Научная статья на тему 'ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЛЬЯНОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНЦЕ 1920-х – 1930-х гг.'

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЛЬЯНОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНЦЕ 1920-х – 1930-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-патриотическое воспитание / Осоавиахим / пионеры / школа / СССР / военные игры / летние лагеря / military-patriotic education / Osoaviakhim / pioneers / school / USSR / military games / summer camps

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заводсков Иван Николаевич

Современная международная ситуация требует усиления внимания военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, изучения исторического опыта работы со школьниками и пионерами на местах. В статье проанализированы основные направления работы пионерской организации, Осоавиахима с учащимися, показаны сложности, с которыми столкнулись ульяновцы при реализации мероприятий в области военной подготовки. В основу исследования положены материалы из фондов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области, периодические издания, методические и информационные брошюры за указанный период. Основными направлениями деятельности в области военно-патриотического воспитания были: проведение военных игр, организация военных кружков, внедрение элементов военной подготовки в летние лагеря для школьников. Тесное сотрудничество Осоавиахима, пионерской организации, педагогического состава школы способствовало созданию ячеек Осоавиахима и кружков «Юных друзей Осоавиахима» в ульяновских школах. Трудности, с которыми сталкивались при реализации программы по военной подготовке школьников, были связаны с кадровым обеспечением, поэтому, как свидетельствуют архивные документы, обучению пионерских организаторов как в очном, так и заочном формате с охватом сельских школ являлось приоритетной задачей. Анализ статей региональной прессы подтвердил широкий размах спортивных соревнований между школьниками, проведение которых требовало серьезной физической подготовки. Поэтому физкультуре и спорту уделялось особое внимание, так как только физически развитый гражданин мог встать на защиту Отечества. Несмотря на недочеты в деятельности, работа по воспитанию молодых людей в духе любви к Родине, готовности встать на ее защиту велась эффективно, что благоприятным образом отразилось на повышении обороноспособности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF ULYANOVSK SCHOOLCHILDREN IN THE LATE 1920-s – 1930-s.

The current international situation requires additional attention to the military-patriotic education of children and youth, the study of the historical experience of work with schoolchildren and pioneers in the field. The article analyzes the main areas of work of the pioneer organization, Osoaviakhim with students, shows the difficulties that Ulyanovsk faced in the implementation of measures in the field of military training. The study is based on materials from the collections of the State Archive of Contemporary History of the Ulyanovsk Region, periodicals, methodological and informational brochures for the specified period. The main activities in the field of military-patriotic education were: holding military games, organizing military circles, introducing elements of military training into summer camps for schoolchildren. The close cooperation of Osoaviakhim, a pioneer organization, and the teaching staff of the school contributed to the creation of Osoaviakhim cells and circles of "Osoaviakhim's Young Friends" in Ulyanovsk schools. The difficulties encountered in the implementation of the military training program for schoolchildren were related to staffing, therefore, as archival documents testify, the training of pioneer organizers both in full-time and parttime format, covering rural schools, was a priority. The analysis of articles in the regional press confirmed the wide scope of sports competitions between schoolchildren, which required serious physical preparation. Therefore, special attention was paid to physical culture and sports, since only a physically developed citizen could defend the Fatherland. Despite the shortcomings in the activities, the work to educate young people in the spirit of love for the motherland, readiness to stand up for its defense was carried out effectively, which had a favorable effect on increasing the country's defense capability.

Текст научной работы на тему «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЛЬЯНОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНЦЕ 1920-х – 1930-х гг.»

DOI 10.24412/2541-9056-2023-328-22-31 УДК 93/94

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЛЬЯНОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

В КОНЦЕ 1920-х - 1930-х гг.

И.Н.Заводсков Статья поступила в редакцию 15 июня 2023 г.

