика КНР и ее роль в увеличении комплексной мощи государства // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 2. C.84.
23. Грачиков Е.Н. Становление китайской школы международных отношений: аналитические подходы и методы исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19.№ 2. С. 187-200. D0I: 10.22363/2313-0660-2019-19-2-187-200.
24. Italiano L. Trump and Xi Jinping Agree to De-escalate Trade War // NyPost com June
29. 2019. URL: https://nypost.com/2019/06/29/trump-and-xi-jinping-agree-to-de-escalate-trade-war/.
25. Ward J. China's Vision of Victory. Atlas Publishing and Media Company, 2019. 314 p.
26. Fenby Jh. Will China Dominate the 21st Century? John Wiley & Sons. 2017. 144 p
27. Wang Jisi. From Cooperative Partnership to Strategic Competition: a Review of China-US Relations 2009-2019 // China International Strategy Review. 2019, p 1-10.
28. Minghao Zhao. Is a New Cold War Inevitable? Chinese Perspectives on US-China Strategic Competition // The Chinese Journal of International Politics. 2019. Volume 12 (3). Pp. 371-394.
29. Heginbotham E., Nixon M., Morgan F.E., Heim J.L., Sheng Tao Li, Engstrom, J. . Libicki M.C., DeLuca P., Shlapak D.A., Frelinger D.R. Laird B., Brady K., Morris L.J. The USChina Military Scorecard: Forces, Geography and the Evolving Balance of Power (19962017). RAND Corporation. 2015. 430 p.
30. Самуйлов С.М. Россия и Китай в политике администрации Дональда Трампа: возвращение к черно-белому традиционализму // Россия и Америка в XXI веке. 2018. № 1.URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id = 610 .
31. Воскресенский А.Д. Новые тихоокеанские стратегии: возможность или реальность? влияние «китайского фактора» на обстановку в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе // Сравнительная политика. 2018. № 3. С. 128-145. DOI: 10.18611/22213279-2018-9-3-128-145.