Современная международная ситуация требует усиления внимания военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, изучения исторического опыта работы со школьниками и пионерами на местах. В статье проанализированы основные направления работы пионерской организации, Осоавиахима с учащимися, показаны сложности, с которыми столкнулись ульяновцы при реализации мероприятий в области военной подготовки. В основу исследования положены материалы из фондов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области, периодические издания, методические и информационные брошюры за указанный период. Основными направлениями деятельности в области военно-патриотического воспитания были: проведение военных игр, организация военных кружков, внедрение элементов военной подготовки в летние лагеря для школьников. Тесное сотрудничество Осоавиахима, пионерской организации, педагогического состава школы способствовало созданию ячеек Осоавиахима и кружков «Юных друзей Осоавиахима» в ульяновских школах. Трудности, с которыми сталкивались при реализации программы по военной подготовке школьников, были связаны с кадровым обеспечением, поэтому, как свидетельствуют архивные документы, обучению пионерских организаторов как в очном, так и заочном формате с охватом сельских школ являлось приоритетной задачей. Анализ статей региональной прессы подтвердил широкий размах спортивных соревнований между школьниками, проведение которых требовало серьезной физической подготовки. Поэтому физкультуре и спорту уделялось особое внимание, так как только физически развитый гражданин мог встать на защиту Отечества. Несмотря на недочеты в деятельности, работа по воспитанию молодых людей в духе любви к Родине, готовности встать на ее защиту велась эффективно, что благоприятным образом отразилось на повышении обороноспособности страны.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, Осоавиахим, пионеры, школа, СССР, военные игры, летние лагеря.

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF ULYANOVSK SCHOOLCHILDREN IN THE LATE 1920-s - 1930-s.

I.N. Zavodskov

The current international situation requires additional attention to the military-patriotic education of children and youth, the study of the historical experience of work with schoolchildren and pioneers in the field. The article analyzes the main areas of work of the pioneer organization, Osoaviakhim with students, shows the difficulties that Ulyanovsk faced in the implementation of measures in the field of military training. The study is based on materials from the collections of the State Archive of

Contemporary History of the Ulyanovsk Region, periodicals, methodological and informational brochures for the specified period. The main activities in the field of military-patriotic education were: holding military games, organizing military circles, introducing elements of military training into summer camps for schoolchildren. The close cooperation of Osoaviakhim, a pioneer organization, and the teaching staff of the school contributed to the creation of Osoaviakhim cells and circles of "Osoaviakhim's Young Friends" in Ulyanovsk schools. The difficulties encountered in the implementation of the military training program for schoolchildren were related to staffing, therefore, as archival documents testify, the training of pioneer organizers both in full-time and parttime format, covering rural schools, was a priority. The analysis of articles in the regional press confirmed the wide scope of sports competitions between schoolchildren, which required serious physical preparation. Therefore, special attention was paid to physical culture and sports, since only a physically developed citizen could defend the Fatherland. Despite the shortcomings in the activities, the work to educate young people in the spirit of love for the motherland, readiness to stand up for its defense was carried out effectively, which had a favorable effect on increasing the country's defense capability.

Key words: military-patriotic education, Osoaviakhim, pioneers, school, USSR, military games, summer camps.

Военно-патриотическая работа с населением СССР осуществлялась государственными органами и общественными организациями с учетом его возрастных особенностей и социального положения. Это было необходимо для эффективной деятельности с использованием разных педагогических технологий. Особое место в этой работе занимали дети и молодые люди. По демографической структуре население СССР в 1930-е гг. было «молодым». Так, по переписи 1937 г. дети и подростки составляли 36,6% от всего населения, а лица до 30 лет -63,1%. В возрасте от 10 до 14 лет эти показатели составляли 12,62%, а в диапазоне от 14 до 19 лет - 8,21%. Это была довольно большая группа, на которую была направлена военно-патриотическая работа [11, с. 97-98], поскольку молодое поколение должно

быть способно защищать Отечество и, что очень важно, быть мотивированным на эти действия.

К 1929 г., по мнению Е.А. Ефимовой, сформировалось три направления в области военно-патриотической работы с детьми школьного возраста: идеологическая работа (формирование интернационального сознания, информированности, компетентности в вопросах внешней и внутренней политики); коммуникативная работа (связь школы с социумом, с одной стороны, и с пионерским движением - с другой, также связь пионерского движения и школы - с Осоавиахимом, с частями Красной армии); практико-ориентированная работа (включение в преподавание школьных предметов элементов, связанных с военным делом, активизация трудового и физического воспитания, в том числе органи-

зация военных походов и игр, кружковая работа по военным специальностям) [10, с. 21].

Вопрос организации военно-оборонной работы был актуален для ульяновских школьников, в связи с чем на пленуме Окружного бюро юных пионеров в 1928 г. отмечалось: «Оживление и укрепление пионер-организации возможно, но лишь путем быстрейшего и планового перехода отрядов в новые формы работы при одновременной мобилизации внимания комсомольских, партийных, общественных организаций к пионерам» [9, л. 29]. Работа с ульяновскими пионерами строилась в русле общих направлений, определенных руководством на всесоюзном уровне.

Так, нормативно-правовые документы в области военной работы с детьми свидетельствуют о необходимости изучения пионерами военных специальностей - таких как стрелковое дело, санитарное, военно-химическое, топография и сигнализация. В журнале «Вожатый» - печатном органе ЦК ВЛКСМ - отмечалась важность укрепления связей пионерского движения с Красной армией и флотом посредством посещения воинских частей с экскурсиями, проведения бесед с красноармейцами и организации переписки между школьниками и военными [4, с. 1-2]. Все это развивало интерес, внимание и любовь школьников к Красной армии и Красному флоту. Экскурсии в части армии и флота, во-

енно-учебные заведения, совместные вечера позволяли установить контакты и связи с красноармейцами и краснофлотцами. А специально созданная литература по истории Красной армии и флота, Гражданской войны для школьного возраста способствовала установлению связей между пионерами и красноармейцами, краснофлотцами и курсантами военно-учебных заведений. Эта связь поддерживалась и в каникулярный период, когда летние лагеря могли располагаться недалеко от военных лагерей, частей Красной армии и флота. Этот факт позволял привлекать пионеров во время военных маневров, где они могли приобрести практические навыки несения службы - связи, разведки, наблюдения и т.д. [5, с. 126].

Большое значение играло физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, поэтому развитию школьной физкультуры и охране здоровья детей придавалась исключительно важная роль: «Посредством постановки среди пионеров физкультуры

вырабатывается ряд прикладных физических навыков, необходимых молодежи в будущем для успешного действия в условиях боевой обстановки, вырабатывается

активность, смелость, энергия, твердая воля и т. д.» [5, с. 125]. Сюда можно отнести занятия гимнастикой, бег, прыганье, плаванье и зимние виды спорта. Планировалось организовать в

школах зимние площадки для катания на лыжах, коньках, салазках [9, л. 32]. Ежегодно в городах открывались зимние центры, на базах которых работали детские горки для катания на санках, а также действовал прокат санок [13, с. 4]. Таким образом, школьники в зимние каникулы могли приобщаться к спорту вне школы. На регулярной основе в Ульяновске функционировали школы по боксу, борьбе, гимнастике, плаванию, легкой атлетики и т.д., в которые активно вовлекались школьники [6, с. 4].

На региональном уровне подчеркивалась необходимость

«проведения санитарно-гигиенической работы среди детей и взрослых. Организация и улучшение работы санкомов, кружков по изучению подачи первой помощи

пострадавшим, организация ячеек РОКК, внедрение элементов нового быта в семье учащихся» [9, л. 32]. Предложенные меры были вызваны общим низким уровнем физического развития школьников и состоянием их здоровья, о чем отмечала пресса: «Со здоровьем наших школьников все очень неблагополучно» [21, с. 4], что «основное внимание необходимо уделить борьбе за вновь вырастающее поколение, за наших детей» [1, с. 1]. В этой связи важным выступает теснейший контакт в работе по физической культуре в школе - врача, преподавателя физической культуры и

всего педагогического коллектива [21, с. 4]. Организация физкультурной деятельности в пионерском отряде опиралась на программу, которую проходили школьники на уроках физкультуры, и содействовала ее закреплению. Усиление

физкультурной работы способствовало развитию физической выносливости и успешному участию в спортивных соревнованиях.

В конце 1920-х начале 1930-х гг. игры на военную тему были той формой, в которой возможно было усвоить навыки начальной военной подготовки. На первом этапе эти игры по сюжету приближались к инсценировкам эпизодов Гражданской войны, борьбы за власть Советов [10, с. 34]. Военная игра юных пионеров Ульяновского округа в 1930 г. проводилась «в целях придания делу военно-

патриотического воспитания пионеров известной четкости, системы и плановости в соответствии с решениями Всесоюзного слета пионеров и последнего Пленума ЦК ВЛКСМ» [9, л. 170]. Цель военной работы среди пионеров -привить им основы военного воспитания и военных знаний, «воспитать у детворы лучшие качества будущих бойцов - развить смелость, твердую волю, выносливость, товарищество и сознание, за что пролетарий борется» [9, л. 170].

I Всесоюзное совещание по военной работе в школе (1931 г.) приняло

программу военной работы с детьми разного возраста. Так, для детей 8-10 лет должны были организовываться физические упражнения, разучивание боевых песен, встречи с бойцами Красой армии. Для школьников 11-14 лет во внеурочное время предполагалось метание гранаты в цель, стрельба из лука, изучение средств связи. С детьми старшего возраста (14-17 лет) работа велась в ячейках Осоавиахима. Для всех школьников в директивном порядке рекомендовалось устройство

пионерских лагерей, где могли проводиться занятия по военной подготовке [14, с. 64-65].

Важность проведения военной работы в лагерях была обусловлена тем фактом, что именно там школьники могли на практике применить полученные знания в военных кружках во время учебного года. Поэтому в лагерный распорядок была внедрена физкультурная и туристическая работа таким образом, чтобы учащиеся могли практиковать свои навыки в стрелковом деле, топографии, санитарной помощи, тренировались в строю и выполняли другие включенные военные элементы. Помимо внедрения элементов военной работы в распорядок дня школьников в лагерях были включены в разнообразные занятия. Например, в летнем лагере в Захарьевском санатории на берегу реки Волги присутствовали фото-

радио-авиакружки, топографический, рыболовный. В каждом из них был свой актив, свои горячие любители и большие знатоки дела. А любители природы, юные натуралисты, создавали большой интересный гербарий и коллекцию насекомых [2, с. 3]. За лето 1936 г. в детских лагерях оздоровились 1610 ульяновских детей, они смогли окрепнуть физически благодаря здоровому питанию, купанию и проведению физкультурной работы. В местной газете отмечалось, что «после отдыха, проведённого в санатории и в лагерях, радостно приходят ребята в школу, делятся впечатлениями и, просматривая расписание, заранее составляют расписание осенних дней» [19].

Исследователи склонны считать, что военно-физкультурные занятия

тесным образом переплетались с общетуристическими навыками, к числу которых относились, например, «передвижение туристской цепочкой (то же: как движется в походе воинская часть), определение сторон света по солнцу и природным приметам (то же: начальные навыки ориентирования), переход канавы или ручья по узкому мостику (упражнение в равновесии), устройство бивака (с постройкой шалашей и

наблюдательных постов на деревьях), устройство костра с приготовлением пищи на нем или без приготовления пищи (с изучением разных типов костров, приемов маскировки дыма

костра и следов костра после ухода группы)» [10, с. 128]. Но нельзя отрицать, что как бы они ни именовались, они преследовали цель - подготовить физически здоровых детей и приспособленных к жизни в полевых условиях как во время туристического похода, так и в условиях военных действий. В целом планировалось занять на летних каникулах максимальное число детей, на что выделялись немалые средства. «На оздоровительные мероприятия будет израсходовано 512 тыс. рублей. За лето через лагеря, детские колонии, площадки будет пропущено свыше 20 тыс. детей» [3, с. 4].

В летних лагерях активно практиковались военные игры, в ходе которых на местности оттачивались навыки маскировки, переправы через водную преграду, умение наладить телефонную связь, практиковаться в применении азбуки Морзе и другие [10, с. 138]. Зимой проводить подобные мероприятия было сложнее, но пусть и в меньшем масштабе, но они все-таки реализовывались. Так уделялось большое внимание спортивной подготовке школьников в зимнее время. Действительно, «катание на лыжах и коньках, связанное с большой работой ног и туловища, требует сноровки и удержания равновесия -является ценнейшим зимним средством физического воспитания и здоровым развлечением для детей» [9,

л. 138]. Военные игры требовали определенного плана, но, как показывает опыт вожатых пионерских отрядов, в него всегда вносились коррективы согласно запросам школьников.

Большую роль в военно-патриотической работе играли комсомольцы и педагогический состав школ. О необходимости привлечения представителей комсомола в пионерские организации для проведения мероприятий в школе отмечалось еще в 1928 г. [9, л. 33]. От кадров зависела слаженная работа пионерской организации, поэтому для решения поставленных задач планировалось «улучшение

социального состава вожатых за счет выдвижения на пионер-работу лучших комсомольцев из числа рабочих, батраков и бедняков» [9, л. 38]. Кроме этого, все комсомольцы, прошедшие соответствующие курсы, должны были быть использованы в пионерской работе [9, л. 38]. Курсы повышения мастерства пионерских работников проходили и в заочном режиме, особое внимание уделялось обучению людей из числа сельских жителей. На местах предписывалось: «Райбюро Мелекесскому, Карсунскому,

Сенгилеевскому, Богдашкинскому, Телешовскому, Чердаклинскому

выделить по одному вожатому из батраков, бедняков для обучения на курсах» [9, л. 40]. Так, например,

Сенгилеевская пионерская

организация к концу 1928 г. насчитывала 231 человек и имела задачи увеличения численности и усиления дисциплины [9, л. 38].

Основные сложности в организации работы с пионерами в целом и военного воспитания, в частности, руководящие органы видели: «в слабой общеобразовательной и политической подготовке кадров пионервожатых, наличии кадров комсомольцев, не интересующихся пионер-работой, выполняющих ее по обязанности» [9, л. 48]. Поэтому в такой ситуации обучение кандидатов для пионерской работы имело большое значение. Возраст кандидатов для обучения был в диапазоне от 18 до 21 года; после окончания курсов они должны были закрепиться на пионерской работе на полтора года [9, л. 58]. Привлекались партийные и кандидаты в ВКП (б), а беспартийные допускались только в крайнем случае [9, л. 66]. В содержание учебного плана краткосрочных районных курсов пионерских работников в 1929 г. был включен практикум по военизации и физкультурной работе [9, л. 100]. Как отмечают исследователи, с 1927 г. комсомольские органы начали требовать «военизации» деятельности пионерских отрядов, куда входило знакомство пионеров с принципами устройства и деятельности Красной армии и первичное обучение основным военным навыкам. Но это сопровождалось рядом трудностей: в

первую очередь отсутствием соответствующих ресурсов. К тому же, большинство вожатых плохо разбиралось в военном деле, и им требовалась дополнительная подготовка [16, с. 87].

Сотрудничество Осоавиахима и пионерской организации выступало отдельным важным направлением военно-патриотического воспитания школьников. По решению Первого Всероссийского совещания по военной работе в школе (1931 г.) были созданы школьные ячейки Осоавиахима и группы «Юных друзей обороны» [10, с. 26]. В эти кружки включались юные стрелки, авиамоделисты, связисты, военные моряки, топографисты, собаководы, кавалеристы и т.д. Происходил постепенный рост численности таких кружков. Как отмечают исследователи, если в 1933 г. в них занималось 374 тыс. 856 пионеров и школьников, то в 1936 г. их число достигло уже 656 тыс. 989 человек [20, с. 171]. Несмотря на количественный рост таких кружков, исследователи в их работе отмечали сохраняющиеся недочеты, такие как формализм, шаблонность в работе и недостаточность инициативы в новых начинаниях [15, с. 67].

На местах эти задачи транслировались уже до каждого конкретного исполнителя. Так, в резолюции по докладу о задачах школьной работы пионеров пленума Окружного бюро юных пионеров еще в 1928 г. отмечали

необходимость организации кружков по изучению топографии, установления связи с Красной армией, работы в ОСО, организации и налаживании работы ячеек и групп друзей Осоавиахи-ма» [9, л. 32].

Рассматривая этот вопрос на высшем уровне, ЦК ВКП (б) в своем постановлении «О работе пионерской организации» в апреле 1932 г. предписывал усилить активность Осоавиахима в области работы со школьниками, расширить

организацию кружков для пионеров [17]. Группы «Юных друзей Осоавиахима», первичные ячейки этой организации действовали в ульяновских школах и курировали кружковую работу. Например, в средней школе № 16 Ульяновска в 1939 г. работали «кружки по изучению стрелкового дела, противовоздушной обороны и химической обороны, авиамоделизма, «ГСО» и другие» [18, с. 3]. Большую роль в деле военно-патриотического воспитания учащихся внесли школьные учителя, которые в ходе учебного процесса и внеурочной деятельности воспитывали патриотов Родины [7].

Работа со школьниками была одним из приоритетных направлений, но при этом сопровождалась рядом сложностей. В отчете ульяновской городской организации Осоавиахима за 1939 г. указывалось, что «руководители Осо-авиахима, организации комсомола и

организации ВКП (б) не по-серьезному отнеслись к такому важному мероприятию, как подготовка оборонных кадров среди детей. Они нисколько не работали и не оказывали реальной помощи в деле развертывания работы среди детей, в особенности, в низших учебных заведениях старших классов и неполных средних школ, где работа только проявила начало с ноября месяца 1939 г.» [8, л. 60]. Для того чтобы справиться с временными трудностями, были привлечены активисты-комсомольцы, которые были закреплены за школами для подготовки значкистов из числа учеников [8, л. 60].

В проводимых городских стрелковых соревнованиях по решению ЦК ВЛКСМ и ЦС Осоавиахима принимали участие команды средних школ Ульяновска: в частности, команда 16-й школы в 1939 г. стала первой, в чем была «большая заслуга военрука т. Н.Т. Арсеньева и секретаря комитета комсомола т. Чурбашкина» [18, с. 3]. В школах проводились беседы с ветеранами Гражданской войны и с участниками боев у озера Хасан [18, с. 3].

Определенные изменения в области военно-патриотической подготовки школьников внесли статьи принятого в 1939 г. «Закона о всеобщей воинской обязанности», ибо это стало зоной ответственности не только Наркомпроса, но и Наркомата обороны. Для детей 5-х - 7-х классов вводилась начальная

военная подготовка, для старших классов допризывная подготовка [12]. Изменение геополитической обстановки требовало активизации деятельности в области военной подготовки со школьниками, в связи с чем, начиная с 1940 г., военная работа в пионерской организации стала основной.

Подводя итог, необходимо отметить, что военно-патриотическая работа с ульяновскими школьниками в рассматриваемый период

проводилась в многообразных формах и охватывала широкий контингент детей. Патриотическое воспитание проходило посредством изучения истории армии, ее побед, экскурсий в воинские части и организации военных уголков в школах. Овладение практическими умениями и навыками было необходимо для готовности защищать свою страну. Огромную роль сыграли военные игры и летние лагеря

с элементами военной подготовки, которые были органично

интегрированы в систему военной работы с подрастающим поколением.

Анализ содержания документов по работе с ульяновскими школьниками выявил сложности, с которыми ее организаторы столкнулись на этом пути. Не всегда организации Осоавиахима могли охватить военной работой всех школьников, но сам факт участия этой организации в работе со школьниками имел значительный идеологический эффект. Отмеченные выше недоработки в военной подготовке пионеров и школьников не могут обесценить то огромное значение, которое имела эта работа для воспитания молодых людей в духе любви к Родине, готовности встать на ее защиту, что благоприятным образом отразилось на повышении обороноспособности страны.

Список литературы

1. Борьба за нового человека // Волжская коммуна. - 1929. - 20 марта.

2. В лагере счастливых // Пролетарский путь. - 1936. - 24 июля.

3. В лагерь на площадку! // Волжская коммуна. - 1932. - 7 мая.

4. Военная опасность и пионеры // Вожатый. - 1927. - № 14.

5. Военная работа комсомола: сб. ст. / под ред. военной комиссии ЦК ВЛКСМ. - М. - Л., 1927. - 143 с.

6. Волжская коммуна. - 1938. - 14 апреля.

7. Воспитательной работе серьезное внимание // Пролетарский путь. -1938. - 1 сентября.

8. Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО). - Ф. 13. - Оп. 1. -

Д. 1791.

9. Государственный архив новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО). - Ф. 895. - Оп. 1. - Д. 8.

10. Ефимова Е.А. Военная (оборонная) работа с пионерами и школьниками в 1927-1941 гг.: некоторые организационно-педагогические аспекты. - М.: ЛЕНАНД, 2021. - 200 с.

11. Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. - М.: РОССПЭН, 2001. - 280 с.

12. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.03.2023)

13. Катки заливаются // Волжская коммуна. - 1933. - 22 ноября.

14. Колычев В.Г. Истоки мужества: Подготовка молодежи к вооруженной защите Родины в 1918-1945 гг.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

15. Кузница воинов-победителей: к 75-летию Великой Победы: Коллективная монография. - М.: ПАРАДИГМА, 2021. - 462 с.

16. Листопадов Д.Ю. Политико-воспитательная работа пионерской организации в 1926-1929 гг. (на материалах губерний Верхнего Поволжья) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 9 (47): в 2 ч. - Ч. II. - C. 86-88.

17. О работе пионерской организации: 1. Постановление ЦК ВКП(б) от 21/IV 1932 г. 2. Постановления ЦК ВЛКСМ от 21/IV 1932 г. 3. Постановление коллегии НКП РСФСР от 10/V 1932 г. - Москва; Ленинград: Учпедгиз, 1932. - 30 с.

18. Оборонная работа в школе // Пролетарский путь. - 1939. - 14 июня.

19. После отдыха // Пролетарский путь. - 1936. - 2 сентября.

20. Прилуцкий В.В. Деятельность государственных органов и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию населения СССР, 1922 - июнь 1941 гг.: дис. ... доктора исторических наук: 07.00.02. -Москва, 2001. - 448 с.

21. Физкультура. Физическое воспитание школьников // Волжская коммуна. - 1929. - 1 марта.

Reference

1. Bor'ba za novogo cheloveka // Volzhskaya kommuna. - 1929. - 20 marta.

2. V lagere schastlivy'x // Proletarskij put . - 1936. - 24 iyulya.

3. V lager' na ploshhadku! // Volzhskaya kommuna. - 1932. - 7 maya.

4. Voennaya opas-nost' i pionery' // Vozhatyj. - 1927. - № 14.

5. Voennaya rabota komsomola: sb. st. / pod red. voennoj komissii CzK VLKSM. - M. - L., 1927. - 143 s.

6. Volzhskaya kommuna. - 1938. - 14 aprelya.

7. Vospitatel'noj rabote ser'eznoe vnimanie // Proletarskij put . -1938. - 1 sentyabrya.

8. Gosudarstvenny'j arxiv novejshej istorii Ul'yanovskoj oblasti (GANI UO). - F. 13. - Op. 1. - D. 1791.

9. Gosudarstvenny'j arxiv novejshej istorii Ul'yanovskoj oblasti (GANI UO). - F. 895. - Op. 1. - D. 8.

10. Efimova E.A. Voennaya (oboronnaya) rabota s pionerami i shkolnikami v 1927-1941 gg.: nekotorye or-ganizacionno-pedagogicheskie aspekty. - M.: LENAND, 2021. - 200 s.

11. Zhiromskaya V.B. Demograficheskaya istoriya Rossii v 1930-e gg. Vzglyad v neizvestnoe. - M.: ROSSPEN, 2001. - 280 s.

12. Zakon SSSR «O vseobshhej voinskoj obyazannosti» ot 1 sentyabrya 1939 g. [Elektronnyj resurs] // Infor-macionno-pravovaya sistema. - URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashheniya 15.03.2023)

13. Katki zalivayutsya // Volzhskaya kommuna. - 1933. - 22 noyabrya.

14. Koly'chev V.G. Istoki muzhestva: Podgotovka molodezhi k vooruzhennoj zashhite Rodiny' v 1918-1945 gg.: Kn. dlya uchitelya. - M.: Prosveshhenie, 1985. - 160 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Kuznicza voinov-pobeditelej: k 75-letiyu Velikoj Pobedy': Kollektivnaya monografiya. - M.: PARADIGMA, 2021. - 462 s.

16. Listopadov D.Yu. Politiko-vospitatelnaya rabota pionerskoj organizacii v 1926-1929 gg. (na materialax gu-bernij Verxnego Povolzhya) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i is-kusstvovedenie. Voprosy' teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2014. - № 9 (47): v 2 ch. - Ch. II. - C. 86-88.

17. O rabote pionerskoj organizacii: 1. Postanovlenie CzK VKP(b) ot 21/IV 1932 g. 2. Postanovleniya CzK VLKSM ot 21/IV 1932 g. 3. Postanovlenie kollegii NKP RSFSR ot 10/V 1932 g. - Moskva; Leningrad: Uchpedgiz, 1932. -30 s.

18. Oboronnaya rabota v shkole // Proletarskij put. - 1939. - 14 iyunya.

19. Posle otdy'xa // Proletarskij put. - 1936. - 2 sentyabrya.

20. Priluczkij V.V. Deyatelnosf gosudarstvennyx organov i obshhestvennyx organizacij po voenno-patrioticheskomu vospitaniyu naseleniya SSSR, 1922 - iyun' 1941 gg.: dis. ... doktora istoricheskix nauk: 07.00.02. -Moskva, 2001. - 448 s.

21. Fizkul'tura. Fizicheskoe vospitanie shkolnikov // Volzhskaya kommuna. - 1929. - 1 marta.

Для ссылки: Заводсков И.Н. Военно-патриотическое воспитание ульяновских школьников в конце 1920-х - 1930-х гг. // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - №3 (28). - С. 22-31.

DOI 10.24412/2541-9056-2023-328-22-31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.